Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2023-01-16 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(23.08.1902 г., гор. Москва, Российская империя – 30.05.1989 г., гор. Санта‑Барбара, шт. Калифорния, США)
Представитель тульской ветви рода Шаховских. Мать – Анна Леонидовна (урожд. Книнен). Учился в знаменитой гимназии Карла Мая в гор. Санкт‑Петербурге и в частной школе Е.С. Левицкой в Царском Селе. С 1915 по 1917 гг. обучался в Императорском Александровском лицее. С 1918 г. был добровольцем в Белой армии генерала А.И. Деникина. В боях под Царицыным получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в гор. Париже, окончил историко‑филологический факультет Лувенского католического университета (Бельгия).
В 1926 г. князь Дмитрий Алексеевич в Пантелеймоновом монастыре на Афоне принял монашеский постриг с именем Иоанн. Уехал в Париж, где некоторое время учился в Свято‑Сергиевском богословском институте. 08.12.1926 г. митрополитом Евлогием (Георгиевским) рукоположен в сан иеродиакона. С 1927 г. жил в Сербии. 06.03.1927 г. епископом Вениамином (Федченковым) был рукоположен в сан иеромонаха в Белой Церкви (город в Королевстве СХС). Состоял в юрисдикции РПЦЗ. До 1930 г. был настоятелем храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, также являлся законоучителем корпуса. Был строителем русского храма святого Иоанна Богослова в этом же городе. Являлся директором православно‑миссионерского издательства.
В 1930 г. вновь переехал в гор. Париж, где перешел в юрисдикцию Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольской патриархии (РЭКП). В 1931–1932 гг. участвовал в основании прихода Всемилостивого Спаса в гор. Аньере (современный per. Иль‑де‑Франс, Франция). В 1932 г. был назначен настоятелем Свято‑Владимирской церкви в гор. Берлине.
|
В 1935 г. возведен в сан игумена, в 1937 г. – в сан архимандрита. Отец Иоанн (Шаховской) был благочинным германских приходов. Находясь в молодом нацистком государстве, он не скрывал своего крайне негативного отношения к антисемитизму в фашистской идеологии и политике Германии. Уже в 1934 г. в Берлине он опубликовал брошюру «Иудейство и церковь по учению Евангелия», где рассказал о несовместимости националистической религии и реализма с христианской верой. За это еще в 1938 г. гестапо поставило вопрос о высылке архим. Иоанна из страны. Он неоднократно подвергался различным нападкам со стороны нацистов, но из Берлина он так и не выехал вплоть до окончания войны. Не смотря на свою непримиримость с немецким нацизмом, как и многие русские эмигранты, отец Иоанн был подвержен иллюзиям, что армия Третьего Рейха освободит Россию от ненавистного большевистского режима, после чего, по его мысли, тысячи русских людей будут выпущены из тюрем и концлагерей СССР. 29.06.1941 он издал газетную статью под названием «Близок час». В статье, в частности, были такие строки: «Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая на землю силы исполнить свое предназначение. Право на операцию свержения 3‑го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась». Автор статьи поверил в доброе качество немецкого оружия. Однако впоследствии он не проявлял сочувствия немецко‑фашистской гегемонии и больше не делал подобных заявлений. Он продолжал выступать против ужасов фашизма. Во время войны о. Иоанн (Шаховской) активно занимался миссионерской деятельностью среди советских военнопленных. Кроме того, он был связан с германским церковным сопротивлением. В 1943 г. архимандрит Иоанн был вызван в гестапо, где прошел многочасовой допрос. После этого его издательство было ликвидировано нацистами, а выпущенные им книги – конфискованы.
|
Мит. Евлогий (Георгиевский) ценил архим. Иоанна (Шаховского) и считал, что он «человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный миссионерский проповедник». Поэтому после Второй мировой войны мит. Евлогий предлагал Московской патриархии рассмотреть его кандидатуру для возведения в архиерейский сан. Однако сам о. Иоанн был противником воссоединения с Русской Церковью Московского патриархата. В начале 1946 г. он переехал в США, где перешел в юрисдикцию Северо‑Американской митрополии.
11.05.1947 г. был рукоположен в сан епископа Бруклинского и назначен деканом Свято‑Владимирской духовной семинарии в гор. Нью‑Йорке. Был подвергнут суду Собора епископов Московской патриархии Священным Синодом на него было наложено запрещение за упорное противление воссоединению с РПЦ МП. В 1950 г. стал епископом Сан‑Францисским и Западно‑Американским. С 1948 г. вел на радиостанции «Голос Америки» свои «Беседы о вере». В 1961 г. был возведен в сан архиепископа. Отвечал за внешние связи Северо‑Американской митрополии. Был одним из главных сторонников создания Автокефальной Американской Церкви. В 1970 г. Русская Православная Церковь Московского патриархата даровала автокефалию Северо‑Американской митрополии. Архиепископ Иоанн (Шаховской) за всю свою жизнь написал много религиозных трудов. Он был доктором богословия Свято‑Владимирской семинарии и Колумбийского университета, в 1979 г. стал доктором богословия Калифорнийского университета в Беркли. С 1978 г. пребывал на покое, жил в гор. Санта‑Барбаре (шт. Калифорния, США) вплоть до своей кончины.
Сочинения:
Слава Воскресения. Белая Церковь, 1930.
Православно‑миссионерское книгоиздательсво, 1931.
Белое иночество. Берлин, 1932.
Притча о неправедном богатстве. Берлин, 1932.
Возможно ли братство религий? Париж, 1934.
Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин, 1934.
Жизнь. Берлин, 1935.
Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.
Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937.
Путь на север. Берлин, 1938.
Философия православного пастырства. Берлин, 1938.
О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.
|
Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938.
Правило духа. Париж, 1938.
Семь слов о стране Гадаринской. Берлин, 1938.
Испанские письма. Берлин, 1939.
Толстой и Церковь. Берлин, 1939.
Сирены. Брюссель, 1940.
Близок час. 29 июня 1941 г.
Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью‑Йорк, 1947.
Человек и страх. Нью‑Йорк, 1948.
Епископы, священники, миряне. Нью‑Йорк, 1948.
Пути Американской Митрополии. Нью‑Йорк, 1949.
Десять слов о вере. Буэнос‑Айрес, 1950.
Время веры. Нью‑Йорк, 1954.
Вера и ответственность. Нью‑Йорк, 1954.
Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью‑Йорк, 1956.
Русская Церковь в СССР. Нью‑Йорк, 1956.
Сеть. Сан‑Франциско, 1957.
Записи о любви к Богу и человеку. Нью‑Йорк, 1959.
Письма о вечном и временном. Нью‑Йорк, 1960.
Письма к верующим. Сан‑Франциско, 1962.
Листья древа. Нью‑Йорк, 1963.
Православие в Америке. Нью‑Йорк, 1963.
Книга свидетельств. Нью‑Йорк, 1965.
Книга лирики. Париж, 1966.
Диалог с церковной Россией. Париж, 1967.
Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью‑Йорк, 1968.
Утверждение поместной Церкви. Нью‑Йорк, 1971.
Московский разговор о бессмертии. Нью‑Йорк, 1972.
Избранная лирика. Стокгольм, 1974.
Биография юности: Установление единства. Париж, 1977.
Источники и литература:
ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 20, л. 131 – 131 об.
Личные воспоминания князя Дмитрия Михайловича Шаховского.
Александров Е.А. Русские в Северной Америке: Биографический словарь / Под редакцией К.М. Александрова, А.В. Терещука. Хэмден‑Сан‑Франциско‑СПб., 2005. С. 226–227.
Евлогий (Георгиевский), мит. Путь моей жизни. М., 1994. С. 384–385, 441.
Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). М., 2002. С. 210, 247–249, 251, 256–257, 278, 283–284, 323, 330, 513–514.
Иоанна (АГАФОНОВА Вера Петровна), монахиня
(14.08.1877 г.‑? г.)
После революции в России оказалась в эмиграции в Финляндии. В 1921 г. поступила в Линтульский Свято‑Троицкий женский монастырь. Пострижена в монашество. Во время советско‑финской войны 1939–1940 гг. была эвакуирована вглубь Финляндии. В 1940 г. монахини Линтульской обители вместе с сестрой Иоанной временно поселились в крестьянской усадьбе в селе Пунтари, в вол. Кухмалахти. В 1946 г. они переехали в мест. Палокки (муниципалитет Хейнявеси), где был основан женский монастырь с русскими иноческими традициями.
|
Источники и литература:
VLA. Aktit 1938. Еа: 101b, д. 30; Aktit 1952. Еа: 115, д. 7.
Иоанна (ВОСКРЕСЕНСКАЯ Варвара), монахиня
(1885 г.– 1970 г.)
Проживала в Китае. Состояла в юрисдикции РПЦЗ. Поступила послушницей в Свято‑Покровскую женскую обитель при Пекинской Духовной миссии. 10.03.1940 г. архиепископом Китайским и Пекинским Виктором (Святиным) пострижена в монахини. Уехала в Америку в подчинение митрополита Феофила (Пашковского). 06.03.1941 г. прибыла на Североамериканский континент. В 1951 г. подала прошение в Сан‑Францисскую и Западно‑Американскую епархию РПЦЗ с просьбой принять ее в качестве монахини в одну из женских обителей. Похоронена на сербском кладбище близ гор. в Сан‑Франциско (шт. Калифорния, США).
Источники и литература:
АМРК. Кор. 951‑3, Z‑50‑7. Китайский благовестник. 1940. № 4; Китайский благовестник. 1941. № 5.
АСФЗАЕ РПЦЗ, д. монахиня Иоанна.
Фотография могилы.
Иоанна (ГАБОВА), монахиня
(ок. 1887 г. – ? г.)
Проживала в Китае. Была насельницей Свято‑Покровского женского монастыря при Пекинской Духовной миссии. Состояла в юрисдикции РПЦЗ. Возможно, в кон. 1940‑х гг. она переселилась в Северную Америку.
Источники и литература:
СА РПЦЗ, папка «Китайская Духовная миссия».
Иоанна (ГЕМИФНИЕВА Христина), инокиня
(1925 г.‑? г.)
Проживала в Болгарии. Состояла в юрисдикции Московского патриархата. Вошла в число первых сестер новообразованного женского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в мест. Княжево (пригород Софии, Болгария), настоятельницей которого была игуменья Серафима (Ливен). Священный Синод РПЦ МП своим определением от 08Л1Л952 г. упразднил русское благочиние и передал все русские церковные общины, включая монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в юрисдикцию Болгарской Церкви. В 1968 г. после перехода Болгарской Православной Церкви на новый богослужебный календарь (новоюлианский) часть русского духовенства высказала свой протест патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову) и объявила о выходе из канонического подчинения БПЦ. Из юрисдикции Болгарской Православной Церкви вышли также сестры Княжевского Покровского женского монастыря, в числе которых, вероятно, была инокиня Иоанна (Гемифниева).
Источники и литература:
ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 974, л. 80 об.
Иоанна (ЛИПОВКА Валентина), инокиня
(ок. 1924 г. – ? г.)
Была послушницей обители Богородице‑Владимирского женского монастыря (РПЦЗ) в гор. Шанхай. Переехала в Канаду. Проживала в женской Свято‑Покровской обители гор. Спрингдал (Блюффтон) в провин. Альберта. 06.07.1953 г. пострижена в рясофор с именем Иоанна.
|
Источники и литература:
Икона Божией Матери «Владимирская» и игумения Ариадна в Канаде // Православная Русь. Jordanville. 28 сентября 1953. № 18 (539). С. 9.
Иоанна (ПТИЦИНА Ирина), монахиня
(16.04.1896 г.‑23.02.1977 г.)
Проживала в США. Была похоронена на кладбище Успенского женского монастыря «Ново‑Дивеево» в мест. Нанет (рядом со Спринг‑Вэлли, шт. Нью‑Йорк, США).
Источники и литература:
Фотография могилы.
Иоанна (РЕЙТЛИНГЕР Юлия Николаевна), инокиня
(21.04.1898 г., гор. Санкт‑Петербург, Российская империя – 31.05.1988 г., гор. Ташкент, СССР)
Бароны Рейтлингеры происходили из прусско‑остзейской знати. Юлия Николаевна обучалась в женской гимназии, занималась в школе Общества поощрения художеств. В 1918 г. в Крыму Ю.Н. Рейтлингер познакомилась со священником о. Сергием Булгаковым. Эта встреча для нее стала определяющей на всю ее дальнейшую жизнь. В последующие годы Юлия Николаевна была не только духовной дочерью отца Сергия, но и его помощницей. В 1921 г. после смерти матери Ю.Н. Рейтлингер уехала к отцу в гор. Варшаву. Затем переехала в гор. Прагу, а в 1925 г. в гор. Париж. В столицу Франции она переселилась благодаря стараниям отца Сергия Булгакова. В Париже она брала уроки у иконописца Д. Стеллецкого, познакомилась с традициями старообрядческой иконописи. Прошла трехгодичный курс религиозного искусства в художественной мастерской Мориса Дени.
Юлия Николаевна была в поисках т. н. “новой иконы”. Автоматическое следование прописям старообрядческой иконы (трафаретный метод) и изыски модерна ей казались неплодотворными. Юлия Николаевна ищет живого синтеза древней иконы и образного языка современности. Она расписала храм Св. Иоанна Воина в Медоне (под Парижем). Митрополит Евлогий (Георгиевский) впоследствии писал о фресках Ю.Н. Рейтлингер, что она расписала церковь «немного стилизованно». При этом «стилизованным» оказался не только сам метод изображения, но и техника «фресок» Ю.Н. Рейтлингер. Вся ее творческая работа в медонском храме сделана не по сырой извести (штукатурке) стен, а на загрунтованной известью фанере. В этом смысле ее роспись не может быть названа фреской. Рейтлингер много работала во Франции, в Англии. В эти годы у нее учился Георгий Круг (в иночестве отец Григорий), ставший впоследствии известным в эмиграции иконописцем.
11.09.1935 г. Юлия Николаевна была пострижена мит. Евлогием в рясофор и получила новое имя Иоанна. Она пишет: «Монашество есть непрестанное внутреннее самораспятие во всем, чего бы ни коснулось сердце. Это как непрестанное путешествие – странствие. Эта жизнь так таинственна… Это невидимое мученичество. Но не просто бесплодное страдание – а движимое некоим невидимым огнем любви к Господу, в этой любви сгораемое, этой любовью воскресаемое, этой любовью вожделевающее, и этой любовью венчаемое и все наполняемое богатством этой любви…». Иноческая жизнь сестры Иоанны была не столько созерцательная, сколько деятельная. Она писала: «Главное, как мне кажется, это определить призвание и служение монашества, именно орденского монашества. Задание ордена есть некая миссия о самом монашестве. Орден должен явить и раскрыть смысл самого монашества, в онтологической его сущности, его значение в жизни Церкви. Монашество самым своим существованием может и должно явиться свидетельствованием. Свидетельствование о Боге в мире и о жизни мира в Боге». Сестра Иоанна хотела использовать опыт западного орденского служения в духовной жизни русского иночества.
После смерти о. Сергия Булгакова сестра Иоанна переехала в Чехословакию, где до 1956 г. ждала разрешения на въезд в СССР. В это время проживала в гор. Праге. Вернулась на Родину. Советские органы определили ей жить в гор. Ташкенте. Там она занималась росписью шелковых платков. В последние годы жизни духовным отцом сестры Иоанны был священник Александр Мень. Он постояянно заказывал ее иконы для прихожан церкви в Новой Деревне (Московская обл.). Эти иконы она писала до полуслепоты. Прожила 90 лет. Перед смертью инокиня Иоанна потеряла слух.
Источники и литература:
Большакова Н. Христианство осуществимо на земле. История создания и жизнь монастыря Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси‑ан‑От (Франция). Рига, 2006. С. 98.
Братство Святой Софии: Материалы и документы, 1923–1939 / Сост. Н.А. Струве; Подгот. текста и примеч. Н.А. Струве, Т.В. Емельянова. М.‑Париж, 2000. С. 286–287.
Кузнецов В.А. Инокиня Иоанна (Рейтлингер) как представитель нового типа монашества и новой иконописной школы русской эмиграции // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. и научно‑популярных статей / Науч. ред. проф. С.С. Загребин. Вып. 5. Историко‑культурное наследие российских регионов. В 2‑х частях. Часть II. Челябинск, 2008. С. 210–214.
Иоанна (Рейтлингер), инокиня. Дневник духовный // Вестник Р.Х.Д. Париж, 2004. № 188. С. 7–34.
Русские храмы и обители в Европе / Авт. – сост.: В.В. Антонов, А.В. Кобак. СПб., 2005. С. 270.
Свято‑Сергиевское Подворье в Париже. К 75‑летию со дня основания. СПб., 1999. С. 248.
Художественное наследие сестры Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер): Альбом / Сост.: Б.Б. Попова, Н.А. Струве. М.‑Париж, 2006. С. 31–32.
Иоанна (ЯГНЕМ), монахиня
(? г. – ? г.)
Проживала в Чили. Известно, что м. Иоанна 1960‑1970‑е гг. была регентом храма Св. Троицы в гор. Сантьяго (Чили). Состояла в юрисдикции РПЦЗ.
Источники и литература:
Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1976. С. 29.
Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1979. С. 29.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!