Памятка №3. ССП с общими членами предложения, общим элементом. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Памятка №3. ССП с общими членами предложения, общим элементом.

2023-02-07 37
Памятка №3. ССП с общими членами предложения, общим элементом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Между частями ССП запятая не ставится, если есть:

Правило Пример
1 Общий второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение). Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. общий второстеп.член Вскоре после восхода [ 1. = –] и [ 2. = –]. У него [осунулось лицо] и [отяжелели веки].
2 Общее вводное слово. Словом, [время уже истекло] и [пора уходить]. общ.вв.сл. Словом, [ 1. – = ] и [ 2. – = ].
3 Общий обособленный член предложения. обособленное дополнение                       Вопреки предсказаниям синоптиков, [небо уже прояснилось] и [дождь перестал].
4 Общее придаточное предложение. общ. придат. (Когда взошло солнце), [трава высохла] и [поднялась пыль].
5 Общая частица. общая частица Пусть [светит солнце] и [птицы поют]!
6 Два вопросительных, восклицательных, назывных П. Кто приходил и когда это случилось? Как прекрасно утро и удивительно свеж воздух!

Примечание: общий элемент выносится в схемах за границы предложений.

Но: в ССП, соединенном повторяющимся союзом:

Общ.второст.член

В такую погоду и [волк не рыщет], и [медведь не вылезает из берлоги].

В такую погоду и [ 1. – = ], и [ 2. – = ].

Тренировочный тест.

1.Только поздно вечером вернулись стрелки и все легли спать.

2. Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

3.Для счастья людям нужен мир и не нужна война.

4.По ночам подмораживало и звезды усеивали небо.

5.После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

6.Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобою тень.

7.Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу.

8.Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидели спокойный огонь.

9.У нее слезы были на глазах и голос дрожал.

10.На севере в начале мая еще идет снег и деревья стоят голые.

 

Контрольный тест.                        1 вариант
1.Сложное предложение.
Теоретический блок.          Продолжите фразы: 1.1 Сложным называется предложение, которое.................................................................................. 1.2.Части СП связываются между собой .............................................................................................. 1.3.СП делятся на .....группы в зависимости от .................................................................................... 1.4.Части ССП всегда ..............................................................
Практический блок. Расставьте знаки препинания. Определите вид П. 1.Жуковский стал первым русским художником который признал высокую ценность человеческой души. (..............) 2. Природа в стихотворениях Жуковского не живёт изолированной жизнью в ней поэт находит отзыв своим чувствам и переживаниям. (...........) 3. В поэзии Жуковского звучат не только мотивы тоски и томления вечной неудовлетворённости но и мотивы радости примирения с жизнью. (............) 4. Всё мрачное и фантастическое в балладе «Светлана» отнесено в область сна и сюжет получает неожиданно счастливую развязку. (........)
Составьте предложения по схемам: 1. [ 1. ], и [ 2. ].  2. (когда), [ ].    3. То [ 1. ], то [ 2. ]. 
2.Сложносочинённое предложение.
Теоретический блок.                Продолжите фразы. 2.1. Связь частей ССП передаётся с помощью ................................................................................ 2.2.Между частями ССП можно поставить следующие знаки препинания: .................................... 2.3. Тире ставится, если ……………….......................................................................................... ……………………………………………………………………………………………………….. 2.4. Сочинительные союзы И, ДА ( = ....), НИ-НИ, ТАКЖЕ, ...........,, НЕ ТОЛЬКО – НО И,, ...... называются ................................................. 2.5.Запятая перед союзом «И» не ставится, если в ССП ................................................................
Практический блок. Расставьте знаки препинания. 1. Цвела черёмуха и было холодно. 2. Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. 3.Она глядит и сердце в ней забилось чаще. 4.Рано утром пришла машина и мы уехали. Какие значения передают ССП: 1.То слишком морозит, то моросит дождь. (......      ) 2.Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. (......            ) 3.Никнет трава от жалости, а дерево с тоскою к земле приклонилось. (....       .) 4. Блестит песок на солнце, и прозрачные здания подобны призракам. (......       ) А) последовательность событий ; Б) одновременность;         В) противопоставление; Г) чередование;                 Д) взаимоисключение.
Синтаксический разбор предложения. В саду уже поселилась осень но листья березы оставались зелёными и живыми.   ( Пов., ........, ......., . ........, .. ......., состоит из ... простых, соединенных .............................. союзом со значением ................................ : 1 простое: .......................................................................; 2 простое: ......................................................................... .                                                                                                                                       ИТОГО
Контрольный тест.                    2 вариант
1.Сложное предложение.
Теоретический блок. Продолжите фразы: 1.1.Сложное предложение отличается от простого тем, что ............................................................ 1.2. Сложные союзные предложения делятся на ....группы: ……………………………………….. 1.3. Средствами связи частей СП являются: ...................................................................................... 1.4. Части СПП всегда ...................................................................
Практический блок. Расставьте знаки препинания. Определите вид П. 1.У Жуковского впервые мы встретим тоску поэта о невозможности выразить в слове то что чувствует и переживает человек. (..................) 2.Жуковский утверждает истинное счастье кроется в неизменных духовных и нравственных ценностях. (.........) 3. Описания природы в романтической поэзии находятся в связи с внутренним миром человека и они всегда окрашены эмоциональным восприятием поэта. (.........) 4. Впервые в русской литературе Жуковскому удалось раскрыть неповторимый внутренний мир личности передать тончайшие оттенки психологического состояния человека. (..............)  
Составьте предложения по схемам: 1. [ 1. ], но [ 2. ].  2. (Если), [ ].    3. Не то [ 1. ], не то [ 2. ]. 
2.Сложносочинённое предложение.
Теоретический блок.          Продолжите фразы: 2.1. Связь частей ССП передаётся с помощью ............................................................... союзов. 2.2. Средствами связи в ССП являются ................................................................................................ 2.3. Точка с запятой в ССП ставится, если ............................................................................................ 2.4 Сочинительные союзы А, .. . , ДА (=.....), ЗАТО,..........., называются .................................. 2.5.Запятая перед союзом «И» не ставится, если в ССП.................................................................
Практический блок. Расставьте знаки препинания. 1.Вечером похолодало и пошел снег. 2.То лил дождь то шёл снег. 3. Грохот и треск нёсся с окружных гор задымились лесные опушки раскинувшиеся на правом берегу реки. 4. Ещё напор и враг бежит. Какие значения передают ССП: 1.Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег. (......) 2. Становилось жарко, и я поспешил домой. (....) 3.Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал.(...) 4. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (....) А) последовательность событий ; Б) одновременность; В) противопоставление; Г) чередование; Д) взаимоисключение.
Синтаксический разбор предложения. На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья стоят голые.   ( Пов., ................................................................, с общим             ......................состоит из ... простых, соединённых .............................. ................союзом со значением .................. 1 простое: .......................................................................; 2 простое: .........................................................................

Памятка №4.

После прохождения темы «Сложноподчиненное предложение» необходимо:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Определение СПП. 1. Находить, строить СПП, употреблять в речи.
2. Строение СПП: - главное и придаточное; - средства связи (союзы и союзные слова); - указательные слова в главном П. 2. Находить главное и придаточное; определять и разграничивать средства связи, указательные слова; строить схемы.
3. Группы СПП по их значению (14 групп) см. таблицу 3. Определять группу СПП по значению, строить схему, расставлять знаки препинания, стоить предложения по заданной схеме.
4. СПП с несколькими придаточными: - последовательное подчинение; - параллельное подчинение; - однородное подчинение (соподчинение). 4. Находить СПП с несколькими придаточными, определять их структуру, строить схемы.
5. Знаки препинания в СПП: - запятая; - точка с запятой; - тире; - двоеточие. 5. Расставлять знаки препинания, графически объяснять пунктограммы.
1. Постановка знаков препинания: - при сложных подчинительных союзах; - на стыке двух союзов. 6. Расставлять знаки препинания, графически объяснять условия выбора, строить схемы предложений.
2. Порядок полного синтаксического разбора СПП с одним и несколькими придаточными. 7. Производить полный синтаксический разбор, комментировать постановку знаков препинания.

СПП - это предложение, части которого неравноправны и соединены с помощью подчинительных союзов или союзных слов.

Независимая часть СПП называется «главное предложение»; зависимая часть – «придаточное предложение».

Памятка №5. Знаки препинания в СПП:

Запятая Точка с запятой Тире
Исключение (не ставится): перед одиночными союзами и, да (и), или, либо: 1. Есть какая-либо общая часть: второстепенный член(слово, СС, обособленный второстепенный член, сравнительный оборот); вводные конструкции; частица; придаточное предложение; простое предложение, которое поясняется ССП-м ( ): ( ) и ( ). 2. В состав ССП входят: - вопросительные предложения, - восклицательные, - побудительные, - назывные, - безличные, имеющие синонимические слова в сказуемых. Части ССП имеют внутри себя запятые. Чаще ставится перед союзами но, однако, зато, да и. Крайне редко перед союзами и, да (и). 1) ( ) – и (неожиданное присоединение) ( ) – и (резкое противопоставление). Часто назывные. 2) В коротких конструкциях: Хотите свежих овощей – пожалуйста. 3) Для усиления оттенка неожиданности. Может стоять после сочин. союза (Очень хочется подойти к ним, но – боюсь).

                                                                           Союзные слова (относительные местоимения

Союзы 1. Иногда можно опустить. 2. Можно заменить другим союзом. 3. Нельзя поставить к нему вопрос. 4. Не являются членами предложения 5. (Не падает логическое ударение. и мест. наречия). 1. Нельзя опустить. 2. Можно заменить другим союзным словом или значащим словом. 3. Можно к нему задать вопрос. 4. Являются членами предложения. 5. Падает логическое ударение.  

Тренировочные упражнения.

«СПП с придаточными определительными».

Они жили в полутемной избе, в которой нечего было стеречь.

Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой.

С ним происходило нечто, что всех тревожило.

Пришел среди них один, кому мы были совсем не рады.

Не хотелось вспоминать о вчерашнем, когда все перессорились.

Это был и в самом деле дом, где разбиваются сердца.

Мы наконец познакомились с ее подругой, о которой так много слышали.

Ребята, чьи дома были поблизости, стали звать нас в гости.

Каждый умрет той смертью, которую придумает сам.

Он знал такие способы рассмешить компанию, которые никому не были ведомы.

С того дня, как он приехал, мы не расставались ни на час.

 Тот человек, который не чувствует душевной боли, обычно не верит в ее существование.

Сегодня тот же день, что был вчера.

 «СПП с придаточными местоимённо-определительными»

Кто любит, тот любим. Кто светел, тот и свят.

О том, что я видел, я мог бы говорить целый год.

Их тех, кто попадал туда, еще никто не возвращался назад.

Каждый, кто пробовал спорить, наживал там неприятности.

Она беспокоилась о каждом, кому даже не было до нее никакого дела.

Я у Бога вымолю прощенье и тебе, и всем, кого ты любишь.

Это всё, что останется после меня. Это всё, что возьму я с собой.

Люди не всегда бывают тем, чем они кажутся.

«СПП с придаточными изъяснительными».

Никто не знает, зачем они здесь.

Он способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон.

Право, жаль, что он так дурно воспитан.

Я утром должен быть уверен, что с Вами днем увижусь я.

Понимание, что нужно менять что-то в себе, пришло к нему позже.

Не знаешь ты, как сильно я люблю, не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…

Мне нравится, что Вы больны не мной; мне нравится, что я больна не Вами.

Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?

Он думает, не стал ли он жертвой интриг…

Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость.

Я слышал, что время стирает все.

Он спросил, не видел ли кто отца, но не дождался ответа.

Что он дурной человек, я не могу сказать…

Я надеюсь, Вы смотрите на короля…

Она попросила, чтобы он не уходил так рано.

Она спросила, не может ли он остаться до вечера с сыном.

- НУЖНО ОТЛИЧАТЬ СХОЖИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ – МЕТОИМЕННО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ.

Она любила того, кто той любви был недостоин. (придаточное относится к местоимению «того», которое употреблено в значении существительного, т.е. имеется в виду «того человека»)

Никто из них не скажет тебе того, что ты хочешь знать. (придаточное относится к глаголу со значение речи «скажет», а «того» – указательное слово).

 

Тест «СПП».

1.СПП называется такое СП, части которого...............................................................

2.Части СПП соединены при помощи....................................................................................

3.СПП имеет ... части, одна из которых называется.......................... , другая - .........................

4.Придаточная часть может находится .............................................................................

5.Подчиинительные союзы находятся в .........................................части и ...................

членами предложения.

6.Союзные слова ...................................................................членами предложения.

7.В главном предложении иногда употребляются ............................................................., которые указывают на то, что имеется ...............................................

8.По значению и строению СПП делятся на .....основные группы:

9.Придаточные определительные .отвечают на вопросы .......................................... и поясняют.................................... в главной части.

10.Придаточные местоименно-определительные отвечают на вопросы ...................................... и поясняют .................................................. в главной части.

11. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы ..................................................... и поясняют .......................................................... в главной части.

12. Главное предложение обозначается в схеме ........................, придаточное предложение обозначается в схеме …………………..

Самостоятельная работа.

Задание. Списать предложения.

Обозначить грамматическую основу.

Выделить главную и придаточную части.

Поставить смысловой вопрос.

Определить вид придаточного.

1 вариант

1. Мысль о том что он натворил не давала ему покоя.

2. Я замечал что странствующие певцы акробаты даже фокусники любят называть себя

     артистами.

3. Мальчик осторожно прошёл между камнями где мелькали змеи.

4. Было слышно как шуршит в кустах дождь.

5. Я приказал ехать на незнакомый предмет который тотчас и стал подвигаться нам

     навстречу.

6. Дрожащим голосом объявила она что ей ужинать не хочется и стала прощаться с отцом

     и матерью.

7. К серебристым ковылям что росли на пойменном лугу он относился снисходительно.

8. Но маленький хитрый человек знал что от одного его малейшего прикосновения собака

     с визгом радости бросится на него и утопит.

9. Что думала Травка глядя на маленького человечка в елани можно легко догадаться.

10. Они рассказали нам во всех подробностях обо всём что с ними случилось в Блудовом

     болоте.

 

2 вариант

1. За избой далеко расстилалась ровная серая от лунного света степь куда и уносилась взмыленная тройка.

2. В эти дни произошли события которые до дна перевернули всю деревню.

3. По линии где ночью светились огни копошились только что проснувшиеся рабочие.

4. В тех слезах которые исторгались после подобных случаев можно было бы с пользой выкупаться.

5. Но не все могли поверить что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка.

6. И было непонятно как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег.

7. Ворона застала Пашку как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели.

8. Маше было любопытно посмотреть как ворона протискивается в форточку

9. Особенная тишина какой никогда не бывает в городе не давала спать.

10. Настя заметив что брат начинает сердиться вдруг улыбнулась и погладила его по затылку.

Тест.

Задание 1. Укажите неверное утверждение.

1.В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

2. Придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных слов.

3. В СПП придаточное стоит только после главной части.

4. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

Задание 2.Расставьте знаки препинания. Союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Позови своих воевод да спроси их что они скажут.

2. Молодость и здоровье ценят тогда когда они уходят.

3. Вчера я шёл по зале освещённой где так давно встречались мы с тобой.

4. Я считаю что лес – прекрасное выражение силы природы.

5. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного предложения.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.