ЗАНЯТИЕ 7. Искусство спора. Аргументация. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

ЗАНЯТИЕ 7. Искусство спора. Аргументация.

2017-06-02 155
ЗАНЯТИЕ 7. Искусство спора. Аргументация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Предложенные речевые формы соотнесите с доказательством (а) и выводом (б). Какова их функция? Могут ли они быть использованы в качестве ораторских приемов, и каких?

1) Таким образом. 2) Подведем итоги. 3) Во-первых. Во-вторых.
В-третьих. 4) Следовательно. 5) Это объясняется следующим. 6) Докажем это. 7) Итак. 8) Допустим. 9) Поэтому.

 

2. Восстановите смысловую информацию, опираясь на
начальные, серединные и конечные вспомогательные речевые формы (приведенные знаки препинания носят факультативный характер).

 

1) Говоря откровенно, этот факт _______________, а между тем _____________________ – и все стало ясно.

 

2) Сейчас невозможно _______________________, нельзя уступить ____________, ____________ лишено основания.

 

3) Против всякого ожидания __________________ оказалось необходимым, _______________________ окончательно.

 

4) Вся суть вопроса заключается в том, что _____________. Такая точка зрения __________________ неопровержимый факт.

 

5) Сначала следует об этом позаботиться, _______________, принимая во внимание _______________________________ очень и очень трудно.

3. Сопоставьте аргументацию с доводами рациональными (I) и эмоциональными (II)[11]. Какова специфика каждого из вариантов?

I. Начало. Тезис: Наука делает человека благородным.
  Середина. Причина: Ибо она, образуя ум, имеет сильное влияние на образ мыслей и поступки.
    Причина причины: А образованный ум не может колебаться в выборе между низким и благородным.
    Пример: Философ Эзоп, будучи рабом, пользовался уважением своего господина.
  Конец. Заключение: Итак, учение есть путь к благородству.
II. Начало. Тезис: Должно умерять страсти.
  Середина. Причина: Ибо следствия пылких страстей пагубны.
    Сравнение: Человек – корабль в море; страсти – ветры; умеренные направляют к желанной цели, бури разбивают корабль.
    Пример 1: Страсть к завоеваниям губит честолюбцев (Наполеон).
    Пример 2: Страсть к наслаждениям убивает душу и тело (Сарданапал).
  Конец. Заключение: Напротив, тихие и умеренные движения сердца благодетельны для человека.

 

4. Законспектируйте основные положение книги С.И. Поварнина «Искусство спора».

 

5. Сделайте партитуру аргументации одной из судебных речей.

 

6. Сделайте риторический анализ одной из речей, изменивших ход истории[12], приготовьтесь выступить публично.

ЗАНЯТИЕ 8. Вербальное и невербальное речевое воздействие

Оратора на аудиторию

 

1. Как вы понимаете выражение Саади «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал»? Придерживаетесь ли такого же мнения?

2. Как вы понимаете утверждение Аристотеля: «Чтобы убедить кого-то в чем-то, надо показать себя человеком известного склада»? Относится ли это только к личности оратора или распространяется на его мастерство?

 

3. «Подлинная сила красноречия в том, что она постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью; определяет обычаи, законы, права, руководит государством и умеет что угодно и о чем угодно высказать красиво и обильно», – считал Цицерон.

Соотнесите это суждение великого ритора с составляющими информационно-содержательного речевого воздействия.

 

 

4. Проанализируйте приведенные ниже цитаты. Соотнесите их с понятиями «предмет» и «содержание» речи.

1) «Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество» (Сократ).

2) «Прежде всего надо познать истину, относительно которой говоришь и пишешь» (Платон).

3) «Содержание – главная составляющая речи, которой должны подчиняться все остальные» (Скилеф).

4) «Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием» (Л.Н. Толстой).

5) «Настоящее красноречие состоит в сущности, но отнюдь не в словах» (Ш. Сент-Бев).

 

5. Проанализируйте следующие афоризмы с позиций логики изложения:

1) «Язык дан человеку, чтобы излагать свои мысли» (Мольер).

2) «Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли» (Талейран).

6. Что значат эти наблюдения признанных мастеров слова по отношению к оратору и его речи? Как называют таких ораторов? На каком этапе подготовке речи ими были сделаны ошибки? И какие?

1) «Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясь» (Сервантес).

2) «Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать» (Н.А. Добролюбов).

3) «Когда не можешь возразить по существу, то отделываешься словами» (В.Г. Гамильтон).

 

7. Русская пословица гласит: «Ради красного словца не пожалеет и отца». Каким образом это проявляется в публичной речи? Как называют такого оратора?

 

 

8. В книге М. Бессараб «На лекциях академика Ландау» описана такая ситуация:

...Из зала пришла записка:

«Может быть, красота речи нам теперь не нужна?»

Л.Д. Ландау прочел вслух записку, ответил:

– Нет. Вам никогда не тронуть ничьей души, если речь ваша скучна и сера. Убив живое яркое слово, вы замуруете свою душу. Глядя на унылые физиономии своих слушателей, вы забудете, что такое радость жизни. А ведь самое высокое искусство – искусство жить.

Когда ему возразили, что не каждый может научиться говорить красиво, он не согласился:

– Каждый. Может и должен. Вот вам исторический пример: известно, что Демосфен смолоду был косноязычен, но путем долгих упражнений преодолел свой недостаток и стал самым знаменитым оратором Греции…»

Согласны ли вы с мнением ученого? Что для вас как оратора и как слушателя значит действенность и красота речи?

 

 

9. «В юности Помпей имел довольно привлекательную внешность, которая располагала в его пользу прежде, чем он успевал заговорить. Приятная наружность соединялась с величием и человеколюбием, и в его цветущей юности уже предчувствовались зрелая сила и царственные повадки», – писал Плутарх.

Поясните подробнее, что располагало слушателей к Помпею? И каким образом это влияло на речевое общение с ним?

10. Психофизиологи считают «ораторскую лихорадку», проявляющуюся в виде чрезмерного волнения выступающего, своеобразной болезнью, симптомы которой сходны с симптомами страха: нервозность в движениях, дрожание коленей, трясущиеся руки, пересохшие губы, нервная бледность или, напротив, яркий румянец, учащенное дыхание. К.С. Станиславский отмечал, что такая «болезнь», сковывая движения, приводит не только к «мышечному», но и к «психическому зажиму» оратора.

Как отражается такое психическое состояние на способности говорящего эффективно мыслить и на самом процессе публичного выступления?

 

 

11. «Говори лишь тогда, когда ты спокоен», – гласит китайская мудрость. Докажите, что это действительно так.

12. «Ораторскую лихорадку» не следует путать с творческим волнением оратора. Какова природа этих двух состояний? В чем их сходство и различия? Назовите способы их преодоления, приведите примеры.

13. По свидетельству Плутарха, ценою невероятных усилий шел к ораторским лаврам Цицерон:

«Говорят, что он не менее Демосфена страдал недостатками в декламации, а потому усердно поучался как у комического театра Росция, так и у трагического – Эзопа.... Декламация же Цицерона немало содействовала убедительности его речей. Высмеивая ораторов, прибегавших к громкому крику, он говорил, что те по немощи своей выезжают на громогласии, подобно тому, как хромые садятся на лошадей»[13].

Вслед за Демосфеном и Цицероном проделайте упражнения, ставшие классическими для развития дикции и жестикуляции:

Ø Возьмите в рот несколько камешков (или конфет) и пытайтесь ясно и отчетливо декламировать какие-либо стихи.

Ø Чтобы укрепить голос, пытайтесь, декламируя, перекричать шум прибоя на море (гудок паровоза или громко включенную музыку) – но только так, чтобы никому не мешать.

Ø Произносите стихи или какие-нибудь длинные фразы, поднимаясь в гору или на бегу.

14. К.С. Станиславский охарактеризовал речь с плохой дикцией, используя различные тропы. Какой из этих тропов и почему вам кажется наиболее удачным? Дайте свои ассоциации небрежной речи.

1) «Когда у некоторых людей от вялости и от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

2) «Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык».

 

 

15. Дирекция одного из универмагов в Стокгольме выплачивает весьма солидные суммы некоему Ларсу Ангстрому всего лишь за то, что несколько раз в день этот человек «чистосердечно» разводит руками и говорит: «Ах!».

Все дело в том, что его знаменитое «ах» звучит именно в тот момент, когда напарница Лари выходит из магазина в новом пальто, а мимо как раз проходят женщины. Короткая реплика элегантного мужчины заставляет многих из них менять свой курс и примерять точно такие же пальто.

Перечислите все «составляющие» этого рекламного трюка.

 

 

16. Проанализируйте приведенные ниже выражения, обращая внимание на соотнесение понятий «говорить с убеждением, страстно» ® «убедить, возбудить страсть».

Какими средствами – вербальными или невербальными – в первую очередь передается страсть оратора? И что такое, по вашему мнению, говорить страстно, бесстрастно, пристрастно?

1) «Почувствуйте сами в себе те страсти, которые вы намерены возбудить в других» (Гораций).

2) «Говори с убеждением – слова и влияние на слушателей придут сами собой» (Гете).

3) «Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный» (Ларошфуко).

 

 

17. С.М. Волконский утверждал, что «движение не может быть некрасиво, раз оно отвечает назначению». Что это значит для оратора?

 

 

18. Составьте матрицу вопросов Квинтилиана.

 

19. Опишите свой вчерашний вечер, используя «матрицу» вопросов Квинтилиана. Не забудьте обозначить, какова цель вашей речи и кто ваши слушатели.

 

20. Самоконтроль должен осуществляться самим оратором на всех этапах подготовки речи – от выбора темы до обратной связи со слушателями.

Сразу после выступления дается общая (синтетическая) оценка: оценивается результат всего выступления, его эффективность.

Позже оратор должен проанализировать свое выступление детально (аналитически).

Разберите свое выступление по следующим позициям (оформите анализ в тетради на «памятных страницах»).

Схема синтетической оценки

1) Речь удалась – речь не удалась.

2) Контакт с аудиторией был – контакт с аудиторией был слабый – контакта с аудиторией не было.

3) Меня поняли и со мной согласились – меня поняли и со мной не согласились – меня не поняли, но со мной согласились – меня не поняли и со мной не согласились.

4) Как я держался во время речи?

5) В каком эмоциональном состоянии я ухожу с этой встречи (после выступления)?

 

Схема аналитической оценки

1. Как аудитория встретила меня? (Доброжелательно, равнодушно, безразлично, сдержанно, недоверчиво и т.д.)

2. Каким было начало речи? Вызвала ли вводная часть заинтересованность, оживление, настороженность и т.п.?

3. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на протяжении речи? Оно изменялось в мою пользу или наоборот?

4. Если аудитория реагировала отрицательно, – как в целом, так и по частям моей речи, – то чем это могло быть вызвано?

5. Как я сам(-а) реагировал(-а) на неудачи? И как на успехи?

6. Как я сам(-а) оцениваю выбор темы и ее раскрытие, план и композицию выступления?

7. Как я сам(-а) оцениваю свою устную речь: дыхание, были ли вынужденные паузы для вдоха, что можно сказать о громкости, темпе, плавности речи?

8. Как аудитория отзывалась на мои аргументы, примеры, шутки, вопросы?

9. Как я держался(-ась): просто, свободно, скованно?

10. Что я могу использовать из опыта подготовки и самого исполнения речи в своей дальнейшей работе?

 

21. Выучите наизусть фрагмент судебной речи (от 10 предложений), приготовьтесь выступить с ним перед аудиторией. (Пример фрагмента – см. Приложение 3.2.4. в УМК [14]).

 

 

22. Ораторы, выступающие в состоянии эмоционального напряжения, часто допускают такие ошибки: колебание уровня громкости, произнесение слов во время смеха, неоправданный повтор слов, оговорки. Иногда у них возникает своеобразное заикание, особенно во времядлинной и очень эмоциональной речи (например: п-простите, по-пожалуйста; д-дня через два; шла кр-кровь, п/представляете, какой ужас!) Хотя возможно, что вследствие неспокойного состояния оратор бывает вынужден повторить начатое слово или звук, чтобы выиграть время для подготовки содержания следующего блока высказывания.

Проанализируйте свою ораторскую практику на выявление подобных ошибок. Составьте рекомендации по их избеганию.

Подготовьте выступление с презентацией «Имидж судебного оратора». Включите в публичное выступление элементы ораторской самопрезентации. Сделайте партитуру выступления. Подготовьтесь к разбору публичных выступлений (чужих и собственного).

 

23. Приготовьте выступление с презентацией «Невербальные средства судебного оратора», «Особенности невербального поведения в суде» и т.п.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.