ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

2023-01-16 19
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МАХАТМЫ


 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Кто такие Махатмы

 

Махатма означает великая душа, вместившая явления Нового Мира.

Община, 164.

 

В небольшой работе несколькими строками выразить о том, кто такие Махатмы, непросто. Более подробно о Махатмах можно прочитать в специальной литературе [1]. В одной из четырнадцати книг «Живой Этики» «Община», которую Рерихи вместе с Посланием Махатм в 1926 году привезли большевикам в Москву, говорилось о Махатмах и их Общине, или Братстве:

 

«Географ может успокоиться, мы занимаем на Земле определённое место. Конспиратор может утешиться, мы имеем в разных частях света достаточное количество сотрудников. Неудовлетворённый общинник может утвердиться в сознании практического существования Общины.

Явные, материальные члены и сотрудники наши встречены вами в разных странах. Наши беседы не заключают в себе ничего отвлечённого. Мы работаем в линии великой эволюции. Каждый приближающийся к нашей Общине становится действительником.

Работайте для действительности» (§168).

 

При цитировании курсивом в круглых скобках – наши пояснения. В квадратных скобках – наши дополнения.

 

В конце XIX века Махатмы через нашу соотечественницу Елену Петровну Блаватскую явили Теософию – элементы древнего посвященческого знания, оставившего свои следы во всех развитых цивилизациях. В первой половине XX века Главный Махатма Белого Братства совместно с Еленой Ивановной Рерих, другой дочерью России, дали теперь уже современную часть посвященческого знания – Живую Этику, называющуюся также – Агни Йога. В совокупности данное через Блаватскую и Рерих, включая Письма Махатм А.П.Синнетту и Беседы Е.И.Рерих с Учителем, можно назвать Учением Махатм.

За глобальными историческими событиями на планете обнаруживается поток, устремляемый Махатмами. Это водительство не подменяет усилия и творчество людей, не отменяет законы Природы, но без такого направляющего потока история человечества могла бы давно закончиться цивилизационным кризисом или даже планетарным крахом.

Впервые о направляющем и деятельном участии Махатм во всемирной истории было сказано в конце XIX века в письмах Махатм. Это была переписка Махатмы Кут Хуми с двумя англичанами, находившимися тогда в Индии, – А.П.Синнеттом, занимавшим должность главного редактора влиятельной англо-индийской правительственной газеты в Аллахабаде «Пионер», и А.О.Хьюмом – министром в британском правительстве Индии. Опубликован в 1923 году и переведён на многие языки мира целый том писем Махатм А.П.Синнетту. Подлинники этих писем с 1939 года находятся в библиотеке Британского музея в Лондоне. Е.И.Рерих по указанию Учителя перевела на русский язык и опубликовала главные из писем Махатм в 1925 году, сборник назывался «Чаша Востока».

Первую книгу для западного мира о Махатмах и небольшом опыте с необычными феноменами, явленными Махатмами, написал А.П.Синнетт, она называлась «Оккультный Мир», и её публикация в 1881 году произвела среди западной интеллигенции существенный резонанс. В это же время, с 1879 по 1886 год, в России, в катковской газете «Московские ведомости», публиковались очерки Блаватской, вышедшие впоследствии в России отдельной книгой под названием «Из пещер и дебрей Индостана». Здесь под именем Такур Гулаб-Синг был показан в действительности главный Махатма и некоторые реальные с ним встречи. И, конечно, фундаментальным трудом, не имеющим аналога, стала «Тайная Доктрина» Блаватской, опубликованная в 1888 году, где во многих обширных фрагментах узнаётся прямой текст от Махатмы Кут Хуми и Махатмы Мориа. Наиболее подробные материалы встреч разных лиц с Махатмами в теософский период (XIX век) содержатся в опубликованном в России сборнике: «Махатмы. Легенды и Реальность» (2001, «Сфера»).

Дальнейшие сведения о Махатмах и миссии Махатм появились в Учении «Живая Этика» – в 14 книгах, записанных Е.И.Рерих, большинство из которых были опубликованы в 1920-е – 1930-е годы, и в двухтомнике писем Е.И.Рерих (1940). Все названные книги стали доступны в России массовому читателю лишь во время перестройки, в начале 1990-х.

И, наконец, подлинный прорыв информации о Махатмах произошёл благодаря публикации в России издательством «Сфера» в 2002 году двухтомного сборника избранных бесед Е.И.Рерих с Учителем Мориа («Высокий Путь»). Полная публикация всего объёма Бесед Е.И.Рерих с Учителем в 18-томном (25-томном по плану) издании издательства «Прологъ» завершилась в 2013 году.

Основной фонд наследия Рерихов, в том числе оригиналы тетрадей Бесед, хранится в Международном Центре Рерихов в Москве. За Беседами в литературе закрепилось не вполне корректное наименование «дневники», но там нет традиционно личных для «дневников» записей, они заведомо писались для всего человечества. Дубликаты этих тетрадей Е.И.Рерих с записями Бесед с Учителем хранятся также в библиотеке Amherst Centre for Russian Culture (Амхерст-Колледжа) в США и Музее Рериха в Нью-Йорке, их скан-копии выложены в интернете.

 

Из книг «Живой Этики»

 

Надземное, 70. «Урусвати справедливо негодует на неправды, которые пишутся о нас. Действительно, если бы собрать в одну книгу все небылицы о нас, то получится небывалое собрание лжи. Символические выражения, создавшиеся веками, обратились в неправдоподобные нагромождения о каких-то сокровищах, на которых восседают Владыки Шамбалы. Среди приукрашенных повествований Тибета трудно усмотреть как нарастали самые ужасные преувеличения, но там народ хотел приукрасить место мирового Средоточия. Воины Шамбалы непобедимы и бесчисленны. Предводитель поражает всё зло и утверждает Царство Добра – так мыслит Восток и бережет у сердца сказание о победе Света. Каждое приукрашение во славу Света простительно, но Запад мыслит наоборот. Он желает всё разоблачить, снимать покровы до тех пор, пока не дойдёт до безобразного умаления.

Обратите внимание, как говорят о Белом Братстве на Западе. Члены Братства сидят в ресторане, задумывают потрясения экономических основ, привирают, ошибаются, вводят в заблуждение, не умеют выбрать людей, вовлекают в мятежи и войны, мыслят о заговорах и ниспровергают династии, постоянно вмешиваются в спокойную жизнь семей и наносят ущерб церкви, не умеют хранить предания старины – словом можно перечислять все непростительные преступления и всё самое тёмное будет приписано нам. При этом не забудем, что все эти обвинения приводятся людьми, произносящими о Белом Братстве слова очень напыщенные.

Можно слышать, что Брат Р[аккоци] живет в Карпатах, но это было бы также верно, как я живу в Лондоне. Несомненно, Брат Р[аккоци] бывал в Карпатах, так же как и я бывал в Лондоне, но нельзя вводить в заблуждение людей, приписывая такое постоянное местожительство. Также нельзя думать, что Брат Х. живет в Германии, хотя некоторые и хотели бы ограничить его жительство около Нюрнберга. Можно приводить много примеров, как самовольно распоряжаются люди нами и при том называя себя, в лучшем случае, посвященными и в худшем Махакоганами.

Невежды наполняют книги сообщениями о распределении нашего влияния, но Указы наши передаются, как личные желания [этих невежд]. Так можно представить насколько наша жизнь усложняется такими вымыслами. Чтобы окончательно дискредитировать, выпускаются какие-то портреты и устраиваются собрания, на которые самые предательские личности не стесняются чужим шептать о невероятных видениях».

 

Иерархия, 32. «Никогда человечество не задумывалось над явлением жизни Архата. Принято видеть Архата в области [за]облачной. Рекорды мышления ужасны и смешны. Истинно, мы – Братья человечества не узнаём себя в представлениях человеческих. Наши облики так фантастичны, что мы думаем, что если бы люди применили фантазию на противоположное, то наше изображение приняло бы верную форму».

 

Махатмы и революция

 

Прямое участие Махатм в событиях мировой истории вряд ли возможно описать. Сама постановка данного вопроса об «участии» или «вмешательстве», если его рассматривать в общепринятом смысле, рискует оказаться неверной. Вместе с тем, подобные упоминания всё же присутствуют на страницах «Писем Махатм» и в Беседах с Учителем, встречаются в письмах Е.И.Рерих, соответственно, рано или поздно они потребуют обобщения и осмысления.

Любая земная политика предполагает вполне конкретные материальные и тесно связанные с ними прочие интересы, но подобное совершенно фантастично приписывать Махатмам, которые никогда не искали себе ни рекламы, ни тем более захвата благ современной цивилизации. Цель Махатм – положительная эволюция человечества, освобождение человечества.

 

Из Писем Махатм

 

Кут Хуми – А.П.Синнетту 10.12.1888. «Платон был прав: <...> мысли управляют миром, и когда ум человеческий получит новые мысли, то, отбросив старые и бесплодные, мир начнёт ускорять своё развитие; мощные революции вспыхнут от них, верования и даже государства будут распадаться перед их устремлённым движением, раздавленные этой непреодолимой силой. Когда время наступит, будет так же невозможно сопротивляться их наплыву, как и остановить стремление потока» [2].

 

Кут Хуми – А.П.Синнетту 15.10.1880. «Мы (Махатмы) действуем естественными, а не сверхъестественными средствами и законами… Когда настанет время, ему (Хьюму) будет позволено заглянуть в мир эзотеризма с его законами, базирующимися на математически точных расчётах будущего, на неизбежных результатах причин, которые мы всегда вольны создавать и формировать, как хотим, но не способны управлять их следствиями, которые, таким образом, становятся нашими властелинами».

 

Кут Хуми – А.О.Хьюму. 1880-1881. «Из ваших нескольких вопросов сперва мы разберём, если не возражаете, один, относящийся к предполагаемой неудаче “Братства” “оставить какой-либо отпечаток в истории мира”. <...> Откуда вы знаете, что они (Учителя, Махатмы) не оставили подобного отпечатка? Знакомы ли вы с их (т.е. Махатм) усилиями, успехами и неудачами? Где же ваша скамья подсудимых, на которой обвинять их? Каким образом ваш мир способен собрать доказательства о деяниях людей, которые усердно держали закрытыми все возможные двери подхода, через которые инквизиция могла бы следить за ними? <...>

Чтобы объяснить эти результаты [взлёта цивилизаций и прочих примечательных и необычных исторических событий], люди в разные эпохи изобретали теории о вмешательстве богов, особом провидении, судьбах, благотворном или враждебном влиянии звёзд. Не было такого времени в пределах или до начала так называемого исторического периода, когда наши предшественники (предыдущие земные воплощения Учителей) не ваяли бы события и не “делали историю”, факты которой были впоследствии и неизменно искажены историками, чтобы согласовать их с современными предрассудками. Вполне ли вы уверены, что видимые героические фигуры в этих последовательных [исторических] драмах не были зачастую лишь их (Учителей) марионетками? Мы никогда не претендовали на способность приводить народы в целом к тому или другому перелому вопреки общему течению мировых космических соотношений. Циклы должны идти своими кругами. Периоды ментального и нравственного света и тьмы сменяют друг друга, как день сменяет ночь. Большие и малые юги должны совершаться согласно установленному порядку вещей. И мы (Махатмы), рождённые по пути этого могучего течения, можем лишь изменять и направлять некоторые из его меньших течений. Если бы мы обладали способностями воображаемого Личного Бога и всемирные и неизменные законы были бы лишь игрушками для забавы, тогда, поистине, мы могли бы создать условия, которые превратили бы эту Землю в Аркадию для возвышенных душ. Но вынужденные иметь дело с неизменным законом, сами будучи его созданиями, мы должны были делать то, что в наших силах, и оставаться [за подобную возможность] благодарными. <...>

Можете ли вы повернуть течение Ганга или Брахмапутры назад к их истокам? Можете ли вы хотя бы запрудить их так, чтобы полные воды не затопили берега? Нет, но вы можете направить течение частично в каналы и использовать его гидравлическую силу на благо человечества. Так и мы, не способные остановить мир на пути суждённого ему направления, всё же способны отвести некоторую часть его энергии в полезные каналы. Считайте нас полубогами, и моё объяснение не удовлетворит вас; рассматривайте как обычных людей, только, может быть, немного более мудрых вследствие особого изучения, и оно должно ответить на ваше возражение»[3].

 

Из книг «Живой Этики»

 

Братство, 190. «Скудоумы способны утверждать, что наши Братья сеют смуту и восстание. Но, именно, они прилагают все усилия, чтобы умиротворить народы. Они готовы нести тяжкое Служение, вовремя предупреждая лиц, от которых зависит народная судьба. Они не щадят сил своих, чтобы поспеть принести весть. Они ценою неугодных приёмов несут Свет, который силы тьмы пытаются потушить. Но посев семян добра не сохнет, и во дни сужденные зёрна процветут. <…> Как и что могло случиться без помощи Братства?»

 

Надземное, 6. «Невежды утверждают, что мы начинаем революции и смуты. Но мы много раз, именно, пытались предупредить и предотвратить убийства и разрушения.

Сам Брат Раккоци (Сен-Жермен) исполнил высшую меру человеколюбия и был отвергнут теми, о ком он заботился. Остались записи, уже общеизвестные, но некоторые лжецы называют его отцом французской революции.

Также люди не понимают наше обращение к королеве [Британии] Виктории, но сама история показала, насколько мы были правы. Наше предупреждение было отвергнуто. Но наш долг предупредить народы. Также не понято наше предупреждение [через Рериха] Москве. Люди не скоро вспомнят и сопоставят действительность. Можно назвать много исторических фактов из жизни разных стран. Можно напомнить и Наполеона, и появление Советника Американской Конституции [во время провозглашения Декларации независимости], и явление Швеции, и указание об Испании [о преддверии Второй мировой войны]. Пусть люди помнят, что уже десять лет (в 1927), как показано разрушение Испании. Дан [был] знак спасения, но по обычаю он не был принят. Мы спешим всюду на помощь. Мы радуемся, когда она принята. Мы печалуемся видеть, какую судьбу предпочитают народы» (Беседа с Учителем 14.07.1937) [4].

 

Знаки Агни Йоги, 32. «Международное [Незримое] Правительство никогда не отрицало своё существование. Оно не обнаруживало себя манифестами, но действиями, которые не упущены даже официальной историей. Можно назвать факты из французской и русской революции, а также из англо-русских и англо-индийских сношений, когда самостоятельная рука извне изменяла ход событий. Правительство не скрывало наличие послов своих в разных государствах. Конечно, эти люди по достоинству Международного Правительства никогда не прятались. Наоборот, они держались на виду, посещали Правительства и были замечены множеством людей. Литература охраняет их имена, приукрашенные фантазией современников.

Не тайные общества, которых так боятся Правительства, но явные лица, посылаемы указом Невидимого Международного Правительства. Каждая подложная деятельность противна международным задачам. Единение народов, оценка созидательного труда, а также восхождение сознания утверждаются Международным Правительством самыми неотложными мерами. И, если проследить мероприятия Правительства, то никто не обвинит его в бездействии. Факт существования Правительства неоднократно проникал в сознание человечества под различными наименованиями.

Каждый народ оповещаем лишь один раз. Посольство бывает лишь один раз в столетие – это закон Архатов. Устремление явления Невидимого Правительства подлежит соотношению мировой эволюции, почему в основу заключений полагаются точные математические законы. Нет личного желания, но непреложность законов материи. Не хочу, но знаю. И потому решение при волнении потока всё же неизменно.

Можно взойти на гору с севера или с юга, но само восхождение остаётся неизменным».

 

Надземное, 25. Урусвати многим поясняла, почему нас называют Мировым Правительством. Действительно, каждый человек, в разной степени, чует, что где-то находится средоточие Знания. Там, где Знание, там и Мощь. Не без причины одни мечтают о нас, но другие ненавидят и хотели бы уничтожить нашу Обитель.

При мировых событиях наблюдатели могут усмотреть нечто поверх человеческой логики. Много раз даже преданные обвиняли нас в промедлении и индифферентности, но такие поспешные обвинители сами видели лишь один сектор событий. Не могли они знать причины и следствия. Не могли они сопоставить привходящие обстоятельства. Они не могли предвидеть, когда именно решительный удар должен проявиться. Кто же может знать План и ведущие к нему ступени?

По своему частичному разумению люди настаивают на своих мероприятиях, но ученики наши всегда не пресекают насильственно решение Учителя. Они понимают, как сгармонизировать свою свободную волю с нашим решением. Нужно иметь большое равновесие, чтобы признать разумность нашего Водительства и не искалечить свою свободную волю. Мы весьма заботимся о таком решении. Явленные лучшие вожди народов имели такое равновесие, и тем легче было преподать им наше решение.

“Зеленеющий Лавр” (М.И.Кутузов), о котором вы часто беседовали, умел соединять водительство с чуткостью к Советам Братства [5]. Наставление Сен-Жермена он принял с полным доверием, в этом заключалась удача его. Может быть, Сен-Жермен и приезжал, чтобы приготовить будущего вождя.

По всему миру можно установить вехи нашего Руководства. Некоторые возвышенные лица принимали его, но жалкие пародии на монархов отвергали Советы и тем повергали свои страны в бедствия. Но и такие положения мы обращаем к добру. Мысли о Тактике Адверза вам знакомы.

Можно напомнить, как перед великой войной один заносчивый монарх (король Швеции Карл XII) получил наше предостережение, но он предпочёл лишиться трона и пренебрег нашим Указом. Также и другой глава государства (король Франции Людовик XVI) не выслушал нашего Посла и предпочёл ввергнуть страну в смуту.

Нельзя сказать, что в давние времена давались Указы чаще, и теперь их много, но по-прежнему глухо ухо человеческое.

Мы на страже Мира».

 

А.В.: На переломных этапах истории, каждое столетие из Твердыни Махатм направлялись посланцы, предлагавшие помощь и сотрудничество в делах эпохального переустройства [6]. Так было, в частности, с норвежским королём Кнудом I (1028), который увидел незнакомца в одежде пилигрима, предупреждавшего его об осторожности с соседями. Так было в XV веке в Германии, когда первому Габсбургу рыцарем-певцом явился Учитель Иларион, но тот не принял совет [7]. Победоносный Карл XII не прислушался предостережений посла-священника против похода шведов на Россию – 1708 г., и на этом восхождении шведов закончилось. При принятии Конституции США (1787) ключевой для США совет незнакомца, оказавшегося на собрании, был принят. Отсюда зародился девиз: «Свобода, Равенство и Братство». Перед кровавыми событиями Французской Революции Сен-Жермен предупреждал Марию Антуанетту и Людовика XVI, но они оказались глухи. Наполеон, поднятый к могуществу Сен-Жерменом, долго следовал его советам [8], но не внял указанию не нападать на Россию (1812) [9], тогда как Кутузов оказался более внимателен. Сам Учитель Учителей – Махатма Мориа был в Лондоне и обращался к королеве Виктории, присвоившей в 1876 титул «королевы Индии» [10], но обращение было отвергнуто [11].

Очень часто сильные мира сего отказывались от помощи, ввергая себя и народы в пропасть смуты и хаоса. В 1926 году, рискуя жизнью, Рерихи принесли в Москву письменное обращение Махатм и знаки дара и чудом избежали ареста. Последствия неприятия помощи для России – общеизвестны.

 

Надземное, 515. «Сказано, что эволюция должна быть добровольной, поймите это во всех значениях. Эволюция не только должна быть свободной от насилия, но и должна быть преисполнена доброй воли. Некоторые полагают, что эволюция творится столь Высшими Силами, что человеческое участие бесцельно. Такое заблуждение полно пагубных следствий. Люди должны быть соучастниками эволюции.

Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенствования жизни. Человек, как страж усовершенствования, должен стоять на дозоре».

 

Из книг «Живой Этики»

 

Сердце, 139. «Грядущий Век должен освободить человечество от всякого рабства. Можно этого достичь сотрудничеством Иерархическим».

 

Надземное, 138. «Урусвати знает, что мы никогда не жалеем о прошлом. Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живёт в будущем. Не может самое блестящее прошлое сравниться с возможностями будущего. Наука подтверждает насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в жалении о прошлом.

Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть наполнено устремлением к будущему. Пусть на таком мышлении развивается уменье познания лучших возможностей человечества.

 

Утвержденцы» и «пораженцы»

 

Говорил, Говорю и Скажу: «Помогите строить Мою Страну». И помните эту Нашу просьбу не в тепле и в довольстве, но в холоде и в минуту тягости.

Озарение, 2.9.6. Беседа 12.09.1924.

 

К Сергию пришёл Святитель Алексий с вопросом – что делать? Сергий ответил: «Помоги земле Русской».

Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: «Помогите земле Русской».

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришёл ответ: «Помоги земле Русской!»

Криптограммы Востока. Беседа 20.02.1925.

 

Среди русской эмиграции в 1920-е – 1930-е годы возникло движение «утвержденцев», которые были готовы при всех тогда труднопостижимых для обычного ума превращениях в России, тем не менее, видеть самым главным – сохранение духа России, мировой миссии России, её территориальной неприкосновенности и целостности, тогда как форма политической власти на русской земле оказывалась вопросом в сравнении с этим – вторичным и преходящим.

«Утвержденцам» и «оборонцам» среди эмиграции противостояли «пораженцы» и даже некоторые русские фашисты, а с 1942 года ещё и власовцы. Некоторые из них не видели никакой проблемы в том, чтобы Россия на время была занята оккупационными, или как они их понимали, «освободительными» германскими или японскими войсками. С точки зрения «пораженцев», справедливость и честь Российской империи надлежало возвращать на иностранных штыках.

 

В Беседах Учитель указывал на необходимость взаимодействия Рериха среди всевозможных движений русской эмиграции именно с «утвержденцами». Впоследствии «утвержденцы» выступили в 1936 году с лозунгом объединения ради России всех других оборонческих движений: «Оборонец тот, – заявлялось здесь, – кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью» [28]. Иными словами, теперешняя власть в России – это меньшее зло по сравнению с новой иностранной интервенцией. «Утвержденцы» в своей прессе публиковали материалы о расистских планах Гитлера в отношении России, стремясь перетянуть на свою сторону и образумить «пораженцев». В редакционной статье журнала «Утверждение» 1932 года говорилось: «Утвержденцы – не политическая партия. Утвержденцем может быть и национал-максималист, и евразиец, и неонародник (“новоградец”), и даже устряловец, – не отказываясь ни от своей программы, ни от своей организации. В утвержденчестве сплетаются все отдельные тропинки, сливаясь в широкую торную дорогу» [29]. Созвучную позицию в отношении неприкосновенности России и объединения ради защиты Родины самых широких общественных групп занимал и продвигал эту идею среди эмиграции в Париже и Харбине Рерих, о чём свидетельствуют несколько статей, которые он написал в 1934 году, включая специально написанную для «утвержденцев» в Париже статью «Утверждение». Данные статьи Рерих включил в сборник «Священный Дозор» и напечатал его по приезде в Харбин для раздачи соотечественникам. Но японская администрация Харбина арестовала весь тираж «Священного Дозора» [30], активизировала в подконтрольной прессе публикации прямо противоположных, клеветнических измышлений о Рерихе, что само по себе показательно в отношении вопроса, с кем же сотрудничал и какой видел путь российского возрождения Рерих.

Иной взгляд отстаивали так называемые «пораженцы»: в целях освобождения России от большевиков они призывали за сотрудничество с готовящимися к нападению на СССР фашистской Германией и Японией. При том, что Германия ещё недавно была на полях сражений противником России в Первой мировой войне, а с Японией Россия в результате неудач в русско-японской войне подписала в 1905 году унизительный договор. Подобную пораженческую позицию занимали, например, белые генералы П.Н.Краснов и Н.Н.Головин, спустя десятилетие генерал Власов, оказавшийся в фашистском плену, некоторые иерархи Русской Православной Церкви за рубежом; в частности, глава РПЦЗ митрополит Анастасий благословил Власова на создание РОА (Русская освободительная армия), а митрополит Западноевропейский Серафим (Лукьянов) одобрил нападение Германии на СССР. Другие «пораженцы» ратовали за образование на территории России, в частности в Сибири, хотя бы участка российской территории без большевиков (атаман Г.М.Семёнов).

Гитлер начал публиковать свою программную книгу «Майн Кампф» в 1925 году, и к середине 30-х идея германской экспансии на Восток только усилилась. Русский народ, славяне в целом, не попадали в его список избранных наций. О такой позиции Гитлера было общеизвестно. В «Майн Кампф» Гитлер писал о планах в отношении России и характеризовал её славянский элемент как «низшую расу»: «В дискуссиях, связанных с русско-японской войной, я сразу стал на сторону японцев» (гл. V); «Мы, национал-социалисты, сознательно подводим черту под внешней политикой Германии довоенного времени. Мы начинаем там, где Германия кончила шестьсот лет назад. Мы кладём предел вечному движению германцев на юг и на запад Европы и обращаем взор к землям на востоке. Мы прекращаем, наконец, колониальную и торговую политику довоенного времени и переходим к политике будущего – к политике территориального завоевания. Но когда мы в настоящее время говорим о новых землях в Европе, то мы можем в первую очередь иметь в виду лишь Россию и подвластные ей окраинные государства. Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось её государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам – превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. <…> [Теперь] это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. <…> Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы <…>» (гл. XIV).

Аналогично только агрессором при любой российской власти, а вовсе не освободителями, могли оявиться на территории России и японские войска. Их оккупация приграничной с Россией Маньчжурии в 1931-м, что резко повысило возможности японской военной промышленности, не говоря об общем военно-стратегическом усилении, говорила сама за себя. Четверть века назад завершилась русско-японская война, политически проигранная Россией. В результате проведённых тайных переговоров США и Британии [31] Япония тогда была выдвинута на роль региональной тихоокеанской мировой державы в противовес России, что дало старт бурному развитию националистических движений в Японии под лозунгом «Азия для азиатов», «Азия для жёлтой расы», в контрпозиции к России. В начале 30-х годов ХХ века наблюдатели отмечали, что Япония находится в состоянии кризиса, выход из которого ведущие политические силы страны видят исключительно во внешних завоеваниях. Последующие сражения с советскими войсками на Халхин-Голе и озере Хасан, а затем публикация 1 августа 1940 года японского правительственного коммюнике о создании Японией нового порядка в великой «Восточной Азии» во главе с Японией и, разумеется, без России стали логическим продолжением устремлений предвоенной Японии к внешним завоеваниям. Единственной неопределённостью, в том числе для самих японцев, до самого начала Второй мировой войны было, двигаться ли японскому экспансионизму на север, т.е. на Сибирь и Дальний Восток, или же на юг – Китай.

Искать помощи у стремительно вооружающихся Германии и Японии, при таких их территориальных и националистических устремлениях, было либо безрассудством, либо прямым предательством. Поэтому призывным набатом, заклинанием ко всем соотечественникам, как во времена Сергия Радонежского и княжьего междоусобия, прозвучали слова Елены Ивановны Рерих:

 

«Хочется крикнуть от всей глубины сердца: русские, русские, услышьте Призывы Великого Строителя и Заступника земли Русской, Преподобного Сергия, от Бога данного Воеводы Земли Русской. Забудьте все партии, всю рознь и, объединившись единою любовью к Родине, сплотитесь под Стягом Его!» (Е.И.Р. 27.06.1935).

 

Когда Гитлер напал на СССР, Юрий и Святослав Рерихи в июле 1941 года послали телеграмму советскому послу в Лондоне с просьбой зачислить их добровольцами в ряды Красной Армии (ответа не последовало), а в период войны Святослав передавал средства от продажи картин и выставок в пользу советского Красного Креста.

О внимании к «утвержденцам» в Беседах с Учителем было указано ещё за год до приезда Рериха в Маньчжурию: «Не удивляйтесь, что в разных странах начинают произносить одну формулу, она говорится чаще, чем вы думаете. Так наполняем пространство. К тому же и Харбин начинает понимать, в чём дело. Усмотрите среди утвержденцев несколько полезных людей» (03.07.1933).

Впоследствии о наибольшей приемлемости течения «утвержденцев» среди прочей эмиграции говорилось в Беседах неоднократно: 04.08.1933; 26.11.1935; 15.12.1935; 14.09.1936.

8 февраля 1936 года, в день образования «утвержденцами» в Париже «Русского эмигрантского оборонческого движения» (РЭОД), Учителем было сказано: «…Нужно принять “утвержденцев” как зерно русское».

 

В период харбинской травли Рериха Елена Ивановна в своём письме ярко выразила возмущение невежественным обычаем среди русских оплёвывать, а не защищать своё лучшее и родное:

 

«…Грустно видеть заблуждения и тот тупик, в который забрело сознание некоторых сородичей, оторванных от Родины и не сумевших найти в сердце своём понимания и объяснения всему случившемуся, и обрести приток новых сил в устремлении к “Новому Небу и Новой Земле”. <…> Также знаю я, что именно Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз [32]. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнётся великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ ЕГО. Не сама ли Богоматерь благословила ЕГО на ПОДВИГ? Не сама ли Церковь поёт: “От Бога данный России Воевода”?!

Так обретём наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедрённый в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить своё родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймём, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но её великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснётся в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма. Хочу верить, что среди сородичей, обитающих в Харбине, найдётся хотя бы горсточка истинных просвещённых патриотов. Н.К., столько положивший на утверждение понимания русской мысли, русской культуры изапределами своей страны, вправе ждать от своих сородичей солидарности и поддержки против невежественных растлителей сознания. Так пусть не предают русского дела. Так пусть услышат сородичи призыв к МУЖЕСТВУ и национальному ДОСТОИНСТВУ и истинному ПАТРИОТИЗМУ» (Письмо Е.И.Рерих 30.03.1935).

 

Озабоченность событиями в России звучала во многих Беседах с Учителем и письмах Рерихов, в частности в следующей Беседе:

«Конечно, Мы должны упростить мятеж земной, иначе он обратится в хаос. Многие хотели бы смерти Сталина, но сейчас она была бы вредна. Многие хотели бы падения Англии, но теперь рано по причине [усиления] Германии. Многие хотели бы гибели Японии, но тогда крепость России была бы подорвана. Также и в вашем деле смена должна произойти умно. Повсюду можно видеть брожение. Нужно удержать равновесие [мира]. Лучше [лишь] под знаком [угрозы] войны, нежели [настоящий] взрыв Мира. Помолчим. – Е.И.Р.: Значит, моё видение о гибели франц[узской] армии [в предстоящей войне] неправильно? – Именно, нет (т.е. правильно), ибо хотим [сейчас до нападения Гитлера удержанием мирового равновесия] сохранить русскую армию, но великая армия французская пожрёт себя так же, как и Германия. Война [в Западной Европе] пусть будет вовремя (т.е. не сейчас), чтобы не повредить [ещё неокрепшей] России. Ужасная битва» (12.03.1936).

Когда Рерих приехал в 1934-м в Харбин, то он предпринял усилия, чтобы среди разношёрстных течений эмиграции укрепить «оборонческие» и «утвержденческие» настроения о защите целостности и неприкосновенности России. Так, одной из значительных и авторитетных сил здесь был харбинский отдел РОВС (Русский Обще-Воинский Союз), где существовали заметно бóльшие оборонческие настроения, нежели в головном Парижском центре РОВС. На собраниях харбинского РОВС Рерих выступал несколько раз и даже внёс в него более 1000 долларов, в то время значительную сумму, для приобретения крупной русскоязычной газеты «Русское Слово». Рерих сам вошёл в редколлегию газеты и ввёл в редакцию сотрудников, которые всеми силами поддерживали идеи Рериха в Харбине и в Европе. Поэтому неудивительно, что, как пишет Дубаев, «в 1935 году руководитель харбинского РОВС генерал Г.А.Вержбицкий был арестован и выслан из Харбина в Северный Китай, так как он не согласился с предложением японских властей в будущем расчленить Россию и создать на её территории несколько государств. Г.А.Вержбицкий был вне себя от ярости, когда японский представитель штаба Квантунской армии предложил из членов РОВС создавать шпионские отряды для засылки на территорию СССР [33]. <…> [Эта] самая крупная эмигрантская организация будет закрыта японскими властями в первую очередь» [34]. А 28 декабря 1934 года, спустя месяц после отъезда Рериха из Харбина, японцы для тотального контроля спешно сформировали Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ), с заявленной целью: объединение российской эмиграции для борьбы за освобождение России от большевизма. При назначении его руководителей ставка была сделана на русских фашистов (К.В.Родзаевский) и сепаратистов (ат


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.