К методологическим традициям — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

К методологическим традициям

2023-01-16 22
К методологическим традициям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В

ышеизложенные представления о науке, методологии научного познания в основном принято относить и к ес­тественным, и к социальным и гуманитарным наукам1. Правда, счи­тается, что социальные и гуманитарные науки имеют серьезную специфику, обладают, в сравнении с естественными (точными) нау­ками, существенными особенностями, в том числе в плане метода. Однако взгляды на характер данной специфики и методологические особенности социальных наук весьма различны. Основные разногла­сия по этому вопросу связаны главным образом с пониманием приро­ды социальных и гуманитарных наук, их соотношения с науками естест­венными (точными). Данная проблема вновь актуализируется в XIX веке в связи с возрождением представлений о принципиальной разни­це способов познания природы и общества Как методологическая, она развернуто обсуждается, в частности, неокантианцами2. Сущест-

1 До сегодняшнего дня не поставлена точка в дискуссих о понятии гу­
манитарных и общественных наук. Одни исследователи считают, что понятие
«гуманитарные науки» подчеркивает обращение к духовным явлениям (на­
ука о духе) и опоре на духовные ценности. Кроме того, оно более общее,
нежели понятие социальные науки, которые направлены на познание только
социальных законов. Другие убеждены, что такое разграничение малопро­
дуктивно, поскольку весьма условно в плане объекта исследования и фак­
тически невозможно в плане метода.

Поскольку в рамках настоящей работы различение социальных и гума­нитарных наук не принципиально, мы будем понимать их обобщенно в духе «наук о культуре» Г.Риккерта.

Любопытно замечание Х.-Г.Гадамера, считающего, что термин «гу­манитарные науки» получил трактовку «наук о духе» главным образом бла­годаря переводчику «Логики» Джона Стюарта Милля, поставившего на мес­то английского «тога1 заепсез» (науки о морали) немецкое «§е151ез\м5-зепзсЬайеп» (науки о духе). См.: ГадамерХ.-Г. Указ. соч. С. 44.

2 См. напр.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.


2.2. Проблема методологии...                                          77

вующие в современной литературе разногласия в трактовке природы гуманитарных наук и их соотношения с науками естественными (точными) можно обобщить в рамках двух основных позиций.

Представители первой считают, что независимо от особеннос­тей исследуемого объекта гносеологическая установка, принципи­альные правила исследовательской деятельности, отношение к ме­тоду познания, способы проверки теоретических конструкций и т.д. едины для любого научного познания, идеал которого наиболее полно реализован в естественных науках. Этому идеалу должны следовать и «науки об обществе».

Сторонники оппозиционной точки зрения убеждены, что гума­нитарные науки в силу принципиального отличия объекта исследо­вания, своих социокультурных контекстов обладают столь карди­нальными особенностями в организации исследовательской деятель­ности и отношении к методу, что могут считаться полностью авто­номными от естественно-научной традиции и не подчиняться сло­жившимся в ней правилам и критериям науки.

Данные позиции обычно соотносят с двумя основными тради­циями в методологическом мышлении. Первая - уже упоминав­шийся позитивизм, восходящий к истокам натурализма и оформив­шийся, в том числе, в философской программе О.Конта. Наиболее фундаментальными «догмами» данного направления считаются единообразное отношение к научному методу, независимо от области научного исследования, принятие точных естественных наук в ка­честве методологического образца для всех наук, в том числе и гуманитарных, использование в качестве механизма научного объяснения подведение конкретных случаев под общие законы3. Вторая традиция, зародившаяся в конце XIX века как реакция на господство позитивизма, стала его методологическим антиподом и получила широкую известность в середине XX века как герме-невтико-диалектическая философия, или герменевтика4. В числе наиболее видных ее представителей обычно называют В.Дильтея, М.Вебера, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Р.Коллингвуда. Сторонники данного направления отвергают идею универсальности научного ме­тода, ограничивая действие позитивистских познавательных уста­новок и средств областью естественных (точных) наук. В социаль­ных науках противопоставляют поиску общих законов изучение ин-

3 См.: Фон ВригтГ.Х. Указ. соч. С. 43.

4 См.: Там же. С.66.


78     Глава 2. Правоведение в контексте научного познания...

дивидуального, объяснению через подведение единичного явления под общий закон - понимание явления в его «однократной и истори­ческой конкретности», строят объяснения в терминах не законов, причин и следствий, а целей, намерений, условий. Методологический идеал «антипозитивизма» достаточно отчетливо выражен в следу­ющем высказывании Х.-Г.Гадамера. «Познание социально-истори­ческого мира не может подняться до уровня науки путем примене­ния индуктивных методов естественных наук. Что бы ни означало здесь слово «наука» и как бы ни было распространено в исторической науке в целом применение более общих методов к тому или иному предмету исследования, историческое познание тем не менее не имеет своей целью представить конкретное явление как случай, иллюстрирующий общее правило. Единичное не служит простым подтверждением закономерности, которая в практических обстоя­тельствах позволяет делать предсказания. Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исто­рической конкретности. При этом возможно воздействие сколь угод­но большого объема общих знаний; цель же состоит не в их фиксации и расширении для более глубокого понимания общих законов разви­тия людей, народов и государств, но, напротив, в понимании того, каковы этот человек, этот народ, это государство, каково было ста­новление, другими словами - как смогло получиться, что они стали такими»5.

На сегодняшний день противоречия между данными традици­ями настолько глубоки, что, говоря словами Г.Х.фон Вригта, выбор между ними можно характеризовать как «экзистенциальный» - это выбор точки зрения, которая не имеет дальнейшего обоснования»6. С позиций конкретной науки считать, что истина находится в лагере одной из сторон, было бы иллюзией. Для правоведения важнее видеть те перспективные моменты, которые обнаруживаются в каждой из соперничающих методологий, их взаимной критике и позволяют на­иболее эффективно решать его собственные исследовательские за­дачи. В то же время, учитывая критику последних лет в адрес по­зитивной юриспруденции, обращение в современных юридических исследованиях к установкам и положениям герменевтики, уточнить возможное отношение юридической науки к названным традициям

5 ГадамерХ-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.
М, 1988. С. 45 -46.

6 Фон Вригт Г.Х. Указ. соч. С. 68.


2.2.Проблема методологии...                                                  79

представляется необходимым не только в прагматическом, но и в теоретическом плане.

Различие гуманитарных и естественных наук по объекту ис­следования давно стало непреложным фактом нашего сознания. Именно в таком плане, как правило, рассматриваются и особенности правоведения как науки гуманитарной. Связанные с этим особен­ности его метода всегда обсуждались в значительно меньшей сте­пени, поскольку, с одной стороны, известно, что законы научного познания едины, а с другой - традиционно считалось, что особен­ности метода науки определяются спецификой ее объекта. Однако в чем состоит эта специфика, кроме отказа от числовых измерений и математического инструментария естественных наук, насколько далеко она может зайти в отношении гносеологических установок, может ли правоведение, отказавшись от принципиальных методо­логических установок позитивизма, оправдывать себя как науку и относиться к юридическому знанию как научному? Эти вопросы весьма полезно удерживать в поле зрения во всех случаях сегодняшней непримиримой критики позитивизма как «тупикового» направления юридической науки, отжившего свой век и не соответствующего требованиям времени.

В методологической литературе, надо сказать, даже оппоненты позитивизма отмечают, что «не существует никакого собственного метода гуманитарных наук», а проблематизируется только вопрос, «в каком объеме здесь употребляется понятие метода и не влияют ли на стиль работы в гуманитарных науках некоторые связанные с ними условия в большей степени, нежели индуктивная логика»7. Для исследования методологии правоведения отношение к позити­вистской традиции может предстать, например, как проблема эпис­темологического статуса юриспруденции. Иначе говоря - является правоведение наукой с точки зрения соответствия критериям науч­ной рациональности в смысле позитивизма или в смысле герменев­тической традиции. Вопрос, вроде бы, не самый актуальный для насущных прикладных задач юриспруденции. Однако это в том слу­чае, если не учитывать следствий его решения, которые неизбежно распространяются и на область прикладных юридических иссле­дований. От ответа на данный вопрос зависит, в том числе, вправе ли юристы обсуждать свои теории, результаты исследований, юри­дическое знание в категориях истины, как это присуще позитивной

7 ГадамерХ-Г. Указ. соч. С.49.


80     Глава 2. Правоведение в контексте научного познания...

науке, или это следует делать в стиле, например, герменевтической традиции в терминах цели и намерений, так называемых финалистс-ких представлениях. Это, в свою очередь, влечет разное отношение к юридическим понятиям. В частности, являются ли юридические понятия выражением законов правовой реальности или имеют статус простых конвенций, нормирующих юридическое отношение к дейст­вительности т.д. Меняется и понимание теоретических законов юриспруденции. Если в позитивистской идеологии юриспруденция претендует на открытие объективных законов социальной реаль­ности, теоретическое объяснение состояния правовой сферы об­щества и предсказание ее развития и т.д.8, то при герменевтическом подходе она должна принять установку, например, на понимание пра­вовой сферы, права «единичного», исторически конкретного общест­ва9. В этом случае цель исследования будет усматриваться «не в открытии законов, а в понимании сути явлений»10. Формулируемые же общие положения уже могут быть оценены не как универсальные законы, а, главным образом, как «некие общие формулы, которые, группируя дотоле разрозненные факты, слагают их в определенные серии»1'.

В юридической науке, очевидно, продуктивны оба подхода. Можно предположить различную степень их применимости в тех или иных областях юриспруденции, однако тотальный переход пра­воведения от позитивизма к герменевтической методологии сегодня представляется маловероятным12. Хотя, в исследованиях проблем

8 Такой подход достаточно развернуто представлен, например, в работе
А.Ф.Черданцева «Понятие и функции юридической науки».

9 По данному поводу Г.Риккерт писал: «Есть науки, целью которых яв­
ляется не установление естественных законов и даже вообще не образова­
ние общих понятий; это исторические науки в самом широком смысле
этого слова. Они хотят излагать действительность, которая никогда не бывает
общей, но всегда индивидуальной, с точки зрения ее индивидуальности; и
поскольку речь идет о последней, естественно-научное понятие оказывается
бессильным, так как значение его основывается именно на исключении им
всего индивидуального как несущественного». РиккертГ.Указ. соч. С. 74.

10 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 70.

11 Там же. С. 22.

12 Наибольшее признание познавательные идеалы герменевтики полу­
чили, кажется, в истории. Вот как пишет об этом видный представитель
современной французской исторической школы Марк Блок: «Поколения
последних десятилетий ХГХ и первых лет XX века жили, как бы завороженные


2.2. Проблема методологии...                                                  81

правоприменения, толкования, конкретной отраслевой проблематики герменевтический подход может получить определенное признание. Так что речь должна идти не о выборе «методологического знаме­ни» юридической науки, а о необходимости, учитывая, в рамках ка­кого подхода осуществлено исследование, адекватно интерпрети­ровать его результаты и, следовательно, осуществлять всесторон­нюю разработку проблем методологии самого правоведения.

В таких очертаниях проблема самоопределения современного правоведения относительно господствующих методологических традиций и в области гуманитарных наук явно утрачивает сложив­шийся в нашем сознании образ чисто академических «интеллекту­альных упражнений» и приобретает прямые практические смыслы.

Надо признать, что отечественная юриспруденция традиционно предпочитала не углубляться в данную область методологической проблематики, считая ее прерогативой официальной философии. Тем не менее, и в юридической литературе при обращении авторов к принципиальным вопросам можно обнаружить фактически выра­женное с той или иной степенью определенности отношение к наз­ванным позициям и традициям методологического мышления.

очень негибкой, поистине контовской схемой мира естественных наук. Рас­пространяя эту чудодейственную схему на всю совокупность духовных бо­гатств, они полагали, что настоящая наука должна приводить путем неопро­вержимых доказательств к непреложным истинам, сформулированным в виде универсальных законов. То было убеждение почти всеобщее... Они действительно считали возможной науку об эволюции человечества, которая согласовалась бы с этим, так сказать, «всенаучным» идеалом, и не щадя сил трудились над ее созданием... умственная атмосфера нашего времени уже не та... мы ныне лучше подготовлены к мысли, что некоторая область поз­нания, где не имеют силы евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, претендовать на звание научной. Мы теперь гораздо легче допускаем, что определенность и универсальность -это вопрос степени. Мы уже не чувствуем"своим долгом навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимство­ванную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон уже не может быть применен вполне. Мы еще не слишком хорошо знаем, чем станут в будущем науки о человеке. Но мы знаем: для того, чтобы существовать - продолжая, конечно, подчиняться основным законам разума, - им не придется отказы­ваться от своей оригинальности или ее стыдиться». БлокМ. Апология исто­рии, или Ремесло историка. М., 1986. С. 12-14.


82     Глава 2. Правоведение в контексте научного познания...

Принято считать, что подавляющее большинство юридических исследований сегодня выполняется в рамках позитивизма, явля­ются, безусловно, позитивистскими. Однако для целей нашего ис­следования данное утверждение нуждается в определенных уточ­нениях. Прежде всего необходимо добиться достаточной ясности в представлениях о позитивизме, уточнить, что в случае такого рода квалификаций понимается под позитивизмом.

Неоднозначность употребления термина «позитивизм» позво­ляет выделить различные смыслы, которые могут придаваться ему в юриспруденции. Выше уже затрагивался вопрос о целесообраз­ности различения юридического позитивизма в смысле установки профессионального сознания и позитивизма как методологии юри­дической науки. При этом отмечалось, что их смешение способно приводить к существенным методологическим и теоретическим недоразумениям, вносить искажения в оценки конкретных юриди­ческих исследований. Однако представляется, что и в отношении юридического позитивизма недостаточно ограничиться его предс­тавлением как классификаторской и интерпретаторской деятель­ности, обращенной к действующему (позитивному) праву, в целях его практического применения, являющейся только предметом юри­дической науки и не осуществляющей собственно научного иссле­дования права (Ф.В.Тарановский). На наш взгляд, сводить всю дан­ную сферу, именуемую автором положительной догматической юриспруденцией, только к систематизации и толкованию позитивного права исключительно в целях его практического применения - значит недооценивать ее роль в праве и правопознании.

Для целей данного исследования представляется допустимым обозначить два аспекта рассмотрения юридического позитивизма.

Первый - прикладные, главным образом «технические», разра­ботки действующего (позитивного) права. Сюда можно отнести все разработки, касающиеся построения и оформления юридических текстов, систематизации законодательства, юридического докумен­тооборота, организационных схем и процедур профессиональной юридической практики и т.п. При этом, как правило, оставляются за рамками рассмотрения социокультурные контексты позитивного права, его отношение к культурно-историческим традициям, а ос­новные исследовательские смыслы связываются с текущей поли­тической и юридической практикой.

Второй - осмысление положительного права с точки зрения «юридической догмы». Обычно говорят, что юристы имеют дело с


2.2. Проблема методологии...                                          83

«догмой права». По мнению С.С.Алексеева, здесь «имеется в виду не что иное, как специфический предмет юридических знаний, осо­бый сектор социальной действительности - юридические нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответст­вии с потребностями юридической практики в качестве основы ре­шения юридических дел»13. При этом слово «догма», считает автор, призвано отразить отношение к позитивному праву как непререка­емому основанию поведения людей, действий государства и вы­носимых им решений14. В рамках предпринимаемого различения, такое понимание догмы права, догматической юриспруденции тя­готеет к первому аспекту юридического позитивизма. Поэтому для наших целей важнее обратить внимание на другой план рассмот­рения догмы и догматики в юридическом позитивизме, который у С.С.Алексеева обнаруживается при оценке культурно-историчес­кого значения пандектистики. Она, по оценке автора, является «пер­вой в истории универсальной системой юридических знаний, а по­ложения юридической догматики (нашедшие воплощение в германс­ком гражданском уложении, в российских законопроектах по граж­данскому праву, в современном гражданском законодательстве) -одним из наиболее высоких достижений юридической мысли, кото­рое вполне обоснованно находит признание как феномен наднаци­онального порядка»15. При таком взгляде догма права получает представленность в юридической мысли, а основанием отношения к ней как юридической догме становятся не только императивы позитивного права, но и авторитет правовой культуры. В силу этого, юридическую догму оправданно рассматривать как социокультур­ный феномен и понимать как фундаментальные правовые установ­ления и конструкции, средства и методы правового регулирования, формы и правила юридической деятельности и т.п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в кон­кретных правовых системах. Таким образом, юридический пози­тивизм может рассматриваться в плане как юридической практики, так и правового мышления, юридической культуры.

Кстати говоря, наша теоретическая наука традиционно недо­оценивала догматический аспект позитивной юриспруденции, отно­сясь к нему как чисто инструментально-техническому, и в этом

"Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 12.

14 См.: Там же.

15 Там же. С. 31.


84      Глава 2. Правоведение в контексте научного познания...

смысле занималась не столько его научным исследованием, сколько именно технической, «инженерной» разработкой без обращения к социокультурным основаниям догмы права. С учетом вышеизло­женного, допустимо полагать, что именно юридическая догма, пред­ставленная как «овеществленная» правовая культура, как собствен­ное содержание права, может рассматриваться и как реализованная догматическая юриспруденция, объективированное юридическое мышление. При таком подходе положения юридической догмы, с одной стороны, как бы «оестествляются» т.е. начинают требовать к себе отношения как к определяемым его природой естественным свойствам права, а с другой - являются материалом для научной реконструкции способов юридического мышления16. В этом смысле не исключено, что обнаружение собственных, не зависящих от конк­ретного общества закономерностей права, его собственных осно­ваний становления и развития может состояться именно на пути теоретического исследования правовой догмы, догматической юриспруденции. Надо сказать, что вопрос о собственной природе и собственных основаниях развития права, в тех или иных контекстах, поднимался в юридической литературе. Так, полемизируя с предс­тавителями социологической школы, Н.Н.Алексеев отмечал, что «право, вырастая на почве общественных отношений, может и не сливаться по своему существу с общественными явлениями, мо­ жет обладать своей собственной, вовсе не социальной при­родой»11. О развитии права из самого себя писал Питер Арчер18. Думается, что анализ становления и развития юридической догмы как юридического мышления и теоретического правоведения явля­ется ключевым подходом к обсуждению данной проблематики.

В связи с этим юридическая догма может быть представлена в виде специально-юридического метода познания права. Здесь, как действующее юридическое мышление со своими единицами и соб­ственной юридической «логикой», она должна быть осмыслена в

16 Важно иметь в виду, что к различению «естественного» и «искус­ственного» здесь следует относиться не по подобию противопоставления физического мира и человеческой деятельности, а как к противоположности естественного и искусственного в истории и обществе, которая «внутренне присуща всему процессу формирования и развития человечества». Нерсе- сянцВ.С. Юриспруденция. С. 19.

"Алексеев Н.Н. Указ соч. С. 29.

18 Си. Арчер П. Английская судебная система. М., 1959. С. 27.


2.2. Проблема методологии...                                          85

плане ее своеобразия, той специфики, которая, позволяя отличать юридическое мышление от любого другого, и делает право эле­ментом культуры, а юриспруденцию - самостоятельной сферой об­щества. Теоретическое исследование данного аспекта догмати­ческого правоведения не менее, а возможно, более актуально, не­жели практического. Однако данное исследование уже должно носить не столько предметно-научный, сколько рефлексивно-мето­дологический характер. Это означает, что поскольку методоло­гическое исследование в области науки направлено, прежде всего, на сам процесс научного познания19 и, в этом смысле, на познающее научное мышление20, то рассматриваются не позитивные проблемы права, а проблемы средств и методов исследования проблем права, т.е. в качестве предмета исследования выступает само юриди­ческое мышление. Не исключено, что результатом усилий юристов в данной области может стать, например, достаточно обоснованная гипотеза о правомерности обсуждения юриспруденции как особой рациональности, а юридической науки - как имеющей существенное методологическое своеобразие в сравнении не только с естествен­ными, но и с гуманитарными науками21.

Как известно, в отечественном правоведении господствовало принципиально иное отношение к праву и правовой науке, диктовав­шееся методологическим влиянием модели «базис-надстройка». В советское время, с исследовательских позиций, находящихся в жестких рамках экономического детерминизма, право ставилось в безусловную зависимость не только от экономического базиса, но и зачастую от иных социальных факторов. Все это приводило и к таким крайним позициям, когда праву отводилась в обществе просто служебная роль. В частности, Д.А.Керимов писал: «Общая теория государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями

19 В специальной литературе данное положение, фактически, обще­
признанно. См., напр.: БлаубергИ.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность
системного подхода. С. 81.; Садовский В.Н. Основания общей теории сис­
тем. М., 1974. С. 29 и след.; Методология в сфере теории и практики. С. 21.

20 По замечанию А. А. Писюппеля, взгляд на научное мышление как объект
методологии утвердился еще с Абеляра и Декарта. См.: ПископпелъА.А Указ.
соч. С. 40.

21 В философской литературе, например, отмечается, что «одной из
важнейших проблем философии права в ее современном развитии является
исследование универсалий правового мышления, юриспруденции в целом».
Малиново И.П. Указ. соч. С. 4.


86     Глава 2. Правоведение в контексте научного познания...

научного знания формулирует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, со­вершенствовать их служебную роль в общественной жизни (вы­делено мной. - Н.Т.), но и использовать государство и право в целях революционного преобразования общества»22.

Вряд ли есть смысл оспаривать данную методологическую ус­тановку и теоретическое представление по их основаниям, тем более что критики по данному поводу в современной литературе вполне достаточно. В конечном счете, это простое следствие принятия оп­ределенной философской онтологии. Другое дело, что в эвристи­ческом отношении данная позиция, по сути, закрывала исследования собственного содержания права, специфики исследовательских ме­тодов правовой науки и ее собственной методологии. Важно и по­нимание социальных последствий такой парадигмы. Думается, по­добная научная позиция отечественных юристов сыграла не пос­леднюю роль в формировании такого профессионального юриди­ческого сознания и социального статуса юридической профессии, когда правоведы, по сути дела, видели свою профессиональную за­дачу в обосновании идеологических установок и оформлении поли­тических действий власти.

Надо сказать, что идея социально-экономической детерминации права весьма серьезно внедрилась в наше научное правосознание. Определенные следы ее обнаруживаются и в сегодняшних теоре­тических работах, причем явно тяготеющих к поискам нового взгля­да на правовую проблематику и привлекающих современные мето­дологические представления. Так, исследуя правовую культуру, А.П.Семитко исходит, в частности, из того, что форма собствен­ности закономерно порождает массу достаточно определенных и весьма однозначных последствий практически во всех сферах жизни общества23.

Подчеркнем, что изложенное отношение касается не влияния экономики на право, а установки экономического детерминизма, зак­рывающей перспективы исследования собственной природы и ос­нований развития права. Отрицать же влияние экономических (как

22 Керимов Д.Л. Общая теория государства и права: предмет, структура,
функции. С. 13.

23 См.: Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой про­
гресс. Екатеринбург, 1996. С. 156.


2.2. Проблема методологии...                                                  87

и многих других) факторов на право, его становление и развитие, разумеется, нелепо. Признание зависимости права от социальных и, прежде всего, экономических факторов имело место в нашей юри­дической мысли в начале XX века. Возможно, подобное видение места права в социальной действительности предопределяется, в частности, и традиционным вниманием исследователей к его фор-мальным-качествам. Так, например, еще в начале XX векаБ.А.Кис-тяковский, относя право к духовной культуре, расценивая его имен­но как наиболее совершенную развитую форму, хоть и «отчасти», но связывал его содержание с изменчивыми «экономическими и социальными условиями»24. Можно сказать, что и В.С.Нерсесянц, разрабатывая «либертатно-юридическую» концепцию правопонима-ния, характеризует ее как формально-юридическую, в том числе потому, что считает право «формой отношений равенства, свободы и справедливости»25. В силу такой традиции подход к праву как форме разработан в нашей литературе почти исчерпывающе.

Следует отметить, что в современной литературе появляются исследования, проблематизирующие идею экономического детер­минизма, как одно из предельных методологических оснований на­шей науки, с позиций сегодняшнего дня. В частности, И.С.Скловский пишет: «Освобождение права от экономического детерминизма, рав­но как от идеологии прогресса, и предоставление самому себе, собственным ценностям, превращение права из средства в цель заставляют переоценить роль основного инструмента, используе­мого на правах заимствования, - логики и соответственно заново взглянуть на рациональность права»26. При этом, провозглашая ос­вобождение права от идеологии детерминизма, автор идет дальше, ставит вопрос о переосмыслении представлений рациональности от­носительно права. Обсуждая проблему в терминах закономерности и случайности, естественного и искусственного в праве, исследо­ватель, по сути дела, усомневает безусловную ценность логической организации права и догматического правового мышления. Тем са­мым полагается ценность естественности в праве, неявно отож­дествляемая с идеалом римской и современной англо-американской юриспруденции, предполагающей иной тип рациональности, нежели наша континентальная традиция.

24Кистяковский Б.А. Указ. соч. С. 615.

25 Нерсесянц В.С. Юриспруденция. С. 5.

26 Склоеский К.И. Собственность в гражданском праве. М, 1999. С. 30.


88     Глава 2. Правоведение в контексте научного познания...

Как исследовательский подход, данная установка безусловно интересна и, видимо, эвристически перспективна, если не упускать из виду разницу интеллектуальных традиций, касающихся не только права, но и культурного типа мышления, сознания в целом. Однако категорические суждения в данной области явно способны привести к существенному упрощению проблемы. Так, по видению И.С.Скловского, «искусственность строго рационального права -вещь, очевидно, небезобидная. Напор и победительность логическо­го подхода с первых же шагов обнаруживают себя в допущении насилия, а затем и в опоре на силу как единственный метод. Это, вообще говоря, парадокс: почему истина, доказанная с непрелож­ностью арифметического правила и претендующая, стало быть, на очевидность, никого не убеждает и почти без промедления вынуж­дена прибегать к насилию?»27.

Нетрудно заметить, что в данном рассуждении тип организации сознания странным образом связывается с пространством соци­ального действия. Тем более, что с точки зрения социальной поли­тики значение имеет не доказанность любого положения, а его «при-нятость» в качестве ценности. Поэтому считать, что логическое мышление в большей степени предполагает насилие, нежели ес­тественное сознание - значит делать весьма сильное допущение. Во всяком случае, историческое оправдание данного постулата -дело не слишком простое. В отношении же права можно привести свидетельства, явно расходящиеся с обсуждаемым автором тези­сом. По этому поводу чрезвычайно интересно замечание Пухты, который говорит об имевшем место в Европе сопротивлении рас­пространению римского права в связи с возникшим убеждением, что оно будет слишком способствовать укреплению верховной влас­ти. «Мнение это имело сторонников и между германскими учеными; однако ложность его блистательно доказала история, опровергнув­шая множество других теоретических заблуждений; обыкновенный ход исторических событий был таков: с возрастанием значения римского права уменьшалась сила верховной власти» (выде­лено мно^-Я. Г.)28.

27 Скловский К.И. Указ. соч. С. 37.

28 Пухта Г. Ф. Указ. соч. С. 5. Не находится ли это обстоятельство, под­
меченное мыслителями и юристами, в числе факторов, инициировавших
идею правового государства?! Здесь важно помнить, что рецепция римского
права осуществлялась как раз в логически завершенном системном виде,
приданном ему глоссаторами и постглоссаторами.


2.2. Проблема методологии...                                          89

Наконец, при обсуждении данной проблематики вряд ли стоит онтологизировать методологическую конструкцию «естественного-искусственного», поскольку, строго говоря, любой социальный про­цесс характеризуется не как естественный или искусственный, а как естественно-искусственный или искусственно-естественный. Таким образом, излишняя однозначность в выводах, особенно ка­сающихся социально значимых последствий, способна скорее зат­руднить, нежели продвинуть обсуждение проблемы освобождения права от идеологии детерминизма и постановку вопроса об особом типе правовой рациональности.

Для большинства исследователей вопрос о собственных осно­ваниях и закономерностях права продолжает оставаться не слишком популярным. Одна из причин этого состоит, видимо, в неясности его перспектив и значения для решения стоящих перед юриспру­денцией конкретных прикладных задач. Однако не связан ли об­суждаемый кризис, например, западной правовой традиции, не говоря уже о России, с господствующим отношением к праву как способу оформления ценностей современной цивилизации?29 Данная неяс­ность, вполне вероятно, может быть в некоторой степени устранена, и если предположить, что в современном обществе право, как и наука, религия, техника, приобрело иное социокультурное значение, нежели 200 - 300 лет назад. В этом случае сложившийся спектр отношений к нему как форме общественных (прежде всего - эко­номических) отношений или как к этическому минимуму или форме социальной свободы сегодня имеет право, по меньшей мере, на рас­ширение. Действительно, при обращении к истории становления и развития права можно выделить периоды, в которые право преимущественно воспринималось обществом с какой-либо одной стороны. С определенной долей огрубления можно сказать, что для Рима право было прежде всего инструментом и регулятивной прак­тикой. В Средние века доминирует религиозно-этический план. Но­вое время, формирующее в европейском обществе институт лич­ности, связало право с социальной свободой30. Данная идея про-

29 О кризисе западной традиции права см.: Берман Г. Дзк. Указ. соч. С.
48 и след.

30 Здесь необходимо оговориться, что обсуждение понятия права или
способов правопонимания не входит в задачи настоящей работы. Поэтому,
находясь в методологической позиции, автор использует термин «право»
скорее номинативно, для обозначения того, что в литературе называют пра-


90     Глава 2. Правоведение в контексте научного познания...

должает оставаться ведущей и в современной юриспруденции. В европейской истории идеи свободы, равенства, справедливости при­обрели такую тотальную привлекательность, что могут расцени­ваться как ведущие понятия европейского сознания с эпохи просве­щения31. Как общепризнанные идеи, как базовые ценности совре­менной цивилизации они неоспоримы. Поэтому, для сегодняшнего правосознания само собой разумеющимся является, например, от­ношение к идее свободы как содержанию права, а праву как форме свободы. «Правда, - оговаривается Б.А.Кистяковский, - это сво­бода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода, возмож­на только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой»32.

Несмотря на доминирование в различные эпохи различных идей права, можно заметить, что все они ставили прав


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.