Торгашина Клавдия Николаевна — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Торгашина Клавдия Николаевна

2023-02-03 49
Торгашина Клавдия Николаевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хамидуллин Рустам,

7 класс, МБОУ «СОШ№9».

Руководитель: Фоминых Татьяна Александровна.

 

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием в истории нашего народа. Мы много знаем о подвигах советских солдат, как вся страна в едином порыве сложила стальной кулак в противовес фашистским захватчикам. Но только ли солдат ковал Победу? Кто остался за него на заводах, колхозных полях, лесопилках? Война легла на еще не окрепшие плечи детей и подростков, калеча их детство и юность. Они, как и взрослые, боялись, страдали, трудились до изнеможения, верили и выживали! Мы ещё можем услышать их голос, увидеть в живых глазах эмоции, которые хранит память детей войны на протяжении уже более 70 лет.

 Сегодня я беседую с удивительным человеком, ветераном труда, Торгашиной Клавдией Николаевной, которая родилась в 1928 году и в подростковом возрасте прочувствовала на себе, что такое война...

- Клавдия Николаевна, где проживала ваша семья в 1941 году?

Мы жили в деревне Турукта, Якутской области, Ленского района. Стояла она на реке Лена. 

- Помните ли Вы тот день, когда узнали о начале войны? Что вы почувствовали?

Конечно помню... (на глаза мгновенно наворачиваются слезы, голос дрожит) Такой ужас невозможно забыть! Мы слышали объявление по радио. Все были в ужасе и оцепенении. Потом были наборы солдат... Помню, сколько слез проливалась за эти годы. Всех мужчин забирали. Собирал людей баркас, который шел по Лене, а в нашей деревне даже не было пристани, и будущих солдат доставляли лодками на этот баркас. А жены и матери не могли спокойно на это смотреть. Все в слезах и с криками бежали по пояс в холодной воде вслед за баркасом...

Помню, что у соседей наших, Калашниковых, было 7 сыновей. Всех их забрали на фронт, и ни один, ни один не вернулся... А сосед наш, дядя Толя, вернулся с фронта. Правда, без одной ноги. В каждом доме свое горе.

- Кто из Вашей семьи ушел на фронт?

Тятю(так ласково называет моя собеседница своего отца, Николая Ивановича) не забрали, он был председателем колхоза, всё на нём держалось - остались в деревне только он, старики, женщины и подростки. А старший брат воевал, но уже на Дальнем Востоке, с Японией. Он, к счастью, вернулся, но получил контузию.

- В каком классе Вы учились, когда началась война?

Я тогда собиралась идти в 7 класс. Так и закончила всего 7 классов в своей деревне. А потом работала в колхозе, была правой рукой своего отца-председателя, помогала ему вести все отчётные документы. Еще проверяла семена на всхожесть: раскладывала по 100 штучек, и вот если 50 из них всходили, значит так и записывала, что всхожесть 50%

- Много ли детей работали в те годы в колхозе?

Конечно много! Самым младшим, которым по 5-6 лет, доставалась самая легкая работа - они сидели на лошади и правили ей. А кто чуть старше, шли за плугом. Также и на сенокосе, косили вручную. Труд был не механизирован. Мой отец сам сеял, ходил с мешком за спиной, семена разбрасывал, и так ровненько все всходило...И на жатве всё вручную делали, вязали снопы, устанавливали друг на друга. Дошколята ходили собирали каждый колосок, который упал, чтобы ни одно зернышко не пропало. Также трудились женщины и подростки на лесопилках, простой пилой валили огромные деревья.

Помню, как на дальний сенокос доставляла продукты, которые лежали в лодке и ее приходилось тащить против течения, пробираясь по каменистому берегу реки. А по этим местам даже лошади спокойно не могли ходить, чувствовали дикого зверя - фыркали, пускались бежать.

- А Вы одна, девочка - подросток, шли вдоль тайги. Страшно было?

Да некогда было даже задуматься! Надо было принести работникам еду. Мы и в школу ходили через лес, 2 км пешком, на лесопилку.

А в школьные каникулы дети сами заготавливали дрова для отопления школы. Старшеклассники пилили деревья, кололи, а младшие собирали мелкие сучья и складывали наколотые дрова в поленницы. Это было первоочередным делом, потом уже бежали помогать родителям на своих подворьях и на колхозных полях.

- Возникало ли у Вас желание самой пойти на фронт? Чувствовали ли злобу по отношению к захватчикам?

Не было времени размышлять над этим. Мы были так загружены, что по вечерам с ног валились... Хватало работы нам в своей деревне.

- Где еще пришлось Вам трудиться во время войны?

1943 году мой дядя Павел Ильич повез меня в город Токко, Олекминского района Якутской области, и там устроил работать на почту. Я быстро всему научилась за 3 месяца, принимала телеграммы, посылки, переводы. Всё проходило через нас: и письма на фронт, и долгожданные треугольники с фронта. К 17 годам я уже была заведующей почтовым отделением, у меня в подчинении было 5 человек. И со всем я справлялась. Даже родителям помогала, треть своего оклада отправляла им в деревню. У них ведь ещё маленькие дети были.

- Как жители помогали фронту?

Женщины собирали посылки на фронт не только родным, но и незнакомым бойцам. У нас бабушки пряли, а мы вязали тёплые носки, варежки со свободным большим и указательным пальцем, чтоб стрелять можно было. Сами мяли вручную кожу. Трудный был процесс. Из этой кожи потом сбрую делали для лошадей. Масло тоже отправляли. Дети сами доили коров, снимали сливки, сбивали масло и посылками отправляли на фронт. Овощи выращивали на своих огородах, солили и тоже отправляли бойцам.

- Приходилось ли Вам испытывать голод, нехватку одежды во время войны?

В деревне мы могли себя прокормить, выращивали свои овощи, картошку, рыбу ловили, даже на охоту ходили мальчишки. А вот в городе, в послевоенное время, когда я 1946 году поехала учиться в якутский техникум, там пришлось потерпеть. Жила я в общежитии и как-то украли у меня продуктовую карточку. Приходилось в столовой подрабатывать и кровь сдавать, чтоб только покормили. А после первого года учёбы вернулась в свою деревню - посмотрел на меня тятя:" Да ты вся прозрачная!" - и не отпустил доучиваться. Вот так война не дала мне в школе доучиться, и послевоенные голодные годы помешали в техникуме выучиться... А я до сих пор помню вкус супа и компота в столовой. В жизни ничего вкуснее не ела!

- Были ли моменты отчаянияв трудные годы войны?

Ждали только Победы! Были уверены, что победим! Нет у нас таких, чтобы сдавались!

- Помните ли Вы 9 мая 1945 года?

Конечно! Помню, вся деревня сбежалась! И радость, и слезы... У кого мужа убили, у кого брата, кто ждет еще, надеется, что вернутся родные. Объявили о победе - не знали мы что и делать, весь народ ликует! А якуты стали танцевать ёхор, национальный свой танец, большой круг такой собрали и вот так танцевали (Клавдия Николаевна встает и показывает, как именно исполняется этот танец)

Потом через несколько дней устроили празднование в честь Победы, организовали танцы. Я любила танцевать, всегда выходила первая, пока народу мало, чтобы покружиться вволю. А потом людей много собралось, уже тесно. А мы уже и натанцевались!

- Как сложилась ваша жизнь после окончания войны?

В1946г начинала учебу в техникуме, рассказала уже об этом. Потом вернулась в свою деревню, работала в детском саду. Позже предложили мне быть маслоприемщицей, объезжать дворы и с каждой коровы собирать масло. Сдавали мы его в магазин. В1948 году поехала в районный центр - Ленск, там работала тоже в маслоприемной организации счетоводом-кассиром; a в 49ом мою сестру позвали в Норильск и мы решили ехать вместе. Я закончила курсы бухгалтеров и 10 лет проработала в Норильске. А с 1959 года работала в Абакане на пимокатной фабрике, закончила в Красноярске курсы старших бухгалтеров и заняла соответствующую должность. Когда эту фабрику закрыли, перешла на швейную фабрику, где до 1982 года, до пенсии, уже работала. И после выхода на пенсию я трудилась, пока 68 лет мне не исполнилось.

Вырастила двоих дочерей и внуков. Сейчас у меня уже пять правнуков и одна правнучка. И с ними понянчилась, всех перед школой обучаю и писать, и считать. Учителя хвалят правнуков, спрашивают, кто же вас всему этому научил? А это пробабушка Клава научила!

- Что теперь вы чувствуете каждый год 9 мая?

Конечно для меня это самый значимый праздник! Также слезы смешиваются с радостью, не забудется такое никогда! Поздравляют меня каждый год, приходит открытка от Президента. Вот в этом году затерялась где-то... (расстроилась Клавдия Николаевна) В прошлом сама до почты ещё сбегала, но в этом почему-то не принесли.

- Остались ли какие-нибудь фотографии или вещи с времен войны?

 

 

 

 

 К сожалению, ничего не осталось. (Тем ценнее наша сегодняшняя беседа, ведь все хранится только в памяти) Десять лет назад всё сгорело в пожаре, даже медали мои за трудовую деятельность.

Остались вот только корочки от них. 

- Как Вы думаете, если бы не было войны, была бы Ваша юность более счастливой?

Конечно... Конечно! Никому не желаю такого испытать, что мы пережили!!!

- Спасибо Вам огромное за ответы, за ваш великий и трудный жизненный путь! От всего нашего поколения!

Цыплакова Нина Ивановна

Цыплакова Полина,

8 класс, МБОУ «СОШ №5».

Руководитель: Гильдебрандт В.А.

 

Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием 20 века, определившим судьбы многих народов. Всё меньше и меньше остается очевидцев величайшей трагедии. И мы, молодое поколение, не вправе забывать об уроках этой войны. Я решила взять интервью у своей бабушки Цыплаковой Нины Ивановны, которая родилась в1939 году и является ребёнком войны.

- Сколько тебе было лет, когда началась война?

Когда началась война, мне было всего лишь 2 года.

- Как и когда ваша семья узнала, что началась война?

О начале войны узнали 23 июня в 8 часов утра. Руководители села собрали всех жителей и оповестили о начале войны.

- Кто из родителей или других родственников воевал?

Сначала на войну ушел мой дядя Кобцев Василий Павлович, затем, мой отец, Кобцев Иван Павлович.

- С кем из родственников ты жила во время войны.

После ухода отца на войну я с сёстрами и мамой жили в нашем доме.

- Были ли у вас игрушки?

Игрушки были деревянные, мы их делали сами. Старшие сестры шили нам тряпичные куклы.

- Посещали ли вы школу?Хватало ли вам учебников, школьных принадлежностей?Какие у вас были учителя?

Так как я была совсем маленькой, школу я не посещала, всё время находилась дома, а вот мои старшие сестры посещали и во время войны, но учиться начинали в октябре и заканчивали раньше положенного срока, так как надо было работать, помогать взрослым. Школьной канцелярии, конечно, не хватало, писали на газетах. Не было чернил. Учителя были добрые и понимающие.

- Что рассказывали взрослые о войне?

Отец пришел с войны в 1943 году инвалидом, рассказывал со слезами на глазах как голодовали, как над ними издевались фашисты.

- Помните ли вы бомбежки, взрывы?

Бомбежки помню. Это было очень страшно, особенно для нас, практически ничего не понимающих детей.

- Какое воспоминание самое радостное?

Мы радовались освобождению городов, и, конечно, окончанию войны.

- Когда вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы?

О победе мы узнали 9 мая. Оповестили нас на площади около сельсовета. День Победы запомнился не только радостью, но и слезами матерей, жён, вдов.

- Как ты считаешь, что помогало солдатам выжить, перенести все невзгоды?

Я думаю, выжить в эти годы им помогла вера в победу, надежда на лучшее.

Вспоминают дети войны

Мещерякова Юлия

 9 класс, МБОУ «СОШ № 12»

Руководитель:Белоус Ольга Сергеевна

 

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.

Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто знает это страшное слово «война». Среди них дети войны. Любая война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах, а особенно в крошечных сердечках детей. ФедосьяСтапановнаКремзукова одна из таких сотен тысяч детей, у которых война украла детство.

 - Федосья Степановна, сколько Вам было лет, когда началась Великая Отечественная война? Где Вы проживали в то время?

Начало войны совпало с моим пятилетием. Я родилась 26 июня 1936 года, хотя в метриках стоит 30 июня в деревне Сидорово Курагинского района Красноярского края..

- Как Ваша семья узнала о нападении врага?

Этого я не знаю. Припоминаю, как моя мама плакала, когда отца, Степана Климентьевича Зотина, забирали на фронт. Как потом узнала, он не хотел воевать, да и не должен был. Он был председателем колхоза и имел, так называемую, бронь, но отказался отдать семенной фонд для выполнения плана, иначе на следующий год нечего было бы садить и бронь с него сняли. До войны семья была обычная, как и у большинства много ребятишек, но не бедствовали. У меня была старшая сестра и двое младших братьев. А страшно было то, что когда отца призвали, мама была беременна. У папы было предчувствие, что он не вернётся и маме это настроение передалось. Своего маленького сына папа так и не увидел, он умер совсем маленьким. Питание было скудным, и мама всё что могла, отдавала нам. Помню, как она мечтала хлеба поесть досыта. Но не пришлось. Она умерла в 1952, в 41 год. Сказалось недоедание, заболевание сердца и работа на износ. Она была дояркой в колхозе. На работу уходила засветло, а приходила, когда было уже темно.

- Что Вам известно о судьбе отца, он погиб во время Великой Отечественной войны?

Да, с фронта он так и не вернулся. Похоронка на него не приходила, но он считался пропавшим без вести. Бабушка виделась с его сослуживцем, и тот сказал, что видел ранение отца, а потом началась бомбёжка. Случилось это в 1943 году под Курском.

- Трудно было вашей семье в военное время?

Помню постоянное ощущение голода. Я пошла в первый класс, и мама наказывала нам идти и держаться за руки зимой, иначе порывом ветра могло унести. Дети были истощёнными, но с надутыми от голода животами. Летом было легче, спасал огород. Лепёшки пекли из травы: лебеда, медунки, кислица, барашики, конопля. У нас была корова, куры, гуси, овцы, свиньи, но в военное время и после нужно было 250 литров молока отдать в колхоз. Даже шкуру свиную сдавали на сапоги. И так со всем. Меня часто брала к себе бабушка соседка, у неё своих детей не было. Вот однажды была я у неё в гостях и так наелась булочек, что чуть не умерла. Одежду нам мама перешивала из своей. Когда её хоронили, дед мой спросил: « А где же вся одежда Аксиньи? так маму звали. А я ему ответила: « Что ты, дедонька, мама всю одежду либо нам перешила, либо на хлеб выменяла».

- А игрушки были у Вас, школьные принадлежности? Как учились в то время?

 Из игрушек маленькая резиновая кукла была, либо шили из тряпочек себе сами. Бумаги не было, и в школе писали на старых книжных страницах, а чернила делали из сажи или из речной гальки. Помню соседа своего по парте Яшу Шлюндта. Он немец и его семью депортировали с Поволжья. У меня семь классов образования. А вот старшая сестра класса три закончила, работала, помогала маме как могла. После войны нам на троих детей за отца назначили пенсию.

- Как сложилась Ваша судьба и судьба Ваших близких после окончания войны?

Из нашей деревни живыми вернулось человек пять-шесть.

Мама рано умерла, как я сказала. Всё наше имущество родственники распродали, но деньги забрали себе. Пошла работать сразу, как паспорт выдали (ранее паспорт выдавали в16 лет) на лесозавод в цех. Больше всего не повезло младшему брату, Ивану, он оказался в детском доме, нам его отдать не могли, а родственники не взяли. В 18 лет я вышла замуж и уехала. И судьба моего мужа Кремзукова Владимира Ефимовича тоже очень интересна.

- Как отразилась Великая Отечественная война на семье вашего мужа? Расскажите, что Вам известно о его близких.

Мать моего будущего мужа Екатерина Филипповна родилась в 1906 году и оказалась в Сибири во время Столыпинской аграрной реформы. До этого они жили под Гомелем, а переехали в деревню Сосновка под Красноярском. Примечательно, что дед моего мужа Филипп воевал в Первую Мировую войну во Франции. Свекровь из семьи долгожителей: она сама, как и её мать прожила 93 года. Отца моего мужа, Ефима, тоже забрали на фронт. А Екатерина осталась одна с шестью детьми на руках и седьмым была беременна.

- Как и в вашей семье?

Да, и, как и моя мама, ребёнка она потеряла совсем маленьким. У неё было восемь детей, и она была награждена орденом мать-героиня. Володя, мой муж, рано начал работать в колхозе. На начало войны ему исполнилось 12 лет. Он смог закончить только четыре класса. Стал тружеником тыла, неоднократно был награждён, а после окончания войны поднимал целину. Несколько раз его вызывали в Москву для награждения, особенно муж, гордился Орденом Почёта, который ему лично вручал Микоян.

- А, что случилось с отцом вашего мужа?

Отец мужа погиб в 1943 году под Ленинградом, на фронте он был стрелком, так как умел хорошо стрелять. Володя побывал на месте его захоронения.

- Федосья Степановна, что отличает детей войны от, выросших в мирное время?

Я думаю, эти дети гораздо раньше повзрослели, горе и лишения закалили их характер. Эти дети более ответственные и самостоятельные. Мой муж, например, не был старшим ребёнком в семье, но считал, что остался за отца и должен помочь матери вырастить детей. Своих старших сестёр он выдал замуж, позаботился об их приданном, не смог выучиться сам, но помог младшему брату получить высшее образование в медицинском институте.

Спасибо за интервью и за всё что Вы и Ваша семья сделали для Победы.

                                                           

Вспоминают дети войны

Колодкина Александра,
 Козьмина Виолетта,
Сундукова Полина,
МБОУ «СОШ№3»

Руководитель: Решетникова Н. А.

 

 «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»
А.Т. Твардовский

 

Приближается 73-я годовщина победы в Великой Отечественной войне. Нам не забыть тех страшных лет, которые навсегда изменили судьбы «детей войны».

Своими воспоминаниями делится Лопатина Маина Степановна, ветеран ВОВ.

– Маина Степановна, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, откуда у Вас такое необычное имя?

Я родилась в мае 1931 года, поэтому меня так и назвали Майя, а в паспорте ошиблись, записали Маина. Но все меня так и зовут баба Майя. Жили мы в селе ШалоболиноКурагинского района.

Отец мой, Степан Егорович, инвалид, был контужен в гражданскую войну, на фронт его призвали только в 1943 году в рабочий отряд, восстанавливать мосты. Контузили во второй раз. Вернулся с фронта совсем больным.

Мать, Наталья Даниловна, работала в колхозе. После войны руководила животноводством в колхозе, была избрана депутатом. Родители прожили долгую жизнь. Мама дожила до 77 лет, отец умер в 75 лет.

Сестра 1928 г. рождения, училась вместе со мной в школе в 7 классе, брат 1925 г. рождения был призван, воевал командиром танка в звании старшего лейтенанта.

– Маина Степановна, как Вы узнали, что началась война?

В селе на конторе висел рупор, там объявили о начале войны. Сразу собрали нас в школе, в этот день мы не учились, пошли в лес, провели собрание. Мне было всего 10 лет. Я ещё плохо осознавала, что это война для всех. Потом начали забирать на фронт братьев и отцов. Провожали их всем селом со слезами.

Да и не только людей, но и собак забирали на фронт. У кого была умная собака, всех забирали. У нас была умная собака, брат ею занимался. Привязали собак к телеге. Их штук 5–6 было. И наш с ними. Когда около дома шли, наш начал вырываться. Как они все завыли, будто прощались. Мы сначала прятали собаку в лесу, не хотели отдавать. Потом отца вызвали, сказали, что его заберут на фронт, если собаку не отдадим, а он весь больной… Тогда пришлось привести собаку и сдать. Мы до конца деревни шли, провожали их. Чтобы утешить нас, сказали написать свой адрес. Как закончит собака войну, сообщат.

Потом мы узнали, что собак специально обучали на фронте, привязывали к ним мины и отправляли под танки. Вот так и они помогали.

– Расскажите, пожалуйста, что Ваша семья, ваши одноклассники делали для фронта?

Каждую пятницу мы с ребятами ходили по домам, собирали посылки для фронта. Кто-то вязал носки и рукавицы, кто-то шил кисет из какой-нибудь тряпочки. Отправляли письма, посылки на фронт. Нарисуем, как расстреливали Гитлера, и положим в посылку.

Мои родители собирали продукты. Масло, молоко сдавали на маслозавод, картошку-мелочь сушили. Была такая установка: сдать 5 кг сушеной картошки для фронта.

Летом работали на поле. Осенью собирали всё до последнего колоска. Боже упаси, чтобы унести колосок домой! Все карманы проверяли. Сдавали колоски на вес, кто сколько соберет. Серпом срезали хлеб, вязали снопы, потом нас маленьких садили верхом на лошадь. Мы эти копна свозили в стога.

Работали мы, как взрослые. Поэтому нас 10-летних зачислили в ветераны ВОВ.

– Продолжались ли у Вас занятия в школе?

Да, конечно, занятия продолжались. У нас даже ввели дополнительное занятие – «Военное дело». Учились заряжать винтовки, стрелять. Уходили в бор и там стреляли по мишени. Это занятие было первым долгом во всех классах, начиная с 4-го.

– Хватало ли Вам учебников, тетрадей?

С этим было трудно. Не было бумаги. Брали старые книги, разрывали их на листы. Учитель давал каждому по несколько листочков, и мы писали между строк.

1 класс
Помню, как отец поехал в Курагино на рынок и купил книгу «Три мушкетера». Дома разорвал пополам, дал мне половину и сказал отнести учительнице в школу на листочки. Другую половину дал нам с сестрой на тетрадки.

Чернил не было, ручек тоже. Мы разводили сажу кипятком и писали палочками, привязанными к железным перьям. Сажа плохо разводилась водой. Начинаешь писать: мажешь.

Если на школу нам присылали с Курагино карандаши, то учительница делила их на 3–4 части и раздавала детям.

– Приходилось ли Вам голодать?

7 класс
Голодали ужасно. У меня в классе умерла с голоду девочка, у сестры в классе – мальчик. Когда в Курагино узнали, что дети умирают с голоду, разрешили варить в школе просо и раздавать. На большой перемене повара приходили с большим деревянным ведром и раздавали деревянной ложкой эту кашу. Потом началась у ребят болезнь – заворот кишок. Двоих увезли в больницу. Тогда пришло указание, чтобы повара сами шелушили просо, измельчали и пекли пополам с пшеном булочки. Каждому выдавали по булочке. Мы с сестрой одну булочку съедали вместе в школе, а вторую уносили маме.

– Расскажите о Ваших учителях, одноклассниках.

Учителя все были хорошие, внимательные. Класс очень дружный, все друг за друга. Боже упаси, чтобы какие-то ссоры, скандалы! Если у кого-то с Курагино родители привезут кусочек хлеба, всё приносили в класс, делили до крошечки.

– Были ли у Вас игрушки? В какие игры Вы играли с детьми?

Игрушек не было. Мы сами придумывали игры. Летом уходили на речку, лепили из глины Гитлера и кидали в него камушками, «расстреливали» палочками. Вот такая у всех была игра.

– Маина Степановна, расскажите, как Вы узнали об окончании войны?

Мы пришли в школу, учительница стояла на крыльце. Всех выстроили в линейку, и она объявила о победе. Что тут было! Все прыгали, скакали, пели, плясали, плакали. Учительница сказала, что у них нет красного материала. Спросила: «Может, у кого есть красный платок или что-нибудь красное дома, нам надо на школу повесить?» А у нас раньше девушка жила, у неё был малиновый платок. Она подарила его сестре моей. Мы говорим: «У нас есть малиновый платок!» Учительница говорит: «Несите!» Мы с сестрой побежали наперегонки домой, кто вперед принесет. Ну, конечно, она первая принесла малиновый платок. Его повесили над школой.

 Слёз было по всей деревне. Всей школой пошли в лес, играли, пели, где-то гармонь заиграла. Это было самое радостное событие. Уже прошло сколько лет, не забудется ни один день.

– Маина Степановна, как сложилась ваша дальнейшая жизнь?

Маина Степановна
Закончила я 7 классов на одни пятерки, два года нигде не училась, потом поступила в медицинское училище, сестра уговорила. А как началась практика в «анатомке», я не смогла заниматься, в обморок падала. Потом поступила сразу на второй курс в педучилище, закончила 2 курса, затем поступила в Минусинск в Школу культпросвета на последний курс. Направили меня в Туву начальником отдела культуры, проработала там 7 лет. Вышла замуж. Уехали в Саратов. Потом меня направили на 4 года учиться в Ленинградский институт имени Крупской. Работала начальником отдела культуры в Туве. Направили в Москву в 1953 году на курсы повышения квалификации. Затем переехали в Абакан, отец сильно болел. Работала в Горкоме, затем направили начальником Агентства Союзпечати, потом начальником отдела кадров в Управлении Снабсбыта, оттуда я и пошла на пенсию. Так что работа у меня была хорошая, везде коллективы хорошие. На пенсию меня 70 человек провожали.

Жизнь у меня хорошо прошла, может, поэтому я и существую ещё. Муж у меня был прекрасный. Дети у меня хорошие: сын, дочка, 5 внуков и 5 правнуков.

– Спасибо, Маина Степановна, здоровья Вам и долгих лет жизни.

 

 

Вспоминают дети войны

 

 

Петрова Ирина,

7класс, МБОУ «Лицей».

- Как вы узнали о начале войны?

Было спокойное утро, но тут все в тревоге включили радио из-за шума и криков на улице, был подан сигнал о том, что войска фашистов и их союзники вторглись на территорию СССР и начали без предупреждения войну. По началу люди не воспринимали это, но потом осознали, что война пришла. Это было ужасное время.

- А сколько вам тогда было лет?

Мне было 16 лет. Я хотел попасть на фронт, но туда пускали только с 17 или 18 лет. Я приврал, что мне есть 17,сначала не верили, но в итоге все, же пропустили. Это были тяжкие дни и месяца работы, которые шли и днем и ночью. Дети же трудились как взрослые, ни в чем не уступать им. Во многих школах были организованы работы, изготовляемые различную продукцию: детали для мин, оружие.

Ребята всеми силами хотели помочь фронту. Иногда даже подвергая себя смертельной опасности. В каких только работах не участвовали ребята! Простые люди тоже пытались помочь фронту и армии всем, чем могли. Собирались деньги, уходящие на фронт, на них закупали оружие, самолеты, танки. Девочки также как и женщины безустанно работали на полях, в цехах, оказывали медицинскую помощь. Все были заняты, любая помощь одобрялась.

- Учились ли в школах?

Некоторые да. Занятия продолжались, несмотря на то, что не было оборудования, зданий, учеба проходила в подвалах, при свете керосиновых ламп.

- Как жили дети самого младшего возраста?

В детских садиках дети заражались друг от друга.

Лекарств не было. Именно настоящих игрушек было очень мало, все делали из подручного материала. Были книги, но в плохом состоянии, но их читали и радовались.

- Что вы ощущаете, когда начинаете вспоминать эти дни, месяцы войны?

Это ужасное событие для всей страны, для всего народа, но мы пережили это, и мы можем гордиться этим достижением!

Эту часть моей жизни крайне сложно вспоминать. Погибли миллионы человек. Дети, взрослые, все. Гибли и города. Ни одной живой души не было тогда на улицах, ни кошки, ни собаки, ни птицы. Кое-где лежали тела убитых, хоть их всех пытались уносить с улиц. Но жизнь продолжалась, люди работали и своим трудом отвоевали независимость нашего союза. Те военные дни нельзя забыть, сейчас люди живут и даже не представляют, как там было, на войне, все это чувствовать и видеть. Люди должны помнить и чтить этот подвиг, подвиг людей, народа, страны!

 

Вспоминают дети войны

 

Тиханова Елизавета, Холкина Дарина,

 7 класс, МБОУ «СОШ № 12».

Руководитель:Лыщицкая Елизавета Андреевна

 

В этом году наша страна отметила 72-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне.В настоящее время, большинство детей не знают и подчас понятия не имеют, как жили, вернее, выживали, в годы Великой Отечественной войны наши предки.

Мы и не задумывались над тем, что детство наших прабабушек и прадедушек прошло в тяжёлые военные годы. Наше детство – это самое счастливое время. А каким же было их?

Мы провели интервью у пенсионерки, проживающей в городе Абакане. Ее имя Коваленко Людмила Петровна, родилась она 19 июня 1939 г. в городе Черепаново Новосибирской области. Ее отца звали Перепрыгин Петр Степанович, а мать Перепрыгина Дора Андреевна. Вся семья переехала в село Березовское Назаровского района, когда Людмиле Петровне исполнился год. В семье было 5 детей – 3 девочки и 2 мальчика. Она была средней в семье.

- Как узнали о начале войны?

Все мирные планы перечеркнула Великая Отечественная война. Мой отец Петр Степанович был призван в армию в 1941 г. Я была совсем ещё маленькая, но хорошо помню, как мы всей семьёй провожали отца на фронт. Тогда я не могла понять, почему так плачет мама, куда уходит папа. Я тогда ещё не знала, что прощаются с папой навсегда, что проклятая война не даст нам опять встретиться.

- Как узнавали об успехах и поражениях нашей армии?

Сообщения передавали по радио, мы все собирались послушать. Оно было круглым и стояло на столе у нас дома. Все боялись и с трепетом слушали последние новости.

- Как узнали о Победе?

Над деревней пролетели около 10 самолетов и всем объявили, что война окончилась. Люди радовались и обнимались, не могли поверить. Все плакали.

- Как узнавали о своих близких?

Очень ждали почтальона с весточкой о близких. Когда мужчины возвращались с фронта, было много раненых и калек. Их встречали всей деревней и спрашивали вести о своих родных. Потом и мы получили извещение о том, что Перепрыгин Петр Степанович (мой отец), находясь на фронте, пропал без вести. Долго плакала тогда моя мать, братья и сестры. Всю войну теплилась надежда: а может ещё отец вернётся, но увы…

- Что делали дети для фронта?

В селе во время войны остались женщины, дети и старики. На их плечи легла непосильная ноша. «Все для фронта, все для победы!» С этими мыслями жили и трудились все в годы войны. С раннего утра и до глубокой ночи работали женщины, а ночью им нужно было делать дома домашние дела. Мы помогали, как могли. В хозяйстве имелся только огород, никакой скотины. Работы было много. А еще и в школу ходили. Помогали вязать носки и варежки, отправляли на фронт.

- Как жилось детям войны? Чему радовались?

Жили в впроголодь, собирали ягоды, грибы, замерзшую картошку, а когда сильно хотелось есть, приходилось срывать съедобную траву и кушать ее, потому что дома еды не было. К обеду мать варила затируху или кулагу (каша). Когда садились за стол, у матери на глазах появлялись слёзы. Я не понимала, почему мама плачет. И только став матерью, поняла: как тяжело смотреть на голодных детей. Обуви и одежды не хватало, носили что приходилось. Ботинки на несколько размеров больше перевязывали шнурками, чтобы они не спадали с ноги. На всю семью были одни валенки. Радовались, когда война закончилась, верили что заживем теперь хорошо. Нам дали как то раз материал на школьную форму и мне ее сшили, помню, как счастью моему не было предела.

- Что любили из фильмов, песен, игрушек?

Песни петь было некогда, только иногда на праздник. Фильмы показывали в основном военные, патриотические. Как освобождали города, взрывали железные дороги. Хотели быть такими же героями как в кино, думали пойти на фронт. Игрушки делали из рваных чулок. Брали шерсть коровы, толкали в чулок, рисовали лицо, и получалась кукла. С ней и играли.

- Как учились?

Старались учиться. Тетрадей не было, писали на доске. На речке собирали цветные камушки и на дощечке писали камушками. Плохо учиться было стыдно. Иногда брали в школу  хлеб и делили на всех, потому что все были голодные. На перемене нам играл баянист, а мы танцевали вальс.

- Как сложилась дальнейшая жизнь?

Я закончила 9 классов, и поехала в Красноярск. Работала прядильщицей, училась в вечерней школе. Потом окончила Ачинское медицинское училище, стала акушеркой. Работала акушеркой 20 лет. Вышла замуж, родила двоих детей. Сейчас на пенсии и у меня трое внуков.

- Ваше детское восприятие тех далеких дней?

Жили как все, ждали мир. Победа досталась дорогой ценой. Но и радость от известия об этом была великая. Было очень тяжело, но не было и мысли о том, что мы проиграем, все верили и делали все для фронта. У современных детей детство счастливое, у нас такого не было, цените.

Дети Войны – Дети Победы

(История блокадницы Ленинграда Лобыкиной Анны Александровны)

 

Тюлюш Милана, Астраханцева Виктория,

ТурдубаеваАсель.

 8 класс, МБОУ «СОШ №5»

Война – это самое страшное, что может случиться с человеком в его жизни. Она несёт людям много слёз, горя и переживаний. Прошло много лет с того

первого дня Великой Отечественной Войны. И с каждым днём свидетелей тех событий становиться всё меньше и меньше. Скоро об этом можно будет причитать только в учебниках истории, а пока что наши бабушки и дедушки могут рассказать о том, как это было, как выглядела война глазами простых детей.

И нам посчастливилось услышать одну историю из уст человека, который пережил всё это страшное время, будучи ещё ребёнком. А именно одну из историй Лобыкиной Анны Александровны 1931-ого года рождения. Мамы нашего классного руководителя, благодаря которой мы встретились с блокадницей Ленинграда и взяли у неё интервью.

Содержание, которого было таким:

 «Мы были в гостях у папиных друзей, когда объявили воздушную тревогу. До этого их объявляли часто, но ничего страшного не происходило, трещали зенитки и объявляли отбой. А тут мы услышали не только зенитки, но и глухие удары взрывов. Когда, после отбоя, мы вышли на улицу, то увидели страшное багровое небо и расползающиеся по нему клубы дыма, позднее мы узнали, что это горели Бадаевские склады, те самые, где хранился основной запас продовольствие для города. Война для нас вступила в другой этап. Вечером снова была тревога, раздавался ужасный свист и после него глухой удар. Пол ходил ходуном, и казалось, что мы не дома, а на борту океанского корабля. Вскоре нам пришлось спуститься в убежище. То, что мы увидели утром, потрясло меня на всю жизнь: на соседней улице все дома через один словно разрезаны ножом, в остатках квартир были видны печи, остатки картин на стенах, в одной из комнат над бездной повисла детская кроватка. Людей не было нигде».

Также она рассказала, как и какой хлеб, им давали:

 «Нам выдавали хлеб по 100 грамм в день на каждого работающего человека. Сам хлеб был горький, почти весь из лебеды. Но помню я, что счастью был равен горький хлеб войны.

Позже Анна была эвакуирована вместе с мамой в Сибирь, а именно в Новосибирскую область Венгеровский район село Второе Новосибирцево из-за дистрофии 3 степени. В 1980-ом году Анну перевезла дочь в город Абакан.

 В 1988-ом году она получила в награду медали: «Жители блокадного


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.