Тема: Русский национальный герой Иван Сусанин — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема: Русский национальный герой Иван Сусанин

2023-01-16 23
Тема: Русский национальный герой Иван Сусанин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
  • Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

  • М. Глинка. Ария Ивана Сусанина. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).
  • М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).

Дополнительный материал:

Портрет композитора М. Глинки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Русский национальный герой Иван Сусанин

  1. Работа по теме урока.

 

В начале XVIII века польские войска захватили столицу России Москву. Главной целью врага было убить молодого русского царя Михаила Романова и посадить на престол польского царевича Владислава.

Узнав о том, что царь Михаил Фёдорович скрывается в Костромской губернии, поляки направили туда военный отряд.

Недалеко от места, где находился русский царь, враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнино. Угрожая смертью, они потребовали указать место, где скрывался царь Михаил.

Как верный сын русского отечества, Сусанин решает скорее умереть, чем предательством спасти свою жизнь. Он ведёт поляков в непроходимую лесную глушь.

  • М. Глинка. Ария Ивана Сусанина. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

 

  • ИВАН СУСАНИН

    Зимою морозной шла шайка людей,
    Шла шайка людей и не знала путей.
    Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза,
    Лишь снег под ногами хрустит от мороза.
    «Куда ты завел нас? Неведома даль!»
    - Веду, куда знаю! - Сусанин сказал. -
    Предателя, мнили, во мне вы нашли.
    Их нет и не будет на русской земли!
    «Злодей! - закричали враги, закипев. -
    Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
    Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
    И радостно гибнет за правое дело!»






    Иван Сусанин


    Кондратий Рылеев

    «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
    Сусанину с сердцем вскричали враги. —
    Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
    Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
    Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
    Но тем Михаила тебе не спасти!

    Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
    Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
    Веди ж нас, — так будет тебе за труды;
    Иль бойся: не долго у нас до беды!
    Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...
    Но что там чернеет в долине за елью?»

    «Деревня! — сарматам в ответ мужичок. —
    Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
    За мною! в ворота! — избушечка эта
    Во всякое время для гостя нагрета.
    Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!..
    Какая же, братцы, чертовская даль!

    Такой я проклятой не видывал ночи,
    Слепились от снегу соколии очи...
    Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой! —
    Вошел, проворчал так сармат молодой. —
    Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
    Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

    Вот скатерть простая на стол постлана;
    Поставлено пиво и кружка вина,
    И русская каша и щи пред гостями,
    И хлеб перед каждым большими ломтями.
    В окончины ветер, бушуя, стучит;
    Уныло и с треском лучина горит.

    Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
    Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
    Все в дымной избушке вкушают покой;
    Один, настороже, Сусанин седой
    Вполголоса молит в углу у иконы
    Царю молодому святой обороны!..

    Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
    Сусанин поднялся и в двери тайком...
    «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
    Куда ты уходишь ненастной порою?
    За полночь... а ветер еще не затих;
    Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

    «Приводит сам бог тебя к этому дому,
    Мой сын, поспешай же к царю молодому,
    Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
    Что гордые ляхи по злобе своей,
    Его потаенно убить замышляют
    И новой бедою Москве угрожают!

    Скажи, что Сусанин спасает царя,
    Любовью к отчизне и вере горя.
    Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
    И что уж убийцы со мной на ночлеге».
    «Но что ты затеял? подумай, родной!
    Убьют тебя ляхи... Что будет со мной?

    И с юной сестрою и с матерью хилой?» —
    «Творец защитит вас святой своей силой.
    Не даст он погибнуть, родимые, вам:
    Покров и помощник он всем сиротам.
    Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
    И помни: я гибну за русское племя!»

    Рыдая, на лошадь Сусанин младой
    Вскочил и помчался свистящей стрелой.
    Луна между тем совершила полкруга;
    Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
    На небе восточном зарделась заря.
    Проснулись сарматы — злодеи царя.

    «Сусанин! — вскричали,— что молишься богу?
    Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
    Оставив деревню шумящей толпой,
    В лес темный вступают окольной тропой.
    Сусанин ведет их... Вот утро настало,
    И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

    То скроется быстро, то ярко блеснет,
    То тускло засветит, то вновь пропадет.
    Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
    Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
    Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
    И дятел дуплистую иву долбит.

    Друг за другом идут в молчанье сарматы;
    Все дале и дале седой их вожатый.
    Уж солнце высоко сияет с небес -
    Все глуше и диче становится лес!
    И, вдруг пропадает тропинка пред ними:
    И сосны, и ели, ветвями густыми

    Склонившись угрюмо до самой земли,
    Дебристую стену из сучьев сплели.
    Вотще настороже тревожное ухо:
    Все в том захолустье и мертво и глухо...
    «Куда ты завел нac?» — лях старый вскричал.
    «Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —

    Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
    Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
    Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на Русской земли!
    В ней каждый отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит».

    «Злодей! — закричали враги, закипев, —
    Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
    Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
    И радостно гибнет за правое дело!
    Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
    Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

    «Умри же! — сарматы герою вскричали,
    И сабли над старцем, свистя, засверкали! —
    Погибни, предатель! Конец твой настал!»
    И твердый Сусанин весь в язвах упал!
    Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
    Она для России спасла Михаила!

    1822
  • Можно ли считать Ивана Сусанина русским национальным героем? Почему? Объясните свой ответ.
  • М. Глинка. Ария Ивана Сусанина. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).
  • Черты какого произведения искусства воплощаются в арии – лирического, драматического, эпического?
  • Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).
  • Почему оперу М. глинки завершает торжественный хор «Славься»? Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

 

Вокально-хоровая работа.

  • М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).
  1. Итог урока.

Сегодня вы узнали о русском национальном герое Иване Сусанине. О великом подвиге русского человека.

  1. Домашнее задание.

Узнать о празднике Масленице у своих родителей.

 

 

Урок 22

Тема: Прощай, Масленица!

Цели урока:

  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
  • Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

  • Н.А. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» Из оперы «Снегурочка» (слушание).
  • Н.А. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжина. Проводы Зимы (пение).
  • Перед весной. Русская народная песня, обработка В. Попова (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Работа по теме урока.

Всех сегодня поздравляем

С Масленицей нынче мы!
Приходите, будут к чаю

Наши русские блины!

Масленица – один из самых радостных и светлых народных праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Обычай празднования Масленицы ведёт своё начало с древнейших времён. В Западной Европе этот обычай трансформировался в ежегодный традиционный карнавал, в России — в Масленицу. И карнавал, и Масленица шли в течение недели. В России она называлась «масленичная» или «сырная» неделя и заканчивалась в воскресенье - последний день перед Великим постом. Западные карнавальные традиции переплелись на Руси с древнеславянским языческим праздником Солнца, праздником проводов зимы и встречи весны. Этот праздник связан с играми, забавами, розыгрышами, демонстрацией своей удали, острыми шутками...

Семь дней гуляет Масленица. Широта разгула, свойственная русскому человеку, в эти дни достигает своей вершины. Недаром народ величал этот праздник: «Честная, весёлая, разгульная Масленица, широкая боярыня».

 

С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.