Революционно-романтические произведения М.Горького 1890-1900-х годов. Перечислите принципы романтизации героев. Как реализуется данный прием в приведенном отрывке из рассказа «Старуха Изергиль». — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Революционно-романтические произведения М.Горького 1890-1900-х годов. Перечислите принципы романтизации героев. Как реализуется данный прием в приведенном отрывке из рассказа «Старуха Изергиль».

2023-02-03 29
Революционно-романтические произведения М.Горького 1890-1900-х годов. Перечислите принципы романтизации героев. Как реализуется данный прием в приведенном отрывке из рассказа «Старуха Изергиль». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По праву памяти

 

Сын за отца не отвечает –

Пять слов по счету, ровно пять.

Но что они в себе вмещают,

Вам, молодым, не вдруг обнять.

 

Их обронил в кремлевском зале

Тот, кто для всех нас был одним

Судеб вершителем земным,

Кого народы величали

На торжествах отцом родным.

 

Вам –

Из другого поколенья –

Едва ль постичь до глубины

Тех слов коротких откровенье

Для виноватых без вины.

 

Вас не смутить в любой анкете

Зловещей некогда графой:

Кем был до вас еще на свете

Отец ваш, мертвый иль живой.

 

В чаду полуночных собраний

Вас не мытарил тот вопрос:

Ведь вы отца не выбирали, -

Ответ по-нынешнему прост…

 

 

Источник:

Современная поэма//Роман-газета, 1989. – №21-22. – С.5/

1. Глагол как часть речи. Формы глагола: спрягаемые, неспрягаемые. Спряжение глагола: первое, второе. Разноспрягаемые глаголы. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного глагола.

2. Роль глагола в практическом овладении русским языком в национальной школе. Важность изучения спряжения русского глагола при формировании орфографической грамотности нерусских учащихся. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (покажите на примерах из текста).

Проблематика и художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти». Общее и особенное в позиции лирического героя в поэме. Какая из доминирующих проблем нашла отражение в данном отрывке?

4. Кратко охарактеризуйте основные этапы изучения лирического произведения в национальной школе. Продумайте вопросы и задания для учащихся по предварительному комплексному комментарию данного текста.


Билет № 16

 

 

М.Горький

 

 

Старуха Изергиль

 

 

Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

- Смотри, вон идет Ларра!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер, - она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.

- Никого нет там! – сказал я.

- Ты слеп больше меня, старухи. Смотри – вон, темный, бежит степью!

Я посмотрел еще и снова не видел ничего, кроме тени.

- Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра?

- Потому что это – он. Он уже стал теперь как тень, - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..

 

 

Источник:

Горький М. Рассказы. – М.: Худож.лит., 1981. – С.35-36

 

 

1. Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению и образованию. Вопрос о категории состояния. Отличие наречий от категории состояния и кратких прилагательных. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного наречия.

2. Лингвометодические основы изучения наречия как части речи в национальной школе. Приемы формирования умений и навыков образования, употребления и правописания наречий и их форм в связном тексте (покажите на тексте).

Революционно-романтические произведения М.Горького 1890-1900-х годов. Перечислите принципы романтизации героев. Как реализуется данный прием в приведенном отрывке из рассказа «Старуха Изергиль».

4. Организация словарно-фразеологической работы в национальной школе. Выберите из данного отрывка новую для учащихся лексику и продумайте приемы работы, способствующие активизации новых слов.


Билет № 17

 

 

А.Ахматова

Реквием

 

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

 

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

 

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

 

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

 

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

 

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных «марусь».

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

 

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

 

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.   

 

 

Источник:

Современная поэма// Роман-газета, 1989. – №21-22. – С.3

 

 

1. Фонематический принцип как основной принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

2. Методы обучения орфографии в национальной школе. Приемы взаимосвязанного обучения орфографии и других разделов языка. Работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Сгруппируйте орфограммы в тексте и на примере нескольких слов покажите особенности орфографического анализа слова.

Береза

 

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

1913

 

 

Источник:

Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький и др.; Вступ.ст., сост. О.Смолы. – М.: Худож. лит., 1991. – С.499

 

 

1. Морфема как минимальная значимая часть слова. Типы морфем в русском языке. Основа слова. Типы основ. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфемный анализ выделенного слова.

2. Изучение морфемики в национальной школе. Работа над составом слова как средство формирования орфографических навыков. Приемы взаимосвязанной работы над составом слова и лексическими понятиями как средство расширения словарного запаса учащихся. Особенности морфемного разбора слова в школе (покажите на примерах из текста).

Жираф

 

 

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

 

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

 

Источник:

Русская поэзия XIX – начала XX в. / Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ.статья, примеч. Н.Якушина. – М.: Худож. лит., 1987. – С.707-708.

1. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного существительного.

2. Линейно-ступенчатый принцип подачи материала по теме «Имя существительное» в национальной школе. Методы и приемы усвоения категориальных признаков имени существительного. Морфологический разбор слова в школе как прием формирования умений и навыков употребления существительных в речи.

Прощание с Матерой

Старуха Дарья, высокая и поджарая, на голову выше сидящей рядом Симы, чему-то согласно кивала, уставив в стол строгое бескровное лицо с провалившимися щеками. Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляя посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству. Теперь вот сын с невесткой на новоселье, наезжают раз в неделю, а то и реже, и весь двор, весь огород на ней, а во дворе корова, телка, бычок с зимнего отела, поросенок, курицы, собака. Наказано было, правда, старухе, когда не сможет или занеможет, обращаться за помощью к соседке Вере, но до этого еще не дошло, Дарья справлялась сама.

 

 

1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению и соотношению с другими частями речи. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного местоимения.

2. Специфика изучения местоимения в национальной школе. Прием наблюдения над семантико-грамматическими признаками местоимений. Дедуктивный метод изучения разрядов местоимения. Отработка навыков «узнавания» местоимений в связном тексте и их употребления в речи (покажите на тексте).

3. Творчество В.Г.Распутина как вершинное выражение русской «деревенской» прозы. Охарактеризуйте образ Дарьи в повести «Прощание с Матерой». Укажите средства выражения отношения писателя к героине в приведенном отрывке.

4. Изучение произведений в родо-жанровой специфике в старших классах. Продумайте вопросы и задания к эпизоду как части целого.


Билет № 22

 

 

Алексей Недогонов

 

 

Июня 1941 года

 

 

Роса еще дремала на лафете,

когда под громом дрогнул Измаил:

трубач полка –

у штаба –

на рассвете

в холодный горн тревогу затрубил.

 

Набата звук,

кинжальный, резкий, плотный,

летел к Одессе,

за Троянов Вал,

как будто он не гарнизон пехотный,

а всю Россию к бою поднимал!

1941

Источник:

Русская советская поэзия / Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков и др.; Сост. и подгот. текста В.Огнева и В.Фогельсона. –

М.: Худож.лит., 1990. – С.411.

 

 

1. Классификация гласных звуков: по участию губ, месту подъема и степени подъема языка. Позиционные чередования гласных звуков. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте фонетический анализ выделенного слова.

2. Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка. Лингвометодические основы обучения русской фонетике, графике и орфоэпии в национальной школе. Учет особенностей фонетической системы родного языка учащихся при формировании знаний, умений и навыков фонетического, графического и орфоэпического разбора слов (покажите на примерах из текста).

3. Поэзия периода Великой Отечественной войны. Место стихотворения А.Недогонова «22 июня 1941 г.» в контексте поэзии 40-х годов.

4. Этапы изучения художественного произведения. Продумайте форму и содержание вступительного этапа при изучении данного стихотворения.


Билет № 23

 

 

Д. Хармс

 

 

Фадеев Калдеев и Пепермалдеев

однажды гуляли в дремучем лесу.

Фадеев в цилиндре Калдеев в перчатках,

а Пепермалдеев с ключом на носу.

 

Над ними по воздуху сокол катался

в скрипучей тележке с высокой дугой.

Фадеев смеялся, Калдеев чесался,

а Пепермалдеев лягался ногой.

 

Но вдруг неожиданно воздух надулся

и вылетел в небо горяч и горюч.

Фадеев подпрыгнул Калдеев согнулся

а Пепермалдеев схватился за ключ.

 

Но стоит ли трусить, подумайте сами, -

давай мудрецы танцевать на траве.

Фадеев с картонкой Калдеев с часами

а Пепермалдеев с кнутом в рукаве.

 

И долго, веселые игры затеяв,

пока не проснутся в лесу петухи,

Фадеев Калдеев и Пепермалдеев

смеялись: хаха, хохохо, хи-хи-хи!

 

 

Источник:

Русская советская поэзия / Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков и др.; Сост. и подгот. текста В.Огнева и В.Фогельсона. – М.: Худож.лит., 1990. (Б-ка учителя). С.275-276

 

 

1. Основные принципы русской пунктуации: структурный, семантический, интонационный. Виды знаков препинания: отделяющие и выделяющие; обязательные, факультативные, вариантные и авторские. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

2. Методика обучения русской пунктуации в национальной школе. Содержание обучения пунктуации во взаимосвязи с синтаксисом русского языка. Приемы формирования пунктуационных умений и навыков у нерусских учащихся. Виды упражнений по пунктуации (покажите на примерах из текста).

3. Литературные организации и группировки 1920-х годов как выражение многообразия литературного процесса. Ленинградские «обэриуты». Какие характерные особенности поэзии «обэриутов» выделяются в стихотворении Д.Хармса «Фадеев Калдеев и Пепермалдеев....»?

4. Особенности восприятия лирического произведения в национальной школе. Продумайте задания, раскрывающие приемы сатирического изображения в данном тексте.


Билет № 24

 

 

А.Фадеев

 

Разгром

 

 

И когда внезапно выросли перед ним желтые околыши казачьих фуражек и Иуда попятился назад, всадив его в кусты калины, кроваво затрепетавшие перед глазами, - это радостное видение большой, залитой солнцем деревни так и слилось с мгновенным ощущением неслыханного гнусного предательства, только что совершенного здесь…

- Сбежал, гад… - сказал Морозка, вдруг с необычайной ясностью представив себе противные и чистые глаза Мечика и испытывая в то же время чувство щемящей тоскливой жалости к себе и к людям, которые ехали позади него.

Ему жаль было не того, что он умрет сейчас, то есть перестанет чувствовать, страдать и двигаться, - он даже не мог представить себя в таком необычайном и странном положении, потому что в эту минуту он еще жил, страдал и двигался, - но он ясно понял, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих людей, что ехали позади него. Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности… Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено…

 

 

1. Место причастия в морфологической системе глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательныепричастия и способы их образования. Словоизменение причастий. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного причастия.     

2. Изучение причастия как особой изменяемой формы глагола в национальной школе. Формирование знаний о значении и основных грамматических признаках причастия. Приемы формирования умений употребления причастий в связной речи и навыков интонирования и расстановки знаков препинания (покажите на примерах из текста).

3. Методика анализа эпизода в эпическом произведении. Разработайте вопросы Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов. Идейно-художественные особенности романа А.Фадеева «Разгром». Как проявляется мастерство писателя в раскрытии душевного состояния героя в приведенном тексте?

4. для эвристической беседы, обнаруживающие мастерство писателя в раскрытии душевного состояния героя.


Билет №25

 

 

И.Бунин

 

Легкое дыхание

 

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям, которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причесывались некоторые её подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как её.

 

 

Источник:

Бунин И.А. Поэзия и проза. – М.: Просвещение, 1986. С. 282-283.

 

 

1. Лексическое значение слова. Типы переносных значений многозначных слов и способы их образования. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте лексический анализ выделенного слова.

2. Лингвометодические основы изучения раздела «Лексика» в национальной школе Систематическое и поэтапное изучение лексических понятий. Система упражнений по семантизации и обогащению словарного запаса. Работа с толковыми словарями при анализе связного текста на уроках русского языка (покажите на примерах из текста).

Аристократка

Гляжу – антракт. А она в антракте ходит.

- Здравствуйте, говорю.

- Здравствуйте.

- Интересно, говорю, действует ли тут водопровод?

- Не знаю, говорит.

И сама в буфет прёт. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.

А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг неё и предлагаю:

- Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

- Мерси, говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.

А денег у меня – кот наплакал. Самое большое что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

- Нет.

И берет третье.

Я говорю:

- Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

- Нет, говорит, мы привыкшие.

И берет четвертое.

Тут ударила мне кровь в голову.

- Ложи, говорю, взад!

А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

- Ложи, говорю, к чертовой матери!..

 

 Источник:

Зощенко М.М. Рассказы. Голубая книга. – М.:Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – С.66-67.

1. Фразеологизм как единица языка. Типы фразеологизмов по степени смысловой спаянности компонентов, морфологическим свойствам, стилистической окраске и происхождению. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

2. Изучение фразеологии в VIII классе. Фразеологический фонд русского языка как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся. Приемы семантизации фразеологизмов в их синонимической связи с лексическими единицами. Работа с фразеологическими и толковыми словарями как прием анализа связного текста (покажите на примерах из текста).

Поднятая целина

Ох, и трудно же уходила жизнь из широкой груди Давыдова, наискось, навылет простреленной в четырех местах... С тех пор как ночью друзья молча, спотыкаясь в потемках, но всеми силами стараясь не тряхнуть раненого, на руках перенесли его домой, к нему еще ни разу не вернулось сознание, а шел уже шестнадцатый час его тяжелой борьбы со смертью…

Из горницы появились Размётнов и Майданников. Губы у Размётнова тряслись, потерянный взгляд бродил по кухне, не видя беспорядочно толпившихся хуторян. Майданников шел со склоненной головой, и страшно резко обозначались на висках его вздувшиеся вены, а две глубокие поперечные морщины повыше переносья краснели, как шрамы. Все, за исключением Майданникова, толпою вышли на крыльцо, разбрелись по двору в разные стороны. Размётнов стоял, навалившись грудью на калитку, свесив голову, и только крутые волны шевелили на его спине лопатки; старик Шалый, подойдя к плетню, в слепом, безрассудном бешенстве раскачивал покосившийся дубовый стоян; Демка Ушаков, почти вплотную прижавшись к стене амбара, как провинившийся школьник, ковырял ногтем обмытую дождями глину штукатурки и не вытирал катившихся по щекам слез. Каждый из них по-своему переживал потерю друга, но было общим свалившееся на всех огромное мужское горе.

 

 

Источник:

Шолохов М.А. Поднятая целина. Роман. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. – С.702-703.

 

 

1. Предложения с обособленными членами. Виды обособленных членов: полупредикативные и уточняющие. Общие и частные условия обособления. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

2. Изучение предложений с разными видами обособления в национальной школе. Усвоение учащимися условий обособления второстепенных членов предложения. Приемы формирования навыков употребления обособленных членов в связной речи, интонирования и постановки знаков препинания. Систематизируйте предложения с обособленными второстепенными членами в предложенном тексте.

Роман М.Шолохова «Поднятая целина»: система образов и художественные особенности романа. Психологизм писателя в изображении персонажей. Найдите психологические детали, мотивирующие внутреннее состояние героев.

4. Заключительный этап изучения эпического произведения. Продумайте вопросы и задания для работы над финальной сценой художественного произведения.


 Билет №29

 

 

М. Горький

 

 

На дне

Сатин. <…> Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!..

 

 

1. Сказуемое как главный член предложения: семантика, структурно-семантические типы (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), способы выражения. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте синтаксический анализ выделенного предложения.

2. Изучение сказуемого как одного из главных членов предложения в национальной школе. Приемы выявления способов выражения сказуемого. Отработка умений согласования сказуемого с подлежащим. На основе данного текста составьте систему упражнений для закрепления темы «Сказуемое как главный член предложения».

3. «На дне» М.Горького как жанр новой социально-философской драмы. Место и роль монолога Сатина в драме.

4. Монолог как вид устной речи. Особенности и виды монологической речи. Опишите учебную ситуацию анализа данного текста как монолога.


Билет №30

 

 

А. Твардовский

 

 

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете –

Живых и мертвых, - знаю только я.

 

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому –

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

 

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

 

 

1. Глагол как часть речи. Категория вида глагола. Группы глаголов в отношении вида: парные, одновидовые, двувидовые. Способы образования глаголов совершенного и несовершенного видов. Связь категории вида с категорией времени. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного глагола.

2. Трудности изучения глагольного вида в тюркоязычной национальной школе. Усвоение вида глагола в видовых парах и в процессе работы над связным текстом. Взаимосвязанное овладение категорией вида, времени и наклонения. Система работы по активизации в речи учащихся видовых пар, одновидовых и двувидовых глаголов (покажите на примерах из текста).

По праву памяти

 

Сын за отца не отвечает –

Пять слов по счету, ровно пять.

Но что они в себе вмещают,

Вам, молодым, не вдруг обнять.

 

Их обронил в кремлевском зале

Тот, кто для всех нас был одним

Судеб вершителем земным,

Кого народы величали

На торжествах отцом родным.

 

Вам –

Из другого поколенья –

Едва ль постичь до глубины

Тех слов коротких откровенье

Для виноватых без вины.

 

Вас не смутить в любой анкете

Зловещей некогда графой:

Кем был до вас еще на свете

Отец ваш, мертвый иль живой.

 

В чаду полуночных собраний

Вас не мытарил тот вопрос:

Ведь вы отца не выбирали, -

Ответ по-нынешнему прост…

 

 

Источник:

Современная поэма//Роман-газета, 1989. – №21-22. – С.5/

1. Глагол как часть речи. Формы глагола: спрягаемые, неспрягаемые. Спряжение глагола: первое, второе. Разноспрягаемые глаголы. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного глагола.

2. Роль глагола в практическом овладении русским языком в национальной школе. Важность изучения спряжения русского глагола при формировании орфографической грамотности нерусских учащихся. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (покажите на примерах из текста).

Проблематика и художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти». Общее и особенное в позиции лирического героя в поэме. Какая из доминирующих проблем нашла отражение в данном отрывке?

4. Кратко охарактеризуйте основные этапы изучения лирического произведения в национальной школе. Продумайте вопросы и задания для учащихся по предварительному комплексному комментарию данного текста.


Билет № 16

 

 

М.Горький

 

 

Старуха Изергиль

 

 

Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

- Смотри, вон идет Ларра!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер, - она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.

- Никого нет там! – сказал я.

- Ты слеп больше меня, старухи. Смотри – вон, темный, бежит степью!

Я посмотрел еще и снова не видел ничего, кроме тени.

- Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра?

- Потому что это – он. Он уже стал теперь как тень, - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..

 

 

Источник:

Горький М. Рассказы. – М.: Худож.лит., 1981. – С.35-36

 

 

1. Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению и образованию. Вопрос о категории состояния. Отличие наречий от категории состояния и кратких прилагательных. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте морфологический анализ выделенного наречия.

2. Лингвометодические основы изучения наречия как части речи в национальной школе. Приемы формирования умений и навыков образования, употребления и правописания наречий и их форм в связном тексте (покажите на тексте).

Революционно-романтические произведения М.Горького 1890-1900-х годов. Перечислите принципы романтизации героев. Как реализуется данный прием в приведенном отрывке из рассказа «Старуха Изергиль».

4. Организация словарно-фразеологической работы в национальной школе. Выберите из данного отрывка новую для учащихся лексику и продумайте приемы работы, способствующие активизации новых слов.


Билет № 17

 

 

А.Ахматова

Реквием

 

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

 

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

 

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

 

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

 

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

 

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных «марусь».

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

 

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

 

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.   

 

 

Источник:

Современная поэма// Роман-газета, 1989. – №21-22. – С.3

 

 

1. Фонематический принцип как основной принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

2. Методы обучения орфографии в национальной школе. Приемы взаимосвязанного обучения орфографии и других разделов языка. Работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Сгруппируйте орфограммы в тексте и на примере нескольких слов покажите особенности орфографического анализа слова.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.