Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы.

2023-01-16 25
Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Различие свойств деятельности первой и второй сигнальных систем.

2. Роль слова в развитии второй сигнальной системы. Цитоархитектоника центров речи в коре и парность работы полушарий.

3. Основные свойства рефлексов второй сигнальной системы.

4. Связь и взаимодействие двух сигнальных систем.

Нейрофизиологические основы памяти и обучения.

1. Виды и формы памяти.

2. Нейрофизиологические механизмы кратко- и долгосрочной памяти.

3. Нейрофизиологические основы механизмов обучения.

4. Генетическая детерминация особенностей обучения.

5. Амнезия, ее физиологическая основа.

 

Потребности и мотивация. Их физиологическая природа.

1. Детерминанты потребностей.

2. Классификация потребностей.

3. Виды мотиваций.

4. Нейрофизиология мотиваций.

 

Нейрофизиология эмоций.

1. Роль эмоций в организации поведения.

2. Эмоции и мотивации.

3. Теория мотиваций.

4. Физиологические механизмы эмоций.

 

Физиология ВНД (итоговый семинар).

1. Понятие о ВНД. Методы исследования.

2. Условия и методика выработки условных рефлексов.

3. Механизмы формирования условных рефлексов.

4. Торможение условных рефлексов.

5. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.

6. Особенности ВНД человека.

7. Нейрофизиология памяти и обучения.

8. Физиология функциональных состояний (сон, стресс, эмоции).

      

     Тематика самостоятельной работы студентов (рефераты).

Тема №1.Формирование высшей нервной деятельности ребенка (4 часа).

Тема №2. Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека (2часа).

Тема №3. Мозг и сознание (2 часа).

Тема №4. Использование закономерностей высшей деятельности в практической работе психолога (3 часа).

      

 

Вопросы к экзамену.

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах.

2. Общие принципы строения сенсорных систем.

3. Функции и свойства анализаторов.

4. Рецепторы, их классификация.

5. Механизмы адаптации и возбуждения рецепторов.

6. Проводниковый отдел анализаторов. Афферентные проводящие пути.

7. Кора больших полушарий как комплекс корковых центров анализаторов.

8. Роль торможения в переработке сенсорных сигналов.

9. Зрительная сенсорная система. Фоторецепторы, фотохимические реакции, происходящие в них.

10. Нейронная структура проводникового отдела зрительного анализатора.

11. Корковый конец зрительной сенсорной системы.

12. Современные представления о механизмах цветного зрения. Нарушения функции зрения.

13. Слуховой анализатор, его рецепторный отдел.

14. Афферентный путь слухового анализатора. Локализация коркового конца слухового анализатора.

15. Резонансная теория слуха.

16. Вестибулярная сенсорная система, рецепторный отдел.

17. Афферентные пути и центры вестибулярного анализатора.

18. Соматосенсорный анализатор (кожная, тактильная, температурная, болевая рецепция и проприорецепция).

19. Лемнисковый и спиноталамический афферентные пути.

20. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепция.

21. Структура проводникового отдела и корковый конец висцерального анализатора.

22. Роль лимбической системы в формировании висцеральных функций.

23. Вкусовой анализатор, его структура, функции.

24. Обонятельный анализатор, его структура, функции.

25. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Методы исследования ВНД.

26. Рефлекторная теория И.П. Павлова.

27. Безусловные и условные рефлексы, их отличия.

28. Классификация врожденных форм поведения.

29. Инстинкт, его изменчивость.

30. Импритинг, его нейронные механизмы.

31. Классификация условных рефлексов, их общие признаки.

32. Основные условия образования условных рефлексов.

33. Методика образования условных рефлексов по И.П. Павлову.

34. Структура условного рефлекса.

35. Механизмы замыкания временной связи.

36. Доминанта и условный рефлекс.

37. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное).

38. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.

39. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (ВНД).

40. Невротические нарушения ВНД.

41. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие.

42. Особенности ВНД человека.

43. Основные функции речи. Организация центров речи в коре.

44. Структурная основа поведения. Функциональная система П.К. Анохина.

45. Виды и формы памяти.

46. Нейрофизиологические механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти.

47. Механизмы обучения.

48. Потребности и их классификация..

49. Виды мотиваций. Нейрофизиология мотиваций.

50. Функции эмоций. Нейронный субстрат эмоций. Эмоции как механизм приспособления.

51. Межполушарная асимметрия и эмоции.

52. Механизмы сна.

53. Стадии сна, их физиологическая характеристика.

54. Теория стресса Г. Селье. Стадии стресса. Общий адаптационный синдром.

55. Механизмы стресса.

56. Стрессоры и виды стресса.

 

                                    Список литературы

Основная.

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учебник.-Санкт-Петербург: Издательство “Лань”, 2007.- 416с.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебники и учебные пособия. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2009.-480с.

3. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 304с.

4. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем.- М., Воронеж, 2006.-210с.

 

 

Дополнительная.

1. Анатомия, физиология, психология человека.- Санкт-Петербург: Издательство “Лань”, 2006.-255с.

2. Анатомия, физиология, психология человека/Под ред. Батуева А.С.-М., 2006.-280с.

3. Бадалян Л.О. Нервопатология- М.: Изд. Центр “Академия”, 2006.-384с.

4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учебник-М.: Высшая школа, 2006.-256с.

5. Крылова Н.В. Мозг и проводящие пути- М.:Издательство Российского университета дружбы народов, 2006.-97с..

6. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека –М., 2006.-150с.

10.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков:   Учебное пособие- М.: Изд. Центр “Академия”, 2006.-456с.

12.Физиология ВНД: Хрестоматия/Составители: Россолимо Т.Е. и другие-М., Воронеж: “МОДЖ”, 2006.-336с.

Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля

                              уровня знаний студентов.

Вариант №1

1. Общие принципы строения сенсорных систем.

2. Типология и генетика ВНД.

 

Вариант №2

1. Зрительная сенсорная система.

2. Торможение условных рефлексов.

 

Вариант №3

1. Слуховая сенсорная система.

2. Нейрофизиология эмоций.

 

Вариант №4

1. Основные функции и свойства анализаторов.

2. Нейрофизиологические основы памяти и обучения.

 

Вариант №5

1. Соматосенсорный анализатор.

2. Механизмы формирования условных рефлексов.

 

Контрольные вопросы к текущей аттестации.

1. Общие принципы строения сенсорных систем. Функции и свойства анализаторов.

2. Зрительная сенсорная система.

3. Слуховая сенсорная система.

4. Механизмы формирования условных рефлексов.

5. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное).

6. Типология и генетика высшей нервной деятельности.

7. Физиологическая природа потребностей и мотиваций.

8. Нейрофизиология эмоций.

9. Физиология стресса.

10.Память, ее физиологические механизмы.

 

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины                                

                            для студентов.

2.1.Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание надо обратить на сложность изучения нейромеханизмов поведенческих актов и функциональных состояний организма.

           Специфика изучения раздела “Физиология сенсорных систем” проявляется в необходимости составления разнообразных схем афферентных проводящихх путей различных видов чувствительности. При изучении раздело “Различные формы поведения организма и память”, а также “Психическая деятельность” необходимо глубокое знание анатомии и физиологии центральной и периферической отделов нервной системы.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.