Методики малоформализованные. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методики малоформализованные.

2017-06-05 234
Методики малоформализованные. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая процедура набл-я.

1) Опр-е цели и задач набл-я.

2) Выбор объекта (+ выбор категории).

3) Выбор предмета (+ выбор категории).

4) Выбор сп-ба набл-я, опр-е временных рамок.

5) Составление схемы.

6) Выбор сп-бов регистрации (протокол, к-во проявления д.б. соотнесено со t набл-я).

7) Обработка и интерпретация полученных рез-тов: формальная (констатация) и содержательная (подтекст, Ψ.содержание)

Категории набл-я (по Л.А. Регуш):

A. Хар-ки неверб.пов-я: тело и его дв-я, которые м. выражаться в:

· дв-ях туловища (поза, осанка, походка)

· дв-ях рук (дв-е жест, дей-я)

· автоконстанты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища)

· положение по отн-ю к собственной оси и объектам (повороты, наклоны, изгибы)

B. Речь и голос (содержание речи, темп, ритм, интонации, паузы, экспрессия, хар-ка голосовых р-й (крик, вопль, стон, визг и т.п.), хар-ка голоса (мягкий, колючий, скрипучий, низкий, молодой, старческий, звонки, глухой и т.д.), мусорные слова, протяжки (эканье, бэканье))

C. Хар-ка дв-й и дей-й (темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность)

D. Набл-е и интерпретация внешности (одежда, обувь, оформление внешности (макияж), прическа, кожа).

Н. помнить о многозначности одних и тех же наблюдаемых признаков. Важен контекст набл-я + индивидуал. проявления (темп речи у сангвиника и флегматика).

Что сказывается на рез-тах набл-я:

- если сущ. знание о набл-и

- опыт и квалификация набл-ля (но м. иметь и обратную сторону – стереотипные ошибки)

- физическое сост-е набл-ля

- эмоц.сост-е набл-я или набл-мого

- личностные особ-ти (сп-ть к длит. удерживанию вн-я, наблюдат-ть, интерес к соб-ям внеш. мира и т.д.)

Олпорт выделил 8 личностных кач-в хорошего набл-ля:

1. Опыт – чел-к старше 30 лет с хорошим жизненным опытом.

2. Сродство – наблюдает еще лучше если он наблюдает сходных ему людей.

3. Интеллект – осмысление причинно-следственных связей, умение интерпретировать то, что наблюдал и др.

4. Инсайт – то, насколько набл-ль м. понимать, что его личностные уст-ки м. влять на рез-ты набл-я и исказить их.

5. Сложность – набл-ли с трудом понимают тех людей, пов-е которых сложней, чем их собственное.

6. Отрешенность – хорошие набл-ли имеют такую личностную черту как асоциальность и интровертированность, т.е. спокойно воспринимает людей, пов-е которых отклоняется от соц. норм и сп-ны объективно оценивать пов-е этих людей.

7. Эстетические скл-ти – наиболее одаренные набл-ли видят объект гармоничным, разносторонним.

8. Соц. инт-т – м. предсказать пов-е др. людей.

Классификация свойств характера

В структуре характера обычно выделяют две группы черт:

1 группа — черты, которые отражают систему отношений человека к действительности. Здесь можно выделить следующие основные виды черт:

Те, которые отражают отношение к другим людям (например, чуткость, гуманность, искренность, правдивость и т.д.).

Те, которые отражают отношение к труду и его результатам.

Те, которые отражают отношение к самому себе.

2 группаволевые черты, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. Например, целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость, упрямство, нерешительность, трусость и т.д.

Наиболее широко признанной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт является так называемая «Большая пятерка» свойств (У. Норман, Л. Гольдберг, Р. Коста, П. Мак–Грей, Д. Дигман, Ф. Остендорф, Б. ДеРаад, А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов):

Самоуверенность — неуверенность.

Согласие, дружелюбие — враждебность.

Сознательность — импульсивность.

Эмоциональная стабильность — тревожность.

методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся:

♦ тесты;

♦ опросники;

♦ методики проективной техники;

♦ психофизиологические методики. Для них характерны:

♦ определенная регламентация;

♦ объективизация процедуры обследования или испытания (точ­ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ­явления стимульного материала, невмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого и др.);

♦ стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об­работки и представления результатов диагностических экспери­ментов);

♦ надежность;

♦ валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

♦ наблюдение;

♦ беседу;

♦ анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен­но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме­сяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на­блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует про­тивопоставлять формализованным методикам. Как правило, они вза­имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле­довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан­ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой це­лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения

 

8. Проективные методы в психодиагностике.

Проективные методики, в отличие от многих других, не привязывают исследователя к определенным схемам интерпретации результатов. Они могут быть использованы в качестве инструмента для формулирования гипотез, так как позволяют получить важный для понимания внутреннего мира личности материал, который подлежит осмыслению и оценке диагноста вне зависимости от каких-либо теоретических предпочтений.

Л. Франком, одним из идеологов проективного подхода, предложена классификация проективных методов, которая с некоторыми дополнениями принимается и в настоящее время:

1) Конститутивные методики или методики структурирования: человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл (например, тест Г.Роршаха);

2) Конструктивные методики или методики конструирования: предполагают создание и интерпретацию целого из оформленных деталей (игрушки, кубики и т.д.) например, тест мира или «песочница»:

3) Интерпретативные методики предполагают истолкование событий или ситуаций, которые допускают различные толкования (например, ТАТ Г.Мюррея);

4) Аддитивные методики или методики дополнения: неоконченные предложения, рассказы, ассоциативный тест К.Юнга;

5) Экспрессивные методики или изучение продуктов изобразительной деятельности: например, многочисленные рисуночные тесты;

6) Импрессивные методики или методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности (например, цветовой тест Люшера);

7) Рефрактивные методики или изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса);

8) Катартические методики или методики катарсиса: психодрама, проективная игра и т.п.

 

Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соот­ветствующей орг-и всего эксп-та в целом порождает пр-сы фантазии, вообр-я, в кот. раскрываются те или иные хар-ки субъекта. В клинич. употр-и проектив. техники часто строятся на интуиции и теор. подготовке Ψдиагноста, которые оказываются необх. на этапе интерпрета­ции данных. Исследоват. Употр-е проектив. техник предполагает применение контент-аналитич. проце­дур, стандартизирующих обработку данных.

Проективные техники – группа м-к для д-ки лич-ти, ориентированная на клинич. исслед-я. Призваны выявлять аномалии лич-ти, дают возм-ть прогноза индивидуал. лич-ти. Неосознанные черты лич-ти. Термин «проективный» впервые использовал Франк в 1939 г. (ассоциативный тест Юнга, м-ка Роршаха, ТАТ). Юнг, 1895г. – м-ка словесных ассоц-й – как бессознат. переживания становятся доступными объективной д-ке. Для выявления чув-ва вины и ассоц-й явл-й был разработаны проектив. тесты (Лазарус, Постмен, Эриксон).

Гл.отличит. особ-ть проектив. м-к н. искать в отн-но неструктурированной задаче для исп-го, т.е. задаче, допускающей почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того что бы фантазия индивидуума м. свободно разыграться, даются только краткие, об­щие инстр-и. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Основная гипотеза создателей проектив. м-к состоит в след.: то, каким обр. конкретный чел-к воспр. и интерпрет. тес­товый материал или «структурирует» ситуацию отражает фундаментал. аспекты функц-я его Ψ. Т.о., тестовые материалы служат своего рода экраном, на который респонденты про­ецируют свои характерные мыслительные пр-сы, потр-ти, тревоги и конфликты.

В типичных случаях проектив. инструменты представляют собой м-ки замаскированного тестир-я, поскольку обследуемый редко подозревает о типе Ψ. интерпретации, кот. б. дана его ответам. Проектив. м-ки характеризуются также глобальным подходом к оценке лич-ти. Вн-е фокусируется на составной («композитной») картине лич-ти в целом, а не на измерении отдельных черт. Приверженцы проектив.м-к обыч­но считают их особенно эффектив. при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон лич-ти. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем он более чув-н к такому скрытому материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у респондента защитные р-и.

Проектив. м-ды б. созданы в клинич. усл-х и оставались в ос­новном инструментом клинициста. Некот. из них развились из терапевтич. м-дов (таких, как арт-терапия), применявшихся к Ψ больным. Что каса­ется теор. основы бол-ва проектив. м-к, то здесь явно заметно влияние традиц. и соврем. Ψаналитич. концепций. Предприни­мались также разрозненные попытки заложить фундамент для проектив. м-да в стимульно-реактивной th и в перцептуальных ТЛ. Нет необх-ти оценивать конкре. м-ки в свете теор. подхода к их созданию или их ис­тор. корней. м-ка м. оказаться практически полезной или эмпири­чески ценной по др. причинам, нежели те, которые первоначально приводились для оправдания ее введения.

М-ки чернильных пятен: Г. Роршах, Комплексная система Экснера, Чернил.пятна Хольцмана

Рисуночные м-ки: ТАТ и родственные ему тесты, Ан-з рисуночной фрустрации Розенцвейга

Вербальные м-ки – слова использ. и в кач-ве стимульного материала, и в кач-ве ответов; м.б. как в устной, так и в письм. форме, пригодны для груп. тестир-я; неприменимы к маленьким детям, неграмотными или говорящим на др. языке: Тест свободных ассоц-й (Гальтон, Вундт, Кеттелл), Незаконченные предложения (Роттер)

Автобиографические воспоминания

М-ки дей-я – чел-к выражает себя (как терапевтич. знач-е, так и диагностич.): рисуночные м-ки, игровые м-ки и кукольные тесты

Критика. Хотя и твердо установлено, что ответы на проектив. тест отражают стили реагир-я и постоянные черты разных людей, большое и посто­янно увеличивающееся число иссл-й свидетельствуете влиянии на эти отве­ты мн-ва др. факторов. В тех случаях, когда измерялась ретестовая надеж­ность проектив. тестов, часто отмечались заметные временные сдвиги показателей, указывающие на дей-е значит. случайной ошибки. Более прямое док-во чув-ти проектив. тестов к временным сост-ям предоставлено рядом эксперим. иссл-й, демонстрирующих влияние на ответы в по­добных тестах таких факторов, как голод, недосыпание, допинги, тревога и фрустр-я. Б. также обнаружены существ. различия в ответах в зав-ти от создаваемых инстр-ями уст-к, хар-к тестирующего и воспр-я тестируемым ситуации тестир-я. Факторы сп-ти, — и особенно верб. сп-ти, — несомненно влияют на показатели бол-ва проектив. те­стов. Т.о., ответы в проектив. тесте м. обоснованно интерпретироваться только при усл-и, что тестирующий имеет в сво­ем распоряжении подробную инф-ю об обст-вах, при кот. эти отве­ты получены, а также о сп-тях и биографии тестируемого.

Преимущ-ва использ-я неструктурированных, или неоднозначных, стиму­лов оспаривались представителями др. подходов. Такие стимулы столь же неоднозначны для тестирующего, сколь и для тестируемого, а значит, они имеют тенденцию увеличивать степень неопред-ти в интерпретации ответов те­стируемого. При структурир. стимулах имеется возм-ть ото­брать стимулы, релевантные оцениваемым св-вам лич-ти, и менять их хар-р, чтобы полностью исследовать данное измерение лич-ти. Такая проце­дура позволяет дать более ясную интерпретацию рез-там теста, чем это оказыва­ется возможным при широкозахватном м-де неструктурированных сти­мулов. Сущ. также данные, опровергающие распространенное допущение, что чем менее структурированы стимулы, тем с большей вероят-тью они б. вызы­вать проекцию и простукивать «глубинные» слои лич-ти.

20-летнее лонгитюдное иссл-е фантазий в ТАТ и соотв. реал. пов-я выявило, что подростковые занятия гораздо лучше пред­сказывали систему образов, используемых во взр-ти при выполн-и ТАТ, чемвыявляемая с помощью ТАТ образная система подростков — их взрослую деят-ть. Так, участники этого иссл-я, показав­шие восходящую соц. мобильность, став взр-ми, получили более высокие показатели по потр-ти дост-я; но получившие более высокие показатели по потр-ти дост-я в подростковом возрасте не оказались в числе тех, кто впо­следствии продемонстрировал восходящую соц. мобильность. Подобные данные обнаруживают зав-ть, прямо противоположную той, что подразумевается в традиц. обосновании проективных м-к. Эти данные м. объяснить, если рассматривать ответы в ТАТ не как прямые проектив. выра­жения мотивов, а как выборки мыслей индивидуума, на которые в свою очередь мог­ли повлиять его предыдущие дей-я и поступки. Те из нас, кто достиг большего, как и те, кто в пр-се своего развития чаще сталкивался с ориентированными на дост-я моделями пов-я, склонны воспринимать в неструктурированных изоб­ражениях больше тем, связанных с дост-ями.

Груда опубликованных иссл-й, в кот. не удалось продемонстрировать хоть какую-то валидность таких м-к, как ТАТ и D-A-P (тест нарисуй чел-ка), поистине впечатляет, даже если сделать скидку на методологич. недостатки бол-ва из них. За небольшим искл-ем проективные м-ки не явл. тестами в подлинном смысле этого слова. К таким широко известным искл-ям м. отнести м-ку чернильных пя­тен Хольцмана, переработку Экснером м-ки Роршаха, некот. адаптации ТАТ, не которые тесты завершения предложений и P-F Study Розенцвейга.

Бол-во проектив. м-к м-ки вос­пр. скорее как клинич. инструменты. Так, в руках опытного клиници­ста они м. служить доп. качеств. Ср-вом интервьюирования клиентов и пациентов.Особую ценность проек­тив. м-ки приобретают все же тогда, когда их рез-ты интерпретируются качеств., клинич. м-дами, а не в тех случаях, когда рез-ты их применения обрабатываются колич-но и интерпретируются т.о., как если бы б. получены с пом. объективных Ψметрич. инструментов.

Воспользовавшись понятием th инф-и, Кронбах и Глезер назвали м-д интервью н проектив. м-ки «широкополосными» процедурами. Ширина полосы пропускания или перекрываемого диапазона достигается ценой снижения точности или надежности инф-и. Объектив­ные Ψметрические тесты обычно обеспечивают узкий диапазон инф-и на высоком ур-не надежности. В отличие от них, проектив. м-ки и интервью обеспечивают гораздо более широкий диапазон инф-и, однако менее надеж­ной. Более того, хар-р полученных поср-вом одной и той же проектив. м-ки данных м. меняться от одного респондента к др. Напр., ответы одного чел-ка по ТАТ м. многое сказать нам о его агрес-ти и мало или ничего о его креативности или потр-ти дост-я, и наоборот, ответы др. позволят нам всесторонне оценить степень его креативности и силу потр-ти до­ст-я, но в них никак не проявится его агрес-ть.

 

9. Метод наблюдения в психодиагностике.

Наблюдение лежит в основании всего Ψ.опыта. Оно относится к описат. м-дам – не нарушает естественность ситуации, является внешним.

Набл-е – прямая регистрация событий очевидцем (целенаправленное, преднамеренная, систематическое воспр-е событий очевидцем).

Структурализм – Титченер (1867 – 1924) занимался м-дом набл-я, «+» отн-е к набл-ю, развивали как м-д, но с распространением тестов интерес к набл-ю пропал, т.к. он субъективен. Но в последнее t этот м-д опять активно применяется (тренинги и др.)

Опытный Ψ-г начинает с набл-я, а заканчивает тестами, а молодой Ψ-г начинает с тестов, а заканчивает набл-ем.

Классификаия набл-я:

1.

- сплошное – наблюдается все, это очень сложно

- выборочное – выбирается сторона объекта, связанная с целью и задачей

2.

- включенное (внутреннее) – Уайт (N.Y.) – включение в группу инкогнито, об этом никто не знает. Этич. нормы; снижение исследоват. статуса до статуса члена группы. «+»: люди естественны.

- невключенное (внешнее) – наблюдаемый знает, что за ним наблюдают. «–»: люди меняют свое пов-е.

3.

- случайное – в ходе тестир-я замечаем к-л вещи

- систематическое – спланированное, схемы набл-я.

4.

- констатирующее – констатация фактов без интерпретации; ограничено

- оценивающее – делаются к-л выводы, даются оценки, интерпретация.

5.

- полевое – проводится в естественных усл-х

- лабораторное – проводится в опр. усл-х, созданных эксп-ром или наблюдателем, когда специально создается ситуация

6. Самонабл-е (интроспекция). В основании многих личностных тестов по оценке лич-ти лежит самонабл-е. это субъективные опросники. Оно объективно только тогда, когда оно не критично, т.е. важна констатация, а не оценивание. Интроспеция ненадежна т.к.:

1) чел-к не все знает о себе

2) субъективно

3) острое переживание эмоц. впечатлений (о своих пережив-ях трудно сказать словами, эмоц. переживания по прошествии к-л t затухают).

Общая процедура набл-я.

1) Опр-е цели и задач набл-я.

2) Выбор объекта (+ выбор категории).

3) Выбор предмета (+ выбор категории).

4) Выбор сп-ба набл-я, опр-е временных рамок.

5) Составление схемы.

6) Выбор сп-бов регистрации (протокол, к-во проявления д.б. соотнесено со t набл-я).

7) Обработка и интерпретация полученных рез-тов: формальная (констатация) и содержательная (подтекст, Ψ.содержание)

Категории набл-я (по Л.А. Регуш):

A. Хар-ки неверб.пов-я: тело и его дв-я, которые м. выражаться в:

· дв-ях туловища (поза, осанка, походка)

· дв-ях рук (дв-е жест, дей-я)

· автоконстанты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища)

· положение по отн-ю к собственной оси и объектам (повороты, наклоны, изгибы)

B. Речь и голос (содержание речи, темп, ритм, интонации, паузы, экспрессия, хар-ка голосовых р-й (крик, вопль, стон, визг и т.п.), хар-ка голоса (мягкий, колючий, скрипучий, низкий, молодой, старческий, звонки, глухой и т.д.), мусорные слова, протяжки (эканье, бэканье))

C. Хар-ка дв-й и дей-й (темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность)

D. Набл-е и интерпретация внешности (одежда, обувь, оформление внешности (макияж), прическа, кожа).

Н. помнить о многозначности одних и тех же наблюдаемых признаков. Важен контекст набл-я + индивидуал. проявления (темп речи у сангвиника и флегматика).

Что сказывается на рез-тах набл-я:

- если сущ. знание о набл-и

- опыт и квалификация набл-ля (но м. иметь и обратную сторону – стереотипные ошибки)

- физическое сост-е набл-ля

- эмоц.сост-е набл-я или набл-мого

- личностные особ-ти (сп-ть к длит. удерживанию вн-я, наблюдат-ть, интерес к соб-ям внеш. мира и т.д.)

Олпорт выделил 8 личностных кач-в хорошего набл-ля:

1. Опыт – чел-к старше 30 лет с хорошим жизненным опытом.

2. Сродство – наблюдает еще лучше если он наблюдает сходных ему людей.

3. Интеллект – осмысление причинно-следственных связей, умение интерпретировать то, что наблюдал и др.

4. Инсайт – то, насколько набл-ль м. понимать, что его личностные уст-ки м. влять на рез-ты набл-я и исказить их.

5. Сложность – набл-ли с трудом понимают тех людей, пов-е которых сложней, чем их собственное.

6. Отрешенность – хорошие набл-ли имеют такую личностную черту как асоциальность и интровертированность, т.е. спокойно воспринимает людей, пов-е которых отклоняется от соц. норм и сп-ны объективно оценивать пов-е этих людей.

7. Эстетические скл-ти – наиболее одаренные набл-ли видят объект гармоничным, разносторонним.

8. Соц. инт-т – м. предсказать пов-е др. людей.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.