Напомним, что при создании документального телефильма используются как журналистские способы воздействия, так и кинематографические приемы, а именно язык кино. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Напомним, что при создании документального телефильма используются как журналистские способы воздействия, так и кинематографические приемы, а именно язык кино.

2024-02-15 17
Напомним, что при создании документального телефильма используются как журналистские способы воздействия, так и кинематографические приемы, а именно язык кино. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Язык фильма – это набор коллективно разработанных правил, которые позволяют рассказывать друг другу истории при помощи гармоничного сочетания изображений, действий, звуков и слов. Он существует, поскольку люди, независимо от культуры, обладают общими процессами восприятия логики» [60; 108]. Способ взаимодействия автора со зрительской аудиторией зачастую проистекает из безотчетного интуитивного предположения о том, кем являются для режиссера эти люди и какое отношение к ним следует отразить в фильме. Это решение влияет, во-первых, на выбор кинематографического языка и, во-вторых, определяет, насколько масштабным будет фильм. Язык фильма базируется на доказательствах, представляемых зрителям, и на том, как преподносятся аргументы, отражающие точку зрения автора. При создании фильма учитывались особенности киноязыка, описанные в теоретической части диплома. А именно: выбор композиции кадра, ракурс, разноплановость, ритмичность, сопоставление кадров, музыкальный ряд, последовательность кадров и т.д. Приведем пример: при съемке концертов и репетиций использовался широкоугольный объектив, чтобы показать массовость, энергию, движение на сцене и в зале. Крупным планом показывали лица (эмоции как выступающих, так и публики: восторг, агрессия, смех), то, как люди подпевали, обнимались; также крупным планом показывали детали: инструменты, динамики, руки, татуировки, отражающие хардкор-движение. Общий план: участники хардкор-групп на сцене, танцующие мош пит (агрессивный стиль танца) в зале и т.п. Горизонтальные или панорамные проезды камеры от сцены к зрителям – фиксация внутреннего напряженного диалога «объект-объект», видна степень взаимодействия участников концерта, сплочённость, заинтересованность друг в друге, энергетика. Снимая мош пит, камера двигается вместе с танцующими, что позволяет создать «эффект присутствия», передает особое состояние, вроде экстаза, в котором прибывают танцоры. Ощущения присутствия также можно добиться с помощью ракурса «с зала на сцену», причем важно, чтобы камера находилась на уровне публики, тогда передний план отражает эмоции, движения, поднятые руки людей, а на заднем плане играет группа. То же место расположения, только объектив направлен на лица людей, здесь уместны как дальний, так и общие планы, хорошо смотрится проезд камеры вглубь зрительного зала. На репетициях камера выполняет функцию участника-наблюдателя, помогая зрителю представить общую картину происходящего, как бы побывав в роли каждого музыканта. Кроме непосредственно съемки действия на сцене, репетиции на реп-точке (место, где происходят репетиции хардкор-, панк-, рок-групп; чаще всего они представляют собой оборудованный под репетиции утеплённый гараж), камера фиксирует происходящее между основным действием: общение и обсуждение новостей, дальнейшей работы, споры, планы на будущее. Все то, что происходит постоянно, показывая неподготовленную реальность.

Было важно показать, как и чем живут, о чем думают и что обсуждают герои фильма. По первоначальной задумке интервью, в привычном его понимании, не должно было быть. Как отмечают многие режиссёры-документалисты, интервью – это журналистский жанр и в фильме его можно использовать лишь в некоторых случаях, например, когда иначе получить информацию невозможно, когда событие уже в прошлом и показать его можно только через рассказ. Раскрытие темы фильма должно происходить устами героев, причем в процессе каких-либо действий: подготовка к выступлению, репетиция, занятие в тренажерном зале, прогулка, в процессе выполнения домашних забот и т.д. То есть герои рассказывают о хардкоре и своей жизни непосредственно в процессе.

Но без интервью мы не обошлись, так как создаем теледокументальный фильм. И именно жанр интервью помог узнать о истории, нюансах и особенностях исследуемого течения. То, как и где будет отснято интервью, тоже влияет на восприятие и на отношение зрителя к герою.

Обычно берется общий план. Ракурс может быть совершенно любой: фронтальный, вид сбоку, вид через что-то, ощущение скрытой камеры. Такая игра вносит в изображение разнообразие, освежает взгляд. Крупным планом показывают детали, которые помогут понять, лучше узнать героя. Это могут быть глаза (взгляд спокойный и уверенный, испуганный, задумчивый, потерянный, радостный, озлобленный, непонимающий, печальный), руки (что-то вертят, нервно барабанят по поверхности чего-либо, спокойно лежат, ухоженные или неухоженные, плотные, порой мозолистые верхние фаланги пальцев, что говорит о постоянных занятиях на гитаре и т.п.), детали одежды, взятый с собой инструмент и др. Но так как съёмка проходила в одну камеру, удавалось брать только общий план. Необходимо было добиться, чтобы присутствие камеры не мешало герою расслабиться и раскрыться, для этого в некоторых интервью камера устанавливалась поодаль от журналиста.

Наряду со «статичными» интервью была, и та самая «беседа в действии» или «лайф», о которой упоминалось выше. С этой целью мы направились в гости к одному из героев и посмотрели, как он проводит своё утро. В течение трёх часов длилась беседа с Дмитрием Юрьевым (скинхед, гитарист хардкор-группы «Burn to Lies»). Понять человека проще, узнав его мысли. Мы разговаривали на темы религии в хардкоре, философии стрейт эджа, патриотизма, дружбы, любви. Такой тип съемки также помогает раскрыться герою, так как он находится в привычной обстановке. В фильме использован прием контраста: например, когда герой во время выступления выглядит очень агрессивно, озлоблено, а в жизни, дома с семьей – обычным любящим парнем.

Многие режиссеры придерживаются позиции, что нельзя браться за тему из сферы, малоизвестной, либо же вообще неизвестной, считая, что автор фильма должен не хуже героев разбираться в теме, быть сопричастным. Однако не всегда это верно. Такая сопричастность «замыливает» взгляд, привносит в работу больше субъективизма, не позволяя со стороны посмотреть на освещаемую проблему. Снимая фильм про хардкор на Дальнем Востоке, мы как бы вместе со зрителем открываем для себя эту культуру. Конечно, совершенно неподготовленным быть нельзя, именно поэтому до начала съемок мы знакомились с темой по разным источникам. Кроме Интернет-материалов и бесед с носителями данной культуры, были просмотрены документальные фильмы американских режиссеров, а именно: «American Hardcore», «Skinhead Attitude», «Нardcore Beatdown», «EDGE perspectives on drug free culture». В этих фильмах рассказано об истоках хардкора, его сущности, о первых музыкальных группах, о стрейт эдже и др. Базовые знания помогли составить необходимый перечень вопросов героям, представить «скелет» фильма, осознать для себя, что необходимо зафиксировать, чтобы суметь донести необходимый посыл до зрителя, воздействовать на его эмоции. «Мобилизуя спектр самых сильных эмоций, документалистика побуждает людей к действиям» [60; 75]. Именно поведение, действие и взаимодействие на экране вызывает к мыслям, чувствам и суждениям.

Режиссер и киновед Майкл Рабигер писал, что «документальный фильм – это логически выстроенный рассказ. По аналогии с художественными фильмами удачные документальные киноработы представляют собой связные повествования с запоминающимися персонажами и интересным сюжетом, и каждое из них подчинено общей задаче» [60; 47]. О том, что сюжет определяет сама жизнь, и даже наброски и планы могут поменяться в любой момент, мы уже рассказали. Что касается персонажей, то это один из основополагающих вопросов при создании фильм. В большей части именно от героев (если на них строится картина) зависит фильм и его восприятие аудиторией. Тема хардкора довольна спорная, показать ее с негативной стороны проще, чем с положительной. Потому что негатив лежит на поверхности, а чтобы добраться до противоположного качества и показать гуманистические идеи, надо капнуть глубже. Далеко не каждый «хардкорщик» образованный, ответственный, знающий цену своим словам человек. Чаще всего это молодежь, которую привлекает эксцентричность этого течения. Для них хардкор – это способ отдохнуть, показать себя, учинить физическую расправу под предлогом «борьбы за идею» и т.д. Поэтому к вопросу выбора героев мы подошли очень серьезно и потратили на это немало времени. В итоге в съемках принимали участие лидеры движения, члены самых известных групп, в подавляющем большинстве люди осознанно пришедшие к философии и культуре хардкора.

Кинодокументалисты по-разному относятся к использованию дикторского текста в фильме. Закадровый текст больше свойственен журналистским жанрам, где он, по сравнению с видеорядом, играет основополагающую функцию. Тое есть изображение подтверждает текст. В кинофильме, в свою очередь, изображение – главный повествователь, если используют слова диктора, то как прием: возможность прояснить, расшифровать картинку, либо связать главы, разрозненные части, оказать максимальное воздействие на зрителя. Также его используют в случае, если фильм сам по себе не «говорящий» (отсутствует речь, а изображение само по себе сложно для расшифровки). Однако и здесь мастер кинодокументалистики способен обойтись без вербализации. Фильм Рона Фрике «Самсара» (2011), снятый полностью на 70-миллиметровую пленку, представляет собой полуторачасовое путешествие по самым удивительным местам планеты (всего 25 стран на 5 континентах). Действие «Самсары» переносит зрителя на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес. В этом фильме нет дикторского текста, при этом он понятен каждому и производит яркое впечатление на зрителя. Здесь влияние на восприятие производится с помощью грамотно продуманный и качественно отснятых кадров, музыки и монтажа. Документалист – проводник факта, автор максимально правдивого отражения действительности, где журналист выступает не только «зеркалом», которое отражает факты объективной реальности, он представляет зрителям осмысление этих фактов, выходит за пределы, за рамки фильма. Поэтому некоторые теледокументалисты отказываются от авторского начала в фильмах, не используют в работе распространенный прием «журналист в кадре» и не прибегают к помощи закадрового текста. Документальный фильм «Молодые-дерзкие» построен на рассказах героев без дикторского текста. Отсутствие авторского пояснения, в данном варианте, используется как прием. Зритель получает информацию непосредственно из первых уст, что должно повысить уровень доверия к смысловому наполнению фильма.

За шесть месяцев съемочного процесса было отснято 158 Гб видеоматериала. И, до начала монтажа, все видео прошло этап «расшифровки» – процесс просмотра и выявления необходимой для фильма информации. Самой долгосрочной оказалась расшифровка интервью, некоторые из которых длились по два – четыре часа. На один час интервью уходит до двух часов работы.

В процессе расшифровки определяется будущая композиция фильма, удалось ли собрать достаточно материала для выполнения поставленных задач, получился ли видеоматериал таким, как задумывалось. Для создания дипломного документального фильма было собрано необходимое количество материала. Но вот изначально запланированную композицию произведения пришлось поменять, так как реализовать ее оказалось невозможным. В первоначальном варианте фильм должен был быть разделен на главы – города, в которых хардкор имеет свою историю и свое воплощение. Но, в процессе съемки, выяснили, что коренных отличий в хардкор-сценах этих городов нет, а, следовательно, нет оснований для подобного разделения. Просмотрев имеющийся материал было принято решение изменить форму. Документальные фильмы не всегда имеют главы, некоторые строятся по сюжету, либо кадры выстраиваются по смысловому порядку, без каких-либо опорных точек. Но психологически человек проще воспринимает дискретные единицы, например, тоже деление на главы. В качестве связок между главами могут использоваться разные способы: цитаты, дикторский текст, способы оформления (текст, повторяющееся изображение и т.п.), возможна и прямая склейка со смысловым переходом. Наш телефильм имеет форму энциклопедии или иначе киножурнала. Подобное практиковалось в Советской России. Форма подачи материала имеет огромное значение для передачи смысла. Только тщательно выверив форму подачи материала и проверив каждый аспект его влияния на других людей, можно быть уверенным, что результат полностью совпадет с намерениями.

Фильм делится на несколько глав: «Философия», «Религия», «Стрейт эдж», «Культура» и т.п. Хардкор раскрывается с точки зрения этих позиций героями фильма. Указание на географическую принадлежность осуществляется только в титрах. Роль контраста играют кадры с концертов. В основе фильма внутренний конфликт хардкор-культуры: агрессия и негатив внешнего проявления – любовь к жизни и духовный рост внутреннего.

Процесс чернового монтажа 26 минутного фильма занял около двух недель. Каких-либо проблем и сложностей, по ходу работы не происходило. Затем этап цветокррекции, работы с видео эффектами, доведение фильма до окончательного варианта.

Смонтированный телепродукт готовится для демонстрации его в эфире городского телевидения. Для этого, на телеканале узнаются требования, с соблюдением которых возможно ввести фильм в сетку. Например, на телеканале СЭТ существуют следующие требования: хронометраж не более 26 минут, разделение на 3 части, наличие маркировки возраста, расписки героев о согласии в использовании их интервью.

«Предмет искусства… – говорил Маркс, – создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также субъект для предмета» [47; 1674]. То есть не только фильм влияет на зрителя, но и целевая аудитория влияет на характер фильма, своего рода обратная зависимость. Если хорошие фильмы воспитывают вкус, а плохие – развращают и портят его, то и наоборот, зритель с развитым вкусом требует от кинематографистов умных и содержательных картин, а человек, воспитанный на дурных образцах, удовлетворяется подделками под искусство. В зависимости от жизненного и эстетического опыта каждый зритель воспринимает фильм по-своему. Создавая дипломный документальный фильм, мы ориентировались на образованного зрителя, жаждущего новых знаний, умеющего анализировать. Именно на такую аудиторию фильм «Молодые-дерзкие» способен оказать необходимое воздействие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Самый необыкновенный аттракцион, придуманный человечеством на пороге XX века, – это документальный кинематограф, где реальность и искусство стыкуются так плотно, что расстояние между ними почти трудно различить. И все же художник своей творческой волей преодолевает эту тесную для самовыражения нишу и оформляет образ реальности почти по древнему рецепту ваятеля – отсекая все лишнее, оставляя все главное. Только делает это своим рабочим инструментом –выбранным объективом, ракурсом, монтажом» [26; 12]. О «рабочих инструментах» режиссера, а именно о формах и способах воздействия на формирование общественного мнения мы говорили в нашей работе. В ходе исследования и создания документального телефильма были решены все поставленные задачи.

В первой главе дипломного исследования рассмотрены границы понятия «документальное», а также выявлены основные этапы эволюции документалистики, как экранного воплощение реально происходивших событий. Кинодокументалистика и изначально имела тесную связь с публицистикой, но с появлением телевидения произошло разделение жанров. Отсюда диспут на тему сходств и различий теле-, кино документалистики. А разница эта заключается в глубине осмысления исследуемых явлений, в степени художественной организации материала, в способах и приемах, используемых при создании произведения. Особенности телевидения (массовость аудитории, информативность, условия просмотра, техника, технология и прочие), передали современной документалистике ряд характерных признаков, отделивших ее от документального кино и во многом определивших ее дальнейшее развитие на телевидении. Как раз о специфических особенностях теледокументалистики как журналистского жанра мы говорили во втором параграфе. Система жанров, пришедшая из литературы в кино, а затем и отчасти в телевизионную документалистику, претерпела большие изменения. Попытки стандартизации жанровой системы приобрели чисто теоретический характер, на практике же в одном произведении могут сочетаться различные жанровые характеристики. Здесь мы рассказали о том, что «жанр» – явление неустойчивое и не существует единственно верной классификации. В нашей работе мы привели пример наиболее известных классификаций, принадлежащих теоретикам искусства: М.С. Каган, Г.С. Прожико, С.В. Дробашенко и т.д. К специфическим характеристикам документалистики как жанра журналистики относятся: ориентация на массового зрителя, информативность, условия просмотра, атмосфера личного общения, авторская позиция, временные стандарты.

Во второй главе мы обратились к способам целенаправленного воздействия на формирование общественного мнения. Рассмотрели понятие «общественное мнение» и его трактовки в концепциях Ю. Хабермаса, Н. Лумана и Э. Ноэль-Нойман. Объективной закономерностью развития современного информационного общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Информация оказывает большое влияние на человека. От того как она будет преподнесена зависит общественный взгляд на какое-либо событие. Именно поэтому СМИ играют важную роль в процессе формирования общественного мнения. Используя целый ряд способов воздействия на сознания, журналисты манипулируют общественным сознанием. В зависимости от формы влияния, принятой в редакции СМИ используются те или иные способы, это может быть: манипуляция, апелляция к авторитету, подмена фактов, сокрытие фактов, стереотипизация, лингвистические приемы и многое другое. Будучи отраслью журналистики, кинопублицистика тоже пользуется подобными методами, что порой не отвечает этическим требованиям. Но кроме журналистских приемов, теледокументалистика использует и средства киноязыка: изображение, композиция, музыка, освещение, разноплановость и др. Синтез этих способов рождает специфический язык теледокументалистики. Грамотное использование которого позволяет эффективно воздействовать на общественное сознание.

Объективное отражение действительности, ее глубокое постижение, информативность, актуальность и эстетическая ценность должны быть прерогативами современного документального телефильма. В нашем дипломном проекте мы попытались реализовать на практике эти требования и использовать такие способы влияния, которые позволят ненавязчиво, но целенаправленно воздействовать на сознание человека и будут способствовать изменению своего отношения к культурному течению «хардкор». 

В результате исследования актуальность темы получила свое подтверждение. На современном этапе наблюдается формирование нового типа документализма со своим жанровым и стилистическим разнообразием, но данный феномен пока мало изучен. Телевизионный документальный фильм на протяжении развития все теории телевизионной журналистики редко становится объектом пристального внимания.

Данная работа будет теоретически и практически полезна журналистам, специализирующимся на тележурналистике, а также начинающим кинодокументалистам.

 

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.