Бенсаид Д. Маркс. Инструкция по применению. М., 2012. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Бенсаид Д. Маркс. Инструкция по применению. М., 2012.

2017-06-04 250
Бенсаид Д. Маркс. Инструкция по применению. М., 2012. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические рекомендации

1) Социальные последствия промышленного переворота не ограничивались ростом влияния буржуазии и упадком аристократии. Не менее значимым для истории западноевропейских стран середины XIX в. было стремительное увеличение численности проживавших в городах наёмных фабрично-заводских работников, или, согласно распространённой фразеологии того времени, рабочего класса (пролетариата). Низкий уровень заработной платы, социальная незащищённость и тяжелейшие условия труда и быта провоцировали массовое недовольство и стихийные выступления. Потенциально, рабочий класс представлял собой мощную политическую силу, исключённую из действовавшей политической системы и лишённую собственной идеологии. Начать семинарское занятие необходимо с обсуждения вопроса, почему недовольство городских низов часто выливалось в насильственные акции протеста (восстания лионских ткачей 1831 и 1834 гг., луддитское движение, восстание ткачей в Силезии 1844 г.) и почему концепции либерализма и консерватизма не могли удовлетворить их идейные потребности?

2) Важное значение для семинарского занятия имеет изучение биографий К. Маркса и П.Ж. Прудона. Оба мыслителя являлись и по социальному положению, и по образу жизни представителями интеллигенции. Необходимо объяснить, каким образом и тот и другой пришли в политику, какими мотивами они руководствовались, защищая интересы рабочих, был ли их образ жизни типичным для интеллектуала середины XIX в.? Как Вы объясните то обстоятельство, что основателями доктрины анархизма и коммунизма были люди, не трудившиеся в сфере фабрично-заводского производства?

3) Основную часть семинарского занятия составляет анализ политических концепций главных идеологов коммунизма и анархизма. Важно: Ключевой составляющей ответа является цитирование используемого источника!

 

К. Маркс. Основатель коммунистической доктрины. Опираясь на одну из его ключевых работ «Манифест коммунистической партии», необходимо ответить на вопросы: что такое класс в понимании К. Маркса? Почему постоянно происходит классовая борьба? Что такое производственные силы и производственные отношения и каким образом они взаимосвязаны? Чем характеризуется положение пролетариата в буржуазном обществе? Каково происхождение и смысл существования государства? Какие К. Маркс ставил цели коммунистического движения? Что называл наиболее актуальными задачами коммунистической партии? Каково должно быть отношение коммунистов к другим партиям и политическим силам?

 

В.И. Ленин. Один из главных продолжателей теории К. Маркса. Данный семинар посвящён его концепции империализма. Опираясь на работу «Империализм как высшая стадия развития капитализма», необходимо дать ответы на вопросы: какие В.И. Ленин заметил изменения в системе мировой экономики конца XIX – начала XX вв.? Что он называл монополистическим капитализмом? Что такое финансовый капитал? К каким последствиям привело слияние промышленного и банковского капитала? Что такое империализм, каковы его характерные черты? В чём заключаются негативные последствия наступления эпохи империализма? Что такое империалистический раздел мира, почему он произошёл и каковы были его последствия?

 

П.Ж. Прудон. Идеолог классического анархизма. Используя работу «Что такое собственность?» необходимо раскрыть отношение мыслителя к собственности, законам, государству. Каков идеал общественного устройства у П.Ж. Прудона, какие пути его установления и способы функционирования он предлагает? Центральное понятие в учении анархизма - свобода. Что понимает под свободой П.Ж. Прудон?

В завершении занятия дискуссионный вопрос «Прошлое и будущее коммунизма и анархизма, есть ли перспектива у политических учений рабочего класса?

Тема 6. Идеология национализма и расизма в политической теории Нового времени.

Либеральная теория нации и национализма.

- Э. Хобсбаум о нациях в XIX в.

- Нация как «ежедневный плебисцит» Э. Ренана.

- Ф. Лист и немецкое либеральное понимание нации.

Расовые концепции XIX - начала XX в.

- Ж. Сорель и фашизм.

- Ф.Гальтон: у истоков евгеники.

- Х.С.Чемберлен и «расовый миф Европы».

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.