Тема: Струнные смычковые инструменты — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема: Струнные смычковые инструменты

2023-01-16 22
Тема: Струнные смычковые инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
  • Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

  • Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
  • А. Дворжак. Мелодия (слушание).
  • Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
  • Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Струнные смычковые инструменты

Запись на доске:

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СКРИПКА*АЛЬТ*ВИОЛОНЧЕЛЬ*КОНТРАБАС
  1. Работа по теме урока.
  • Беседа

«Выразительные возможности скрипки, альта, виолончели и контрабаса».

  • Знать:

-Струнные смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, что общего у этих инструментов и чем они отличаются между собой;

-Виртуозная техника – сложная техника;

-Ансамбль – по-французски «вместе»

  • Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Почему Н.Римский-Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полета шмеля? Можно ли было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?

Как вы считаете, почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе? Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «вальсе» Е.Доги?).

 

Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:

  1. Первые скрипки
  2. Вторые скрипки
  3. Альты
  4. Виолончели
  5. Контрабасы.

Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Источник звука у всех инструментов — струны, звукоизвлечение производится смычком (arco) или пальцами (pizzicato)

Скри́пка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Альт (англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько бо́льших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Контраба́с (итал. contrabasso или basso, фр. contrebasse, нем. Kontrabass, англ. double bass) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.

  • Что общего у этих инструментов? Чем они между собой отличаются?
  • Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
  • Почему Римский-Корсаков выбрал тембр для передачи полёта шмеля? Можно было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?
  • А. Дворжак. Мелодия (слушание).
  • Почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе?
  • Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
  • Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «Вальсе» Е. Доги?

Вокально-хоровая работа.

  • Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение). Разучить песню, исполнять в умеренном темпе, с воодушевлением.
  1. Итог урока.

Сегодня мы говорили о струнных смычковых инструментах, о красоте их звучания в музыкальных произведениях.

  1. Домашнее задание.

Стр.78-79 р/т.

-Сравнить мелодии песен «Музыкант» и «Скрипка». Что их объединяет и в чем их отличие?

-Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль.

-Обвести цветным карандашом группу струнных инструментов. Написать названия этих инструментов.

-Произвести записи в рабочей тетради.

 

 

Урок 29 – 30


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.