Модель педагогической деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Модель педагогической деятельности

2017-06-02 448
Модель педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта модель наиболее близка к задачам совершенствования (и самосовершенствования!) педагоги­ческой деятельности. На первый взгляд она требуется лишь административно­методическим службам системы образования, чтобы анализировать, проводить экспертизу и оценку педагогической деятельности. Но без самодиагностики профессиональной деятельности невозможно саморазвитие педагога. Таким об­разом, нормативная модель деятельности используется при проектировании развивающей и развивающейся педагогической деятельности. Эта же модель является основанием для отбора и совершенствования содержания профессио­нально-педагогического образования.

Для построения модели педагогической деятельности необ­ходимо: 1) определить принципы, система которых составит концепцию дея­тельности, и 2) разработать этапы становления педагогической деятельности, внесения изменений в сложившуюся методическую систему педагога.

Если назначение системы педагогических условий состоит в обеспечении по­ступательности процесса становления исследуемого феномена (личности, лично­стной сферы, отдельного свойства и т. д.), то педагогическая деятельность рас­сматривается как проектирование, реализация и корректировка педагогических условий.

Чтобы обосновать принципы целесообразной педагогической дея­тельности, необходимо:

■ последовательно отобрать и обосновать принципы (или нормативные требования) к деятельности педагога, при соблюдении которых удается с наи­большей полнотой выстроить соответствующие педагогические условия (как диагностировать исследуемый феномен, как ставить цель, как отбирать средст­ва и условия, как выстраивать логику их применения, как отслеживать и кор­ректировать ход процесса, как оценивать результативность этой работы); опи­сать опытно-экспериментальную проверку каждого принципа и сделать вывод о целесообразности его использования (так поочередно 3-7 принципов);

* выстроить структуру принципов или их иерархическую модель, в которой определяются соподчиненность выделенных принципов, их взаимосвязь и взаимообусловленность, необходимый и достаточный характер этой системы, непротиворечивость и взаимодополняемость этих принципов;

экспериментально и теоретически показать оптимальность педагогиче­ской деятельности в предлагаемой системе принципов, возможности для твор­ческого саморазвития педагога и обретения авторского педагогического стиля;

в теоретическом исследовании описать эксперимент по проверке и отра­ботке этой модели или системы принципов в практической деятельности: каким образом готовились экспериментаторы, как они реализовывали на практике мо­дель процесса, какими при этом были реакции детей, какими конкретными де­талями обогатилась первоначальная теоретическая модель, насколько она из­менилась в результате эксперимента, что оказалось на основании эксперимента отвергнутым и по каким причинам.

Чтобы разработать этапы становления предлагаемой педагогиче­ской деятельности, следует:

отобрать характерные приемы, методы, организационные формы, кото­рыми педагог может овладеть на начальном этапе освоения предлагаемой ме­тодической системы;

выделить технологические особенности их применения в данной методи­ке, возможности соединения новых элементов с эффективными элементами пе­дагогической деятельности, которыми педагог овладел ранее;

отработать логику и варианты их последовательного применения, соподчиненность в предлагаемой методике, способы приведения педагогической дея­тельности в систему, имеющую признаки педагогической технологии;

определить перспективы совершенствования предлагаемой методической системы или технологии.

Одновременно на основе экспериментальной апробации доказывается сис­темный характер разработанной концепции, методики или технологии.

Используя подобную нормативную модель как эталон деятельности, можно проводить наблюдение, анализ опыта, контент-анализ и диагностический экс­перимент по изучению эффективности действий педагога.

Как видим, логика разработки и применения трех моделей задает и логику педагогического исследования в целом. Эта логика существенно зависит от об­щей профессиональной позиции педагога. При этом перед исследователем сто­ит задача выбора адекватных методов исследования.

Выбор критерия классификации зависит от приверженности исследователя оп­ределенной теоретической концепции, от его профессионально-педагогической позиции, целевых установок, решаемой задачи, условий деятельности и т.п.

Система трех описанных моделей служит основанием для проектирования исследовательской деятельности. Содержательное наполнение этой деятельно­сти обеспечивается разнообразием исследовательских методов, методик и тех­ник.

5.2Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.