Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2023-02-03 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Какие функции в традиционном обществе выполняла община?
Сельская община – важный (авторитетный) институт, руководивший жизнью деревни до начала ХХ в. Сост. из одного селения или неск.
Б. роль играли отношения:
* Родственные
* Соседские.
Предст. собой коллектив, организованный на демократических началах. Главный законодательный орган – сельский сход (собрание), в состав кот. вход. все домохозяева. Был выразителем интересов зажиточных крестьян и кулаков. Беднота не имела права голоса.
Соседские общины отлич. относит. замкнутостью (неохотно приним. дюдей со стороны).
Община (функции):
1) хозяйственные
* занималась распределением (переделом) земель м/у семьями общины
* следила за платежеспособностью к. семьи при производстве семейных разделов или наделов – способны ли они вести домашнее хоз-во и платить гос. повинности
2) решала вопросы, связ. с семейными отношениями
заключение, расторжение брака,
нарушение норм семейной жизни,
след. за нравств. обликом девушек (публичное посрамление, даже убийство),
* учреждение опеки над малолетними детьми после смерти родителей, даже при работоспособной матери. Она могла снова выйти замуж, а хоз-во, оставшееся после смерти мужа, должно быть сохранено для детей (следил за этим опекун).
3) религиозные
* община участв. в организации молений и сборе средств на расходы для их проведения (опр. день моления, каким богам принести жертву и др.)
* следила за выполнением запретов (рыть землю, рубить дрова и косить траву во время цветения хлебов).
2. Что находилось в общинной собственности, а что было частной собственностью рядового общинника?
в общей собственности | в частной |
Порядок пользования общественным имуществом (ОИ) опр-ся общим собранием (сходами). ОИ – совместное, кроме случаев, когда оно сдавалось внаем | |
Земля ( пруды, озера, дороги, мосты, улицы, выгоны, водопои) (ими польз. все жители селения сообща) поэтому ремонт мостов, дорог, чистка прудов было обязанностью всего общ-ва | Земля (пахотная, луга, лес, пастбища) Землепользование отд. угодьями (пахотная земля и в нек. степени – луга) – по решению «мира» (сельского схода), участок для рубки дров (лес) |
Семейное имущество Жилые и хозяйственные постройки Сельскохозяйственные орудия Рабочий и молочный скот Съестные припасы Домашняя утварь Одежда |
|
Пахотная земля перераспределялась по числу ревизских или наличных душ мужского пола (включая младенцев). Переделы происходили чаще в селениях, которые страдали от малоземелья (через 3-5 лет, в иных – через 12, 15, 20 лет).
При переделе участки по жребию перемещались от одного члена общины к другому, при этом общинник, потерявший свой хорошо обработанный и удобренный участок, ничем не вознаграждался от общины и не имел требовать никакой компенсации от общины.
Сенокосные участки переделялись каждый год. Качество лугов учитывалось. Луга делились на паи (что соотв. 10 душам). Вместе косили. Потом делили копны.
С проникновением кап. отн. в деревню община стала распадаться:
* ярче стало деление на бедных (безлошадных) и богатых, 1-е попадали в кабалу ко 2-м
* натур. хоз-во перестало себя обеспечивать
* община – тормоз производственных сил:
чтобы продать больше хлеба – нужно было лучше обраб. землю, но удобренн., ухожен. участок мог при переделе достаться другому общиннику:
лишь потом землю стали переделывать «с оговорками» (оставляя ухоженную землю за прежними держателями). Передел стан. формальным.
* распространение получ. аренда земли (преим. у татар и мордвы). Землю арендовали:
- бедняки (чтобы не умереть с голоду)
- зажиточные крестьяне (б. участки было арендовать выгоднее, чем м.)
|
- посредники скупали землю б. участками и по более выс. ценам сдавали в аренду по мелким участкам.
3. Каким было традиционное распределение трудовых ролей в большой патриархальной семье? Чем большая патриархальная семья отличалась от малой? Перечислите основные права и обязанности членов семей.
Семьи | |
большая (неразделенная) | малая (разделенная) |
1) Сложная: семья родителей + сыновья, их дети, внуки. М. жить в одном или неск. домах – но в одной усадьбе. Глава семьи – мужчина. В его ведении – все имущество, распределение за хоз. деят. С., полевые работы. Когда отец стан. старым, «власть» перех. в руки сыновей, совет. с отцом. Б. роль играла старшая женщина – жена главы семьи. Ведала всей женской половиной дома. Распоряж. домашн. хоз-вом. На особом положении – снохи. Их положение опр. трудолюбием и приданным, принесенным в С. Б. почет – у старших снох. Младшей снохе прих. работать больше всех. Дочери польз. б. свободой, вып. Меньше работ, т.к. счит. временными членами в родной С.; Не имели права на имущество С.; После замужества получ. только приданное (по усмотрению главы С.) В б. С. сыновья получали имущество по частям. После смерти отца наследство отца переходило к старшему брату (такой способ наследования наз. майорат). | Индивидуальная – входили в состав большой (не имели отдельного имущества, кроме приданного снох) |
2) братская |
С распадом б. семьи и утверждением малой стал господствовать обычай минората – преимущественного права наследования младшего брата (он оставался с отцом и получал его дом и хозяйство).
Трудовые обязанности в большой семье
Выполняемая работа | |
Мужчины | тяжелая физическая (обработка земли) |
Женщины 3) снохи и дочери | 1) Помогали косить и сушить сено 2) Убирать хлеб с полей, молотить его, веять 3) уход за скотом огородные работы заготовление запасов на зиму прядение, ткачество изготовление одежды для членов семьи |
Старики | присматривали за малолетними детьми вып. нек. дом. работы |
Прим. Конопляная полоса (из конопли делали одежду) – засевали мужчины, ухаживали и убирали – женщины.
4. В чем основное назначение обрядов жизненного цикла у народов Урало-Поволжья? Покажите на конкретных примерах, в чем проявляется типологическое сходство этих обрядов.
|
Обряд (ритуал) – условный тип поведения, но альтернативы – совершать или не совершать ритуал – не существовало.
Др. сл., это единственно возможный способ поведения человека и коллектива в кризисных ситуациях.
О. – гарантия благополучия социума. Поведение д. подчиняться опр. нормам. Всякое отступление от норм – угроза разрушить связи, сложившиеся м/у природой и человеком.
Ритуалы жизненного цикла – связаны с опр. вехами жизни человека. Их наз. также обрядами перехода, имея в виду переход человека из одного социального статуса в другой.
Различают обряды:
* Крайние (рамочные) – связаны с рождением и смертью (похоронами).
* Срединные – свадебные. Свадьба – начальный этап родильной обрядности (рождения детей).
Ритуал – не после события. Он – само событие и есть.
назначение обрядов:
Связ. с рождением/ смертью | Разорвать связи ребенка с миром природы и включить его с мир людей/ Наоборот: разорвать связи человека с миром людей и вернуть его с мир природы |
Свадебные | 1) оформление семейных отношений 2) получение социального разрешения на рождение детей |
Свадебные (С.) обряды
У к. народа сущ. свои жесткие возрастные рамки для заключения брака. Человек считался «настоящим» только после заключения брака.
Браки:
1) по сватовству,
2) путем похищения (умыкания) – с согласия невесты или насильственно (в т. ч.с согласия ее родителей, чтобы избежать расходом на свадьбу).
* Избегали браков с родственниками – брали невест из др. деревень.
* Браки м/у единоверцами.
У башкир:
родовая экзогамия – нельзя вступ. в брак членам одного рода.
Эндогамия – заключение браков внутри племени (т. с башкирами). Со временем стали закл. с татарами, казахами, ногайцами и др. (единоверцами).
Типология
Выд 2 группы С. обрядов:
1) татар и башкир
2) остальн. народов У.-П.
Свадебный обряд – драматич. действо (песни, плачи,приговоря, заговоры, игры, танцы).
Осн. фигуры – жених и невеста, вып. пассивные роли.
Активные роли – у родителей жениха и невесты, у подружки невесты и дружка жениха.
|
Все родственники участ. в матер. помощи молодым.
Обряды:
1) предС. – от сватовства до переодевания невесты.
Согласие на брак об. давал отец. У удмуртов и марийцев сущ. «плата за молоко» - монета, опускалась за пазуху матери невесты (потом передавала самой невесте и отказываться от брака уже было нельзя). У башкир – «за молоко» будущей теще дарили лисью шубу.
Сговор: оговарив. выкуп, приданное, подарки от родственников.
В состав выкупа (калым) об. входили деньги. У башкир – и скот. Выкуп получал отец невесты – до С. или во время С. У башкир и татар – пока выкуп оконч. не выплачен, невеста не могла зайти в дом к жениху.
Приданное – размер превышал сумму выкупа. Сост. из 2 частей:
· личных вещей невесты (счит. собственностью невесты),
· скота (осн. содержание П.) или денег.
Левират – вдова вых. замуж за мл. брата (или племянника) своего умершего мужа. У башкир и татар.
Сорорат – вдовец д. жениться на мл. сестре умершей жены.
Прощание невесты с девичеством – обряд мыться в бане и расплетать косу (днвичник). Поведение – причитания (брак равносилен смерти: пеките поминальные блины, купите на базаре доски для гроба).
После бани – мен. прическа. Смена головного убора. Ношение головного убора замужней – обязательно. Показаться мужчине с непокрытыми волосами = измена.
Собственно С.
Патрилокальные браки – жена переходила жить в дом мужа. Осн. обряды – отъезд в дом мужа.
· Нерасположение к жениху и его родне.
· Благодарность родителям, что вырастили; + укор за то, что отправл. На чужую сторону.
(Примаки (зятья в доме тестя) – явление редкое, заставляла т. крайняя нужда).
Спор за девичий головной убор такыя – игра девушек и женщин за него. Победа женщин (отнимали силой).
В 1 половине С. невеста лишала себя качеств живого человека (неспособность самостоятельно передвигаться по деревне – только с подругами, делать своими руками).
Во 2 половине – она вновь их обретала (обретая новое пространство для жизни).
В доме жениха невесту встречали хлебом-солью или медом-маслом (татары, башкиры).
Свадебный пир: угощения, подарки.
Невесту вели к воде (река, колодец). Бросала монетку. Набирала воды и несла в дом. После этого обряда – сразу приступала к выполнению дом. работ.
ПослеС.
Начин. после окончания С., отъезда всех гостей и завершались по истечении календарного года.
В конце С. Молодые вместе посещали родителей жены. Обряд возвращения молодой домой к родителям. У чувашей – через неделю после свадьбы, у башкир – через год.
Молодым разреш. принимать участие в развлечениях молодежи. Полноценными взрослыми они стан. По истечении одного календар. года и рождения 1-го ребенка.
После рождения реб. женщина приобретала статус матери, мужчина – отца. Наличие ребенка давало право:
|
1) называться семьей
2) отделиться от б. семьи и стать самостоятельными.
Венчание. Православные не придавали ос. значения. Брак счит. действит., если сост. С. обряд.
Брачный договор скреплял мулла – у башкир и татар.
Развод прох. сравн-но легко. Брак расторгался по желанию жены или мужа.
обряды, связ. с рождением
К. народ вним-но и бережно отн. к рождению детей. Обряды были принадлежностью и образованных и необразованных людей.
Веками склад. практика родовспоможения.
Успех родов зависел от бабки-повитухи. Она получ. вознаграждение от роженицы.
Исп. магич. ср-ва. Снимали серьги, браслеты, раскрывали двери, ворота, печные заслонки.
Вначале перерезали пуповину – на предмете, явл. трудовым для мужчин или женщин (столярный инструмент или веретено).
Выход плаценты – вторые роды. Послед обмывали и закапывали под печью или под порогом. Если ребенок рождался «в рубашке», ее высушивали и хранили, передавая будущим поколениям.
Новорожденный – материал, из кот. можно «слепить» настоящего человека. Он не счит. человеком, пока над ним не соверш. спец. обряд:
1) наречения имени
2) первого купания (каждые 40 первых дней жизни с добавлением, н-р, соли), укладывания в колыбель (из бересты, дерева, луба). В колыбель клали обереги (ножницы, Библию, Коран)
3) 1 стрижки волос, 1 зуба, 1 шага (ребенку перевязывали веревкой ноги и ножом разрезали их).
Родившемуся повитуха сразу давала имя.
Если дети не водились в семье, прибегали к обряду «обманывания злых духов» (якобы запутывали следы): рожденного передавали в окно бабушке или отцу, а в дом возвращали через дверь.
После родов молодую мать навещали женщины деревни. Обычай приносить угощение роженице.
Первая одежда рожденного – отцовская рубаха (для закрепления отцовской любви и долголетия).
Похоронно-поминальные обряды
Были моральной обязанностью живых по отн-ю к умершим. Душа умершего м. наказать живых.
Пожилые готовились заранее. Смерть – явление естественное. Энергия исчерпана. Цель похоронного обряда – облегчить умершему переход в мир иной. Мертвый д б. стать таковым не только физически, но и социально.
Связ. с религией. Поэтому выд. обряды, соверш-ся по:
1) христианским обычаям (русские, чуваши, мордва, удмурты, марийцы)
2) мусульманским (татары, башкиры)
3) языческим (вост. Марийцы, закамские удмурты, часть мордвы и чувашей).
Структура обрядов – общая. Прох. в 3 этапа:
1) подготовка умершего к погребению (обмывание, одевание, вынос из дома)
2) погребение
3) поминки.
Подготовка к погребению
Приглашение муллы или священника. Чашка с водой, чтоб душа омылась перед отходом.
Смерть касс. всех в деревне. Все спешили в дом и приносили с собой что-нибудь.
У всех: тот и этот – свет. В приготовлениях к погребению все делали наоборот: шили саван стежками от себя, полы мыли не к порогу, а от порога.
У татар и башкир хоронили в тот же день. Др. народы - на третий.
У христиан и язычников | У мусульман |
Осн. идея – жизнь после смерти. Гроб – новый дом (у марийцев и удмуртов – делали окошечко). Клали неоконченное дело (недоплетенный лапоть или недовязанный носок), необх. вещи (чашки, ложки), еду. Девушкам – головной убор замужних. | запрет класть вещи |
Гроб с покойником несли на руках или везли на санях | Гроб с телом клали на носилки |
Женщины провожали только до ворот. На кладбище не допускались |
Погребение
Мусульмане: укладывали умершего на спину или правы бок лицом к кибле (направление, куда обращаются во время молитвы).
Могилу засыпали, мулла прочитывал молитву (один сур из Корана). Потом раздавали милостыню. Все расходились по домам.
У всех: ставилась плита, надгробный камень, крест или столб. Над могилами – каменная обкладка или сруб из бревен.
Поминки
Способ общения с усопшим. В отличие от похорон, не были строго регламентированы религией.
Обяз. поминки – на 3 и 40 день. Приглашали всех, кто был на похоронах.
Обяз. обрядовые блюда:
У мусульман | У др. народов |
Жареное (запах отгонял злых духов) Лепешки из пшеничной муки Пшеничная каша на молоке | Блины Каша Место умершего за столом – ставили тарелку и ложку, кусок хлеба |
Особенно торжественные – на 40 день (душа умершего навсегда покидала дом). Можно и раньше, но никак не позже. У марийцев – в этот день пели и плясали под аккомпан. муз. инстр.
Кроме поминок по одному человеку, сущ. общинные поминки (всем селом).
Поминальные дни:
У мордвы | У башкир и татар | У православных |
Весенние (на Пасху) Летние (в Семик) | Когда оживала природа, устраивали спец. праздник, читали молитвы, готовили угощение | На святках Во время Масленицы В Троицу |
Посещение кладбищ было обяз.
Людей, умерших не своей смертью, не хоронили на кладбище.
5. Какие народы Урало-Поволжья до Октябрьской революции официально считались язычниками, христианами, мусульманами?
В середине 16 в. в Урало-Поволжье
Православное христианство | Мусульманство суннитского толка | Язычество |
русские | Татары, башкиры | Мордва, марийцы, удмурты, чуваши |
С включением У.-П. в состав Российского гос-ва осн. идея царской политики – христианизации и русификация народов.
Р.Г.Кузеев выд. 4 крупн. Этапа в реализации этой политики:
1) 1550 – 1730 г. = религиозная терпимость
(с 1650 г. – христианство нач. наступать)
Петр I (указ 1713 г.) заманивал в христианство ультимативно и методом «пряника»: помещики крестились – не хотели терять свои земли; крестьяне – освоб. от уплаты подушной подати на 3 года, рекрутской повинности, давали подарки, деньги.
3) 1730 – 1755 г.г. = насильственная массовая христианизация
(пик – 1746-47 г.г.).
Все нехристиане = язычники.
Образована Новокрещенская контора в Казани.
Разрушение мечетей в Казанской губернии (420 из 540).
В 18 в. подавляющее большинство нерусского населения было крещено.
В 1755 г. народы Башкирии начали массово ожесточенно сопротивляться. Политика поменяла курс.
3) 1780 – 1825 г. = политика сотрудничества с мусульманским духовенством
Новокрещенская контора в Казани реорганизована. Отменены привилегии и льготы новокрещенцам.
1773 г.- указ о терпимости во всем вероисповеданиям.
Были отменены запреты на строит-во мечетей
4) 1830 – 1850 г.г. = политика нетерпимости
Повод: отход от христианства новокрещенных.
В сер. 19 в. ситуация стабилизировалась, но царское правит-во продолж. борьбу с языческими обрядами путем штрафов, побоев, насильственных поборов и др.
В начале 20 в., до Октябрьской революции 1917 г., население Урало-Поволжья делилось на:
Православные христиане | мусульмане | язычники |
Мордва Марийцы Удмурты Чуваши Татары-кряшены Нагайбаки | Татары Башкиры | Нек. группы марийцев, удмуртов, чувашей (н-р, восточные марийцы, проживающие в Башк.) |
Христианизация, изменив некоторые этические и культурные границы, не разрушила этического самосознания финно-угорских и тюркских народов.
6. У каких народов до сегодняшнего дня сохраняются языческие верования и существуют культовые места и постройки?
Восточные марийцы, живущие в Башкортостане, до сих пор сохраняют свои языческие верования и называют себя чи мари, «истинные марийцы» (в отличие от марийцев, принявших христианство).
Из-за насильственного характера христианизация была поверхностной. Крестьяне не понимали смыла религии. Они смотрели на христ. святых также, как на своих языческих богов. Иконы для них – не изображение бога, а фетиш. Чуваши выкалывали глаза святым на иконах – не видят, не донесут богу.
Часто смешивали христианство и язычество, продолжая тайно и явно исполнять прежние обряды и приносить жертвы.
Это объясн. тем, что языческие верования имели у народов глубокие корни, переплетались с их хозяйством, образом жизни, общественным строем.
Языческая религия мордвы, марийцев, удмуртов и марийцев характер. развитостью и сложностью. Свидет-во тому –
* особые места молений,
* детально разработан. обряды,
* многочисленный пантеон (богов).
Для молений выбир. особые «священные» рощи, в кот. приносились жертвы около опр. дерева (березы, сосны, ели).
Под деревом зажигался костер, над ним вешали котел, где варили жертвенное мясо. Готовое блюдо выкладывали на спец. помост рядом. Кости закапывали в землю, шкуру вешали дерево.
Общее кол-во богов у удмуртов – 40 (главные – бог земли, бог земли, бог погоды).
У мордвы – главными были женские божества и мужские – их мужья.
Почитались лешие, водяные, банные существа, домовые.
Развиты семейно-родовые культы, в т.ч. культ предков.
7. К каким сельскохозяйственным занятиям и переломным периодам года были приурочены основные праздники годового цикла народов Урало-Поволжья?
Главные ориентиры в круговороте годовых сезонов для крестьян:
* Летнее и зимнее солнцестояние.
* Весеннее и осеннее равноденствие.
* Смена времен года.
Зимнее солнцестояние – солнце поворачивает на лето.
Основные праздники – календарные.
Их цель – обеспечить людям
* здоровье,
* хороший урожай
* богатый приплод скота.
8. Коротко охарактеризуйте основные календарные праздники весенне-летнего и осенне-зимнего циклов. Покажите сходство и различие этих праздников у народов Урало-Поволжья.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!