КОНЦЕПЦИЯ МЕССИИ В ПЕРВОМ СТОЛЕТИИ — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

КОНЦЕПЦИЯ МЕССИИ В ПЕРВОМ СТОЛЕТИИ

2023-02-07 26
КОНЦЕПЦИЯ МЕССИИ В ПЕРВОМ СТОЛЕТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабби Акива увидел нечто такое, что убедило его провозгласить Ши-мона бен Косву Мессией. Что же это было? Талмуд не говорит нам. Однако мы можем определить, что в то время ожидали от Мессии другие: каким он должен был быть и что делать. А затем мы сможем оценить, насколько бен Косва отвечал этим требованиям.

В I-II вв. ожидание и желание появления Мессии были широко распространены. Существовал широкий диапазон мнений относительно того, кем будет Мессия и что он будет делать; эти


мнения извлекались из различных стихов Писания, толковавшихся множеством разных способов.

«Фигура Мессии, вырисовывающаяся в литературе, созданной после римского завоевания Палестины, имеет два разных очертания. Первый мессия является политической фигурой, сыном Давида. Второй мессия обладает сверхъестественной природой и не отождествляется ни с одним из физических царств».486

Существовали различные комбинации ожидаемых изменений, которые Мессия должен был осуществить в политике, праведности и Торе. Кроме того, существовали разнообразные ожидания изменений в естественном мироустройстве, которые должны были бы сопровож- даться сверхъестественными чудесами и знамениями.

В различных иудаизмах того времени господствовали различные ожидания. Они содержатся в апокалиптических трудах, псевдоэпиграфах, рукописях Мертвого моря, Талмуде и Новом Завете.

Исторический взгляд в прошлое имеет тенденцию фокусироваться на «победителях»,оставляя

«неудачников» во тьме забвения, что приводит к искажению ситуации, сложившейся в изучаемом времени. Некоторые забытые с годами группы имели немалое значение в свое время.

Дж. Чарльзворт отмечает: «...псевдоэпиграфы являются основным источником для понимания периода между двумя заветами. Эти писания нельзя более отбрасывать как документы, принадлежащие группе евреев-еретиков. Следует согласиться с тем, что они содержат много важных идей, понятий, выражений и мечтаний, пронизывавших структуру эллинистического иудаизма».487

 

Правление и праведность

Псалмы Соломона содержат множество мессианских отсылок. «Они

свидетельствуют о вере в жизнь после смерти (3, 12; 13, 11; 14, 3; 14, 13; 16, 1-3), но основное внимание в эсхатологии уделяется восстановлению Иерусалима, которое будет осуществлено Мессией из рода Давида. Псалмы были написаны после завоевания Иерусалима Помпеем в 63 г. до н. э... Из-за общей теологии Псалмов их авторство обычно приписывают фарисейским кругам.

Портрет Мессии перекликается с языком канонических Псалмов (особенно Пс. 2) и книги Исайи. Он покорит, и спасет народы одновременно».488

Подобные взгляды отражены во II кн. Варуха и III кн. Ездры, созданных во второй половине III в.489Истребление нечестивых, очищение Израиля и введение праведного царства — все это составляющие воображаемого сценария последних времен, который Бог осуществит посредством Мессии. Мессия уничтожит неправедных язычников, очистит Иерусалим, освободит остаток Израиля и восстановит царство рода Давида.490

В центре Книги Еноха — Мессия, Избранник, Сын человеческий. «Праведность скорее подразумевает отказ от этого мира и веру в Бога духов и Сына Человеческого. Здесь вера подразумевает как уверенность в существовании Бога духов и Сына Человеческого, так и доверие им в вопросе спасения...

Излагая вкратце, человеческое сообщество избранных и праведных находится в очень тесной связи с миром ангелов и в конце сольется с ним. Фигура праведного избранного Сына Человеческого напрямую связана как с человеческой, так и с небесной праведностью».491

Мессия рассматривается как мост между небесами и землей. Он приносит праведность небесного царства на землю. Он приносит Божье спасение.

«Спасение»    также являлось титулом Мессии в различныхев-

рейских писаниях того времени. Таковым оно предстает в Книге Юбилеев, в гимнах Кумранской общины, в «Дамасском документе» и фрагментах, подобных 4 Q Flor. Его также можно найти в раввинских писаниях талмудического трактата Брахот и в Заветах двенадцати патриархов.492

Рукописи Мертвого моря и Заветы двенадцати патриархов говорят о двух мессиях, один из которых является священником.493 Существуют писания, говорящие о Мессии как о священнике. В связи с этим особо следует отметить стих из Книги Захарии:


Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим. (Зах. 6, 13)

Независимо от того, один Мессия или их два, его священническая функция служит избавлению от греха. Его функция царя заключается в установлении на земле царства праведности.

Восемнадцатый псалом Соломона предполагает два прихода Мессии: «Да очистит Бог Израиль в день милости и благословения, в день избрания, когда Он возвратит Своего помазанника».494

Мессия принесет Израилю очищение от греха, которое вернет народ к Божьему Закону. II Книга Варуха говорит о включении язычников, соблюдающих Божий Закон, и исключении евреев, которые не делают этого.495

 

Тора

В «Уставе общины» и других рукописях Кумрана Мессия представлен как последний толкователь Божьей Торы.496В некоторой степени подобная роль отмечена и в I Книге Маккавейской.497

Окончательную письменную форму Талмуд приобрел в III, IV и V вв. Несомненно, там содержится материал I в., но выделить его не всегда легко, а иногда и вовсе невозможно. В Приложении А рассматриваются те аспекты талмудического описания Мессии, в которых содержится отклик на поражение восстания Бар Кохбы. Здесь мы просто отмечаем, что раввины также описывали Мессию как толкователя Закона.

«В грядущем Святой, да будет благословен Он, воссядет в Едемском саду ибудеттолковать Тору, а все праведные воссядут перед

Ним, а все воинство (букв, «семья») Небесное встанет по Его правую руку, а солнце и

— по левую; и Святой, да будет благословен Он, истолкует имосновы новойТоры ,которуюСвя-

той, да будет благословен Он, даст им рукою Царя Мессии».498 Эта новая Тора, которую принесет Мессия, имеет отношение к Торе, данной на Синае, однако отличается от нее в некоторых аспектах.

Мидраши были написаны несколько столетий спустя, но они приписывают свои взгляды талмудическим временам. В мидраше на Псалмы нам сказано, что Тора изменится во дни Мессии. Нечистые животные будут провозглашены чистыми, «...но некоторые из требований Закона станут еще более суровыми: так, например, брачные отношения станут строже».499

Возможно, наиболее радикальное провозглашение можно найти в мидраше на Книгу Екклесиаст. «Тора, которую человек изучает в мире, является "суетой" в сравнении с Торой Мессии».500 Это заявление подразумевает, что все вещи в этом веке только формой и видом сравнимы с сутью мессианской эры и Божьего царства на земле. Согласно сказанному раввинами, «...во дни Мессии внебрачные дети... будут чисты».501

Существует также и более позднее отождествление новой Торы, которую несет Мессия, с Устной Торой: «И это великая надежда [которой удостоены евреи] в Изгнании... ибо все во благо для того, [чтобы позволить им] заслужить свет Мессии и Устной Торы, которая будет явлена через него».502

Мессия поддерживает и защищает Тору или приносит новую.503 В любом случае, когда он придет, ему следует повиноваться. «Приди и услышь: "Его вы должны слушать", даже если он скажет вам: "Преступи любую из всех заповедей Торы", как в случае Илии на горе Кар-мель, повинуйся ему во всем в соответствии с нуждами часа!»504

Сверхъестественное

«Литература иудаизма свидетельствует об ожидании того, что с наступлением мессианской эры пророческий дух будет восстановлен, и пророки займут выдающееся место в жизни нации... Включение Втор. 18, 18 ел. во фрагмент, обнаруженный в Кумране, показывает, что, по крайней мере, в определенных кругах появление пророка, "подобного" Моисею, было важным элементом мессианских ожиданий».505

Завершающие слова Торы, которые понимались как указание на обещанного Мессию, подчеркивают сверхъестественную природу служения Моисея.

И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,


По всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, И по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля. (Втор. 34, 10- 12)

Из Книги Исайи, 11 явствует, что мессианское царство будет вечным и произведет изменения в природе. «И дикие твари придут из лесу и будут служить человеку, аспиды же и драконы выйдут из своих нор и покорятся маленькому ребенку.

И женщины уже не будут чувствовать боли при вынашивании ребенка и мучений, когда будут производить плод утробы своей».506

Разные сценарии представляют Мессию как сверхъестественную личность. Существует эсхатология, «...подразумеваемая повсюду в III Книге Ездры: во-первых, появятся знамения, "будет явлен спрятанный город" (предположительно, небесный Иерусалим) и Мессия...

Манера, в которой он убивает своих врагов дыханием своих уст, находит параллель в Откр. 19 ("мечустЕго")и,очевидно,отражаетапокалиптические традиции,относящиесякконцуIв.В толковании"человек" ясно определен как Мессия. Он соберет десять потерянныхколен».507

Одна из рукописей Мертвого моря, содержащая толкование на кн. Исайи, гласит: «Небеса и земля будут повиноваться Его Мессии... Он освободит пленных, даст зрение слепым и восставит угнетенных... исцелит больных, воскресит мертвых и принесет благие вести нищи-

м».508

Фрагменты из Кумрана говорят о «Сыне Божьем» и «Сыне Всевышнего».509Термин «Сын Божий» встречается в пятнадцати различных текстах раннего иудаизма. «Первая группа текстов датируется II в. или началом I в. дон.э Во второй группе есть три документа,дати-

руемых концом I в. до н. э. ...В третьей группе есть три документа I в.н.э И впоследней

группе есть четыре документа, которые говорят об идеальной личности в израильской историикакоСынеБожьем;онимогутбытьдатированыприблизительно100г.н.э.,плюс- минусчетвертьвека... »510

В другом кумранскомдокументе«. нам сказано, что небеса и земля будут повиноваться(или

служить) "Его Мессии"».511 В Книге Еноха Мессия представлен как сверхъестественная личность. «Как отметил Сьеберг, он не человек в обычном смысле этого слова, но скорее не- бесное создание.»512

 

Распространенные мессианские ожидания, нашедшие отражение в евангелиях В какой бы форме они не распространялись, евангелия составляли часть общего спектра идей и представлений о Мессии I и начала II вв. Они сформировали веру некоторых евреев и, возможно, повлияли на других евреев, которые не верили в Иисуса как в Мессию. Большин- ство мессианских учений Нового Завета встречается в других более ранних или более поздних еврейских трудах.

Даже вера в искупительную смерть Мессии находит параллель в представлении о Мессии как о«спасении»;атакжевидееочищенияотгреха,котороедолженпринестиегоприход,иногда понимаемый как новый приход после смерти. Санг. 98б, Таргум и Мид. Сам относят содержание главы Ис. 53 к Мессии (см. ПриложениеБ).

«II кн. Варуха содержит эсхатологический сценарий, подобный представленному в III кн. Ездры. После определенного периода (не указанного точно) Мессия "возвратится во славе". Это предположительно соотносится со смертью Мессии в III кн. Ездры, хотя изложено в более светлом ключе. Затем следуют воскресение и суд».513

Поскольку Новый Завет представляет взгляды евреев, веривших в то, что они обрели своего мессию, его большую часть нельзя назвать ожиданием, ибо многое происходит в нем после свершившегося факта. На это указывают сами евангелия:

514
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. (Иоан. 12, 16)

Его ученики не ожидали и не даже понимали этого заранее, евангелия также свидетельствуют о различных, иногда противоречивых, мессианских ожиданиях. Их следует рассматривать как часть мессианских ожиданий I в. Некоторые люди верили в то, что его происхождение неизвестно,515 существовало также мнение, что он произойдет из рода Давида и из Бейт- Лехема, родного города Давида.516 Его правлению будет предшествовать приход Илии.517Илияи/или Мессия призовут Израиль к крещению водой, символизирующему очищение и новую жизнь.518


Ожидалось, что Мессия воссядет на троне Давида и принесет избавление Израилю.519Мессия учредит в Израиле новое правительство-520, которое принесет на землю Божественное владычество.521 Это новое царство будет торжественно установлено посредством суда, который отсеет недостойных, и будет наполнено Святым Духом.522В некотором смысле оно будет общемировым, ибо откроет глаза язычникам, указав им на истинного Бога.523

Мессия будет творить чудеса.524Он будет владеть сверхъестественными знаниями525ипророчествовать.526

Мессия рассматривался как Сын Человеческий, предсказанный в книге Даниила, 7.527Ожидалось, что он будет «Святым Божьим».528В особом смысле он должен быть Божьим Сыном.529 Мессию ожидали как Божьего Сына, Его Избранника, имеющего сверхъестественную власть избавить себя и других.530 Ожидалось, что он будет жить вечно и, потому царство его также будет вечным.531

Позже мы исследуем, что побудило Акиву провозгласить Бар Кохбу Мессией. Пока же обратимся к конфликту Йешуа с фарисеями и раввинами.

ЙЕШУА, ФАРИСЕИ И РАВВИНЫ

Г. Вермес напоминает нам, что «.. .в иудаизме в период между двумя Заветами существовало фундаментальное единство толковательной традиции. Эта традиция, основа религиозной веры и жизни, была принята и видоизменена такими группами, как фарисеи, кумранские сектанты и иудеохристиане. В результате мы имеем три родственных школы толкования записанного в Библии текста, и долг историка состоит в том, чтобы подчеркнуть, что ни одна из них не может быть правильно понята независимо от остальных».532

В некоторых вопросах, например, о разводе,533 Йешуа и школа Шаммая, преобладающая школа того времени, занимают одинаковые позиции. В других случаях позиция Йешуа подобна мнению школы Гиллеля. Есть также много других вопросов — прозелиты, суббота, клятвы, жертвы и т. д.,— которые демонстрируют как согласие, так и несогласие. Но в то же время существовала одна основная проблема, ставшая причиной возникновения и развития непримиримого конфликта — проблема власти.534Кто был уполномочен Богом толковать Писание и, следовательно, определять ту жизнь, которую должны были вести евреи? Как Талмуд, так и евангелия претендуют на абсолютную власть, но это взаимоисключающие заявления.535

И Йешуа, и раввины заявляли о себе как о верховной власти. Невозможно было принять такие заявления одновременно от обеих сторон. Это стало причиной острого конфликта, представленного как в евангелиях, так и в Талмуде.

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: ЗачемученикиТвоипреступаютпреданиестарцев?ибонеумываютруксвоих, когда едятхлеб.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря:

Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим...

Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матф. 15, 1-3, 7-9, 12-14)

В свою очередь, раввины называли Йешуа чародеем и обманщиком, месит. Они называли его Валаамом536 (лживым пророком) и Аманом (врагом евреев).


«Учили так: В пасхальный вечер Йешу (Мюнхенская рукопись добавляет "Назарей") был повешен. За сорок дней до того, как состоялась казнь, появился глашатай, выкрикивавший: "Его забросают камнями, так как он занимался магией и соблазнял Израиль к отступничеству. Любой, кто может сказать что-либо в его пользу, пусть придет и выступит в его защиту". Но так как ничто не было приведено в его пользу, он был повешен в пасхальный вечер! Улла возразил: "Неужели вы думаете, что он тот, кого можно было бы защищать? Разве не был он месит, о котором Всемилостивый говорит: "...Не жалей его и не прикрывай его..." (Втор. 13, 8)?»537

Со своей стороны, Йешуа мог сказать не много хорошего об учителях Закона, т. е. о мудрецах, или софрим, и фарисеях. Его публичное осуждение этих людей достигает наивысшего накала в семикратном «горе вам» в Евангелии от Матфея:

...Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья...

...И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; Дополняйте же меру отцов ваших.

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? (Матф. 23, 6-8, 10, 13, 15-16, 23-25, 27-33)

В какой бы форме фарисеи и их наследники ни сталкивались с этими высказываниями, их смысл был ясен. Черта была подведена. Примирение было невозможно.

Имя Йешуа раввины превратили в «Йешу». Это имя использовалось в ранние века, сохранилось в Средние века и все еще используется сегодня. Раввинское «Йешу» является пародией на Йешуа. Три согласных, йуд, шин, вав, с помощью которых писалось имя Йешу, истолковываются как первые буквы трех слов «Йиммах шмо вэзихро» («Да будет стерто имя его и память о нем!»).538В глазах раввинов это было необходимо для сохранения Израиля.

«Ибо учили так: "Если человек сказал: "Приди и поклонись мне", рабби Меир провозглашал его заслуживающим смерти (как любого другого подстрекателя), но рабби Иуда постановил не так. Если же они [его слушатели] действительно поклонялись ему все согласны, что его следует казнить, ибо написано: "Не сотвори себе кумира"».539

За этим отрывком следует продолжительная дискуссия об идолопоклонстве и о подстрекательстве к нему. В ней при обсуждении того, кто виновен в смертном грехе, присутствует напоминание: «эвед йистахаве лемашиах..., как Аман». Буквально это означает:

«слуга склонится пред помазанником (мессией, «машиахом»), как Аман перед Мардохеем. С. Фанк видит в этом напоминании намек на христианское принятие Иисуса. «Слугами» называли себя те, кто поклонялся ему как мессии.540

Упоминание Амана интересно. Книга Есфири уникальна тем, что является единственной книгой Библии, в которой нигде прямо не упоминается Бог, хотя Его присутствие за кулисами повествования очевидно. Внимание этой истории сосредоточено на Есфири и ее дяде Мардохее, обратившихся к царю Персии, чтобы избавить евреев от полного истребления, задуманного Аманом.


Поддержав эту просьбу, царь приказал повесить Амана на дереве (буквально), его десять сыновей позднее также были приговорены к смерти. В раввинских писаниях сказано, что

«...Аман был повешен в месяце нисан (15-го, согласно Мид. Есф. Р. 5, 11). Неизвестно с точностью, когда распятие Иисуса и [повешение] Амана начали со поставляться евреями. Эстер Таргум Шени проводит прямую параллель, заставляя Амана просить, чтобы на его виселице написали, что он был царем, и косвенную, говоря, что Бен Пандора (т. е. Иисус) разделил то же жилище».541

Пятнадцатое нисана является датой Пасхи, датой, когда был распят на древе Иисус. Аман был повешен на древе в месяце нисан, но не 15-го числа.542

Аман и десять его сыновей были повешены на виселицах по царскому постановлению. Это подводит нас к истории учеников Йешуа и к вопросу о том, как их воспринимали раввины.

Миним

Исследование фрагментов раввинских текстов, рассказывающих о стычках между учениками Йешуа и раввинами, является отнюдь не легкой задачей. «Еврейским и христианским студентам, изучающим еврейскую литературу, одинаково хорошо известно, что некоторые отрывки Талмуда были подчищены "цензурой"... Амстердамское издание 1644 г. — последнее, содержащее значительную часть рассматриваемых отрывков».543

В Средние века церковь жгла и подвергала цензуре раввинские писания за их «богохульные» комментарии о Йешуа, его учениках и христианстве. Средневековые раввины ради собственной безопасности и безопасности еврейского сообщества также исправляли текст. В результате оставшиеся отрывки оказались замаскированы ради их сохранения.

В целом, учение тех, кого раввины считали еретиками, особенно талмидей Йешуа, называли минут.544Людей, вовлеченных в минут, называли миним. Этот взгляд подтверждается ясными заявлениями в некоторых текстах, которые не подверглись цензуре. «Хотя может быть верно, что термин "миним" на самом деле описывает не один тип сектантов, темы, обсуждавшиеся во многих маасе о миним или стычках с ними, ясно указывают на еврейских христиан... ТБ Хаг. 5б рассказывает нам, что когда рабби Йешуа бен Анания умер, было сказано: "Кто теперь защитит наше дело от миним!" (Раши объясняет, что слово "миним" относилось к последователям Иисуса (талмидей Йешу), которые не верили словаммудрых)».545

Некоторые предполагают, что миним может быть просто сокращенной уничижительной формой от мааминим («верующие»), использовавшейся для обозначения талмидей Йешуа. Еврейское слово «миним» обозначает «виды», «типы» или «роды», как во фразе «...создал... по роду их». Есть много способов, с помощью которых раввины могли уничижительно применять этот термин по отношению к талмидей Йешуа. Если так и было, слово «миним» оказывается еще одним примером того метода обращения со словами, который использовал рабби Акива, хотя необязательно приписывать ему изобретение этого термина.

Раввины таким же образом говорили и оевангелиях.По-гречески    означает «благая весть». «Рабби Меир называл их авен гильйон, рабби Йоханан — авон гильйон. "Авен гильйон" означает "нечто бесполезное из книги (свитка)" или, поскольку "авен" в Ветхом Завете в основном имеет отношение к идолопоклонничеству, "книга идолопоклонничества". Подобным образом "авон гильйон" можно истолковать как "книга беззакония". Учителями раббиМеирабылираббиАкива,ужевстречавшийсянамнеистовыйпротивникхристианства, и Элиша бенАвуя...»546

 

Угроза минут

Столь враждебное отношение рабби Меиру внушил не Элиша бен Авуя, так как

«...представляется весьма вероятным, что Элиша бен Авуя сам стал христианином. Поздние раввины по этой причине не упоминают его по имени, называя его Ахер, «другой», так как его имя было вычеркнуто из книги живущих».547 «Сказано об Ахере, что когда он вставал, чтобы выйти из школьного здания, многие книги миним часто выпадали из-под его полы».548

«Ахер обрубал насажденное [т. е. вредил Учению, говоря, что] возможно,— Боже упаси! — есть два божества!.. [Тогда] было дано разрешение... вычеркнуть заслуги Ахера. Раздался Бат Коль, говорящий: "Возвратитесь, отпавшие дети,— кроме Ахера"».549 За этим отрывком следуют различные примеры нарушения субботы Ахером, что было также первым обвинением фарисеев против Йешуа в евангелиях.

Только четырем раввинам посчастливилось войти в «Сад», место, где явлено величайшее тайное знание. Один сразу умер. Второй был поражен безумием. Остались лишь Акива и Элиша бен Авуя. Элиша бен Авуя стал мином.


Примерно в 60 г. н. э. Иаков, брат Йешуа и глава талмидей Йешуа в Иерусалиме, сказал апостолу Павлу:

...Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона (Торы).

(Деян. 21, 20)

Иаков говорил только о тех, кто был в Иерусалиме. Число уверовавших по всему Израилю и в диаспоре было намного больше и продолжало расти. Они были активны и настойчивы.

«Иногда случалось, что даже знатные евреи попадали в новую секту. Мидраш на книгу Екклесиаста рассказывает нам, что Ханина, племянник рабби Йешуа бен Анании, едва избежал отступничества. Только дядя смог спасти его. А Ханина был одним из великих людей своего времени. О нем было сказано, когда он впоследствии ушел в Вавилон, что никого, подобного ему, не осталось в Святой земле. Тот же мидраш дает еще несколько подобных примеров, показывая, насколько опасны были контакты с новой сектой даже для людей, обладавших большими знаниями и мудростью».550 Рабби Элиезер бен Гиркан говорил с миним и ценил некоторые из их учений, т. е. минут. Он подозревался в ереси минут некоторыми раввинами и даже был приведен по этому обвинению в римский суд.551 Рабби Акива убедил рабби Элиезера признать свой грех и отвратиться от него. Апостол Павел был фарисеем,

...Воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе... (Деян. 22, 3)

По его собственным словам, он был

...Неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. (Гап. 1, 14) В своей ревности он активно преследовал талмидей Йешуа. Но позднее он стал одним из них.

В талмудическом трактате Авода Зара («Чужое служение»), всем делается предостережение держаться подальше от миним. «Никто не должен иметь никаких отношений с миним, также никому не позволено принимать от них исцеление, даже если отказ влечет за собой [опасность] для жизни. Однажды случилось так, что Бен Дому, сына сестры рабби Ишмаэля, укусила змея, и Иаков, уроженец Кефар-Се-кании, пришел, чтобы исцелить его, но рабби Ишмаэль не позволил ему сделать этого; вслед за тем Бен Дома сказал: "Брат мой рабби Ишмаэль, позволь ему исцелить меня: я даже произнесу стих из Торы, доказывающий, что ему следует разрешить", но не успел он договорить, как душа покинула его, и он умер. И воскликнул рабби Ишмаэль: "Счастлив ты, Бен Дома, ибо ты был чист телом, и душа твоя также оставила тебя в чистоте; и не преступил ты слов своих собратьев, которые сказали: "Тот, кто разрушает ограждение, будет укушен змеей".

Иначе обстоит дело с учением миним, ибо оно притягивает, и тот [кто имеет с ними дело] может быть увлечен им.

Наставник сказал: "...Не преступил ты слов своих собратьев, которые сказали: "Тот, кто разрушает ограждение, будет укушен змеей". Но змея действительно ужалила его! Укус змеи раввинов таков, что его нельзя излечить».552

Этот Иаков из Кефар-Секании был тем самым мином, высказывания которого нравились рабби Элиезеру, в связи с чем последнего обвинили в ереси минут. Раввины признавали, что исцеление может исходить от миним, но утверждали, что оно делает человека нечистым.

Раввины приписывали исцеление от рук миним магии или колдовству.

Чтобы охранить Израиль от миним, мудрецы воздвигли против них ограду. Этой оградой был раввинский закон. Повиновение словам раввинов давало жизнь. Нарушение целостности этой ограды вело к смерти. Внимать учению миним значило пробивать раввинскую ограду. И поскольку было сказано, что учение миним оскверняет душу, человеку лучше было умереть, чем принять это учение.

 

Рабби Акива против миним

В некоторых талмудических отрывках городом, в котором распяли Иисуса, назван не Иерусалим, а Под (Лидда), город Акивы.553 Время, прошедшее после распятия, было слишком недолгим, чтобы могла возникнуть какая-либо путаница в вопросе о том, где это произошло, но целью раввинских писаний было не зафиксировать историю саму по себе, а преподать уроки. В этом отношении талмудическая специфика весьма интересна.


Г. Далман, выполнивший исчерпывающий анализ различных раввинских отрывков, комментирует: «Лод стал для евреев центром рассказов об Иисусе, т. е. нигде столько не рассказывалось об Иисусе, как в Лоде, и у последующих поколений сложилось впечатление, что эти события произошли в самом Лоде. То обстоятельство, что рабби Акива был в Лоде учителем, свидетельствует в пользу того, что Лод действительно следует рассматривать как источник нескольких сообщений об Иисусе; что касается рабби Акивы, мы знаем, какой известности он достиг как раввин, и какая страстная ненависть к Иисусу жила в этом поклоннике Бар Кохбы... Сказать, что Иисус был распят в Лоде, значит сказать, что он был распят в городе Акивы».554

Рабби Т. Герфорд также провел обширный анализ различных раввинских отрывков. Он заключил: «Также говорят, что рабби Акива былкрайне ревностным противником христиан. Действительно, согласно одному из двух противоречивых мнений, представленных в Талмуде, Иисус был современником Акивы, и этот анахронизм находит свое объяснение в резко выраженной враждебности со стороны Акивы по отношению к христианам».555

В чем же значение этой непоследовательности? Как заключает Дал-ман, «сказать, что Иисус был распят в Лоде, значит сказать, что он был распят в городе Акивы». Это тип юмора, подобный тому, с которым мы сталкивались ранее. Иными словами: «Если вы думаете, что Иисус был распят в Иерусалиме, посмотрели бы вы, что рабби Акива сделал с ним в Лоде!»556

Враждебное отношение рабби Меира к евангелиям — «авон гильйон» — отражает не мнение его учителя Элиши бен Авуи, а мнение другого его учителя, рабби Акивы. Во времена, когда раввинскийиудаизмнаходилсянастадиистановления,Акивапредпринялбольшиеусилиядля уничтожения конкурирующего учения талмидейЙешуа.557

Оппозиция Акивы по отношению к талмидей Йешуа послужила причиной, из-за которой он поддержал создание раввинской греческойБиблии и раввинского Таргума.558 Она же привела его к изменению фарисейской традиции.559 В своих усилиях подчинить еврейскую жизнь власти раввинов Акива был последовательным и непреклонным. Он намеренно придерживался определенных доктрин, противоречивших вере талмидей Йешуа, следуя той же тактике, которая была им избрана для борьбы с Гамлиэлем.560

Другие евреи внимали, читали и верили учению талмидей Йешуа. Чтобы еще более усилить их изоляцию, Акива запретил чтение таких книг. Мишна в трактате Сангедрин начинается словами: «Весь Израиль имеет долю в мире грядущем», а затем перечисляютсяисключения. Рабби Акива добавил к исключенным: «Тот, кто читает внешние книги, а также тот, кто шепчет над ранами и говорит: "Ни одна из болезней, посланных Мною на Египет, не падет на тебя, Я — Господь, твой исцелитель"».561

«Рабби Акива решил, очевидно, еще во время войны Бар Кохбы, что "тот, кто читает внешние книги (Вавилонская гемара объясняет, что это книги миним) и тот, кто шепчет над ранами (как делали иудеохри-стиане, исцеляя верой), не имеет доли в мире грядущем"».562

Были идругие раввины, боровшиеся против миним, но Акива являлся главнокомандующим, а его стратегия была всеохватывающей. Он дал этой борьбе главное оружие — собственный метод толкования и манипуляции Писанием.

«В конечном счете, это было основной проблемой, обсуждавшейся евреями и еврейскими христианами в годы, приведшие к восстанию Бар Кохбы. Обе общины считали каноническими одни и те же Писания. Однако, они придерживались разных мнений относительно того, как эти Писания следует толковать».563

Метод толкования Акивы, равно как и его притязания на раввинское превосходство, эффективно исключал евреев, веривших в Йешуа. Иудаизм Акивы давал авторитетное право на любое дальнейшее Божественное Откровение после Синая только раввинам. Талмидей Йешуа, в свою очередь, претендовали на то, что эта власть принадлежит Йешуа и писаниям апостолов.564 И та, и другая сторона не допускали компромисса.

В инциденте, который привел к отлучению рабби Элиезера, рабби Йешуа ответил Небесному Гласу: «Она не на небе», цитируя слова Моисея из книги Второзакония 30, 12, в доказательство раввинской власти. Эти же стихи цитировались ранее апостолом Павлом в от- ношении веры в Йешуа.565 Это была битва за то, чье толкование Писания считать одобренным Богом.

Рабби Элиезер был отлучен после того, как был отвергнут его последний свидетель, Небесный Глас. Евангелия придают очень большое значение повиновению Небесному Гласу, и раввины соглашаются с этим во всех случаях, кроме вышеупомянутого. Именно Небесный Глас подтвердил то, что Йешуа действительно является Мессией.566


В Послании к Евреям есть два примера того, насколько несовместимы были взгляды

талмидей Йешуа и раввинов. Оба примера цитируют Танах.

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. (Агг. 2, 6) (Евр. 12, 25-26)

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,

Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. (Пс. 94, 8-9) (Евр. 3, 7-9)

Так следовало считать Небесный Глас имеющим власть или нет?567

Основную роль, которую Акива сыграл в борьбе против миним и их веры, возможно, лучше всего иллюстрирует толкование каждой стороной книги Исайи 53, 12. Стих гласит:

ПосемуЯдамЕмучастьмеждувеликими,иссильнымибудетделитьдобычу,зато,что предалдушуСвоюнасмерть,икзлодеямпричтенбыл,тогдакакОнпонеснаСебегрех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис. 53,12)

Талмидей Йешуа относили этот стих, как и всю главу, к Йешуа. Раввины же считали, что это относится к Акиве. «Сказал рабби Иона: "Написано: "Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу". (Ис. 53, 12) Это рабби Акива, расположивший и приведший в порядок Мидраш, галахот и аггадот"».568

Евангелия представляли Йешуа как спасителя евреев благодаря его искупительной смерти. Раввины же спасителем евреев представляли Акиву, поскольку он спас их от Йешуа.

Согласно раввинскому закону нельзя было казнить человека в св


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.