Предмет и задачи курса. Риторика наука и искусство. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Предмет и задачи курса. Риторика наука и искусство.

2017-06-02 144
Предмет и задачи курса. Риторика наука и искусство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дмитрий

Николаевич

Александров

 

Риторика

 

 

Билеты по риторике

 

Техника речи и культура выступающего.

 

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

 

Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства.

Техника речи

- это «

совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат»

.

 

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха.

 

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

 

6. Методика подготовки речи, проповеди.

 

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

 

Об этом задумывались древние риторы. Они изучили путь превращения мысли в слово, описали его и предписали правила прохождения. Поскольку этот путь был выработан в античный период, который считается классическим для развития риторики, его назвали

классическим риторическим канон

.

Канон

– образец, правило, положение какого-н. направления, учения.

 

Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:

 

I этап –

инве́нция

(лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

 

 

II этап –

диспози́ция

(лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

 

 

III этап –

элоку́ция

(лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

 

 

IV этап –

мемо́рио

(лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка её к произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирают вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

 

 

V этап –

а́кцио

(лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

 

Классический риторический канон – это тот путь, который оратору надлежит пройти, чтобы подготовить и произнести речь. Его прохождение можно сравнить с подъёмом по лестнице.

Классический риторический канон – это инструмент, который оставили нам античные ораторы. Разработка речи с опорой на канон помогает сделать процесс работы над выступлением рациональным и продуктивным.

 

Дмитрий

Николаевич

Александров

 

Риторика

 

 

Билеты по риторике

 

Предмет и задачи курса. Риторика наука и искусство.

 

 

Речь

– основное орудие любого специалиста-гуманитария: политика, преподавателя, психолога, юриста, да и любого активного члена современного общества. Именно

речь

является предметом изучения

 

риторики

 

– одной из самых древних и одной из самых современных гуманитарных наук: древнейшая, так как насчитывает свыше 2,5 тысяч лет своей истории; современная, так как «формирует норму и стиль общественной жизни», что весьма актуально в наши дни.

 

Авторами многочисленных учебников и пособий (особенно предназначенных для филологов) всё (или преимущественно всё) содержание риторики сводится к описанию средств выражения или анализу риторических жанров. Неправомерность такого подхода отмечалась ещё Н.Ф.Кошанским в «Частной риторике» (1832 г.):

 

«Есть люди, кои полагают

красноречие

в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистать

риторическими украшениями

… Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти

тропами

и

фигурами

. Они ошибаются. Это называется

декламация

. Она не заслуживает имя красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого декламатора, но часто поддерживается мыслию будущих успехов, а иногда мечтою жалкого самолюбия».

 

Другая крайность – сведение риторики к теории аргументации, когда главным достоинством речи почитается убедительность.

 

Попробуем определить содержание риторики с опорой на традиции, восходящие к временам античности.

 

Одно из первых, дошедших до нас определений риторики принадлежит Аристотелю («Риторика»), который считал, что

 

«

риторика

– способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»

 

. Такого же взгляда придерживался позднее и М.Т.Цицерон. Именно такого взгляда на риторику как науку об эффективности речевого воздействия на аудиторию придерживались и другие греческие риторы и учителя риторики: Исократ, Платон, Демосфен, Гесиод, Горгий Леонтинский и др.

 

В римской же традиции понимание риторики эволюционировалось в связи с историческими и идеологическими изменениями в жизни общества. В период республиканского, демократического Рима в нём господствовали эллинистские традиции, нашедшие отражение в трактатах Цицерона.

 

Во времена Римской империи появилось новое понимание риторики: она стала пониматься не как искусство говорить

убедительно

, а как искусство говорить

красиво

. Наиболее полно такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана, написавшего «Двенадцать книг риторических наставлений» - труд, посвящённый теории тропов и фигур речи и мысли. В дальнейшем на первом месте в риторике появляется интерес к

форме

(стилю). Функция «говорить убедительно» подменяется другой функцией – «говорить красиво» (риторика – наука прекрасной речи).

 

Сегодня риторика понимается как «учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование всех видов общественно-речевого взаимодействия». Сравни: Аристотель: риторика – филологическая наука о законах порождения высказывания.

 

 

Риторика как

наука

изучает законы и правила речевого поведения в разных жанрах и условиях коммуникации.

 

Риторика как искусство предполагает мастерство публичного выступления, совершенствование речевых способностей, а как учебная дисциплина она помогает научиться разумно и эффективно выражать свои мысли и таким образом воздействовать на аудиторию. Воспитание человека мыслящего, говорящего и пишущего, что является конечной целью любой образовательной системы. Именно риторика призвана формировать у студентов умение логично мыслить, владеть всеми родами и видами письменной и устной словесности и всеми формами аргументированной речи как средством эффективного речевого воздействия на сограждан.

 

Понятие «

ораторское искусство

» (а именно оно вынесено в название данного университетского курса) имеет несколько значений.

 

Прежде всего, ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение подбирать материал, анализировать проблематику, изобретать идеи речи, способные воздействовать на слушателей, создавать композицию будущего выступления, редактировать речь, выбирая оптимальные, целесообразные средства стилистического выражения, умение убеждать и привлекать аудиторию на свою сторону.

 

Нередко ораторское искусство отождествляют с красноречием. Но если понимать под красноречием (по М.В.Ломоносову)

«…искусство о всякой данной материи красно говорить»

или (по М.М.Сперанскому)

«дар потрясать души»

, то любое ли публичное выступление можно признать произведением красноречия?

 

А.Ф.Кони, блестящий судебный ритор и теоретик ораторского искусства, различал понятия «

 

красноречие

 

» и «

 

ораторское искусство

 

», ибо понимал под первым

«дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений»

, данный человеку от природы; ораторское искусство же трактовалось им как

«умение говорить грамотно, убедительно»

, которому можно научить любого. Как говорят, поэтами рождаются, ораторами становятся. И если в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слову

красноречие

даётся синоним витийство, то в более поздних лексикографических изданиях – «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, «Словаре русского языка» (в 4-х томах), «Словаре современного русского литературного языка» (в 17-ти томах) – значение слова «красноречие» определяется как «ораторский талант; ораторское искусство», из чего следует, что красноречие – это сочетание таланта со знаниями и умениями. Говорящая личность воспитывается словом.

 

 

К

общей риторике

относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится.

Частные риторики

рассматривают употребление этих принципов в тех или иных условиях общения. Вот что об этом писал Н.Ф. Кошанский: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель».

 

 

В системе профессионального образования необходимо изучать соответствующую

частную риторику

, предметом которой будет соответственно юридическая, политическая, административная речь в разных её жанрах. Но поскольку студенты высшей школы, как правило, не знакомы с основами риторики, изучение курса «Ораторское искусство» следует начинать с общей риторики. Вот почему мы начинаем не с изучения специфики построения судебных речей, а со знакомства с фундаментальными понятиями и категориями риторики, такими как

риторический канон

и

образ оратора

.

 

 

2. История церковно-богословского красноречия (гомилетика).

 

Господь Иисус Христос и Его ученики говорили просто, но уже у апостолов встречаются целые речи обращения к народу.

Св. отцы пользовались иногда светскими руководствами для ораторов, но уже с V-го века появились специальные руководства для проповедников:

"Христианская Наука", сост. блаж. Августином (V в.). Спец. отдел в "Книге о пастырских обязанностях" св. Григория Великого, папы Римского (VI век).

В русской Церкви такие руководства появились значительно позднее.

Важное значение имеет "Церковный Устав", где даны названия, когда и какие поучения следует читать в храме.

В ХVII в. в Киеве появился первый русский учебник Гомилетики, составленный архим. Иоанникием Голятовским, ректором Киевской Академии: "Наука альбо способ зложення казання" (на полупольском, полуславянском языке).

В ХVIII веке подобные указания давались в "Духовном регламенте", разных переводных руководствах и в имеющей важное значение "Книге о должностях пресвитеров приходских".

В XIX в. было составлено и издано уже полное, очень интересное и важное руководство по гомилетике проф. Киевской Духовной Академии Н. Амфитеатрова "Чтения о духовной словестности".

Затем были многие учебники и руководства прот. Фаворова Чепика, Триодина, Юрьевского. Курсы по истории проповеди проф. Барсова, проф. Паторжинского.

 

Можно особо отметить книгу проф. Киевской Академии Певницкого "Церковное красноречие и его законы"

.

 

В самое последнее время составлен курс по гомилетике проф. Московской Духовной Академии прот. о. А. Ветелевым. Этот труд имеет большое значение и ценность, как составленный уже в наше время.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.