Взаимоотношений детей и родителей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Взаимоотношений детей и родителей

2017-06-03 249
Взаимоотношений детей и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Гармоничное развитие дошкольника - важная государствен­ная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих нев­ротическими расстройствами и другими эмоциональными нару­шениями. Среди них немало детей дошкольного возраста.

Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмо­циональных нарушений у детей в преддошкольном и дошколь­ном возрасте с психическими травмами. К ним ученые, в част­ности А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В. И. Козлов и другие, от­носят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, оперативные вмешательства, семейные конфликты.

Вместе с тем анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных наруше­ний - не острые, а затяжные психические травмы. Психограв-мирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговремен­ную и важнейшую роль (Буянов М. И., Виноградова А. М., Пет­ровский В. А., Сухомлинский В. А. и другие). То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значи­тельной части своей жизни. В семье закладываются основы лич­ности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем напо­ловину сформировался как личность.

Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются


наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к куль­туре.

Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных школ и направлений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская и другие). Общим для всех подходов являет­ся констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со сто­роны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонст­рации ребенку своего положительно-эмоционального отноше­ния к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.

Решением проблем психологической коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье, необходимо зани­маться в медицинских учреждениях, детских садах, школах, в спе­циальных психолого-педагогических центрах.

Но особенно большая помощь в коррекции детско-родитель-ских отношений необходима детям с легкими формами психи­ческого недоразвития, в частности с задержкой психического развития (ЗПР). Преодолеть недостатки в развитии и успешно адаптироваться в обществе без помощи взрослого эти дети не мо­гут. К настоящему времени имеется практический опыт иссле­дования и коррекции у детей с ЗПР отдельных психических процессов (внимания, памяти, мышления). Однако еще недос­таточно изучена сфера общения детей с ЗПР и возможности компенсации дефектов в ее развитии.

Многочисленные психологические исследования (А. Н. Ле­онтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви,


 

 


понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Эмоциональная депривация ребенка в раннем возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных послед­ствий состоит не только в развитии самого общения и всех осталь­ных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее - эмоционально-положи­тельного состояния детей.

Проблемы психического здоровья дошкольников и поиски путей оказания помощи детям с ЗПР до поступления их в школу привели к идее создания совместных коррекционно-развивающих занятии детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга. Вопрос о приобщении детей к природе актуален для эко­логического и эмоционально-положительного развития дошколь­ника. Коррекционно-развивающие занятия разработаны для де­тей 5-7 лет.


 


 


 


ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ

Я часть занятия.

Подготовительная работа начинается с установления эмо­ционального контакта между детьми и их родителями с помо­щью игр по кругу (например «Передай улыбку»). Начало заня­тия является своеобразным ритуалом, где дети могут настроить­ся на совместную деятельность, общение.

Для этого можно использовать следующие игры или игровые упражнения, направленные:

• на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный
лучик», «Солнечный зайчик»;

• закрепление умений невербального общения: «Передай
улыбку», «Солнечный зайчик»; «Утренний тренинг», «Ауто­
тренинг»;

• развитие чувства близости с другими детьми и родителями:
«Дотронься до...», «Волшебный клубочек», «Пирамида любви»,
«Эстафета дружбы», «Доброе животное», «Комплименты».

Я часть занятия.

Развитие и коррекция детско-родительских отношений, фор­мирование эмоционально-положительного состояния детей.


 


 


В этой части занятия проводятся игры, этюды, беседы, уп­ражнения на развитие:

• отношений партнерства и сотрудничества родителя с ре­
бенком (игра «Тучка и капельки», детско-родительская игра
«Волшебные превращения», мини-этюд «Ежата»);

• понимания родителями собственного ребенка (игра-сказка
«Воробьиная семья», стихотворение «Ежинка», сказка «Про бе­
личью красу», игра «Найди своего ребенка»);

• способности к эмпатии (игра «Дождь в лесу» и другие),
к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов
друг друга (энергетическая сказка «Туча и Гром», игра-пере­
воплощение «Все когда-то мечтают стать птицей», упражнение
«Вы - речные жители», игра-беседа «Если бы ты был бабочкой»).

Для эмоционального сближения и взаимодействия детей и родителей на занятии предлагается выполнить какую-нибудь совместную работу, например создать коллективный узор «Ук­расим бабочку», сделать общий рисунок «Домик для белки». Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Эта работа способствует формированию творческого воображе­ния, помогает в развитии коммуникабельности.

3-я часть занятия.

В заключительной части идет закрепление, положительных эмоций от работы на занятии с помощью художественных про­изведений (стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели», песня «Большой хоровод»).

После завершения всех этапов работы проводится итоговое собрание с родителями и воспитателями, где подводятся резуль­таты работы и даются рекомендации родителям по закреплению внутрисемейного общения с детьми (см. Приложение).


В результате проведения коррекционной работы опыт обще­ния ребенка с ЗПР с родителями в системе отношений «родите­ли - дети - природа» дает положительный результат, так как устраняет источник межличностных проблем, развивает пози­тивное взаимодействие, снижает число родительско-детских конфликтов, улучшает эмоциональный микроклимат семей.

Кроме того, происходят изменения в личностно-эмоцио-нальном развитии детей: повышается самооценка и взаимооцен­ка, снижается конфликтность; развиваются эмпатия, творческие способности, воображение, наблюдательность; формируются чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенно­сти в своих силах и в себе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

 

Структура занятия Методы, формы и техника работы Задачи
     
Занятие 1. Мы хотим, чтобы все улыбались
Часть I. Вводная (приветствие) Упражнение «Передай улыбку» Устанавливать эмоцио­нальный контакт между всеми участниками
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) Игра «Цветок - имя». Обсуждение и проиг­рывание ситуации. Игра «Комплимент». Игра «Я - взрослый» Обучать детей и взрослых установлению контакта с помощью речевых (обра­щение по имени, компли­мент) и неречевых (улыб­ка, контакт глаз) средств общения

Продолжение табл.


Продолжение табл.,


 


 

     
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 2. Мы хотим, чтоб птицы пели
Часть I. Упражнение • Установить эмоциональ-
Вводная «Передай улыбку». ный контакт между всеми
(приветствие)   участниками.
  Игра «Летает - не ле- • Создать эмоционально-
  тает» положительный настрой,
    вызвать интерес к совмест-
    ной работе
Часть П. Игра-сказка «Воробь- • Актуализировать семейные
Рабочая иная семья». переживания: конфликт,
(коррекционно- Игра-перевоплощение перемирие, родительская
развивающая) «Все когда-то мечтают ласка.
  стать птицей». • Развивать чувство эмоцио-
  Этюд «Птицы». нальной отзывчивости, со-
  Этюд «Спаси птенца» причастности живой при-
    роде, чувство сопережива-
    ния. Развивать умения
    показывать эмоциональ-
    ное состояние, выражать
    свои эмоции и чувства
    посредством мимики
Часть III. Стихотворение Е. Кур- • Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии

 

     
Занятие 3. Мы хотим, чтоб вокруг леса шумели
Часть I. Упражнение «Передай • Устанавливать эмоцио-
Вводная - улыбку». нальный контакт между
(приветствие) Упражнение «Утрен- всеми участниками.
  ний тренинг» • Эмоционально обогащать
    настроения взрослых и де-
    тей поэзией.
    • Воспитывать потребность
    радовать близких
Часть II. Обсуждение правил • Способствовать осозна-
Рабочая поведения в лесу. нию дошкольниками взаи-
(коррекционно- Обсуждение, каким мосвязи всех компонентов
развивающая) должен быть лес. природы, закреплению на-
  Игра «Дождь в лесу» выков экологически гра-
    мотного поведения.
    • Развивать чувство эмпатии
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положительные
Завершающая гановой «Мы хотим, эмоции от работы на занятии
  чтоб птицы пели»  
Занятие 4. Мы хотим, чтобы были голубыми небеса
Часть I. Этюд «Солнечные Устанавливать эмоцио-
Вводная лучики». нальный контакт между
(приветствие) Игра «Дотронься до...» всеми участниками
Часть И. Рассказы детей о при- • Активизировать знания
Рабочая роде. детей о природе.
(коррекционно- Игра-перевоплощение • Формировать экологиче-
развивающая) «Представь себя скую установку личности,

 




Продолжение табл.

 

     
  облаком, плывущим активную жизненную
  по небу». позицию по отношению
  Исполнение песни к природе.
  с имитацией движений • Обучать взрослых и детей
  «Облака, белогривые объединяться в совместных
  лошадки» играх.
    • Развивать творческие спо-
    собности и воображение.
    • Воспитывать умение чув-
    ствовать состояние других
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 5. Мы хотим,чтобь 1 речка серебрилась
Часть I. Упражнение «Вол- Настраивать группу на со-
Вводная шебный клубочек» вместную работу, устанав-
(приветствие)   ливать эмоциональный
    контакт между всеми уча-
    стниками
Часть II. Упражнение «Поздо- • Развивать экологическую
Рабочая роваемся». эмпатию.
(коррекционно- Упражнение «Карна- • Расширять чувственный
развивающая) вал». опыт взаимодействия с при-
  Упражнение «Забав- родой, стремление переда-
  ные танцы». вать образ животного в ми-
  История о загрязнении мике, движениях, жестах.
  реки. • Развивать наблюдатель-
  Игра «Что будет, ес- ность, воображение,
  ли...» образное мышление.

Продолжение табл.

 

     
  Игра «Найди своего ребенка». Упражнение «Вы -речные жители». Игра «Нептун» • Развивать взаимопони­мание. • Развивать умение разли­чать эмоциональные ощу­щения. • Корректировать способы взаимодействия с природ­ными объектами,экологи­зация мировоззрения
Часть III. Завершающая Стихотворение Е. Кур­гановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» Закреплять положительные эмоции от работы на занятии
Занятие 6. Мы хотим, чтобы бабочка резвилась
Часть I. Вводная (приветствие) Упражнение «Передай улыбку». Упражнение «Пирамида любви» • Устанавливать эмоцио­нальный контакт между всеми участниками. • Настраивать детей и взрос­лых на активную работу. • Воспитывать уважитель­ное и заботливое отноше­ние к миру и людям. • Развивать коммуникатив­ные способности
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) Игра «Мы - гусеницы». Игра-беседа «Если бы ты был бабочкой». Создание коллектив­ного узора «Украсим бабочку» • Формировать экологи­ческие установки,преодо­левать прагматическое отношение к природным объектам.

 


Продолжение табл.


Продолжение табл.


 


     
    • Развивать чувство эмо­циональной отзывчивости, чувство сопереживания. • Устанавливать и развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком
Часть III. Завершающая Стихотворение Е. Кур­гановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» Закреплять положительные эмоции от работы на занятии
Занятие 7. Мы хотим, чтоб солнце грело и была на ягодах роса
Часть I. Вводная (приветствие) Игра «Солнечный зайчик» Снимать напряжение, ус­танавливать эмоциональ­ный контакт между всеми участниками
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) Рассказ о росе. Мини-этюд «Росинки». Мини-этюд «Солнце». Беседа о солнце. Рисование солнца (дети и родители) • Закреплять представление о природе. • Развивать отношения партнерства и сотрудниче­ства родителя с ребенком в процессе взаимодействия с природой. • Расширять чувственное восприятие предметов и явлений природы. • Формировать умение ви­деть себя в единстве с при­родой.

 

     
    • Развивать творческие
    способности и воображе-
    ние, способствовать инди-
    видуальному самовыраже-
    нию детей
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 8. Мы хотим,чтобы березка зеленела
Часть I. Утренний аутотренинг • Устанавливать эмоцио-
Вводная   нальный контакт между
(приветствие)   всеми участниками.
    • Эмоционально обогащать
    детей теплотой и поэзией
Часть II. Беседа «Деревья - • Формировать познава-
Рабочая наши друзья». тельный интерес к миру
(коррекционно- Пальчиковая игра растений, чувство ответст-
развйвающая) «Деревья». венности за них.
  Детско-родительская • Расширять представление
  экологическая игра о сезонных изменениях
  «Волшебные превра- в жизни растений.
  щения» • Развивать воображение,
    способность к импровиза-
    ции.
    • Актуализировать потреб-
    ность в совместных детско-
    родительских играх.

 




Продолжение табл.


Продолжение табл.


 


     
    • Воспитывать в детях
    потребность радовать сво-
    их близких добрыми дела-
    ми и заботливым отноше-
    нием к ним
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
  Занятие 9.
Мы хотим [, чтобы под елкой жил смешной колючий еж
Часть I. Упражнение «Эстафета Устанавливать эмоцио-
Вводная дружбы» нальный контакт между
(приветствие)   всеми участниками
Часть II. Дидактическая игра • Развивать эмоционально-
Рабочая «Путешествие». ценностное отношение
(коррекционно- Беседа по картине к природе.
развивающая) «Ежи». • Формировать нравствен-
  Чтение стихотворения но-оценочный опыт пове-
  В. Осеевой «Ежинка». дения в природе.
  Диалог Ежа и Ежинки. • Совершенствовать уме-
  Мини-этюд «Ежата» ние откровенно выражать
    свои чувства.
    • Объединять взрослых
    и детей в совместных играх
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии

 

     
Занятие 10. Мы хотим, чтобы белочка скакала
Часть I. Упражнение «Передай Устанавливать эмоциональ-
Вводная улыбку». ный контакт между всеми
(приветствие) Игра «Доброе животное» участниками
Часть И. Кукольный спектакль • Формировать представле-
Рабочая по сказке «Про бели- ние детей о характерных
(коррекционно- чью красу». особенностях внешнего
развивающая) Пальчиковая гимна- вида и об условиях обита-
  стика «Есть у каждого ния белок.
  свой дом». • Вырабатывать навыки
  Рисование на тему адекватного и равноправ-
  «Домик для белки» ного общения родителей
    с детьми.
    • Способствовать предот-
    вращению и разрешению
    межличностных конфликтов.
    • Развивать эмоциональное
    сближение детей и взрослых
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим* ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 11.Мы хотим, чтобы радуга сверкала
Часть I. Игра «Солнечный • Устанавливать эмоцио-
Вводная зайчик». нальный контакт между
(приветствие) Стихотворение всеми участниками.
  «Радость» К. И. Чуков- • Развивать атмосферу
  ского тепла, любви и дружбы

 




Продолжение табл.


Окончание табл.


 


     
Часть II. Энергетическая сказка • Развивать умения сравни-
Рабочая «Туча и Гром». вать, анализировать, кон-
(коррекционно- Игра с Шапокляк. центрировать, распреде-
развивающая) Задания для детей лять и переключать внима-
  и родителей ние.
    • Формировать самокон-
    троль.
    • Закреплять основные
    цвета спектра.
    • Упражнять в выразитель-
    ном рассказывании стихо-
    творений.
    • Снижать психоэмоцио-
    нальное напряжение.
    • Формировать чувствен-
    ное восприятие, умение
    творчески мыслить, верить
    в добро.
    • Стимулировать моторное
    и эмоциональное самовы-
    ражения.
    • Актуализировать потреб-
    ность в совместных детско-
    родительских играх
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 12. Мы хотим, чтобы летом лил веселый дождь
Часть I. Упражнение «Передай Устанавливать эмоциональ-
Вводная улыбку». ный контакт между всеми
(приветствие) Игра «Комплименты» участниками

 

     
Часть II. Игра «Тучка и капельки». • Расширять знания о при-
Рабочая Отгадывание загадки родных явлениях.
(коррекционно- о дожде. • Воспитывать чувство
развивающая) Чтение сказки «Солн- коллективизма, интерес
  це, Ветер и Дождь». к познавательной деятель-
  Игра «Дождик, лей ности.
  веселей» • Учить детей внимательно
    слушать литературное про-
    изведение, устанавливать
    причинно-следственные
    связи.
    • Развивать отношения
    партнерства и сотрудниче-
    ства родителя с ребенком
Часть III. Песня «Большой хоро- Закреплять положитель-
Завершающая вод» (муз. Б. Савель- ные эмоции от работы
  ева, ел. Л. Жигалкиной, на занятии
  И. А. Хаит)  

Ход занятия

Ведущий приветствует детей и взрослых с улыбкой. Про­сит протянуть одному ребенку свои руки, смотрит ему в глаза и молча дарит ему свою улыбку. Затем ребенок (или взрослый) «передает» свою улыбку другому: протягивает руки и смотрит молча в глаза. Итак до тех пор, пока улыбка опять не вернется к ведущему.

Ведущий. Ребята, помните, на прошлом занятии у нас в ларце был «цветик-многоцветик». Вот он. А вы знаете волшеб­ные слова, чтобы исполнилось желание? Давайте произнесем их: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтоб птицы пели».

Звучит запись с голосами птиц.

Это первое желание Матушки Природы. Ребята, к нам на занятие пришел петушок и предлагает по­играть в игру «Летает - не летает». Давайте поиграем.

Петушок (или ведущий) проводит игру.

А сейчас он хочет рассказать вам сказку «Воробьиная семья».


Петушок рассказывает сказку, а участники (дети и взрос­лые) изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.

Петушок. Жила-была воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу. И этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался.

Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетел. Родители стали волноваться, не. съели ни крошки. Папа-воробей сердился и вор­чал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее люби­мым сыночком что-то случилось.

А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробы­шек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор...

Участники чирикают, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына.

Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им как самым сильным сыном.

Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласко­во объяснили, что очень любят его и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу.

- Ребята, понравилась вам сказка? Спасибо тебе, Петушок.


Ведущий. Везде рядом с человеком живут птицы. Одни из них полностью зависят от ухода за ними людей, другие живут самостоятельно и не очень любят, когда человек вмешивается в их жизнь. Птицы могут летать, об этом мечтает каждый. Сколько ин­тересного можно увидеть сверху! Люди даже придумали самоле­ты, вертолеты, дельтапланы, чтобы хоть чуть-чуть побыть на месте птиц.

Проводится этюд «Птицы».

Представьте себе, что вы - птички. Закройте глаза и при­сядьте - птички сидят на ветке и спят.

Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички просну­лись, расправили крылышки, перышки, потянулись.

Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Ле­тали птички и устали, опустились на травку возле ручейка, по­пили водички.

Снова птички полетели и опустились на птичий двор.

Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичь­его двора. А во дворе кого только нет: и важный-преважный петух, и куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка-кряква, и гусь-задира.

Погостили птички у них и полетели домой обратно.

Проводится игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».

- Вы можете летать, где захотите, увидеть весь мир! Птичка,
расскажи мне, как ты живешь?

- Где бы ты хотела жить? (Лес, луг, горы, море, деревня, го­
род, юг, север...)

- Где бы ты хотела свить гнездо: на траве, на дереве, в кус­
тах, на воде, в песке? Почему?

- Какие у тебя соседи?

- Чем бы ты хотела питаться?


- Как бы ты себя чувствовала, если бы мальчишки стреляли
в тебя из рогаток? Как бы ты к ним относилась?

- Ты долго высиживала яйца, чтобы из них вылупились
птенцы. Вот они и появились, такие маленькие, беззащитные.
Ты улетела за кормом, а когда вернулась, увидела, что гнездо разо­
рено. Что бы ты почувствовала в этот момент?

- Ты очень оберегала яйца с будущими птенцами, согревала
их, но проголодалась, и пришлось улететь за кормом. Прилетела
назад, а на дереве сидит мальчик, берет в руки яйца, рассматри­
вает их.

- Что бы ты почувствовала в этот момент? Что бы сказала
этому мальчику?

- Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. Правда,
клетка красивая, просторная. Тебя кормят и ухаживают. О чем бы
ты думала, мечтала, сидя в клетке?

- Как бы тебе жилось в месте, где много машин, заводов,

фабрик?

- Как бы ты себя чувствовала, если бы, искупавшись в реке,
увидела, что все твое оперение покрылось нефтью?

- В какой воде ты хотела бы купаться, какую воду пить?

- Каким воздухом ты хотела бы дышать?

- Что бы ты хотела сказать всем людям?

- Жаль, что мы не можем в жизни превратиться в птицу,
но так приятно помечтать и заодно понять, как надо относиться
ко всем птицам.

Проводится этюд «Спаси птенца».

Ребята, посмотрите, к нам летит маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, согрейте его. Медленно сложите ладошки, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони


 


к своей груди и дайте птенцу всю доброту своего сердца и ды­хания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец ра­достно взлетел и запел песенку.

Включается аудиозапись с голосами птиц.

- Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

Вот видите, ребята, желание, чтобы птицы пели, исполни­лось. А наше занятие заканчивается. Давайте прочтем стихотво­рение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели».

Занятие 3 МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ВОКРУГ ЛЕСА ШУМЕЛИ

Задачи:

- установить эмоциональный контакт между всеми участни­
ками;

- способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи
всех компонентов природы, закреплению навыков экологически
грамотного поведения;

- воспитывать у детей потребность радовать близких, эмо­
ционально обогащать настроение детей и взрослых поэзией;

- развивать чувства эмпатии;

- закреплять положительные эмоции от работы на занятии.

Материалы и оборудование: старичок-лесовичок (кукла), цветок из бумаги «цветик-многоцветик».

Ход занятия

Ведущий. Здравствуйте, дети и взрослые! Давайте вста­нем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

После положительного настроя ведущий проводит «утрен­ний тренинг».

Солнышко рано встает. (Участники руки тянут вверх.)


Лучиком день зажигает. (Руки тянут вперед.)

Весело птица поет, Песнею день начинает. (Подставить ладони.) Как хороши, приглядись, Клены, березы и ели! (Ладонями проводят по голове, телу, рукам.) Возьми им и улыбнись, И будет веселым твой день. (Руки в стороны, все улыбаются друг другу.)

А сейчас давайте произнесем волшебные слова, чтобы ис­полнилось следующее желание Матушки Природы. «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвра­щайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтоб вокруг леса шумели».

Ой, ребята, мы с вами оказались в лесу. А вот и старичок-лесовичок нас встречает.

, Старичок-лесовичок. Здравствуйте, дети и взрослые! Лес гостям рад. Но прежде чем вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из каждой пары фраз, которые я про­изнесу, правильную.

• Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку,
ни лист зря не рвите.

• В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями
бросаться, цветы рвать, венки плести - зелень не жалко,
еще вырастет!


 

• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую
жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы
их совсем не было.

• Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо
природе.

Дети отвечают, взрослые им помогают. Старичок-лесо­вичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес.

Старичок-лесовичок. Однажды несколько волшебни­ков поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них полу­чилось, я вам сейчас расскажу.

1. Первый волшебник решил, что в его лесу никаких живот­
ных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустар­
ники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую
чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему.
Помогите ему разобраться.

2. Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал
лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь.
Как вы думаете, что случилось?

3. Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все
дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных -
зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес.
Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?

4. Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только
волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это
произошло?

5. Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот
лес не покинул. Почему?

Дети отвечают на вопросы, родители им помогают.


- Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру «Дождь в лесу». Становитесь в круг, я вас превращу в деревья.

Лесовичок читает текст, а дети и взрослые выполняют действия.

Старичок-лесовичок.В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (участники становятся на нос­ки, высоко поднимая руки).

Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в раз­н


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.