Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2023-02-07 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Между частями ССП запятая не ставится, если есть:
Правило | Пример | |
1 | Общий второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение). Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. | общий второстеп.член Вскоре после восхода [ 1. = –] и [ 2. = –]. У него [осунулось лицо] и [отяжелели веки]. |
2 | Общее вводное слово. Словом, [время уже истекло] и [пора уходить]. | общ.вв.сл. Словом, [ 1. – = ] и [ 2. – = ]. |
3 | Общий обособленный член предложения. | обособленное дополнение Вопреки предсказаниям синоптиков, [небо уже прояснилось] и [дождь перестал]. |
4 | Общее придаточное предложение. | общ. придат. (Когда взошло солнце), [трава высохла] и [поднялась пыль]. |
5 | Общая частица. | общая частица Пусть [светит солнце] и [птицы поют]! |
6 | Два вопросительных, восклицательных, назывных П. | Кто приходил и когда это случилось? Как прекрасно утро и удивительно свеж воздух! |
Примечание: общий элемент выносится в схемах за границы предложений. Но: в ССП, соединенном повторяющимся союзом: Общ.второст.член В такую погоду и [волк не рыщет], и [медведь не вылезает из берлоги]. В такую погоду и [ 1. – = ], и [ 2. – = ]. |
Тренировочный тест.
1.Только поздно вечером вернулись стрелки и все легли спать.
2. Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.
3.Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
4.По ночам подмораживало и звезды усеивали небо.
5.После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.
6.Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобою тень.
7.Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу.
8.Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидели спокойный огонь.
|
9.У нее слезы были на глазах и голос дрожал.
10.На севере в начале мая еще идет снег и деревья стоят голые.
Контрольный тест. 1 вариант |
1.Сложное предложение. |
Теоретический блок. Продолжите фразы: 1.1 Сложным называется предложение, которое.................................................................................. 1.2.Части СП связываются между собой .............................................................................................. 1.3.СП делятся на .....группы в зависимости от .................................................................................... 1.4.Части ССП всегда .............................................................. |
Практический блок. Расставьте знаки препинания. Определите вид П. 1.Жуковский стал первым русским художником который признал высокую ценность человеческой души. (..............) 2. Природа в стихотворениях Жуковского не живёт изолированной жизнью в ней поэт находит отзыв своим чувствам и переживаниям. (...........) 3. В поэзии Жуковского звучат не только мотивы тоски и томления вечной неудовлетворённости но и мотивы радости примирения с жизнью. (............) 4. Всё мрачное и фантастическое в балладе «Светлана» отнесено в область сна и сюжет получает неожиданно счастливую развязку. (........) |
Составьте предложения по схемам: 1. [ 1. ], и [ 2. ]. 2. (когда), [ ]. 3. То [ 1. ], то [ 2. ]. |
2.Сложносочинённое предложение. |
Теоретический блок. Продолжите фразы. 2.1. Связь частей ССП передаётся с помощью ................................................................................ 2.2.Между частями ССП можно поставить следующие знаки препинания: .................................... 2.3. Тире ставится, если ……………….......................................................................................... ……………………………………………………………………………………………………….. 2.4. Сочинительные союзы И, ДА ( = ....), НИ-НИ, ТАКЖЕ, ...........,, НЕ ТОЛЬКО – НО И,, ...... называются ................................................. 2.5.Запятая перед союзом «И» не ставится, если в ССП ................................................................ |
Практический блок. Расставьте знаки препинания. 1. Цвела черёмуха и было холодно. 2. Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. 3.Она глядит и сердце в ней забилось чаще. 4.Рано утром пришла машина и мы уехали. Какие значения передают ССП: 1.То слишком морозит, то моросит дождь. (...... ) 2.Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. (...... ) 3.Никнет трава от жалости, а дерево с тоскою к земле приклонилось. (.... .) 4. Блестит песок на солнце, и прозрачные здания подобны призракам. (...... ) А) последовательность событий ; Б) одновременность; В) противопоставление; Г) чередование; Д) взаимоисключение. |
Синтаксический разбор предложения. В саду уже поселилась осень но листья березы оставались зелёными и живыми. ( Пов., ........, ......., . ........, .. ......., состоит из ... простых, соединенных .............................. союзом со значением ................................ : 1 простое: .......................................................................; 2 простое: ......................................................................... . ИТОГО |
Контрольный тест. 2 вариант |
1.Сложное предложение. |
Теоретический блок. Продолжите фразы: 1.1.Сложное предложение отличается от простого тем, что ............................................................ 1.2. Сложные союзные предложения делятся на ....группы: ……………………………………….. 1.3. Средствами связи частей СП являются: ...................................................................................... 1.4. Части СПП всегда ................................................................... |
Практический блок. Расставьте знаки препинания. Определите вид П. 1.У Жуковского впервые мы встретим тоску поэта о невозможности выразить в слове то что чувствует и переживает человек. (..................) 2.Жуковский утверждает истинное счастье кроется в неизменных духовных и нравственных ценностях. (.........) 3. Описания природы в романтической поэзии находятся в связи с внутренним миром человека и они всегда окрашены эмоциональным восприятием поэта. (.........) 4. Впервые в русской литературе Жуковскому удалось раскрыть неповторимый внутренний мир личности передать тончайшие оттенки психологического состояния человека. (..............) |
Составьте предложения по схемам: 1. [ 1. ], но [ 2. ]. 2. (Если), [ ]. 3. Не то [ 1. ], не то [ 2. ]. |
2.Сложносочинённое предложение. |
Теоретический блок. Продолжите фразы: 2.1. Связь частей ССП передаётся с помощью ............................................................... союзов. 2.2. Средствами связи в ССП являются ................................................................................................ 2.3. Точка с запятой в ССП ставится, если ............................................................................................ 2.4 Сочинительные союзы А, .. . , ДА (=.....), ЗАТО,..........., называются .................................. 2.5.Запятая перед союзом «И» не ставится, если в ССП................................................................. |
Практический блок. Расставьте знаки препинания. 1.Вечером похолодало и пошел снег. 2.То лил дождь то шёл снег. 3. Грохот и треск нёсся с окружных гор задымились лесные опушки раскинувшиеся на правом берегу реки. 4. Ещё напор и враг бежит. Какие значения передают ССП: 1.Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег. (......) 2. Становилось жарко, и я поспешил домой. (....) 3.Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал.(...) 4. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (....) А) последовательность событий ; Б) одновременность; В) противопоставление; Г) чередование; Д) взаимоисключение. |
Синтаксический разбор предложения. На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья стоят голые. ( Пов., ................................................................, с общим ......................состоит из ... простых, соединённых .............................. ................союзом со значением .................. 1 простое: .......................................................................; 2 простое: ......................................................................... |
Памятка №4.
|
|
После прохождения темы «Сложноподчиненное предложение» необходимо:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1. Определение СПП. | 1. Находить, строить СПП, употреблять в речи. |
2. Строение СПП: - главное и придаточное; - средства связи (союзы и союзные слова); - указательные слова в главном П. | 2. Находить главное и придаточное; определять и разграничивать средства связи, указательные слова; строить схемы. |
3. Группы СПП по их значению (14 групп) см. таблицу | 3. Определять группу СПП по значению, строить схему, расставлять знаки препинания, стоить предложения по заданной схеме. |
4. СПП с несколькими придаточными: - последовательное подчинение; - параллельное подчинение; - однородное подчинение (соподчинение). | 4. Находить СПП с несколькими придаточными, определять их структуру, строить схемы. |
5. Знаки препинания в СПП: - запятая; - точка с запятой; - тире; - двоеточие. | 5. Расставлять знаки препинания, графически объяснять пунктограммы. |
1. Постановка знаков препинания: - при сложных подчинительных союзах; - на стыке двух союзов. | 6. Расставлять знаки препинания, графически объяснять условия выбора, строить схемы предложений. |
2. Порядок полного синтаксического разбора СПП с одним и несколькими придаточными. | 7. Производить полный синтаксический разбор, комментировать постановку знаков препинания. |
СПП - это предложение, части которого неравноправны и соединены с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
|
Независимая часть СПП называется «главное предложение»; зависимая часть – «придаточное предложение».
Памятка №5. Знаки препинания в СПП:
Запятая | Точка с запятой | Тире |
Исключение (не ставится): перед одиночными союзами и, да (и), или, либо: 1. Есть какая-либо общая часть: второстепенный член(слово, СС, обособленный второстепенный член, сравнительный оборот); вводные конструкции; частица; придаточное предложение; простое предложение, которое поясняется ССП-м ( ): ( ) и ( ). 2. В состав ССП входят: - вопросительные предложения, - восклицательные, - побудительные, - назывные, - безличные, имеющие синонимические слова в сказуемых. | Части ССП имеют внутри себя запятые. Чаще ставится перед союзами но, однако, зато, да и. Крайне редко перед союзами и, да (и). | 1) ( ) – и (неожиданное присоединение) ( ) – и (резкое противопоставление). Часто назывные. 2) В коротких конструкциях: Хотите свежих овощей – пожалуйста. 3) Для усиления оттенка неожиданности. Может стоять после сочин. союза (Очень хочется подойти к ним, но – боюсь). |
Союзные слова (относительные местоимения
Союзы 1. Иногда можно опустить. 2. Можно заменить другим союзом. 3. Нельзя поставить к нему вопрос. 4. Не являются членами предложения 5. (Не падает логическое ударение. | и мест. наречия). 1. Нельзя опустить. 2. Можно заменить другим союзным словом или значащим словом. 3. Можно к нему задать вопрос. 4. Являются членами предложения. 5. Падает логическое ударение. |
Тренировочные упражнения.
«СПП с придаточными определительными».
Они жили в полутемной избе, в которой нечего было стеречь.
Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой.
|
С ним происходило нечто, что всех тревожило.
Пришел среди них один, кому мы были совсем не рады.
Не хотелось вспоминать о вчерашнем, когда все перессорились.
Это был и в самом деле дом, где разбиваются сердца.
Мы наконец познакомились с ее подругой, о которой так много слышали.
Ребята, чьи дома были поблизости, стали звать нас в гости.
Каждый умрет той смертью, которую придумает сам.
Он знал такие способы рассмешить компанию, которые никому не были ведомы.
С того дня, как он приехал, мы не расставались ни на час.
Тот человек, который не чувствует душевной боли, обычно не верит в ее существование.
Сегодня тот же день, что был вчера.
«СПП с придаточными местоимённо-определительными»
Кто любит, тот любим. Кто светел, тот и свят.
О том, что я видел, я мог бы говорить целый год.
Их тех, кто попадал туда, еще никто не возвращался назад.
Каждый, кто пробовал спорить, наживал там неприятности.
Она беспокоилась о каждом, кому даже не было до нее никакого дела.
Я у Бога вымолю прощенье и тебе, и всем, кого ты любишь.
Это всё, что останется после меня. Это всё, что возьму я с собой.
Люди не всегда бывают тем, чем они кажутся.
«СПП с придаточными изъяснительными».
Никто не знает, зачем они здесь.
Он способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон.
Право, жаль, что он так дурно воспитан.
Я утром должен быть уверен, что с Вами днем увижусь я.
Понимание, что нужно менять что-то в себе, пришло к нему позже.
Не знаешь ты, как сильно я люблю, не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…
Мне нравится, что Вы больны не мной; мне нравится, что я больна не Вами.
Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?
Он думает, не стал ли он жертвой интриг…
Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость.
Я слышал, что время стирает все.
Он спросил, не видел ли кто отца, но не дождался ответа.
Что он дурной человек, я не могу сказать…
Я надеюсь, Вы смотрите на короля…
Она попросила, чтобы он не уходил так рано.
Она спросила, не может ли он остаться до вечера с сыном.
- НУЖНО ОТЛИЧАТЬ СХОЖИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ – МЕТОИМЕННО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ.
Она любила того, кто той любви был недостоин. (придаточное относится к местоимению «того», которое употреблено в значении существительного, т.е. имеется в виду «того человека»)
Никто из них не скажет тебе того, что ты хочешь знать. (придаточное относится к глаголу со значение речи «скажет», а «того» – указательное слово).
Тест «СПП».
1.СПП называется такое СП, части которого...............................................................
2.Части СПП соединены при помощи....................................................................................
3.СПП имеет ... части, одна из которых называется.......................... , другая - .........................
4.Придаточная часть может находится .............................................................................
5.Подчиинительные союзы находятся в .........................................части и ...................
членами предложения.
6.Союзные слова ...................................................................членами предложения.
7.В главном предложении иногда употребляются ............................................................., которые указывают на то, что имеется ...............................................
8.По значению и строению СПП делятся на .....основные группы:
9.Придаточные определительные .отвечают на вопросы .......................................... и поясняют.................................... в главной части.
10.Придаточные местоименно-определительные отвечают на вопросы ...................................... и поясняют .................................................. в главной части.
11. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы ..................................................... и поясняют .......................................................... в главной части.
12. Главное предложение обозначается в схеме ........................, придаточное предложение обозначается в схеме …………………..
Самостоятельная работа.
Задание. Списать предложения.
Обозначить грамматическую основу.
Выделить главную и придаточную части.
Поставить смысловой вопрос.
Определить вид придаточного.
1 вариант
1. Мысль о том что он натворил не давала ему покоя.
2. Я замечал что странствующие певцы акробаты даже фокусники любят называть себя
артистами.
3. Мальчик осторожно прошёл между камнями где мелькали змеи.
4. Было слышно как шуршит в кустах дождь.
5. Я приказал ехать на незнакомый предмет который тотчас и стал подвигаться нам
навстречу.
6. Дрожащим голосом объявила она что ей ужинать не хочется и стала прощаться с отцом
и матерью.
7. К серебристым ковылям что росли на пойменном лугу он относился снисходительно.
8. Но маленький хитрый человек знал что от одного его малейшего прикосновения собака
с визгом радости бросится на него и утопит.
9. Что думала Травка глядя на маленького человечка в елани можно легко догадаться.
10. Они рассказали нам во всех подробностях обо всём что с ними случилось в Блудовом
болоте.
2 вариант
1. За избой далеко расстилалась ровная серая от лунного света степь куда и уносилась взмыленная тройка.
2. В эти дни произошли события которые до дна перевернули всю деревню.
3. По линии где ночью светились огни копошились только что проснувшиеся рабочие.
4. В тех слезах которые исторгались после подобных случаев можно было бы с пользой выкупаться.
5. Но не все могли поверить что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка.
6. И было непонятно как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег.
7. Ворона застала Пашку как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели.
8. Маше было любопытно посмотреть как ворона протискивается в форточку
9. Особенная тишина какой никогда не бывает в городе не давала спать.
10. Настя заметив что брат начинает сердиться вдруг улыбнулась и погладила его по затылку.
Тест.
Задание 1. Укажите неверное утверждение.
1.В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
2. Придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных слов.
3. В СПП придаточное стоит только после главной части.
4. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Задание 2.Расставьте знаки препинания. Союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.
1. Позови своих воевод да спроси их что они скажут.
2. Молодость и здоровье ценят тогда когда они уходят.
3. Вчера я шёл по зале освещённой где так давно встречались мы с тобой.
4. Я считаю что лес – прекрасное выражение силы природы.
5. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного предложения.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!