Подвижное и неподвижное ударение — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Подвижное и неподвижное ударение

2017-06-10 540
Подвижное и неподвижное ударение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подвижное характеризуется тем, что при словоизменении или словообразовании место ударения может меняться, как в русском, испанском, итальянском языках. Ударение может падать на разные слоги в формах одного и того же слова: рука – руки, овес – овса, поле – полях. В английском языке ударение неподвижно: если оно падает на какой-то определенный слог в слове, то место его уже не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе. Для русского языка характерно и подвижное и неподвижное свободное ударение.

Словоразграничивающую

Фиксированное ударение не может быть средством различения слов и форм слов, но зато оно служит показателем границ слова. Фиксированное ударение выполняет словоразграничивающую функцию.

Кульминативную

Ударение объединяет слоги в менее или более крупное единство. Выполняет кульминативную функцию, выделяя просодический центр. Просодическая вершина фонетического единства объединяет вокруг себя примыкающие к ней менее акцентно выделенные звуковые отрезки.

Семантическую

Ударение может способствовать дифференциации (различению) слов по смыслу, выступая в своей семантической, смыслоразличительной функции: з а мок – зам о к, а тлас – атл а с, п о дать – под а ть.

Грамматическую

Ударение может выполнять грамматическую функцию – способствовать дифференциации частей речи или грамматических категорий: англ. r e fuse ‘отбросы’ и ref u se ‘отказывать’, рус. п и ща и пищ а, стр е мя и стрем я, т у шу и туш у.

 

КАДР

 

Интонация

 

Понятие интонация охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц. Интонация – это ритмико-мелодический рисунок речи, его внешние факторы – ударение и мелодика. Мелодика – это движение голоса по высоте тона, ритм, темп речи, паузирование (расстановка пауз, их градация по степени длительности), сила звучания, выделение отдельных слов и слогов, тембровые особенности, выражающие эмоциональные нюансы нашей речи. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок, который лежит в основе интонационной модели – интонемы.

Количество интонем ограничено. Французский фонетист П. Делатр выделил 10 основных моделей интонации. В каждой фразе есть слово, которое произносится с наибольшей силой и длительностью. Это интонационный центр. Если на предцентровой части в русском предложении тон немного повышается, а в заударной части происходит понижение тона – это интонация вопроса. Мелодика вопросительной фразы характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос:

фак ты? Это зин ки в кор Пирож ке? ку А да ты и дёшь?

Если предцентровая часть произносится на среднем тоне, а на ударном слоге центра происходит понижение тона – это обычная утвердительная интонация:

Я пойду сегодня в библио теку. Меня зовут Красная Ша почка.

При интонации восклицания два центра: в предцентровой части тон поднимается, между первым и вторым центрами тон остается высоким, а в заударной части снова опускается вниз.

кой чудесный ве Ка чер! кой же ты груби Ка ян!  

Имеют свою интонацию не только воспросительные, восклицательные, повествовательные, побудительные предложения, но также обособленные, пояснительные, перечислительные конструкции, причем интонемы этих синтагм неодинаковы в разных языках.

_______________________________________________________________________________

Тона

Различают восходящее и нисходящее движение тона. Восходящее движение тона обладает предупредительной функцией – показывает, что предложение не завершено: Мой дядя самых честных (правил)…; Уж небо осенью (дышало)… Нисходящее движение тона обладает завершающей интонацией и показывает, что предложение завершено: Итак, она звалась Татьяной.


КАДР

Основы Фонологии

 

Фонология изучает структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Она вскрывает закономерности функционирования звуков в языке, их роль в образовании звуковых оболочек морфем и слов. Одной из самых важных особенностей фонологии является то, что она рассматривает звуковой строй языка как систему, учитывает, какое место в этой системе занимает каждая фонема, каждое фонетическое явление. Системоцентричность фонологии противопоставляет ее акустической и артикуляционной (физиологической) фонетике, определяя ее собственно лингвистический аспект, который обеспечивает выполнение коммуникативной функции языка.

Фонология решает ряд задач: 1) установление кратчайшей звуковой единицы, способной различать звуковые оболочки слов, – фонемы; 2) определение количества фонем в каждом конкретном языке; 3) изучение сочетаемости и функциональной значимости фонем в пределах звуковых оболочек слов; 4) исследование развития системы фонем в языке. Фонологию можно определить как учение о фонеме.

Фонема – кратчайшая инвариантная единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них – и для опознавания и различения слов. Совокупность фонем образует фонологическую систему языка.

Фонемы в системе языка находятся в отношениях оппозиции, противопоставления друг с другом. Фонологическая оппозиция – это противопоставление фонем, это звуковые различия, благодаря которым в данном языке различаются морфемы, слова, формы слов. Основанием оппозиции служат различительные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков. Фонема может представляться как пучок различительных признаков – дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими. Фонема как абстрактная единица противополагается звуку речи, или фону, как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи.

________________________________________________________________________________

Фонеме

Богатство звуков, создаваемое произносительным аппаратом человека, очень велико. Детальный экспериментально-фонетический анализ показал бы в любом языке сотни разных звуков. Но в языке это море звуков организуется в систему нескольких десятков фонем.

И.А. Бодуэн де Куртене – создатель учение о фонеме – определил фонему как общее представление о произношении и восприятии звука. Это тип звука, модель звука речи. Фонему нельзя ни произнести, ни услышать, она существует в нашем сознании.

Основной приинцип выделения и анализа фонем формулируется так: если в данном языке различие между двумя данными звуками позволяет различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к раным фонемам. Фонема обладает двумя функциями: конструктивной (функцией строительного материала для морфем) и дистинктивной, или различительной (функцией различения значимых единиц языка). Для выполнения этих двух функций фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Такое противопоставление называется оппозицией. Выполнение фонемами своих функций очевидно при сопоставлении слов с минимальным фонологическим различием, например: стул – стула, гор – хор.

Те признаки в составе фонем, которые не безразличны для языка, т.е. используются говорящими для различения морфем, слов и их форм, называются дифференциальными (различительными). Такие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения смысловых единиц языка, называются интегральными, или нейтральными, как в русском языке признаки назализации и долготы гласных, лабиализации согласных. В польском языке признак назализации гласных является дифференциальным: chcę ‘хочу’ – chce ‘хочет’. Долгота гласных – дифференциальный признак в словацком языке: sudбочка’ – súdсуд’, domдом’ – dómсобор’. О дин и тот же признак в составе фонем разных языков может быть в одном языке различительным, а в другом нейтральным, не разграничивающим фонемы.

 

Оппозиции

Во многих языках фонологические оппозиции в некоторых положениях теряют свою различительную способность, как русские гласные [а] и [о] в безударной позиции. Различие звонких и глухих в полную силу проявляется перед гласными (дом – том) и перед сонантами (дверь – Тверь). Положения, благоприятные для функционирования данной фонологической оппозиции, называются ее сильной позицией. Сильная позиция для гласных в русском языке – это позиция под ударением и перед сонантами.

Потеря фонологической оппозицией своей различительной силы в слабой позиции называется нейтрализацией. В русском языке нейтрализация происходит в пользу глухого перед глухим согласным и на конце слова и в пользу звонкого перед звонким. В сильной позиции, например глухость фонемы, есть ее различительный (дифференциальный) признак, а в слабой позиции по звонкости / глухости ее глухость не является дифференциальным признаком, так как она не может быть противопоставлена звонкости. Слабой позицией в русском языке для гласных является безударное положение, а для согласных – положение перед шумными согласными или на конце слова.

 


************************************************************************

Кадр 1

Основы семасиологии


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.