Глава 1. Этнология как наука — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Этнология как наука

2023-02-03 28
Глава 1. Этнология как наука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Этнология как наука

 

1. Что изучает этнология?

 

Этнология – (от др.-греч. Ethnos – народ, logos – учение) – (дословно наука о народах) наука, изучающая народы мира, их историю, быт, и культуру.

На нашей планете обитает много народов. Каждый их них имеет свои культурные особенности, внес свой вклад в мировую культуру.

 

2. Чем отличается этнология от этнографии?

 

До 1990-х г.г. в российской науке для обозначения науки о народах использовался термин «этнография» (от др.-греч. Ethnos – народ, grapho – пишу), буквально «народоописание».

Основная задача этнографии – изучение взаимосвязей между элементами культуры.

С начала 90-г.г. наука о народах стала называться этнологией, потому как этнология имеет более широкое, глубокое понимание.

В связи с этим Институт этнографии и антропологии Российской Академии наук был переименован в Институт этнологии и антропологии РАН.

Этнолог С.А.Арутюнов пишет: «Можно считать этнологию и этнографию полными синонимами, а можно считать, что

этнография описывает этносы и их культуры,

а этнология объясняет и предсказывает их функционирование. То и другое направление существует в отечественной и мировой науке уже бол 200 лет».

Другими словами, Этнология – изучение, этнография – описание (Найти грань между ними трудно)

 

Этнография сформир. к серед. XIX века. Тогда же появлил. учреждения, занимавшееся этнографическими исследов..

1845 г. – Русское географическое общество с отделением этнографии.

1878 г. – Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

 

 

3. Дайте определения понятий «этнос», «этничность».

 

Осн. объект изучения этнологии – этнос. Общепринятой трактовки понятия «этнос» сегодня не сущ. Преобладают такие определения:

Ю.В.Бромлей: этнос – этносоциальный организм;

Л.Н.Гумилев: этнос – биосоциальный организм;

Н.Н.Чебоксаров: этнос – осознанная культурно-языковая общность.

Этносы сост. из людей, носителей этничности.

Этничность – это общие характеристики, свойственные этническим общностям: 1) общая территория 2) общее происхождение 3) единый язык 4) общие черты матер. и дух. культуры плюс 5) осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.

 

В российской традиции все народы мира рассматриваются как этносы, имеющие свои этнические черты – и малые, ведущие архаический образ жизни, и крупные, имеющие индустриальное хозяйство, экономически развитые.

На Западе термин «этнос» не имеет широкого хождения. Там говорят об этничности и этнических группах. Важным явл. понятие «идентичность» - способ самоопределения человеком принадлежности к к.-л. общности.

В американской традиции «этническое» отн., как правило, не к осн. населению страны, а к национ. меньшинствам.

 

4. В чем сущность примордиалистского и конструктивистского подходов к пониманию природы этничности?

 

Сущ. неск. концепций теории этноса:

1) Объективистская (теория примордиализма) – подверглась критике, ей на смену пришли:

2) Конструктивистская

3) Инструменталистская.

 

Теория примордиализма (от лат. Primordial – исконный, изначальный): Ю.В.Бромлей; Л.Н.Гумилев

Этносы мыслятся как долговечные формирования, существующие независимо от воли и желания их представителей. Они формируются вследствие объективных факторов, вне сознания людей:

* в силу их расовой (биолог.) принадлежности,

* наличия кровно-родственных связей,

* родного языка,

* необходимости адаптации к опр. террит. (климатич., хозяйств., соц.-политич. усл.).

Этничность – неотъемлемая, почти врожденная характеристика личности.

 

Конструктивистская теория (от лат. - сооружаю): В.А.Тишков

Этносы – это «воображаемые общности». Они не сущ. в объективной реальности, создаются только в сознании людей. Представления об этносах внедряются извне усилиями эксплуатирующих «этническую идею» политич. дидеров.

Главное в этничности – самосознание.

Современная наука рассм. этничность как чувство принадлежности к группе людей, отлич. от др. по культуре. Этническая принадлежность подвижна, человек м. ее менять (смешанные семьи).

По Тишкову, этничность – это своего рода внутренний референдум к. человека: принадлежать той или другой культуре или двоим одновременно.

 

Инструменталистская теория

занимает промеж. положение м/у 1 и 2.

Она признает объективное сущест-ие этническ. самосознания, но оно чаще дремлет и проявл. оно только в ситуациях ради достижения к.-л. политич., экономич. и др. идеей.

 

  Термин «нация» - это «Национальность» - это Межнациональные отношения – это
В России 1) = «национальность» (этнонация) 2) высшая стадия этноса, характ. для эпохи капитализма   этнические общности и народы отношения между этносами (межэтнические)
На Западе = согражданство. = гражданство Отношения межгосударствен. Межэтнические отношения – отношения между народами

5. Чем отличается понимание терминов «нация» и «национальность» в отечественной и западной науке?

 

С.А.Арутюнов разделял два смысла термина «нация».

Нация

1) этнокультурная (русская, английская),

2) гражданская, политическая (россияне, британцы).

1) явл. осью 2)

 

В соврем. мире этнология не м. нах. в стороне от политики.

Межнацион. отн-я сегодня стоят в одном ряду с проблемами сохранения мира и экологии. Исслед-я по вопросам национализма, этнич. конфликтов, вынужден. миграций.

 

 

Западный

(прибалтийско-скандинавские народы)

Центральный

(финские этносы, растворились в в составе восточных славян)

Западный

(волжские

мордва и марийцы

и пермские финны - удмурты)

 

 

           

 

 

4. К какому времени относится формирование марийцев, мордвы, удмуртов?

 

Марийский народ

Формировался между реками Волга и Ветлуга.

Сложился ко второй половине I в.н.э., проживал во обеим берегам Волги.

Сост. из 2 племен: горных и луговых, затем + северо-западные.

Первое упоминание – VI в., русские источники – с ХII в.

 

Мордва

Формировался между реками Волга и Ока.

Происх. от древнемарийских (раздел. в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.).

В первой половине I тыс. н.э. сложилось 2 союза племен:

эрзя (север) и мокша (юг).  

Первое упоминание – VI в., русские источники – с ХI-XIII в.

 

 

Удмурты

Формировались в нижнем и среднем течении р.Вятка,

Сложился ко второй половине I тыс. н.э.

Выд. 2 этнографические группы:

ватка (северные удмурты) и калмез (южные).

Первое упоминание – ХII в., русские источники – с XIII в.

 

Вывод: мордва, марийцы и удмурты исторически сформировались во второй половине I тысячелетия н.э. на базе местных племен в пределах современного обитания.

 

 

5. Когда в Урало-Поволжье появились первые тюрки?

Первые тюркоязычные племена (болгары и сувары) пришли в Урало-Поволжье в конце VII – начале VIII в.в. с Северного Кавказа.

 

6. Какие крупные тюркоязычные государства существовали на территории Урало-Поволжья?

 

Великая Венгрия

По преданиям, находилась м/у Волгой и Уралом в 8-9 в.в.

В средние века путешественники были убеждены, что земля башкир – это В.В., и в письменных источниках 13-14 в.в. башкир часто отождествляли с венграми.

 

7. Кто такие булгары и кипчаки? Какова из роль в происхождении башкир, татар, чувашей?

Булгары – тюркоязычные племена.

Праболгары в конце 3 – начале 4 в.в. проживали на Северном Кавказе и Приазовье (в составе Гуннской Орды). В 5 в. Орда распалась. Позиции болгар на Сев. Кавказе усилились. В 6 в. они попали (вместе с суварами, хазарами) под власть Зап. Тюркского каганата. В 30-40 г.г. 7 века был образован военно-политический союз Великая Болгария. В 50-60 г.г. того же века государство распалось. Территория была поделена на части. Часть болгар ушла на Балканы (образ. Дунайская Болгария), часть («черные болгары») осталась на Сев. Кавказе, часть («серебряные болгары») – ушла на Среднюю Волгу. Образовалась Волжская Булгария.

В 1236 году В.Б. была разгромлена татаро-монголами, до второй половины 13 века сущ. как область Золотой Орды. Часть населения была уведена в плен, часть ушла за Каму, на север, вступая с местным финноязычным населением в тесные хозяйственные и культурные связи. Результатом стало формирование чувашей.

Кипчаки (они же половцы, от слова «полов» – желтый, рыжий) – тюркские племена центральноазиатского происхождения, кочевавшие в древности в предгорьях Алтая.

Их продвижение на запад, начавшееся в 1120 году, наз. 7-й великой миграцией. Кипчакское движение охватило большую территорию.

Они приняли участие в процессе этногенеза современных тюркоязычн. народов, оказав особенно сильное влияние на татар и башкир.

Башкиры

Основу этноса сост. древнетюркские племена (Саяно-Алтайское нагорье и Центр. Азия). Они кочевали на просторах Ср. Азии.

Пришли в Приуралье в 9-10 в.в. Часть аборигенов (финно-угорское и ираноязычное население) вытеснили, а значит. часть  осталась и ассимилировала.

К концу 2 тыс. н.э. в Урало-Поволжье

 

Левый берег Волги удмурты, марийцы
Правый берег Волги марийцы и мордва
  р.Казанка (с.)   р.Сура (з.)     Р. Белая (в.)   р.Самара (ю.)   Волжская Булгария
На востоке от В.Б. башкиры

Монгольское нашествие началось в 1236 году и было 8 великой миграцией. Поволжский центр стал политич. и культур. центром Золотой Орды.

В конце 14 в. З.О. была сильн. государством. На ее террит. формир. золотоордынский (кипчакский) этнос, культура, язык. После распада З.О. кипчакский язык подавили диалекты.

В 15-16 в.в. появ. новые гос-ва:

Казанское

Крымское

Сибирское

Астраханское

Ногайское

Узбекское

Казахское и др. ханства

Основой татарской народности послужили булгары В.Б., на эту основу наслоились др. компоненты, в том числе и тюркоязычные. Физическое и культурное смешение: булгары-мусульмане + пришлые кипчаки-татары З.О. Язык казанских татар отн. к кипчакско-булгарской ветви тюркских языков.

Как самост. народность казанские татары слож. в 15 в. в рамках Казанского ханства.

К сер. 16 в. в рез. смешения мишарей и ногайцев слож. группа касимовских татар. Позже, после падения казанского ханства казанские татары и мишари смешались, обр. единую татарскую народность.

 

 

8. В каком веке начинается массовое переселение русских на Урало-Поволжские земли? Назовите основные этапы этого переселения.

 

История русского народа нач. с эпохи Киевской Руси, заним. б. часть Восточно-европейской равнины. Гос-во К.Р. возникло в 9 в.

Переселение русских крестьян в зап. районы Волго-Уралья нач. в 9-10 в.в. Цель – поиск наиболее благоприятн. условий для земледелия.

Массовое заселение происх. в 2 этапа:

1) 11 в.

На границе мордовских земель выросли русские города Муром и Рязань.

Это:

* придвинуло границы Руси к мордовским землям

* положило начало противостоянию В.Б. и Р.гос-в (за господство на Волге, ведущей в Каспийской море). В 12 – начале 13 в.в. борьба обострилась.

1221 год – на мордовской земле появл. город Нижний Новгород, постепенно мордва присоед. к рус. княжествам.

На рубеже 12-13 в.в. активиз. северное напр-ие продвижения русских на восток. «Путь за пушниной».

Др. сл. сущ. 2 способа покорить народы Ср. Поволжья и Прикамья:

* мирный (осн. на хозяйственно-культурном сотрудничестве)

* немирный (сопровожд. борьбой, вытеснением народов с их земель, насильствен. акциями).

 

Перерыв – татар-монгольское нашествие (30-е г.г. 13 в. – сер. 16 в.)

 

2) сер. 16 в.

Покорение Казанского ханства и взятие Казани Москвой.

В 1552 году в состав рус. гос-ва вошли поволжские народы.

В 1556 – начали входить башкиры.

Нач. освоение рус. народом черноземной полосы южнее р. Ока («Дикое поле»).

Заселение Заволжья нач. в 18 в.

Южное и Северное Приуралье – с первой половины 19 в. (Оренбургская и Уфимская губернии).

Образ. этническая «сетка» - расселение одного народа накладывалось на расселение др.

 

9. Назовите основные этнографические группы народов Урало-Поволжья.

 

К. этнос (кроме малочислен.) подраздел. на локальные группы:

Этнографическая группа

* склад. на опр. этнической террит.

* была органической частью этноса

* участв. в проц. консолидации этноса в сплоченную общность.

Этнические группы –

* расселялись и функционир. в отрыве (удалении) от материнского этноса

* сохраняя ощущение принадлежности ему.

 

Р.Г.Кузеев выделяет 5 осн. типов этнографических групп:

 

1) генетические (традиционные)

принимали непоср. участие в формировании соотв. этносов.

Н.-р, в составе татар – казанские татары, мишари, касимовские татары.

 

2) смешанные внутриэтнические

* нах. внутри одного этноса

* различаются по территориальному признаку. Их расселение в 16-18 в.в. охватило разные этнические территории: так наз. старую и новую.

Н.-р, для башкир старой терр. явл. низовья Р.Белой и Камы, новой – ср. и верх. течение р. Ик, правй берег р.Самары.

 

 

этнос Смешанные внутриэтнические этнографические группы
башкиры Юго-западная (демская) Камско-икская нижнебельская
татары Юго-восточная (с.-з. Башк.) Приуральская (уфимская)
чуваши Закамские (совр. Татарстан) Заволжские (Ульян., Куйбыш., Саратов. обл.) Приуральские (Башк. И Оренб. Обл.) Прикамские (Пермская обл.)
марийцы Малмыжские Уржумские Восточные (нын. Башк. и Татарстан)
Мордва Закамская Заволжская Приуральская Теньгушевская (шокша)
удмурты Юго-западные Юго-восточные Приуральские (закамская – совр. Башк., Татарс., Пермс., Сведл. обл.)

 

3) смешанные межэтнические

возникли в результате взаимодействия разных этносов м/у собой.

Н-р, в рез. взамод-я 2 родственных народов, башкир и татар, образ. группы с.-з. башкир и закамских татар.

Каратаи – мордва по происхождении, татары по языку.

Бесермяне – булгары по культуре, удмурты по языку.

 

4) этноконфессиональные

сформировались по религиозному признаку: мусульмане и христиане.

Н.-р, этноконфессиональная группа кряшены – крещенные мусульмане.

 

4) Этносословные

Начали формироваться после присоединения Башкирии к Русскому гос-ву. Опр. признаком принадлежности к т. или иной гр. явл. сословное положение башкир.

Тептяри – в источниках 18 в. они наз. «припущенники на башк. землях». Это выходцы из коренных народов региона (Ср. Поволжья и Прикамья – марийцы, мордва, удмурты, чуваши, татары), переселившиеся в Башкирию на условиях припуска (аренды) земли с уплатой части положен. ясака (дани). Среди них были и башкиры, покинувшие родн. вотчины и поселившиеся на новых землях. Численно преобладали – татары и башкиры.

Среди русского населения Урало-Поволжья выд. 3 группы:

Крестьяне Среднего Поволжья (средневолжско-приуральская этнографич. гр.) Наиболее крупная Смешанная внутриэтническая: Основа – русские переселенцы из центр., северн., южн. губерний России + 1) финно-угорское (марийцы, удмурты, мордва) 2) тюркоязычное население (чуваши, татары, мишари)  
Оренбургское и уральское казачество Формир для несения военной службы (граница, боев. действия) Отн. к этносословной Оренб. казачество создано царским правит-вом в 1748 году для защиты ю. границ Р. гос. Численно превосходило уральских. Кроме русских (большинство), татары, мишари, башкиры, калмыки, казаки.  
Горнозаводское население (назывались не рабочими, а горнозаводскими крестьянами) Формир. в 18 в. в ходе строит-ва горн. заводов из бывших казенных мастеровых: 1) раб. гос. предпр., передан. в частн. руки, 2) купленных крепостных крестьян, 3) рекрутов, 4) беглых, ссыльных. Явл. с одной стороны – к смешанной внутриэтнической (смешивались русские переселенцы из разных областей). С другой – к этносословной (имели, н-р, свои особенности в образе жизни – работа на заводе, занятие сельским хоз-вом).  

 

 

10. в какое время в Урало-Поволжье начали переселяться украинцы, немцы, латыши, белорусы и другие народы?

 

Первые украинские и немецкие переселенцы начали появл. в 17 в.

Народы, оторванные от своей этнич. терр., живущие в иноэтничной среде – наз. этническими группами.

 

Этнические группы

Урало-Поволжья

Многочисленные (крупные э.г.) Малочисленные (малые э.г.)
Украинцы Немцы   Латыши Эстонцы Белорусы Казахи Евреи

 

 

Немцы Поволжья (из Германии и Австрии) Массов. переселение отн. к 18-19 в.в. Были приглашены в Россию царским правит-вом (Екатерина II в 1726-63 г.г. издает спец. Манифесты – приглашения европейцев в Россию). Наз. «колониями», «колонистами». Цель – освоение новых земель, ведение земледелия.  
Украинцы Массовое переселение – 18-19 в.в. Цель – освоение новых земель, ведение земледелия. Наиболее тесное сближение произошло с русскими. Но сохранили свое этническое самосознание.  
Белорусы Латыши Эстонцы   Заселение происх. в конце 19 – начале 20 в.в. После отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. и в ходе проведения Столыпинской реформы (1906-1917 г.г.)
казахи Расселены в осн. в Самарской и Оренбургской обл.
евреи  

 

Национальный состав населения РБ

 

национальность % от общего
Русские 36,32
Башкиры 29,76
Татары 24,14
Чуваши 2,86
Марийцы 2,58
Украинцы 1,35
Мордва 0,63
Удмурты 0,55
Белорусы 0,42
Армяне 0,21

 

Сегодня: набл. тенденции

1) отъезда на свои этнические территории немцев, латышей, эстонцев, евреев

2) появление в регионе этнич. групп из др. регионов (чеченцы) и др. гос-в (армяне, узбеки, таджики, грузины и др.)

Одежда

Отходничество – мужское население уходило на заработки в промышл. центры России – на Урал, в Донбасс, в Баку, на строит-во ж/д.

В связи с О. мужская традиционная одежда исчезла рано. Женская сохр. подольше.

Натур. хоз-во

Одежда из конопли, льна, крапивы (менее всего). Шерсть и шкуры (овечьи и дик. зверей).

В XIX в. появл. фабричн. ткани.

Мужской костюм:

основа рубахи – одна у всех национальностей.

До колен и ниже. Носили навыпуск.

Штаны с шир. шагом.

Обувь – лапти. Холщовые, суконные онучи.

Головные уборы – войлочные шляпы и шапки.

 

Женская одежда:

Основа – рубаха (она же нательная одежда, и платье). Ниже колен. Украш. вышивкой (ее вытеснили потом цветные ткани).

Не имела воротника и плотно обхватывала шею.

Разрез на груди посередине.

Штаны с широким шагом. Ниже колен или до щиколотки.

Фартук.

Лапти – будничные и праздничные.

Женщинам запрещалось ходить без гол. уборов (до революции), даже спали в них.

Б. мягкие (платки, полотенцеобразные) и с твердой основой (из кожи, бересты). ТВ. украш. монетами, бисером, вышивкой.

Общим убором для всех национ. – жен. Свадебный такыя. полусфер. шапочка с плотно нашит. монетами и др. украш.

Украшения: носили на шее, груди (сам. распр.), спине, поясе, руках, косах, в ушах и т.д. Основа – сереб. монеты. Беднота имитировала.

Девичья одежда имела вышивку – поперечную, женская – продольную.

Девушка не имела права надевать гол. убор женщины. Девушки носили  платки и покрывала.

 

 

6. У каких народов Урало-Поволжья были более развиты торговые связи? Как это отразилось на их материальной культуре?

 

Торговля как род занятий была развита преимущественно у татар и русских. При присоединении к России Среднее Поволжье с Нижегородским и Казанским рынком сложилось в экономический район.

Торговля шла по Волге.

Народы, находившиеся на одних и тех же речных путях, автоматически вовлекались в общую торговую систему.

 

Собственно С.

Патрилокальные браки – жена переходила жить в дом мужа. Осн. обряды – отъезд в дом мужа.

· Нерасположение к жениху и его родне.

· Благодарность родителям, что вырастили; + укор за то, что отправл. На чужую сторону.

(Примаки (зятья в доме тестя) – явление редкое, заставляла т. крайняя нужда).

Спор за девичий головной убор такыя – игра девушек и женщин за него. Победа женщин (отнимали силой).

В 1 половине С. невеста лишала себя качеств живого человека (неспособность самостоятельно передвигаться по деревне – только с подругами, делать своими руками).

Во 2 половине – она вновь их обретала (обретая новое пространство для жизни).

В доме жениха невесту встречали хлебом-солью или медом-маслом (татары, башкиры).

Свадебный пир: угощения, подарки.

Невесту вели к воде (река, колодец). Бросала монетку. Набирала воды и несла в дом. После этого обряда – сразу приступала к выполнению дом. работ.

ПослеС.

Начин. после окончания С., отъезда всех гостей и завершались по истечении календарного года.

В конце С. Молодые вместе посещали родителей жены. Обряд возвращения молодой домой к родителям. У чувашей – через неделю после свадьбы, у башкир – через год.

Молодым разреш. принимать участие в развлечениях молодежи. Полноценными взрослыми они стан. По истечении одного календар. года и рождения 1-го ребенка.

После рождения реб. женщина приобретала статус матери, мужчина – отца. Наличие ребенка давало право:

1) называться семьей

2) отделиться от б. семьи и стать самостоятельными.

Венчание. Православные не придавали ос. значения. Брак счит. действит., если сост. С. обряд.

Брачный договор скреплял мулла – у башкир и татар.

Развод прох. сравн-но легко. Брак расторгался по желанию жены или мужа.

 

обряды, связ. с рождением

К. народ вним-но и бережно отн. к рождению детей. Обряды были принадлежностью и образованных и необразованных людей.

Веками склад. практика родовспоможения.

Успех родов зависел от бабки-повитухи. Она получ. вознаграждение от роженицы.

Исп. магич. ср-ва. Снимали серьги, браслеты, раскрывали двери, ворота, печные заслонки.

Вначале перерезали пуповину – на предмете, явл. трудовым для мужчин или женщин (столярный инструмент или веретено).

Выход плаценты – вторые роды. Послед обмывали и закапывали под печью или под порогом. Если ребенок рождался «в рубашке», ее высушивали и хранили, передавая будущим поколениям.

Новорожденный – материал, из кот. можно «слепить» настоящего человека. Он не счит. человеком, пока над ним не соверш. спец. обряд:

1) наречения имени

2) первого купания (каждые 40 первых дней жизни с добавлением, н-р, соли), укладывания в колыбель (из бересты, дерева, луба). В колыбель клали обереги (ножницы, Библию, Коран)

3) 1 стрижки волос, 1 зуба, 1 шага (ребенку перевязывали веревкой ноги и ножом разрезали их).

Родившемуся повитуха сразу давала имя.

Если дети не водились в семье, прибегали к обряду «обманывания злых духов» (якобы запутывали следы): рожденного передавали в окно бабушке или отцу, а в дом возвращали через дверь.

После родов молодую мать навещали женщины деревни. Обычай приносить угощение роженице.

Первая одежда рожденного – отцовская рубаха (для закрепления отцовской любви и долголетия).

 

Похоронно-поминальные обряды

Были моральной обязанностью живых по отн-ю к умершим. Душа умершего м. наказать живых.

Пожилые готовились заранее. Смерть – явление естественное. Энергия исчерпана. Цель похоронного обряда – облегчить умершему переход в мир иной. Мертвый д б. стать таковым не только физически, но и социально.

Связ. с религией. Поэтому выд. обряды, соверш-ся по:

1) христианским обычаям (русские, чуваши, мордва, удмурты, марийцы)

2) мусульманским (татары, башкиры)

3) языческим (вост. Марийцы, закамские удмурты, часть мордвы и чувашей).

Структура обрядов – общая. Прох. в 3 этапа:

1) подготовка умершего к погребению (обмывание, одевание, вынос из дома)

2) погребение

3) поминки.

 

Подготовка к погребению

Приглашение муллы или священника. Чашка с водой, чтоб душа омылась перед отходом.

Смерть касс. всех в деревне. Все спешили в дом и приносили с собой что-нибудь.

У всех: тот и этот – свет. В приготовлениях к погребению все делали наоборот: шили саван стежками от себя, полы мыли не к порогу, а от порога.

У татар и башкир хоронили в тот же день. Др. народы - на третий.

 

У христиан и язычников У мусульман
Осн. идея – жизнь после смерти. Гроб – новый дом (у марийцев и удмуртов – делали окошечко). Клали неоконченное дело (недоплетенный лапоть или недовязанный носок), необх. вещи (чашки, ложки), еду. Девушкам – головной убор замужних. запрет класть вещи  
Гроб с покойником несли на руках или везли на санях Гроб с телом клали на носилки
  Женщины провожали только до ворот. На кладбище не допускались

Погребение

Мусульмане: укладывали умершего на спину или правы бок лицом к кибле (направление, куда обращаются во время молитвы).

Могилу засыпали, мулла прочитывал молитву (один сур из Корана). Потом раздавали милостыню. Все расходились по домам.

У всех: ставилась плита, надгробный камень, крест или столб. Над могилами – каменная обкладка или сруб из бревен.

Поминки

Способ общения с усопшим. В отличие от похорон, не были строго регламентированы религией.

Обяз. поминки – на 3 и 40 день. Приглашали всех, кто был на похоронах.

Обяз. обрядовые блюда:

 

У мусульман У др. народов
Жареное (запах отгонял злых духов) Лепешки из пшеничной муки Пшеничная каша на молоке Блины Каша Место умершего за столом – ставили тарелку и ложку, кусок хлеба

 

 Особенно торжественные – на 40 день (душа умершего навсегда покидала дом). Можно и раньше, но никак не позже. У марийцев – в этот день пели и плясали под аккомпан. муз. инстр.

Кроме поминок по одному человеку, сущ. общинные поминки (всем селом).

Поминальные дни:

 

У мордвы У башкир и татар У православных
Весенние (на Пасху) Летние (в Семик) Когда оживала природа, устраивали спец. праздник, читали молитвы, готовили угощение На святках Во время Масленицы В Троицу

 

Посещение кладбищ было обяз.

Людей, умерших не своей смертью, не хоронили на кладбище.

 

 

5. Какие народы Урало-Поволжья до Октябрьской революции официально считались язычниками, христианами, мусульманами?

 

В середине 16 в. в Урало-Поволжье

 

Православное христианство Мусульманство суннитского толка Язычество
русские Татары, башкиры Мордва, марийцы, удмурты, чуваши

С включением У.-П. в состав Российского гос-ва осн. идея царской политики – христианизации и русификация народов.

Р.Г.Кузеев выд. 4 крупн. Этапа в реализации этой политики:

1) 1550 – 1730 г. = религиозная терпимость

(с 1650 г. – христианство нач. наступать)

Петр I (указ 1713 г.) заманивал в христианство ультимативно и методом «пряника»: помещики крестились – не хотели терять свои земли; крестьяне – освоб. от уплаты подушной подати на 3 года, рекрутской повинности, давали подарки, деньги.

3) 1730 – 1755 г.г. = насильственная массовая христианизация

(пик – 1746-47 г.г.).

Все нехристиане = язычники.

Образована Новокрещенская контора в Казани.

Разрушение мечетей в Казанской губернии (420 из 540).

В 18 в. подавляющее большинство нерусского населения было крещено.

В 1755 г. народы Башкирии начали массово ожесточенно сопротивляться. Политика поменяла курс.

3) 1780 – 1825 г. = политика сотрудничества с мусульманским духовенством

Новокрещенская контора в Казани реорганизована. Отменены привилегии и льготы новокрещенцам.

1773 г.- указ о терпимости во всем вероисповеданиям.

Были отменены запреты на строит-во мечетей

4) 1830 – 1850 г.г. = политика нетерпимости

Повод: отход от христианства новокрещенных.

В сер. 19 в. ситуация стабилизировалась, но царское правит-во продолж. борьбу с языческими обрядами путем штрафов, побоев, насильственных поборов и др.

 

В начале 20 в., до Октябрьской революции 1917 г., население Урало-Поволжья делилось на:

 

Православные христиане мусульмане язычники
Мордва Марийцы Удмурты Чуваши Татары-кряшены Нагайбаки Татары Башкиры   Нек. группы марийцев, удмуртов, чувашей (н-р, восточные марийцы, проживающие в Башк.)

 

Христианизация, изменив некоторые этические и культурные границы, не разрушила этического самосознания финно-угорских и тюркских народов.

 

6. У каких народов до сегодняшнего дня сохраняются языческие верования и существуют культовые места и постройки?

Восточные марийцы, живущие в Башкортостане, до сих пор сохраняют свои языческие верования и называют себя чи мари, «истинные марийцы» (в отличие от марийцев, принявших христианство).

Из-за насильственного характера христианизация была поверхностной. Крестьяне не понимали смыла религии. Они смотрели на христ. святых также, как на своих языческих богов. Иконы для них – не изображение бога, а фетиш. Чуваши выкалывали глаза святым на иконах – не видят, не донесут богу.

Часто смешивали христианство и язычество, продолжая тайно и явно исполнять прежние обряды и приносить жертвы.

Это объясн. тем, что языческие верования имели у народов глубокие корни, переплетались с их хозяйством, образом жизни, общественным строем.

Языческая религия мордвы, марийцев, удмуртов и марийцев характер. развитостью и сложностью. Свидет-во тому –

* особые места молений,

* детально разработан. обряды,

* многочисленный пантеон (богов).

Для молений выбир. особые «священные» рощи, в кот. приносились жертвы около опр. дерева (березы, сосны, ели).

Под деревом зажигался костер, над ним вешали котел, где варили жертвенное мясо. Готовое блюдо выкладывали на спец. помост рядом. Кости закапывали в землю, шкуру вешали дерево.

Общее кол-во богов у удмуртов – 40 (главные – бог земли, бог земли, бог погоды).

У мордвы – главными были женские божества и мужские – их мужья.

Почитались лешие, водяные, банные существа, домовые.

Развиты семейно-родовые культы, в т.ч. культ предков.

 

7. К каким сельскохозяйственным занятиям  и переломным периодам года были приурочены основные праздники годового цикла народов Урало-Поволжья?

Главные ориентиры в круговороте годовых сезонов для крестьян:

* Летнее и зимнее солнцестояние.

* Весеннее и осеннее равноденствие.

* Смена времен года.

Зимнее солнцестояние – солнце поворачивает на лето.

Основные праздники – календарные.

Их цель – обеспечить людям  

* здоровье,

* хороший урожай

* богатый приплод скота.

 

 

8. Коротко охарактеризуйте основные календарные праздники весенне-летнего и осенне-зимнего циклов. Покажите сходство и различие этих праздников у народов Урало-Поволжья.

Зимний период

Праздников мало.

Гадания о будущем годе, урожае.

У марийцев он наз. «Овечья нога». Гадали об урожае, о приплоде скота, девушки гадали на женихов.

Гласный элемент – посиделки.

С принятием христианства у марийцев. Мордвы, удмуртов, чувашей проведение их традиционных календарных праздников стало приурочиваться к дням церковных праздников (Рождество, Крещение, Пасха, троица и т.д.)

 

Глава 1. Этнология как наука

 

1. Что изучает этнология?

 

Этнология – (от др.-греч. Ethnos – народ, logos – учение) – (дословно наука о народах) наука, изучающая народы мира, их историю, быт, и культуру.

На нашей планете обитает много народов. Каждый их них имеет свои культурные особенности, внес свой вклад в мировую культуру.

 

2. Чем отличается этнология от этнографии?

 

До 1990-х г.г. в российской науке для обозначения науки о народах использовался термин «этнография» (от др.-греч. Ethnos – народ, grapho – пишу), буквально «народоописание».

Основная задача этнографии – изучение взаимосвязей между элементами культуры.

С начала 90-г.г. наука о народах стала называться этнологией, потому как этнология имеет более широкое, глубокое понимание.

В связи с этим Институт этнографии и антропологии Российской Академии наук был переименован в Институт этнологии и антропологии РАН.

Этнолог С.А.Арутюнов пишет: «Можно считать этнологию и этнографию полными синонимами, а можно считать, что

этнография описывает этносы и их культуры,

а этнология объясняет и предсказывает их функционирование. То и другое направление существует в отечественной и мировой науке уже бол 200 лет».

Другими словами, Этнология – изучение, этнография – описание (Найти грань между ними трудно)

 

Этнография сформир. к серед. XIX века. Тогда же появлил. учреждения, занимавшееся этнографическими исследов..

1845 г. – Русское географическое общество с отделением этнографии.

1878 г. – Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

 

 

3. Дайте определения понятий «этнос», «этничность».

 

Осн. объект изучения этнологии – этнос. Общепринятой трактовки понятия «этнос» сегодня не сущ. Преобладают такие определения:

Ю.В.Бромлей: этнос – этносоциальный организм;

Л.Н.Гумилев: этнос – биосоциальный организм;

Н.Н.Чебоксаров: этнос – осознанная культурно-языковая общность.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.303 с.