Тема № 3. Русское летописание 11-12 вв. Повесть временных лет . — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема № 3. Русское летописание 11-12 вв. Повесть временных лет .

2024-02-15 19
Тема № 3. Русское летописание 11-12 вв. Повесть временных лет . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(стр учебника 18-23)

Летописание возникло из потребности раннего феодального общества иметь свою письменную историю и из-за роста национального самосознания русского народа.

Летопись в отличие от римских анналов и византийских хроник, строилась по годам, а не по циклам-периодам правления императора или династии.

Вопрос о времени возникновения относится к спорным в науке. Видимо, разрозненные записи были уже в 10 веке. Но собственно в летопись это превратилось в 30 –е годы 11 века, в период правления Ярослава Мудрого.

Название самого раннего из дошедших до нас летописных сводов (начало 12 века) имеет длинное название: «Повесть временных черноризца Федосьева монастыря Печерского, откуда есть пошла Русская земля, и кто в ней начал первым княжить, и откуда Русская земля стала есть».

В результате долгой работы ученые установили, что в основе этой летописи лежал более ранний текст, что «Повесть временных лет» - компиляция, созданная несколькими авторами на протяжении нескольких веков.

Большой вклад в выяснение вопроса о том, как складывалась «Повесть временных лет», внесли ученые Шахматов, Приселков, Рыбаков, Лихачев.

Первый этап «Повести временных лет» - 30-40 годы 11 века. В это время правит Ярослав Мудрый, создаются «Сказания о распространении на Руси христианства», центр летописания тогда - в Софии Киевской. Ярослав хотел утвердить на Руси своего митрополита, а не грека, поэтому собирал сказания о принятии христианства, чтоб подчеркнуть независимость Руси от Византии. Эти материалы были больше похожи на патерик, чем на летопись. Это были рассказы о крещении княгини Ольги, рассказы о выборе веры князем Владимиром, сказания о первых русских святых Борисе и Глебе. Заканчивалось «Сказание…» похвалой Ярославу Мудрому. Есть мнение, что первым автором летописи был Илларион, но это не точно.

Второй этап – 70-е годы 11 века. После смерти Ярослава Мудрого летописание из Софии Киевской перемещается в Киево-Печерский монастырь. Игумен монастыря Никон создает летописный свод 70-х годов.

В конце 90-х произошло примирение князя Святополка с Киево-Печерским монастырем (до этого Киево-Печерский монастырь не поддерживал ни князя, ни нового митрополита Ефрема, а был самостоятельным и независимым ни от князя, ни от митрополита). Около 1113 года в Киево-Печерсокм монастыре создали новый летописный свод – «Повесть временных лет», над которой работал Нестор. Нестор внес рассказ о Великом потопе, разделе земель между сыновьями Ноя, легенду о призвании варягов, легенду о белгородском киселе , сказание о юноше Кожемяке. Считается, что именно после Нестора закрепилось название летописи – «Повесть временных лет».

Новые редакции летописи создаются за пределами Киево-Печерского монастыря. Вторая редакция – монахом Сильвестром в 1116 году, которому Мономах поручил исправить летопись, прославлявшую соперника Мономаха. Сильвестр внес в летопись рассказ об ослеплении Василька Теребовльского, где соперник Мономаха – князь Святополк рисуется одним из участников кровавой расправы с Васильком. Новая редакция – в 1118, по поручению преемника Мономаха.

Повесть временных лет использует фольклорные традиции. Это хорошо видно, когда описывается воинский подвиг. Летописец пишет, что дружина храбрая, что они не хотят посрамить русско земли, что лягут костьми на поле боя, ибо мертвые сраму не имут (то есть мертвым не стыдно). Это пример использования пословицы и элементов эпического стиля, корни которого в фольклоре. В книжной традиции про воина стали бы говорить, что он молится Богородице о победе или воздвиг храм в честь победы своего войска.

Еще одним признаком устных элементов в летописи является диалогическая речь. Для книжной традиции характерен монолог.

Основные идеи «Повести временных лет» – мысль о независимости Руси, идея превосходства христианства над язычеством, призыв к единству действий и единению русского народа.

Новые слова третьей темы

Летопись, национальное самосознание, римские анналы, греческие хроники, летопись, реконструкция, восстановление, этапы становления летописи, митрополит, игумен, София Киевская, Киево-Печерский монастырь, оппозиция, официальная точка зрения, Иларион, Никон, Нестор, Сильвестр, эпический стиль, фольклор, диалогическая и монологическая речь, редакции, свод.

Вопросы по третьей теме

Когда и зачем возникло летописание?

Чем летопись отличалась от римских анналов и греческих хроник?

Кто внес вклад в реконструкцию русского летописания? Какие ученые?

Сколько этапов летописания выделяют?

Что такое «Сказания о распространении на Руси христианства»?

Кто был возможным автором самого раннего текста, положенного в основу Повести временных лет?

Что вы помните из 2,3,4 этапов Повести временных лет? Кто авторы? Когда работали? Где работали? С какими целями переписывали летопись?

Какие примеры влияния устной традиции на «Повесть временных лет» вы можете привести?

Какие основные идеи летописи?

Выводы по третьей теме

1. Летописание возникло на Руси потому, что новое раннее государство нуждалось в письменной истории и из-за роста национального самосознания русского народа.

2. Летопись отличалась от анналов и хроник тем, что в ней есть погодная запись, а в них истории группируются вокруг правителя или династии.

3. Летопись – сложный памятник, который создавался на протяжении многих веков и несколькими авторами.

4. Шахматов, Рыбаков, Лихачев и Приселков изучали этапы летописи.

5. Самый ранний этап – «Сказания о распространении христианства на Руси» был создан в 30-е годы 11 века во время правления Ярослава Мудрого в Софии киевской, возможно, Иларионом, митрополитом Руси.

6. Второй этап – 70-е годы создан Никоном, игуменом Киево-Печерского монастыря после смерти Ярослава Мудрого, когда на митрополитом стал грек Ефрем и монастырь не стал поддерживать ни нового князя, ни митрополита.

7. Третий этап – 1113 год, автор – Нестор. После примирения князя Святополка с монастырем в 1090-е изменилась летописание: с оппозиционной в 70-е в официальную.

8. Нестор внес в летопись рассказы о потопе, сыновьях Ноя, юноше Кожемяке, белгородском киселе.

9. Новые редакции (четвертый этап) приходятся на 1116год, когда по поручению Мономаха летопись снова переписывают, чтобы навредить политическому противнику Мономаха – князю Святополку. Монах Сильвестр переписывает летопись и вносит историю об ослеплении Василька Теребовльского, изображая Святополка причастным к этому преступлению.

10. В летописи есть следы устной традиции и эпического стиля. Это видно при изображении воинского подвига и в диалогических речах. В книжной традиции воин молится и воздвигает храмы в честь победы, а в фольклорной - обещает биться до смерти.

11. Основные идеи летописи – независимость Руси, единство народа, превосходство христианства над язычеством.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.