Результаты диагностики детей по методике Л. Н. Белопольской (второй этап) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Результаты диагностики детей по методике Л. Н. Белопольской (второй этап)

2023-01-16 39
Результаты диагностики детей по методике Л. Н. Белопольской (второй этап) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

*************************

Далее, для изучения особенностей проявления у мальчиков и девочек гендерных стереотипов, в отношении выбранной группы детей была применена методика Ю. Е. Гусевой, М. Л. Сабунаевой, предполагающая наблюдение за различными аспектами их повседневной деятельности с последующим фиксированием полученных результатов (см. табл. 5-6).

Таблица 5

Результаты применения методики Ю. Е. Гусевой, М. Л. Сабунаевой (для мальчиков)

 

Таблица 6

Результаты применения методики Ю. Е. Гусевой, М. Л. Сабунаевой (для девочек)

 

*******************************

Далее, посредством общения попытаемся определить степень понимания детьми ценностей и мотивов поведения, обусловленных осознанием значимости собственной гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей. С полученными результатами можно ознакомиться на рисунке 9.

**********************

Рис. 9. Результаты диагностики детей по методике «Ценности мальчиков и девочек, %

 

*************************

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования коррекционно-педагогической деятельностиМС(К)ОУ №2 по формированию у детей полоролевой идентичности.

Формирующий этап психолого-педагогического эксперимента

 

Цель формирующего этапа: разработка и апробация коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности у детей с умственной отсталостью полоролевой идентичности.

Для достижения поставленной цели, необходимо:

1. Внедрить вМС(К)ОУ №2новые формы активности, обеспечивающие накопление социального опыта гендерного поведения в соответствии с принятыми нормами и эталонами, стимулирующие:процесс осознания детьми личностных смыслов в идеальном образе мужчины и женщины и их стремление к соблюдению данных эталонов;

2. Повысить степень участия родителей в образовательномпроцессе дошкольной организации.

В рамках первого подхода, для формирования у детей заинтересованности в понимании особенностей полоролевого поведения своего и противоположного пола, могут оказаться полезными следующие инструменты коррекционно-педагогической деятельности:

**********************

Для развития у детей гендерных предпочтений, могут оказаться полезными:

*************************

Для формирования стратегий поведения и развития у детей навыков взаимодействия с противоположным полом, могут быть реализованы следующие коррекционно-педагогические мероприятия:

********************************

Предложенный пакет мероприятий был реализован в МС(К)ОУ №2 с 01.02.2022 по 01.03.2022 гг. В целях определения позитивных изменений от его применения, с испытуемыми было проведено повторное диагностическое исследование. Дошкольникам было снова предложено ответить на вопросы полустандартизированного интервью В. Е. Кагана (см. приложение 5).

Для лучшего восприятия представленной в приложении информации, произведем ее группировку по степени (высокий, средний, низкий) сформированности полового образа (см. рис. 10).

 

Рис. 10. Обобщающая оценка уровня сформированности полового образа, %

 

Сравним полученные значения с данными констатирующего этапа (см. рис.11).

 

Рис. 11. Динамика уровня сформированности полового образа у детей с умственной отсталостью, %

 

Представленная диаграмма наглядно иллюстрирует повышение у детей уровня сформированности полового образа. **********************

Далее, чтобы определить изменения в уровнесформированностиу детей представлений о различных проявлениях мужских и женских качеств, им снова было предложено изобразить на стандартном листе формата А4 фигуру любого человека, после чего дать по ней пояснения. С полученными результатами можно ознакомиться в таблице 7.

Таблица 7

Результаты теста «Рисунок человека» (К. Маховер)

 

**************************

 

***********************Для изменения сложившейся ситуации был предложен комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, апробация которого доказала правомочность его практического применения приведя к положительному сдвигу в уровне сформированностиполоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования в работе были сделаны следующие выводы и обобщения.

*********************************.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Письмо Минобразования России от 04.09.1997 № 48 (ред. от 26.12.2000) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» // Вестник образования, № 18, сентябрь, 2008 г.

2. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. — 2020. — № 1. — С. 87-95.

3. Деранкова Е. Б. Вопросы пола: взрослым о детях: научно-популярная медицинская литература / Е. Б. Деранкова, А. А. Габелов, Н. Г. Опрышко. — М.: Медицина, 2018. — 47 с.

4. Дети с умственной отсталостью в инклюзивной группе: методическое пособие / Д. З. Ахметова, В. С. Горынина, Г. В. Орлов, И. А. Митрофанов. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. — 96 с.

5. Женщина. Гендер. Культура / отв. ред.: З. А. Хоткина, Н. Л. Пушкарева, Е. И. Трофимова. — М.: РЛШГИ, 1999. — 366 с.

6. Заиграева Н. В., Смолянинова Т. А. Представления о социальном и полоролевом поведении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Статья в сборнике: «Воспитание и обучение: Теория, методика и практика»; Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»», 2015. С. 225-229.

7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2016. — 544 с.

8. Исаев Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — СПБ: Питер, 2020. — 184 с.

9. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. — М.: Педагогика, 2021. — 254 с.

10. Калинина Е. М. Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников с умственной отсталостью // Статья в сборнике: «Специальное образование»; Материалы IX Международной научной конференции. — СПб: Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. С. 141-144.

11. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — 2-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 206 с.

12. Киселевская Н. А. Гендерные особенности полоролевого поведения умственно отсталых младших школьников // Психология. — 2015. — № 13. — С. 6-14.

13. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания / А. Г. Ковалев. — Минск: Асвета, 2020. — 256 с.

14. Ковалев В. В. Начальные и пограничные проявления психических заболеваний у детей младшего возраста. — Москва: [б. и.], 1970. — 15 с.

15. Колосова Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 151 с.

16. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 605 с.

17. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с.

18. Мамаева А. В., Шаповаленко Л. О. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. — 2018. — № 1 (1). — С. 39-52.

19. Мачильская А. П. Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2011. — № 2. — С. 136-140.

20. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 2018. — 400 с.

21. Нугаева О. Г. Определение понятия «нарушения половой идентификации»; Совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми / О. Г. Нугаева; под ред. В. В. Коркунова. — Екатеринбург: УрГПУ, 2002. — 320 с.

22. Нугаева О. Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / О. Г. Нугаева; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Нижний Новгород, 2003. — 24 с.

23. Нугаева О. Г. Роль системообразующих факторов в процессе формирования и развития гендерной идентичности у подростков с нарушением интеллекта и у подростков с нормальным интеллектуальным развитием // Специальное образование: научно-методический журнал. — 2014. — № 4 (36). — С. 39-49.

24. Общая психология: [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / Под ред. В. В. Богословского [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с.

25. Певзнер М. С. Дети-олигофрены: изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.00. — Москва, 1959. — 485 с.

26. Половое воспитание несовершеннолетних / Методические рекомендации для педагогов; автор-сост. Стенникова Ирина Андреевна — Полевской: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», 2015. — 36 с.

27. Проективный рисунок человека / Карен Маховер; [Пер. с англ. Ю. А. Васильевой]. — М.: Смысл, 2020. — 154 с.

28. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под общей редакцией Казаковцева Б. А., Голланда В. Б. — М.: Минздрав России, 1998. — 512 с.

29. Синдром Дауна: медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю. И. Барашнева. — М.: Триада-X, 2017. — 280 с.

30. Словарь гендерных терминов / Регион. обществ. орг. «Восток-Запад: Жен. инновац. проекты»; Ред. А. А. Денисова. — М.: Информ.-XXI в., 2012. — 255 с.

31. Соловьева О. Б. Обратные связи в межличностном общении / О. Б. Соловьева. — М.: Изд-во МГУ, 2019. — 109 с.

32. Утенкова С. Н., Соколова Д. Л. К вопросу о формировании полоролевого поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2016. — № 3 (69). — С. 84-91.

33. Хышиктуева Т. П. и др. Умственная отсталость у детей (обзор литературы) / Хышиктуева Т. П., Усачева Е. Л., Лебедева Ю. В., Ахметова В. В. // ДОКТОР.РУ. — 2020. — № 6-2 (94). — С. 22-26.

34. Цукер К. Дж., Брэдли С. Дж. Расстройства гендерной идентичности и психосексуальные проблемы у детей и подростков. — М.: ИД «Городец», 2020. — 640 с.

35. Чекалина А. А. Гендерная психология: учебное пособие / А. А. Чекалина. — 2-е изд. — М.: Ось-89, 2019. — 237 с.

36. Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Ф. Шалимов. — М.: Академия, 2013. — 159 с.

37. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Речь, 2005. — 475 с.

38. Absi-Semaan N., Crombie G., Freeman C. Masculinity and femininity in middle childhood // Developmental and factor analyses. Sex Roles. — 1993. — Vol. 28 (3-4). — РР. 187-206.

39. Eaton W. O., Von Bargen, D., Keats, J. G. Gender understanding and dimensions of preschooler toy choice: Sex stereotype versus activity level // Canadian Journal of Behavioural Science. — 1981. — Vol. 13. — Р. 203-209.

40. Fagot B. I., Leinbach M. D. Gender identity: Some thoughts on an old concept. Journal of the American Academy of Child Psychiatry. — 1985. — Vol. 24. — P. 684-688.

41. Fisk N. M. Gender dysphoria syndrome (The how, what, and why of a disease) / Proceedings of the second interdisciplinary symposium on gender dysphoria syndrome. — Palo Alto: Standford University Press, 1973. PP. 7-14.

42. Gerall A., Moltz H, Ward I. Sexual behavior: The product of perinatal hormonal and prepubertal social factors. Handbook of Behavioral Neuroendocrinology // Sexual Differentiation. — 1992. — Vol 11. — PР. 157-179.

43. Huston A. C. Sex typing. Handbook of child psychology // Socialization, personality, and social development. — 1983. — Vol. 4. — PP. 387-467.

44. Imperato-McGinley J. Sexual Differentiation: Normal and Abnormal // Current Topics in Experimental Endocrinology. — 1983. — Vol. 5. — P. 231-307.

45. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order: Sequence in the development of moral thought // Vita Humana. — 1963. — Vol. 6 (1-2). — Р. 11-33.

46. Liben L. S., Signorella M. L. Children's gender schemata. — London: Jossey-Bass. Katz, P. A., & Boswell, S. L., 1986. — 255 р.

47. Mental retardation. Definition, classification and systems of support / Ed R. Lukasson. — 10th ed. — Washington: AAMR, 2002. — 260 p.

48. Money J, Ehrhardt A. Man & woman, boy & girl: the diffeientiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1972. — 311 р.

49. Money J. Hermaphroditism: An Inquiry into the Nature of a Human Paradox. — Cambridge: Harvard University, 1955. — 455 р.

50. Money J. Sex Errors of the Body and Related Syndromes: A Guide to Counseling Children, Adolescents, and Their Families. — 2nd ed. — Baltimore: P.H. Brooks Publishing Company, 1994. — 265 р.

51. Slaby R. G., Grey K. S. Development of gender constancy and selective attention to same sex models. Child Development. — 1975. — Vol. 46. — Р. 849-856.

52. Stoller R. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. — New-York: Science House, 1968. — 383 p.

53. Кожевникова Е. И. Особенности полоролевого воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/654954(дата обращения: 09.03.2022).

54. Половое воспитание несовершеннолетних / Методические рекомендации для педагогов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/229687-1-polovoe-vospitanie-nesovershennoletnih-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-polevskoy-2015-avtor-sostavi.php(дата обращения: 09.03.2022).

55. Умственная отсталость / Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Умственная_отсталость(дата обращения: 09.03.2022).

 


 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.