Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей с умственной отсталостью — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей с умственной отсталостью

2023-01-16 22
Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей с умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей с умственной отсталостью


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ... 7

1.1. Сущностная характеристика умственной отсталости: причины появления и классификация. 7

1.2. Полоролевое (гендерное) развитие детей с умственной отсталостью.. 15

1.3. Формирование полоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью 28

Выводы по первой главе. 34

 

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 35

2.1. Критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированнсти гендерной идентичности у детей с умственной отсталостью.. 35

2.2. Констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента. 47

2.3. Формирующий этап психолого-педагогического эксперимента. 56

Выводы по второй главе. 70

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

Список литературы.. 74

Приложения. 80

 


 

Введение

 

Вопрос полоролевой идентичности, какбазового конструкта личности, от которого зависят процессы ее саморегуляции, адаптации, самоопределенияв обществе — один из самых сложныхв психологии вообще и специальнойпсихологии, в частности. Несформированность образа пола приводит кглубоким изменениям личности: наблюдается значимая потеря своего Я,нарушается вся система отношенийребенка в социуме. Дисбалансполоролевой структуры личности может привести к психосоматическимзаболеваниям, неврозам, стать источником девиантного поведения.

***********************

Цель исследования — изучение использования гендерных различий в процессе становления полоролевой идентификации у детей с умственной отсталостью.

Гипотезы исследования —гендерные различия будут способствовать становлению полоролевой идентификации детей с умственной отсталостью, если:

- Отношения со своим и противоположным полом у детей с умственной отсталостью будут определяться особенностями строения и функционирования половой идентичности;

- Половая идентичность детей с умственной отсталостью обладает спецификой в проявлении когнитивного, эмоционального и конативного компонентов, по сравнению с половой идентичностью их просоциальных сверстников.

Реализация поставленной цели и гипотезыисследования потребовала решения следующих научных задач:

1. Раскрыть сущность умственной отсталости, определить причины ее появления и рассмотреть существующие способы классификации;

2. Исследовать особенности полоролевого (гендерного) развития детей с умственной отсталостью;

3. Изучить основные подходы к формированиюполоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью;

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для повышения уровня сформированности половой идентичности у детей с умственной отсталостью.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: монографический (теоретический анализ специальной литературы по изучаемой проблеме), компаративный, наблюдения, диагностический, экспериментальный, методы математической обработки данныхв сочетании с качественным анализом.

*****************************.


Глава I . Теоретико-методологические аспекты становления и развития полоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью

Глава II . Психологическая диагностика уровня сформированнсти гендерной идентичности у детей с умственной отсталостью

Констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента

 

Последовательно применяя комплекс рассмотренных выше диагностических инструментов, оценим уровень сформированностиполоролевой идентичностиу выбранной группы детей.

На первом этапе исследования дошкольникам было предложено ответить на ряд вопросов, входящих в перечень полустандартизированного интервью В. Е. Кагана (см. приложение 3).

*************************

Далее, для определения сформированности представлений детей о различных проявлениях мужских и женских качеств, им было предложено изобразить на стандартном листе формата А4 фигуру любого человека, после чего пояснить свой выбор. С полученными результатами можно ознакомиться в таблице 2.

Таблица 2

Результаты теста «Рисунок человека» (К. Маховер)

 

***************************************

На следующим этапе в отношении выбранной группы детей была применена методикаН. Л. Белопольской, с результатами которой можно ознакомиться в таблице 3.

Таблица 3

Результаты теста «Рисунок человека» (К. Маховер)

 

**************************

 

***********************Для изменения сложившейся ситуации был предложен комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, апробация которого доказала правомочность его практического применения приведя к положительному сдвигу в уровне сформированностиполоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования в работе были сделаны следующие выводы и обобщения.

*********************************.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Письмо Минобразования России от 04.09.1997 № 48 (ред. от 26.12.2000) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» // Вестник образования, № 18, сентябрь, 2008 г.

2. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. — 2020. — № 1. — С. 87-95.

3. Деранкова Е. Б. Вопросы пола: взрослым о детях: научно-популярная медицинская литература / Е. Б. Деранкова, А. А. Габелов, Н. Г. Опрышко. — М.: Медицина, 2018. — 47 с.

4. Дети с умственной отсталостью в инклюзивной группе: методическое пособие / Д. З. Ахметова, В. С. Горынина, Г. В. Орлов, И. А. Митрофанов. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. — 96 с.

5. Женщина. Гендер. Культура / отв. ред.: З. А. Хоткина, Н. Л. Пушкарева, Е. И. Трофимова. — М.: РЛШГИ, 1999. — 366 с.

6. Заиграева Н. В., Смолянинова Т. А. Представления о социальном и полоролевом поведении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Статья в сборнике: «Воспитание и обучение: Теория, методика и практика»; Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»», 2015. С. 225-229.

7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2016. — 544 с.

8. Исаев Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — СПБ: Питер, 2020. — 184 с.

9. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. — М.: Педагогика, 2021. — 254 с.

10. Калинина Е. М. Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников с умственной отсталостью // Статья в сборнике: «Специальное образование»; Материалы IX Международной научной конференции. — СПб: Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. С. 141-144.

11. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — 2-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 206 с.

12. Киселевская Н. А. Гендерные особенности полоролевого поведения умственно отсталых младших школьников // Психология. — 2015. — № 13. — С. 6-14.

13. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания / А. Г. Ковалев. — Минск: Асвета, 2020. — 256 с.

14. Ковалев В. В. Начальные и пограничные проявления психических заболеваний у детей младшего возраста. — Москва: [б. и.], 1970. — 15 с.

15. Колосова Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 151 с.

16. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 605 с.

17. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с.

18. Мамаева А. В., Шаповаленко Л. О. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. — 2018. — № 1 (1). — С. 39-52.

19. Мачильская А. П. Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2011. — № 2. — С. 136-140.

20. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 2018. — 400 с.

21. Нугаева О. Г. Определение понятия «нарушения половой идентификации»; Совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми / О. Г. Нугаева; под ред. В. В. Коркунова. — Екатеринбург: УрГПУ, 2002. — 320 с.

22. Нугаева О. Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / О. Г. Нугаева; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Нижний Новгород, 2003. — 24 с.

23. Нугаева О. Г. Роль системообразующих факторов в процессе формирования и развития гендерной идентичности у подростков с нарушением интеллекта и у подростков с нормальным интеллектуальным развитием // Специальное образование: научно-методический журнал. — 2014. — № 4 (36). — С. 39-49.

24. Общая психология: [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / Под ред. В. В. Богословского [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с.

25. Певзнер М. С. Дети-олигофрены: изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.00. — Москва, 1959. — 485 с.

26. Половое воспитание несовершеннолетних / Методические рекомендации для педагогов; автор-сост. Стенникова Ирина Андреевна — Полевской: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», 2015. — 36 с.

27. Проективный рисунок человека / Карен Маховер; [Пер. с англ. Ю. А. Васильевой]. — М.: Смысл, 2020. — 154 с.

28. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под общей редакцией Казаковцева Б. А., Голланда В. Б. — М.: Минздрав России, 1998. — 512 с.

29. Синдром Дауна: медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю. И. Барашнева. — М.: Триада-X, 2017. — 280 с.

30. Словарь гендерных терминов / Регион. обществ. орг. «Восток-Запад: Жен. инновац. проекты»; Ред. А. А. Денисова. — М.: Информ.-XXI в., 2012. — 255 с.

31. Соловьева О. Б. Обратные связи в межличностном общении / О. Б. Соловьева. — М.: Изд-во МГУ, 2019. — 109 с.

32. Утенкова С. Н., Соколова Д. Л. К вопросу о формировании полоролевого поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2016. — № 3 (69). — С. 84-91.

33. Хышиктуева Т. П. и др. Умственная отсталость у детей (обзор литературы) / Хышиктуева Т. П., Усачева Е. Л., Лебедева Ю. В., Ахметова В. В. // ДОКТОР.РУ. — 2020. — № 6-2 (94). — С. 22-26.

34. Цукер К. Дж., Брэдли С. Дж. Расстройства гендерной идентичности и психосексуальные проблемы у детей и подростков. — М.: ИД «Городец», 2020. — 640 с.

35. Чекалина А. А. Гендерная психология: учебное пособие / А. А. Чекалина. — 2-е изд. — М.: Ось-89, 2019. — 237 с.

36. Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Ф. Шалимов. — М.: Академия, 2013. — 159 с.

37. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Речь, 2005. — 475 с.

38. Absi-Semaan N., Crombie G., Freeman C. Masculinity and femininity in middle childhood // Developmental and factor analyses. Sex Roles. — 1993. — Vol. 28 (3-4). — РР. 187-206.

39. Eaton W. O., Von Bargen, D., Keats, J. G. Gender understanding and dimensions of preschooler toy choice: Sex stereotype versus activity level // Canadian Journal of Behavioural Science. — 1981. — Vol. 13. — Р. 203-209.

40. Fagot B. I., Leinbach M. D. Gender identity: Some thoughts on an old concept. Journal of the American Academy of Child Psychiatry. — 1985. — Vol. 24. — P. 684-688.

41. Fisk N. M. Gender dysphoria syndrome (The how, what, and why of a disease) / Proceedings of the second interdisciplinary symposium on gender dysphoria syndrome. — Palo Alto: Standford University Press, 1973. PP. 7-14.

42. Gerall A., Moltz H, Ward I. Sexual behavior: The product of perinatal hormonal and prepubertal social factors. Handbook of Behavioral Neuroendocrinology // Sexual Differentiation. — 1992. — Vol 11. — PР. 157-179.

43. Huston A. C. Sex typing. Handbook of child psychology // Socialization, personality, and social development. — 1983. — Vol. 4. — PP. 387-467.

44. Imperato-McGinley J. Sexual Differentiation: Normal and Abnormal // Current Topics in Experimental Endocrinology. — 1983. — Vol. 5. — P. 231-307.

45. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order: Sequence in the development of moral thought // Vita Humana. — 1963. — Vol. 6 (1-2). — Р. 11-33.

46. Liben L. S., Signorella M. L. Children's gender schemata. — London: Jossey-Bass. Katz, P. A., & Boswell, S. L., 1986. — 255 р.

47. Mental retardation. Definition, classification and systems of support / Ed R. Lukasson. — 10th ed. — Washington: AAMR, 2002. — 260 p.

48. Money J, Ehrhardt A. Man & woman, boy & girl: the diffeientiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1972. — 311 р.

49. Money J. Hermaphroditism: An Inquiry into the Nature of a Human Paradox. — Cambridge: Harvard University, 1955. — 455 р.

50. Money J. Sex Errors of the Body and Related Syndromes: A Guide to Counseling Children, Adolescents, and Their Families. — 2nd ed. — Baltimore: P.H. Brooks Publishing Company, 1994. — 265 р.

51. Slaby R. G., Grey K. S. Development of gender constancy and selective attention to same sex models. Child Development. — 1975. — Vol. 46. — Р. 849-856.

52. Stoller R. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. — New-York: Science House, 1968. — 383 p.

53. Кожевникова Е. И. Особенности полоролевого воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/654954(дата обращения: 09.03.2022).

54. Половое воспитание несовершеннолетних / Методические рекомендации для педагогов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/229687-1-polovoe-vospitanie-nesovershennoletnih-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-polevskoy-2015-avtor-sostavi.php(дата обращения: 09.03.2022).

55. Умственная отсталость / Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Умственная_отсталость(дата обращения: 09.03.2022).

 


 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей с умственной отсталостью


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ... 7

1.1. Сущностная характеристика умственной отсталости: причины появления и классификация. 7

1.2. Полоролевое (гендерное) развитие детей с умственной отсталостью.. 15

1.3. Формирование полоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью 28

Выводы по первой главе. 34

 

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 35

2.1. Критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированнсти гендерной идентичности у детей с умственной отсталостью.. 35

2.2. Констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента. 47

2.3. Формирующий этап психолого-педагогического эксперимента. 56

Выводы по второй главе. 70

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

Список литературы.. 74

Приложения. 80

 


 

Введение

 

Вопрос полоролевой идентичности, какбазового конструкта личности, от которого зависят процессы ее саморегуляции, адаптации, самоопределенияв обществе — один из самых сложныхв психологии вообще и специальнойпсихологии, в частности. Несформированность образа пола приводит кглубоким изменениям личности: наблюдается значимая потеря своего Я,нарушается вся система отношенийребенка в социуме. Дисбалансполоролевой структуры личности может привести к психосоматическимзаболеваниям, неврозам, стать источником девиантного поведения.

***********************

Цель исследования — изучение использования гендерных различий в процессе становления полоролевой идентификации у детей с умственной отсталостью.

Гипотезы исследования —гендерные различия будут способствовать становлению полоролевой идентификации детей с умственной отсталостью, если:

- Отношения со своим и противоположным полом у детей с умственной отсталостью будут определяться особенностями строения и функционирования половой идентичности;

- Половая идентичность детей с умственной отсталостью обладает спецификой в проявлении когнитивного, эмоционального и конативного компонентов, по сравнению с половой идентичностью их просоциальных сверстников.

Реализация поставленной цели и гипотезыисследования потребовала решения следующих научных задач:

1. Раскрыть сущность умственной отсталости, определить причины ее появления и рассмотреть существующие способы классификации;

2. Исследовать особенности полоролевого (гендерного) развития детей с умственной отсталостью;

3. Изучить основные подходы к формированиюполоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью;

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для повышения уровня сформированности половой идентичности у детей с умственной отсталостью.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: монографический (теоретический анализ специальной литературы по изучаемой проблеме), компаративный, наблюдения, диагностический, экспериментальный, методы математической обработки данныхв сочетании с качественным анализом.

*****************************.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.