Становлениекатегориального аппарата науки — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Становлениекатегориального аппарата науки

2017-06-02 612
Становлениекатегориального аппарата науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совершенствование категориального аппаратапсихолого-педагогического знания, осуществляется, во-первых, за счет увеличения числа поня­тий, во-вторых, за счет обогащения их содержания. Синтез содержательных трактовок (определений) категорий составляет основу, ядро теоретического знания в гуманитарных науках. Процесс совершенствования системы понятий «имеет начало, но не может иметь конца, т.к. теория всегда открыта для нового знания» (Л. М. Лузина).

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики и пси­хологии прослеживаются следующие тенденции:

* Активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространст­во», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управле­ние», «неравновесная система», «концепт» и др.).

* Включение в категориальный аппарат педагогики и психологии слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхожде­ние», «событие» и др.).

Многие педагогические термины поначалу были включены в повседневный язык, поскольку обозначаемые ими явления представляли собой часть обыденной жизни людей. Так было, например, с понятием «игра». В тех случаях, когда слова обыденного языка включаются в категориальный аппарат педагогики или психо­логии, необходимо перевести их в разряд научно-педагогических понятий, то есть дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педагогической науки, и конкретного научно-педагогического исследования. Слово «восхождение» в по­следние годы часто используется в научно-педагогических исследованиях. Однако для того, чтобы это слово стало педагогическим понятием, т. е. наполнилось педа­гогическим содержанием и могло употребляться в качестве термина, необходимо определить, каким образом обозначаемое им явление соотносится с теми отноше­ниями, которые возникают в образовательном процессе (отношения педагогов и воспитанников, воспитанников и культуры и пр.), какие стадии включает, каким закономерностям подчиняется, каким образом педагог может организовать восхо­ждение воспитанника к ценностям, культуре, природе, другим людям, самому се­бе.

■ Новое осмысление традиционных психолого-педагогических понятий, прежде всего — фундаментальных категорий («воспитание», «обучение», «об­разовательный процесс», «педагогическое взаимодействие», «деятельность» и др.).

В рамках гуманитарной парадигмы, к примеру, понятию «педагогическое взаимодействие» придается иной, отличный от традиционного, смысл. Педагоги­ческое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной дея­тельности, общения и отношений педагогов, и воспитанников, а как их совместное

бытие (со-бытие), совместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внутренне­го мира и — шире — смысла жизни.

■ Множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое или психологическое понятие.

Для исследователя очень важно признать и принять правомерность различной смысловой интерпретации знания, множественности концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической или психологической кате­гории. Восприимчивость к иным подходам не означает', однако, того, что в своей личной концепции исследователь может механически соединить разнородные по­нятия. Корректное использование терминологии является не только показателем высокого уровня методологической культуры, но и признаком устойчивости соб­ственной научной позиции.

«На определенной стадии развития науки множественность трактовок ее поня­тий неизбежна. Тем не менее выработка строгой, однозначной терминологии оста­ется непреложным требованием, и нужно стремиться к его выполнению. В первую очередь и без оговорок оно относится к конкретной, отдельно взятой научной ра­боте» (В. В. Краевский). Каждая категория в педагогическом исследовании долж­на быть однозначно определена и использоваться только в этом единственном значении.

Использование терминов Любая категория может быть рассмотрена, опре­делена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное, онтологическое); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие этих трех аспектов само по себе порождает большое ко­личество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и также категория может пониматься по-разному.

Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе дру­гих категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение об­щего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей от­дельных предметов данного класса. Понятие можно определить, лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (социологии, философии и др.), педагогика или пси­хология наполняют их своим специфическим содержанием.

Для того чтобы сформулировать определение какого-либо термина, необхо­димо выполнить следующие действия: 1) выделить понятие из круга других, иногда близких по содержательному наполнению, понятий; 2) выявить общие Признаки, характерные для ряда явлений, которые можно обозначить данным понятием; 3) установить связь данного понятия с другими - как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Например, Е. В. Бондаревская дает следующее определение категории «воспи­тание»: «Воспитание — это культура сообразный, социоиличностно ориентиро­ванный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценнокультуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности». Для того, чтобы сформулировать это определение, необходимо было «отделить» воспитание от таких явлений, как образование и обучение, выявить то, что характерно для воспитания в любых его проявлениях (связь с культурой), установить его связь с педагогическим процессом и такими явлениями, как становление личности и ин­дивидуальности ребенка.

При использовании научных терминов Н. Л. Коршунова рекомендует со­блюдать следующие правила:

Нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в рамках од­ной научной работы. Однажды приняв одну из трактовок той или иной катего­рии, причем в явном виде, то есть оговорив это в тексте, необходимо в даль­нейшем строго ее придерживаться;

Необходимо помнить о том, что понятие может менять свой смысл в зави­симости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении результатов исследования или при выступле­нии, но какой-либо педагогической проблеме следует придерживаться научного стиля;

в рамках одной научной работы недопустимы редукция и расширение смыслового поля термина. Например, если речь идет о воспитании как о социо­культурном феномене, нельзя использовать этот термин в узком педагогиче­ском смысле, понимая под ним формирование определенного качества, — та­кие случаи должны быть оговорены особо.

4.2. Система научных понятий и образовательная концепция


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.