Стихи, говорящие о самообладании — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Стихи, говорящие о самообладании

2023-02-16 23
Стихи, говорящие о самообладании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Другая группа стихов содержит очень важные греческие слова однокоренные слову "кратос" - имеющего значение "сила", "власть", "владычество". Образованные от этого корня слова указывают на самообладание (владычество над собой).

Апостол Павел, говоря о строгом самообладании в 1 Кор. 9:25, использует глагол "эгратомай": "Все подвижники воздерживаются (эгратомай) от всего". Другими словами, подвижники владеют собой во всем. Спортсмен представляет идеальную иллюстрацию христианина. Он никогда не идет на поводу своего аппетита или лени, но благодаря самообладанию соблюдает диету и тренируется по программе.

Однокоренное упомянутому глаголу существительное встречаем в Послании к Галатам 5:23: "кротость, воздержание (эгратеа). На таковых нет закона". Воздержание в данном случае - умение владеть собой - упоминается при перечислении плода Духа.

Во Втором послании Петра 1:5-6 речь вновь идет о самообладании. Апостол Петр пишет: "...прилагая к сему все старания, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание (эгратеа), в воздержании терпение, в терпении благочестие". Слово "эгратеа" в данном случае имеет значение "владеть собой", т.е. здесь еще раз подтверждается, что верующие всегда должны владеть собой, иными словами, они не должны терять самообладания. Никогда не следует отключать контроль над разумом или пытаться обмануть его, так как без разума нет святой жизни.

Однокоренное производному слову "кратос" прилагательное встречаем в описании качеств епископа: "...страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (эгратат)" (Тит. 1:8). Мы уже отметили, что епископу необходимо быть целомудренным или здравомыслящим, но Павел говорит, к тому же, что он должен быть еще и воздержанным (дисциплинированным человеком), придерживающимся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был "силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать". Он должен быть верен истине и опираться на нее, чтобы учить других и раскрывать замыслы противников истины. Он не должен поддаваться гипнотическому внушению и впадать в транс, ожидает прямых сообщений от Бога посредством "слов мудрости" или "знания". В его обязанность входит здраво мыслить и крепко держаться Слова Божьего, переданного ему апостолами. Епископ ничего не может прибавить к Слову, он просто учит ему. Таким образом, здравым учением он увещевает лжеучителей. В этих словах - обвинение в адрес тех, кто вводит крайние и необоснованные доктрины, якобы врученные им в видениях, снах или в состоянии транса, когда умственные способности отключены.

Здесь было бы уместно вспомнить греческий глагол "фронео" - думать, мыслить. Глагол "фронео", по словам Вайна [автор словаря новозаветной лексики], "подразумевает нравственную заинтересованность или размышление, а не просто необдуманное мнение", т. е. имеется в виду управляемый ум, а не пассивное мышление, выступающее в роли приемника информации и впечатлений. Когда апостол Павел рекомендует верующим в духовных трудах включать рассудок, то использует именно этот глагол. В качестве примера возьмем лишь один стих: "О горном размышляйте (фронео), а не о земном" (Кол. 3:2).

Стихи о трезвости ума

Еще одна группа стихов содержит глагол "нэйфо", буквальное значение которого - быть трезвым, свободным от влияния алкоголя. В синодальном переводе он переводится глаголом "трезвиться" или "бодрствовать", а в 2 Тим. 4:5 - "быть бдительным". В Новом Завете глагол "нэйфо" несомненно употребляется образно, смысл его употребления - подчеркнуть, что ум верующего должен быть ясным и всегда готовым распознать лжеучение. Апостол Павел говорит: "Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться" (1 Фес. 5:6). Следует согласиться, что здесь речь идет о трезвости в переносном смысле слова, и что Павел наставляет верующих быть бдительным и полностью контролировать свой ум.

В 1 Пет. 1:13 греческий глагол "будьте трезвы" переведен как "бодрствуйте", а в 1 Пет. 5:8-9 - "трезвитесь": "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою". Другими словами, библейская норма - никогда "не отключать" рациональное мышление, быть здравомыслящим.

Стихи о понимании

Еще несколько стихов можно объединить по принципу присутствия в них слов, имеющих значение "понимать".

Рассмотрим, к примеру, слово "дианоя", имеющее значение "ум" или "понимание". Это слово употребляется, когда речь идет именно о развитом, мыслящем уме. Термин "мыслящий ум" дважды употреблен в посланиях Петра. В 1 Пет. 1:13 читаем: "Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего..." В 2 Пет. 3:1-2 написано: "Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл ["дианоя" - мыслящий ум], чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами".

Петр не говорит, что видения или "слова знания" посетят наш ум, он говорит, что наш духовный прогресс зависит от вдумчивого изучения богодухновенных слов Господних, переданных через пророков и апостолов. Принцип ясен: Бог начинает говорить с нами по мере того, как Библия усваивается нашим здравомыслящим умом. Использовать ум мы должны и при нашем общении с Господом. Так, Иоанн говорит: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум [(дианоя) - мыслящий ум], да познаем (Бога) истинного" (1 Ин. 5:20).

Рассмотрим еще несколько греческих слов. Лука пишет, что Господь перед Своим вознесением дал указания ученикам и "отверз им ум к уразумению Писаний" (Лк. 24:45). Греческое слово "ноус", согласно словарю новозаветной лексики Вайна, означает "орган мыслящего сознания, включающий способность воспринимать и понимать, а также способность чувствовать, рассуждать и решать". Апостол Павел говорит: "...Стану молиться духом, стану молиться и умом ["ноус"]; буду петь духом, буду и петь умом ["ноус"]" (1 Кор. 14:15).

Из вышесказанного видим, что способность сознательно и здраво мыслить - жизненно важна потому, что через эту способность выражается духовное. Если человек отключает ум, то выражается не его дух, а эмоции. В 1 Кор. 13:11 Павел говорит: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал [греч. - оценивал]; а как стал мужем, то оставил младенческое". Ум зрелого верующего, мыслящего здраво, постоянно оценивает все явления только лишь в свете Библии. Если мы позволяем очаровывать себя атмосферой, царящей на харизматических или иных собраниях, где царят эмоции, то поступаем против воли Божьей потому, что вместо того, чтобы оценивать или рассуждать критически, просто пассивно следуем небиблейским идеям и утверждениям.

Обратимся к еще одному греческому слову "суниэми", его значение - "присоединять". В Новом Завете оно употребляется метафорически при описании процесса постижения духовных явлений. Этот глагол используется при описании процесса постижения и восприятия значения притч. Например, в Мтф. 13:15 Иисус спросил у учеников: "...Поняли ["суниэми" - присоединили] ли вы все это?"

Апостол Павел напоминает Тимофею о том, что, постигая богодухновенные слова (например, Павла), он добьется разумения во всем, что ему необходимо. В Тим. 2:7 мы читаем: "Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение [присоединение всего] во всем". Тимофею не обещаны никакие другие пути в достижении Божьих знаний, кроме изучения (умом) богодухновенных Писаний, которые полезны во всем. В Кол. 2:2 Павел кратко и ясно говорит, что уверенность в спасении вытекает из глубокого понимания Божьего Слова. Харизматы ищут уверенность в знамениях, чудесах и необычных явлениях, но Павел говорит: "Дабы утешились сердца их... для всякого богатства совершенного разумения [присоединения]". Апостол молится, чтобы Божьи люди "исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении [присоединении] духовном" (Кол. 1:9).

Всегда под контролем

В Новом Завете мы находим столько много наставлений о необходимости быть в здравом уме, что просто невозможно отдать им должное за неимением места. Возьмем, например. Послание к Римлянам 12:2: "...и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная". Здравомыслие оценивает и ценит все духовные знания, предоставленные Богом.

В Фил. 4:7-9 говорится, что верующие защищены Богом, если только размышляют о духовном. Павел повелевает: "Наконец, братья (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами".

В 2 Кор. 10:4-5 Павел еще раз настаивает на здравомыслии. Эти стихи безапелляционно осуждает неподконтрольный ум, т.е. то состояние, к которому стремятся харизматические верующие: "...ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу".

Здравомыслие во все времена являлось неотъемлемым качеством истинно верующих, в чем убеждаемся из слов Давида: "Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Слово "несмысленный" здесь имеет значение "не имеющий способности мысленно различать, искусно мыслить; быть не благоразумным и глупым" (Пс. 31:9).

Истинно Бог дал нам дух не боязливый, "но силы и любви и здравого ума" (2 Тим. 1:7). Греческое слово, переведенное здесь как "здравый ум" - "софронэй", имеет значение "дисциплинированный ум". Такие черты как: сила приближаться к Богу и выполнять великие дела во имя Его; способность любить; а так же здравый ум, контролирующий и направляющий все наши помыслы и действия - важны и дороги верующим. Мышление, приведшее к нынешним харизматическим методам исцеления, далеко от здравого. Прекратив использовать обдуманное и исследованное просвещенным и здравомыслящим умом Писание в качестве единственного источника учения, харизматические целители отдались во власть многочисленных влияний, порожденных чисто человеческим вымыслом и бесовскими влиянием.

По образу и подобию Божию

Однако самым основным доводом в пользу здравомыслия является тот факт, что человек, в отличие от любого животного, сотворен по образу и подобию Божьему. Только человеку дана возможность мыслить здраво. Наш статус здравомыслящего существа подтверждается Быт. 1:26: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над... всею землею". Разум - это дар, наделяющий нас высшей и все превосходящей способностью мыслить, анализировать и обдумывать все здраво. Несомненно, что сразу после сотворения человек был более славным выразителем Божьего образа, чем теперь. Мы, увы, утратили первоначальную невинность и непревзойденную духовную совместимость с Господом. В Едемском саду наши прародители могли слышать Божий голос и говорить с Богом так, как мы сейчас говорим друг с другом. Но хотя образ Творца потускнел в нас из-за грехопадения, человек все еще отражает своего Создателя, обладая моралью, вечной душой и способностью здраво мыслить.

Главное назначение человека - прославлять Бога и вечно наслаждаться Им, и мы как носители Его образа должны прославлять Его. Бог не требует от животного мира ни поклонения, ни прославления, ни общения. Животные не должны, да и не могут призывать Его имя, ценить Его качества и служить Ему всем сердцем и умом. Бог призывает лишь носителей Его образа делать это. Он призывает тех, кто сохраняет способность думать и здраво мыслить, тех, кто использует эту способность для искреннего выражения благодарности, любви и хвалы.

Люди, живущие без Бога, подавляют этот высший естественный дар, окунаясь в мир животных инстинктов. Пьянство подавляет или притупляет сознание, вынося на поверхность низменные желания. Опьянение - это кратковременный отказ от здравомыслия, отречение от обязанности быть носителем Божьего образа, желание освободиться (хотя бы временно) от способности здраво мыслить. Мы обязаны призывать людей, проповедующих харизматические идеи, обдумать свои действия. Харизматы, отказываясь от самообладания, предаваясь приступам эмоций и экстазов, непроизвольной речи, случайным мыслям, видениям, галлюцинациям, "сообщениям", приходящим в голову, вымышленной фантазии и т. п., невольно уподобляются пьяницам

Истинные духовные действия как раз противоположны опьянению, о чем пишет Павел: "Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (Еф. 5:18). Исполнение Духом Святым не вызывает второй безалкогольный вид эмоционального опьянения! Разум при исполнении Духом ни на мгновение не притупляется, как раз наоборот, благословением Духа Святого нам даются несравнимо большие умственные способности для постижения невероятной любви Христовой. Наша хвала является более подобающей, если исходит от людей, целиком владеющих разумом, чтобы без насилия и с любовью воздавать должное своему Богу и Царю.

Так как здравомыслящий ум является отражением в нас Божьего образа, то он предназначен играть ведущую роль во всех делах. Господь Иисус Христос сказал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением" (Мтф. 22:37). Мы не должны абстрагировать свое "разумение", как не должны отказаться от любви. В противном случае мы будем виновны в непослушании Господу. Итак, будучи носителями Божьего образа, а не животными, не будем лишать себя способности здраво мыслить и позволять себе уходить из реального мира. Ни при каких обстоятельствах не станем делать то, что препятствует проявлению бесценной способности мыслить. Мы не имеем права глушить мысль алкоголем, трансом, добровольной потерей контроля речи (глоссолалией) или любым иным путем.

Недопустимо отключать способность здраво мыслить ради возбуждения эмоций (даже если это действие называют "поклонение"), позволять "евангельской" рок-музыке увлекать нас, без критики принимать на веру небылицы сегодняшних харизматических чудотворцев. Клиру в прошлом удалось внушить миллионам людей отказаться от здравого рассудка и принять на веру басни средневековой католической церкви, а в наши дни такая же тенденция обнаруживается в движении харизматического евангелизма.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.