Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2023-02-03 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глава 1. Этнология как наука
1. Что изучает этнология?
Этнология – (от др.-греч. Ethnos – народ, logos – учение) – (дословно наука о народах) наука, изучающая народы мира, их историю, быт, и культуру.
На нашей планете обитает много народов. Каждый их них имеет свои культурные особенности, внес свой вклад в мировую культуру.
2. Чем отличается этнология от этнографии?
До 1990-х г.г. в российской науке для обозначения науки о народах использовался термин «этнография» (от др.-греч. Ethnos – народ, grapho – пишу), буквально «народоописание».
Основная задача этнографии – изучение взаимосвязей между элементами культуры.
С начала 90-г.г. наука о народах стала называться этнологией, потому как этнология имеет более широкое, глубокое понимание.
В связи с этим Институт этнографии и антропологии Российской Академии наук был переименован в Институт этнологии и антропологии РАН.
Этнолог С.А.Арутюнов пишет: «Можно считать этнологию и этнографию полными синонимами, а можно считать, что
этнография описывает этносы и их культуры,
а этнология объясняет и предсказывает их функционирование. То и другое направление существует в отечественной и мировой науке уже бол 200 лет».
Другими словами, Этнология – изучение, этнография – описание (Найти грань между ними трудно) |
Этнография сформир. к серед. XIX века. Тогда же появлил. учреждения, занимавшееся этнографическими исследов..
1845 г. – Русское географическое общество с отделением этнографии.
1878 г. – Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
3. Дайте определения понятий «этнос», «этничность».
Осн. объект изучения этнологии – этнос. Общепринятой трактовки понятия «этнос» сегодня не сущ. Преобладают такие определения:
|
Ю.В.Бромлей: этнос – этносоциальный организм;
Л.Н.Гумилев: этнос – биосоциальный организм;
Н.Н.Чебоксаров: этнос – осознанная культурно-языковая общность.
Этносы сост. из людей, носителей этничности.
Этничность – это общие характеристики, свойственные этническим общностям: 1) общая территория 2) общее происхождение 3) единый язык 4) общие черты матер. и дух. культуры плюс 5) осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности. |
В российской традиции все народы мира рассматриваются как этносы, имеющие свои этнические черты – и малые, ведущие архаический образ жизни, и крупные, имеющие индустриальное хозяйство, экономически развитые.
На Западе термин «этнос» не имеет широкого хождения. Там говорят об этничности и этнических группах. Важным явл. понятие «идентичность» - способ самоопределения человеком принадлежности к к.-л. общности.
В американской традиции «этническое» отн., как правило, не к осн. населению страны, а к национ. меньшинствам.
4. В чем сущность примордиалистского и конструктивистского подходов к пониманию природы этничности?
Сущ. неск. концепций теории этноса:
1) Объективистская (теория примордиализма) – подверглась критике, ей на смену пришли:
2) Конструктивистская
3) Инструменталистская.
Теория примордиализма (от лат. Primordial – исконный, изначальный): Ю.В.Бромлей; Л.Н.Гумилев
Этносы мыслятся как долговечные формирования, существующие независимо от воли и желания их представителей. Они формируются вследствие объективных факторов, вне сознания людей:
* в силу их расовой (биолог.) принадлежности,
* наличия кровно-родственных связей,
* родного языка,
* необходимости адаптации к опр. террит. (климатич., хозяйств., соц.-политич. усл.).
Этничность – неотъемлемая, почти врожденная характеристика личности.
Конструктивистская теория (от лат. - сооружаю): В.А.Тишков
|
Этносы – это «воображаемые общности». Они не сущ. в объективной реальности, создаются только в сознании людей. Представления об этносах внедряются извне усилиями эксплуатирующих «этническую идею» политич. дидеров.
Главное в этничности – самосознание.
Современная наука рассм. этничность как чувство принадлежности к группе людей, отлич. от др. по культуре. Этническая принадлежность подвижна, человек м. ее менять (смешанные семьи).
По Тишкову, этничность – это своего рода внутренний референдум к. человека: принадлежать той или другой культуре или двоим одновременно.
Инструменталистская теория
занимает промеж. положение м/у 1 и 2.
Она признает объективное сущест-ие этническ. самосознания, но оно чаще дремлет и проявл. оно только в ситуациях ради достижения к.-л. политич., экономич. и др. идеей.
Термин «нация» - это | «Национальность» - это | Межнациональные отношения – это | |
В России | 1) = «национальность» (этнонация) 2) высшая стадия этноса, характ. для эпохи капитализма | этнические общности и народы | отношения между этносами (межэтнические) |
На Западе | = согражданство. | = гражданство | Отношения межгосударствен. Межэтнические отношения – отношения между народами |
5. Чем отличается понимание терминов «нация» и «национальность» в отечественной и западной науке?
С.А.Арутюнов разделял два смысла термина «нация».
Нация
1) этнокультурная (русская, английская),
2) гражданская, политическая (россияне, британцы).
1) явл. осью 2)
В соврем. мире этнология не м. нах. в стороне от политики.
Межнацион. отн-я сегодня стоят в одном ряду с проблемами сохранения мира и экологии. Исслед-я по вопросам национализма, этнич. конфликтов, вынужден. миграций.
Западный
(прибалтийско-скандинавские народы)
Центральный
(финские этносы, растворились в в составе восточных славян)
Западный
(волжские –
мордва и марийцы
и пермские финны - удмурты)
4. К какому времени относится формирование марийцев, мордвы, удмуртов?
Марийский народ
Формировался между реками Волга и Ветлуга.
Сложился ко второй половине I в.н.э., проживал во обеим берегам Волги.
Сост. из 2 племен: горных и луговых, затем + северо-западные.
|
Первое упоминание – VI в., русские источники – с ХII в.
Мордва
Формировался между реками Волга и Ока.
Происх. от древнемарийских (раздел. в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.).
В первой половине I тыс. н.э. сложилось 2 союза племен:
эрзя (север) и мокша (юг).
Первое упоминание – VI в., русские источники – с ХI-XIII в.
Удмурты
Формировались в нижнем и среднем течении р.Вятка,
Сложился ко второй половине I тыс. н.э.
Выд. 2 этнографические группы:
ватка (северные удмурты) и калмез (южные).
Первое упоминание – ХII в., русские источники – с XIII в.
Вывод: мордва, марийцы и удмурты исторически сформировались во второй половине I тысячелетия н.э. на базе местных племен в пределах современного обитания.
5. Когда в Урало-Поволжье появились первые тюрки?
Первые тюркоязычные племена (болгары и сувары) пришли в Урало-Поволжье в конце VII – начале VIII в.в. с Северного Кавказа.
6. Какие крупные тюркоязычные государства существовали на территории Урало-Поволжья?
Великая Венгрия
По преданиям, находилась м/у Волгой и Уралом в 8-9 в.в.
В средние века путешественники были убеждены, что земля башкир – это В.В., и в письменных источниках 13-14 в.в. башкир часто отождествляли с венграми.
7. Кто такие булгары и кипчаки? Какова из роль в происхождении башкир, татар, чувашей?
Булгары – тюркоязычные племена.
Праболгары в конце 3 – начале 4 в.в. проживали на Северном Кавказе и Приазовье (в составе Гуннской Орды). В 5 в. Орда распалась. Позиции болгар на Сев. Кавказе усилились. В 6 в. они попали (вместе с суварами, хазарами) под власть Зап. Тюркского каганата. В 30-40 г.г. 7 века был образован военно-политический союз Великая Болгария. В 50-60 г.г. того же века государство распалось. Территория была поделена на части. Часть болгар ушла на Балканы (образ. Дунайская Болгария), часть («черные болгары») осталась на Сев. Кавказе, часть («серебряные болгары») – ушла на Среднюю Волгу. Образовалась Волжская Булгария.
В 1236 году В.Б. была разгромлена татаро-монголами, до второй половины 13 века сущ. как область Золотой Орды. Часть населения была уведена в плен, часть ушла за Каму, на север, вступая с местным финноязычным населением в тесные хозяйственные и культурные связи. Результатом стало формирование чувашей.
|
Кипчаки (они же половцы, от слова «полов» – желтый, рыжий) – тюркские племена центральноазиатского происхождения, кочевавшие в древности в предгорьях Алтая.
Их продвижение на запад, начавшееся в 1120 году, наз. 7-й великой миграцией. Кипчакское движение охватило большую территорию.
Они приняли участие в процессе этногенеза современных тюркоязычн. народов, оказав особенно сильное влияние на татар и башкир.
Башкиры
Основу этноса сост. древнетюркские племена (Саяно-Алтайское нагорье и Центр. Азия). Они кочевали на просторах Ср. Азии.
Пришли в Приуралье в 9-10 в.в. Часть аборигенов (финно-угорское и ираноязычное население) вытеснили, а значит. часть осталась и ассимилировала.
К концу 2 тыс. н.э. в Урало-Поволжье
Левый берег Волги | удмурты, марийцы |
Правый берег Волги | марийцы и мордва |
р.Казанка (с.) р.Сура (з.) Р. Белая (в.) р.Самара (ю.) | Волжская Булгария |
На востоке от В.Б. | башкиры |
Монгольское нашествие началось в 1236 году и было 8 великой миграцией. Поволжский центр стал политич. и культур. центром Золотой Орды.
В конце 14 в. З.О. была сильн. государством. На ее террит. формир. золотоордынский (кипчакский) этнос, культура, язык. После распада З.О. кипчакский язык подавили диалекты.
В 15-16 в.в. появ. новые гос-ва:
Казанское
Крымское
Сибирское
Астраханское
Ногайское
Узбекское
Казахское и др. ханства
Основой татарской народности послужили булгары В.Б., на эту основу наслоились др. компоненты, в том числе и тюркоязычные. Физическое и культурное смешение: булгары-мусульмане + пришлые кипчаки-татары З.О. Язык казанских татар отн. к кипчакско-булгарской ветви тюркских языков.
Как самост. народность казанские татары слож. в 15 в. в рамках Казанского ханства.
К сер. 16 в. в рез. смешения мишарей и ногайцев слож. группа касимовских татар. Позже, после падения казанского ханства казанские татары и мишари смешались, обр. единую татарскую народность.
8. В каком веке начинается массовое переселение русских на Урало-Поволжские земли? Назовите основные этапы этого переселения.
История русского народа нач. с эпохи Киевской Руси, заним. б. часть Восточно-европейской равнины. Гос-во К.Р. возникло в 9 в.
Переселение русских крестьян в зап. районы Волго-Уралья нач. в 9-10 в.в. Цель – поиск наиболее благоприятн. условий для земледелия.
Массовое заселение происх. в 2 этапа:
1) 11 в.
На границе мордовских земель выросли русские города Муром и Рязань.
Это:
* придвинуло границы Руси к мордовским землям
* положило начало противостоянию В.Б. и Р.гос-в (за господство на Волге, ведущей в Каспийской море). В 12 – начале 13 в.в. борьба обострилась.
|
1221 год – на мордовской земле появл. город Нижний Новгород, постепенно мордва присоед. к рус. княжествам.
На рубеже 12-13 в.в. активиз. северное напр-ие продвижения русских на восток. «Путь за пушниной».
Др. сл. сущ. 2 способа покорить народы Ср. Поволжья и Прикамья:
* мирный (осн. на хозяйственно-культурном сотрудничестве)
* немирный (сопровожд. борьбой, вытеснением народов с их земель, насильствен. акциями).
Перерыв – татар-монгольское нашествие (30-е г.г. 13 в. – сер. 16 в.)
2) сер. 16 в.
Покорение Казанского ханства и взятие Казани Москвой.
В 1552 году в состав рус. гос-ва вошли поволжские народы.
В 1556 – начали входить башкиры.
Нач. освоение рус. народом черноземной полосы южнее р. Ока («Дикое поле»).
Заселение Заволжья нач. в 18 в.
Южное и Северное Приуралье – с первой половины 19 в. (Оренбургская и Уфимская губернии).
Образ. этническая «сетка» - расселение одного народа накладывалось на расселение др.
9. Назовите основные этнографические группы народов Урало-Поволжья.
К. этнос (кроме малочислен.) подраздел. на локальные группы:
Этнографическая группа –
* склад. на опр. этнической террит.
* была органической частью этноса
* участв. в проц. консолидации этноса в сплоченную общность.
Этнические группы –
* расселялись и функционир. в отрыве (удалении) от материнского этноса
* сохраняя ощущение принадлежности ему.
Р.Г.Кузеев выделяет 5 осн. типов этнографических групп:
1) генетические (традиционные)
принимали непоср. участие в формировании соотв. этносов.
Н.-р, в составе татар – казанские татары, мишари, касимовские татары.
2) смешанные внутриэтнические
* нах. внутри одного этноса
* различаются по территориальному признаку. Их расселение в 16-18 в.в. охватило разные этнические территории: так наз. старую и новую.
Н.-р, для башкир старой терр. явл. низовья Р.Белой и Камы, новой – ср. и верх. течение р. Ик, правй берег р.Самары.
этнос | Смешанные внутриэтнические этнографические группы |
башкиры | Юго-западная (демская) Камско-икская нижнебельская |
татары | Юго-восточная (с.-з. Башк.) Приуральская (уфимская) |
чуваши | Закамские (совр. Татарстан) Заволжские (Ульян., Куйбыш., Саратов. обл.) Приуральские (Башк. И Оренб. Обл.) Прикамские (Пермская обл.) |
марийцы | Малмыжские Уржумские Восточные (нын. Башк. и Татарстан) |
Мордва | Закамская Заволжская Приуральская Теньгушевская (шокша) |
удмурты | Юго-западные Юго-восточные Приуральские (закамская – совр. Башк., Татарс., Пермс., Сведл. обл.) |
3) смешанные межэтнические
возникли в результате взаимодействия разных этносов м/у собой.
Н-р, в рез. взамод-я 2 родственных народов, башкир и татар, образ. группы с.-з. башкир и закамских татар.
Каратаи – мордва по происхождении, татары по языку.
Бесермяне – булгары по культуре, удмурты по языку.
4) этноконфессиональные
сформировались по религиозному признаку: мусульмане и христиане.
Н.-р, этноконфессиональная группа кряшены – крещенные мусульмане.
4) Этносословные
Начали формироваться после присоединения Башкирии к Русскому гос-ву. Опр. признаком принадлежности к т. или иной гр. явл. сословное положение башкир.
Тептяри – в источниках 18 в. они наз. «припущенники на башк. землях». Это выходцы из коренных народов региона (Ср. Поволжья и Прикамья – марийцы, мордва, удмурты, чуваши, татары), переселившиеся в Башкирию на условиях припуска (аренды) земли с уплатой части положен. ясака (дани). Среди них были и башкиры, покинувшие родн. вотчины и поселившиеся на новых землях. Численно преобладали – татары и башкиры.
Среди русского населения Урало-Поволжья выд. 3 группы:
Крестьяне Среднего Поволжья (средневолжско-приуральская этнографич. гр.) | Наиболее крупная Смешанная внутриэтническая: Основа – русские переселенцы из центр., северн., южн. губерний России + 1) финно-угорское (марийцы, удмурты, мордва) 2) тюркоязычное население (чуваши, татары, мишари) |
Оренбургское и уральское казачество | Формир для несения военной службы (граница, боев. действия) Отн. к этносословной Оренб. казачество создано царским правит-вом в 1748 году для защиты ю. границ Р. гос. Численно превосходило уральских. Кроме русских (большинство), татары, мишари, башкиры, калмыки, казаки. |
Горнозаводское население (назывались не рабочими, а горнозаводскими крестьянами) | Формир. в 18 в. в ходе строит-ва горн. заводов из бывших казенных мастеровых: 1) раб. гос. предпр., передан. в частн. руки, 2) купленных крепостных крестьян, 3) рекрутов, 4) беглых, ссыльных. Явл. с одной стороны – к смешанной внутриэтнической (смешивались русские переселенцы из разных областей). С другой – к этносословной (имели, н-р, свои особенности в образе жизни – работа на заводе, занятие сельским хоз-вом). |
10. в какое время в Урало-Поволжье начали переселяться украинцы, немцы, латыши, белорусы и другие народы?
Первые украинские и немецкие переселенцы начали появл. в 17 в.
Народы, оторванные от своей этнич. терр., живущие в иноэтничной среде – наз. этническими группами.
Этнические группы Урало-Поволжья | |
Многочисленные (крупные э.г.) | Малочисленные (малые э.г.) |
Украинцы Немцы | Латыши Эстонцы Белорусы Казахи Евреи |
Немцы Поволжья (из Германии и Австрии) | Массов. переселение отн. к 18-19 в.в. Были приглашены в Россию царским правит-вом (Екатерина II в 1726-63 г.г. издает спец. Манифесты – приглашения европейцев в Россию). Наз. «колониями», «колонистами». Цель – освоение новых земель, ведение земледелия. |
Украинцы | Массовое переселение – 18-19 в.в. Цель – освоение новых земель, ведение земледелия. Наиболее тесное сближение произошло с русскими. Но сохранили свое этническое самосознание. |
Белорусы Латыши Эстонцы | Заселение происх. в конце 19 – начале 20 в.в. После отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. и в ходе проведения Столыпинской реформы (1906-1917 г.г.) |
казахи | Расселены в осн. в Самарской и Оренбургской обл. |
евреи |
Национальный состав населения РБ
национальность | % от общего |
Русские | 36,32 |
Башкиры | 29,76 |
Татары | 24,14 |
Чуваши | 2,86 |
Марийцы | 2,58 |
Украинцы | 1,35 |
Мордва | 0,63 |
Удмурты | 0,55 |
Белорусы | 0,42 |
Армяне | 0,21 |
Сегодня: набл. тенденции
1) отъезда на свои этнические территории немцев, латышей, эстонцев, евреев
2) появление в регионе этнич. групп из др. регионов (чеченцы) и др. гос-в (армяне, узбеки, таджики, грузины и др.)
Одежда
Отходничество – мужское население уходило на заработки в промышл. центры России – на Урал, в Донбасс, в Баку, на строит-во ж/д.
В связи с О. мужская традиционная одежда исчезла рано. Женская сохр. подольше.
Натур. хоз-во
Одежда из конопли, льна, крапивы (менее всего). Шерсть и шкуры (овечьи и дик. зверей).
В XIX в. появл. фабричн. ткани.
Мужской костюм:
основа рубахи – одна у всех национальностей.
До колен и ниже. Носили навыпуск.
Штаны с шир. шагом.
Обувь – лапти. Холщовые, суконные онучи.
Головные уборы – войлочные шляпы и шапки.
Женская одежда:
Основа – рубаха (она же нательная одежда, и платье). Ниже колен. Украш. вышивкой (ее вытеснили потом цветные ткани).
Не имела воротника и плотно обхватывала шею.
Разрез на груди посередине.
Штаны с широким шагом. Ниже колен или до щиколотки.
Фартук.
Лапти – будничные и праздничные.
Женщинам запрещалось ходить без гол. уборов (до революции), даже спали в них.
Б. мягкие (платки, полотенцеобразные) и с твердой основой (из кожи, бересты). ТВ. украш. монетами, бисером, вышивкой.
Общим убором для всех национ. – жен. Свадебный такыя. полусфер. шапочка с плотно нашит. монетами и др. украш.
Украшения: носили на шее, груди (сам. распр.), спине, поясе, руках, косах, в ушах и т.д. Основа – сереб. монеты. Беднота имитировала.
Девичья одежда имела вышивку – поперечную, женская – продольную.
Девушка не имела права надевать гол. убор женщины. Девушки носили платки и покрывала.
6. У каких народов Урало-Поволжья были более развиты торговые связи? Как это отразилось на их материальной культуре?
Торговля как род занятий была развита преимущественно у татар и русских. При присоединении к России Среднее Поволжье с Нижегородским и Казанским рынком сложилось в экономический район.
Торговля шла по Волге.
Народы, находившиеся на одних и тех же речных путях, автоматически вовлекались в общую торговую систему.
Собственно С.
Патрилокальные браки – жена переходила жить в дом мужа. Осн. обряды – отъезд в дом мужа.
· Нерасположение к жениху и его родне.
· Благодарность родителям, что вырастили; + укор за то, что отправл. На чужую сторону.
(Примаки (зятья в доме тестя) – явление редкое, заставляла т. крайняя нужда).
Спор за девичий головной убор такыя – игра девушек и женщин за него. Победа женщин (отнимали силой).
В 1 половине С. невеста лишала себя качеств живого человека (неспособность самостоятельно передвигаться по деревне – только с подругами, делать своими руками).
Во 2 половине – она вновь их обретала (обретая новое пространство для жизни).
В доме жениха невесту встречали хлебом-солью или медом-маслом (татары, башкиры).
Свадебный пир: угощения, подарки.
Невесту вели к воде (река, колодец). Бросала монетку. Набирала воды и несла в дом. После этого обряда – сразу приступала к выполнению дом. работ.
ПослеС.
Начин. после окончания С., отъезда всех гостей и завершались по истечении календарного года.
В конце С. Молодые вместе посещали родителей жены. Обряд возвращения молодой домой к родителям. У чувашей – через неделю после свадьбы, у башкир – через год.
Молодым разреш. принимать участие в развлечениях молодежи. Полноценными взрослыми они стан. По истечении одного календар. года и рождения 1-го ребенка.
После рождения реб. женщина приобретала статус матери, мужчина – отца. Наличие ребенка давало право:
1) называться семьей
2) отделиться от б. семьи и стать самостоятельными.
Венчание. Православные не придавали ос. значения. Брак счит. действит., если сост. С. обряд.
Брачный договор скреплял мулла – у башкир и татар.
Развод прох. сравн-но легко. Брак расторгался по желанию жены или мужа.
обряды, связ. с рождением
К. народ вним-но и бережно отн. к рождению детей. Обряды были принадлежностью и образованных и необразованных людей.
Веками склад. практика родовспоможения.
Успех родов зависел от бабки-повитухи. Она получ. вознаграждение от роженицы.
Исп. магич. ср-ва. Снимали серьги, браслеты, раскрывали двери, ворота, печные заслонки.
Вначале перерезали пуповину – на предмете, явл. трудовым для мужчин или женщин (столярный инструмент или веретено).
Выход плаценты – вторые роды. Послед обмывали и закапывали под печью или под порогом. Если ребенок рождался «в рубашке», ее высушивали и хранили, передавая будущим поколениям.
Новорожденный – материал, из кот. можно «слепить» настоящего человека. Он не счит. человеком, пока над ним не соверш. спец. обряд:
1) наречения имени
2) первого купания (каждые 40 первых дней жизни с добавлением, н-р, соли), укладывания в колыбель (из бересты, дерева, луба). В колыбель клали обереги (ножницы, Библию, Коран)
3) 1 стрижки волос, 1 зуба, 1 шага (ребенку перевязывали веревкой ноги и ножом разрезали их).
Родившемуся повитуха сразу давала имя.
Если дети не водились в семье, прибегали к обряду «обманывания злых духов» (якобы запутывали следы): рожденного передавали в окно бабушке или отцу, а в дом возвращали через дверь.
После родов молодую мать навещали женщины деревни. Обычай приносить угощение роженице.
Первая одежда рожденного – отцовская рубаха (для закрепления отцовской любви и долголетия).
Похоронно-поминальные обряды
Были моральной обязанностью живых по отн-ю к умершим. Душа умершего м. наказать живых.
Пожилые готовились заранее. Смерть – явление естественное. Энергия исчерпана. Цель похоронного обряда – облегчить умершему переход в мир иной. Мертвый д б. стать таковым не только физически, но и социально.
Связ. с религией. Поэтому выд. обряды, соверш-ся по:
1) христианским обычаям (русские, чуваши, мордва, удмурты, марийцы)
2) мусульманским (татары, башкиры)
3) языческим (вост. Марийцы, закамские удмурты, часть мордвы и чувашей).
Структура обрядов – общая. Прох. в 3 этапа:
1) подготовка умершего к погребению (обмывание, одевание, вынос из дома)
2) погребение
3) поминки.
Подготовка к погребению
Приглашение муллы или священника. Чашка с водой, чтоб душа омылась перед отходом.
Смерть касс. всех в деревне. Все спешили в дом и приносили с собой что-нибудь.
У всех: тот и этот – свет. В приготовлениях к погребению все делали наоборот: шили саван стежками от себя, полы мыли не к порогу, а от порога.
У татар и башкир хоронили в тот же день. Др. народы - на третий.
У христиан и язычников | У мусульман |
Осн. идея – жизнь после смерти. Гроб – новый дом (у марийцев и удмуртов – делали окошечко). Клали неоконченное дело (недоплетенный лапоть или недовязанный носок), необх. вещи (чашки, ложки), еду. Девушкам – головной убор замужних. | запрет класть вещи |
Гроб с покойником несли на руках или везли на санях | Гроб с телом клали на носилки |
Женщины провожали только до ворот. На кладбище не допускались |
Погребение
Мусульмане: укладывали умершего на спину или правы бок лицом к кибле (направление, куда обращаются во время молитвы).
Могилу засыпали, мулла прочитывал молитву (один сур из Корана). Потом раздавали милостыню. Все расходились по домам.
У всех: ставилась плита, надгробный камень, крест или столб. Над могилами – каменная обкладка или сруб из бревен.
Поминки
Способ общения с усопшим. В отличие от похорон, не были строго регламентированы религией.
Обяз. поминки – на 3 и 40 день. Приглашали всех, кто был на похоронах.
Обяз. обрядовые блюда:
У мусульман | У др. народов |
Жареное (запах отгонял злых духов) Лепешки из пшеничной муки Пшеничная каша на молоке | Блины Каша Место умершего за столом – ставили тарелку и ложку, кусок хлеба |
Особенно торжественные – на 40 день (душа умершего навсегда покидала дом). Можно и раньше, но никак не позже. У марийцев – в этот день пели и плясали под аккомпан. муз. инстр.
Кроме поминок по одному человеку, сущ. общинные поминки (всем селом).
Поминальные дни:
У мордвы | У башкир и татар | У православных |
Весенние (на Пасху) Летние (в Семик) | Когда оживала природа, устраивали спец. праздник, читали молитвы, готовили угощение | На святках Во время Масленицы В Троицу |
Посещение кладбищ было обяз.
Людей, умерших не своей смертью, не хоронили на кладбище.
5. Какие народы Урало-Поволжья до Октябрьской революции официально считались язычниками, христианами, мусульманами?
В середине 16 в. в Урало-Поволжье
Православное христианство | Мусульманство суннитского толка | Язычество |
русские | Татары, башкиры | Мордва, марийцы, удмурты, чуваши |
С включением У.-П. в состав Российского гос-ва осн. идея царской политики – христианизации и русификация народов.
Р.Г.Кузеев выд. 4 крупн. Этапа в реализации этой политики:
1) 1550 – 1730 г. = религиозная терпимость
(с 1650 г. – христианство нач. наступать)
Петр I (указ 1713 г.) заманивал в христианство ультимативно и методом «пряника»: помещики крестились – не хотели терять свои земли; крестьяне – освоб. от уплаты подушной подати на 3 года, рекрутской повинности, давали подарки, деньги.
3) 1730 – 1755 г.г. = насильственная массовая христианизация
(пик – 1746-47 г.г.).
Все нехристиане = язычники.
Образована Новокрещенская контора в Казани.
Разрушение мечетей в Казанской губернии (420 из 540).
В 18 в. подавляющее большинство нерусского населения было крещено.
В 1755 г. народы Башкирии начали массово ожесточенно сопротивляться. Политика поменяла курс.
3) 1780 – 1825 г. = политика сотрудничества с мусульманским духовенством
Новокрещенская контора в Казани реорганизована. Отменены привилегии и льготы новокрещенцам.
1773 г.- указ о терпимости во всем вероисповеданиям.
Были отменены запреты на строит-во мечетей
4) 1830 – 1850 г.г. = политика нетерпимости
Повод: отход от христианства новокрещенных.
В сер. 19 в. ситуация стабилизировалась, но царское правит-во продолж. борьбу с языческими обрядами путем штрафов, побоев, насильственных поборов и др.
В начале 20 в., до Октябрьской революции 1917 г., население Урало-Поволжья делилось на:
Православные христиане | мусульмане | язычники |
Мордва Марийцы Удмурты Чуваши Татары-кряшены Нагайбаки | Татары Башкиры | Нек. группы марийцев, удмуртов, чувашей (н-р, восточные марийцы, проживающие в Башк.) |
Христианизация, изменив некоторые этические и культурные границы, не разрушила этического самосознания финно-угорских и тюркских народов.
6. У каких народов до сегодняшнего дня сохраняются языческие верования и существуют культовые места и постройки?
Восточные марийцы, живущие в Башкортостане, до сих пор сохраняют свои языческие верования и называют себя чи мари, «истинные марийцы» (в отличие от марийцев, принявших христианство).
Из-за насильственного характера христианизация была поверхностной. Крестьяне не понимали смыла религии. Они смотрели на христ. святых также, как на своих языческих богов. Иконы для них – не изображение бога, а фетиш. Чуваши выкалывали глаза святым на иконах – не видят, не донесут богу.
Часто смешивали христианство и язычество, продолжая тайно и явно исполнять прежние обряды и приносить жертвы.
Это объясн. тем, что языческие верования имели у народов глубокие корни, переплетались с их хозяйством, образом жизни, общественным строем.
Языческая религия мордвы, марийцев, удмуртов и марийцев характер. развитостью и сложностью. Свидет-во тому –
* особые места молений,
* детально разработан. обряды,
* многочисленный пантеон (богов).
Для молений выбир. особые «священные» рощи, в кот. приносились жертвы около опр. дерева (березы, сосны, ели).
Под деревом зажигался костер, над ним вешали котел, где варили жертвенное мясо. Готовое блюдо выкладывали на спец. помост рядом. Кости закапывали в землю, шкуру вешали дерево.
Общее кол-во богов у удмуртов – 40 (главные – бог земли, бог земли, бог погоды).
У мордвы – главными были женские божества и мужские – их мужья.
Почитались лешие, водяные, банные существа, домовые.
Развиты семейно-родовые культы, в т.ч. культ предков.
7. К каким сельскохозяйственным занятиям и переломным периодам года были приурочены основные праздники годового цикла народов Урало-Поволжья?
Главные ориентиры в круговороте годовых сезонов для крестьян:
* Летнее и зимнее солнцестояние.
* Весеннее и осеннее равноденствие.
* Смена времен года.
Зимнее солнцестояние – солнце поворачивает на лето.
Основные праздники – календарные.
Их цель – обеспечить людям
* здоровье,
* хороший урожай
* богатый приплод скота.
8. Коротко охарактеризуйте основные календарные праздники весенне-летнего и осенне-зимнего циклов. Покажите сходство и различие этих праздников у народов Урало-Поволжья.
Зимний период
Праздников мало.
Гадания о будущем годе, урожае.
У марийцев он наз. «Овечья нога». Гадали об урожае, о приплоде скота, девушки гадали на женихов.
Гласный элемент – посиделки.
С принятием христианства у марийцев. Мордвы, удмуртов, чувашей проведение их традиционных календарных праздников стало приурочиваться к дням церковных праздников (Рождество, Крещение, Пасха, троица и т.д.)
Глава 1. Этнология как наука
1. Что изучает этнология?
Этнология – (от др.-греч. Ethnos – народ, logos – учение) – (дословно наука о народах) наука, изучающая народы мира, их историю, быт, и культуру.
На нашей планете обитает много народов. Каждый их них имеет свои культурные особенности, внес свой вклад в мировую культуру.
2. Чем отличается этнология от этнографии?
До 1990-х г.г. в российской науке для обозначения науки о народах использовался термин «этнография» (от др.-греч. Ethnos – народ, grapho – пишу), буквально «народоописание».
Основная задача этнографии – изучение взаимосвязей между элементами культуры.
С начала 90-г.г. наука о народах стала называться этнологией, потому как этнология имеет более широкое, глубокое понимание.
В связи с этим Институт этнографии и антропологии Российской Академии наук был переименован в Институт этнологии и антропологии РАН.
Этнолог С.А.Арутюнов пишет: «Можно считать этнологию и этнографию полными синонимами, а можно считать, что
этнография описывает этносы и их культуры,
а этнология объясняет и предсказывает их функционирование. То и другое направление существует в отечественной и мировой науке уже бол 200 лет».
Другими словами, Этнология – изучение, этнография – описание (Найти грань между ними трудно) |
Этнография сформир. к серед. XIX века. Тогда же появлил. учреждения, занимавшееся этнографическими исследов..
1845 г. – Русское географическое общество с отделением этнографии.
1878 г. – Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
3. Дайте определения понятий «этнос», «этничность».
Осн. объект изучения этнологии – этнос. Общепринятой трактовки понятия «этнос» сегодня не сущ. Преобладают такие определения:
Ю.В.Бромлей: этнос – этносоциальный организм;
Л.Н.Гумилев: этнос – биосоциальный организм;
Н.Н.Чебоксаров: этнос – осознанная культурно-языковая общность.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!