Система работы по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Система работы по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед

2023-02-16 31
Система работы по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности детей, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

Цель: формирование ребёнка как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства, гуманного отношения к окружающему миру.

Задачи: способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путём рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребёнку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место.

 

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определённых педагогических условий:

· гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребёнку;

· чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

· создания условий для активной практической и интеллектуальной

деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Кроме таких кратких бесед, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает беседы, которые планирует как педагогический приём. Специально организуемые плановые беседы могут быть индивидуальными (в случае особенностей характера и поведения) и коллективными. В старшей группе большое значение уделяют коллективным беседам, они помогают сблизить детей, формируют их поведение.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

· постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

· подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес детей, привлечь их внимание.

 Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Можно организовать совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Использование в процессе беседы пословиц помогает детям проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями. Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала;поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребёнка, помогая выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными детям.

Частое использование общих формулировок, назидательность,  опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях воспитатель учит детей наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т. д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках, у детей старшего возраста все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять.

В беседе обсуждаемым фактом, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная - призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность детей рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Удачными названиями для таких выставок может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия ребят в данном виде работы.

Продолжительность бесед с детьми 5-6 лет составляет до 25 минут.

Воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы,  должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

При организации бесед можно использовать методическую литературу, разработанные беседы Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7.Этические беседы о вежливости Приложение 1, Этические беседы о дружбе Приложение 2,Этические беседы о взаимопомощи Приложение 3,Этические беседы о доброжелательности Приложение 4,Этические беседы на тему: «Правда-неправда» Приложение 5, сопровождаются беседы загадками, вопросами, тестами, стихами, сказками, рассказами автора, помогающими лучше закрепить предложенный материал.

Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении детьми этических норм поведения, необходимо установить тесный контакт с родителями, с тем, чтобы предъявлять к ребёнку единые требования.

С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога, общение с родителями нужно строить на основе диалога, взаимного уважения.

Педагог разъясняет, что в детском саду акцент делается на воспитание у детей умение общаться со сверстниками, проявление доброжелательности по отношению к ним; в семье - на формирование гуманных чувств и отношений к близким людям. Воспитатель раскрывает родителям вопросы взаимоотношений ребёнка со сверстниками и в то же время подчёркивает, что каждый из них переносит из семьи способы проявления внимания, доброжелательности, уступчивости, которые преобладают в отношениях между членами семьи.

В настоящее время стали популярными так называемые нетрадиционные формы общения педагога с родителями, построенные по типу телевизионных, клубных программ. Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в разных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционныхза круглым столом, в устных журналах: «Советы специалиста», «Спрашивай- отвечаем». На собрания, учитывая пожелания родителей, можно пригласить методиста, психолога и других специалистов, которые ответят на волнующие родителей вопросы.

Показателями эффективности проведённой работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге - положительные результаты в формировании морального облика ребёнка.


 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения дошкольников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.

На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т. е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него напряжения мысли, анализа личного опыта.

Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей.


 

ВЫВОДЫ

 

Нравственное развитие человека в своей основе заключает термины

мораль и нравственность, которые рассматриваются как форма сознания,

обеспечивающая, соблюдение личностью существующих в обществе норм,

правил и принципов поведения.

Нравственные качества у человека не являются врожденными, они приобретаются и закладываются в сознание с детства, путем нравственного

воспитания.

Формирование нравственных качеств опирается на собственный опыт ребенка, на практику его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и

сверстниками, и происходит это в старшем дошкольном возрасте. Именно

активное умственное развитие в старшем дошкольном возрасте способствует

формированию основных нравственных качеств.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. В этом возрасте ребенок

становится более самостоятельным, обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему

самостоятельно оценивать себя и свои действия, при этом, прежде всего,

оцениваются те качества, которые чаще всего оцениваются окружающими, и

от которых в большей степени зависит положение ребенка в группе. Таким

образом, в повседневной жизни детского сада,  каждый день создаются новыевозможности для углубления и уточнения этических представлений у детей.Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в

детском саду- является этическая беседа. В беседе воспитателю необходимо

опираться на жизненный опыт детей, беседа должна соответствовать возрасту и содержать в себе конкретную ситуацию для обсуждения. Также в беседе необходимо присутствие ситуации выбора и наличие связи с последующей деятельностью детей.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017г.г.

Режим доступа: http://www.calameo.com/read/00452358999d6ab4a64fc

2. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: 2003. - 128с.

3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989.- 123 с

4. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 - 1988.

5. Богданова, О.С., Калинина, О.Д. Содержание и методика этическихбесед. М.: Просвещение, 1985. - 275 с.

6. Боголюбская, М.К., Шевченко, В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1970 – 283 с.

7. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 56 с.

8. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика:

9. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240с.

10. Буре, Р.С. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду –М.: Просвещение, - 1987.

11. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989г.

12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 512с.

13. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В., Дошкольная педагогика с основамиметодик воспитания и обучения/ Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.Питер, 2015. – 464с.

14. Демидова, О.Н., практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ «Будьте вежливы всегда». – Воронеж , 2009.

15. Журнал Дошкольное воспитание. Беседы на этические темы. №4 -1988.

16. Клюева. Н.В., Касаткина. Ю.В. /Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

17. Князева, Л.П., Этические беседы в детском саду. Пермь – 1972.

18. Козлова, С.А., Куликова, Т.А./ Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб.заведений 2002. - 416 с.

19. Кряжева.  Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1999. - 208с.

20. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: 2001. - 100с.

21. Куцакова.  Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. - М.:Академия, 1989. - 156с.

22. Логинова, В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2003. - 174с.

23. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - М.: Форум, 2005. - 76 с.

24. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.- М., 2004 - 96 с.

25. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М.: Академия, - 1975. - 239 с.

26. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитаниидошкольников - М.: 1987. - 143с.

27. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Академия 1986. - 397с.

28. Петрова, В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 75 с.

29. Петрова, В.П., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 80с.

 


 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.