Тема 1. Политические учения Древней Индии. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 1. Политические учения Древней Индии.

2017-06-04 316
Тема 1. Политические учения Древней Индии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧЕЛЯБИНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

(ДРЕВНИЙ МИР, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ ВРЕМЯ)

 

Методические рекомендации

к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов

 

Челябинск

Утверждена на заседании кафедры всеобщей истории, археологии и этнологии

Протокол № 10 от 28 июня 2012 г.

 

Зав. кафедрой _________________ В.В. Грудзинский

 

Направление: 03.02.00.62 — Политология

 

 

Составители: И.М. Нохрин, канд. ист. наук

А.М. Скворцов, канд. ист. наук

 

Рецензент: В.А. Зорин, канд. полит. наук, доцент

 

 

Общее количество часов 244

В том числе:

лекции 70

практические занятия 53

самостоятельная работа 121

 

Отчетность:

экзамен 1,2 семестр

зачет

 

 

Контрольные мероприятия (количество):

контрольные работы 2

домашние контрольные задания 2

коллоквиумы 2

другие контрольные мероприятия эссе

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – изучение истории возникновения и развития теоретических знаний о политике и государстве, праве и законодательстве, основных политических доктрин.

Задачидисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: знакомство студентов с учениями о политике, государстве и праве наиболее выдающихся философов и мыслителей; знание основных этапов истории политических учений и их характерных черт и особенностей; способность работы с разноплановыми источниками и монографиями; способность к эффективному поиску информации и критике источников; усвоение студентами основных понятий и терминов истории политических учений; умение логически мыслить, вести научные дискуссии; развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, интереса к мировому культурному и научному наследию.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: методологию, периодизацию и основные тенденции развития теоретических представлений о государстве и праве;время создания важнейших политических учений, их авторов; содержание важнейших политических доктрин.

Уметь: логически мыслить, вести научные дискуссии; работать с источниками, освещающими различные политических доктрины; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

получать, обрабатывать и сохранять источники информации; формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным вопросам политической мысли; владеть понятийным аппаратом истории политических учений; исследовать и оценивать закрепленные в политических доктринах теоретические положения; хронологически прослеживать, анализировать и оценивать роль политических доктрин в политическом развитии; самостоятельно ставить и разрешать исследовательские политологические проблемы.

Владеть: навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности; навыками анализа исторических источников; приемами ведения дискуссии и полемики.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ[1].

Основная цель семинара – научить студентов самостоятельно анализировать письменные источники и научную литературу в условиях стационарной кабинетной работы. Кроме того, семинарские занятия призваны углубить и закрепить знания по узловым вопросам Истории политических учений, которые излагаются в лекционном курсе. Преподаватель на лекциях, как правило, ставит проблему, характеризует ее в общих чертах, а также обрисовывает процесс развития теоретических представлений о государстве, законах и праве во времени.

Студент в ходе самостоятельной работы над источниками и литературой приобретает навыки изложения изученного материала, умение составлять план по теме, систематизировать материал и делать итоговый вывод; осваивает технику цитирования источников и литературы, оформление научного аппарата (сносок и ссылок). Будущие политологи учатся работать с научной литературой, теоретическими трудами, учебной литературой, пособиями, справочными изданиями. Студенты должны приобрести навыки выделения и обоснования проблематики той или иной темы, определения приемов критики информации (установление круга источников, философской и политической позиции автора, зависимости концепции исследователя от разных условий). Таким образом, формируется одна из основных профессиональных компетенций бакалавра – умение работать с информацией различного рода: «добывать», анализировать, сличать ее с имеющимися данными. И не важно, что в данном курсе разбираются трактаты, которые написаны сотни, а то и тысячи лет назад. Приобретенные навыки, бесспорно, будут способствовать успешной профессиональной деятельности бакалавров-политологов, так как по роду занятий выпускники данного направления имеют дело с разнообразной эмпирической базой, и главное знать технику ее интерпретации.

При подготовке к семинару студенты читают и анализируют прежде всего исторический источник – произведение какого-либо автора, где содержится оригинальная политическая мысль. Перед этим с помощью имеющейся литературы следует дать критическую характеристику этому источнику. Данный этап чрезвычайно важен. Российский историк XIX в. М.С. Куторга писал: «Там, где нет критики, нет и истории». Характеристику источника условно делят на 2 этапа. Первый – внешняя критика источника – заключается в описании его внешнего вида, материала, из которого он изготовлен, степени его сохранности, места и времени создания, установление авторства. Желательно отметить ценность источника, указать, какие стороны жизни он отражает (экономику, социальную сферу, сословное деление общества и т.д.), к какому виду письменных источников он может быть отнесен.

Следующий, более углубленный этап, именуется внутренней критикой источника. Необходимо составить представление об авторе изучаемого документа, его принадлежности к определенному слою общества, мировоззрении, политической ориентации; выяснить цели, поставленные автором при написании данного сочинения, его отношение к изображаемым событиям, степень непосредственного участия в них и так далее. При этом надо учитывать время, в которое он жил, что влияет на содержание самого исторического документа. Очень важно выявить тенденциозность автора, которая может заключаться в однобоком подборе фактов, в их интерпретации и оценке. В древних источниках, как правило, содержится мифологический, легендарный материал, который следует четко отграничить от реальных событий и фактов.

После характеристики источника следует преступить к анализу его по пунктам рекомендованного плана, систематизируя материал по отдельным вопросам и делая по ним выводы. При подготовке ответа пользуйтесь конкретными методическими указаниями, приложенными к плану каждого семинара. Они помогут правильно и рационально ставить вопросы к источнику и получать ответы на них. При составлении и озвучивании ответа на семинаре необходимо цитировать сам источник, сопровождая выдержки из него пояснениями, комментариями. При цитировании источника требуется указывать конкретную книгу, параграф, главу, откуда взята цитата.

Следует помнить, что информация, содержащаяся в источниках, не имеет единственно верной интерпретации. В современной научной литературе взгляды авторов на смысловую нагрузку источников зачастую разнятся. Данное обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к семинару. На самом же занятии следует изложить все точки зрения и аргументированно выбрать одну. При этом не нужно бояться и стесняться в аудитории дискутировать, защищать свой взгляд на проблему, но, естественно, делать это не голословно. В идеале каждый семинар должен сопровождаться диспутом, вопросами к докладчику, причем, не только со стороны преподавателя, но и – студентов. Только лишь в споре, как известно, рождается истина. Умение размышлять, подбирать доказательства, отстаивать свою точку зрения – важная составляющая часть профессиональных компетенций политолога.

Данное пособие включает темы практических занятий, их примерные планы, списки источников и литературы, методические указания.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

СЕМЕСТР

СЕМЕСТР

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Семестр: Новое время.

  1. Гуманизм как идейно-политический феномен Нового времени (общие черты).
  2. Политическая концепция Н. Макиавелли как образец гуманистической политической мысли.
  3. Общественно-политические взгляды социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).
  4. Гуманизм как новый тип политического мышления (на примере творчества Эразма Роттердамского и Дж. Бруно).
  5. Просвещение как идеологическая основа политических учений Нового времени (общетеоретический анализ).
  6. Политическая концепция Ж.Ж. Руссо.
  7. Общественно-политические взгляды Ш.Л. Монтескье.
  8. Просвещение и американская революция: политические теории Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна.
  9. Политическая теория классического либерализма в идеологии Нового времени (общие черты).
  10. Политическая концепция Дж. Бентама.
  11. Общественно-политические взгляды Дж. С. Милля.
  12. Либерализм в американской общественной мысли: концепция федерализма Т. Джефферсона, А. Гамильтона и Дж. Мэдисона.
  13. Политическое учение консерватизма в идеологии Нового времени (условия возникновения и отличительные черты).
  14. Э. Берк и зарождение консервативной идеологии.
  15. Ж. де Местр – классик мирового консерватизма.
  16. К. фон Меттерних – практик консерватизма.
  17. Политическая теория анархизма, коммунизма и социализма в XIX в. (общетеоретический аспект).
  18. К. Маркс и учение классического коммунизма.
  19. В.И. Ленин и разработка понятия империализма.
  20. П.Ж. Прудон и политическая теория анархизма.
  21. Либеральная теория нации и национализма.
  22. Расовые концепции XIX – начала XX в.
  23. Универсалистские теории и их влияние на становление нацизма.

 

 

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

(ДРЕВНИЙ МИР, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ ВРЕМЯ)

 

 

Методические рекомендации

к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов

 

Составители: канд. ист. наук И.М. Нохрин, канд. ист. наук А.М. Скворцов

 

Редактор М.А. Сидоров

 

Подписано в печать 30.11.2012.

Формат 60х84. Бумага.

Печать офсетная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л..

Тираж 100 экз. Заказ.

 

Адрес и полное название типографии.

 


[1] Методические рекомендации опираются на уже изданные преподавателями кафедры пособия: Любчанская Т.В. История древнего Востока. Планы практических занятий, методические указания. Челябинск, 2004; Любчанский И.Э. История древней Греции. Классический период. Челябинск, 2002.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

(ДРЕВНИЙ МИР, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ ВРЕМЯ)

 

Методические рекомендации

к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов

 

Челябинск

Утверждена на заседании кафедры всеобщей истории, археологии и этнологии

Протокол № 10 от 28 июня 2012 г.

 

Зав. кафедрой _________________ В.В. Грудзинский

 

Направление: 03.02.00.62 — Политология

 

 

Составители: И.М. Нохрин, канд. ист. наук

А.М. Скворцов, канд. ист. наук

 

Рецензент: В.А. Зорин, канд. полит. наук, доцент

 

 

Общее количество часов 244

В том числе:

лекции 70

практические занятия 53

самостоятельная работа 121

 

Отчетность:

экзамен 1,2 семестр

зачет

 

 

Контрольные мероприятия (количество):

контрольные работы 2

домашние контрольные задания 2

коллоквиумы 2

другие контрольные мероприятия эссе

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – изучение истории возникновения и развития теоретических знаний о политике и государстве, праве и законодательстве, основных политических доктрин.

Задачидисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: знакомство студентов с учениями о политике, государстве и праве наиболее выдающихся философов и мыслителей; знание основных этапов истории политических учений и их характерных черт и особенностей; способность работы с разноплановыми источниками и монографиями; способность к эффективному поиску информации и критике источников; усвоение студентами основных понятий и терминов истории политических учений; умение логически мыслить, вести научные дискуссии; развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, интереса к мировому культурному и научному наследию.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: методологию, периодизацию и основные тенденции развития теоретических представлений о государстве и праве;время создания важнейших политических учений, их авторов; содержание важнейших политических доктрин.

Уметь: логически мыслить, вести научные дискуссии; работать с источниками, освещающими различные политических доктрины; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

получать, обрабатывать и сохранять источники информации; формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным вопросам политической мысли; владеть понятийным аппаратом истории политических учений; исследовать и оценивать закрепленные в политических доктринах теоретические положения; хронологически прослеживать, анализировать и оценивать роль политических доктрин в политическом развитии; самостоятельно ставить и разрешать исследовательские политологические проблемы.

Владеть: навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности; навыками анализа исторических источников; приемами ведения дискуссии и полемики.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ[1].

Основная цель семинара – научить студентов самостоятельно анализировать письменные источники и научную литературу в условиях стационарной кабинетной работы. Кроме того, семинарские занятия призваны углубить и закрепить знания по узловым вопросам Истории политических учений, которые излагаются в лекционном курсе. Преподаватель на лекциях, как правило, ставит проблему, характеризует ее в общих чертах, а также обрисовывает процесс развития теоретических представлений о государстве, законах и праве во времени.

Студент в ходе самостоятельной работы над источниками и литературой приобретает навыки изложения изученного материала, умение составлять план по теме, систематизировать материал и делать итоговый вывод; осваивает технику цитирования источников и литературы, оформление научного аппарата (сносок и ссылок). Будущие политологи учатся работать с научной литературой, теоретическими трудами, учебной литературой, пособиями, справочными изданиями. Студенты должны приобрести навыки выделения и обоснования проблематики той или иной темы, определения приемов критики информации (установление круга источников, философской и политической позиции автора, зависимости концепции исследователя от разных условий). Таким образом, формируется одна из основных профессиональных компетенций бакалавра – умение работать с информацией различного рода: «добывать», анализировать, сличать ее с имеющимися данными. И не важно, что в данном курсе разбираются трактаты, которые написаны сотни, а то и тысячи лет назад. Приобретенные навыки, бесспорно, будут способствовать успешной профессиональной деятельности бакалавров-политологов, так как по роду занятий выпускники данного направления имеют дело с разнообразной эмпирической базой, и главное знать технику ее интерпретации.

При подготовке к семинару студенты читают и анализируют прежде всего исторический источник – произведение какого-либо автора, где содержится оригинальная политическая мысль. Перед этим с помощью имеющейся литературы следует дать критическую характеристику этому источнику. Данный этап чрезвычайно важен. Российский историк XIX в. М.С. Куторга писал: «Там, где нет критики, нет и истории». Характеристику источника условно делят на 2 этапа. Первый – внешняя критика источника – заключается в описании его внешнего вида, материала, из которого он изготовлен, степени его сохранности, места и времени создания, установление авторства. Желательно отметить ценность источника, указать, какие стороны жизни он отражает (экономику, социальную сферу, сословное деление общества и т.д.), к какому виду письменных источников он может быть отнесен.

Следующий, более углубленный этап, именуется внутренней критикой источника. Необходимо составить представление об авторе изучаемого документа, его принадлежности к определенному слою общества, мировоззрении, политической ориентации; выяснить цели, поставленные автором при написании данного сочинения, его отношение к изображаемым событиям, степень непосредственного участия в них и так далее. При этом надо учитывать время, в которое он жил, что влияет на содержание самого исторического документа. Очень важно выявить тенденциозность автора, которая может заключаться в однобоком подборе фактов, в их интерпретации и оценке. В древних источниках, как правило, содержится мифологический, легендарный материал, который следует четко отграничить от реальных событий и фактов.

После характеристики источника следует преступить к анализу его по пунктам рекомендованного плана, систематизируя материал по отдельным вопросам и делая по ним выводы. При подготовке ответа пользуйтесь конкретными методическими указаниями, приложенными к плану каждого семинара. Они помогут правильно и рационально ставить вопросы к источнику и получать ответы на них. При составлении и озвучивании ответа на семинаре необходимо цитировать сам источник, сопровождая выдержки из него пояснениями, комментариями. При цитировании источника требуется указывать конкретную книгу, параграф, главу, откуда взята цитата.

Следует помнить, что информация, содержащаяся в источниках, не имеет единственно верной интерпретации. В современной научной литературе взгляды авторов на смысловую нагрузку источников зачастую разнятся. Данное обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к семинару. На самом же занятии следует изложить все точки зрения и аргументированно выбрать одну. При этом не нужно бояться и стесняться в аудитории дискутировать, защищать свой взгляд на проблему, но, естественно, делать это не голословно. В идеале каждый семинар должен сопровождаться диспутом, вопросами к докладчику, причем, не только со стороны преподавателя, но и – студентов. Только лишь в споре, как известно, рождается истина. Умение размышлять, подбирать доказательства, отстаивать свою точку зрения – важная составляющая часть профессиональных компетенций политолога.

Данное пособие включает темы практических занятий, их примерные планы, списки источников и литературы, методические указания.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

СЕМЕСТР

Тема 1. Политические учения Древней Индии.

 

1. Характеристика брахманизма как религиозно-философского учения.

2. Политико-правовые идеи в «Законах Ману».

3. Буддийские представления о праве.

4. Политико-правовой источник Древней Индии «Артхашастра».

Основные термины: брахманизм, буддизм, дхармасутры, дхармашастры, сословие, варна, каста, дваждырождённые, дхарма, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые, раджа.

Методические рекомендации

Изучение политико-правовой мысли древнего Востока необходимо начать с выявления особенностей, связанных, прежде всего, с религиозно-мифологической формой. Ведущими направлениями в политической мысли древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Каждое из них необходимо охарактеризовать, обращая внимание на следующие вопросы: время возникновения учения (характеристика эпохи), проблема происхождения Вселенной, пантеон богов, движущие силы истории.

Идеями брахманизма пронизаны дхармасутры и дхармашастры – письменные правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами. Наиболее известный из них – «Законы Ману» («Манусмрити», или «Манавадхармашастра»). Прежде, чем приступить к анализу этого источника, дайте его характеристику, которая включает в себя следующие проблемы: авторство, датировка, язык произведения, условия его бытования, функциональное назначение текста и его структура, внутренний адресат, специфические черты.

Далее необходима внимательная работа с текстом, его вдумчивое прочтение и анализ. Обратите внимание на отражение в «Законах…» социальной структуры общества (понятия «варна» и «каста», происхождение варн, обожествление кастового строя, права и обязанности каст, принцип социального неравенства, провозглашение социальной стабильности). Дайте характеристику каждой из варн. Кто такие «дваждырождённые»? Какие привилегии имелись у брахманов? Как должны строиться взаимоотношения между брахманами и кшатриями? Была ли возможность перехода из одной варны в другую? Сохранилось ли варно-кастовые различия в современной Индии?

После этого следует обратиться к характеристике статуса царя, его функциям и обязанностям. Подумайте, какими качествами должен обладать идеальный правитель? Какие наставления содержит «Манавадхармашастра», адресованные царю? Какие выделяются в источнике царские пороки, с чем они связаны? Рассмотрите вопросы основ и целей управления, методы осуществления политики («шесть методов политики»).

Приступая к изучению «Артхашастры», следует помнить, что в этом произведении не описывается конкретное государство или политическая ситуация, а излагаются представления об абстрактном, идеальном государстве, даются рекомендации по внешней политике и управлению во всевозможных ситуациях. Но в то же время, политическая теория, вероятно, была связана с практикой. Дайте характеристику источника (по вышеприведённому плану), при этом обратите внимание на исторический контекст создания произведения..

Далее рассмотрите понятие «государства» в «Артхашастре». Следует помнить, что в основе политической теории Индии лежит концепция мандалы – объясните её суть. Какие основные элементы государства выделяются? Требовалось ли для государства территориальное единство? На характеристике часто упоминаемых в «Артхашастре» «соседей» или «союзников» следует остановиться особо. Через несколько веков после составления рассматриваемого трактата термин «саманта» («сосед») появляется в эпиграфике Гуптов и царей более поздних индийских династий, становясь наиболее распространённым обозначением вассалов. Но и в «Артхашастре» слово «саманта» в большинстве случаев употребляется для обозначения не просто соседа, а зависимого правителя. Есть ли чёткая грань между чиновником и зависимым царём? В каких случаях она становится нечёткой?

Прежде, чем давать характеристику правителю объясните, что для автора трактата важнее «священство» или «царство»? Осветите основные качества, которыми должен обладать государь. Какие советы даёт автор «Артхашастры» правителю в написании законов? Какие выделяются средства политики? Каковы методы осуществления внешней политики? Объясните, что общего во взглядах Каутильи и мыслителя Раннего Нового времени Макиавелли?

Важно помнить и то, что слабость государственного аппарата, рыхлость политической структуры Индии приводили к неопределённости самого понятия государства и очевидному сходству внутренней и внешней политики.

 

Источники:

1. Антология мировой политической мысли. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., 1997.

2. Артхашастра, или наука политики. / Пер. А.И. Вострикова и др. М.-Л., 1959.

3. Источники по истории политических и правовых учений. М., 1981.

4. Законы Ману. / Пер. С.Д. Эльмановича, пров. и испр. Г.Ф. Ильиным. М., 1960.

5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и В.И. Кузищина. М., 1980. Т. 2. С. 75—111.

 

Литература:

1. Алаев Л.Б. Сельская община как элемент общественного строя древней Индии // Вестник древней истории (далее – ВДИ). 1976. № 1.

2. Баркалов В.Я. Политические учения Древнего Востока. Барнаул, 1994.

3. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

4. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

5. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра». Проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

6. Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков: Религия. Быт. Культура. М., 1994.

7. Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.

8. История древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001.

9. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.