О внимании и мужестве, которые потребны для добродетельных занятий — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

О внимании и мужестве, которые потребны для добродетельных занятий

2023-02-03 20
О внимании и мужестве, которые потребны для добродетельных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во всем сказанном выше самое трудное – победить естество и дурную привычку, но только так получают добродетель. Поэтому написанное нами здесь немного облегчит тяжесть труда и сгладит суровость пути.

Ибо мало пользы будет человеку, если он научится только узнавать благо, но не получит сил для его совершения. Трудность пути возникает не от силы греха и не от силы добродетели. По сути – грех противен естеству, а добродетель согласна с ним, поэтому грех должен был бы быть труден, а добродетель легка. Однако происходит наоборот, что возникает от испорченности «героя действия» – то есть сердца человека, расстроенного и растленного грехом.

Больному кажется невкусной благовидная еда, которая сладка для крепких. Ослабшие очи ненавидят яркий свет, к которому стремятся здоровые глаза. Так и нам добродетель кажется пресной, а грех приятным – не потому, что так на самом деле, – но от плохого состояния «действующего лица», то есть испорченного сердца. Необходимо найти какое‑то врачевание, чтобы вылечить немощь. Тогда мы приведем наше сердце в состояние, когда оно будет ненавидеть противное благу и стремиться к доброму. Без этого невозможно искоренить страсти и приобрести добродетели.

Прежде всего, необходимо благоговение. Благоговение есть легкость, небесная дорога, дуновение Святаго Духа, возвышение Его благодатью, луч веры, надежды и любви, дивное возсияние. Оно рождается от внимательного размышления о божественных делах. Оно преображает сердце таким образом, что в нем исчезает тяга к пороку, но оно пылает добродетелью. Ему сладостны божественные дела и вещи, а мирские кажутся пресными. Духовники знают, что те, кто чувствуют великое благоговение, воодушевляются на благо, а к пороку становятся ленивы и неподвижны. Поэтому тот, кто желает получить пользу, пусть старается по мере сил увеличить благоговение, ибо чем оно больше, тем легче происходит перемена и освобождение сердца.

О благоговении мы яснее напишем ниже, в главе 8. Лепящие фигурку из воска знают, что сначала надо размягчить его в руках, а потом запечатлеть на нем то, что желаешь. Так и тот, кто хочет отобразить добродетель в своем сердце, пусть сперва размягчит его теплотой благоговения, а потом делает тем, чем считает нужным. Так действуют и те, кто работают с сильным и упорным материалом. Разве мог бы что сделать кузнец без жара огня? – огонь размягчает грубейшее железо, и кузнец молотком работает с ним, словно с нежным и послушным воском.

Для преображения сердца мы нуждаемся в двух вещах: в молоте умерщвления, чтобы ковать и выпрямлять уклонения нашего естества, и в жаре благоговения, дабы размягчить сердце и сделать его податливым для молота. Благоговение и есть ключ и дверь нашего спасения. Его найдет тот, кто часто подходит к Божественным Таинствам, священному Причащению, размышлению о божественных делах, чтению духовных книг, хождению на церковные службы и келейные последования. Тебе необходимо заниматься духовным делом ежечасно и непрерывно, чтобы благоговение отпечаталось в твоем сердце, и ты не смог бы им пренебречь. Природа начинает создавать тело человека от сердца – от него исходит жизнь во все члены. Так и ты начинай духовную жизнь с молитвы, размышления и делания, ибо таким способом в тебя придет дух любви к Богу и страха перед Ним, давая жизнь твоим трудам.

Царь и пророк Давид: Я предвидел Господа пред лицем моим всегда  

 

Еще необходимо непрерывно заботиться о душе, ежедневно бодрствовать и похвально молиться, исполняя все дела, говоря и помышляя, – тогда все будет выноситься на суд разумного начала души. Посланец, направленный к крепкому царю, стоя перед всем царским собранием, внимателен и почтителен не только в словах, но и в благочинии телесном и всех других проявлениях. Так и раб Божий пусть принуждает себя всегда быть собранным и неусыпно благоговеть, чтобы хранить себя в любых делах и работах: беседует ли он, или ест, или в своем доме, или вне его, – чтобы жительствовать по закону Бога, по суду разумного начала, по благообразию своего лица. Говоря просто, он должен иметь такое внимание и благоговение, будто видит Бога пред собой. Это и есть правда. Святые видели Бога разумными очами. Как говорит пророк и царь Давид: Я предвидел Господа пред лицем моим всегда, что Он справа от меня. Если у тебя Господь всегда будет пред тобой, о человек, то как ты дерзнешь совершить безобразие? Неужели не будешь предстоять с великим благоговением? Множество очей, которые были у животных, увиденных пророком Иезекиилем, показывают бодрствующее внимание, нужное нам в этой жизни и нашем жительстве. Мы сражаемся с множеством врагов и должны найти помощь, чтобы не быть побежденными. Это и изображает чин 60 сильных, следивших за ложем Соломона с мечами в руках, – чтобы дать нам понять образ бодрствования и внимания, необходимого нам, ходящим среди стольких врагов.

Причина такого внимания – высота и благородство дела, особенно у тех, кто близок к совершенству духовного жительства. Чтобы обратиться и жить, как хочет Господь, без порицания и греховных склонностей в жизни, чтобы сохранить дух незамаранным телесными осквернениями и тем, что вызовет обвинение в день Суда, то необходимо все, сказанное выше, и то, о чем мы скажем позже и гораздо выше этого, – ибо речь идет о вещах небесных и невыразимо превосходящих человеческую природу.

Поэтому, как говорили в первой главе, нет более ценной учебы и более точного ремесла, чем найти свое спасение. Погляди внимательно, как работает каждый мастер: живописец, ювелир или любой другой, – чтобы сделать изящное произведение без ошибок? Смотри, с какой опаской и соображением идет тот, кто несет в руках чашу с драгоценной жидкостью, – чтобы ничто не расплескать? Понаблюдай, как кто переходит реку вброд и идет по камням, которые легко могут скатиться, – как он боится, как бы не упасть в бурный поток? И ты старайся, в меру сил, идти подобным образом, с вниманием и соображением, особенно в начале твоего пути, пока не привык. Не делай никакого дела, не произноси никакого слова, которое не было бы боголюбезным.

Один мудрец дает полезный совет: «Кто вожделеет приобрести какую‑нибудь добродетель, пусть представляет перед собой величественного и благотворного человека, и смотрит на него во всех своих делах и словах, что бы ни делал. Пусть представляет, что смотрит в глаза тому, к кому относится с великим благоговением». Ты видишь, как даже далекие от христианства мудрецы были точны в понимании добродетели? Полагай, что перед собой видишь не земного князя, но нашего Небесного Владыку и Царя. Ибо Он, Бог неописуемый, присутствует в каждом месте, слышит и видит тебя. Итак, пусть твои дела и слова будут подходящи Его величию, а твои деяния станут искать благодать Владыки, чтобы Он хранил тебя всегда без искушений.

Внимательность к себе должна иметь две цели. Первая: чтобы мы видели Господа в душе умными очами, стояли пред Ним, поклонялись и воспевали Его с благодарностью, приносили Ему жертву благоговения на жертвеннике нашего сердца. Вторая: чтобы были внимательны во всех деяниях, словах и размышлениях, не уклонялись от добродетели, но видели одним оком Господа, ища у Него благодати и помощи, а другим – свой образ благочиния и жительства. Таким образом мы распорядимся светом Божественной благодати с пользой, осмысливая Божии творения и дела, внимая, с одной стороны, благодетельному Богу, а, с другой, – всему, что должны делать.

Если мы не сможем всегда быть внимательными, то будем принуждать себя к тому, чтобы мысль об этом занимала большее время нашей жизни. И наша плоть не препятствует здесь. Ведь сердце и в телесных заботах может оставаться свободным, уходя от мирских попечений и скрываясь в постижении Господа.

В добродетели есть две трудности. Первая – умение отличать добро от зла. Вторая – способность побеждать зло и совершать добро. Для первого нужно бодрствующее внимание. Для второго – сила и большая тщательность. Если отсутствует одно из двух, то дело остается незавершенным. Поэтому, если выше мы сказали о внимании, то теперь напишем о силе духа и тщательности работы над собой, необходимых, чтобы одолеть трудность приобретения добродетели.

Знай, что как кузнец всегда держит молот в руках, одолевая жесткость железа, с которым работает, чтобы сделать его послушным своей воле, – так и тот, кто вожделеет спастись, нуждается в силе, будто в духовном молоте, ибо добродетель обретается в трудах. Без такой внутренней силы добродетель не дается, она всегда сопряжена с тяжестью и трудностями. Силой называется пост, молитва, бодрствование, послушание, целомудрие и другое подобное. Если у тебя нет этой силы, то не будет тебе никакой пользы.

Жезл Моисея совершал Божественной силой и помощью великие знамения и чудеса, он освободил израильтян от Египта. Так и жезл твоей силы победит все трудности, которые перед нами ставит «бережливость к самому себе» (себялюбие) и наш враг – диавол; и мы выйдем на свет с великой и славной победой! Поэтому не оставляй жезла принуждения и силы, – без него никакого чуда не происходит.

Всякое благо получается трудом и усилиями, без усилий ничего не дается. Поэтому и говорит Господь, что Царствие Небес берется силой, и употребляющие силу захватывают его. Это те, кто принуждают свое естество и отсекают плотские желания. Великим трудом обретается отдых, в битвах и сражениях – мир, потом и трудами – венцы, рыданием и слезами – радость и ликование. Благодаря требовательности к самому себе ты воспримешь сладчайшее рачение ко Христу. Поэтому в Притчах Соломона столько раз изобличается лень и восхваляется мужество и решительность. Небрежность никогда не создает ничего хорошего. Нет ничего более почтенного и более полезного, чем добродетель. Ее должны желать все и достигать великими усилиями.

Небрежные люди ленятся и не заботятся о добродетели из‑за трудности ее обретения и необходимости сурового подвига. Они складывают руки на груди и гложут свою плоть со словами: «Лучше малый отдых, чем руки, полные скорби и трудностей». Но, кроме собственной трусости, других затруднений для приобретения добродетели нет. Поэтому давайте обретем мужество, выберем суровый путь и так достигнем добродетели, а через нее – Небесного Царствия, которого удостаиваются только те, кто принуждают сами себя, одерживая победы над плотскими желаниями. Таким мужеством мы заставим исчезнуть «бережливость к самому себе», всю тягость себялюбия. Когда мы изгоним этого врага, то божественное рачение тотчас войдет в наше сердце. Здесь очень помогает пример добродетельных рабов Божиих.

Многие подвижники жили в дивном нестяжательстве. Они проводили всю свою жизнь бедно, без обуви, лишенные всего необходимого для тела. Они желали наполнить себя не едой и напитками, но желали голода и жажды. Они желали не богатства, не имения и вещей, но – крайней бедности. Они желали не плотского сладострастия, но – креста, скорби и мук.

 

Мученики за Господа – славные страдальцы  

 

Воистину, от первого дня, когда началась Христова Церковь, до сегодняшнего дня всегда были и есть мужи и жены, которые не только лишали себя всех радостей и вкушений мира сего, добровольно оставляли богатство и честь, бывшие у них, но и предавались жестоким борениям и чудесному подвижничеству. В монастырях и скитах, в пустынных местностях, среди суровых и недоступных гор, в пещерах и ямах, в диких и необитаемых лесах – жили они в скорби, злосчастии, в муках от жары солнца и холода ночи. Земля для них – постель, небо – крыша и одеяло. Питье для них – вода, а пища – трава. Они носят власяницу на голом теле и железные цепи. Они постятся и бодрствуют многие дни, крепнут годами, всю жизнь ни с кем не встречаясь. Говоря просто, они проводят тягчайшую и жесточайшую жизнь. Некоторые поднимались на колонны и столпы и простаивали там более 40 и даже 50 лет. Другие истязали плоть, чтобы мучиться здесь, но отдыхать вечно. Что более противно вожделениям язычников, как не избегать различных ухищрений? Наказывать плоть голодом, жаждой и другими истязаниями?

Что я скажу еще о страданиях и борениях мучеников? Кто не удивится, читая о их героических деяниях и свершениях?! Кто из нас, бездумных, не постыдится своей лени и слабости?! Ты видишь множество крепких воинов и прекрасных девушек, охотно предающих себя на смерть. Они не боятся и мощи огня, не печалятся о цвете телесной красоты. Они бросают жен, детей, братьев, матерей и дочерей, богатство, славу, честь и все мирское вкушение чтобы получить жестокую и позорную смерть. Не проходит дня, чтобы Церковь не праздновала память какого‑нибудь мученика. А часто в один день празднуются тысячи, или десять тысяч и даже больше. Церковь делает это не столько для того, чтобы мы почтили их празднованием, сколько чтобы мы получили пример, как преуспеть в добродетели, вспоминая перенесенные ими ради Небесного Царствия кары. Прочти Синаксари, и ты удивишься разнообразию способов и видов истязаний, которым безсердечные тираны предавали мучеников. Одних они поджаривали на углях, с других сдирали кожу, иных топили в реках, кипятили в котлах с маслом, обливали свинцом, рубили, кололи, закидывали камнями, привязывали к колесу, сдавливали, вырывали зубы и ногти, скребли их плоть. Нечестивейшие мучители (или, лучше сказать, лукавые бесы, которые им это растолковывали) изобретали и применяли самые грубые и страшные пытки. Беззаконники не столько искали погубить силу, сколько душу, чтобы угасить благочестие. Их безпощадность была столь велика, что они склоняли с силой верхушки двух деревьев, к одной привязывали одну ногу мученика, а к другой – другую, затем отпускали их, так что вершины, возвращаясь, разрывали мученика пополам.

 

 

Славные мученики – одушевленные святыни. В умственном смысле понимаемое всесожжение  

 

Все это и другое подобное делали страшные и безпощадные язычники, как то явлено в Синаксарях. Пусть, кто хочет, прочтет и подивится ревности и пламенному рачению мучеников. Они не печалились о своей плоти, даже дивные и прекраснейшие девушки. Премудрая Екатерина, Ирина, Варвара, Параскева и другие – их плоть просияла как снег. Они никогда не предпочитали красоту тела, не боялись мощи огня, ибо внутри них был другой, более сильный, невещественный огонь, который возжигал их сердце величайшим рачением – Божественным рачением к невидимым благам и неизреченному ликованию. И, горя таким желанием, они ненавидели временное наслаждение и вкушение.

Ты видишь, христианин, сколькими трудами они удостоились небесного блаженства? У них плоть была не другая, чем у нас. У них был тот же Бог, что и у нас, Помощник и Содетель. И слава та же, и венцы те же. И потому нельзя сказать, как болтают некоторые заблуждающиеся, что тогда были одни времена, а теперь другие. То же самое небо, те же самые стихии (природа), которые были тогда, – они и сейчас. Если они столь великими трудами и суровой смертью приобрели вечное Царствие, то почему ты не умерщвляешь свои плотские вожделения? Они выдерживали голод, жажду и злострадания, а ты не можешь поститься два дня в неделю? Они столько лет заключены были в мрачных и глухих темницах, а ты не хочешь удалиться от мира, чтобы совершить небольшой духовный подвиг и покаяние?

Если недостаточно примера всех святых, чтобы дать тебе силы к добродетели, то подними очи к святому Древу Креста. Ты видишь, Кто тот, Распятый, Кто претерпел это несравненное наказание ради любви к тебе? Воистину, пример достойный великого удивления и подражания! Если ты подумаешь о скорбях, трудах и истязаниях, то поймешь, что не было более грубых, чем претерпел Господь. Если ты поглядишь на достоинство Страдающего, то не найдешь более благородного. Если ты спросишь о причине страдания, то у Него не увидишь падений, и Он наказывался не для Своей пользы, но, по свойственному Ему благоутробию и благости, Он принял столь великое истязание за нас. Все страдания мучеников, все скорби праведных и все пытки мира сего совершенно не могут быть сопоставлены с Его и уподоблены им. Страсти Господа столь страшны, что дрожала земля, в исступлении смеркалось небо, камни раскалывались, – безчувственные вещи приходили в потрясение. Что же ты, разумный человек, – безчувственнее и неблагодарнее творений? Почему ты не сострадаешь и не испытываешь боль вместе со Страстями твоего Искупителя и Спасителя?

Поистине, гордый и страшный в безчинии тот человек, который видит Господа величия, проходящего вместе с любимыми Своими учениками через скорбь и мучение, – а сам сидит на троне и проводит жизнь в сладострастии и отдыхе. Царь Давид повелел Урии, когда он пришел с войны, идти отдыхать домой. Но хороший и благомысленный раб сказал: Ковчег Божий в Скинии, а рабы Царя спят на голой земле. Как я пойду домой, буду есть, пить и отдыхать? Я не буду этого творить, а только спасение твоего Царствия. О, вернейший и благомысленный раб, достойный стольких похвал, столь недостойно убитый!

И как же тогда ты, христианин, видя на Кресте твоего Владыку, не говоришь подобного? Одушевленный и Божественный Ковчег претерпевает грубейшие страдания и смерть, а ты желаешь наслаждений и удовольствий? Ковчег, который скрыто несет Манну и Хлеб Ангелов, страдает и вкушает уксус и желчь ради тебя, а ты требуешь отборных и прекрасных блюд? Сей Ковчег, несущий скрижали Закона то есть сокровища премудрости и разума Божия, презираем и попирается, а ты гонишься за почестью и хвалой?

Подумай о рабах Божиих, которые спят на голой земле, о пророках, апостолах и мучениках. Они прошли в скорбях и карах путь земного поселения. Если все святые и Сам Святой Святых прошли узкую и скорбную дорогу земного бытия, – то как по‑иному можно придти в место небесного блаженства, как не путем Креста скорбей?

Кто вожделеет и стремится стать наследником славы апостолов и мучеников, пусть станет общником Его Страстей. Если он желает радоваться вместе с ними и соцарствовать вместе с ними, пусть не тяготится быть сораспятым, претерпеть скорби и истязания и, благодаря временным пыткам и безчестием, удостоиться вечного ликования. Его же да будет всем нам достичь благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки. Аминь.

 

Глава 5

О сокрушении и умилении

 

Среди многих различных искушений и нарушений, думаю, нет более прискорбного, более заслуживающего рыданий и скорби, чем невнимательная и неподготовленная исповедь. Исповеди мы должны уделять больше внимания, чем любому другому телесному служению, как то и велит наша Церковь.

Я сам вижу, как многие люди приходят на исповедь без всякой подготовки, без покаяния и сокрушения сердца, без проверки совести. Поэтому, хотя они скажут все и затем причастятся, тотчас возвращаются к своим собственным испражнениям, то есть впадают в те же самые грехи. Не пройдет и месяца, а они снова испачкаются как свиньи в грязи и отбросах.

 

Блудница умывает ноги Господа  

 

Это великое презрение к церковным таинствам. Похоже, что шутят и надсмехаются над Богом те люди, которые просят прощения прежних проступков, – они как будто бы желают исправить свой образ жизни, а затем тотчас возвращаются к подобным и большим беззакониям. Тот, кто желает освободиться от такой опасности и обратиться от всего сердца к Господу с истинным покаянием, – пусть часто читает эту главу. В ней мы даем некоторые полезные душе наставления, относящиеся к покаянию.

Покаяние делится на три части: сокрушение сердца, исповедь, удовлетворение. Начнем разговор с беседы о сокрушении. Сокрушение занимает первенствующее место в покаянии. Оно было абсолютно необходимо в борьбе против греха: и прежде Закона, и после Закона – вечно и всегда. Сокрушение имеет столь великую силу, что в некоторых случаях исторгает человека из греха и прежде исповеди, однако только если он намерился потом исповедоваться и исповедовался. Оно приводит человека в благодатное состояние, делает другом Божиим из врага, каким был прежде. Этого не может дать одна исповедь без сокрушения. Кто от всего сердца стремится вернуться к Господу, кто вожделеет войти как блудный сын в отцовский дом, пускай знает, что первая дверь, через которую он должен пройти, сокрушение. Оно подобно принимаемой жертве, которую мы можем принести Господу. Сердце сокрушенное и смирившееся Бог не уничижит.

Сокрушение состоит из двух частей. Первая часть – покаяние в прошлых грехах. Вторая часть – твердый замысел и надежное решение не творить больше в будущем грех.

Первое ты должен делать, если действительно каешься, если возненавидел от всей души свои грехи, с несравненной болью сердца. И пусть так будет не от страха перед адским мучением, или потому, что не попадешь в Небесное Царствие, – но потому, что омерзительным грехом ты огорчаешь и заставляешь печалиться Всеблагого Господа. Мы обязаны Его любить и чтить больше всех творений. А справедливо сказать, что чаще огорчаем Его и делаем больно, греша и всячески попирая Бога. Нам искренне должно быть очень печально, что, обижая Его, Родного и Любящего, мы же сами о себе будем лить слезы. А вовсе не из‑за того, что можем потерять дорогое и желанное Царствие Небесное. Великий наш грех требует и сильной боли для исцеления.

Мы должны враждовать с грехом в безпредельной ненависти, ибо он непрестанно вредит нам. Сокрушение, благодаря которому грешник восстает из смерти в жизнь, есть Божественный дар и благодеяние. Это значит, что душу его удостоил посещения Владыка. Божий дар столь велик, что ты, человек, должен готовиться, чтобы, сделав все зависящее от тебя, удостоиться его принять. То есть необходимо тщательно исследовать свой ум, вооружаясь на грех и сокрушаясь сердцем.

Чтобы удостоиться благодати сокрушения о грехах, мы напишем в напоминание те вразумления, от которых ты получишь большую пользу. Их надо прочесть в месте безмятежном и спокойном, где можно такое устроить, чтобы помысел не рассеивался. Если тебе покажется, когда прочтешь наши вразумления, что ты не дошел до подобающей боли от грехов, не бойся и не ленись в этом деле, но подумай тщательно о прочитанном, и Господь тебе поможет, как Он Сам наставил нас через Исаию со словами: Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам. Только вправду имей вторую часть сокрушения – твердое намерение не грешить больше смертными грехами.

Раз ты имеешь намерение не грешить больше, не падать, то совершенно удались от того места и от того лица, с которым и где грешил. Например, если ты пал в неподобающее смешение плоти, ты должен уйти от такой женщины или выгнать ее из дома. Невозможно, если разорвана завеса благоприличия, и возник путь к лукавому пороку, тщательно охранить себя и не пасть вновь. «Место делает вора», – как говорит поговорка. Конечно, такое лекарство очень жестокое и тяжкое отделиться от дела и «друзей». Но есть некоторые болезни тела, никак не излечивающиеся иначе, как огнем и железом, – нужно отрезать какую‑то незначительную часть плоти, чтобы искупить все тело. Иногда больной меняет вредный воздух и климат и переезжает в более здоровое и безвредное место ради здоровья тела. Есть и некоторые болеющие душой, не имеющие другого врачевания, кроме этого, самого полезного.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.