Методика изучения и продвижения познавательных интересов в детское общество (И.Г. Доценко) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методика изучения и продвижения познавательных интересов в детское общество (И.Г. Доценко)

2017-06-02 218
Методика изучения и продвижения познавательных интересов в детское общество (И.Г. Доценко) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Усилить культурную компоненту общения можно, опираясь на познавательные интересы детей. Эти интересы – индивидуальны, поэтому, желая привнести разговоры по их поводу в среду ровесников, важно давать возможность ребятам проявлять свои увлечения, увидеть хобби товарищей, решать возникающие в обыденных жизненных обстоятельствах вопросы самостоятельно и коллективно.

Опираясь на типологию детей по их увлечениям русского педагога В.П. Вахтерова и на типы хобби в компьютерной игре The Sims, мы вывели четырнадцать типов увлечений:

стремление кприроде. Это увлечение, как, впрочем, и все следующие, проявляется в разной форме. Здесь и рыболовство, и садоводство, и наблюдения за птицами и насекомыми. В лагере «юные натуралисты» заявляются на прогулки по берегу реки или лесу, отпрашиваются на рыбалку. В условиях запрета на выход за территорию, зачастую не находят себя в лагерной действительности, поскольку трудно чем-то заменить удовольствия, получаемые при ловле рыбы или при сборе ягод;

армия. В лагере часто встречаются дети из кадетских корпусов, из среды казачества. Но и среди обычных мальчишек есть те, кто увлекается военной историей, кто мастерит оловянных солдатиков, кто готовит себя к армии;

наука. Наблюдения за планетами в телескоп, за микроорганизмами – в микроскоп, включенность в научно-познавательные передачи, знание научно-популярных сайтов в Интернете, участие в соответствующих Интернет-форумах. Популярны у детей и исследования общественных отношений;

–литература и кино. Чтение «по программе», заданной учителем, не удивительно – дети приезжают в лагерь со списками книг, которые нужно прочесть к школе. Но есть и увлеченные читатели. Кино мы отнесли к этому же типу хобби, имея в виду кино как искусство, а не бездумное времяпрепровождение;

– театр. Сцена для детей связана не только с постановкой пьес и перформансов. Эстрада, КВН – привлекательны не в меньшей степени. Дети обмениваются шутками из телевизионных шоу, разыгрывают сценки;

– музыка. Среди детей много фанатов различных музыкальных направлений, готовых слушать музыку и спорить о ней. Есть и те, кто с воодушевлением играет на синтезаторе, скрипке или флейте, поет сольно или в хоре;

– мода и танцы. Танцыможно было бы объединить с музыкой еще лет пять назад. Сегодня – танцы, что называется, в тренде: различные танцевальные школы задают направление молодежной моде;

– экономика и хозяйство. Не только игра в «монополию», но и рассуждения об экономической политике государства являются показателем этого увлечения. В лагере «экономически» ориентированные дети обязательно знают, кто директор, а кто завхоз. Они приходят с предложениями, а есть и те, кто предлагает свою помощь;

– спорт. Собственные увлечения футболом, баскетболом, «боление» за любимые команды, просмотр спортивного телеканала и др.;

кулинария. Большое количество кулинарных шоу по телевидению привело к тому, что выросло поколение, в большей мере, чем когда-либо, интересующееся приготовлением пищи. Таких детей радует, когда шеф-повар дает мастер-класс. Они обмениваются рецептами и обсуждают пользу тех или иных блюд в столовой;

техно-хобби. Отремонтировать старую машину в лагере вряд ли представится возможность. Но чинить электрические приборы или включиться в лего-конструирование – это для технически-продвинутой молодежи. К этому же типу мы отнесли фото и видеосъемку, настройку телефонов, планшетов;

игра. Игровые приставки и компьютеры, шашки и бильярд, подвижные и сюжетно-ролевые игры. В наше время компьютерная игра – массовое увлечение. Но есть настоящие знатоки игры, для них игра сопровождается познавательным удовольствием;

прикладное искусство. Написание картин, гончарное производство, шитье, дизайн и многое другое;

работа с общественностью (PR) – здесь и «бумажная» журналистика, и телевизионная, и реклама, и стремление учить и лечить. В лагере существует много традиционных «должностей» – от редакции до сан-тройки, которые стремятся занять ребята с такими склонностями.

Организаторские способности некоторых детей заслоняют собственно предметную область, в которой могут пригодиться. Если в лагере появляются дети, которым хочется руководить, неважно кем и чем, то руководство здесь – как еще один тип увлечения.

Степень увлеченности – показатель готовности ребенка к свободному выбору деятельности, – соответствует одной из 6-ти ступеней. Ступени в свою очередь находятся на 3-х уровнях, которые отражают границы педагогического вмешательства:

1 уровень. Интересы ребенка/подростка выражены слабо. Педагог помогает поиску увлечения:

1 ступень – отсутствие каких-либо приоритетов. Телевидение, сотовый, поболтать с друзьями, поиграть на планшете называются при анкетировании как любимое времяпровождение;

2 ступень – «иду за тем, кто позовет». Имеется в виду побуждение со стороны друзей или педагогов, т.е. внешнее, но характеризующее включенность в ту или иную деятельность.

2-ой уровень. Требуется педагогическая поддержка:

3 ступень – разбросанность интересов: многое нравится, приоритеты меняются;

4 ступень – увлечен каким-то делом, но занимается от случая, к случаю (от конкурса, к конкурсу).

3-ий уровень. Самостоятельность, увлеченность, организованность:

5 ступень – посвящает хобби все свободное время;

6 ступень – постоянные занятия с самоорганизацией (ставит цель, развивает свое дарование).

Еще один важный аспект педагогических наблюдений:как проявляются интересы в сообществе сверстников. Готов ли ребенок/подростокувлечь своим любимым делом других? Есть ли желание объединиться по интересам и продвигать свои интересы? Активность по «продвижению» своего интереса может соответствовать следующим фазам:

1. принимает участие в том, что предлагают другие;

2. коллективное участие в общих делах;

3. не отказывает в помощи;

4. увлекает своей увлеченностью;

5. готов научить тому, что умеет, но требуется помощь взрослого (в обучении других);

6. может взять обучение других на себя.

В организационный период смены вожатый вместе с ребенком, или подросток самостоятельно заполняют страницы «галактика интересов» детского блокнота (каждому ребенку в начале смены выдается Блокнот прометеевца), соответствующие характеристике интересов.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.