О воздаянии, то есть о посте, милостыне и молитве — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

О воздаянии, то есть о посте, милостыне и молитве

2023-02-03 39
О воздаянии, то есть о посте, милостыне и молитве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Третья и самая последняя часть покаяния называется воздаянием. Оно достигается трудом и правилом против греха. У воздаяния есть три добродетели, три сотрудника и помощника – пост, милостыня, молитва. Исполнение их, даже если они тяжки и трудны для плоти, много способствует покаянию, воздаянию и совершению правила против нашего греха, дает самой плоти радость и наслаждение.

 

Облецытесь во всеоружие Богу  

 

Ведь три самых больших греха – превозношение, сребролюбие и блуд. На них растет и чревоугодие. Эти три больших гиганта сражаются с нами постоянно; радость победы над ними и достигается названными тремя средствами: пост действует против плоти, милостыня – против сребролюбия, молитва – против превозношения.

Молящийся стоит как осужденный пред лицем Господа, с великим смирением. Держа пост, творя милостыню и молитву человек приносит совершенную жертву – самого себя и свои дела. Благодаря милостыне, он жертвует свое имущество, благодаря посту – смиряется плотью, а молитвой возносит душу Господу.

Необходимость и польза воздаяния узнается по различию Таинств крещения и покаяния. Божественное крещение есть дверь всех Таинств и именуется рождением души, внове входящей в христианское жительство, раньше чуждое ей. Она, словно младенец, полностью оставляет все, что было прежде, и получает другое и новое силой и благодатью святого крещения. А душа, возрождающаяся в духовную жизнь крещением покаянных слез, оставляет прежний грех, который влек ее к обвинению и мучению, и получает новое духовное жительство и благодать, где не остается ничего прежнего.

Поистине, Таинство покаяния – как очищение и врачевание души. Каждый раз оно излечивает совершенно и делает здоровым ослабшего. От прежней болезни в сокрушенном сердце не остается ничего. Когда оно полно покаяния, как полагается, то человек освобождается от греха и мучения.

Но так как именно такое сокрушение случается не часто, то мы очень нуждаемся в этих трех добродетелях, чтобы совершенно вылечиться от греха.

Сопровождай пост делами милости. Тогда он будет полезным и любезным Богу. Пост без любви и милости – как светильник без масла. Даруй свою милость и милостыню, чтобы Господь услышал твою молитву, простил твои грехи, искупил от будущих зол и пожаловал вечные блага. Пост угашает плотские страсти, уничтожает причины греха. Но он не дает совершенного здоровья без помазания милостыни, без потока благосердия и сопровождения благотворением. Пост излечивает раны от греха. Но следы их не сойдут без масла сострадания. Екклесиаст говорит: Как вода гасит пламя, так милостыня истребляет грех. И Амвросий Медиоланский Великий повторяет: «Поистине, велика сила милостыни. Родник любви угашает жар прегрешений, ибо если разгневанный на грешника Судия желает его наказать, то силой милосердия его прощает». Даниил пророк не нашел другого способа искупить Навуходоносора от угроз Господа, кроме благосердия. Он сказал ему: Прими совет, о царь, изгладь свои грехи милостью, а лукавство твое – делами благотворения нищим. Так сказал святой, потому что знал, какую силу имеет милость, чтобы расположить Всемилостивого Бога.

Раз эта добродетель такая могучая, то кто желает найти милость у Бога, пусть оденется в ее одежду. Пусть он ущедрит тем имуществом, какое ему дал Бог, и бедных, вдов и сирот. А если беден, то может помочь советом или поддержкой. Если и это невозможно, то сострадает сердцем – ибо и тогда бывает польза. Согласно Григорию Двоеслову, от всего сердца сострадать бедному уже немало. Одни помогают деньгами, а другие – душой. Великий Августин говорит, что нет большей милости, чем простить от всего сердца согрешившему. Раз ты сам не можешь прожить даже час без греха, то прости твоему брату, если желаешь, чтобы Господь простил твои собственные падения. То же самое говорит Кесарий: «У кого нечем выкупить пленника или одеть нагого, пусть принуждает себя не иметь ненависти в сердце к ближнему и не воздавать врагам злом за зло, но более всего их любить и молиться за них. Такой человек пусть имеет великую надежду на благосердие и обетование Господа нашего. Пусть он скажет Ему: «Дай мне, Господи, что я дал. Прости мне, как и я простил».

Мы не будем больше писать о милости, потому что ниже скажем отдельно об этой добродетели, весьма полезной для нашего спасения, ибо не подобает изучать ее так вкратце.

Третья часть воздаяния священная молитва. Когда молитва происходит с верой и великим смирением, то чего бы мы ни попросили в ней у Господа, без сомнения, получим, – как Господь установил нам во многих местах Святого Евангелия. Молитва есть соприсутствие и единение человека и Бога. Она есть восстановление мира, примирение с Богом, милость к грешникам, мать слез, мост через искушения, прекращение войны. Молитва – делание Ангелов, источник добродетелей, доставление благодатных даров, просвещение ума, невидимое продвижение, пища душе, отсечение отчаяния, доказательство надежды, разрушение печали, богатство монаха, уменьшение гнева, зерцало продвижения. Говоря в совокупности, молитва есть, воистину, судище и судебное решение для молящегося, кресло Судии Христа прежде будущего Судища. То есть молитва для того, кто молится, есть суд прежде Страшного Суда Второго Христова пришествия. Грешник сам осуждает себя, чтобы там оказаться невиновным. Счастлив тот, кто горько плачет здесь в молитве пред лицем Бога, потому что он не будет судим на том Страшном Суде.

Поэтому, возлюбленный, когда ты начинаешь молиться, оставь все телесные помыслы и чувства, покинь землю и море, вспомни, что ты намереваешься обращаться к Тому, пред Кем сейчас в великом страхе предстоят воинства безтелесных Сил, многоочитых Херувимов и шестикрылых Серафимов. Так, воспарив разумом над всем творением и возвысив свой ум по ту сторону всего, помысли о запретном для высказывания и о совершенно потустороннем уму: Божественной природе глубинной, неизменной, необратимой, простой, несоставной, нераздельной в трех Ипостасях, Свете непроходимом, Силе невыразимой, Красоте непостижимой. Отец, Сын и Святый Дух – в трех Лицах Бог. Трое Лиц, соцарствующие, единосущные, вечные, Едино Божество, едино Господство и Святость, все объемлющая, созидающая и освящающая. Едино Божество и Сила. Единый Царь царствующих и Господь господствующих. О Небесном Царе и мысли, когда молишься, но не представляй Господа в уме. Тогда ты поймешь Его величие, и сколь ты должен Его любить и благоговеть перед Его именем. Ибо Он – Бог Всемилостивый, прекраснее всех сынов человеческих, всеблагой, всеблагоутробный, страшный и праведный. Он Отец, любящий почтение, щедрый и благодетельный, Искупитель и Спаситель многомилостивый. Когда ты размыслишь над этими священными именами, то узнаешь, каким сердцем должен служить и почитать столь великого Владыку. Как Богу ты ему должен поклоняться, как Преславного – воспевать, как Всеблагого и Прекрасного – любить, как Праведного и Страшного – бояться, как Всемирному Царю – подчиняться, как Благодетельного – благодарить, как Бога – прославлять. Как Творцу и Создателю приноси ему в жертву самого себя и все, чем распоряжаешься, ибо это – Его собственные дарования тебе. И как у Спасителя и Искупителя проси в молитве помощи. Разумное творение полагает в своем Творце и Зиждителе деяния добродетели. Он есть все во всем, и пред Ним надо благоговеть, чтить Его всеми чувствами и движениями. Так и происходит во всех делах, совершающихся в Его славу. Но более всего и исключительным образом это исполняется в молитве, когда деяния сопровождаются такими добродетелями, как вера, надежда, любовь, смирение и другими подобными.

Но чтобы ты не думал, что Господь далеко отстоит от тебя, знай, что Бог неописуемый (неограниченный), Причина сущего, есть в каждом месте. Особенно, когда ты молишься, Он стоит, воистину, перед тобой, слушает твои слова, смотрит на твое благоговение и приветствует твои слезы. Когда ты видишь Его очами ума, то у тебя глубочайшее благоговение сердца, ибо ты сознаешь Его величие и свое недостоинство. Как сказал праведный Авраам, что скажу Владыке моему? Я земля и прах. Думай тщательно о всемогущей мудрости, о благолюбивой мысли преславного и пречестного Владыки. Его суть столь удивительна, что превосходит во всем ум и всякое разумение – не только человеческое, но и самих Небесных Сил.

Такого размышления достаточно, чтобы ты смирился до пыли земной, как червь недостойнейший, кто ты и есть. Тогда ты будешь стоять со страхом и трепетом великим пред лицем Господа твоего. Сколь более будет твое сердце предано в своих занятиях этому страху, тем менее твой ум сможет обращаться к житейским помыслам. Узда страха не позволит уму перескакивать на другие помыслы, находясь пред лицем Его величия.

Когда ты приходишь на встречу с земным царем, то стоишь со страхом и трепетом – при том, что он такой же человек, как и ты. Сколь более ты должен трепетно стоять, беседуя в молитве с Царем Ангелов и всего творения? Стой в молитве, о грешник, столь смиренно и жалостиво, как осужденный стоит перед судьей, – только так ты угасишь гнев праведного Судии: внутренним видом и внешним нравом, – чтобы получить совершенное прощение своих грехов.

Когда молишься, начинай с богомыслия и богоприличных похвал. Смиренномудренно произнеся славословия, переходи к просьбам. Проси не пищи или даже телесного здоровья – не проси ничего из того, что на земле, но проси Царствия Небесного. Необходимое телу Бог дает и без просьб, как Он установил словами: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все это вам приложится.

Если ты желаешь, чтобы твоя молитва исправилась яко кадило направилась как воскурения ладана и достигла ушей Царя Христа, то дай ей два крыла, как мы уже сказали: пост и милость. Она полетит на них очень легко. Ибо пост делает тонким ум и заставляет не учитывать тяжесть тела, – и так делает молитву сильной. А молитва усиливает пост и сокрушение сердца: насколько усердно ты молишься, настолько достигаешь ты умиления слезного. Будь в борении, сколь можешь, чтобы никогда не завершать молитву без слез и без боли сердца. Тогда к тебе придет сладчайшее утешение Духа. Чем чаще будет твоя молитва и слезы, тем больше ты будешь пренебрегать пищей тела, в согласии со сказанным Давидом: Я забыл о том, чтобы есть мой хлеб: слезами я орошаю ложе.

Когда молишься, добивайся безмолвия, успокоения, тишины, если желаешь, чтобы пришло умиление. Будь один, чтобы в том месте и в то время не услышать смятения, не встретиться с человеком; это происходит ночью, когда молчание и тишина во всем. И тогда весь твой ум будет в Боге.

Когда ты достаточно помолился и сделал все, о чем мы сказали выше, иди со страхом и верой к священному Причащению. О нем мы сейчас и напишем.

 

Глава 9

О подготовке к непорочному и святому Причащению

 

Когда видевший Бога Моисей сошел с Синайской горы, евреи не могли смотреть ему в лицо. Лицо его сияло, испуская лучи, будто второе солнце. Поэтому Моисей скрывал свое лицо покрывалом, встречаясь с людьми.

Так поступил и Небесный Моисей – наш Господь Иисус Христос. Когда Он вывел нас из страшного плена Египта, то скрыл Свою превышающую сияние сущность привычными вещами: под видом Хлеба и Вина, чтобы нас не устрашило безпредельное сияние и высочайшая слава Божественного величия.

О, безпредельное дарование и неизглаголанное благодеяние! О, неисчерпаемый источник, невыразимое ликование! Подобающим образом хвалится Мать Сион (Церковь) и прославляется через великий дар, приходящий к тебе с Неба. Это великое достоинство, более, чем чудное, есть твое лучшее одеяние и красота. Поэтому справедливо и истинно правильно, что ты строишь богатые храмы, сооружаешь славные алтари и чудные и благообразные престолы, золотишь колонны, воздвигаешь драгоценные амвоны, покрываешь стены расцветкой бархата и золотым шитьем, возжигаешь светолитие и творишь всякое другое благовидное приготовление – для почитания и благоговения перед таким святым и покланяемым Таинством. Однако сколь бы богато ты ни украсил храм, сколь бы ты ни сделал благ, – все равно это будет мало и ничтожно пред предстоящим. Делая, что ведаешь и можешь, ты тем не менее нисколько не увеличиваешь достоинство и величие Хлеба, ибо он безценен сам по себе и придает цену всему другому, ничего не беря от него. Именно благодаря таинственному Хлебу почитаются священники, престолы и алтари, им они освящаются.

И что в том дивного? Ведь Таинство заключает в себе Того, Кто создал весь мир, Кто – безпредельное море всяческого совершенства, согласно Давиду. Великий Господь восхваляем и Его величие безпредельно. Так как величие Бога не имеет конца, то мы не можем почтить Его в совершенстве. Перед достоинством Хлеба помрачается всякий ум и око. Всеблагой Бог в высшей степени облагодетельствовал нас великим и наидивным даром Таинства Причащения, что мы не можем Его подобающим образом возблагодарить.

Подобает, братья, чтобы я рассказал о великих силах и благодеяниях священного и удивительного Таинства. Сам предмет – безпредельное и неисчерпаемое море, оно не может поместиться в книге. Поэтому я напишу только о подготовке, необходимой собирающему Небесный Хлеб. Это очень важно, ибо Таинство обладает столь великой благодатью, что какова подготовка к нему причащающегося, таково и освящение, и полученная им благодать. Вспомни, что, даже согласно Аристотелю, все причины действуют качественно, в зависимости от положения, которое они находят в предмете: огонь сильнее разгорается в сухом дереве, чем в свежем и зеленом.

Итак, Христос, присутствующий в самом Таинстве, – а Он причина всех благодатных даров, – становится причастным и воздействует Своей благодатью в согласии с подготовкой и внутренним исправлением того, кто принимает Его. Он дает великую помощь принимающим Его достойно. И, напротив, причащающиеся недостойно получают горькую смерть.

Согласно Иоанну Дамаскину, все, производимое земным хлебом в плоти человека, совершает в душе и Небесный Хлеб. Телесная пища укрепляет, усиливает и укрупняет тела, которые не болеют, – а ослабшим, полным дурных соков, очень вредит. Поэтому врачи во время болезни велят воздерживаться и ничего не есть. То же самое делает и эта в Боге основывающаяся Пища. Для добродетельных и благоговейных людей, готовящихся достойным покаянием и исповедью, она становится истинной и вечной жизнью. А для грешников и неблагоговейных людей с нечистой совестью, не совершивших подобающего покаяния и исповеди, не выполнивших своих обязанностей, она становится прологом великой порчи и смерти души, и мучения, – что претерпел предатель Иуда и другие. Огонь попаляет недостойных. Недостойными считаются те, кто не очищены святой исповедью, кто не исполнили тех канонов, которые дал духовник. Достойными мы называем совершающих приготовление и исправляющихся.

Прежде всего ты должен знать, что здесь недостаточно человеческого попечения, или даже ангельского, если не поможет благодать Всемогущего Бога. Поэтому подобает Его призывать с горячим желанием и смирением чтобы Он тобой руководил и тебе помогал. Ты должен очистить дом, куда придет обитать Он.

Мы видим, что когда царь движется по дороге из столицы по необходимому делу и должен остановиться в какой‑то деревне на пути, то он не настаивает, чтобы крестьяне приготовили ему жилище (ибо они недостойны, у них нет всего необходимого), но посылает рабов, производящих подобающую подготовку от лица царя. Давайте молиться и мы, прося общего Господа, чтобы Он по Своему благосердию согласился войти в наш грязный дом и оказать великую милость, и послать чины Небесных Сил, которые бы убрали дом, куда войдет Небесный Царь.

Затем подобает очистить совесть от всякого смертного греха. Как говорит пророк, умываю в чистых сосудах мои руки, то есть смываю дела греха, и затем приближаюсь к жертвеннику. Потому нас и предупреждает апостол, когда говорит: Тот, кто ест этот Хлеб и пьет эту Чашу недостойно, тот виновен…, – написано в Первом Послании к Коринфянам. Эти слова показывают нам, что причащающиеся с грехом на душе подобны иудеям, распявшим Христа, ибо и те, и другие согрешили против Тела и Крови Спасителя.

Когда соединяются две противоположные вещи, то что произойдет, кроме разрушения? – Причем более слабая вещь совершенно исчезнет. А общее по природе легко соединяется и становится единым. Из металлов легко можно сделать сплав. А огонь с водой смешать нельзя, не уничтожив одного другим. Благодаря этому Хлебу человек соединяется с Богом и смешивается с ним.

Такое единство может быть вмещено только через разрушение более простой части. Как с порочным соединится Всеблагой? С надменным Смиренный? С грязным Чистый? С гневным Кроткий? Со злым – Многомилостивый? Как Бог Безгрешный соединится с повинным всякому греху и осуждению? Потому‑то и обязано быть хотя бы небольшое уподобление причащающегося Богу, чтобы соединение совершилось достойное.

Такому соединению препятствуют все грехи. Они враждуют с священным Таинством. Но более всех других – злоба и нечистота, от которых каждый должен себя охранять посильно. Хлеб Причастия есть Таинство любви и общности. В нем верные причащаются одной пищи и одного Духа и становятся единым, благодаря любви. Если это так, то величайшей неправедностью является подходить к Причащению с разделенным грехом сердцем.

Да не дерзает никто подходить к Престолу (Трапезе), не совершив то, что повелевает Господь, когда говорит: Если ты приносишь свои дар на жертвенник, и вспомнишь, что брат твой с тобой поссорился, оставь свой дар, пойди сперва, восстанови любовь с ним, а затем принеси свой дар. Именно так, подготовившись, и подходи к Небесной Трапезе, если не хочешь, чтобы прежде нее Господь тебе сказал: Друг, что ты вошел в это место без брачной одежды, – то есть любви, покрывающей (как одежда) множество грехов. Если у тебя не будет ответа, ты услышишь страшное решение Владыки: Свяжите его по рукам и ногам и бросьте во тьму кромешную (внешнюю).

Второй грех против Таинства – любого рода безобразие поведения и нечистота тела. Этот святой Хлеб заключает в себе чистейшую и девственную Плоть, которую породила Приснодева непорочная Пречистая Мария. Ты должен быть чист и незамаран душой и телом, если желаешь причаститься. Если во сне случится какая тень или представление плотской услады, то Закон повелевает воздержаться в этот день от священного Причащения и от любой другой святыни. Если в Ветхом Законе действия во сне отлучали человека на весь день от шатров и сопровождения народа Божия, то сколь более от священного Причащения и причастия самому Богу?!

Не только от смертных грехов должен отойти тот, кто будет причащаться, но и от малых, охлаждающих тепло благоговения. Ибо такое благоговение есть самая большая подготовка к Таинству. Необходимо воздерживаться сколь можно, чтобы увеличивалось желание и благоговение. Да не дерзнет кто есть Небесный Хлеб прежде исповеди, особенно совершив смертный грех, – ибо в душу несчастного войдет огонь и пламя, и он унаследует вместе с предателем Иудой вечное мучение.

Пусть устрашатся те, кто причащаются без исправления, чтобы понравиться людям, чтобы перед ними благоговели, что они, мол, добродетельны. Особенно замужние женщины, которые изменяют мужьям, а потом идут, мерзкие, и все в грязи причащаются, чтобы мужья их ни в чем не подозревали. О, трижды несчастна такая женщина! Первый грех – измена, просто мелочь в сравнении с грехом недостойного Причащения. Если тогда ты преступила только одну заповедь Закона, то теперь презираешь и распинаешь вместе с теми иудеями самого Бога, а это самое великое нечестие. Лучше с благоговением воздержаться от Причащения, а причаститься, когда будет воля духовника, чем принять отлучение вместо благословения. А если ты не можешь рассказать все своему мужу, то пусть лучше бы он убил тебя (что жестоко и безчеловечно), чем причаститься недостойно. Лучше принять временную смерть, чем скорбное и нескончаемое мучение.

А что я скажу о неблагоговейных священниках, которые безстыдно дерзают брать нечистыми руками непорочного и высочайшего Царя Славы, Которого даже святые Ангелы не могут видеть в глаза, но предстоят Ему со страхом и трепетом? О, ваше безстыдство! Как вы не боитесь, несчастные, что с Небес упадет молния и сожжет вас? Почему вы дерзаете, будучи недостойными, совершать трепетнейшую Жертву? Вы священнодействуете потому, чтобы вас не презирал мир, что вы оставляете священнослужение? Лучше быть презираемым здесь недолгое время, о человек, чем в компании бесов вечно испытывать невыразимую боль, о который мы напишем ниже.

Нет худшего греха, чем добровольно и охотно стать презирающим Божественное величие. Ибо за все, что ты совершил: блуд, убийство и подобное, где был соблазн плоти и содействие беса, ты найдешь милость и прощение благодаря покаянию. Но если ты священнодействуешь, безумец, – кто тебя заставляет, кто тебя принуждает? Ты беден и у тебя нет необходимого? Займись ремеслом и у тебя будет на жизнь, или проси милостыню. В мире и так есть несчетное множество священников, которых не презирают, а очень пред ними благоговеют, причем более, чем перед теми, кто служит недостойно. Когда ты воздерживаешься от священнодействия, случаются неприятности, и ты грешишь как человек, – но ты не лишаешься достоинства и Божественной благодати, сохраняешь священство, носишь епитрахиль, совершаешь молебны, службы, исповедуешь и все то, что входит в священство, – но только воздерживаешься от литургии.

Не только грешники, но и многие добродетельные люди, опасаясь огня Божества, оставляли священнодействие по благоговению. Если они, являясь достойными, не совершали Жертву, то как дерзаешь ты, будучи нечистым, предстоять такому величию? Поверь мне, что многие недостойные умерли в тот час, когда служили литургию, что потерпишь и ты. Прочти о том в главе 13.

 

Глава 10

О том же

 

Первое. Бойся, как бы тебя не постигло Божественное возмездие. Даже если здесь ты останешься без наказания, то тебя ждет страшнейшее мучение, если не обратишься, оплакивая свое беззаконие.

Второе, что требуется желающему причаститься достойно, – деятельное благоговение. Если ты спросишь, что под ним подразумевается, и каково это благоговение, – то я не смогу объяснить тебе иначе, как представив образ собранной с различных цветов благоуханной росы, источающей дивный запах. Благоговение – это духовное действование, составленное из других начал, из духовных и святых вожделений, которыми должна украшаться всякая душа, идущая на священную Трапезу.

О, Боже всемогущий, с каким сокрушением и умилением, с каким страхом и трепетом, с какими потоками слез, с каким сильным благоговением и смирением, с каким целомудрием тела и чистотой духа должно священнодействовать Божественное и страшное Таинство! – ибо воистину мы едим Твою Святую Плоть и пьем Твою Честную Кровь! Так претворяется Небесное с земным, божественное общается с человеческим. Ангелы предстоят, благодать священнодействует, и Жертва приносится чудным и неизреченным образом. Кто доподлинно изъяснит достоинство Хлеба, если Твое благоутробие не даст ему силы и возможности? О благоговении знайте, братья, что мы должны собираться в одном месте (1) с великим смирением и благочестием, (2) с любовью и верой, (3) желанием этого Хлеба. Эти три вещи необходимы, чтобы пробудить страх и благоговение.

Прежде всего подними глаза и посмотри, думая о безпредельном величии и власти Владыки. И там Он в своей сущности находится под видом Хлеба и Вина! Там в собственном смысле и вправду присутствует Божественное величие, сотворившее весь мир, перед Которым трепещут Небеса и все творения, от Которого получает сияние солнце и все звезды. Святые Ангелы стоят в дрожи, воспевая Его и славословя непрестанно. Пусть всякий поймет, сколь он должен содрогаться, собираясь причаститься. Поэтому и восклицает Павел: Пусть всякий сперва испытает совесть, и так уже будет есть этот Хлеб и пить Чашу. Ибо тот, кто ест и пьет недостойно, тот ест осуждение душе своей, потому что он не чтит как подобает Тело Господа нашего.

Евреи чрезвычайно благоговели пред Ковчегом Завета, бывшим только тенью и прообразом. Сколь же благоговеен должен быть ты, христианин, чтобы в своем сердце достойно принять самого Бога? Если ты посмотришь на бытие своей природы и на безчисленные свои прегрешения, то ты смиришься, сказав со слезами: «Как я дерзну, недостойнейший червь, принять без страха и трепета Владыку – когда я совершил столько грехов и беззаконий против Него! Как Высочайший войдет в мое сердце, которое стало гнездом змей и безобразнейшей пещерой василисков?» Таким помыслом ты смири, сколь сможешь, свое сердце и иди как блудный сын в дом благоутробного Отца, и со слезами воскликни к нему: Согрешил на Небо и пред Тобой и недостоин зваться Твоим сыном. Сделай меня одним из Твоих наемных работников. Плачь как мытарь и восклицай: Боже, милостив буди мне, грешному. Иди на Трапезу с таким стыдом и смирением, как стыдилась бы жена своего мужа, если бы она продала свою честь, а он ее простил и принял обратно в дом. Она бы, смею думать, не дерзнула больше видеть мужа в лицо, вспоминая, с одной стороны, беззаконие и безчестие, совершенное ей, а, с другой стороны, – доброту и благость мужа, который принял ее после греха, как прежде, и простил ей прегрешение.

Подобное благосердие и даже большее показывает Небесный Жених в этом Божественном Таинстве. Он принимает в Свой дом и даже сажает за Свой стол ту душу, которая бросила Его ради греха и стала наложницей, исполнявшей волю диавола. Затем душа вернулась к Богу, а Он ее не прогнал, не стал бранить за ее безумие, но, напротив, обнял ее.

Любовь и желание исправить свои пути еще более разгорятся, если подумать о другой части и осмыслить безпредельное благосердие Владыки к грешникам. Оно велело Ему сойти с Небес на землю, облечься в нашу плоть и умереть на Кресте ради нас. И чтобы мы не лишались Его, чтобы Он был с нами всегда, после Спасительной Своей смерти Он приготовил вместо Себя это Божественное Таинство, в Котором заключается Сам наш Спаситель и Владыка. Он нам оставил его, чтобы мы знали, как нуждаемся в лечении, и что всякий час дверь открыта, и больница готова, чтобы прийти туда и лечиться.

Как любовь была главной причиной Его сошествия на землю и предания Его в руки грешников, так опять же любовь велит Ему приходить в этот мир под видом Таинства Причащения и быть предаваемым в те же самые руки. Праведные им укрепляются, а грешники милостиво очищаются и прощаются. Хлеб Таинства есть пища здоровых и врачевание немощных, Жизнь живущих и Воскресение мертвых. Так смиряется безчинная война плоти, и получает силу благочестие души. Хлеб очищает грехи, увеличивает добродетели, животворит человека, дает ему стойкость, согревает, питает, обновляет, сохраняет и делает сильным. Он делает его кротким, терпеливым в трудах, благоговейнейшим к духовным вещам. Говоря просто, священный и чтимый Хлеб есть «царская шкатулка» (буквально «восприемница»), а Честная Кровь – общее врачевание немощных и отчаявшихся. Почему же, о человек, ты лишаешься по небрежности такого величайшего дарования? Прибегни со смирением и благоговением к священной Трапезе: если ты немощен – получишь желанное здоровье; если ты беден – обогатишься; если голоден – наполнишься всяким благом; если наг – оденешься; если ты устал – отдохнешь. Иначе, говоря просто, в каком бы благе ты ни испытывал нужду, – его найдешь здесь, в этой Манне с Небес, самой сладкой.

Третье – желание и стремление к таинственному Хлебу. Оно растет, когда ты узнаешь дарования и благодеяния, создаваемые им в душах, принимающих его с должным благоговением. Чтобы понять это лучше, знай, что взамен первого Адама, который был началом и причиной зол и скорбей, Бог послал другого Адама, то есть Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, Он же есть для нас причина всякого блага. Вместо того древа преступления, ставшего источником всех зол. Он дал нам Хлеб – начало всякого блага. Смирение второго Адама уврачевало раны, случившиеся от непослушания первого Адама. Святейшим Хлебом исцеляются все грехи и беды, возникшие из непослушного вкушения. Хлеб есть как бы духовная дверь больницы, устроенная премудрым решением Небесного Врача для излечения человеческого естества, умерщвленного ядом древнего змея.

Кто стремится понять, сколько благ доставляет нам в Боге находящийся Хлеб, пусть вспомнит, сколько зла и вреда пришло от того смертного древа. О нем сказал Бог: В какой день съедите от него, смертью умрете. Иначе Он сказал о Хлебе: Кто будет есть от этого Хлеба, будет жить в вечность. И еще: Если вы не будете есть Плоть Сына человеческого и пить Его Кровь, то не будете иметь в себе жизни. Видишь, что премудро противопоставляется эта еда той? – как врачевание, приготовленное против трудов и мук той первой пищи! Это и есть способ некоторого узнавания действования Хлеба Таинства.

Другой способ – понять, что входит в Пречестное Таинство. Оно есть Плоть Христова, соединенная с Божеством. Поэтому она участвует во всех благодатных дарах и силах самого Слова. Отсюда можно узнать, сколько благ дает тебе Сам Господь, когда ты Его принимаешь достойно. Он входит, чтобы почтить тебя Своим присутствием, чтобы помазать Своей благодатью, чтобы излечить тебя, чтобы омыть Своей Честной Кровью. После смерти Своей тебя воскресить, просветить, ранить тебя в сердце Божественной любовью‑рачением, благодатно наделить Своей безпредельной и неизмеримой сладостью, сделать причастником Его Духа, всякой радости и блага. Этот Хлеб укрепляет сердце человека, поднимает падших, созидает сердца сильными. Он делает крепкими немощных, дарует благодать скорбящим и стесненным. Он просвещает не имеющих мудрости, исцеляет немощных, воодушевляет унылых и ленивых. Он изглаживает соделанные согрешения, дает силу против будущих согрешений, уничтожает искушения, увеличивает веру. Он зажигает любовь, подкрепляет надежду, очищает совесть, делает принимающего причастником праведных решений Христа. Наконец, дает ему обручение будущего блаженства.

Если этот Хлеб совершает такие благодеяния, и Всеблагой Бог дает его даром, как не вожделеть такого богатства? Кто не будет стремиться к такой сладчайшей пище? Почему же ты ленишься и лишаешь себя блаженства? Иди со смирением и причастись, когда подготовишься, как мы написали, ибо ты не можешь оказать величайшее благодарение (то есть Евхаристию) Господу иначе, как причастившись достойно Его Плоти.

Ты принесешь такую пользу и самому себе, соединившись с Богом по Причастию, не оставляя бытие человека. Как железо, встречаясь с огнем, само становится огнем по причастию, таков и закон природных вещей: многое обращает немногое в свою природу. Так, если капля воды попадет в бочку с вином, то вода станет вином, потому что капля мала, и она будет побеждена количеством вина. И наоборот, если ты выльешь вино в море, то оно станет морем, ибо безмерная пучина победит его. Так и ты, человек. Когда ты соединяешься в священном Причащении с безпредельным морем Божества, то ты не превращаешь Бога в твою природу, ибо ты ничто в сравнении с Его величием, но соединяешься с Богом по Причастию и освящаешься Божественной благодатью.

Если так и есть, то почему ты не приходишь каждый воскресный день на дивную Трапезу? Во времена апостолов благоговейные причащались обычно каждый день, а более ленивые – раз в неделю. А теперь большинство причащается один раз в год, или два. Увы, увы! Те истинные рабы Христовы Святыми Дарами совершали знамения и чудеса. А мы, безумцы, по небрежности не можем продвинуться к лучшему. Мы дерзаем говорить, что теперь не то время, не нужно так часто причащаться. О, безумие! Разве Господь не желает, чтобы мы были так же спасены, как и они? Теперь – время наград и венков. Теперь – момент благоприятный, теперь – день спасения. Сейчас, когда мы много чаще уклоняемся к лукавству, Господь хочет нам показать Свои чудеса, сделать нас святыми во славу Его. Мы должны только быть готовы принять Дар, отказаться от сатаны и мира, как и установили в святом крещении.

Так поступали первенцы в вере. Они отдали имущество апостолам и каждый день причащались. От этого в них так разгоралась вера, настолько усиливалась любовь, что они не боялись смерти, но предавали себя от всей души на мучение. Они целиком были движимы благодатью и силой Хлеба жизни, который принимали каждый раз. А те, кто говорят, что достаточно причащаться раз в год, потому что, мол, мир полон греха, и мы недостойны принимать Тело и Кровь часто, не знают, что болтают. Ведь тот, кто недостоин этого каждый месяц, – разве достоин причащаться каждый год? Если грехи за месяц препятствуют тебе причаститься, то ясно, что грехи за год делают тебя еще более недостойным. Ибо чем больше проходит времени, тем худшие грехи ты совершаешь!

Златоуст говорит, что момент Причащения – не день праздника, но чистота совести. Кто совершает это каждый день с подобающей подготовкой, тот получает доход. А кто, напротив, причащается ежегодно с замаранной совестью, получает осуждение. Больной нуждается в лечении больше, чем здоровый. Пусть он прибегнет к духовному врачу для исцеления, а затем придет на духовную Трапезу и причастится Господнего Тела, которое есть всеобщее врачевание грехов. Только прежде должно подготовиться, как мы написали выше.

Если ты желаешь принять Царя Славы, о человек, то ты не приходишь внезапно, но выжидаешь несколько дней, охраняясь во всех чувствах и деяниях, дабы не согрешить даже самым малым уклонением. Не смотри на суету, не слушай неподобающих слов. Особенно охраняй чистой и незагрязненной дверь, в которую войдет Царь, то есть уста. Будь тщательно внимателен, чтобы не ругаться, не выдумывать ничего и тому подобное. Особенно охраняй сердце от постыдных и нечистых помыслов, ибо оно – ложе, на которое возляжет Сам Владыка. На нем не должно быть нечистоты, чтобы не смутить Непорочного. Поэтому оставь всякое житейское попечение и всякую службу в эти краткие дни. Если у тебя есть необходимое дело, то делай его благочинно и рассудительно, чтобы не препятствовать миру и успокоению души. Не пренебрегай душевным ради телесного, но думай о нем. Молись три дня прежде Евхаристии, думая обо всем сказанном выше, чтобы воздвигнуть в своей душе страх с любовью и желанием небесного Хлеба. Молись Богу и святым его, особенно Всенепорочной Владычице нашей Богородице. Моли и ходатайствуй к Ней, чтобы Ее благодать споспешествовала тебе принять Сына Ее и Владыку в твою душу во оставление твоих грехов.

За день до Причащения, то есть с вечера, мы постимся и ничего не едим, а ночью бодрствуем, молясь со слезами и умилением. Если ты не можешь поститься или бодрствовать всю ночь, то ешь только немного хлеба с водой после захода солнца и бодрствуй до полуночи, и молись, осмысливая величие и достоинство Царя, Которого ты примешь в своем доме. Не подобает наесться досыта с вечера и как скот спать всю ночь, а утром причащаться, когда в зубах твоих еще еда. На Святой Горе монахи, живущие отдельно, обычно постятся пред Причастием с понедельника до субботы: они не едят оливкового масла, вина и тому подобного, а соблюдают сухоядение, то есть вкушают один раз в день хлеб и воду с сырыми овощами. В пятницу они пьют святую воду для предварительного очищения, а в субботу причащаются, проведя в бдении и молитве всю предшествующую ночь. Этот чин нужно соблюдать и вам, мирянам. Тем более, что монахи причащаются десять раз в год и более, а вы, если уж и причащаетесь только два раза, вполне достойно можете сотворить небольшое воздержание. Так и в Москве обычно, когда миряне хотят причаститься, они не едят в среду, пятницу и субботу этой седмицы совершенно ничего. Помолись и прочти написанную ниже молитву (глава 11). В тот день, когда ты будешь причащаться, не допускай в ум никакого другого размышления или помысла, а только обдумывай Страсти Христовы, поношения, оплевание, бичевание и позорную смерть, принятую Им ради нас. Ибо Таинство Евхаристии возникло в память и напоминан<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.