Библиотековедение как наука. Его объект, предмет, структура, взаимосвязи с другими науками — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Библиотековедение как наука. Его объект, предмет, структура, взаимосвязи с другими науками

2024-02-15 27
Библиотековедение как наука. Его объект, предмет, структура, взаимосвязи с другими науками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Библиотековедение как наука. Его объект, предмет и структура.

Определение понятий «объект» и «предмет» библиотековедения. Основные концепции библиотековедения: книговедческая, просветительная, культурологическая, информационная, маркетинговая, когнитивная («знаниевая»), документо-коммуникационная. Структура библиотековедения: функциональный и аспектный принципы дифференциации.

Библиотековедение - это научная дисциплина, изучающая теорию, историю и методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела. (ГОСТ 7.0-99)

В теоретическом плане библиотековедение изучает закономерности и принципы формирования библиотек и библиотечных систем, миссию, социальную роль и социальные функции библиотек, задачи и содержание их деятельности, гос. Биб политику и идеологию.

Основные концепции:

Книговедческая концепция   Начало её теоретической разработки положил Николай Михайлович Лисовский (российский библиограф, книговед и педагог). В доказательство того, что библиотековедение является частью книговедения, обычно ссылаются на общность объектов исследования - «книга» и «читатель». Правильным будет понимать книговедение как комплекс самостоятельных научных дисциплин, связанных общим объектом исследования - книгой (библиографоведение, информатики итд) С точки зрения книговедения - библиотековедение — это одна из научных дисциплин книговедческого цикла. Однако, с точки зрения библиотековедения как самостоятельной науки, книговедение является родственной наукой по частичной общности объекта.
Просветительская концепция (конец 19в.)   Педагоги-внешкольники рассматривали библиотеку как важнейший центр просветительного воздействия на население, привлечение его к чтению. В их представлениях теория внешкольного просвещения-это и есть библиотековедение. По их мнениею, смысл существования библиотеки заключается не в пассивной роли хранения и выдачи книг, а в активном влиянии на привлечение читателей. В настоящее время библиотековеды подчеркивают, что библиотечной деятельности изначально присущ дуз просветительсвта. Просветительскую концепцию в начле 21в. Разрабатывали А.Н.Ванеев, Н.Е.Добрынина, Н.В.Жадько, А.В.Соколов («Библиотечека и гуманизм: миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации») идр.
Культурологическая концепция (20в.) Библиотечное дело представляет собой явление культуры и в качестве такового подчиняется закономерностям её развития. Библиотечный процесс-это частичное проявление культурного процесса, его конкретизация. А.Н.Ванеев, Н.Я. Фридьева и др. разрабатывая культурологическую концепцию библиотековедения, исходили из понимания, что культурология — это философская научная дисциплина, которая для построения своих концепций использует и данные библиотековедения и выполняет по отношению к нему методологическую функцию.
Информационная концепция (середина 20в.)   Библиотековедение- это прикладная наука в системе информатики. Информатика является обобщающей наукой по отношению к библиотековедению Библиотековедение — это библиотечная информатика. Наиболее распространение получила концепция взаимодействия , согласно которой информатика и библиотековедение развиваются как самостоятельные научные дисциплины, но процесс их развития взаимообусловлен и взаимозависим. Сторонники данной концепции — М.Я.Дворкина и Н.И.Тюлина и.др.
Маркетинговая (сервисная) концепция   В основе маркетингового подхода лежит концепция сервисного обслуживания. Библиотечный маркетинг- это система регулирования отношений библиотеки с внешней средой в процессе обмена результатами деятельности. В этой концепции библиотека рассматривается как специфическое предприятие по производству продукции и услуг. Работы В.А.Минкина, В.В.Брежневой
Когнитивная (знаниевая) концепция   В библиотеке циркулируют знания. В соответствии с когнитивным подходом, библиотековедение исследует процессы функционирования и движения знаний в библиотеке А.И.Каптерев, А.И. Остапов., по их мнению, основным направлением деятельности является накопление знаний, их библиотечная обработка и обслуживание знаниями.
Документно-коммуникативная концепция (начало 21в.) По этой концепции библиотека представляет собой социальный институт системы документативной коммуникации, в которую наряду с библиотеками входят книжная торговля, библиографические и информационное службы, архивы, музеи. В библиотеках документативная коммуникация осуществляется в системе «книга(документ)-библиотека-читатель(пользователь)». Эта концепция является в настроящее время ведущей и наиболее перспективной, так как она снимает противоречия между просветительской и информационной концепциями, поскольку они полностью укладываются в документно-коммуникационную деятельность библиотек.

Объект и предмет библиотековедения

Под объектом понимаются реальные явления: библиотека, документ, книга, читатель, пользователь итд.

Предмет - это специфические свойства, качества объекта, которые изучаются биб. Наукой.

Предмет библиотековедение отражает специфику изучения его объекта, выполняет познавательную функцию.

Структура библиотековедения

Структура библиотековедения включает общее библиотековедение и частные научные дисциплины (частное библиотековедение), представляющие собой различные библиотековедческие дисциплины, образованные по функциональному (библиотечные фонды, библиотечное обслуживание) и аспектному признаку (библиотечная психология, этика, статистика).

1. Предыстория библиотековедения. Возникновению библиотековедения как науки предшествует развитие библиотековедческая мысль. Библиотековедческая мысль характеризируется практико-ориентированностью и зачаточным уровнем теоретической базы. На протяжении свыше двух тысяч лет подобная ситуация соответствовала уровню общественного развития, но к 19 в. возникла необходимость в превращении накопленной эмпирической базы в научную систему. Это связано с демократизацией знания, увеличением числа библиотек, их общедоступности, приростом грамотного населения, возникновением обязательного бесплатного образования, наконец, с развитием книгопечатания и увеличением числа изданий и тиражей. Таким образом, мы говорим о возникновении потребности в руководстве библиотеками.

2. Становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины.

Само понятие «библиотековедение» ввел Мартин Шреттингер, который работал в Мюнхенской библиотеке. Его труд «Опыт исчерпывающего руководства по библиотековедению или Руководство к успешной детальности библиотек» (1808-1829). Краткое название «Руководство по библиотековедению» (переиздание, 1834). В работе Шреттингера библиотековедение еще не отделялось от библиотечного дела и было ориентировано на практические задачи организации и устройства библиотеки. Такой подход наложил заметный отпечаток на дальнейшее развитие библиотековедения. Вплоть до первых десятилетий 20 в. существовала точка зрения на библиотековедение как узкую, практико-ориентированную, прикладная науку, лишенную социального содержания.

В России понятие впервые употреблено Карлом Максимовичем Бэром. В 1847 г. он применил его в классификации для БАН. До этого в России XYIII в. наблюдалось активное развитие библиотековедческой мысли. Ее характерными особенностями являются внимание к проблемам назначения и роли библиотек в развитии науки и просвещения, тенденция к их демократизации, постановка задачи организации светского чтения и др.

В конце XIX в. появились первые признаки отделения библиотековедения как науки от практики. Под библиотековедением начинает пониматься система научных знаний. Появляется первая структура библиотековедения, состоящая из двух основных разделов: учение о библиотеке и учение о библиотечных фондах.

Развиваясь как научная дисциплина, библиотековедение в XIX в. в связи с появлением первых библиотечных школ и курсов преподается и как учебная дисциплина. Как учебная дисциплина библиотековедение также характеризовалось прикладной, практической направленностью.

Таким образом, в XIX – начале XX в. библиотековедение сформировалось как научная и учебная дисциплины.

В России пик развития библиотековедения приходится на начало-первую половину XX в. Разработаны понятия «объект» и «предмет» библиотековедения. Тогда же закладываются основы методологической базы. Большое внимание уделялось теоретическим вопросам. В целом теория библиотековедения строилась на основе трудов В. И. Ленина и Надежды Константиновны Крупской, которые активно использовали зарубежные достижения. В 40-60е гг. еще не существовало четкого разграничения объекта и предмета библиотековедения. Многие библиотековеды отождествляли их. Большое значение для решения конкретных теоретических вопросов библиотековедения имела дискуссия конца 70–начала 80–х гг. Несмотря на то что в ходе ее высказывались различные точки зрения, большинство библиотековедов пришли к выводу, что объектом библиотековедения является библиотечная деятельность. Важным достижением отечественного библиотековедения явилось выделение в его структуре учебного раздела, который получил название общего библиотековедения. Основоположник этого раздела, Оган Степанович Чубарьян, написал первый в мире учебник “Общее библиотековедение”, который был издан в 1960 г.

В 60-70-х гг. 20 в. зарубежное библиотековедение претерпевает значительные изменения, становясь общественной наукой. Немалую роль в этом процессе сыграла книга Джесса Хоука Шира "Социологические основы библиотечного дела", которая закрепила социальный взгляд на библиотечное дело. В те же годы произошла смена парадигмы, обусловленная невиданным ранее нарастанием значения информации в жизни общества. Информатизация привела к переносу акцента с документа на информацию в целом и привела информационной интерпретации библиотеки и библиотечного дела. (Д. Х. Шира назвал это «библиотековедение в новом ключе») Произошло заимствование идей информатики, что привело к формированию «библиотечно-информационной науки». Отечественное библиотековедение до самого конца 80-х гг. носило традиционный характер, почти полностью оставаясь на позициях документализма. Отчетливые признаки перехода к новой – информационной парадигме наметились в нем лишь в начале 90-х гг

В настоящее время библиотековедение представляет собой самостоятельную, развитую социально-гуманитарную науку. Наблюдается слияние социалистического и буржуазного в единое мировое библиотековедение, учитывающее как общие черты, так и особенности его развития в разных странах. В ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Библиография» дано следующее определение термина:

Библиотековедение – это научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.

В теоретическом плане библиотековедение создает систему идей, дающих целостное представление о библиотечном деле и его закономерностях и представляющих в совокупности научно-методическую базу для оценки, анализа, обобщения явлений и процессов библиотечной практики.

В историческом плане библиотековедение помогает освоить накопленный опыт, раскрывает основные закономерности библиотечной науки и практики на современном этапе, прогнозирует их развитие.

В организационном плане библиотековедение разрабатывает научно обоснованную систему функционирования библиотечного дела в стране. Организационные проблемы разрабатываются по отношению как к библиотеке в целом, так и к отдельным видам библиотечной деятельности.

Не для ответа. Под объектом понимаются реальные явления: библиотека, документ, книга, читатель, пользователь и т. д. Предмет – это те специфические качества, которые изучаются библиотечной наукой (свойства общего для ряда наук объекта, которые исследуются данной наукой). Объект библиотековедения – понятия многозначное. Под объектом понимается не только категория познания, но и конкретное учреждение – библиотека. Различают объект библиотековедения, частных библиотековедческих дисциплин и отдельных направлений библиотечной деятельности, библиотековедческих исследований.

В начале 20 в. появляются обобщающие работы, посвященные теоретическому обоснованию библиотековедения как науки. В этот период происходит разделение на теоретическое (научное) и прикладное (практическое) библиотековедение. В качестве объекта первого рассматривается библиотека как абстрактная сущность. Объектом второго считалась совокупность правил устройства и функционирования библиотек. Таким образом, библиотека рассматривалась либо как обобщенное понятие, либо как конкретное библиотечное учреждение.

20 гг. 20 в. – все вопросы библиотечного дела должны находить в библиотековедении теоретическое обоснование. Объектами назывались и библиотека, и библиотечное дело.

В 1940-1960-х гг. объект как коммуникативная система «книга-библиотека-пользователь).

В 1970-х гг. библиотека рассматривалась как системный объект библиотековедения. Элементы те же, но под воздействием информатизации книга заменена на «документ», «читатель» заменен «пользователем». Документно-коммуникационная система – «документ/книга-библиотека-читатель/пользователь» – объект документоведения.

В те же годы выдвинута и обоснована концепция Юрия Николаевича Столярова. Объект библиотековедения – библиотека как система (библиотека как системный объект) четырех элементов: документ-абонент (читатель)-библиотекарь-МТБ.

И в том, и в другом случае имеются в виду абстрактные обобщения, а не конкретные единицы.

Таким образом, в библиотековедении одновременно существуют две концепции объекта библиотековедения: библиотека как системный объект и документо-коммуникативная система «(книга)документ-библиотека-(читатель)пользователь», где коммуникатором является библиотека. Концепции являются дополняющими.

В 21 в. возрождается дискуссия. Критике подверглось смешение понятий: библиотека как обобщенное понятие и библиотека как реальное учреждение. Елена Игоревна Полтавская подчеркивала, что понятие «библиотека» является идеализированным понятием, предельно общей категорией библиотековедения. Соответственно и объект библиотековедения – теоретический.

Попытки же принять в качестве объекта «структурную модель» библиотеки приводят к необоснованному расширению объекта, включению в него многих элементов, присущих библиотеке как учреждению, что исключает его из научной сферы и приводит к «практическому библиотековедению».

Возможно, более правильным будет следующее определение объекта библиотековедения: «библиотека как философское понятие». Этой точки зрения придерживается Вольнова Ю. В.

Далее, поскольку отдельные элементы системного объекта являются объектами других наук, следует определить те стороны элементов, которые должны исследоваться именно библиотековедением. В связи с этим возникает необходимость выделения понятия «предмет» библиотечной науки.

В целом на этот вопрос невозможно дать четко сконструированный ответ. Аркадий Васильевич Соколов предложил принцип отграничения. Его применение позволяет ответить на вопрос: какие связи и отношения в система «книга(документ)-библиотека-читатель(пользователь)» входят в компетенцию библиотековедения, а какие относятся к другим наукам. В принципе в предмет библиотековедения входит лишь то, что имеет отношение к библиотечной деятельности, так как через нее реализуются связь элементов системы и их отношения с внешней средой.

Вместе с тем, остается открытым вопрос о том, какие стороны системного объекта имеют отношение к библиотечному делу, а какие – к другим наукам. Например: не только реальный, но и потенциальный читатель. Не книга вообще, но совокупность книг, называемая библиотечным фондом. Но здесь опять же необходимо изучение «потенциальной» библиотечной книги.

Таким образом, едва ли существует однозначное определение понятия предмет библиотековедения. Также трудно определить предмет отдельно взятой библиотековедческой дисциплины. Условно говоря, это «свойства объекта, реализующиеся при выполнении библиотечной работы и имеющие исследовательскую и практическую ценность для данной отрасли библиотековедческого знания».

В начале 20 в. библиотековедение подразделялось на теоретическое и практическое (устройство библиотеки и ее функционирование). Библиотековеды признавали необходимость научной разработки практических вопросов, в связи с чем все, что касалось практики, обобщалось словом «учения».

Постепенное усложнение библиотечной работы привело к появлению относительно самостоятельных участком библиотечной деятельности, для которых необходимы индивидуальная организация и методика. В свою очередь, это привело к дифференциации, появлению множества библиотековедческих дисциплин. Для их классификации применяются функциональный и аспектный принципы.

Если с функциональным принципом все довольно просто – здесь речь идет о функциях библиотеки (образование фондов, ведение каталогов, управление библиотекой и др.), то аспектный принцип требует более детального рассмотрения. Библиотекам присущи различные аспекты деятельности, требующие научного изучения: социологические, информационные, правовые и др.

Их научное обоснование основывается на объединении библиотековедческих знаний с наукой, для которой данный аспект является объектом. Это привело к формированию интеграционных библиотечных дисциплин (библиотечная этика, библиотечная социология, библиотечный менеджмент и др.). Данные дисциплины остаются по своей природе библиотековедческими, поскольку призваны разрешать проблемы библиотечного дела.

По содержанию эти дисциплины являются комплексными, так как исследуют в том числе комплекс проблем, связанных с использованием в библиотечной практике достижений и методов конкретных наук.

Очевидно, по мере усложнения библиотечной деятельности, появятся взаимосвязи, которые в настоящее время отсутствуют, количество интеграционных дисциплин будет увеличиваться.

Функциональный и аспектный принципы построения структуры библиотековедения взаимно обуславливают друг друга и пересекаются. Любая дисциплина, выделенная по функциональному признаку, рассматривает все аспекты библиотечной деятельности по этому функциональному направлению. И, наоборот, каждая научная дисциплина, сформированная по аспектному принципу, исследует этот аспект по отношению ко всем участкам и направлениям библиотечной деятельности.

Поскольку библиотечная деятельность дифференцируется не только по основным функциональному и аспектному признакам, но и другим параметрам (по типам и видам библиотек, составу их фондов, категориям читателей и т. п.), то в библиотековедении существуют и такие научные дисциплины, как сравнительное, краеведческое, специальное библиотековедение и другие частные дисциплины.

Помимо прочего, стремление объединить научные библиотековедческие знания привело в 1960-х гг. О. С. Чубарьяна к обоснованию обобщающей научной и учебной дисциплины «Общее библиотековедение».

Таким образом, структура библиотековедения включает общее библиотековедение и частные научные дисциплины (частное библиотековедение), представляющее собой различные библиотековедческие дисциплины, образованные по функциональному и аспектному признакам.

1.Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения.

В середине ΙΙΙ тыс. д н.э. шумерийцы изобрели клинопись. От той поры до нас дошло особенно много памятников письменности. Библиотеки Шумера владели искусством хранения текстов. Глиняные таблички помещали в закрытые ящики или корзины, снабжая их этикетками о содержании и характере текста. Далее Античная культура V в. до н.э. расцвет культуры и науки. Культурный центр – Афины. Пергамская библиотека, Александрийская библиотека. Средневековье V-ΧΙ в.в. Феодализм, библиотеки Китая (существовали при монастырях, дворцах, до VΙΙΙ в. была ксилография – печатание на резных досках, далее сменилось на обычное). Византийские библиотеки, культура на основе феод.режима. Публичная библиотека в Константинополе – ΙV в.в. , книги пергаментные………..

Предыстория библиотековедения (этап библиотековедческой мысли): библиотековедческая мысль древности; библиотековедческая мысль средневековья.

Библиотечная мысль начала формироваться вместе с появлением библиотек, как учреждений, предназначенных для собирания, хранения и использования рукописных и печатных книг и других носителей информации. В развитии библиотековедения выделяются два исторических этапа, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Первый из них донаучный – этап с библиотековедческой мысли, предыстория библиотековедения, который начинается в середине II тысячелетия до н.э. и заканчивается в XVIII - начале XIX в.; второй - научный, этап собственно библиотековедения, который длится с начала XIX в. по настоящее время. Первый этап- характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины. В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения:1. Формально-техническая; 2. Документалистская; 3. Информационная. При этом процесс смены концепций происходил как развитие с удержанием всего ценного и целесообразного. 1 - Сущность библиотековедения сводилась к вопросам практического обустройства библиотек. Немецкий библиотековед М.Шреттингер, который впервые ввел понятие библиотековедения, писал, что это "...практические знания, которые требуют всецело самостоятельного изучения и которые я объединяю понятием "библиотековедение". Некоторую дань этой концепции, хотя и на более высоком уровне теоретического развития, отдала и Л.Б.Хавкина, которая делила библиотековедение на два раздела: "теоретический" и "прикладной" (практический). Лишь во второй половине XX в. данная концепция полностью утратила свое значение, однако сохранившись в "снятом" виде в последующих взглядах на сущность библиотековедения. Господствующее положение в библиотековедении всей первой и отчасти второй половины XX в. занимала документалистская концепция. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателя и документа (главным образом, произведения печати), опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях. Данная концепция была крупным прогрессивным шагом теории по сравнению с формально-технической. Однако со второй половины ХХ в. стала выявляться ее теоретическая недостаточность. Под влиянием информатизации общества, высоких технологий индустрии информации, компьюникации библиотек и других объективных факторов она, начиная с 60-х гг., постепенно стала вытесняться информационной концепцией. Информационная концепция, в отличие от документалистской, ставит во главу угла не документ, не носитель, а информацию. В соответствии со смещением акцента на информацию сущность библиотековедения сводится теперь к теоретическому отражению взаимодействия человека с информацией (в виде публикаций), опосредствуемого библиотекарем. Переход библиотековедения на новую парагму вовсе не означает отмирания документалистского подхода. Речь может идти лишь о снижении статуса и сужении области применения. Если ранее документалистская концепция выступала в качестве всеобщей исходной теории библиотековедения, то теперь она должна рассматриваться в качестве частной, дополнительной по отношению к информационной. Если ранее она распространялась на всю область библиотечного дела, то теперь она должна применяться лишь в тех случаях, когда при библиотековедческом анализе явлений библиотечного дела необходимо рассматривать информацию и форму ее объективации как нечто целое, синкретическое, т.е. как документ (публикацию). Такой подход необходим при анализе процессов комплектования, решении проблем организации библиотечных фондов и т.п.

Переход библиотековедения на информационную парадигму сопряжен со многими далеко идущими теоретическими и практическими последствиями. Согласно новой концепции библиотековедение должно рассматриваться как частный раздел фундаментальной науки информатики Библиотековедение - это институционально ограниченная областью библиотечного дела, преимущественно прикладная, социальная (не техническая) по своему основному содержанию научная дисциплина домена информационных наук. Предмет библиотековедения - обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. Главная научная задача библиотековедения - теоретическое воспроизведение указанного предмета в форме научного знания, т.е. законов, принципов, теорий, понятий и т.п. Иначе говоря, библиотековедение - это научная дисциплина, изучающая законы, принципы, теории, отражающие указанный предмет. Именно в этом заключается современное понимание сущности библиотековедения как научной дисциплины.

Информационная интерпретация сущности библиотековедения требует переосмысления таких ключевых понятий, как библиотека, ее социальные функции и др. Библиотека - это специальное учреждение культуры, осуществляющее индивидуальное по форме реализации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной как в ее фонде публикаций (библиотечном фонде), так и доступных ей информационных сетях. Главная и единственная сущностная социальная функция библиотек - это информационная функция. Все прочие социальные функции являются вторичными и производными от нее. Библиотека изначально была информационным учреждением с точки зрения ее предназначения в обществе.

В освоении информационной концепции отечественное библиотековедение заметно отстало от многих зарубежных стран. К примеру, в США библиотековедение уже давно именуется "библиотечно-информационной наукой". В этой связи актуальная задача современного библиотековедения заключается не в критике прошлой отечественной библиотечной теории и практики, разумеется, не лишенной ошибок, деформаций и научных драм, не в наукообразном манипулировании новомодными англицизмами, хотя ничто не препятствует использованию иностранной лексики, где это неизбежно, не в разработке явно бесперспективных направлений, а во фронтальном переходе библиотековедения на информационную парадигму, предполагающую глубокое переосмысление библиотечной теории, библиотечной практики, библиотечного образования на методологической основе общечеловеческих ценностей.

1.Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.

Термин библиотековедение ввел в оборот в начале 19 в. Мартин Шреттингер - библиотекарь, монах из Мюнхена – с 1808 по 1829 создал 2-хтомный труд «Руководство по библиотековедению».

Библиотековедение – научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию и организацию библиотечного дела.

Сущность биб-в-ния как науки- внутренняя основа, содержание, смысл и суть биб-в-ния, является фундаментальным и дискуссионным вопросом, характеризующийся довольно разноречивым спектром взглядов ученых.

Главная задача биб-в-ния – определение закономерностей библиотечного дела, которое решается через исследования его объекта и предмета.

Объектом библиотековедения это то, что противостоит субъекту(библиотековеду) в его познавательной деятельности.(Объектом библиотековедения является система: информация-читатель-библиотека).

Предметом библиотековедения является некоторая целостность выделенная из объекта, которая изучается только библиотековедением(Предметом библиотековедения является исследование взаимоотношений элементов системы «информация-читатель-библиотека»

На рубеже 20-21 вв рассматривались несколько концептуальных подходов к определению сущности биб-вед-я.

1.эпистемологическая(«знаниевая»), распространенная в стране и за рубежом, которая видит существо библиотечного дела в оперировании знаниями.

2.функционально-технологическая, согласно которой биб.дело представляет собой лишь совокупность процедур комплектования фондов, их организации и обслуживание читателя.

3.Социально-функциональная, соответственно которой биб.дело трактуется как область информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности.

4.Институционная, сводящая библиотечное дело есть к совокупности библиотек, имеющихся на некоторой территории.

5.Инфориационная, по которой биб.дело есть одна из областей информационной деятельности.

6.Биб.дело считается подсистемой документных коммуникаций.

БВ включает общую часть и набор частных дисциплин. Общая часть – общее библиотековедение – рассматривает вопросы общей теории, истории и методологии. Однако до недавнего времени в отечественном библиотековедении не было четкого представления, что входит в понятие «общая теория». Поэтому крупным научным достижением отечественного библиотековедения является выход в 1997 году учебника Н.С.Карташова «Общая теория библиотечного дела», который свел воедино достижения библиотековедения в разработке его общетеоретических основ и объединил их в систему двух взаимосвязанных и взаимообусловленных учений: учение о библиотеке и учение о библиотечном деле (основные научные категории библиотековедения).

Структура библиотековедения- это единство устойчивых взаимосвязей между его элементами, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Возможно, несколько различных подходов к структурированию библиотекаведения.

Наиболее общий из них- науковедческий. Согласно ему, в качестве характерных составных частей биб-в-ния выделяются: 1.Научные законы.2.Научные принципы.3.Научные теории.4.Методы исследования 5.Понятийный аппарат.6.Гипотезы.7.Факты, данные наблюдений и опытов.

 Процесс выделения самостоятельных разделов библиотековедения будет продолжаться, особенно в связи с развитием междисциплинарных связей. Уже сегодня существуют такие учебные дисциплины как библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная социология, экономика библиотечного дела и др.

Концептуальные подходы:

Информационная концепция (Скворцов)

Документная (Соколов, Столяров)

Обобщающая наука – теория культуры. (Ванеев)


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.