Глава 4. Общественный и семейный быт — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 4. Общественный и семейный быт

2023-02-03 26
Глава 4. Общественный и семейный быт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Какие функции в традиционном обществе выполняла община?

 

Сельская община – важный (авторитетный) институт, руководивший жизнью деревни до начала ХХ в. Сост. из одного селения или неск.

Б. роль играли отношения:

* Родственные

* Соседские.

Предст. собой коллектив, организованный на демократических началах. Главный законодательный орган – сельский сход (собрание), в состав кот. вход. все домохозяева. Был выразителем интересов зажиточных крестьян и кулаков. Беднота не имела права голоса.

Соседские общины отлич. относит. замкнутостью (неохотно приним. дюдей со стороны).

Община (функции):

1) хозяйственные

* занималась распределением (переделом) земель м/у семьями общины

* следила за платежеспособностью к. семьи при производстве семейных разделов или наделов – способны ли они вести домашнее хоз-во и платить гос. повинности

2) решала вопросы, связ. с семейными отношениями

заключение, расторжение брака,

нарушение норм семейной жизни,

след. за нравств. обликом девушек (публичное посрамление, даже убийство),

* учреждение опеки над малолетними детьми после смерти родителей, даже при работоспособной матери. Она могла снова выйти замуж, а хоз-во, оставшееся после смерти мужа, должно быть сохранено для детей (следил за этим опекун).

3) религиозные

* община участв. в организации молений и сборе средств на расходы для их проведения (опр. день моления, каким богам принести жертву и др.)

* следила за выполнением запретов (рыть землю, рубить дрова и косить траву во время цветения хлебов).

 

2. Что находилось в общинной собственности, а что было частной собственностью рядового общинника?

 

в общей собственности в частной
Порядок пользования общественным имуществом (ОИ) опр-ся общим собранием (сходами). ОИ – совместное, кроме случаев, когда оно сдавалось внаем  
Земля ( пруды, озера, дороги, мосты, улицы, выгоны, водопои) (ими польз. все жители селения сообща)   поэтому ремонт мостов, дорог, чистка прудов было обязанностью всего общ-ва Земля (пахотная, луга, лес, пастбища) Землепользование отд. угодьями (пахотная земля и в нек. степени – луга) – по решению «мира» (сельского схода), участок для рубки дров (лес)
  Семейное имущество Жилые и хозяйственные постройки Сельскохозяйственные орудия Рабочий и молочный скот Съестные припасы Домашняя утварь Одежда  

 

Пахотная земля перераспределялась по числу ревизских или наличных душ мужского пола (включая младенцев). Переделы происходили чаще в селениях, которые страдали от малоземелья (через 3-5 лет, в иных – через 12, 15, 20 лет).

При переделе участки по жребию перемещались от одного члена общины к другому, при этом общинник, потерявший свой хорошо обработанный и удобренный участок, ничем не вознаграждался от общины и не имел требовать никакой компенсации от общины.

Сенокосные участки переделялись каждый год. Качество лугов учитывалось. Луга делились на паи (что соотв. 10 душам). Вместе косили. Потом делили копны.

С проникновением кап. отн. в деревню община стала распадаться:

* ярче стало деление на бедных (безлошадных) и богатых, 1-е попадали в кабалу ко 2-м

* натур. хоз-во перестало себя обеспечивать

* община – тормоз производственных сил:

чтобы продать больше хлеба – нужно было лучше обраб. землю, но удобренн., ухожен. участок мог при переделе достаться другому общиннику:

лишь потом землю стали переделывать «с оговорками» (оставляя ухоженную землю за прежними держателями). Передел стан. формальным.

* распространение получ. аренда земли (преим. у татар и мордвы). Землю арендовали:

- бедняки (чтобы не умереть с голоду)

- зажиточные крестьяне (б. участки было арендовать выгоднее, чем м.)

- посредники скупали землю б. участками и по более выс. ценам сдавали в аренду по мелким участкам.

 

 

3. Каким было традиционное распределение трудовых ролей в большой патриархальной семье? Чем большая патриархальная семья отличалась от малой? Перечислите основные права и обязанности членов семей.

 

Семьи

большая (неразделенная) малая (разделенная)
1) Сложная: семья родителей + сыновья, их дети, внуки. М. жить в одном или неск. домах – но в одной усадьбе. Глава семьи – мужчина. В его ведении – все имущество, распределение за хоз. деят. С., полевые работы. Когда отец стан. старым, «власть» перех. в руки сыновей, совет. с отцом. Б. роль играла старшая женщина – жена главы семьи. Ведала всей женской половиной дома. Распоряж. домашн. хоз-вом. На особом положении – снохи. Их положение опр. трудолюбием и приданным, принесенным в С. Б. почет – у старших снох. Младшей снохе прих. работать больше всех. Дочери польз. б. свободой, вып. Меньше работ, т.к. счит. временными членами в родной С.; Не имели права на имущество С.; После замужества получ. только приданное (по усмотрению главы С.) В б. С. сыновья получали имущество по частям. После смерти отца наследство отца переходило к старшему брату (такой способ наследования наз. майорат). Индивидуальная – входили в состав большой (не имели отдельного имущества, кроме приданного снох)
2) братская  

 

С распадом б. семьи и утверждением малой стал господствовать обычай минората – преимущественного права наследования младшего брата (он оставался с отцом и получал его дом и хозяйство).

 

Трудовые обязанности в большой семье

 

  Выполняемая работа
Мужчины тяжелая физическая (обработка земли)
Женщины     3) снохи и дочери 1) Помогали косить и сушить сено 2) Убирать хлеб с полей, молотить его, веять 3) уход за скотом огородные работы заготовление запасов на зиму прядение, ткачество изготовление одежды для членов семьи
Старики присматривали за малолетними детьми вып. нек. дом. работы

 

Прим. Конопляная полоса (из конопли делали одежду) – засевали мужчины, ухаживали и убирали – женщины.

 

4. В чем основное назначение обрядов жизненного цикла у народов Урало-Поволжья? Покажите на конкретных примерах, в чем проявляется типологическое сходство этих обрядов.

Обряд (ритуал) – условный тип поведения, но альтернативы – совершать или не совершать ритуал – не существовало.

Др. сл., это единственно возможный способ поведения человека и коллектива в кризисных ситуациях.

О. – гарантия благополучия социума. Поведение д. подчиняться опр. нормам. Всякое отступление от норм – угроза разрушить связи, сложившиеся м/у природой и человеком.

Ритуалы жизненного цикла – связаны с опр. вехами жизни человека. Их наз. также обрядами перехода, имея в виду переход человека из одного социального статуса в другой.

Различают обряды:

* Крайние (рамочные) – связаны с рождением и смертью (похоронами).

* Срединные – свадебные. Свадьба – начальный этап родильной обрядности (рождения детей).

Ритуал – не после события. Он – само событие и есть.

 

назначение обрядов:

 

Связ. с рождением/   смертью Разорвать связи ребенка с миром природы и включить его с мир людей/   Наоборот: разорвать связи человека с миром людей и вернуть его с мир природы  
Свадебные 1) оформление семейных отношений 2) получение социального разрешения на рождение детей

 

Свадебные (С.) обряды

У к. народа сущ. свои жесткие возрастные рамки для заключения брака. Человек считался «настоящим» только после заключения брака.

Браки:

1) по сватовству,

2) путем похищения (умыкания) – с согласия невесты или насильственно (в т. ч.с согласия ее родителей, чтобы избежать расходом на свадьбу).

* Избегали браков с родственниками – брали невест из др. деревень.

* Браки м/у единоверцами.

 

У башкир:

родовая экзогамия – нельзя вступ. в брак членам одного рода.

Эндогамия – заключение браков внутри племени (т. с башкирами). Со временем стали закл. с татарами, казахами, ногайцами и др. (единоверцами).

 

Типология

Выд 2 группы С. обрядов:

1) татар и башкир

2) остальн. народов У.-П.

Свадебный обряд – драматич. действо (песни, плачи,приговоря, заговоры, игры, танцы).

Осн. фигуры – жених и невеста, вып. пассивные роли.

Активные роли – у родителей жениха и невесты, у подружки невесты и дружка жениха.

Все родственники участ. в матер. помощи молодым.

Обряды:

1) предС. – от сватовства до переодевания невесты.

Согласие на брак об. давал отец. У удмуртов и марийцев сущ. «плата за молоко» - монета, опускалась за пазуху матери невесты (потом передавала самой невесте и отказываться от брака уже было нельзя). У башкир – «за молоко» будущей теще дарили лисью шубу.

Сговор: оговарив. выкуп, приданное, подарки от родственников.

В состав выкупа (калым) об. входили деньги. У башкир – и скот. Выкуп получал отец невесты – до С. или во время С. У башкир и татар – пока выкуп оконч. не выплачен, невеста не могла зайти в дом к жениху.

Приданное – размер превышал сумму выкупа. Сост. из 2 частей:

· личных вещей невесты (счит. собственностью невесты),

· скота (осн. содержание П.) или денег.

Левират – вдова вых. замуж за мл. брата (или племянника) своего умершего мужа. У башкир и татар.

Сорорат – вдовец д. жениться на мл. сестре умершей жены.

Прощание невесты с девичеством – обряд мыться в бане и расплетать косу (днвичник). Поведение – причитания (брак равносилен смерти: пеките поминальные блины, купите на базаре доски для гроба).

После бани – мен. прическа. Смена головного убора. Ношение головного убора замужней – обязательно. Показаться мужчине с непокрытыми волосами = измена.

Собственно С.

Патрилокальные браки – жена переходила жить в дом мужа. Осн. обряды – отъезд в дом мужа.

· Нерасположение к жениху и его родне.

· Благодарность родителям, что вырастили; + укор за то, что отправл. На чужую сторону.

(Примаки (зятья в доме тестя) – явление редкое, заставляла т. крайняя нужда).

Спор за девичий головной убор такыя – игра девушек и женщин за него. Победа женщин (отнимали силой).

В 1 половине С. невеста лишала себя качеств живого человека (неспособность самостоятельно передвигаться по деревне – только с подругами, делать своими руками).

Во 2 половине – она вновь их обретала (обретая новое пространство для жизни).

В доме жениха невесту встречали хлебом-солью или медом-маслом (татары, башкиры).

Свадебный пир: угощения, подарки.

Невесту вели к воде (река, колодец). Бросала монетку. Набирала воды и несла в дом. После этого обряда – сразу приступала к выполнению дом. работ.

ПослеС.

Начин. после окончания С., отъезда всех гостей и завершались по истечении календарного года.

В конце С. Молодые вместе посещали родителей жены. Обряд возвращения молодой домой к родителям. У чувашей – через неделю после свадьбы, у башкир – через год.

Молодым разреш. принимать участие в развлечениях молодежи. Полноценными взрослыми они стан. По истечении одного календар. года и рождения 1-го ребенка.

После рождения реб. женщина приобретала статус матери, мужчина – отца. Наличие ребенка давало право:

1) называться семьей

2) отделиться от б. семьи и стать самостоятельными.

Венчание. Православные не придавали ос. значения. Брак счит. действит., если сост. С. обряд.

Брачный договор скреплял мулла – у башкир и татар.

Развод прох. сравн-но легко. Брак расторгался по желанию жены или мужа.

 

обряды, связ. с рождением

К. народ вним-но и бережно отн. к рождению детей. Обряды были принадлежностью и образованных и необразованных людей.

Веками склад. практика родовспоможения.

Успех родов зависел от бабки-повитухи. Она получ. вознаграждение от роженицы.

Исп. магич. ср-ва. Снимали серьги, браслеты, раскрывали двери, ворота, печные заслонки.

Вначале перерезали пуповину – на предмете, явл. трудовым для мужчин или женщин (столярный инструмент или веретено).

Выход плаценты – вторые роды. Послед обмывали и закапывали под печью или под порогом. Если ребенок рождался «в рубашке», ее высушивали и хранили, передавая будущим поколениям.

Новорожденный – материал, из кот. можно «слепить» настоящего человека. Он не счит. человеком, пока над ним не соверш. спец. обряд:

1) наречения имени

2) первого купания (каждые 40 первых дней жизни с добавлением, н-р, соли), укладывания в колыбель (из бересты, дерева, луба). В колыбель клали обереги (ножницы, Библию, Коран)

3) 1 стрижки волос, 1 зуба, 1 шага (ребенку перевязывали веревкой ноги и ножом разрезали их).

Родившемуся повитуха сразу давала имя.

Если дети не водились в семье, прибегали к обряду «обманывания злых духов» (якобы запутывали следы): рожденного передавали в окно бабушке или отцу, а в дом возвращали через дверь.

После родов молодую мать навещали женщины деревни. Обычай приносить угощение роженице.

Первая одежда рожденного – отцовская рубаха (для закрепления отцовской любви и долголетия).

 

Похоронно-поминальные обряды

Были моральной обязанностью живых по отн-ю к умершим. Душа умершего м. наказать живых.

Пожилые готовились заранее. Смерть – явление естественное. Энергия исчерпана. Цель похоронного обряда – облегчить умершему переход в мир иной. Мертвый д б. стать таковым не только физически, но и социально.

Связ. с религией. Поэтому выд. обряды, соверш-ся по:

1) христианским обычаям (русские, чуваши, мордва, удмурты, марийцы)

2) мусульманским (татары, башкиры)

3) языческим (вост. Марийцы, закамские удмурты, часть мордвы и чувашей).

Структура обрядов – общая. Прох. в 3 этапа:

1) подготовка умершего к погребению (обмывание, одевание, вынос из дома)

2) погребение

3) поминки.

 

Подготовка к погребению

Приглашение муллы или священника. Чашка с водой, чтоб душа омылась перед отходом.

Смерть касс. всех в деревне. Все спешили в дом и приносили с собой что-нибудь.

У всех: тот и этот – свет. В приготовлениях к погребению все делали наоборот: шили саван стежками от себя, полы мыли не к порогу, а от порога.

У татар и башкир хоронили в тот же день. Др. народы - на третий.

 

У христиан и язычников У мусульман
Осн. идея – жизнь после смерти. Гроб – новый дом (у марийцев и удмуртов – делали окошечко). Клали неоконченное дело (недоплетенный лапоть или недовязанный носок), необх. вещи (чашки, ложки), еду. Девушкам – головной убор замужних. запрет класть вещи  
Гроб с покойником несли на руках или везли на санях Гроб с телом клали на носилки
  Женщины провожали только до ворот. На кладбище не допускались

Погребение

Мусульмане: укладывали умершего на спину или правы бок лицом к кибле (направление, куда обращаются во время молитвы).

Могилу засыпали, мулла прочитывал молитву (один сур из Корана). Потом раздавали милостыню. Все расходились по домам.

У всех: ставилась плита, надгробный камень, крест или столб. Над могилами – каменная обкладка или сруб из бревен.

Поминки

Способ общения с усопшим. В отличие от похорон, не были строго регламентированы религией.

Обяз. поминки – на 3 и 40 день. Приглашали всех, кто был на похоронах.

Обяз. обрядовые блюда:

 

У мусульман У др. народов
Жареное (запах отгонял злых духов) Лепешки из пшеничной муки Пшеничная каша на молоке Блины Каша Место умершего за столом – ставили тарелку и ложку, кусок хлеба

 

 Особенно торжественные – на 40 день (душа умершего навсегда покидала дом). Можно и раньше, но никак не позже. У марийцев – в этот день пели и плясали под аккомпан. муз. инстр.

Кроме поминок по одному человеку, сущ. общинные поминки (всем селом).

Поминальные дни:

 

У мордвы У башкир и татар У православных
Весенние (на Пасху) Летние (в Семик) Когда оживала природа, устраивали спец. праздник, читали молитвы, готовили угощение На святках Во время Масленицы В Троицу

 

Посещение кладбищ было обяз.

Людей, умерших не своей смертью, не хоронили на кладбище.

 

 

5. Какие народы Урало-Поволжья до Октябрьской революции официально считались язычниками, христианами, мусульманами?

 

В середине 16 в. в Урало-Поволжье

 

Православное христианство Мусульманство суннитского толка Язычество
русские Татары, башкиры Мордва, марийцы, удмурты, чуваши

С включением У.-П. в состав Российского гос-ва осн. идея царской политики – христианизации и русификация народов.

Р.Г.Кузеев выд. 4 крупн. Этапа в реализации этой политики:

1) 1550 – 1730 г. = религиозная терпимость

(с 1650 г. – христианство нач. наступать)

Петр I (указ 1713 г.) заманивал в христианство ультимативно и методом «пряника»: помещики крестились – не хотели терять свои земли; крестьяне – освоб. от уплаты подушной подати на 3 года, рекрутской повинности, давали подарки, деньги.

3) 1730 – 1755 г.г. = насильственная массовая христианизация

(пик – 1746-47 г.г.).

Все нехристиане = язычники.

Образована Новокрещенская контора в Казани.

Разрушение мечетей в Казанской губернии (420 из 540).

В 18 в. подавляющее большинство нерусского населения было крещено.

В 1755 г. народы Башкирии начали массово ожесточенно сопротивляться. Политика поменяла курс.

3) 1780 – 1825 г. = политика сотрудничества с мусульманским духовенством

Новокрещенская контора в Казани реорганизована. Отменены привилегии и льготы новокрещенцам.

1773 г.- указ о терпимости во всем вероисповеданиям.

Были отменены запреты на строит-во мечетей

4) 1830 – 1850 г.г. = политика нетерпимости

Повод: отход от христианства новокрещенных.

В сер. 19 в. ситуация стабилизировалась, но царское правит-во продолж. борьбу с языческими обрядами путем штрафов, побоев, насильственных поборов и др.

 

В начале 20 в., до Октябрьской революции 1917 г., население Урало-Поволжья делилось на:

 

Православные христиане мусульмане язычники
Мордва Марийцы Удмурты Чуваши Татары-кряшены Нагайбаки Татары Башкиры   Нек. группы марийцев, удмуртов, чувашей (н-р, восточные марийцы, проживающие в Башк.)

 

Христианизация, изменив некоторые этические и культурные границы, не разрушила этического самосознания финно-угорских и тюркских народов.

 

6. У каких народов до сегодняшнего дня сохраняются языческие верования и существуют культовые места и постройки?

Восточные марийцы, живущие в Башкортостане, до сих пор сохраняют свои языческие верования и называют себя чи мари, «истинные марийцы» (в отличие от марийцев, принявших христианство).

Из-за насильственного характера христианизация была поверхностной. Крестьяне не понимали смыла религии. Они смотрели на христ. святых также, как на своих языческих богов. Иконы для них – не изображение бога, а фетиш. Чуваши выкалывали глаза святым на иконах – не видят, не донесут богу.

Часто смешивали христианство и язычество, продолжая тайно и явно исполнять прежние обряды и приносить жертвы.

Это объясн. тем, что языческие верования имели у народов глубокие корни, переплетались с их хозяйством, образом жизни, общественным строем.

Языческая религия мордвы, марийцев, удмуртов и марийцев характер. развитостью и сложностью. Свидет-во тому –

* особые места молений,

* детально разработан. обряды,

* многочисленный пантеон (богов).

Для молений выбир. особые «священные» рощи, в кот. приносились жертвы около опр. дерева (березы, сосны, ели).

Под деревом зажигался костер, над ним вешали котел, где варили жертвенное мясо. Готовое блюдо выкладывали на спец. помост рядом. Кости закапывали в землю, шкуру вешали дерево.

Общее кол-во богов у удмуртов – 40 (главные – бог земли, бог земли, бог погоды).

У мордвы – главными были женские божества и мужские – их мужья.

Почитались лешие, водяные, банные существа, домовые.

Развиты семейно-родовые культы, в т.ч. культ предков.

 

7. К каким сельскохозяйственным занятиям  и переломным периодам года были приурочены основные праздники годового цикла народов Урало-Поволжья?

Главные ориентиры в круговороте годовых сезонов для крестьян:

* Летнее и зимнее солнцестояние.

* Весеннее и осеннее равноденствие.

* Смена времен года.

Зимнее солнцестояние – солнце поворачивает на лето.

Основные праздники – календарные.

Их цель – обеспечить людям  

* здоровье,

* хороший урожай

* богатый приплод скота.

 

 

8. Коротко охарактеризуйте основные календарные праздники весенне-летнего и осенне-зимнего циклов. Покажите сходство и различие этих праздников у народов Урало-Поволжья.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.