Анализ и сопоставление методов патинирования гипсовой скульптуры под бронзу. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Анализ и сопоставление методов патинирования гипсовой скульптуры под бронзу.

2023-02-03 78
Анализ и сопоставление методов патинирования гипсовой скульптуры под бронзу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перед тем, как появится бронзовый памятник, скульптору и архитектору, как правило, предстоит создать эскиз и модель памятника. Этот эскиз и эта модель создаются из гипса. Гипс, будучи белым материалом, не позволяет создателю в полной мере выразить свою идею, особенно если памятник планируется отлить из бронзы. Для этого скульптор прибегает к патинированию скульптуры под бронзу.

Кроме патинирования под бронзу, гипс также патинируют под чугун, терракоту и другие твёрдые материалы.

С давних времён скульптуру из гипса, как правило, так и разделяли: на белую скульптуру (гипс без тонировки), на терракоту и бронзу. В документах академии художеств имеется перечень отливов из гипса, предназначенных к продаже: «белые в глянце», под терракоту и «медного вида»[11].

У всех методов тонирования гипсовой скульптуры одна единая последовательность. Гипс, будучи материалом пористым, легко впитывает в себя все жидкообразные вещества. Если без предварительной подготовки нанести на него краску, то он впитает в себя сиккатив и масла (в случае, если это масляные краски) и на поверхности останется лишь краситель, который впоследствии быстро осыплется и держаться не будет.

Один из простейших методов тонирования под бронзу в Петербурге первоначально использовался в Академии художеств. Сначала скульптуру пропитывали олифой, а затем растворённым в спирте красным сургучом. Однако позднее красный сургуч заменили масляными красками. В одно время, как описывают Н. Молева и Э. Белюсьин в книге «Педагогическая система Академии художеств в XVII в.», в качестве материала для пропитки использовали мездровый клей, но со временем решено было от него отказаться.

Интересный метод использовался для имитации золотистой бронзы. Для этого, после покрытия скульптуры олифой, гипс тонировали масляной краской «охра золотистая» и бронзовым порошком.

Нижеописанная методика, которая берет своё начало с середины 1960-х годов, и по сегодняшний день используется скульпторами и художниками-реставраторами при патинировании скульптуры или же при восполнении ее утрат.

Гипс пропитывают олифой или спиртово-шеллачным лаком (номер 7, политурный). Эта пропитка позволяет в последующем равномерно нанести слои тонировки. Ещё одна положительная сторона пропитки – то, что поверхность гипса делается прочнее. После первого нанесения олифы или лака на поверхность гипса (для нанесения хорошо использовать широкую кисть или флейц), не позволяющего отвердеть материалу, нужно нанести второй и третий раз до максимального насыщения поверхности гипса.[12]

Если выбран шеллаковый лак как пропиточный материал, то в первых слоях лак рекомендуется разбавить спиртом до почти прозрачного состояния и с каждым слоем концентрацию лака увеличивать, а спирта – уменьшать. В случае, если в качестве пропиточного материала выбрана олифа, то следует прогреть её и скульптуру перед нанесением, это позволит олифе глубже войти в поры.

После этого наступает процесс тонирования гипсовой скульптуры под бронзу, которое делится на два вида. Первый вид — это тонировка под тёмную бронзу. Для этого используют следующие краски: охру светлую и золотистую, умбру натуральную, сиену натуральная, сажу газовую и капут-мортуум. Второй вид – тонировка под светлую бронзу, для этого подходит умбра натуральная, сиена натуральная, сажа газовая, охра светлая или золотистая, окись хрома или кобальт зелёный, белила свинцовые или цинковые[13].

Бройдо предлагает иное универсальное цветовое решение тонирования под бронзу. Он делит этот процесс на два этапа. Первый – тонирование в коричневые оттенки. Для этого он рекомендует использовать масляные краски следующих цветов: охра, сиена натуральная, сажа. Как разбавитель использовать скипидар, а ускоритель – сиккатив. Для второго этапа «зеленовато-коричневый тон» он советует использовать охру, сиену натуральную, сажевую, зеленую масляную краску. В качестве разбавителя – скипидар, как ускоритель – сиккатив[14].

В качестве разбавителя масляных красок так же используют олифу, лак (акрилатный, ретушный, дамарный), тройник.

Изучение, сопоставление и анализ методик Н. Молева и Э. Белютина, Д. Бройдо, Н. В. Одноралова и О. Я. Яхонта выводят на следующую поэтапную методику нанесения тонированного слоя. Тонирование ведется в три слоя, основным различием между которыми является то, что первый слой должен быть светлее, чем два последующих. После высыхания каждого слоя, прежде чем нанести следующий, поверхность предыдущего необходимо обработать, чтобы обеспечить лучшую адгезию и избежать расслаивания. Сначала производится обработка слоя мелкозернистой наждачной бумагой, а затем необходимо протереть поверхность ацетоном или «ретушным» лаком.

Второй слой должен обладать более густой консистенцией. Для загущения раствора в него добавляют бронзовый порошок.

Третий слой разбавляют скипидаром или пененом (в последующем их использование придает поверхности матовость), в котором предварительно растворяют пчелиный воск (на 500г растворителя – 35-40г. пчелиного воска). Этот слой с довольно жидкой консистенцией наносится на выступающие детали скульптуры и густой – в углублениях.

Перед наступлением стадии окончательного высыхания излишки третьего слоя слегка удаляются на выступающих деталях (в некоторых местах возможно полное удаление до проявления второго слоя). Протирка стоит проводить аккуратно, выявляя лишь отдельные островки бронзового слоя (второго слоя). Для протирки используются мягкие ткани, такие как фланель.

Заключительным этапом является обработка тальком (местами с добавлением окиси хрома) в местах углублений. Это позволит уменьшить зелень и убрать глянец от масла. Для усиления эффекта бронзы выступающие места, как правило, затирают, как у бронзовых скульптур (нос, подбородок, края ушей), протираются порошком графита с добавлением бронзового порошка.

За последние пятьдесят лет методика по тонированию гипсовой скульптуры не претерпела значительных изменений. Как можно увидеть, изменения коснулись лишь подбора цветовых и колористических решений.

В наше время появилось множество материалов, способных более щадящим методом пропитывать гипсовую скульптуру под последующую тонировку. Тенденции современной реставрации предполагают под собой подбор материалов, обладающих максимальной степенью обратимости.

Как мы знаем, олифа (от греч. – мазь, масло) является плёнкообразующим веществом на основе растительного масла, подвергнутого термической обработке, либо алкидной смолы. Этот материал по своему составу не является обратимым, а в случае удаления оставляет на поверхности гипса жировой слой. В промышленности, связанной с изготовлением изделий из древесины, уже в XX веке отказались от использования олифы и заменили её другими материалами для пропитки, которые по своим техническим характеристикам по многим параметрам превосходят олифу.

Шеллачный лак как материал, применяемый в области реставрации гипсовой скульптуры, намного превосходит олифу по многим параметрам, в том числе по степени обратимости материала. Однако он является органическим веществом, а именно природной смолой, экстретируемой червецами, которые живут в странах Индии и Центральной Америки. Это значит, что он обладает частичной степенью гидрофобизации и в случае повышенной влажности существует большая вероятность появления на нём колонии микроорганизмов, как и в случае с олифой. Помимо этого, как показала реставрационная практика, шеллаковый лак является частично обратимым материалом на поверхности гипсовой скульптуры.

Если рассматривать материалы, способные их заменить, то хочется привести пример из собственной практики. Современный материал, способный превзойти олифу и шеллаковый лак в реставрации по многим параметрам, в особенности по степени его обратимости, это акриловый лак. Акрилаты состоят из сложных эфиров акриловой кислоты и её соли. Акрилаты легче воды, слабо растворяются в ней[15]. Это говорит о высокой степени их обратимости.

Конечно, сферы применения акрилата очень широки. Но в случае с пропиточными материалами, наиболее подходящим является акриловый лак.

На сегодняшний день мировой рынок предлагает множество различных видов этого вида лака. Для выбора наиболее подходящего было решено провести опыты и сопоставить акриловые матовые бесцветные лаки известных мировых брендов. Лучший лак выбирался по таким критериям, как степень прочности и пропитки, а также обратимость в последующем. Важным критерием была степень его прозрачности и матовости. Для этого были созданы гипсовые образцы, на которых испытывались лаки (рис. ). Были рассмотрены следующие лаки: NOVAKRYL 2+1 HS, Motip,TIKKYRILAPaneeli-Assa, NOVAKRYL 580, LOBADUR® WS 2K Duo. Среди них лучшие показатели были выявлены у лака под названием «Paneeli-Assa» фирмы «TIKKYRILA». На решение выбирать именно из акриловых лаков повлияло то, что они относятся к легко удаляемым материалам, не наносящим вреда поверхности скульптуры.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.