Изучение зрительного восприятия — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Изучение зрительного восприятия

2023-02-07 19
Изучение зрительного восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовались такие свойства зрительного восприятия как целостность, дифференцированность, оптико-пространственное восприятие, предметный гнозис. Достаточная целостность восприятия необходима для опознания графемы, всех ее частей. Дифференцированность обеспечивает определение тонких различий между графемами. Оптико-пространственное восприятие помогает различать сходные по начертанию графемы, пространственное расположение их элементов, которые являются смыслоразличительными компонентами. Предметный гнозис помогает в ситуации затруднений при опознавании графемы в слове (например, слово написано разным шрифтом, полустертыми буквами, перевернутыми буквами). Умение отвлекаться от раздражителя и опознавать графему в любой ситуации – важное условие при овладении навыком чтения.

1. Исследование целостности восприятия. Тест «Что не дорисовано?»

Ход эксперимента: Испытуемому демонстрируются 6 картинок с изображением половинных контуров предметов. Инструкция: «Посмотри на каждую картинку и скажи, что это»

Оценка результатов: фиксируется время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.

Виды помощи:

· Опора на опыт ребенка;

· Наводящие вопросы, например, «Что можно делать этим предметом?»;

· Демонстрация картинок с реальным изображением предмета (среди 15 картинок только одна, которую нужно определить).

Оценка в баллах:

3 балла–справился самостоятельно

2 балла – справился с помощью взрослого.

3 балла – не справился с заданием.

 

2.Исследование дифференцированности восприятия. Тест «Найди квадрат»

Материал: рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ход эксперимента. Испытуемому предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Инструкция: «Рассмотри все фигуры внимательно. Покажи только квадраты».

Оценка результатов. Оценивалось количество правильно найденных квадратов. Если испытуемый не может отыскать хотя бы один квадрат, то это свидетельствует о нарушении способности к дифференцированному восприятию.

Оценка в баллах:

 3 балла – все квадраты найдены самостоятельно.

2 балла – 2-3 квадрата найдены с помощью взрослого.

1 балл – не найдено ни одного квадрата или только 1.

Виды помощи:

Перед началом тестирования выясняется, может ли ребенок показать и назвать квадрат. Если ребенок затрудняется это сделать, дается образец – вырезанный или нарисованный квадрат. При этом инструкция меняется: «Покажи точно такие же фигуры».

 

3. Исследование зрительного гнозиса и стратегии выделения изображений. Тест «Фигуры Поппельрейтера» (наложенные изображения)

Материалы: карточка с изображением контуров, знакомых детям предметов, наложенных друг на друга: большое ведро, в котором сложены лопата, яблоко, бутылка и т.д

Ход эксперимента: испытуемому предлагается рассмотреть картинку и назвать изображения (9 рисунков).

Инструкция: Назови, что ты видишь.

Оценка результатов: оценивается узнавание наложенных контуров и их называние. Дополнительный субтест введен нами для уточнения состояния зрительного восприятия детей с ОНР, так как языковые трудности (недостаточность пассивного и активного словаря) мешают им правильно назвать рисунок, несмотря на то, что визуально они его опознали.

Оценка в баллах:

3 балла – все рисунки опознаны самостоятельно.

2 балла – рисунки опознаны с помощью взрослого.

1 балл – не найдено ни одного рисунка или только 1.

Виды помощи:

· демонстрация вырезанных по контуру этих же изображений, «Найди на первой, общей картинке такие же рисунки».

· предлагалось показать фигуру, названную логопедом.

4. Исследование оптико-пространственного восприятия, возможности адекватного выделения фигуры. Тест «Зашумленные изображения» (узнавание перечеркнутых изображений)

Материал. Контуры 6 изображений, перечеркнутые линиями (прямыми и волнистыми).

Ход эксперимента. Испытуемому предлагается рассмотреть и назвать картинки.

Инструкция: Назови, что здесь нарисовано.

Оценка результатов. Оценивается узнавание фигур и их называние.

Оценка в баллах:

3 балла – все рисунки опознаны самостоятельно.

2 балла – рисунки опознаны с помощью взрослого.

1 балл – не найдено ни одного рисунка или только 1.

Виды помощи:

· Показ вырезанного из бумаги образца;

· Наложение вырезанного из бумаги образца на контур.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.