Фонетический поток речи и его членение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Фонетический поток речи и его членение

2017-06-10 1213
Фонетический поток речи и его членение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Интонация

В фонетическом отношении звучащая речь представляет собой определенным образом организованный поток звуков. При этом наблюдаются различные видоизменения звуковой стороны речи: периодические повышения или понижения тона, выделение отдельных отрезков речевого потока посредством пауз и ударения и т.д. Все это создает своеобразный мелодический рисунок, именуемый интонацией (от лат. intonāre "произносить громко"). Итак, интонация - это ритмико-мелодическая сторона речи, выполняющая фонетическую, смысловую, синтаксическую и эмоциональную функции.

В интонации выделяются несколько образующих ее компонентов: мелодика, ритм, темп, паузы, интенсивность, тембр.

Мелодика речи (от греч. melōdikós "мелодический, песенный") - основной компонент интонации. Мелодика проявляется в изменении высоты основного тона, организует фразу, расчленяя ее на ритмические группы, но одновременно и связывает ее части; она разграничивает коммуникативные типы высказывания (повествование, вопрос, побуждение, восклицание, вводные группы слов), выделяет наиболее важный момент высказывания, служит средством выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста и т.п. Так, для русского языка характерно небольшое повышение голоса в начале фразы, ровная середина и резкое понижение голоса в конце повествовательной фразы или резкое повышение тона в вопросительной фразе. Ср. фразы " Сегодня хорошая погода ", произнесенные с повествовательной или вопросительной интонацией.

Ритм речи (от rpeч. rhitmós "размеренность,стройность, соразмерность") - это регулярное повторение сходных речевых единиц, выполняющих смысловую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции. Ритм служит основным средством организации как стихотворного, так и прозаического художественного текста. В качестве единиц ритма выступают ритмические группы слов, а в стихах не только ритмические группы, но и звуки, слоги, строки и строфы. Особенности ритма в художественном тексте подчинены его теме,сюжету и идее. В отличие от ритма художественного произведения речевой ритм выражен неопределенно и изучен недостаточно.

Темп речи (от лат. tempus "время") - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Обычной мерой темпа речи при восприятии является средняя длительность слогов. Замедление темпа к концу фразы служит показателем ее цельности, отграниченности от других фраз. С помощью темпа в высказывании отделяется важное от менее важного: наиболее важное (отдельные слова или речевые такты) произносится в замедленном темпе, а отрезки речи, содержащие второстепенную информацию, произносятся в более быстром темпе. Абсолютный темп речи, который может быть измерен числом звуков и слогов, произносимых в единицу времени, зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его эмоционального состояния, ситуации общения, стиля произношения и других причин.

Пауза (от греч. páusis "остановка, прекращение") - перерыв в речи, вызванный остановкой работы органов речи. Паузы выполняют две основные функции: а) членят поток речи на интонационно-смысловые единицы - фразы и речевые такты и б) служат средством смыслового и эмоционального выделения слова или речевого такта. Смысловую функцию выполняет как место паузы во фразе, так и ее продолжительность. Ср. Дайте мне другую / интересную книгу и Дайте мне / другую интересную книгу.

Интенсивность речи (от лат. intensio "напряжение, усиление") - это усиление и ослабление выдыхания, что создает динамическую специфику фраз. Посредством интенсивности выделяется наиболее значимое слово во фразе, такое выделение называется логическим ударением (ср. Я ' сегодня прочитал статью (я, а не кто-то другой), Я сегодня прочита′л статью (прочитал, проштудировал, а не просто ознакомился с ней), Я сего′дня прочитал статью (не вчера), Я сегодня прочитал статью′ (т.е. именно статью, а, например, не монографию) и т.д.).

Тембр высказывания в зависимости от целевой установки высказывания, эмоционального состояния говорящего, ситуации общения может быть "веселым", "мрачным", "игривым", "испуганным", "надменным", "торжественным" и т.д. Тембр речи не следует смешивать с тембром гласного звука.

Рассмотренные компоненты интонации обычно взаимодействуют между собой, взаимно дополняют друг друга. Особенно важную роль выполняет интонация в пределах единого художественного текста, по-разному окрашивая тексты разных стилей и жанров, расчленяя текст на смысловые отрезки, являясь активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя.

При изучении интонации пользуются понятием интонемы. Интонема - это интонационная схема предложения, интонационная конструкция (ИК). В каждом языке можно выделить несколько типичных интонационных конструкций. Так, в русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций в зависимости от уровня и направления движения основного тона в том слоге, с которого начинаются изменения компонентов интонации, существенной для выражения утверждения, волеизъявления, вопроса и т.д. Этот слог, именуемый центром ИК, может находиться как в начале, так и в середине или конце высказывания (графически он обозначается так: ровный тон, нисходящий, восходящий, нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий). Так, например, ИК-1, характерная для повествовательного предложения, будет иметь вид: Николаев приехал, а ИК-2, характерная для вопросительного предложения, - Николаев приехал? и т.д.

§34. Членение речевого потока

Звуковой поток распадается на следующие фонетические единицы: 1) фразы (высказывания), 2) синтагмы, 3) такты, 4) слоги.

Фраза (от греч. phrásis "выражение, способ выpaжeния") - основная единица речи, представляющая собой законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Целостность фразы создается фразовой интонацией определенного типа, а также паузами, отграничивающими данную фразу от соседних фраз, и фразовым ударением.

Фраза может, соответствовать предложению, однако полного совпадения между фразойи предложением нет. Такое различие наблюдается, например, при так называемой парцелляции (от фр. parcelle "частица") - способе речевого представления предложения несколькими фразами: Он... тоже пошел. В магазин. Сигарет купить. (В. Шукшин). И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский). Парцеллированная конструкция без нарушения смысла может быть представлена как одно предложение (Он тоже пошел в магазин купить сигарет), границы которого будут совпадать с границами фразы. Интонационные конструкции могут реализоваться на любом речевом отрезке: в простом и сложном предложении, в главной и придаточной части сложного предложения и даже в словосочетании и отдельном слове.

Наиболее загруженной частью фразы является обычно ее конец, там сосредоточено фразовое ударение. Логическое ударение перемещается с конца фразы к ее середине, ср. Он прилетел вчера ′ (ИК-1). Он прилетел вчера. Он прилетел вчера. Место фразового ударения может совпадать с логическим ударением.

Синтагма (от греч. sýntagma "вместе построенное, соединенное") - интонационно-смысловое единство, выражающее одно понятие и составляющее слово или группу слов. Синтагма представляет собой также и синтаксическое единство: в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции и под.

Однако одно и то же предложение может по-разному члениться на синтагмы, что позволяет выразить различные оттенки смысла, разное отношение говорящего к сообщаемому факту, ср Удивили его/слова брата и У дивили его слова/брата.

Членение потока речи на синтагмы достигается паузами, мелодикой, интенсивностью и темпом речи. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) отличается наиболее сильным (синтагматическим) ударением. Так, во фразе Высоко стои ' т/Солнце на ' небе/Горячо пече ' т/Землю - ма ' тушку (А. Кольцов) мы выделяем 4 синтагмы, каждая из которых характеризуется своим движением тона и синтагматическим ударением.

Такт - (франц. tact от лат. tactus "прикосновение") - это часть фразы, объединенная одним ударением. В большинстве случаев все знаменательные слова представляют собой отдельные такты, так как имеют каждое свое ударение. Слова, не имеющие собственного ударения, примыкают к началу или концу ударных слов и образуют вместе с ними фонетическое слово. Примыкание к началу слова называется проклизой, а сами примыкающие слова - проклитиками (от греч. proklitikós "наклоненный вперед"); соответственно примыкание к концу слова именуют энклизой, а сами безударные слова, примыкающие к ударному - энклитиками (от греч. enklitikós "наклоненный назад"). В качестве проклитик и энклитик выступают чаще всего служебные слова: на столе, не говори, видел ли), однако это могут быть и знаменательные слова: мой дядя, три года, ктоэто, нагору, надом.

Граница такта может cовпадать с границей синтагмы. Так, во фразе " На рассвете генерал выехал/для уточнения обстановки/в секторе " (К. Симонов) мы выделяем 3 синтагмы, последняя из которых (в секторе) представляет собой одновременно и фонетическое слово.

Слог - минимальная единица речевого потока. Существуют артикуляционная и акустическая теории слога. С артикуляционной точки зрения, слог определяется как последовательность артикуляций, создаваемая единым дыхательным толчком или единым мускульным напряжением. При акустическом подходе слог понимают как центр нарастания и ослабления звучности.

Вершиной слога является гласный звук, именуемый слогообразующим, к которому примыкают согласные звуки. В некоторых языках (сербском, чешском) в качестве слогообразующих выступают не только гласные, но и сонорные согласные. Так, в чешских словах hrdlo (горло), vlna (волна), vrba (верба) два слога, jablko (яблоко), krvavy (кровавый) три слога, а в сербских прст (палец), срп (серб) по одному слогу.

Существует несколько подходов к определению слогораздела, т.е, границы между двумя следующими друг за другом в потоке речи слогами. При определении слогораздела учитывается принцип нарастания звучности, причем имеется в виду, что наибольшей звучностью обладают гласные, гласным уступают в звучности сонорные, сонорным - звонкие шумные согласные, наименее звучными являются глухие шумные. Поэтому в слове, имеющем последовательность звуков СГСГСГ (С - согласный, Г - гласный), слогораздел проходит между гласным и следующим согласным: го - ло - ва, хо - ро - шо.

В том случае, когда между гласными находится несколько согласных, например, СГССГ, СГСССГ и под., играет роль звучность групп согласных. В слове " восток " слогораздел проходит после гласного, и оба согласных отходят к последующему слогу
(во - сток); если после гласного следует сонорный согласный, то он отходит к предшествующему слогу: пал - ка, вен - терь; в том же случае, когда за гласным следуют два сонорных, возможны варианты слогоделения: либо оба сонорных отходят к последующему слогу, либо слогораздел проходит между сонорными: во - лна и вол - на, ка - рман и кар - ман.

Различают следующие виды слогов: открытые, закрытые, прикрытые и неприкрытые. Открытым называется слог, оканчивающийся на гласный звук (ре - ка, бу - ма - га), закрытым - слог, оканчивающийся на согласный (стол, он, рог); если слог начинается с согласного звука, он называется прикрытым, слог, начинающийся с гласного, - неприкрытым, например, мы (прикрытый), им (неприкрытый). Таким образом, слоги а, и (союзы) являются открытыми неприкрытыми, ум - закрытый неприкрытый, за - открытый прикрытый, вам - закрытый прикрытый. В русской речи преобладают открытые слоги, что объясняется исторически действием закона открытого слога.

Ударение и его виды

Ударение, или акцент (от лат. accentus "ударение"), - выделение в речи с помощью фонетических средств той или иной единицы в ряду однородных единиц. Ударение по функции может быть словесным, синтагматическим, тактовым и фразовым. Особым видом ударения является логическое ударение, с помощью которого выделяется наиболее важное в высказывании слово.

По своему характеру различаются три основных типа ударения: 1) силовое, или динамическое, 2) музыкальное, или тоническое и 3) количественное, или квантитативное.

При силовом, или динамическом ударении (от греч. dinamikós "силовой") выделение ударного слога акустически достигается возрастанием интенсивности звучания, а физиологически - усилением мускульного напряжения при выдохе (поэтому силовое ударение называют также экспираторным - от лат. expirarе "выдыхать"). К языкам с силовым ударением относятся русский, германские языки, латышский, казахский и др. При музыкальном, или тоническом ударении ударный слог выделяется высотой голосового тона (восходящей или нисходящей). Этот тип ударения присутствует в сербском, японском, китайском. Количественное, или квантитативное ударение (от лат. quantitas "количество") характеризуется тем, что в нем ударный слог выделяется по длительности.

Обычно все эти признаки ударения сочетаются, однако их значимость в разных языках различна. Русский язык имеет силовое ударение, но вместе с тем ударный слог обладает большей длительностью, чем безударные, немецкое ударение в своей основе также силовое, но одновременно ударный слог отличается повышением голосового тона. Тип ударения в языке может исторически изменяться. Так, в древнегреческом языке оно было музыкальным, а в современном греческом оно силовое.

Случаи сосуществования в одном слове двух типов ударения крайне редки. К числу таких языков относится шведский, в котором в одном слове может присутствовать и силовое ударение (тяготеющее к началу слова), и музыкальное. Достаточно редки и случаи отсутствие в языках ударения (оно не отмечено, например, в полинезийских языках).

Кроме рассмотренных, различают также структурные типы ударения. С точки зрения слоговой структуры слова ударение может быть свободным и связанным; Свободное ударение может падать на любой слог слова, связанное всегда находится на определенном слоге. В свою очередь, связанное ударение может быть фиксированным и ограниченным, т.е. обладающим способностью перемещаться в определенных границах. Так, в русском и английском языках ударение свободное, а в чешском и венгерском - связанное фиксированное (всегда на 1-м слоге), в латинском языке ударение связанное ограниченное, т.е. оно чаще всего находится на предпоследнем слоге, но перемещается на второй от конца слог, если предпоследний краток (ср., с одной стороны, orna're "украшать", veni're "идти",а с другой, "vi'ncĕre "побеждать", le'gĕre "читать").

С точки зрения морфологической структуры слова ударение бывает подвижными и неподвижным (постоянным). Подвижное ударение меняет свое место в слове при словоизменении, ср. дело - дела ′, поле - поля ′, рука ′- руки. Место неподвижного ударения сохраняется во всех словоформах (сp. падежные формы существительного " нота ").

Ударение способно выполнять разную функцию: организующую (кульминативную), смыслоразличительную (сигнификативную), разграничительную и экспрессивную. Организующая, или кульминативная функция (от лат. culmen "вершина"), - это функция объединения звуков языковой единицы (прежде всего - звуков слова) вокруг единого центра. Смыслоразличительная функция - это функция разграничения грамматических форм и аналогичных по звуковому составу слов, таких, как ноги - ноги ′ (ср. Волка ноги кормят и Ногимоей здесь не будет), насыпать (сов. вид) - насыпать (несов. вид), замок - замок и т.п. Разграничительная функция, именуемая также делимитативной (от лат. delimitatio "установление границ"), состоит в том, что с помощью ударения устанавливаются границы слов. Экспрессивную функцию, т.е. функцию выражения отношения говорящего к содержанию высказываемого или к адресату речи, ударение выполняет как элемент интонации.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.