Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

2023-01-16 23
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волгоградский филиал

 

Полеткина И.И.

 (фамилия, инициалы автора (ов)

 

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

 (наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

030301             ПСИХОЛОГИЯ

                                                (код специальности)     (наименование специальности ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры   Протокол № 1 от « 02 » сентября 2011 г.     Зав. кафедрой ……………/ Зиновьева Д.М./    

 

 

Волгоград

2011

 

                    

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине “Физиология высшей нервной

Деятельности и сенсорных систем”

Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности; механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотиваций и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

1.2. Целью учебной дисциплины “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем” является формирование у студентов представлений о современных механизмах функционирования сенсорных систем, механизмах и закономерностях высшей нервной деятельности.

Основными задачами данного курса являются:

- овладение основными понятиями физиологии высшей нервной деятельности;

- изучение механизмов ассоциативного обучения и памяти;

- изучение нейрофизиологических механизмов потребностей, мотиваций и эмоций;

- иметь представление о функциональной системе поведенческого акта;

- изучить нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

1.3.   Данный учебный курс опирается на знания студентов, полученные ими при изучении таких дисциплин, как “Антропогенез”, “Анатомия центральной нервной системы”, “Физиология центральной нервной системы” и является их логическим продолжением. Учебный материал разделен на два раздела: физиология сенсорных систем и физиология ВНД. Первый из них посвящен изучению механизмов переработки в сенсорных системах информации, поступающей из внешней и внутренней среды организма. Во втором разделе рассматриваются врожденные и приобретенные формы поведения, закономерности условнорефлекторной деятельности, интегративная деятельность мозга. Изучаются механизмы ассоциативного обучения, памяти, потребностей, мотиваций, эмоций. Раскрывается физиологическая природа стресса. Акцентируется внимание студентов на особенностях ВНД человека.

       В лекционном курсе студенты получают теоретические знания, на практических занятиях знакомятся с методами исследования работы головного мозга, выработки условных рефлексов, определения типа ВНД и темперамента, решают задачи, рисуют схемы и таблицы. Значительное место уделяется самостоятельной работе студентов, в ходе которой они, работая с литературой, закрепляют и углубляют полученные на лекциях, практических и семинарских занятиях знания.

       Построение данного курса включает единство методических принципов обучения, последовательность и преемственность в изучении материала, наглядность и практическую направленность. Полученные студентами знания о механизмах и закономерностях ВНД человека будут необходимы им в их практической деятельности. 

Развитие способности и готовности к:

- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

 

 

                          1.4. Тематический план

Курса “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем”

на 2011-2012 уч. год.

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Лекции Семинары
1 2 3 4
1. Физиология сенсорных систем    
1.1 Общие принципы строения сенсорных систем. Функции и свойства анализаторов 2   -
1.2 Зрительная сенсорная система 2 2
1.3 Слуховая сенсорная система 2 2
1.4 Вестибулярная сенсорная система 2 2
1.5 Саматосенсорный анализатор.Ноцицептивная чувствительность. 2 2
1.6 Вкусовая и обонятельная сенсорные системы 2 -
1.7 Висцеральная сенсорная система. - 2
1.8 Основы сенсорной физиологии (итоговый семинар) - 2
  ИТОГО: 12 12
2. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД)    
2.1 Введение в физиологию ВНД 2 -
2.2 Методы исследования ВНД - 2
2.3 Врожденные формы поведения 2 -
2.4 Закономерности условнорефлекторной деятельности 2 -
2.5 Методика выработки условных рефлексов - 2
2.6 Механизмы формирования условных рефлексов 2 2
2.7 Торможение условных рефлексов 2 2
2.8 Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий - 2
2.9 Типология и генетика ВНД 2 2
2.10 Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы 2 2
2.11 Функциональная система поведенческого акта 2 -
2.12 Нейрофизиологические основы памяти и обучения 2 2
2.13 Потребности и мотивации. Их физиологическая природа 2 2
2.14 Нейрофизиология эмоций 2 2
2.15 Сон на необходимое физиологическое состояние живых организмов 2 -
2.16 Физиология стресса 2 -
2.17 Физиология ВНД (итоговый семинар) - 2
  ВСЕГО: 36 34

 

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

 

Лекционный курс.

Слуховая сенсорная система.

Организация слухового анализатора. Периферический отдел. Кортиев орган. Волосковые клетки. Механизмы восприятия звука. Микрофонный эффект улитки. Кодирование частоты и интенсивности звуковых сигналов. Проводниковый и корковый отделы. Нейроны кохлеарных ядер, внутреннего коленчатого тела; корковый конец. Острота слуха. Адаптация и утомление слухового анализатора. Бинауральный слух. Резонансная теория слуха.

Основные понятия: Кортиев орган, улитка, фонорецепторы, внутренние и наружные волосковые клетки, мембрана Рейснера, покровная мембрана, резонансная теория Гельмгольца. Костная проводимость звука, бинауральный слух, слуховая адаптация.

 

Соматосенсорный анализатор.

Система кожной чувствительности и чувствительная система скелетно- мышечного аппарата. Теории кожной чувствительности. Структура соматосенсорного анализатора. Кожный анализатор. Рецепторные образования кожи (тельца Пачини, Мейсснера, диски Меркеля, свободные нервные окончания). Проприорецепция. Тактильная, температурная и ноцицептивная чувствительность. Интероцепция. Переработка соматосенсорной информации.

     Основные понятия: терморецепторы (тельца Руффини, колбы Краузе), мышечное веретено, тельца Гольджи, тельца Пачини, осморецепторы, тельца Мейснера, диски Меркеля. Механо- и хемоноцицепторы, эпикритическая боль, протопатическая боль, антиноцицептивная система.

 

Введение в физиологию ВНД.

Понятие о ВНД. Предмет и задачи физиологии ВНД. Развитие учения о ВНД. Механическая, биологическая и аналитическая концепции рефлексов. Учение И.М. Сеченова о рефлексах. Рефлекторная теория И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы.

        Основные понятия: низшая и высшая нервная деятельность, принципы рефлекторной теории, нервизм, нервный центр, безусловные рефлексы, условные рефлексы. 

 

Врожденные формы поведения.

Классификация врожденных форм поведения. Таксисы, безусловные рефлексы, инстинкты. Ориентировочный рефлекс, его угасание, нейронные механизмы. Сложные формы врожденного поведения. Инстинкт, его изменчивость. Импритинг, его нейронные механизмы. Локализация центров безусловных рефлексов в ЦНС. Механизмы оборонительного и пищевого рефлексов, локомоций. Иерархия врожденных реакций организма.

               Основные понятия: таксисы, инстинкт, безусловные рефлексы, командные нейроны, превентивное торможение.

 

Условный рефлекс как универсальный адаптационный механизм. Условия и динамика выработки условных рефлексов. Общие признаки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Натуральные и искусственные. Пищевые; двигательные; оборонительные. Вегетативные. Висцеральные. Экстеро-, интеро-, проприоцептивные условные рефлексы. Цепные условные рефлексы. Экстраполяционные рефлексы.

             Основные понятия: научение, условный рефлекс, натуральны и искусстенные условные рефлексы, пластичность нервной системы, цепные условные рефлексы, экстраполяционные рефлексы.

                                     

                   

                      

                        

        

                        

 

Типология и генетика ВНД.

Темпераменты по Гиппократу. Учение И.П. Павлова о типах ВНД. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Четыре основные типа ВНД по И.П. Павлову. Типы интеллекта по Г. Айзенку. Нарушения ВНД. Перенапряжение возбудительного и тормозного процессов, подвижности. Невротические нарушения ВНД.

          Основные понятия: высшая нервная деятельность; сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения; генотип, фенотип, темперамент.

 

Особенности ВНД человека.

Первая и вторая сигнальные системы. Развитие сигнальных систем в постнатальный период онтогенеза человека. Речь. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Основные функции речи. Организация центров речи в коре. Межполушарная асимметрия и речь. Нарушение речи и мышления: агнозия, апраксия, афазия, алексия, амузия, акалькулия. Взаимоотношение сигнальных систем и подкорковых образований.

                             Основные понятия: первая сигнальная система, вторая сигнальная система, онтогенез, речевые центра коры больших полушарий, межполушарная асимметрия, агнозия, афазия, амузия, алексия.

     

                            

 

Нейрофизиология эмоций.

Биологическая роль эмоций. Теории эмоций. Отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная функции эмоций. Эмоции и целенаправленное поведение. Экспрессия эмоций в мимике, жестах, позе, голосе. Нейронный субстрат эмоций. Эмоции как механизм приспособления. Межполушарная асимметрия и эмоции.

            Основные понятия: эмоции, лимбическая система, соматическое и висцеральное выражений эмоций, гипоталамус, лобные доли коры больших полушарий, биологическая теория эмоций (П.К.Анохин), потребностно-информационная теория эмоций (П.В.Симонов), межполушарная асимметрия иэмоции.

Физиология стресса.

Теория стресса Г. Селье. Значение стресса. Конструктивный и деструктивный компоненты стресса. Общий адаптационный синдром. Стадии стресса. Механизмы стресса. Теория нейронной и эндокринной регуляции стресса. Стрессоры и виды стресса. Стресс и индивидуальные различия. Стресс и связанные с ним заболевания.

Основные понятия: стресс, стрессоры, эустресс, дистресс, общий адаптационный синдром, стадия тревоги., стадия резистентности, стадия истощения, физиологический стресс, психоэмоциональный стресс, интерналы, экстерналы.

 

 

Слуховая сенсорная система.

2. Схема строения улитки. Рецепторный отдел слухового анализатора.

3. Проводниковый отдел слухового анализатора (схема).

4. Цитоархитектоника поля слухового анализатора (схема).

5. Резонансная теория слуха.

6. Исследование костной и воздушной проводимости звука.

 

Соматосенсорный анализатор.

1. Кожная рецепция.

2. Температурная рецепция.

3. Тактильная рецепция.

4. Проприорецепция.

5. Ноцицепция. Антиноцицептиная система.

6. Переработка соматосенсорной информации. Лемнисковый и спиноталами-ческий афферентные пути (схема).

7. Исследование тактильной чувствительности.

8. Адаптация терморецепторов кожи к действию высокой и низкой температур. Явление контраста.

 

Раздел 2. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД).

Методы исследования ВНД.

1. Методы изучения поведения (методы этологического изучения, методы условно-рефлекторного изучения, методы когнитивного изучения).

2. Методы изучения мозга:

- морфологические;

- биохимические;

- физиологические.

3. Электроэнцефалография (ЭЭГ):

-  ритмы мозга;

-  методика регистрации и способы анализа ЭЭГ;

-  вызванные потенциалы головного мозга.

4. Топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ).

5. Магнитоэнцефалография.

6. Компьютерная томография.

 

Типология и генетика ВНД.

1. Общие типы нервной системы человека и животных.

2. Гинетика ВНД.

3. Классификация темпераментов по Гиппократу.

4. Основные типы ВНД по И.П. Павлову.

 

Нейрофизиология эмоций.

1. Роль эмоций в организации поведения.

2. Эмоции и мотивации.

3. Теория мотиваций.

4. Физиологические механизмы эмоций.

 

Вопросы к экзамену.

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах.

2. Общие принципы строения сенсорных систем.

3. Функции и свойства анализаторов.

4. Рецепторы, их классификация.

5. Механизмы адаптации и возбуждения рецепторов.

6. Проводниковый отдел анализаторов. Афферентные проводящие пути.

7. Кора больших полушарий как комплекс корковых центров анализаторов.

8. Роль торможения в переработке сенсорных сигналов.

9. Зрительная сенсорная система. Фоторецепторы, фотохимические реакции, происходящие в них.

10. Нейронная структура проводникового отдела зрительного анализатора.

11. Корковый конец зрительной сенсорной системы.

12. Современные представления о механизмах цветного зрения. Нарушения функции зрения.

13. Слуховой анализатор, его рецепторный отдел.

14. Афферентный путь слухового анализатора. Локализация коркового конца слухового анализатора.

15. Резонансная теория слуха.

16. Вестибулярная сенсорная система, рецепторный отдел.

17. Афферентные пути и центры вестибулярного анализатора.

18. Соматосенсорный анализатор (кожная, тактильная, температурная, болевая рецепция и проприорецепция).

19. Лемнисковый и спиноталамический афферентные пути.

20. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепция.

21. Структура проводникового отдела и корковый конец висцерального анализатора.

22. Роль лимбической системы в формировании висцеральных функций.

23. Вкусовой анализатор, его структура, функции.

24. Обонятельный анализатор, его структура, функции.

25. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Методы исследования ВНД.

26. Рефлекторная теория И.П. Павлова.

27. Безусловные и условные рефлексы, их отличия.

28. Классификация врожденных форм поведения.

29. Инстинкт, его изменчивость.

30. Импритинг, его нейронные механизмы.

31. Классификация условных рефлексов, их общие признаки.

32. Основные условия образования условных рефлексов.

33. Методика образования условных рефлексов по И.П. Павлову.

34. Структура условного рефлекса.

35. Механизмы замыкания временной связи.

36. Доминанта и условный рефлекс.

37. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное).

38. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.

39. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (ВНД).

40. Невротические нарушения ВНД.

41. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие.

42. Особенности ВНД человека.

43. Основные функции речи. Организация центров речи в коре.

44. Структурная основа поведения. Функциональная система П.К. Анохина.

45. Виды и формы памяти.

46. Нейрофизиологические механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти.

47. Механизмы обучения.

48. Потребности и их классификация..

49. Виды мотиваций. Нейрофизиология мотиваций.

50. Функции эмоций. Нейронный субстрат эмоций. Эмоции как механизм приспособления.

51. Межполушарная асимметрия и эмоции.

52. Механизмы сна.

53. Стадии сна, их физиологическая характеристика.

54. Теория стресса Г. Селье. Стадии стресса. Общий адаптационный синдром.

55. Механизмы стресса.

56. Стрессоры и виды стресса.

 

                                    Список литературы

Основная.

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учебник.-Санкт-Петербург: Издательство “Лань”, 2007.- 416с.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебники и учебные пособия. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2009.-480с.

3. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 304с.

4. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем.- М., Воронеж, 2006.-210с.

 

 

Дополнительная.

1. Анатомия, физиология, психология человека.- Санкт-Петербург: Издательство “Лань”, 2006.-255с.

2. Анатомия, физиология, психология человека/Под ред. Батуева А.С.-М., 2006.-280с.

3. Бадалян Л.О. Нервопатология- М.: Изд. Центр “Академия”, 2006.-384с.

4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учебник-М.: Высшая школа, 2006.-256с.

5. Крылова Н.В. Мозг и проводящие пути- М.:Издательство Российского университета дружбы народов, 2006.-97с..

6. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека –М., 2006.-150с.

10.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков:   Учебное пособие- М.: Изд. Центр “Академия”, 2006.-456с.

12.Физиология ВНД: Хрестоматия/Составители: Россолимо Т.Е. и другие-М., Воронеж: “МОДЖ”, 2006.-336с.

Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля

                              уровня знаний студентов.

Вариант №1

1. Общие принципы строения сенсорных систем.

2. Типология и генетика ВНД.

 

Вариант №2

1. Зрительная сенсорная система.

2. Торможение условных рефлексов.

 

Вариант №3

1. Слуховая сенсорная система.

2. Нейрофизиология эмоций.

 

Вариант №4

1. Основные функции и свойства анализаторов.

2. Нейрофизиологические основы памяти и обучения.

 

Вариант №5

1. Соматосенсорный анализатор.

2. Механизмы формирования условных рефлексов.

 

Контрольные вопросы к текущей аттестации.

1. Общие принципы строения сенсорных систем. Функции и свойства анализаторов.

2. Зрительная сенсорная система.

3. Слуховая сенсорная система.

4. Механизмы формирования условных рефлексов.

5. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное).

6. Типология и генетика высшей нервной деятельности.

7. Физиологическая природа потребностей и мотиваций.

8. Нейрофизиология эмоций.

9. Физиология стресса.

10.Память, ее физиологические механизмы.

 

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины                                

                            для студентов.

2.1.Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание надо обратить на сложность изучения нейромеханизмов поведенческих актов и функциональных состояний организма.

           Специфика изучения раздела “Физиология сенсорных систем” проявляется в необходимости составления разнообразных схем афферентных проводящихх путей различных видов чувствительности. При изучении раздело “Различные формы поведения организма и память”, а также “Психическая деятельность” необходимо глубокое знание анатомии и физиологии центральной и периферической отделов нервной системы.

Рекомендации по работе с литературой

  К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:

         

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность:Учебник-Санкт-Петербург: Издательство “Лань”, 2009.-416с.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебники и учебные пособия-Ростов н/Д: “Феникс”, 2009.-480с.

3. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 304с.

4. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем.-М.:Воронеж, 2006.-210с.

 

2.5. Советы по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Необходимо использовать основную рекомендуемую литературу.

2. Пользоваться схемами, составленными на практических занятиях.

3. Рекомендуется использовать имеющиеся в методическом кабинете наглядные пособия (таблицы, муляжи, планшеты и т.п.).

4. Провести тестирование, предложенное на семинарах.

 

Что такое иррадиация?

А) распространение нервных процессов

Б) концентрация нервных процессов

В) следовые процессы

Г) приспособление к интенсивности раздражителя

Что такое электроэнцефалограмма (ЭЭГ)?

А) запись биотоков мозга

Б) запись биопотенциалов сердца

В) регистрация электрических процессов в мышцах

Г) регистрация сосудистых реакций организма

Что такое афазия?

А) расстройство узнавания

Б) нарушение целенаправленного действия

Г) нарушение координации движений

В) нарушение речи

10. На прикосновение реагируют:

А) тельца Мейснера

Б) мышечные веретена

В) тельца Гольджи

Г) колбы Краузе

11. Четко локализованная боль – это:

     А) протопатическая боль

      Б) эпикритическая боль

       В) прекционная боль

        Г) фантомная боль

12. Какой типологический вариант личности чаще встречается у детей?

        А) доминирующий

         Б) конформный

         В) тревожный

          Г) гармоничный

13. Поведенческий акт начинается с:

          А) принятия решения

           Б) программы действия

           В) эфферентного синтеза

              Г) афферентного синтеза

Волгоградский филиал

 

Полеткина И.И.

 (фамилия, инициалы автора (ов)

 

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

 (наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

030301             ПСИХОЛОГИЯ

                                                (код специальности)     (наименование специальности ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры   Протокол № 1 от « 02 » сентября 2011 г.     Зав. кафедрой ……………/ Зиновьева Д.М./    

 

 

Волгоград

2011

 

                    

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине “Физиология высшей нервной


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.