Наука как объективная предпосылка духовного развития человека. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наука как объективная предпосылка духовного развития человека.

2017-06-02 290
Наука как объективная предпосылка духовного развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В принципе достижения науки и техники - благо для людей. Все зависит от самих людей, от социальных условий, в которых они живут. Научно-технический прогресс создает условия, материальные и технические предпосылки для развития способностей и обогащения духовного мира человека; он ликвидирует частичность, ограниченность самодеятельности индивидов.

В первую очередь это находит своё выражение в преодолении старого разделения труда, которое коренится, во-первых, в противостоянии умственного труда физическому, причем не только по линии разделения материального и духовного производства, но и внутри материального производства, труда рабочего и инженера, крестьянина и агронома. И, во-вторых, в отделении промышленного, индустриального труда от труда в сельском хозяйстве, которое нашло своё завершение в отрыве города от деревни.

Жесткая привязанность работника к выполнению той или иной функции оборачивается обеднением человека и превращается в тормоз социального прогресса. Как отмечал один из создателей кибернетики Н. Винер, «… если человека ограничить и приговорить к выполнению постоянно одних и тех же функций, то он не будет даже хорошим муравьём, не говоря уже о том, чтобы быть хорошим человеком. Желающие организовать нас для выполнения каждым индивидуумом постоянных функций обрекают человеческую расу продвигаться вперед меньше, чем в половину ее сил»[8].

Разумеется, научно-технический прогресс отнюдь не приводит к ликвидации всякого вообще разделения труда, но в любом случае дает возможность работнику приобщаться к разным видам деятельности.

Это не имеет ничего общего с ликвидацией специальностей, ни с дилетантским многоделанием – новое производство, базирующееся на новейших достижениях науки и техники, приводит к объединению разного рода деятельности на одном рабочем месте и требует от современного работника широкого кругозора: знания основ современной физики,химии, электроники, кибернетики, информатики и т.п., а также знания основ гуманитарных наук: философии, психологии, этики, эстетики и т.д.

Надо иметь о виду и то, что работник, чтобы успешно работать, должен непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания. Новая техника сегодня морально устаревает весьма быстро, за каких-нибудь 3-5 лет, а то и быстрее, соответственно этому морально устаревают и знания специалистов, обслуживающих эту технику, следовательно, знания так же, как и техника, должны модернизироваться и пополняться, причем темпами, опережающими развитие техники.

Сегодня профессии объективно разрывают жесткие рамки узкой специализации, требуя разносторонних знаний и разносторонних способностей. Конечно, специальность остается, но исчезает специалист в старом смысле, как простой носитель частичной функции,

Наряду с этим, следует отметить несостоятельность так называемого «кнопочного» представления о труде в будущем обществе, согласно которому, труд, базирующийся на автоматизации и информатизации производства, будет простым и легким занятием: все будут делать машины, а человеку остается лишь «потреблять» в условиях изобилия и праздности. Вряд ли так будет. Общество будущего будет обществом организованных, дисциплинированных тружеников. Машина, автомат, компьютер какими бы разумными ни были, лишь опосредствуют деятельность человека. Абсолютное преимущество человека перед любой машиной заключается в том, что он обладает способностью воображения. А воображение, подчеркивал А. Эйнштейн, выше знания. Воображение – это способность к рассуждению, к представлению и предвидению. Воображение – это способность формировать идеи, это способность к творчеству. Конструктивное воображение, творчество – это высшая функция мозга человека. Творческий процесс включает в себя не только рационально-логический уровень, но и дологический, подсознательный, иррациональный уровень. Творчество – не только точный расчет, но также – эмоциональный порыв, воля, одержимость, страсть. Никакую машину невозможно «заподозрить» в способности к подобной деятельности.

В конечном счете решения принимает человек. Более того, в условиях современного производства резко вырастает степень влияния человека на производственный процесс. От работника, контролирующего пульт управления на атомной электростанции или на химическом предприятии, зависит не только немыслимый ранее объем материальных ценностей, но зачастую и труд, быт, нормальная жизнедеятельность людей, даже их жизнь.

Огромное влияние научно-технический прогресс оказывает и на свободное время человека. Свободное время объективно становится важнейшим условием воспроизводства и развития физических и духовных способностей индивидов. Поскольку труд, основанный на научно-технических достижениях, стимулирует стремление человека совершенствоваться, постольку свободное время также объективно наполняется богатым содержанием, творческими поисками.

Реально проблема содержательного использования свободного времени, конечно, существует.

Олдос Хаксли нарисовал утопию «прекрасного нового мира», в котором у человека нет никаких забот; во всяком случае, проглотив таблетку препарата сомы, он забывает все свои заботы и огорчения. Перспектива ужасная. Но сегодня её признаки отчетливы. Средства массовой информации, театр, литература зачастую служат, по сути, наркотиком, избавляющим людей от жизненных тягот и забот. И многие люди, труд, жизнь которых бессодержательны, пусты, скучны, чтобы бежать от самих себя, принимают наркотики, навязываемые СМИ.

Однако, объективно достижения науки и техники создают предпосылки для снятия противоположности между рабочим и свободным временем, между трудом и отдыхом. Они побуждают человека и к своему труду, и к своему отдыху относиться с серьезностью и достоинством.

К. Маркс в свое время в своем труде «Капитал» указывал, что, несмотря на возрастающую роль овеществленного труда в деятельности людей, решающее значение всегда будет иметь живой труд человека. Живой труд должен охватить все технические средства; только он воскрешает их из мертвых, превращает их «из только возможных в действительность...»[9].

Упоминавшийся выше Н. Винер решительно возражает людям с психологией машинопоклонников, которые «часто питают иллюзию, будто в высокоавтоматизированноммире потребуется меньше изобретательности, чемв наше время; они надеются, что мир автоматов возьмет на себя наиболее трудную часть нашей умственной деятельности - как тот греческий философ, который в качестве римского раба был принужден думать за своего господина. Это явное заблуждение… Будущее оставляет мало надежд для тех, кто ожидает, что наши новые механические рабы создадут для нас мир, в котором мы будем освобождены от необходимости мыслить.

Мир будущего потребует еще более суровой борьбы против ограниченности нашего разума, он не позволит нам возлежать на ложе, ожидая появления наших роботов-рабов»[10].

И все же, еще раз подчеркнем, в будущем обществе противоположность между рабочим и свободным временем, между трудом и наслаждением будет преодолена… Все виды деятельности человека превратятся в единую творческую самодеятельность, цель и содержание которой - развитие всех сущностных сил человека.

Но научно-технический прогресс, достижения науки и техники являются лишь материально-техническими предпосылками для решения фундаментальных проблем человеческого существования. Все зависит от самих людей, от их отношений между собой. Достижения науки и техники можно использовать и во благо, и во зло человеку. И так до сих пор было. Поэтому в обществе сформировались две стойкие духовные ориентации: технократизм и антитехницизм (сциентизм и антисциентизм), два полярных противостоящих друг другу идейно-ценностных комплекса. Эти ориентации обнаруживаются как в философском и политическом мышлении, так и в общественной психологии, в конкретном практическом сознании.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.