После окончания Второй мировой войны и смерти Сталина — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

После окончания Второй мировой войны и смерти Сталина

2023-01-16 20
После окончания Второй мировой войны и смерти Сталина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

(Е.И.Рерих – С.Н.Рериху 19.07.1953). «(По поводу чистки спецорганов после смерти Сталина). Пока что чистка, проводимая новым правительством, полезна. Необходимо было раскрепостить русский элемент в стране, и удар по инородческому Г.П.У. (Лаврентий Берия и пр.), конечно, нанесён в назревший срок. Любовь к родине спасёт страну от развала».

 

Помимо чисто национальной, локальной революции, свергнувшей преграды на пути национального развития, Русская революция вобрала в себя энергию и вектор устремления общемировой, планетарной революции. В начале события Февраля обозначили цели лишь внутренней реформации. Но волею судьбы, при назревшей мировой потребности, начавшаяся на чисто домашнем запале революция Февраля переросла в мировой масштаб. Внутреннее напряжение, сила внутренних и внешних противоречий, при всех известных издержках того периода, вызвали колоссальный приток энергии и невиданный энтузиазм. Именно эта энергия зажгла другие народы, именно она изменила мир.

Значение и главный смысл Русской революции заключаются в её всемирно-историческом характере, в открытии пути перехода к Новому Миру.


 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЕГЕМОНИЯ РОССИИ

 

Царство Шамбалы – гегемония России, эта формула – камень краевой.

Беседа с Учителем 04.04.1936.

 

Россия и Америка

 

Сегодня хорошо видно, что с XX века направление нравственного, общеэволюционного, культурного и цивилизационного развития человечества определяется Россией и Америкой. «Россия и Америка будут теми странами, которые повернут руль всего Мира», – было сказано Главным Махатмой в Беседе 18 октября 1934 года.

Принципы нового устроения будущего мира, основанные на взаимодействии Новой России и Новой Америки, были озвучены президенту Франклину Рузвельту в письмах Елены Ивановны Рерих. Эти письма-послания направлялись Рузвельту в конце 1934 – начале 1935. Уже за полтора года до этого в адрес президента Рузвельта от Махатм прозвучало:

 

«Махатмы гималайские говорят Америке. Уже приходит срок, когда Америка может стать Страною Великою. Уже приближается срок, когда народы [Северной и Южной] Америки могут соединиться в прочное целое. Но счастье Америки придёт, когда она познает с кем [в главном] судьба её. Америка была издавна связана с Азией. Нити древние окрепли при счастливых знаках Светил. Нужно, нужно делать, что говорят законы космические. Нужно не откладывать и не затруднять течение Светил. Так, нужно понять, что народы, занимающие большую часть Азии (т.е. Россия), суждены ответить дружбе Америки. Но пусть тот, кто уполномочен вести Америку по пути преуспеяния, тот, кто может выразить закон космический, пусть поймёт, где друзья сужденные. Пусть примет совет счастья. Пусть приложит силы к немедленному упрочению положения. Он, кому вверены судьбы Америки, пусть крепкою рукою направит народы свои к союзу, который даст силу Миру. Можно взять меру малейшую, но должно понять меру великую. Так будем продолжать советы Наши» (16.06.1933).

 

6 июля 1933 года министр сельского хозяйства США Генри Уоллес, почитавший тогда Н.К.Рериха как своего духовного Учителя, сообщил Рузвельту о существовании Махатм и о предложенной помощи. Как было сказано Учителем о результате того разговора Уоллеса с Рузвельтом: «Глава Государства ждёт и действительно хочет иметь [наш] Совет» (06.07.1933).

Построение Союза Мира – нового межгосударственного всемирного объединения, продвигалось Махатмами, насколько это можно понять, с двух сторон. В Западном полушарии намечались линии объединения обеих Америк. Первым таким общеамериканским объединительным актом стало подписание 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в кабинете президента Рузвельта и при его участии и участии глав 21-го латиноамериканского государства, Пакта Мира Рериха. Перед этим подписанием Пакта Рериха в Обращении Махатм к президенту Рузвельту в конце декабря 1934 г. говорилось:

 

«Мы видим возможности становления равновесия в соседних странах (Латинская Америка), и народы будут помнить Инициатора этого Единства наций. Мы видим Конфедерацию Южных стран Америки под руководством США. Можете начать работу в этом направлении. Не нужно колебаться из-за существования Пан-Американского Союза, ибо в его настоящем состоянии он представляет собой скелет без души. Мы видим Союз с Президентом Рузвельтом как Главой, состоящий непосредственно из Глав каждой страны. Его сердцем будет Президент Рузвельт. <…> Мы видим конструкцию Союза, который в будущем присоединит Южную Америку к США. И Основателем этого Великого Государства будет Президент Рузвельт. Этот Великий Союз сужден и будет осуществлён» [92].

 

На Востоке готовилась почва для образования Союз Востока, или Союза народов Азии. Об этом в Обращении к Рузвельту в феврале 1935 г. было сказано:

 

«…Путь [Президента Рузвельта] – с Новым Строительством. <…> Глаз Президента должен обратиться на Восток. Говоря о Востоке, Мы имеем в виду тоже и Россию. В том направлении Президент должен иметь пока выжидательную позицию, ибо произойдут перемены. <…>

Так, [Новое] Строительство нужно понять как Объединение стран на Дальнем Востоке, и в этом объединении восточных народов Президенту суждено принять великое участие. В то время, когда алчные народы [Западной Европы] будут рассчитывать на мощь пушек, на Востоке (в Евразии) будет создаваться Великая Держава. Начинание это принесёт то равновесие [планете], которое необходимо для созидания великого Будущего. <…>

Твёрдой рукой Президент может направить в назначенный срок свой народ к Союзу [с Великой Державой], который даст равновесие Миру. <…>. Так называемая Россия (Новая Россия) является равнобалансом Америки, и только при такой конструкции мир во всем Мире станет решённой проблемой. <…>

Итак, наступило время реконструкции Востока, и пусть друзья Востока будут в Америке. Предвидится союз народов Азии, и объединение племён и народов будет происходить постепенно, там будет своя Федерация стран» [93].

 

Далее в Обращении говорится о ближайших (на 1935-й год) практических шагах построения Союза Востока:

 

«Монголия, Китай и Калмыки (условн. монголоидные народы) составят противовес [агрессивности] Японии, и в этом объединении народов нужна Ваша Добрая Воля, г-н Президент. Вы можете выразить Вашу волю во всем её многообразии, и в этом направлении можно утвердить мысли. Потому пусть культурное строительство [будущего Союза Востока] начинается в сердце Азии. Ничто не помешает Америке следовать Нашему Руководству, Пусть [такая] культурная корпорация растёт, и мирное сотрудничество привлекает народы [к Союзу Востока]. Уже многие племена стремятся твёрдо придерживаться Нашего действия. Может ли Америка не присоединиться к здоровой структуре?» [94]

 

Америка при решающей инициативе Ф.Рузвельта рассталась со своим прежним военно-политическим изоляционистским курсом, позволявшим хозяйничать Британии по всему миру (кроме Америки), стала вооружаться [95], и сыграла важную роль как в переломе Второй мировой войны, так и после. Впоследствии США сыграли своеобразную роль при восстановлении Европы, насаживая в Западной Европе перед лицом «Советской угрозы» идею единства Запада, что завершилось к концу XX века возникновением по сути альтернативного Америке Европейского Союза и второй по значимости в мире европейской валюты. И ещё более примечательную роль Америка сыграла в демонтаже коммунизма в девяностые годы в России, что завершилось возникновением ещё более потенциально сильной и ещё более достойной как мировой противобаланс Америке Новой Страны. Парадоксальным образом, приняв при Рузвельте реакционный олигархический курс на однополярное мировое господство, американское правительство во всемирном масштабе в пику «красной империи зла» и используя всю мощь теневого мирового правительства ринулось под флагом защиты капитализма и вопреки сути взятого курса фактически претворять лучшие идеалы французской революции: Свободы, Равенства и Братства, равно как аналогичные лучшие идеи американской Декларации Независимости. Поистине, невозможно сопротивляться начертанным линиям эволюции.

 

Почему Россия

 

Беседа 19.01.1925 [96].

– Цените простор мысли. Учу вас ценить гигантов воли. Русский мужик сегодня беден – завтра велик. Святая Русь ещё ходит по дорогам.

Е.И.Р.: Этого наименования ни Ам[ерика], ни одна из европейских держав не может присвоить.

– Конечно, нет. Истинно святая, потому и трудимся на Россию. Нива русская послужит великим путям.

Е.И.Р.: В некоторых теософ[ских] книгах проскальзывает о будущем величии России, но всегда прибавляется, что это будет кратковременным.

– Заблуждение – зависть. Новая Россия – звено Наше.

Е.И.Р.: Как бы Ам[ерика] не стала завидовать России?

– Америка богата, но Наша мысль сейчас на Россию. Страна забытая, страна униженная, страна оскорблённая, хочу видеть тебя великой!

 

Беседа 11.02.1925. «Укажу, почему обратился Я к России. Надо знать, что превосходство Азии является космическим течением, но надо было избрать средство показать мощь новую. Проверим характер русский и придём к очевидности, что лишь буйная голова русская не закружится от блеска горнего. Суеверие финское и лень тюркская не затупили клинок духа. Под соломой крыши светит смекалка руки непреклонной. Кому же иному можно дать плуг нового мира?

Подожду с радостью, пока кипит котёл дерзновений. Катится водопад, указанный предвечно. Считаем часы, когда поспеют сужденные колосья. Кто же кроме Моей России может сказать: “Чтобы рос мир, пусть меня не будет”. Истинно, отказавшийся будет венчанным. Может быть, кто-нибудь в течение жизни земли назовёт подвиг подобный? – нигде не помню. Укрыть невозможно решение Сознания, и костёр старых отбросов осветит лишь великий Союз Востока. Ждите срок».

 

Письмо Е.И.Рерих 17.12.1935. «…Ко мне обращались с вопросом и о судьбе всего Славянства, чтобы опубликовать это мнение. Но я уклонялась. Скажу Вам доверительно – почему. Именно, чтобы раньше времени не бросить в пространство сужденное и тем хотя бы мало-малейше не нарушить уже слагающееся. Так всё сокровенное должно быть сохранено в первую очередь. Обратите внимание, как Е.П.Бл[аватская] [давшая не одно пророчество на XX век] почти нигде не упоминает о нашей родине, как будто она не существует в будущей схеме развития народов. Причина всё та же. Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя ещё недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира. Велик был страх перед ростом России, и если страх этот имел, по существу, основание, то всё же никто не относил его к правильной причине. Так боялись всяких захватов со стороны России, но никто не сумел предвидеть и учесть последствий того взрыва (многие усиленно помогали ему), который по детонации должен был взорвать целую цепь других очагов. Велики последствия взрыва в нашей Р[оссии]. Так тучи с севера несутся на юг. Россия проходит великое испытание, и урок свой она выучит раньше многих других».

 

А.В.: Почему же при существовании двух ведущих сил Нового Мира на планете, России и Америки, преимущество восхождения, старшинство в Новом Мире вверено России? Потому что развитие человечества от начала своего появления к середине XX века перешагнуло черту материального становления, после которой приоритетным и наиболее перспективным становится духовное развитие. А таковое, как свидетельствует мировая история, традиционно принадлежит Азии. И как свидетельствуют последние столетия – выкристаллизовавшейся здесь в терниях и страданиях – русской идее Общего Блага, мировой миссии России – соединению Земли и Неба.

 

Н.К.Рерих. «Алтай – Гималаи», 1924 г. «…Голубь принёс первую масличную ветвь Ною с горы Мория. И гора Мория, и гора Меру – в Азии. Здесь начало всего. Здесь начало всех путников, всех искателей. Здесь воздвигнуто первое изображение Благословенного Майтрейи – Мессии – Мунтазара [97]. Трижды мощное М! Здесь, поверх всех споров, учения подняли масличную ветвь нового Мира. Здесь заповедана Мировая Община».

 

Н.К.Рерих. «Твердыня пламенная», 1932 г. «Конечно, никто не скажет, что торговля не нужна. Наоборот, всякий обмен в культурных пределах должен быть приветствован. В нашей Всемирной Лиге Культуры потому-то включено участие промышленных предприятий, лишь бы они двигались по культурным путям. Но следует всюду заметить, что капиталу и торговле не может принадлежать то краеугольное место, которое часто утверждается за ними в наши смятенные дни. В истинном сотрудничестве с культурными ценностями всякий труд, всякая производительность лишь умножит Сад Прекрасный. <…> Книга “Мир Огненный” говорит:

“Итак, тёмные силы довели планету до такого состояния, когда никакое решение земное не может вернуть условное благосостояние. Никто не может считать, что земные меры вчерашнего дня пригодны на завтра. <…> Только основным определением своего существования в плотном виде и пониманием Тонкого и Огненного Мира можно укрепить бытие своё. Не нужно думать, что призрак торговли может, хотя бы временно, дать прочное пребывание. Жизнь превратилась в торговлю, но кто же из Учителей Жизни был торгашом? Знаете великие символы об изгнании торгашей из Храма, но разве сама Земля не Храм? Разве Маха Меру [98] не есть подножие Вершины Духа? Так можно указать жителям Земли на сужденные вершины” (Мир Огненный, 1.83)».

 

Община, 30. «Полезно обернуться в далёкие эпохи, когда просыпалось это [космическое] сознание. Мы увидим, что не в дни расцвета науки, но в дни Провозвестия религии просыпалось космическое сознание, ибо не [умозрительные] гипотезы, но лишь знание духа ведёт к звёздным путям. Сожалею, что никакие [научные] астрономические вычисления не подвинут момент сношений [с высшими мирами], так же, как муравей не выстрелит из гигантской пушки. Именно ценно, что такой подвиг должен проявиться средствами духа. Вот мы говорим, как бы материально, но без духа нельзя применить эту энергию. Именно дух даёт известное качество материи».

 

Беседа 04.04.1936. «Царство Шамбалы – гегемония России, эта формула – камень краевой. Можно заметить, сколько чудесных подробностей для этого происходит в мире. Разве не чудесно повсеместное удивление и почитание мощи России. В самых дальних частях мира похваляются всем русским. Никогда столько не говорилось о России – так неповторённо творится [этот] Путь Шамбалы. Нельзя сказать об этом [пока во всеуслышание] <...>, но вы можете наблюдать, как крепнет путь Рос[сийской] Азии. Уже сейчас каждая карта [мира] уже есть свидетельство мощи России. <…> Опять повторю, что делаю через вас, ибо нужно принести эту идею на Землю, и только вы знаете и являетесь Моими знаменосцами. Только в [высших сферах пока открыто вознесены] … знамёна Шамбалы. Так [ныне] мысль Мира Высшего – на Земле претворяется. Великое время».

 

Письмо Е.И.Рерих 27.04.1945. «Ведь мы действительно переживаем дни Апокалипсиса, хотя мало осознающих это грозное время. Но именно это осознание должно нас воодушевить к принятию сужденного “Нового Неба и Новой Земли”. Ведь и небосклон наш тоже уявится на изменении, и об этом уже говорят учёные. Ведь наклон земной оси передвигается, и новые созвездия могут стать видимы. Конечно, чувствительные изменения требуют времени, изображаемого астрономическими цифрами, чтобы уявиться, но тем не менее некоторые изменения уже произошли и тундры Сибирские уявляются на оттаивании. <…> Воспитание сердца и нового широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа и даст миру изумительные открытия дальних миров».

 

Мир Огненный 1, 197. «Новая раса может зарождаться в разных частях Земли. Даже не удивитесь, если отдельные проявления окажутся в самых неожиданных местах. Ведь и магниты разложены довольно неожиданно для человечества. Но при положении магнитов принимались во внимание многие условия. Так и сеть зарождающейся расы разбросана по дальним окраинам. Но одна часть Мира решает судьбу [Нового] Века. Не буду называть эту часть Мира, но история всех движений достаточно отметила её».

 

Мир Огненный 2, 337. «Когда Иеровдохновение привлекает мысль к определённой стране или месту, значит космически уже складываются обстоятельства великого значения. Может быть, такое очувствование места необъяснимо земным положением вещей. Может быть, такая страна с земной точки зрения находится в самом непривлекательном состоянии, но закон высший уже определяет место особого напряжения. Не видят ещё глаза земные, но Иеровдохновение уже направляет сознание туда, где суждено сияние Света Высшего. Так поверх чувствознания светит нам Иеровдохновение. Часто оно как бы противоречит очевидности, но оно говорит слова Мира Огненного. Так и с ощущением, о котором сегодня сказано. Иеровдохновение направляет туда, где уже сияет вершина».

 

Братство, 509. «На Востоке мыслили о Северной Шамбале, которая проявляется северным сиянием. Также было предание, что знамя будет водружено на точке северного полюса – так исполняются предания, и можно заглянуть в дальнее будущее, когда при перемещении оси откроются новые земли, теперь закрытые. Уже говорил об открытии тундр. Хвалю смотрящих в будущее».

 

Российская Азия

Глава из книги А.Владимирова «Зачем Рерих ходил в Азию. (Мировой План Махатм)»

 

«Чти великие заветы Россазии – это имя державы, данное России от Сергия [Радонежского]» (Е.И.Рерих, 1930) [99]

 

«Разве можно мыслить Российскую Азию в пределах обычности? Ни одна принятая форма правления [здесь] непригодна» (Беседа с Учителем 23.03.1931).

 

«Нельзя русских удалить из Плана. Сибирь дана русским не случайно. Именно Сергий направлял движение в этих путях» (Беседа с Учителем 13.12.1932).

 

Россия – это центральная держава континента как географически, так и в культурном и историческом измерении. Как любое стержневое государство, в культурно-историческом смысле Россия простирается намного дальше, чем юридически закреплённые границы. Энергия притяжения центра цивилизации на созвучные народы распространяется повсюду: на Запад, на Юг и на Восток.

Мы не говорим о странах в лице их правительств, поскольку есть сложившиеся исторические и политические предпочтения лидирующих политических групп соответствующих стран. Но политические предпочтения могут регулярно меняться в зависимости от попутного ветра. Мы говорим о человеческих сердцах, симпатизирующих и любящих Россию. О большом культурно-историческом потоке, связывающим многие народы с Россией. О симпатиях построению Советского Союза как союза народов, о приветствующих победу России над фашизмом, о поддерживающих противодействие России империализму. Мы говорим об уважении к великой русской культуре и солидарности с Россией в её стремлении утвердить повсеместно правду и справедливость.

Россия в качестве центральной, осевой державы континента вывела наследие Чингисхана на новый уровень, вобрав и впитав в себя этот великий азиатский поток, соединив в себе Европу и Азию. В культурном и духовном смысле сегодня это означает, что Россия включает и христианскую, и мусульманскую и буддистскую культуры. Привычное на Западе разделение народов на Европу и антагонистичную ей Азию в России никогда не воспринималось в подобном противопоставлении, ибо Россия родственна обеим. В народах России, в её культуре и в её цивилизационном движении нет по этому поводу «разорванности» и внутреннего конфликта. Россия исторически доказала, что способна вместить всё лучшее и содружное. В литературе отечественной и зарубежной описывается известная закономерность, что многие нации, начинающие тесно проживать среди русских, через два-три поколения становятся во многом русскими, или как говорят, «обрусевшими». Даже немцы, живя в России, становились «русскими немцами». Не утрачивая своих характерных национальных и культурных особенностей, русскими по культуре становятся здесь евреи, кавказцы, татары, славяне и многие другие. Трудно назвать в мире другой народ, другую культуру, столь гармонично способную бесконфликтно расширить свою семью. На деятелях культуры, вошедших в русскую семью, этот национальный синтез и культурный сплав во всём его блеске и силе обнаруживается особенно ярко, и такие люди по праву гордятся своими двойными корнями.

Наследие Чингисхана, эту территорию и проживающие на ней многочисленные народы Россия подняла на совершенно новый уровень, привнеся глубину и космичность духовности, многогранность соборности, широту сердечности. Русские сделали нормой в отношениях между народами – братство. Византийская империя и наследие Чингисхана, Европа и Азия, на шестой части планеты благодаря русскому потоку обрели синтез в совершенно новом качестве – РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

 

Вместе с тем, в том, что касается «монгольской орды», то у каждого русского человека, не лишённого исторической памяти, имеется глубокий шрам на душе в память о двухсотлетнем татаро-монгольском нашествии, которое в отечественной истории называется – игом. Иго – это не рабство времён древнегреческих полисов и не притеснения мавров в Испании, это во много раз хуже. Здесь сначала перебили всех русских воинов, а затем ставили к колесу мальчишек и резали всех, кто оказывался выше, дабы не случилось восстания. Проказа крепостного права на Руси пошла также отсюда. В памяти народа отпечаталось, что не было хуже и унизительнее времени в истории Отечества, чем это татаро-монгольское иго. Во всём мире со времён Петра Великого и до сих пор ругают русских за несносные имперские амбиции, за неисправимое великодержавие. Так же, как всем известно, что никогда Россия никакому чужестранному нашествию не покорялась; с точностью до наоборот, по некому загадочному попущению судьбы бесконечно расширялась и вбирала другие народы и территории. За одним исключением – при самом зарождении державы, при том самом, связанным с монголами и ордой. Поэтому величайшим и памятным событием для истории русского народа стала Куликовская битва. А Сергий Радонежский, вдохновивший в этой битве дружины на изгнание орды, в Русской православной церкви был причислен к лику святых и считается «величайшим подвижником земли Русской».

Иносказательное использование в беседах Рерихов с Учителем слов именно монголы и Монголия было неслучайно. Уже историки-евразийцы, писавшие в начале двадцатых в эмигрантском Париже, в татаро-монгольском нашествии для России усматривали не только негативные, но и позитивные черты.

Что означает на просторах Евразии упоминание о «Монголии»? Империя Чингисхана включала в себя самую большую в известной мировой истории территорию: от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Исторически в центрально-азиатском регионе только чингизид мог стать ханом. К чингизидам принадлежала даже династия Юань в Китае. В Беседах с Учителем слово «Монголия» часто служит символом империи Чингисхана, как объединения разных народов Азии в единую мощь под одной волей. В этом символе это не столько территория, сколько идея – об азиатском монолите и единстве.

Русские не римляне, но Русская церковь прониклась пророчеством о том, что: «Москва – Третий Рим». Русские не евреи, но многие грезили будущей Россией как «Новым Иерусалимом». Почему же русским, занимающим почти ту же территорию и имеющим в крови долю тех же генов, не называться Империей Чингисхана? Или как сказано в Беседах с Махатмой – Российской Азией?

Утверждается, что русский народ, пережив и преодолев татаро-монгольское иго, хотя и был тем самым задержан в развитии цивилизации на несколько веков, приобрёл этой задержкой главное: закалил и выкристаллизовал в азиатском пламени национальный великодержавный дух, получил законное право – оявиться Российской Азией. Русский народ сроднился и искупился Азией, причём не только временами татаро-монгольского нашествия, но и в последующем собирании под своим началом народов Азии, включая защиту Азии от походов со стороны Запада. Наивысшей жертвой на алтаре Азии стал для России период СССР, включая подъём и строительство азиатских республик, включая защиту Азии от врага. Поэтому и сказано Учителем, что именно русское тело должно быть во главе Азии:

 

«…ибо Р[оссия] Моя страна, ибо России выпал жребий, ибо Россия отдала больше всех – даже имя своё. Пусть кто-нибудь отдаст больше, он больше и получит» (14.12.1925).

 

Только подлинный хозяин столь любит, оберегает, защищает и строит свой дом. Русское великодержавие означает не собственность на земли и не колонизацию прочих народов, а ответственность за мирную и счастливую жизнь, за приращение общего блага. Морально и кровно, за восемь веков искупления Россия получила право стать сердцем Азии, стать наследницей империи Чингисхана.

Российская государственность, русский народ, как новая историческая и духовно-этническая мировая общность, ведёт своё начало от её духовного родоначальника и собирателя земли русской – Сергия Радонежского. Для появления русского народа он является тем же, что и Моисей для Израиля. Сергий Радонежский назван в Беседах с Махатмой как русское воплощение Учителя Мориа, предводителя и родоначальника новой Шестой Расы, новой Шестой Эпохи. Поэтому и сказано Учителем, касательно исторического пути, которым Он вёл Россию к решающему и переломному XX веку, что «не описать России будущей жатву Мории» (02.08.1923).

В подобном пан-русском, пан-азиатском духе нужно понимать в Беседах и сказанное об «ордах монголов». Ибо эти, условно названные «монголы», и есть сами мы:

 

«Вы, русские, равны птицам перелётным. Родина скоро получит новое – орды монголов» (29.06.1921), и через два года: «Множество убиенных [во время революции] идёт в Россию. [Запись Е.И.Р. на противоположной стороне разворота тетради: На вопрос, сколько их идёт?] – Туча. <…> Позволено всем любящим Россию [ко сроку] вернуться. Не описать России будущей жатву Мории» (02.08.1923).

 

Трансмутация

 

Многие задавались вопросом о необъяснимой тайне, которая скрывается за Россией, за русским духом, благодаря которой народ и страна на протяжении всех прошлых веков преодолевали тяжелейшие испытания и побеждали. Можно говорить о Всевышнем избрании, о помощи, которую Россия получает Свыше, но по большому счёту каждый народ не без помощи Свыше. Но можно и отметить одну замечательную черту, особенно выраженную в русском потоке: способность к сердечной трансмутации. В народе говорят: «как бог на сердце положит». Православные молитвенники учили «свести ум в сердце». В Живой Этике напоминается персидская мудрость: «“И положил с вечера мысль на сердце, а заутро дал решение” <…> Именно, “положил мысль на сердце”. Нигде иначе не может преобразиться мысль, как на престоле сердца» (Сердце, 394).

Можно от возникшей напасти построить неприступный забор, оттолкнуть или уничтожить идейного или ещё какого врага, обособиться от чужеродного, инославного или аборигенного мира. Выражаясь иными словами – закрыть или обособить сердце, сделать его для всего «не своего» каменным. А можно всё звучащее в природе и в любом человеке посильно принять на своё сердце и привлечённым к сердцу высоким Огнём растворить и трансмутировать несовершенство и яд. Положительно измениться самому и положительно изменить остальных. Такое непреходящее устремление к мировой справедливости, мужественная готовность возложить на сердце всё несовершенство мира и его трансмутировать и является русской тайной. Среди всевозможных эволюционных путей – это царственный водительский путь, путь сердца.

Центральная, седьмая книга Агни Йоги называется «Сердце». «На кресте, – говорится здесь, – полагается счастье мира. Ядом испивается будущее человечества. Лишь из собственного пепла возрождается феникс. Кровью своего сердца пеликан питает детёнышей. Так трансмутируется высшая энергия, лежащая в основе рождения миров. <…> Так осмыслим спасительную энергию…» (Сердце, 208).

 

Трансмутация в природе как процесс отличается от обычного количественного приращения и даже от обычного скачкообразного перехода количественных приращений в качественные. Например, трансмутация мысли в ощущение, или ощущения в мысль. Или продуцирование молочными железами молока. Или фотосинтез. В этих основах человеческой, животной и растительной жизни результат несводим к привходящим биохимическим элементам. Сколько количественно ни добавляй элементов к минералу, он только от этого растением или животным не станет. Превращение пищи в энергию и в строительный клеточный материал, распад или синтез атомных ядер с порождением лучистого вещества и колоссальной энергии – всё это также разнообразные виды трансмутации.

Везде, где средоточием изменения выступает соответствующий центр, то есть центр перехода, от атома до Солнца, происходит трансмутация. Центр перехода является универсальным и ключевым феноменом в мироздании, связующим между всеми планами и мирами бытия. Данный всесвязующий принцип называется – Сердце, а в индийской и буддийской традиции – Анахата. Каждый живой, органично консолидированный состав, будет ли это планета в организме Солнечной системы или отдельный орган в человеке (печень, почки, селезёнка, железы внутренней секреции и т.д.), имеет центр средоточения, аналог сердца, тогда как целый организм имеет центральный орган, полномерное сердце, обиталище перевоплощающегося духа. В философском смысле любое проявленное существо, любая проявленная самостоятельная частица-атом есть вихрь потока пространства, времени и кармы вокруг своего соответствующего центрального средоточия – сердца. От атома до Вселенной. Отсюда индуистское представление, что везде Атман, ибо чем, как не сутью сердца быть самому высшему?

Трансмутация организма – души и тела, отдельного ли человека или же всего человечества планеты, – это шаг на принципиально другой квантовый уровень. Например, переход эволюционной волны жизни на планете из растительного царства в царство животных или из животных в состояние земного человека. В случае с частичным центром-сердцем, на тканевом или аналогичном локальном уровне, трансмутация обеспечивает взаимообмен между иерархически разными уровнями. Например, феномен желудка. Или феномен Солнца. Солнце через свою корону трансмутирует из тонкоматериальной энергии окружающего Космоса, в частности из так называемого «эфира», физически обнаруживаемое лучевое вещество для организма всей Солнечной системы. И наоборот, всевозможные энергии, струящиеся от жизни той или иной планеты к Солнцу, Духовное Солнце преобразует в более тонкие, межзвёздные энергии, то есть передаёт их в организме Галактики дальше. Всё это похоже на сеть электрических станций, расстановленных по всему Космосу и восходящих в тонкости и по качественным уровням всё выше и выше.

В социальном смысле трансмутация, как перерождение организма, означает переход человечества от всех прежних форм общественного существования к иному состоянию, к подлинной общине. В теософской концепции это называется переходом от Пятой Расы – к Шестой Расе. Это, по существу, означает превращение нынешнего человека с царящими в нём атавизмами и древним наследием подлунного существования в подлинного человека. Это аналогично переходу от всевозможных форм традиционно надземного движения к воздухоплаванию. Столь радикальное изменение сущности человеческого бытия, изменения состояния всего человечества, может потребовать весьма значительного времени, измеряемого столетиями, если только события не будут ускорены природным катаклизмом.

 

Ключевой элемент

 

Там, где в растительном царстве для явления трансмутации, например в фотосинтезе, участвуют части света, так называемая сокровенная Прана [100], где у животных в их трансмутации водительствует Эрос, или, как называют в индийской и буддийской традиции этот принцип, – Кама, там в человеческом обществе таковым преобразующим светом трансмутации должна стать одухотворённаясердцем Нравственность. То, то и то – незаменимый ингредиент, без которого ничего не получится, но который творится не из ближайшей окружающей рутины, а это – нечто озарённое и в этом смысле – данное Свыше.

 

Это объясняет парадоксальную настойчивость Махатм, которые, даже рискуя жизнями Рерихов, стремились достучаться до московских большевиков, говоря о необходимости одухотворения коммунистической революции, о необходимости сотрудничества с Небом. Поэтому в Беседах на вопрос о причинах трагедий в России отвечено, что Россия имела бы иную участь, что ей суждено слишком многое, ибо ей дана особая возможность связи с Иерархией, «но она упорно не хочет принять Благодать» (14.09.1933).

Без духовности в человеке, без одухотворения общества невозможен отрыв от животного царства, столь близкого природе человеческого тела, невозможно освобождение от бытового гнёта материи. Это как крылья для птицы, без которых невозможно стать естественным жителем и земли и неба, невозможно освободиться от ограничений земли. Духовность, культура, нравственность – главные составные освобождения. Об этом говорилось во всех Священных Заветах.

 

Способность к синтезу, к преодолению и трансмутации материальных препятствий при сохранении ведущей эволюционной, гуманистической цели – это ключевое свойство новой человеческой формации, называемой в Теософии и Живой Этике – Шестая Раса. Прежние Расы, или Эпохи человечества, развивали последовательно определённые принципы в человеке. Например, нынешняя завершающаяся Пятая Раса развивала принцип Ума, Интеллекта, Мастерства и Изящества. Это объясняет нынешнее цивилизационное доминирование стран Запада, равно как и грядущее восхождение и доминирование Азии, стран Востока. Принципом наступающей Шестой Расы, наступающей Шестой Эпохи, накладывающихся на Пятую, является принцип Одухотворённого Сознания, Принцип Сердца.

В Агни Йоге говорится, что в природе для практического пользования доступны всевозможные энергии и их каналы, «но, конечно, людям способнее сперва обратить внимание на свой микрокосм, на сердце, в котором дремлют все энергии мира» [101]. Возможности прошедших такую огненную трансмутацию – поистине неисчерпаемы. Среди прочих существующих в природе видов трансмутации человеческому сердцу доступна самая высокая, тонкоогненная, духовная трансмутация. Кратчайшим путём огненной трансмутации, её высшей духовной формой с древних времён называется подвиг. Это жертва и воскрешение, это распятие на кресте, где вертикаль духа сопряжена с горизонталью материи. Данный символ креста запечатлён во всех великих религиях, во всех посвященческих традициях. Это жизнь и подвиг Логоса, созидающего вечно становящееся Мироздание. Отсюда и крестный путь России, её бесконечный сонм героев, праведников и святых.

Качество сердечности, всевместимости мира ярко претворилось в русском народе. Именно от такой всепронизанности миром, от такой искупительной открытости сердца миру – и необъятная территория, и братство народов, и русское радушие, и душевная отзывчивость, и жертвенное сострадание, и синтетическая русская культура, вмещающая и Запад и Восток, и вселенская русская миссия – измениться в лучшем самому и изменить этим лучшим мир.

О грядущем, огненном восхождении человека говорили все Духовные Учения мира, о такой цели, хотя и по-разному её называя, знали все великие религии. Для такой трансмутации необходимо сильное, отзывчивое, в


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.