ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2023-02-16 48
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическаяработа

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

Подготовил воспитатель

МДОУ «Ясли-сад № 2 г.Донецка»

Осина И.В

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………….   6
1.1.Анилиз понятия «нравственность» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………. 6
1.2. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста….…………… 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………   19
2.1.Использование этической беседы в целях формирования нравственных качеств…………………………………………………………………………….   19
2.2.Система работы по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед……………………………..   26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 37

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования.

В философских и психологических трудах отмечается влияние нравственных представлений и понятий на регуляцию человеческого поведения (И.В. Бестужев-Лада [5], М.Н. Бобнева [6], Л.П. Буева [8], Л.С. Выготский [11], А.В. Запорожец [36], Д.Б. Эльконин [53] и другие). Исследование Н.Н. Поддьякова [41] позволяет утверждать, что усвоение социально-нравственных категорий развивает интеллект ребёнка. Детское мышление ориентируется на поиск и выявление наиболее важных отношений в окружающем мире.

Исследования учёных, прямо или косвенно изучающих проблематику нравственного становления личности ребёнка-дошкольника, подтверждают возможность формирования дифференцированных и в достаточной степени обобщённых нравственных представлений, начиная уже с первых лет жизни. В дошкольной педагогике выявлены условия формирования у детей представлений о дружбе Т.А. Маркова [32], о справедливости и правдивости А.М. Виноградова [9], о доброжелательном отношении к сверстникам Т.А. Пономаренко [42].

Одним из наиболее изученных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является художественная литература. В комплексе с ним традиционно используется метод беседы по прочитанному произведению этического содержания.

Цель исследования: рассмотреть использование этических бесед как средство воспитания нравственных чувств у старших дошкольников.

Объект  - процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – педагогические условия формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством этических бесед.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

· Изучить научно-педагогическую литературу по теме исследования;

· Изучить понятие нравственное воспитание детей дошкольного возраста;

· Рассмотреть использование этической беседы в целях формирования нравственных качеств;

· Определить систему работы по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: изучение, анализ, систематизация и обобщение положений научно-методической литературы по проблеме исследования; формулирование и обоснование выводов.

Методологической основой исследованияявляются ведущие положения психолого-педагогической науки составили исследования по проблеме становления базиса нравственности личности Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского, П.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.А. Марковой; исследования поизучению отдельных компонентов гуманных взаимоотношений Л. А.Пеньевской, А.М. Виноградовой; исследования по проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Л.П. Князевой, Л.В.

Коломийченко, Т.Б. Бабаевой, Л.А. Стрелковой; исследования по проблеме

использования этических бесед Л.П.Князевой, Е.В. Субботского.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 29 источников, 5 приложений.


 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

Нравственность – это сложное и многогранное понятие. Мораль и

нравственность, как особый способ духовного освоения действительности,

как совокупность практических форм взаимоотношения людей, являетсяпредметом исследования специального раздела философии – этики. К постижению и формированию нравственной культуры направлены целыесферы общественной жизни, такие как религия и искусство.

С точки зрения педагогики интересен практический аспект нравственного становления личности. Основная задача нравственного воспитания детей – это воспитание гуманных отношений. Под нравственнымвоспитанием понимается, прежде всего, целенаправленное и систематическоевоздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиямобщественной морали. Результатом этого процесса является формированиенравственно цельной личности.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное воспитаниеэффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование.

Одним из эффективных и важных методов формирования нравственных качеств, особенно у детей старшегодошкольного возраста, являются этические беседы. В процессе этическойбеседы формируются такие качества, как чувство ответственности, доброты,честности, правдивости, смелости, дружбы. Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они формировались.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка

будут складываться представления о сущности нравственного качества.

Как уже говорилось ранее, одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в детском саду является этическая беседа. В беседе воспитателю необходимо опираться на жизненный опыт детей, беседа

должна соответствовать возрасту и содержать в себе конкретную ситуацию

для обсуждения. Также в беседе необходимо присутствие ситуации выбора и

наличие связи с последующей деятельностью детей. Педагог, проводящий

этическую беседу, должен быть максимально тактичен и должен позволить

детям сделать выводы самостоятельно.

В этической беседе можно выделить три структурных части: начало, основную часть, окончание. В начале беседы важно вызвать у детей интереск обсуждению поставленного вопроса. Основная часть беседы направлена на

то, чтобы раскрыть конкретное содержание той или иной нормы, вызвать к

ней определённое эмоциональное отношение через обсуждение поступков,

фактов. Этическая беседа может завершаться по-разному, однако, в конце её

нужно подвести итоги и сформулировать нравственную позицию, которой

должны следовать дети.

Регулярное проведение бесед позволяет воздействовать на нравственные чувства, формировать представления и влиять на поведениедетей с целью привить им моральные нормы. Когда все компоненты: инравственные чувства, нравственные представления, нравственное поведениеи нравственное сознание будут сформированы вребенке, тогда можно

говорить о формировании у него нравственности.


 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения дошкольников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.

На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т. е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него напряжения мысли, анализа личного опыта.

Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей.


 

ВЫВОДЫ

 

Нравственное развитие человека в своей основе заключает термины

мораль и нравственность, которые рассматриваются как форма сознания,

обеспечивающая, соблюдение личностью существующих в обществе норм,

правил и принципов поведения.

Нравственные качества у человека не являются врожденными, они приобретаются и закладываются в сознание с детства, путем нравственного

воспитания.

Формирование нравственных качеств опирается на собственный опыт ребенка, на практику его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и

сверстниками, и происходит это в старшем дошкольном возрасте. Именно

активное умственное развитие в старшем дошкольном возрасте способствует

формированию основных нравственных качеств.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. В этом возрасте ребенок

становится более самостоятельным, обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему

самостоятельно оценивать себя и свои действия, при этом, прежде всего,

оцениваются те качества, которые чаще всего оцениваются окружающими, и

от которых в большей степени зависит положение ребенка в группе. Таким

образом, в повседневной жизни детского сада,  каждый день создаются новыевозможности для углубления и уточнения этических представлений у детей.Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в

детском саду- является этическая беседа. В беседе воспитателю необходимо

опираться на жизненный опыт детей, беседа должна соответствовать возрасту и содержать в себе конкретную ситуацию для обсуждения. Также в беседе необходимо присутствие ситуации выбора и наличие связи с последующей деятельностью детей.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017г.г.

Режим доступа: http://www.calameo.com/read/00452358999d6ab4a64fc

2. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: 2003. - 128с.

3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989.- 123 с

4. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 - 1988.

5. Богданова, О.С., Калинина, О.Д. Содержание и методика этическихбесед. М.: Просвещение, 1985. - 275 с.

6. Боголюбская, М.К., Шевченко, В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1970 – 283 с.

7. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 56 с.

8. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика:

9. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240с.

10. Буре, Р.С. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду –М.: Просвещение, - 1987.

11. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989г.

12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 512с.

13. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В., Дошкольная педагогика с основамиметодик воспитания и обучения/ Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.Питер, 2015. – 464с.

14. Демидова, О.Н., практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ «Будьте вежливы всегда». – Воронеж , 2009.

15. Журнал Дошкольное воспитание. Беседы на этические темы. №4 -1988.

16. Клюева. Н.В., Касаткина. Ю.В. /Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

17. Князева, Л.П., Этические беседы в детском саду. Пермь – 1972.

18. Козлова, С.А., Куликова, Т.А./ Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб.заведений 2002. - 416 с.

19. Кряжева.  Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1999. - 208с.

20. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: 2001. - 100с.

21. Куцакова.  Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. - М.:Академия, 1989. - 156с.

22. Логинова, В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2003. - 174с.

23. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - М.: Форум, 2005. - 76 с.

24. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.- М., 2004 - 96 с.

25. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М.: Академия, - 1975. - 239 с.

26. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитаниидошкольников - М.: 1987. - 143с.

27. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Академия 1986. - 397с.

28. Петрова, В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 75 с.

29. Петрова, В.П., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 80с.

 


 

Приложение 1

Вежливая просьба (5-6 лет)

Цель: оказание помощи детям в осознании значения вежливых слов

Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

- Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)

- Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?

- Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа). Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.

Приложение 2

Этические беседы о дружбе

 

Урок дружбы (5-6 лет)

Цель: формирование понятия у детей, что с друзьями надо делиться

Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского Жили два воробья - Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел, ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, — ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

- Почему Чику стало стыдно?

- Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко.Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

- А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

- Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

- Нарисуйте Чика и Чирика.

Не будь жадным (5-6 лет)

Цель: воспитание у детей отрицательного отношения к жадности

Воспитатель рассказывает детям:

Миша и Саша стояли у окна и смотрели, как ребята на площадке играют в футбол. Друзья радовались удаче знакомых, огорчались неудачам. Вскоре они отвлеклись: Миша достал из кармана мандарин и начал его чистить, а его друг внимательно наблюдал, как из-под шкурки появлялись аппетитные плотные дольки. Миша отрывал дольку за долькой и аккуратно отправлял их в рот. Саша как зачарованный смотрел на мандарин. Скоро исчезнет последняя долька.

- Если бы у меня был мандарин, я бы тебя обязательно угостил, - со вздохом сказал Саша.

- Как жаль, - сказал Миша, отправляя последнюю дольку в рот, - что у тебя нет мандарина.

- По-дружески ли поступил Миша? Какой Миша? (Жадный.)

- Как вы думаете, понимает ли Миша, что поступает неправильно?

- Придумайте название этой истории.

- Придумайте небольшой рассказ о друзьях, которые умеют делиться. Нарисуйте иллюстрацию к этой истории.

Кто кого обидел? (6-7 лет)

Цель: воспитание отрицательного отношения к мстительности

Воспитатель читает рассказ И. Бутмана «Снежки».

Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему-то не везло, и Таня все время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.

После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не было. «До чего же вредная девчонка, - возмутился Рома, - мало того, что украла мои снежки, так еще и налила в карман воды».

- Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню.)

- Как Рома решил отомстить Тане?

- Прав ли был Рома?

- Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

- Почему нам хочется посмеяться над Ромой?

Я самый главный (6-7 лет)

Цель: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть вместе

Воспитатель читает детям рассказ С. Лежневой «Как Вова праздновал день рождения».

У Вовки был день рождения. С самого утра ему надарили множество подарков, и он ходил гордый и важный в новом костюмчике. А потом в гости пришли друзья, и мама посадила всех за стол и дала каждому по куску очень красивого и вкусного пирога с вишнями.

- А мне нужно положить еще кусок пирога, - громко заявил Вовка и уверенно объяснил: - Потому что у меня день рождения и я сегодня самый главный.

Мама улыбнулась и отрезала Вовке еще небольшой кусочек. Потом все вышли из-за стола и стали рассматривать подарки.

- Не трогайте руками, - суетился Вовка, - вы можете нечаянно сломать. Я тогда расстроюсь, а это неправильно - ведь у меня сегодня праздник.

И ребята потихоньку загрустили, ведь как можно играть в игрушки, если их не трогать руками.

Тогда Костик, лучший Вовкин друг, неожиданно сказал:

- Давайте пойдем во двор, там хоть побегать можно.

Вовка тут же надулся. Еще бы! Во дворе все равны, кто же там будет помнить про его день рождения.

Воспитатель предлагает несколько концовок этого произведения и просит детей выбрать подходящую:

1) дети пошли во двор, а Вовка остался дома и проскучал весь вечер;

2) дети стали петь, танцевать, играть, и Вовка был рад, что все так хорошо закончилось.

- Почему Костик предложил пойти играть во двор?

- Как не должны поступать друзья? (Друзья не должны требовать, чтобы к ним проявляли особое внимание.Нельзя запрещать трогать игрушки; предлагать, как Костя, всем уйти с праздника в знак обиды.)

Обиженные друзья (6-7 лет)

Цель: формирование осознанности у детей, что общение с друзьями приносит радость

Используя стихотворение А. Барто, педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью.

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Несли мы облако с собой».

Несли мы облако с собой,

Букет сирени голубой.

Мы срезали для Наденьки

Сирень в пришкольном садике.

Взглянула Надя на сирень:

- Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!

От торта польза есть —

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами...

За тортом бы поехали!

Ну, Наденька, ну скромница!

Мы не могли опомниться.

- Почему Наде не понравился подарок друзей?

- С каким чувством друзья несли сирень в подарок Наденьке?

- Как друзья отреагировали на заявление Нади? (Оскорбились, обиделись.)

- Почему Надю назвали скромницей? Была ли она на самом деле скромной девочкой? Как ее можно назвать? (Невежливой, невоспитанной.) Любой подарок надо принимать с благодарностью. Нельзя критиковать подарок, выражать свое неудовольствие.

- Вы все любите день рождения и всегда с удовольствием бываете у своих друзей на этом празднике. Почему вы любите этот праздник? Только ли потому, что вам дарят подарки? Разве менее важно то, что соберутся друзья, что вы вместе весело проведете время: поиграете, потанцуете? Самый большой праздник, когда хорошо и весело всем.

В свободное время воспитатель организует игру «День рождения».

Приложение 3

Приложение 4

Добрые дела (5-6 лет)

Цель: оказаниепомощи детям в осознании совершения добрых поступков

Воспитатель объясняет детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает.

Педагог читает отрывок из рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».

Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность.

Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она- то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку... Набежавшая волна ему лишь замочила пятки.

Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.

Птенец - а пищал, конечно же, он, - обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители - орлы - улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался...

- Не плачь, - утешил малыша Кротик. - Я тебя не брошу.

Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

- Ну-ка, открывай рот! - командовал он. - Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать!

По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!

Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

- Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

- Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь.)

- Какие еще добрые дела делали герои сказки? (Кротик заботился о птенце, учил его есть.Кротик и птенчик освободили собаку.)

- Как собака отблагодарила Кротика?

- Вы радовались вместе с героями их добрым делам?

В свободное время воспитатель помогает детям организовать игру по сюжету сказки.

«Он сам наказал себя» (5-6 лет)

Цель: воспитание у детей чувства совести и сожаления за совершение плохих поступков

В беседе воспитатель объясняет детям, что человек, совершивший плохой поступок, сам себя наказывает.

Воспитатель читает детям рассказ В. Осеевой «Кто наказал его»:

 Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

- Почему мальчик заплакал?

- Кто виноват в том, что произошло?

- Может ли мальчик исправить то, что натворил? Как?

В инсценировках дети могут показать, как мальчик исправил свои проступки: извинился перед прохожим, товарищем, сестрой, погладил и чем-нибудь угостил собаку.

Хорошие товарищи (5-6 лет)

Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения ко всем окружающим людям

В ходе беседы педагог обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается -

Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить...

Но ребята не смеются -

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!..

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

- Можно ли детей назвать доброжелательными?

- В чем это проявляется? (Дети поддерживают, подбадривают Мишу.Они не дразнят мальчика, не смеются над ним.)

Воспитатель утверждает, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.

Добрейший носорог (6-7 лет)

Цель: воспитание доброго отношения к другим людям

В ходе беседы воспитатель старается объяснить детям, что доброта скрыта внутри человека, что она раскрывается только в его поведении, в отношении к другим людям.

Педагог предлагает детям познакомиться с еще одним носорогом (Б. Заходер «Сказка про доброго носорога»), который совсем не похож на носорога из басни С. Михалкова «Зеркало».

Жил-был Носорог,

На других непохожий:

Носорог

С удивительно тонкой кожей.

В джунглях жил,

Среди хищных зверей,

А кожа была у бедняги

Действительно

Тоньше бумаги

И очень, очень чувствительная!

С виду он был Носорог носорогом,

Что

Говорит

 О многом...

Ноги, как тумбы,

Чудовищная голова,

Рог на носу

Или даже, кажется, два.

Но

Хорошего носорога

Не прошибешь и дубиной,

А он

Еле-еле мог

Стерпеть

Укус комариный.

Погладят его против шерсти -

И это его огорчает...

Таких мелочей Носороги,

Как правило, не замечают!

Прут напролом носороги,

Не разбирая дороги!

Любят

Топтать и давить,

Мять и крушить Носороги.

А тот

Чудак Носорог

 С кожею тонкой

 Разных мышат-лягушат

И то обходил сторонкой!

- Я, - говорит, - не могу!

Пусть все

Как хотят поступают.

Но,

По-моему,

Им неприятно,

Когда на них наступают!

Толстокожие братья

Стали срамить Носорога <...>

- Ты ведь позоришь не только себя

Весь наш род

Носорожий! <...>

- Я понимаю вас,

Я ведь тоже

Зверь по натуре,

Но только я

Кое-что

Испытал на собственной шкуре.

- Давайте сравним этого носорога с носорогом из басни «Зеркало»? Чем-нибудь они похожи? (Внешностью.) А чем они отличаются? Отношением к окружающим.)

- Кто и как пытался воздействовать на носорога, чтобы он перестал быть добрым?

- Почему добрый носорог не может быть жестоким? Как он это объяснил? («Я кое-что испытал на собственной шкуре».)

Воспитатель объясняет детям переносный смысл слов «тонкокожий», «толстокожий». Затем предлагает нарисовать доброго и злого носорогов.

 

 

Приложение 5

Спасибо за правду (5-6 лет)

Цель: формирование представления у детей, что правда всегда приветствуется другими людьми

В ходе беседы воспитатель формирует у детей представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят.

Педагог начинает разговор с вопроса:

- За что мы говорим «спасибо»?

Затем воспитатель предлагает послушать рассказ JI. Толстого:

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

- Когда мы говорим «спасибо»?

- Как вы думаете, мальчику трудно было сознаться в своей оплошности?

- Что мальчик почувствовал, когда отец спросил: «Кто разбил?» (Испугался, «затрясся от страха».)

- Как можно охарактеризовать мальчика? (Правдивый, смелый, честный.)

- А что можно сказать об отце мальчика? (Он ценит правду, честность.)

В процессе обсуждения рассказа воспитатель использует такие понятия, как «честность», «нечестность», «обман», «ложь».

Злая неправда (6-7 лет)

Цель: формирование у детей представления, что сказанная неправда часто говорится с корыстной целью

Воспитатель объясняет детям, что некоторые люди иногда специально обманывают других. Так, например, поступили кот Базилио лиса Алиса, которые намеренно обманули Буратино, чтобы присвоить его деньги (отрывок из произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»),

Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки... Перебивая друг друга затараторили:

- Рой ямку.

- Клади золотые.

- Посыпь солью.

- Зачерпни из лужи, полей хорошенько.

- Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс»...

Буратино почесал нос, испачканный в чернилах.

- А вы уйдите все-таки подальше...

- Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги! - сказала лиса.

- Боже сохрани! - сказал кот.

Они отошли немного и спрятались за кучей мусора. Буратино выкопала ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пекс», положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпала сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево...

Лиса Алиса думала, что Буратино уйдет спать, а он все сидел на мусорной куче, терпеливо вытянув нос. Тогда Алиса велела коту остаться караулит: а сама побежала в ближайшее полицейское отделение. Там в накуренной комнате за столом, закапанным чернилами, густо храпел дежурный бульдог. Лиса самым благонамеренным голоском сказала ему:

- Господин мужественный дежурный, нельзя ли задержать одного беспризорного воришку? Ужасная опасность грозит всем богатеньким и почтенненьким гражданам этого города. <...>

Дежурный приказал сыщикам доставить опасного преступника живым или мертвым в отделение. Сыщики ответили коротко:

- Тяф!

И помчались на пустырь особым хитрым галопом, занося задние ноги вбок. Последние сто шагов они ползли на животах и враз кинулись на Буратино, схватили его под мышки и потащили в отделение. Буратино болтал ногами, умолял сказать:

- За что? За что?

Сыщики отвечали:

- Там разберутся...

Лиса и кот, не теряя времени, выкопали четыре золотые монеты.

- Как называют таких людей, как кот и лиса? (Обманщики, мошенники, злые люди, которые мешают жить по справедливости.)

- В этом шуточном стихотворении (из книги Г. Остера «Вредные советы») говорится о детях, которые хотят скрыть свою вину:

Не трясись, не хнычь, не мямли,

Никогда не прячь глаза.

Например, спросила мама:

«Кто игрушки разбросал?»

Отвечай, что это папа

Приводил своих друзей.

Ты подрался с младшим братом?

Говори, что первый он Бил тебя ногой по шее

И ругался, как бандит.

Если спросят, кто на кухне

Все котлеты искусал,

Отвечай, что кот соседский,

А возможно, сам сосед.

В чем бы ты ни провинился,

Научись держать ответ.

За свои поступки каждый

Должен смело отвечать.

- Почему это стихотворение вызывает смех? (Неправда выглядит так, что поверить в нее невозможно.)

- А какие слова из этого стихотворения можно принять за правило поведения? («В чем бы ты ни провинился, научись держать ответ.За свои поступки каждый должен смело отвечать».)

«Кто разбил большую вазу?» (6-7 лет)

Цель: формирование правильного осуждения тех людей, которые перекладывают собственную вину на другого человека

Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение А. Кушнира «Кто разбил большую вазу».

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят.

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко старую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты

И признался.

- Почему мальчик признался в своем проступке не сразу? (Боялся наказ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.289 с.