Тема 1. Вводное занятие. Введение — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 1. Вводное занятие. Введение

2023-01-16 32
Тема 1. Вводное занятие. Введение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Методика обучения и воспитания в технологическом образовании

По теме: Методика проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей»

 

Выполнил: студент 209-01 гр. 3 курса

ИГОиС

Фамилия Суюндикова        

Имя Софья

Отчество Темирлановна

Проверил: доктор пед. наук, профессор

Фамилия Насырова

Имя Эльмира

Отчество Фанилевна

Сургут, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

1. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы батика: художественная роспись тканей»..………………………………………6

2. Методическое обеспечение занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей»………………………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...…41


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности.

Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе. Ребенок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Но на сегодняшний день мы сталкиваемся с такой проблемой как отсутствие большего количества часов обучению батика как дисциплины. Исключение составляли только уроки технологии, где обучают только холодному батику одно занятие.

Актуальность – практическая значимость батика, применение полученных знаний в данной области и умений росписи тканей в реальной жизни. Участие в изготовлении работ из батика помогает реализоваться творческую направленность ребёнка, стимулирует активное отношение к труду, помогает узнать культуру различных народов.

При ограниченном времени на изучение искусства в школе важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Данная программа решает эту задачу, соединив в одном курсе изобразительное творчество и художественную роспись по ткани. Важным аспектом программы является реализация интересов потребностей детей в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность.

Особое внимание уделяется умениям и навыкам, которые могут быть использованы в практической деятельности, процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и произведений современности. Учащиеся знакомятся с историей искусства росписи ткани, художественными традициями в этой области, реализуют свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности.

Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. В процессе обучения используются современные художественные материалы и технологии декорирования ткани.

В процессе решения технических и творческих задач, учащиеся получают знания по технологии батика, знакомятся с правилами безопасности при работе с оборудованием и инструментами. Изучают основные способы и приемы выполнения росписи ткани, расширяют и углубляют знания по цветоведению и декоративной композиции.

Над вопросом внедрения в систему образования изучение батика в рамках образовательной программы работали следующие русские ученые: Ирина Трофимова – монументальный батик; Татьяна Шихирева – «повествова­тельный» батик; Виктория Кравченко – «офортный» батик.

Эти научные деятели рассматривали вопрос внедрения в образовательный процесс курсов по батику, которые позволят детям изучить и познать способности собственных возможностей и способностей в актуализации творческих способностей [5].

Решением проблемы может стать методика проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей». Для этого нужно разработать методику проведения этих занятий. Исходя из этого, можно сформулировать цель курсовой работы.

Цель курсовой работы: разработать методику проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов.

Объект курсовой работы: процесс организации дополнительного образования обучающихся 7 классов.

Предметкурсовой работы: методика проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов.

Задачикурсовой работы:

1. Составитьдополнительную общеобразовательную программу «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов.

2.      Разработать методическое обеспечение дополнительной образовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов.

Теоретическая значимость курсовой работы: разработанная методика проведения занятий по дополнительной образовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей» вносит вклад в развитие дополнительного образования.

Практическая значимостькурсовой работы:дополнительная образовательная программа «Основы батика: художественная роспись тканей» и её методическое обеспечение могут использовать учителя технологии и педагоги дополнительного образования в практике своей деятельности.

1. Дополнительная общеобразовательная программа«Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов

Цель программы: формирование творческих способностей в области батика и умение применять их на практике для создания собственных работ.

Задачи программы:

1. Сформировать знания, умения и навыки в работе по росписи ткани.

2. Ознакомить учеников со сферой батика и его связью с изобразительным искусством.

3. Развить у детей творческую и познавательную активность.

4. Воспитание у детей аккуратности, трудолюбия, усидчивости, внимания.

Компетенции, необходимые для овладения учащимися программы:

1. Владение навыками рисования на бумаге и на ткани.

2. Готовность к творческой практике применять знания, полученные в процессе обучения теоретических знаний по рисованию.

3. Способность отразить свой творческий замысел, его идею, в готовой иллюстрации, путем проработки каждого этапа, начиная с эскиза и заканчивая полноценной работой.

Результаты освоения программы:

1. Личностные:

· развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

· реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) мастерства;

· позитивная самооценка своих творческих возможностей;

· учащиеся, занимающиеся по данной программе, участвуют в районных, конкурсах, в мероприятиях школы, а также знакомятся с работами других детей, что безусловно, расширяет кругозор, эстетически развивает их, будит инициативу и стремление к самосовершенствованию.

Метапредметные

· ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в творческой жизни класса, школы, города и др.;

· опыт, полученный в мастерской художественной росписи ткани (умение свободно выражать свои чувства в работе, самостоятельно заниматься оформлением работы, правильно использовать художественные навыки) будет востребован в жизни и поможет чувствовать себя комфортно в любой социальной среде, а также повлиять на выбор профессии;

· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;

· наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

3. Предметные:

· устойчивый интерес к изобразительному искусству и различным видам творческой деятельности;

· общее понятие о значении искусства в жизни человека;

· знание основных закономерностей изобразительного искусства на примере пройденных художественных произведений, общее представление о творческой картине мира;

· элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

· по истечении срока обучения по программе, получив знания и навыки, учащиеся имеют возможность реализовать свои умения в жизни.


 

 

Таблица 1

Тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Введение. 2 1 1 Устный опрос. Практическая работа.
2. История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремесла. Виды традиционных ремёсел. 2 1 1 Практическая работа.
3. Виды декоративно-прикладного искусства. 2 1 1 Устный опрос. Практическая работа.
4. Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. 2 - 2 Практическая работа.
5. Материалы и инструменты. Виды инструментов, используемых при росписи ткани. 2 1 1 Тестирование. Практическая работа.
6. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. 2 - 2 Устный опрос. Практическая работа.
7. Композиция как система размещения ее элементов и составляющих. 2 - 2 Письменный опрос. Практическая работа.
8. Значение цвета. Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. 2 1 1 Устный опрос. Практическая работа.
9. Формы композиции. Правила размещения композиции. 2 1 1 Письменный опрос. Практическая работа
10. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. 2 1 1 Практическая работа.
11. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие. 2 1 1 Устный опрос. Практическая работа.
12. Свободная роспись тканей. 2 - 2 Практическая работа.
13. Рекомендации по подбору тканей для конкретной росписи. 2 - 2 Практическая работа.
14. История развития техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»). 2 1 1 Тестирование. Практическая работа.
15. Роспись ткани в техниках «бандан» и «складной батик» 2 - 2 Практическая работа.
16. Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды. 2 - 2 Практическая работа.
17. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки. 2 - 2 Устный опрос. Практическая работа.
34 9 25

 

Образовательные технологии, применяемые на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей»

1. Проектная технология.

Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Данная технология применяется в следующих темах: «Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды»; «Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки, как итоговый проект».

2. Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Данная технология применяется в следующих темах: «История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремесла. Виды традиционных ремёсел».

3. Технология творческих мастерских.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Данная технология применяется в следующих темах: «Свойства тканей, их взаимодействие с красителями»; «Формы композиции. Правила построения композиции».

 

Оценочные средства

1. Практическая работа – это метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определённые практические задание, в процессе воспринимают и осмысляют новый учебный материал.

– «5» – Соблюдение техники безопасности. Работа выполнена качественно и аккуратно, с учетом последовательности действий. Знания, полученные на уроке, уверенно применяются во время выполнения практической работы.

– «4» – Соблюдение техники безопасности. Работа выполнена качественно и аккуратно, но допущены ошибки.

– «3» – Соблюдение техники безопасности. Практическая работа выполнена качественно, но неаккуратно, либо не соблюдена последовательность выполнения работы.

– «2» – Несоблюдение техники безопасности. Практическая работа выполнена некачественно, неаккуратно.

Будет использоваться в таких темах как: «Вводное занятие. Введение»; «История развития ремесел, исторические корни, традиционные русские ремесла. Виды традиционных ремёсел»; «Виды декоративно-прикладного искусства»; «Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве»; «Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве»; «Композиция как система размещения ее элементов и составляющих»; «Свойства тканей, их взаимодействие с красителями»; «История развития техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»).

2. Устный опрос– это беседа, позволяющая опрашивать и контролировать знание учащихся, сразу же поправляя, повторяя и закрепляя знание, умение и навыки.

Критерии оценивания:

– «5» – Полнота и правильность предоставленного ответа. Четкость и уверенность в знании терминов. Использование дополнительной информации. Активность на уроке. Ответ без подсказок.

– «4» – Правильность предоставленного ответа. Умение выразить и обосновать собственное мнение. Активность на уроке. Ответ без подсказок.

– «3» – Умение выразить и обосновать собственное мнение. Ответ с 1 подсказкой.

– «2» – Неправильный ответ или ответ с подсказками.

Будет использоваться в таких темах как: «Вводное занятие. Введение»; «Виды декоративно-прикладного искусства»; «Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве»; «Значение цвета. Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции»; «Подбор красителя к ткани, их взаимодействие»; «Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки».

3. Письменный опрос– метод контроля, охватывающий всех учащихся, проводится в виде самостоятельных, контрольных работ.

Критерии оценивания:

– «5» – в процентном соотношении необходимо набрать ≥ 90%;

– «4» – в процентном соотношении необходимо набрать 60-89%;

– «3» – в процентном соотношении необходимо набрать 40-59%;

– «2» – менее 40%.

Будет использоваться в таких темах как: «Композиция как система размещения ее элементов и составляющих»; «Формы композиции. Правила построения композиции».

4. Тестирование – способ письменного опроса, при котором учащиеся выполняют задания, не предусматривающие готовых ответов, позволяющие формулировать их в свободной форме.

Критерии оценивания:

– «5» – в процентном соотношении необходимо набрать ≥ 90%;

– «4» – в процентном соотношении необходимо набрать 60-89%;

– «3» – в процентном соотношении необходимо набрать 40-59%;

– «2» – менее 40%.

Будет использоваться в таких темах как: «Материалы и инструменты. Виды инструментов, используемых при росписи ткани»; «История развития техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»).

 

Информационное обеспечение:

1. Гильман, Р. А. Художественная роспись ткани: учеб. пособие / Р. А. Гильман. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 160 с.

2. Давыдов, С. Энциклопедия. Батик-техника, приемы, изделия / С. Давыдов. – М.: АСТ - ПРЕССКНИГА, 2016. – 184 с.

3. Дворкина, И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И. А. Дворкина. – М.: ОАО Радуга, 2017. – 160 с.

4. Кожохина, С. К. Все о картинах на ткани / С. К. Кожохина. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 144 с.

5. Успенская, Е. Искусство батика / Е. Успенская. – М.: «Внешсигма», 2020. – 111 с.


 

2. Методическое обеспечение занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей»

Тема 13. Рекомендации по подбору тканей для конкретной росписи.

Практическая работа:«Рисунок цветков»

В начале урока предлагаются 4 кусочка ткани разного текстиля, простые карандаши, рамка и красители. Также в начале урока даетсяопределенная тема: цветы. На протяжении всего урока необходимо будет пробовать окрасить ткань (их четыре, по очереди), натянутую на рамку. Предлагается несколько видов красителей. Необходимо передать по очереди на всех различных кусочках ткани определенными красителями тему урока — это цветы (или отдельный цветок). После этого нужно дать ответ, какая ткань подходит для определенной росписи. Далее, нужно сверить данные  ответы с правильными и дать оценку.

После окончания практической работы выполненные работы презентуются перед всем классом (рис. 7)

 

Рис. 7. Пример работ.

Тема 14. История развития техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»).

Теоретическая часть : техника «бандан», история развития техники «бандан», виды техники «бандан», особенности техники «бандан».

Техника «Бандан» – одна из самых древних видов росписи тканей. Зародилась она по одним источникам в Индии, по другим в Индокитае еще в VII веке и называлась техникой «планги». Суть её заключалась в том, что на ткани при помощи ниток завязывали мелкие узелки по определённой схеме, а затем окрашивали. Когда с просохшей ткани убирали нитки, на ней получался рисунок с расположенными в задуманном порядке пятнами неокрашенной ткани, напоминающими горошины. Эту процедуру можно было повторить несколько раз, чтобы добиться получения ткани со сложным орнаментальным рисунком.

Техника позволяла также создать интересный эффект жатой ткани. Способ получения рисунка в росписи по ткани при помощи завязывания узелков или обматывания ткани ниткой или веревкой с успехом используется и в настоящее время для выполнения, как правило, творческих композиций. Только называют её теперь узелковым батиком, потому что рисунок получается путем завязывания узелков, хотя существуют и другие способы. Например, интересный рисунок можно получить путем складывания ткани в определённом порядке. При использовании этого способа на ткани получается, подчас неожиданный для начинающего автора геометрический рисунок. Человек, имеющий опыт работы в росписи может практически точно рассчитать свой рисунок по характеру и количеству складываний. Можно даже задумать вполне конкретную композицию и добиться желаемого результата.

В конце теоретического урока ученики пройдут тест по теме: «Роспись ткани в технике «Бандан» (прил. 8).

Практическая работа: «Роспись в технике бандан»

В начале урока всем раздаются куски ткани размером 20 на 20, красители и нитки. На протяжении всей практической работы нужно будет окрасить ткань, натянутую на рамку, с помощью техники «Бандан». Предлагается несколько видов красителей, из которых нужно выбрать только два или три цвета для использования в работе.

Дается одна общая тема: абстракция.

В процессе окрашивания в первую очередь ткань завязывается хаотично в несколько узелков, далее – идет процесс окрашивания ткани. (рис. 8) Важно, чтобы краски использовались в хаотичном порядке.

После окончания практической работы ткань высыхает и выполненные работы презентуются перед всем классом.

 

Рис. 8. Пример готовой работы.

Тема 17. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки.

По итогам дополнительной общеобразовательной программы задаются вопросы дляустного опроса:

1. Какая тема вам понравилась больше всего?

2. Какие темы вы бы еще добавили в данную программу?

3. Хватило ли вам времени на выполнение практического задания?

4. В чем были сложности при выполнении практического задания?

Проектная работа: «Итоговая проектная работа»

Необходимо подготовить выполненные работы за все пройденные уроки, оформить работы в рамки, паспарту. В первую очередь нужно подготовить презентацию ко всем работам. Нужно самостоятельно использовать знания, полученные на уроках, чтобы подготовить итоговую проектную работу.

Необходимо защитить проект перед всем классом. Будут оцениваться все работы и презентации на качество выполнения, после чего будет выполнена выставка (рис. 12)

Вопросы для итоговой защиты проектов.

1. Что было изучено в ходе уроков?

2. Какие техники использовались в работах?

3. Что подтолкнуло к выбору этих техник?

4. Какие материалы были использованы в работах?

Рис. 12. Выставка работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни батик очень актуален и популярен, как популярны многие традиционные виды народного искусства. Занимаются батиком не только профессионалы, но также люди по своей профессии далекие от искусства. Причина увлечения художественной росписью зачастую кроется в желании современного человека украсить свой интерьер, создать эксклюзивные изделия и аксессуары, с помощью которых можно подчеркнуть свою индивидуальность.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

В курсовой работе была поставлена цельразработать методику проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов.

Таким образом, ведущей идеей курсовой работы была разработка методики проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей», в процессе которой были решены следующие задачи:

1.      Разработана дополнительная общеобразовательная программа «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов, состоящая из цели, задач, компетенций, результатов и тематического планирования.

2.      Определено содержание занятий по дополнительной образовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей» для учащихся 7 классов, состоящее из 17 тем, включающие теоретические и практические работы, необходимые учащимся при освоении программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алпатова, И. А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство / И. А. Алпатова. М.: Изд. Интро, 2018. 3 Т. 312 с.

2. Алферов, Л. Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. / Л. Г. Алферов. Ростов н/Д.: Феникс, 2016. 352 с.

3. Арманд, T. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани / Под ред. Н. Н. Соболева. М., 2018. 197 с.

4. Бирюкова, Н. Западноевропейские ткани XVI-XVIII вв. / Н. Бирюкова. М., 2018. – 384 с.

5. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. М.: Изобразительное искусство, 2017. 240 с.

6. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. М.: Изобразительное искусство, 2017. 216 с.

7. Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. А. Гильман. М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2018. 159 с.

8. Гурьева, T. C. Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей // B сб. трудов НИИХП: вып. 6. М., 2019. 267 с.

9. Давыдов, С. Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С. Г. Давыдов. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. 184 с.

10.  Дворкина, И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. М.: Радуга, 2018. – 924 с.

11.  Дуглас, Ш. Русский текстиль 1928-1932 / Ш. Дуглас // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. М., 2017. – 924 с.

12.  Жоголъ, Л. Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий / Л. Е. Жоголь. Киев, 2018. 349 с.

13.  Жолобчук, А. Я. Подарки из батика / Жолобчук А. Я. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2015. 78 с.: ил. - (Подарок своими руками).

14.  Загребаева, Л. В. Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / Авт.-сост. Л. В. Загребаева. Мн.: Миринда, 2016. 224 с.

15.  Искусство батика. Энциклопедия художника. М.: Внешсигма, 2017. 111 с.

16.  Кабанова, О. Путешествие в технику горячего батика / О. Кабанова // Декоративное искусство СССР. 2017. № 1. с.31-45.

17.  Каплан, Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы: Учеб. пособие для сред. проф. техн. учеб. заведений. М.: Высш. школа, 2020. 176 с.

18.  Каптерова, Т. П. Искусство Средневекового Востока / Т. П. Каптерова, Н. А. Виноградова. М., 2019. – 205 с.

19.  Кузнецова, С. С. У истоков индонезийской культуры / С. С. Кузнецова. М.: 2018. – 210 с.

20.  Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / под общ. ред. Л. В. Загребаева. Мн.: Миринда, 2018. 224 с.

21.  Львова, Е. П., Фомина, Н. Н., Некрасова, Л. М., Кабкова, Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории). СПб.: Питер, 2018. 416 с.: ил.

22.  Мамонтов, С. П. Основы культурологии / С. П. Мамонтов. М.: Олимп, 2019. – 305 с.

23.  Махмутова, Х. И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами / Х. И. Махмутова. М.: Эксмо, 2016. 64 с.

24.  Менди Саутен. Роспись по шелку / Руководство для начинающих. Ростов: Феникс, 2015. – 246 с.

25.  Миладинов, П. Полезные советы и рецепты для всех / П. Миладинов. – М., 2018. – 213 с.

26.  Миллер, Д. Интерьер. Цвет и стиль / Д. Миллер. – М.: Ниола XXI век, 2017. – 240 с.

27.  Пипер, А. Роспись по ткани / А. Пипер. – М.: АРТ-РОДНИК, 2017. – 47 с.

28.  Разина, Т. М. Искусство художественных промыслов на современном этапе: Сб. науч.трудов НИИЗП/ Отв.ред. Т. М. Разина. – М., 2020. – 173 с.

29.  Робинсон Р. Искусство батика: техники и образцы / Р. Робинсон. - М.: Ниола-Пресс, 2017. - 96 с.

30.  Роспись по шелку // Валентина. –2015. – № 1. – 304 с.

31.  Рудин, Н. Г. Художественное оформление тканей / Н. Г. Рудин. – М.: Изд. Интро, 2015. – 175 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Задание: нарисуйте на листке А4 определенного ремесла с помощью гуаши, используя знания из теории. Ремесло выберите из представленного списка.

Примерное изображение:

 

Рис. 13. Кузнечное дело

 


 

Приложение 2

Ребусы

 

Рис. 14. Ребусы

 

Ответы:

1) Бисер

2) Стеклярус

3) Рубка

4) Бусина

Приложение 3

Игра «Кроссворд»

Рис. 15. Кроссворд


 

Приложение 4

Роспись надо начинать

 

А) от темного к светлому

 

Б) от светлого к темному

 

В) знать не знаю, ведать не ведаю

 

8. Для нанесения рисунка используют красители:

 

А) анилиновые

 

Б) акварельные

 

В) гуашевые

 

9. Для работы используют кисточки из:

 

А) синтетики

 

Б) белки

 

В) колонка

 

Г) собаки

 

10. Шелк перед натягиванием надо:

 

А) постирать

 

Б) погладить

 

В) намочить

 

При высыхании краски

 

А) темнеют

 

Б) светлеют

 

В) не меняются

 

12. При росписи фона в соляной технике используют:

 

А) поваренную соль

 

Б) морскую соль (без красителей)

 

В) йодированную соль

 

 

КЛЮЧ: 1В, 2В, 3Б, 4Б, 5В, 6Б, 7Б, 8А, 9А, 10А, 11Б, 12АБ.

Приложение 5

Композиция «Времена года»

 

Пример готового задания:

Рис. 16. Композиция из цветных кусочков


 

Приложение 6

Черно-белая композиция

Материалы: бумага А4, карандаши.

Класс делится на 4 команды. Каждой команде выдают по листку А4 и карандаши.

Задача каждой группы: составить черно-белую композицию (в виде абстракции) и представить перед всем классом.

 

Пример готового задания:

Рис. 17. Черно-белая композиция


 

Приложение 7

Игра «Цветовая гамма»

Преподаватель заходит на сайт:kolor.moro.es

Данный сайт — это игра на сопоставление цветов.

Задача: выбрать из 4-х вариантов тот цвет, который соответствует отображаемому на экране.

Рис. 18. Скриншот с сайта kolor.moro.es

 

Класс внимательно смотрит на экран, и каждый ученик по очереди подходит к доске. Тот, кто не будет ошибаться и наберет больше всех баллов — получит самый высокий балл.


 

Приложение 8

Вопрос 1

Батик это -

- техника росписи;

- техника лепки;

- техника вышивки.

Вопрос 2

Родиной батика считается

- Япония;

- остров Ява в Индонезии;

- Китай.

Вопрос 3

В Европе узелковое крашение стало известным

- в 60 годы;

- до нашей эры;

- в начале XX века.

 

Вопрос 4

Что требует узелковый батик?

- умелое завязывание различных узелков;

- окраска;

- шитье.

 

Вопрос 5

Как выглядит рисунок узелкового батика?

- Множество полос, точек;

- Квадрат;

- Овал.

КЛЮЧ: 1А; 2Б; 3В; 4А; 5А.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Методика обучения и воспитания в технологическом образовании

По теме: Методика проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей»

 

Выполнил: студент 209-01 гр. 3 курса

ИГОиС

Фамилия Суюндикова        

Имя Софья

Отчество Темирлановна

Проверил: доктор пед. наук, профессор

Фамилия Насырова

Имя Эльмира

Отчество Фанилевна

Сургут, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

1. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы батика: художественная роспись тканей»..………………………………………6

2. Методическое обеспечение занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Основы батика: художественная роспись тканей»………………………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...…41


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности.

Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе. Ребенок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Но на сегодняшний день мы сталкиваемся с такой проблемой как отсутствие большего количества часов обучению батика как дисциплины. Исключение составляли только уроки технологии, где обучают только холодному батику одно занятие.

Актуальность – практическая значимость батика, применение полученных знаний в данной области и умений росписи тканей в реальной жизни. Участие в изготовлении работ из батика помогает реализоваться творческую направленность ребёнка, стимулирует активное отношение к труду, помогает узнать культуру различных народов.

При ограниченном времени на изучение искусства в школе важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Данная программа решает эту задачу, соединив в одном курсе изобразительное творчество и художественную роспись по ткани. Важным аспектом программы является реализация интересов потребностей детей в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою ин


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.357 с.