Ключевые моменты внимательности к искусной речи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ключевые моменты внимательности к искусной речи

2023-01-16 54
Ключевые моменты внимательности к искусной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вот несколько ключевых моментов применения искусной речи для предотвращения страданий:

 

● Искусная речь требует воздержания от лжи, злословия, грубости и пустой болтовни.

● Ложь под видом умолчания – тоже ложь.

● Злословие – это речь, уничтожающая дружбу между другими людьми, а также их репутацию.

● Словесные оскорбления, непристойные выражения, сарказм, лицемерие и чрезмерно прямолинейная и унижающая критика являются примерами грубой речи.

● Грубая речь ранит других и унижает ваше достоинство.

● Сплетни и пустословие ведут к ссорам, непониманию и напрасной трате времени, а также порождают спутанность ума.

● Любые слова, в которых нет необходимости и которые не основаны на щедрости, любящей доброте и сострадании, вредны.

● Чтобы проверить, искусна ли ваша речь, перед тем, как что‑то сказать, остановитесь и спросите себя: «Правда ли это? Добры ли эти слова? Полезны ли они? Не причинят ли они кому‑нибудь вреда? Подходящее ли сейчас время, чтобы вообще что‑либо говорить?»

● Если вы применяете внимательность, чтобы усилить свою решимость не произносить обидных слов и использовать лишь мягкие, тщательно подобранные слова, вы можете гармонизировать любую сложную ситуацию.

 

 

Шаг 4

Искусное действие

 

Одним людям хотелось бы получить список правил, которым они могли бы следовать, оставаясь уверенными, что поступают этично и правильно. Другим людям нужны правила, чтобы быть уверенными, что они обязательно достигнут своих духовных целей: будь то рай или просветление. Будда действительно предложил набор правил поведения, позволяющих нам не множить страдание, однако подлинно этичное поведение выходит за рамки любого списка правил. Можно сказать, что это набор переплетающихся друг с другом принципов, указывающих на то, каким образом наши действия могут причинить страдания нам самим и другим, как этический выбор каждого отдельного человека влияет на всё и вся.

 

Пять обетов

 

Буддийская этика начинается с пяти этических принципов, настоятельно рекомендованных всем, кто заинтересован в духовном развитии.

Вот эти принципы:

 

● Отказ от убийства.

● Отказ от воровства.

● Отказ от лжи.

● Отказ от неподобающего сексуального поведения.

● Отказ от употребления алкоголя и других опьяняющих веществ.

 

Считается, что последователи Будды должны действовать в соответствии с этими правилами, называемыми пятью обетами. Однако эти этические принципы не были придуманы Буддой – они вечны, фундаментальны и универсальны.

Четыре из пяти принципов напрямую представлены в Восьмеричном пути. Искусная речь включает в себя отказ от лжи. Искусное действие определяется как отказ от убийства, воровства и неподобающего сексуального поведения. Последний из пяти обетов, отказ от употребления опьяняющих веществ, является искусным действием потому, что человек, находящийся под воздействием опьяняющих веществ, может легко вовлечься в неправильную речь или неправильные действия.

На начальном этапе этического развития нам необходимы эти пять заповедей, подобно тому, как ребёнку необходимо, чтобы его родители устанавливали для него правила, например, «не трогать горячую плиту». Когда дети вырастают, то осознают, что родительские правила были необходимы, чтобы защитить их от определённых опасностей. Точно так же, достигнув совершенного понимания этического поведения, мы прибегаем к искусным действиям автоматически. Мы просто не можем нарушить пять обетов, и нам не приходится напоминать себе о них, чтобы не сбиться с пути.

 

Этика в действии

 

Традиционно считается, что к шагу искусного поведения относится отказ от убийства, воровства и неподобающего сексуального поведения. Хотя мы используем одни и те же термины как в пяти обетах, так и в определении искусного действия как части Восьмеричного пути, они немного отличаются по смыслу. Задача обетов, их смысл, очень прост и очевиден: мы просто не должны делать этих вещей. Убийство, воровство и неподобающее сексуальное поведение – три худших действия, которые вы можете совершить, и если вы будете прибегать к ним, то никогда не обретёте спокойствия. Итак, примите твёрдое и непоколебимое решение строго придерживаться этих правил.

Однако, определяя искусное действие как часть Восьмеричного пути и говоря об отказе от убийства, воровства и прелюбодеяния, Будда привёл лишь наиболее грубые примеры того вреда, который один человек может причинить другому. Таким образом, эти ограничения следует понимать не только в узком смысле как соблюдение обетов, но и как широкие указания на то, каким должно быть высшее этическое поведение.

Например, в одной из своих проповедей, призывая последователей действовать с состраданием по отношению ко всем живым существам, Будда заметил:

 

 

Все живые существа боятся палки [насилия];

Все живые существа боятся смерти.

Сравнив себя с другими существами,

Не причиняйте им вреда и не побуждайте других [причинять вред].

(Dh 129)

 

Он объяснил, что любое физическое действие, причиняющее вред другому человеку: порча чужого имущества, поджог, угроза оружием – это неправильное действие, даже если в результате никто не лишится жизни. Я слышал об одном молодом человеке, учившемся в университете, которому не нравились соседи по общежитию. Чтобы отомстить им, он тайно портил их вещи: макал в унитаз их мочалки и ломал их компьютеры! Мелкие подлости и злые шутки также относятся к неправильным действиям.

Этичное поведение также имеет более тонкие уровни. Например, отказ от убийства обретает высший смысл, когда мы полностью отказываемся от причинения вреда другим и постоянно поддерживаем желание счастья всем существам.

Мы практикуем искусное действие не потому, что хотим избежать нарушения правил, установленных Буддой, и не потому, что боимся быть наказанными за свои действия. Мы избегаем жестокого и причиняющего вред поведения потому, что видим последствия таких действий: глубокое страдание, на которое мы обрекаем себя самих и других как сейчас, так и в будущем. Мы практикуем искусное действие, потому что хотим, чтобы наша жизнь была полезной и гармоничной, а не деструктивной и полной проблем, а также потому, что хотим, чтобы наш ум был спокойным и счастливым, чтобы его не тревожили сожаления и угрызения совести.

Когда дело доходит до соблюдения этических принципов, наш ум постоянно пытается нас перехитрить. Некоторые люди убеждают себя, что этические принципы не распространяются на молодёжь. Они говорят: «Сейчас я могу развлекаться и делать всё, что хочу. Когда я состарюсь, я наведу порядок в своих делах». К сожалению, начать соблюдать этические принципы в конце жизни – это как выиграть лотерею, лёжа на смертном одре. Если вы будете ждать слишком долго, у вас не будет времени насладиться преимуществами, которые дарит высоконравственная жизнь: свободой от зависимостей, здоровыми отношениями, чистой совестью и спокойным умом. Лучше всего наслаждаться полезными эффектами нравственности, пока вы ещё молоды, здоровы и сильны. В старости вам уже не понадобится придерживаться этических принципов, чтобы обуздать свои порывы!

Есть и другой вид самообмана, когда мы говорим себе: «Какой мне толк от этих этических принципов? Моя жизнь и так в порядке». Если вы действительно так думаете, вам стоит проверить свою логику. Если ваша жизнь в порядке, зачем вам лгать, воровать, пить и убивать? Нарушение этических принципов быстро входит в привычку, от которой потом сложно избавиться. Более того, эти виды поведения неизбежно ведут к негативным последствиям. От причинно‑следственного закона невозможно убежать. Нарушая этические принципы, вы рискуете своим здоровьем, имуществом, любовью близких и многими другими вещами. Кроме того, вы будете ощущать волнение и чувство вины, а ваша неудовлетворённость только усилится. Помните, мы придерживаемся этических принципов, чтобы стать счастливее, а не несчастнее.

Даже небольшие, на первый взгляд пустяковые, аморальные поступки имеют последствия. Я слышал о человеке, лишившемся возможности приобрести существенную долю в бизнесе, стоившем многие миллионы долларов, из‑за убийства жучка. Этот умный и талантливый бизнесмен назначил встречу с потенциальным партнёром, чтобы обсудить сделку. Во время разговора на край его пивной кружки село насекомое. Бизнесмен лёгким щелчком столкнул его в стакан. Когда жучок выполз на край стакана, он столкнул его вновь. Он обсуждал многомиллионный бизнес, забавляясь с жуком и раз за разом сталкивая его в стакан, пока тот наконец не утонул.

Потенциальный партнёр этого бизнесмена позже рассказал мне, что думал в тот момент: «Этот человек очень жесток. Возможно, он способен сделать что‑нибудь безнравственное ради финансовой выгоды. Я не хочу быть его партнёром». Итак, предложение о сделке было отозвано.

У вас может возникнуть вопрос: почему все принципы искусного действия определены через отрицание: не убивать, не воровать и т. п. Причина очень проста. Мы не можем получать удовольствие от правильного поведения до тех пор, пока не откажемся от неправильного. Обычно, когда мы действуем, наш ум переполняет привязанность, толкающая нас к различным безнравственным поступкам. Для начала мы должны победить эту естественную тенденцию. Тогда мы заметим, что, совершая этичные поступки, мы чувствуем себя очень комфортно, расслабленно, свободно и спокойно. Невозможно приготовить вкусный обед в кастрюле, измазанной изнутри грязью; невозможно вырастить прекрасный сад на земле, покрытой сорняками. Отказываясь от негативных действий, мы создаём надлежащие условия для выполнения действий позитивных. Например, воздерживаясь от убийства и других вредоносных действий, мы создаём атмосферу, позволяющую любящей доброте и состраданию возникнуть в ваших отношениях с другими. Подобным образом отказ от воровства (присвоения того, что нам не дано, будь то собственность других людей либо награда за чужую работу или чужие идеи) даёт начало своей противоположности – щедрости.

Этичное действие смещает наш фокус с того, чего хотим лично мы, на то, что будет наиболее полезно как нам самим, так и другим. Если мы одержимы собственными желаниями, основными мотивами наших действий становятся ненависть, алчность, зависть, похоть и другие эгоистичные соображения. В этом случае мы не контролируем себя и не имеем достаточно мудрости, чтобы действовать правильно. Однако если мы воздерживаемся от негативного поведения, ментальный туман частично рассеивается, и мы начинаем замечать, что любящая доброта, сострадание и щедрость могут сделать нас по‑настоящему счастливыми. Такая ясность ума помогает нам делать этически правильный выбор и двигаться вперёд по пути, указанному Буддой.

 

Не убивать

 

Тенденция причинять вред другим существам обычно возникает на основании ненависти или страха. Когда мы намеренно убиваем живых существ, даже небольших, таких как крохотные насекомые, уменьшается наше уважение ко всему живому, в том числе к себе самим. Внимательность помогает нам осознать наши антипатии и принять на себя ответственность за них. Исследуя состояния своего ума, мы видим, что ненависть и страх загоняют нас в круговорот жестокости и насилия, действий, приносящих вред другим и уничтожающим спокойствие нашего ума. Отказ от насилия делает ум спокойным и освобождает от ненависти. Ясное понимание этого помогает нам воздерживаться от деструктивных действий и отдавать предпочтение действиям, мотивированным щедростью и состраданием.

Одна из моих учениц рассказала мне, что раньше испытывала страх и отвращение к некоторым небольшим существам, таким как мыши, блохи и клещи. Из‑за этих чувств она была готова убивать их. Когда практика внимательности сделала её добрее, она приняла решение не убивать этих существ. В результате её чувства страха и отвращения уменьшились. Не так давно она вообще взяла таракана голыми руками и отнесла его на улицу, в безопасное место.

Когда мы отказываемся от убийства, наше уважение к жизни растёт, и мы начинаем действовать с состраданием по отношению ко всем живым существам. Та же ученица рассказала мне историю о том, как отправилась навестить своего друга, жившего в одном медитационном центре. Приехав в центр, она обнаружила ловушку для насекомых, висевшую над крыльцом центрального корпуса для персонала. В ловушке находились десятки ос, привлечённых сладким запахом яблочного сока. Проникнув внутрь ловушки через небольшое отверстие, они уже не могли выбраться наружу. Выбившись из сил от полётов в замкнутом пространстве, они падали в яблочный сок на дне ловушки и постепенно тонули. Моя ученица спросила своего друга о ловушке. Он согласился, что использовать её было позором для медитационного центра, но её повесили вышестоящие работники, и он ничего не мог с этим поделать.

Моя ученица пыталась игнорировать жужжание, исходившее из ловушки, но не могла забыть о страдании ос. Вскоре она почувствовала, что должна что‑нибудь сделать, чтобы хотя бы некоторые из них смогли улететь. Она взяла нож и проделала небольшую дыру в верхней части ловушки, оставив в ней нож, чтобы она не закрывалась. Несколько ос выползли по лезвию наружу и улетели – целые и невредимые. Тогда она сделала дыру побольше, позволив вылететь ещё нескольким осам. В конце концов она поняла, что не сможет позволить себе оставить в ловушке ни одной осы, обречённой на гибель. Она волновалась, что вмешивается в чужие дела, но всё же отнесла ловушку в поле неподалёку и полностью разрезала её, освободив всех ос, которые ещё были живы. Сделав это, она пожелала: «Да обрету я свободу от своих негативных мнений и действий, так же как эти насекомые освободились из своей ловушки».

Моя ученица сказала мне, что с тех пор больше не боится ос. Прошлой весной под главным входом в Общество «Бхавана» появилось осиное гнездо. Некоторых проходивших через этот вход людей покусали осы, и поэтому его пришлось загородить. Однако эта женщина по‑прежнему пользовалась им, переступая через гнездо до тех пор, пока его не сняли. «Если меня снова укусит хоть одна оса, я буду сильно удивлена, – сказала она. – Но если это всё же произойдёт, меня будет больше беспокоить состояние бедной осы, которая, вероятно, была расстроена, а в результате укуса даже могла получить травму».

Как вы видите из примера этой ученицы, отказ от убийства создаёт правильную атмосферу, благодаря которой в нашей жизни могут взрасти сострадательные действия. Это прекрасная и огромная помощь в продвижении по пути, указанному Буддой. Однако, выступая против причинения вреда, мы не должны становиться воинственными! Искусное действие требует от нас принять решение в отношении нашего собственного этического поведения, а не заставлять других людей следовать нашему примеру против их воли.

Возьмём, например, тему вегетарианства. Хотя я сам не ем мяса, я не настаиваю на том, чтобы все становились вегетарианцами. Если смотреть шире, понятно, что даже вегетарианцы опосредованным образом участвуют в убийстве. Представьте себе деревню, в которой живут тысяча вегетарианцев, и другую деревню, где живёт фермер, выращивающий овощи, фрукты и зерно, чтобы прокормить тысячу жителей первой деревни. Когда фермер пашет землю или применяет средства от насекомых, уничтожающих урожай, он убивает множество маленьких существ. Многие другие животные и насекомые погибают от его машин для уборки урожая. Вегетарианцы, живущие в соседней деревне, устроились очень удобно. Хотя маленькие существа на самом деле погибли, совесть вегетарианцев чиста, поскольку у них не было намерения убивать. Этот пример показывает, что есть овощи и убивать живых существ в процессе выращивания овощей не одно и то же. Подобную логику можно применить и к употреблению мяса. Есть мясо и убивать существ, чтобы съесть их мясо, не одно и то же. Те, кто просто ест мясо, также может не иметь намерения убивать.

Для соблюдения обета не убивать Будда дал убийству конкретное определение: действие, отнимающее чью‑то жизнь, совершённое с соответствующим намерением. В правилах, установленных для монахов, Будда подробно разъясняет, при каких условиях действие считается убийством.

 

● Должно быть существо.

● Вы должны знать, что это существо есть.

● Вы должны иметь намерение убить его.

● Вы должны запланировать, каким способом убьёте существо.

● Вы должны убить существо, используя именно тот способ, который выбрали.

 

К тем, кто ест мясо, неприменимо ни одно из этих условий. Они знают, что едят мясо и что это мясо животного, однако у них не было намерения убивать это животное, и они не участвовали в его убийстве.

Если люди не могут купить мясо, им не следует отправляться на охоту или убивать животных, чтобы их съесть. Следует съесть что‑нибудь другое. Однако попытки не связывать себя ни с чем, что может иметь отношение к убийству, не должны превращаться в невроз. Если задуматься, косвенный вклад в убийство можно найти практически в любом современном образе жизни. Даже езда на машине и прогулка по газону приводит к гибели множества существ. Различные лекарства, которые мы используем, тестируются на животных, убивая, калеча или заставляя их болеть. Получать пользу от этих лекарств не значит убивать. Будда выразился совершенно ясно: по‑настоящему важно ваше намерение.

С точки зрения духовного развития между вегетарианцами и невегетарианцами нет разницы. Когда вегетарианцев охватывает гнев, алчность или запутанность, они ведут себя точно так же, как те, кто ест мясо. Если вы хотите стать вегетарианцем, пожалуйста. Вегетарианская еда очень здоровая. Лично я придерживаюсь вегетарианской диеты из сострадания к животным. Однако не думайте, что обязаны отказаться от мяса для достижения своей цели: наивысшего счастья.

Миряне часто спрашивают меня, как поступать с паразитами в домах и садах. Они хотят быть хорошими буддистами и не хотят никого убивать, однако если они не будут обращать внимания на насекомых, их цветы завянут, а дома придут в упадок. Я говорю им, что убийство насекомых, даже если на то есть веские причины, по‑прежнему убийство. Однако не все убийства имеют одинаковые последствия с точки зрения каммы (кармы). Убийство насекомого обычно не затрудняет развитие человека так, как убийство животного, например, собаки. Убийство собаки меньше воздействует на ум, чем убийство человека. Самым серьёзным видом убийства является убийство собственных родителей или просветлённого существа. Такое убийство не позволяет убийце достичь просветления в этой жизни и приведёт к наихудшему рождению в следующей жизни. Убийство насекомого не имеет таких катастрофических последствий. Если мы видим различия в силе воздействия наших поступков, то можем принимать решения и принять их последствия.

 

Не воровать

 

Воровство – это проявление нашей алчности или зависти. Брать то, что нам не принадлежит, – это дурная привычка, и от неё трудно избавиться. Некоторые люди в этом смысле настолько недисциплинированны, что, даже когда приезжают на курс по медитации, чтобы достичь спокойствия и счастья, продолжают по привычке воровать. В Обществе «Бхавана» нам приходится сталкиваться со случаями, когда люди воруют подушки для медитации. Сомневаюсь, что кто‑либо когда‑либо достиг просветления, практикуя медитацию на украденной подушке! Такая же проблема в нашей библиотеке. Поскольку Общество «Бхавана» располагается в лесу и не имеет постоянного доступа к какому бы то ни было собранию буддийских текстов, мы поддерживаем свою собственную библиотеку. Время от времени какие‑то книги исчезают. Разве это не иронично, что люди, приезжающие в центр медитировать и изучать учения Будды, не понимают: присвоенное чужое имущество никогда не поможет им достичь спокойствия ума?

Практика искусного действия, заключающегося в отказе от воровства, подразумевает, что мы должны стараться быть честными и уважать чужую собственность. Это означает, что, если в магазине кассир забыл включить в наш чек один из купленных товаров или дал слишком много сдачи, мы должны указать ему на его ошибку. Это также означает делать всё возможное, чтобы вернуть то, что вам не принадлежит, не ожидая взамен никакой награды.

Разумеется, честность не всегда ведёт к максимальной финансовой выгоде. Я помню новость о том, как два мальчика наши сумку, набитую деньгами, в туалете магазина «Сирз». Они отнесли её домой и там выяснили, что в ней шестьдесят три тысячи долларов! Обсудив ситуацию с родителями, мальчики решили передать деньги полиции.

Выяснилось, что деньги принадлежали человеку, который зашёл в магазин, чтобы воспользоваться туалетом, по дороге в банк, где он хотел положить деньги на свой счёт. Человек смог описать сумку и сказать, сколько в ней было денег, и сумка была возвращена ему. Представьте себе, как он страдал, когда обнаружил пропажу денег, и какую благодарность ощутил, когда получил деньги назад. Должно быть, его вера в справедливость и человеческую доброту возросла. Он отблагодарил мальчиков щедрой наградой, а местное сообщество восхищалось их честностью.

Легко понять, что присвоение чужой собственности или денег – это воровство, однако нам часто предоставляются более тонкие возможности для воровства. Принимать награду за идеи, придуманные другими, это тоже воровство. Воровство – брать небольшие предметы из офиса, такие как ручки, блокноты и компьютерные диски, и относить их домой для личного пользования. Мы часто оправдываем подобные действия, говоря себе: «Я бы и сам мог до этого додуматься» или: «Компания мне обязана. Мне много лет недоплачивали». Уклонение от налогов, выписка недействительных чеков, получение взяток и участие в мошенническом бизнесе – это тоже воровство. Даже кража еды, когда вы испытываете голод, это воровство. Помните, что кормить тело, но пренебрегать умом никогда не бывает хорошей идеей.

Цель практики этических правил искусного действия – сделать нашу жизнь счастливой. Если мы нарушаем эти правила, страдание нам гарантировано – в этой жизни или в следующих. Для счастья необходимо спокойствие ума и чистая совесть. Не думайте, что воздерживаетесь от воровства, чтобы доставить удовольствие кому‑то другому. Вы делаете это для собственного удовлетворения – сейчас и в будущем.

Когда мы выходим за пределы грубого уровня борьбы со всеми формами воровства, наша забота о потребностях других становится всё тоньше и наш взгляд на материальные блага становится всё менее эгоистичным. Руководствуясь правилом отказа от воровства, мы испытываем всё меньше зависти к собственности и удаче других людей. На месте этих чувств мы обнаруживаем сорадование и наслаждение счастьем других.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.