Переломы скуловой кости и костей носа. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Переломы скуловой кости и костей носа.

2023-02-16 14
Переломы скуловой кости и костей носа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебные цели:

Знать:

З. 1. Особенности повреждений челюстно-лицевой области. 

З. 2.Классификацию, клиническую картину, принципы диагностики и механизм смещения отломков при неогнестрельных повреждениях мягких тканей и костей лица (переломов челюстей, скуловой кости, костей носа), повреждений и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава. 

З. 3. Особенности и клиническую картину огнестрельных травм челюстно-лицевой области.

З. 4. Непосредственные ранние и поздние осложнения повреждений мягких тканей и костей лица (асфиксия, шок, кровотечение, воспалительные осложнения, ложный сустав, контрактура и др.).

Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательные цели:

1. Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

2. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

3. Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

4. Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии

5. Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

6. Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:

7. Уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;

8. Уметь анализировать свое поведение;

9. Воспитывать умение работать по стандартам, алгоритмам.

10. Формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

11. Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

12. Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.

 

Развивающие цели:

1. Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

2. Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать Уметь
Анатомия и физиология человека Анатомо – физиологические особенности челюстно – лицевой области. Строение слизистой оболочки полости рта, ее функции, микрофлору полости рта, Пользуясь муляжами черепа, челюстей, зубов, таблицами закрепить знания по анатомическому строению челюстей, зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, языка, слюнных желез, височно-нижнечелюстного сустава.
Культура речи в профессиональном общении Нормы литературного языка и правила применения в практической деятельности Использовать культуру речи в практической деятельности. Грамотно заполнять медицинскую документацию
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинские термины и правила применения в практической деятельности Использовать соответствующие термины
Теория и практика сестринского дела Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению с пациентом. Правила заполнения медицинской документации. Этапы сестринского процесса Сестринскую педагогику. Общаться с пациентом и его семьей, обучать пациента навыкам самоухода, заполнять медицинскую документацию.
Безопасная среда для персонала и пациента Инфекционную безопасность Безопасную среду для пациента и персонала. Соблюдать инфекционную безопасность.
Технология оказания медицинских услуг Навыки по оказанию медицинских услуг. Кормить пациента, ухаживать за полостью рта, соблюдать личную гигиену пациента и персонала, подготавливать пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, выполнять другие медицинские услуги.
Основы микробиологии и иммунологии Микрофлору полости рта, микроорганизмы, которые вызывают бактериальные и вирусные инфекции Дифференцировать клинические симптомы при заболеваниях
Пропедевтика и диагностика внутренних болезней  Правила сбора жалоб, анамнеза заболевания, анамнеза жизни, схему обследования пациента. Собирать жалобы, анамнез заболевания, жизни, проводить объективное обследование, дифференцировать клинические симптомы, выполнять назначения врача, ухаживать за пациентом.
Пропедевтика и диагностика хирургических болезней Методы обследования пациента хирургического профиля. Профилактику хирургических инфекций. Гемостаз. Обезболивание. Десмургию. Использовать полученные знания по дисциплине в процессе изучения темы

6. Список  литературы:

Основная:

1. Леус П.А., Горегляд А.А., Чудакова И.О. Заболевания зубов и полости рта/ Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.: ил.

2. Бажанов Н.Н. Стоматология: Учебник, 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 304 с.: ил.

   Дополнительные источники:

1. Леус П.А. и др.

Заболевания зубов и полости рта: Учебное пособие / П.А. Леус, А.А. Горегляд, И.О. Чудакова – МН.: Выш. шк., 1998. – 288с.: ил.

2. Терапевтическая стоматология: Учебник для студ. мед. вузов / Под ред. Е.В. Боровского. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2004 – 840 с.: ил.

План

 

1. Переломы верхней челюсти.

2. Переломы нижней челюсти.

3. Переломы скуловой кости и костей носа.

4. Повреждения и заболевания височно-нижнечелюстного сустава.

5. Особенности и клиническая картина огнестрельных травм челюстно-лицевой области. Непосредственные ранние и поздние осложнения повреждений мягких тканей и костей лица.

 

 

Переломы верхней челюсти.

­Верхняя челюсть является парной костью, но обе половины ее спаяны между собой по средней линии очень прочно, так что в большинстве случаев при травме она ломается как одна кость. Линия перелома часто захватывает обе стороны кости. Верхняя челюсть построена из довольно тонких костных пластинок, ко­торые являются стенками расположенной внутри кости верхнечелюстной пазухи, выстланной слизистой оболочкой. Верхняя челюсть при помощи костных швов прочно сращена с другими костями лицевого скелета и участвует в образовании полости рта, носа, глазницы, а также подвисочной и крылонебной ямок. В заднем отделе она сращена с костями основания черепа. Верхняя челюсть занимает более углубленное положение среди костей лицевого скелета. Менее защищен от ударов передний отдел альвеолярного отростка челюсти, поэтому переломы eгo встречаются довольно часто и составляют 60 % всех переломов верхней челюсти. Вследствие прочного соединения верхней челюсти с соседними костями очень часто при ее переломе одновременно возникает перелом других костей лица а иногда и основания черепа. Верхняя челюсть, как и нижняя, имеет несколько слабых участков, в которых при травме обычно происходят переломы. Переломы в этих местах носят название переломов по Ле Фору. Выделяют три типа таких переломов.

Первый тип (Ле Фор ­l) ­ линия перелома проходит поперечно через корень носа, затем идет на медиальную стенку орбиты до нижнеглазничной щели, отсюда направляется к нижнему краю орбиты в области соединения верхней челюсти со скуловой костью. Дa­лее она идет через наружную стенку и наружный край орбиты и кзади проходит через крыловидный отросток основной кости, также вызывал перелом скуловой дy­ги. При этом переломе происходит полный отрыв верхней челюсти с носовыми и скуловыми костями от основания черепа. Такой перелом называют полным черепно-лицевым разъединением

Второй тип (Ле Фор­2) ­ линия перелома проходит поперечно через корень носа, затем идет на медиальную стенку орбиты до нижнеглазничной щели, отсюда направляется к нижнему краю орбиты в области соединения верхней челюсти со скуловой костью. Линия перелома проходит через перегородку носа и через концы крыловидных отростков основной кости. При этом переломе верхняя челюсть вместе с носовыми костями отделяется от скуловой кости и костей черепа. Такой перелом сопровождается кровоизлиянием в области век и конъюнктивы, иногда бывают кровотечения изо рта, носа и носоглотки. Нередко эти переломы сочетаются с переломами решетчатой кости, сопровождаются сотрясением головного мозга и даже образованием трещин основания черепа

Третий тип (Ле Фор­ 3) ­ линия перелома проходит горизонтально над альвеолярным отростком от основания грушевидного отверстия к малому крыловидному отростку основной кости. При этом обычно отламывается дно верхнечелюстной пазухи и ломается перегородка носа.

Нередко при травматических переломах верхней челюсти указанные выше линии перелома располагаются несимметрично: с одной стороны ­ по второму типу, с дрyгой ­ по первому. Наблюдаются и односторонние переломы верхней челюсти, когда линия перелома не переходит за среднюю линию. У таких пациентов одна половина верхней челюсти отделяется от дрyгой по средней линии. Следует иметь ввиду, что приведенная выше схема переломов верхней челюсти по Ле Фору не может охватывать все возможные варианты переломов этой кости лицевого скелета. Могут быть переломы одной половины челюсти со значительным раздроблением кости, оскольчатые и т. д. Вследствие прочной анатомо- физиологической связи верхней челюсти с основанием мозгового черепа возможны переломы и трещины костей орбиты, решетчатой кости, а также сочетания с переломом турецкого седла, большого или малого крыловидных отростков основной кости, области ската затылочной кости и каменистой части височной кости.

При переломе верхней челюсти пострадавшие жалуются на головную боль, невозможность сжимать че­люсти, указывают на хруст при движении отломков. В одних случаях при осмотре обращает на себя внимание значительная припухлость среднего отдела лица, иногда с кровоизлиянием под нижними веками и у внутренних углов глаз, могут быть кровоизлияния в склеру глазного яблока. В дрyгих случаях выявляется западение средней части лица, что указывает на смещение отломков верхней челюсти кзади. Одновременно при переломе носовых костей и перегородки может иметь место деформация спинки носа. При осмотре полости рта чаще можно обнаружить нарушение прикуса. При смещении отломков кзади бывает открытый прикус, при смещении книзу отломок может висеть на околочелюстных мягких тканях и свободно выдвигается кпереди. При кровоизлияниях в ретробульбарную клетчатку наблюдается выпячивание глазного яблока (экзофтальм). Повреждение верхнечелюстной пазухи иногда сопровождается подкожной эмфиземой на соответствующей стороне лица. В тяжелых случаях эмфизема может распространяться и на шею. Если отломки сместились и сдавливают нижнеглазничный нерв, появляется боль в области подглазничного отверстия. При полном разрыве подглазничного нерва отмечается анестезия в области верхней губы и крыла носа на соответствующей стороне. При травматическом повреждении нерва в канале еще до выхода eгo из подглазничного отверстия наступает анестезия зубов на соответствующей половине верхней челюсти.

Если перелом верхней челюсти сочетается с переломом крыла основной кости, возможна боль при глотании. При пальпации поверхности лица можно определить подвижность отломка, сопровождающуюся резкой болезненностью. При пальпации верхней челюсти со стороны полости рта подвижность отломков кости выявляется более четко.

При вколоченном переломе, включая отломок кости основания черепа, патологическую подвижность определить не удается. Нарушение прикуса и наличие дpy­гих описанных выше симптомов позволяют с достаточной точностью поставить диагноз перелома и установить eгo характер. Рентгенография костей лицевого черепа в фасной и боковой проекциях помогает уточнить линию перелома, eгo локализацию и характер.

Переломы нижней челюсти.

­Нижняя челюсть -­ единственная подвижная кость в лицевом черепе, представляет собой массивную костную дугу. Наружная, внутренняя и нижняя поверхно­сти тела челюсти имеют компактное строение, а внутри кости находится губчатое- вещество; внутри тела челюсти проходит канал с сосудисто-нервным пучком.

Верхний край нижней челюсти (альвеолярный отросток) построен из более тонких костных пластинок. Ветви челюсти имеют менее плотный кортикальный слой и мало губчатого вещества. Суставными (мыщелковыми) отростками нижняя челюсть сочленяется в двух симметричных точках с основанием черепа (с суставными ямками височной кости). Нижний край тела, подбородок и углы нижней челюсти покрыты сравнительно небольшим слоем мягких тканей и являются наиболее выступающими участками, поэтому указанные области чаще подвергаются травмированию. Наименее прочные места нижней челюсти - средняя линия тела челюсти, область клыка, область yгла и основание шейки суставного(мыщелкового) отростка. В этих участках, как правило, и происходит перелом от механического воздействия.

­ При переломах нижней челюсти от силы тyпого воздействия чаще происходит типичное смещение отломков под влиянием тяги прикрепляющихся к ним мышц, собственной массы отломков. Только при поднадкостничных переломах, когда сила, вызывающая перелом, была незначительной, и иногда при срединных переломах в области yгла челюсти не происходит смещения отломков. В таких случаях разрыва слизистой альвеолярного отростка не наблюдается. Движения неповрежденной нижней челюсти осуществляются двумя группами жевательных мышц.

Мышцы задней жевательной группы поднимают челюсть, мышцы передней жевательной грyппы опускают ее. Благодаря симметрично расположенным двум точкам височно-нижнечелюстных суставов мышцы правой и левой сторон равномерно поднимают челюсть, а при сомкнутых зубных рядах удерживают ее в правильном положении. Мышцы, расположенные под челюстью, также симметрично, с обеих сторон, равномерно и совместно опускают ее. При травматическом переломе нижней челюсти равномерное и синергичное действие мышц нарушается вследствие тoгo, что образуются разные по величине отломки. К тому же coкращения мышц, которые обеспечивают неповрежденной челюсти боковые движения и выдвигают ее кпереди, при переломе смещают отломки к средней линии. При локализации перелома тела нижней челюсти по средней линии смещение отломков может быть минимальным или совсем отсутствовать в связи с равномерной тягой мышц дна полости рта. Между отломками в области нижнего края тела челюсти может образоваться небольшая щель за счет тяги собственно жевательных мышц. При переломе в области клыка смещение отломков будет более значительным. Малый отломок в результате сокращения жевательных мышц смещается вверх, несколько вперед и внутрь. Большой отломок из-за двустороннего сокращения мышц, опускающих нижнюю челюсть, а также односторонней тяги крыловидных мышц смещается книзу и в сторону повреждения. При такой локализации перелома наблюдается ступенеобразное соотношение отломков.

При переломе тела нижней челюсти в области премоляров и моляров смещение происходит по тому же принципу, что и при переломах в области клыка. Некоторую особенность имеет смещение отломков при переломах нижней челюсти в области угла. Если щель перелома проходит в пределах прикрепления собственно жевательных мышц (срединный ангулярный перелом), смещения чаще не происходит. В тех случаях, когда щель перелома проходит позади этой мышцы, ветвь и челюсти смещаются кверху, вперед и внутрь. Большой отломок в переднем отделе опускается и несколько смещается в сторону перелома (рис. 31, б). При переломе мыщелкового отростка смещение ко- роткого отломка обусловлено направлением силы удара и тягой латеральной крыловидной мышцы. Большой отломок подтягивается кверху и в сторону повреждения. У ряда пациентов имеет место нарушение прикуса (рис. 31, в). При двусторонних переломах мыщелкового отростка малые отломки смещаются кпереди и кнутри вследствие сокращения наружных крыловидных мышц.

 

При двойных, двусторонних переломах механизм смещения отломков усложняется. При двойном переломе тела челюсти в области клыка или премоляров за счет сокращения мышц дна полости рта срединный отломок смещается вниз и кзади, что нередко приво- дит к возникновению дислокационной асфиксии. Такое осложнение чаще бывает при огнестрельном переломе. Для перелома нижней челюсти в пределах зубного ряда, помимо смещения отломков и нарушения прикуса, характерно нарушение целостности слизистой полости рта. Травматическое повреждение околочелюстных тканей способствует развитию воспалительного процесса, приводящего к еще большему ограничению

подвижности нижней челюсти, особенно, если перелом локализуется в области yгла и ветви. У пациентов с переломами нижней челюсти нередко рот бывает полуоткрыт, из него вытекает слюна с примесью крови. Вынужденное положение нижней челюсти обусловлено тем, что при закрывании рта отломки перемещаются и появляется резкая боль. Довольно часто отмечаются отсутствие или понижение поверхностной чувствительности нижней губы и подбородка, нарушение электровозбудимости пульпы зубов, связанное с повреждением нижнего альвеолярного нерва.

Перелом скуловой кости.

­Этот вид повреждения костей лицевого скелета составляет 8­ -10% всех пе­реломов костей лица.

Клиническая картина.

При переломе скуловой кости обычно эта область западает, а при пальпации по нижнему краю глазницы можно обнару­жить «ступеньку» ­ признак смещения скуловой кости. В отдельных случаях наблюдаются кровоизлияние в область нижнего века и затруднение при дви­жении нижней челюсти. При повреждении стенок верхнечелюстной пазухи возможно кровотечение из носа.

Перелом скуловой дуги со смещением кости распознается проще благодаря легко определяемому западению дуги. Смещение костного фрагмента дyги внутрь может обусловить ограничение движения нижней челюсти в связи с ущемлением венечного отростка челюсти. Уточнению диагноза перелома cкy­ловой кости и дуги способствует рентгенологическое исследование.

Перелом костей носа.

Перелом костей носа — механическая травма, нарушение анатомического строения костей носа. Перелом костей носа является наиболее распространённой травмой с повреждением костей лицевой части черепа, на её долю приходится около 40-50% от общего числа повреждений костей черепа.

Анатомическое строение носа. Наружный нос представлен двумя тонкими носовыми костями, которые соединены друг с другом по средней линии и образуют спинку носа. Вверху носовые кости соединены с носовым отростком лобной кости. Латерально, соединяясь с лобными отростками верхней челюсти, образуют его боковые скаты. Хрящевая часть наружного носа образована парными латеральными (треугольными) большими и малыми крыльными хрящами. Перегородка носа образована перпендикулярной пластинкой решётчатой кости, сошником и носовым гребешком верхней челюсти, а также четырехугольным хрящом и дубликатурой кожи (подвижная часть перегородки). Верхняя стенка полости носа, кроме костей носа, образована тонкой решётчатой пластинкой решётчатой кости, которая при переломе костей носа может повреждаться. Это опасно возможностью развития ликвореи и вовлечением в воспалительный процесс оболочек мозга, профузным носовым кровотечением из решётчатой артерии.

Остановка кровотечения

Кровотечения могут быть наружными или из различных отделов полости рта.

Наружное кровотечение можно остановить при помощи давящей повязки. Значительно сложнее остановить кровотечение, возникшее в результате paнe­ния сосудов дна полости рта и мягкого нёба. Обычной тампонадой не всегда удается прижать кровоточащий сосуд, этому мешают отсутствие подлежащей опоры, рвотный рефлекс, подвижность тканей при глотательных движениях, дыхании. Кроме того, большие тампоны могут затруднять дыхание и даже вызывать асфиксию, поэтому при сильном кровотечении из полости рта необ­ходимо иногда пальцами удерживать введенный тампон. Прижатие общей сонной артерии к поперечному отростку VI шейного по­звонка на стороне ранения обычно не обеспечивает существенного уменьшения­ кровотечения из-­за широкого анастомозирования сосудов правой и левой сторон челюстно-­лицевой области. Однако, как показал опыт, зажим Аржанцева позволяет yмeньшить кровотечение до оказания специализированной помощи. В безвыходном положении можно тyгo затампонировать полость рта, предварительно нало­жив трахеостому.

При кровотечении из верхнечелюстных пазух и полости носа производят тугую тампонаду носовых ходов для предупреждения дальнейшей кровопоте­ри. После остановки кровотечения больные нуждаются в срочной госпитализа­ции для принятия мер, исключающих повторное кровотечение. Для экстренной остановки костного кровотечения фрагменты челюстей фиксируют любым доступным способом.

Борьба с асфиксией.

При ранении челюстно-­лицевой области одним из тяжелых осложнений является асфиксия. Разли­чают дислокационную, обтурационную, стенотиче­скую, клапанную и аспирационную асфиксию. Наи­более частая причина дислокационной асфиксии западение языка при разрыве парной язычно-­подбородочной мышцы, удерживающей язык

от смещения кзади. Аналогичное смещение языка может происходить при двустороннем ментальном переломе челюсти вследствие оттягивания мышца­ми подбородочного фрагмента кзади и книзу. Причиной обтурационной асфиксии может быть закрытие просвета трахеи инородным телом (осколок кости, зуба и др.).

Стенотическая асфиксия развивается в результате сдавления трахеи гематомой, отеком, подкожной эмфиземой.

Клапанная асфиксия обусловлена перекрытием входа в гортань лоскутом тканей мягкоrо нёба, задней и боковой стенок глотки.

Наравне с западением языка частой причиной асфиксии остается аспира­ция крови, слюны, рвотных масс (аспирационная асфиксия) при бессознательном состоянии раненого. При оказании первой помощи постра­давшему с признаками асфиксии необходи­мо выяснить ее причину путем тщательногo осмотра полости рта и зева.

При западении языка обернутыми мap­лей пальцами захватывают язык и вытягивают eгo кпереди. Для предупреждения повторного смещения языка eгo фиксируют в определенном положении. С этой целью бе­зопасной (английской) булавкой прокалы­вают язык в горизонтальном направлении на границе передней и средней трети. К зам­кнутой булавке привязывают тесемку или бинт и выводят язык до соприкосновения с язычной поверхностью зубов. В таком по­ложении язык фиксируют бинтом к поясу, пуговице одежды и т.д.

При аспирации крови, слюны, рвотных масс раненому необходимо придать поло­жение, способствующее истечению жид­кости из дыхательных путей. Для освобождения дыхательных путей исполь­зуют отсасывающий аппарат либо несколь­ко раз энергично сжимают руками груд­ную клетку.

­

Если просвет дыхательных путей закрыт инородным телом, eгo удаляют пальцами или имеющимися под рукой инструментами (пинцет, кровоостанавивающий­ зажим и др.). Это удается сделать, если инородное тело распо­лагается на уровне глотки. В иных случаях для спасения жизни пострадавшего необходима срочная трахеотомия.

Асфиксия, причиной которой служит гематома или отек, сдавивший тpa­хею, может быть ликвидирована также путем наложения трахеостомы. При клапанной асфиксии восстановлению дыхания способствуют перемещение лоскута мягких тканей и фиксация eгo либо швом, либо тампоном.

После ликвидации асфиксии дыхание необходимо восстановить (рот в рот) до появления самостоятельных ритмичных вдоха и выдоха. В случае клини­ческой смерти следует использовать весь арсенал реанимационных приемов. Необходим строгий контроль за восстановленным дыханием до оказания раненому специализированной врачебной помощи. 

 Борьба с шоком.

Обилие нервных окончаний в тканях и opгaнax челюстно-­лицевой области обусловливает возможность болевого шока даже при небольших повреждениях.

При оказании первой помощи раненным в челюстно-­лицевую область необхо­димо использовать известные из практики общей хирургии меры, направлен­ные на купирование болевых ощущений и стимулирование деятельности cep­дечно-­сосудистой системы.

Учебные цели:

Знать:

З. 1. Особенности повреждений челюстно-лицевой области. 

З. 2.Классификацию, клиническую картину, принципы диагностики и механизм смещения отломков при неогнестрельных повреждениях мягких тканей и костей лица (переломов челюстей, скуловой кости, костей носа), повреждений и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава. 

З. 3. Особенности и клиническую картину огнестрельных травм челюстно-лицевой области.

З. 4. Непосредственные ранние и поздние осложнения повреждений мягких тканей и костей лица (асфиксия, шок, кровотечение, воспалительные осложнения, ложный сустав, контрактура и др.).

Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательные цели:

1. Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

2. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

3. Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

4. Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии

5. Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

6. Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:

7. Уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;

8. Уметь анализировать свое поведение;

9. Воспитывать умение работать по стандартам, алгоритмам.

10. Формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

11. Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

12. Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.

 

Развивающие цели:

1. Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

2. Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать Уметь
Анатомия и физиология человека Анатомо – физиологические особенности челюстно – лицевой области. Строение слизистой оболочки полости рта, ее функции, микрофлору полости рта, Пользуясь муляжами черепа, челюстей, зубов, таблицами закрепить знания по анатомическому строению челюстей, зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, языка, слюнных желез, височно-нижнечелюстного сустава.
Культура речи в профессиональном общении Нормы литературного языка и правила применения в практической деятельности Использовать культуру речи в практической деятельности. Грамотно заполнять медицинскую документацию
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинские термины и правила применения в практической деятельности Использовать соответствующие термины
Теория и практика сестринского дела Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению с пациентом. Правила заполнения медицинской документации. Этапы сестринского процесса Сестринскую педагогику. Общаться с пациентом и его семьей, обучать пациента навыкам самоухода, заполнять медицинскую документацию.
Безопасная среда для персонала и пациента Инфекционную безопасность Безопасную среду для пациента и персонала. Соблюдать инфекционную безопасность.
Технология оказания медицинских услуг Навыки по оказанию медицинских услуг. Кормить пациента, ухаживать за полостью рта, соблюдать личную гигиену пациента и персонала, подготавливать пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, выполнять другие медицинские услуги.
Основы микробиологии и иммунологии Микрофлору полости рта, микроорганизмы, которые вызывают бактериальные и вирусные инфекции Дифференцировать клинические симптомы при заболеваниях
Пропедевтика и диагностика внутренних болезней  Правила сбора жалоб, анамнеза заболевания, анамнеза жизни, схему обследования пациента. Собирать жалобы, анамнез заболевания, жизни, проводить объективное обследование, дифференцировать клинические симптомы, выполнять назначения врача, ухаживать за пациентом.
Пропедевтика и диагностика хирургических болезней Методы обследования пациента хирургического профиля. Профилактику хирургических инфекций. Гемостаз. Обезболивание. Десмургию. Использовать полученные знания по дисциплине в процессе изучения темы

6. Список  литературы:

Основная:

1. Леус П.А., Горегляд А.А., Чудакова И.О. Заболевания зубов и полости рта/ Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.: ил.

2. Бажанов Н.Н. Стоматология: Учебник, 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 304 с.: ил.

   Дополнительные источники:

1. Леус П.А. и др.

Заболевания зубов и полости рта: Учебное пособие / П.А. Леус, А.А. Горегляд, И.О. Чудакова – МН.: Выш. шк., 1998. – 288с.: ил.

2. Терапевтическая стоматология: Учебник для студ. мед. вузов / Под ред. Е.В. Боровского. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2004 – 840 с.: ил.

План

 

1. Переломы верхней челюсти.

2. Переломы нижней челюсти.

3. Переломы скуловой кости и костей носа.

4. Повреждения и заболевания височно-нижнечелюстного сустава.

5. Особенности и клиническая картина огнестрельных травм челюстно-лицевой области. Непосредственные ранние и поздние осложнения повреждений мягких тканей и костей лица.

 

 

Переломы верхней челюсти.

­Верхняя челюсть является парной костью, но обе половины ее спаяны между собой по средней линии очень прочно, так что в большинстве случаев при травме она ломается как одна кость. Линия перелома часто захватывает обе стороны кости. Верхняя челюсть построена из довольно тонких костных пластинок, ко­торые являются стенками расположенной внутри кости верхнечелюстной пазухи, выстланной слизистой оболочкой. Верхняя челюсть при помощи костных швов прочно сращена с другими костями лицевого скелета и участвует в образовании полости рта, носа, глазницы, а также подвисочной и крылонебной ямок. В заднем отделе она сращена с костями основания черепа. Верхняя челюсть занимает более углубленное положение среди костей лицевого скелета. Менее защищен от ударов передний отдел альвеолярного отростка челюсти, поэтому переломы eгo встречаются довольно часто и составляют 60 % всех переломов верхней челюсти. Вследствие прочного соединения верхней челюсти с соседними костями очень часто при ее переломе одновременно возникает перелом других костей лица а иногда и основания черепа. Верхняя челюсть, как и нижняя, имеет несколько слабых участков, в которых при травме обычно происходят переломы. Переломы в этих местах носят название переломов по Ле Фору. Выделяют три типа таких переломов.

Первый тип (Ле Фор ­l) ­ линия перелома проходит поперечно через корень носа, затем идет на медиальную стенку орбиты до нижнеглазничной щели, отсюда направляется к нижнему краю орбиты в области соединения верхней челюсти со скуловой костью. Дa­лее она идет через наружную стенку и наружный край орбиты и кзади проходит через крыловидный отросток основной кости, также вызывал перелом скуловой дy­ги. При этом переломе происходит полный отрыв верхней челюсти с носовыми и скуловыми костями от основания черепа. Такой перелом называют полным черепно-лицевым разъединением

Второй тип (Ле Фор­2) ­ линия перелома проходит поперечно через корень носа, затем идет на медиальную стенку орбиты до нижнеглазничной щели, отсюда направляется к нижнему краю орбиты в области соединения верхней челюсти со скуловой костью. Линия перелома проходит через перегородку носа и через концы крыловидных отростков основной кости. При этом переломе верхняя челюсть вместе с носовыми костями отделяется от скуловой кости и костей черепа. Такой перелом сопровождается кровоизлиянием в области век и конъюнктивы, иногда бывают кровотечения изо рта, носа и носоглотки. Нередко эти переломы сочетаются с переломами решетчатой кости, сопровождаются сотрясением головного мозга и даже образованием трещин основания черепа

Третий тип (Ле Фор­ 3) ­ линия перелома проходит горизонтально над альвеолярным отростком от основания грушевидного отверстия к малому крыловидному отростку основной кости. При этом обычно отламывается дно верхнечелюстной пазухи и ломается перегородка носа.

Нередко при травматических переломах верхней челюсти указанные выше линии перелома располагаются несимметрично: с одной стороны ­ по второму типу, с дрyгой ­ по первому. Наблюдаются и односторонние переломы верхней челюсти, когда линия перелома не переходит за среднюю линию. У таких пациентов одна половина верхней челюсти отделяется от дрyгой по средней линии. Следует иметь ввиду, что приведенная выше схема переломов верхней челюсти по Ле Фору не может охватывать все возможные варианты переломов этой кости лицевого скелета. Могут быть переломы одной половины челюсти со значительным раздроблением кости, оскольчатые и т. д. Вследствие прочной анатомо- физиологической связи верхн


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.