При этом секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

При этом секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

2023-01-16 19
При этом секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из легального определения следует, что секрет производства связан с информацией (сведениями), которая является конфиденциальной для третьих лиц и в связи с этим представляет ценность.

Какая по содержанию информация и при каких условиях получает право на охрану?

Первоначально секрет производства был определен в ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1), согласно которой обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Определялось, что срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий. Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

Как видно из приведенных определений, более чем за 25 лет условия правовой охраны сведений, составляющих секрет производства, практически не изменились.

Это все те же три условия:

1) сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;

2) к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Эти условия В.А. Дозорцев кратко именовал как необщеизвестность, необщедоступность и оборотоспособность <1>.

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. Указ. соч.

 

Следует отметить, что в период с 1 января 2008 г. (даты вступления в силу части четвертой ГК РФ) по 1 октября 2014 г. (даты вступления в силу действующей редакции ст. 1465 ГК РФ, введена Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ) легальное определение понятия "секрет производства" содержало более жесткое условие предоставления правовой охраны информации, составляющей секрет производства, но предусматривало более широкий перечень информации, которая могла составить секрет производства.

Во-первых, требовалось, чтобы в отношении такой информации ее обладатель ввел именно режим коммерческой тайны, что означает соблюдение условий, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Действующая редакция ст. 1465 ГК РФ предусматривает лишь условие о применении разумных мер для соблюдения их конфиденциальности, которые включают в себя и введение режима коммерческой тайны.

Во-вторых, в действующей редакции исключены из определения вводные слова "в том числе", в результате чего понятие секрета производства сводится к двум видам сведений:

- о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;

- способах осуществления профессиональной деятельности.

В-третьих, в ранее действовавшем определении не был приведен перечень сведений, которые не могут составлять секрет производства.

Таким образом, суть секрета производства (ноу-хау) составляют определенные сведения или информация. Правовой режим информации законодатель изменил Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", исключив из перечня объектов гражданских прав, установленного ст. 128 ГК РФ, информацию, а также ст. 139 ГК РФ (служебная и коммерческая тайна). Информация перестала быть самостоятельным объектом гражданского права, но подлежит охране в составе других объектов гражданского права, в том числе в рамках секрета производства.

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" было введено новое понятие информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), которое на тот момент полностью совпадало с понятием секрета производства (ноу-хау), установленным в ст. 1465 ГК РФ. В настоящее время данный Закон определяет информацию, составляющую коммерческую тайну, как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Несложно заметить, что понятия "секрет производства" и "информация, составляющая коммерческую тайну" практически совпадают, за исключением того, что в ГК РФ категория "сведения" определена значительно  (только сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, не использована формулировка "включая эти сведения"). Сама коммерческая тайна определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Таким образом, "информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)" и "секрет производства" - это частично пересекающиеся по содержанию понятия. С одной стороны, информация, составляющая коммерческую тайну, - более широкая категория, поскольку включает в себя более широкий круг сведений; информация о коммерческой тайне может включать в себя и секрет производства. С другой стороны, секрет производства может охраняться не только с помощью режима коммерческой тайны, но и другими способами, обеспечивающими конфиденциальный режим сведений, составляющих ноу-хау.

Э. Гаврилов отмечает, что именно практика выявила недостатки законодательного регулирования, вызванные тем, что один и тот же объект - коммерческая тайна или секрет производства получал охрану и по гражданскому, и по трудовому праву <1>. Автор утверждает, что, внеся последние изменения (Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ), законодатель развел эти понятия, теперь в трудовых правоотношениях применяется понятие "охраняемая законом тайна", включающее не только коммерческую, но и государственную, служебную и иные "тайны" (конфиденциальные сведения), а гражданское законодательство охраняет именно секрет производства <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э. Гражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны // Хозяйство и право. 2014. N 7. С. 41 - 56.

<2> См.: Гаврилов Э. Гражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны // Хозяйство и право. 2014. N 7. С. 41 - 56.

 

Согласно новому определению секрета производства под это понятие подпадают только научно-технические и организационные секреты производства. Коммерческие секреты производства (конъюнктурная информация о клиентах, поставщиках, об источниках финансирования, о методах рекламы, о маркетинговых планах и т.п.) исключены из сферы правовой охраны в качестве объекта интеллектуальных прав вследствие сужения понятия секрета производства <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Еременко В.И. Особенности правовой охраны секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну // Законодательство и экономика. 2014. N 12. С. 22 - 42; Нестерова Н.В. Ноу-хау в свете недавних изменений гражданского законодательства Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 102 - 110.

 

Но к коммерческим секретам производства может применяться режим коммерческой тайны.

Закон указывает на наличие определенных сведений, которые не могут быть отнесены к секретам производства в силу закона или иного правового акта, предусматривающих обязательность раскрытия таких сведений либо недопустимость ограничения доступа к ним. Ограничение на введение охраны информации через секрет производства может быть введено не только законом, но и подзаконным актом. Таким образом, и подзаконным актом может быть "отменен" режим правовой охраны определенных сведений.

К таким сведениям, в частности, относятся сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Согласно указанной норме режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) о содержащихся в учредительных документах юридического лица документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) размере и структуре доходов некоммерческих организаций, размере и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Запрет на ограничение доступа установлен к сходному перечню сведений и в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (п. 4 ст. 8):

1) нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информация о состоянии окружающей среды;

3) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

К примеру, к подзаконным актам, которые устанавливают ограничение на доступ к информации, можно отнести Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

Сведения в данных перечнях имеют лишь информационное значение и не могут быть использованы для решения каких-либо производственных задач. Как отмечал В.А. Дозорцев, секрет производства - это не просто сведения-идея, а идея, представляющая собой решение какой-то практической задачи, рекомендацию к действию, она не имеет чисто познавательного или информационного характера <1>. Поэтому и были внесены изменения в ст. 1465 ГК РФ, сужающие перечень сведений.

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. Указ. соч. // СПС "КонсультантПлюс".

 

В настоящее время секрет производства могут составлять только два вида сведений:

1) сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (научно-технические секреты);

2) сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (организационные секреты).

1. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ): охраняемые или способные к правовой охране объекты: авторские произведения, исполнения, объекты патентного права, сорта растений и породы животных, топологии интегральных микросхем (некоторые из них начинают охраняться с момента их создания (авторские произведения, исполнения, топологии интегральных микросхем), остальные - с момента их государственной регистрации (а частично даже с даты подачи заявки на государственную регистрацию) <1>. К секретам производства закон относит сведения не о любых результатах интеллектуальной деятельности, а только о результатах в научно-технической сфере. Это значит, что к секрету производства будут отнесены сведения о результатах, которые могут быть объектами патентного права и объектами права на селекционные достижения. До того момента, когда сведения о результатах интеллектуальной деятельности станут общедоступными, на них может распространяться режим секрета производства, если обладатель таких знаний примет соответствующие меры. В литературе отмечается, что ноу-хау становится альтернативой патентной форме охраны технических <1> решений <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э. Гражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны // Хозяйство и право. 2014. N 7. С. 41 - 56.

<2> См.: Павлова Е.А., Калятин В.О., Корнеев В.А. Вводный научный комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс", 2015; Мухамедшин И.С. Новое в правовой охране коммерчески ценной информации в режиме конфиденциальности // Патенты и лицензии. 2014. N 8. С. 6.

 

Дискуссия. В литературе предлагалось расширить перечень сведений, составляющих секрет производства <1>. Еще В.А. Дозорцев писал, что идея, составляющая секрет производства, может относиться к самым разным сферам - не только к технике, но и к математике, биологии, экономике, организации и т.п. и в содержание секрета промысла могут входить любые данные независимо от сферы их применения <2>. Следует обратить внимание на то, что ученый не любые сведения, а только идею-решение какой-то практической задачи относит к секрету промысла. Э. Гаврилов предлагает расширить перечень сведений, которые могут составить секрет производства. По его мнению, секретом производства должно признаваться и решение, которое не охраняется и не может охраняться как результат интеллектуальной деятельности или как средство индивидуализации, и почему секретом производства не способен быть какой-либо технологический прием (способ), являющийся полезным, но не обладающий изобретательским уровнем, а потому не считающийся изобретением <3>? Кроме того, он предлагает распространить правило о правовой охране не только на те результаты интеллектуальной деятельности, которые относятся к научно-технической сфере, но и применять его к любым категориям результатов интеллектуальной деятельности, а также к приравненным к ним средствам индивидуализации (т.е. охранять, например, и сведения о будущем объекте авторского права на произведение) <4>. Представляется, что в этом случае встает вопрос об оборотоспособности таких объектов, что также является признаком секрета производства. Законодатель на сегодняшний момент придерживается иной позиции: охране подлежат сведения именно о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э. Указ. соч. С. 41 - 56; Нестерова Н.В. Ноу-хау в свете недавних изменений гражданского законодательства Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 102 - 110.

<2> Дозорцев В.А. Указ. соч.

<3> См.: Гаврилов Э. Гражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны // Хозяйство и право. 2014. N 7. С. 41 - 56.

<4> См.: Там же.

 

В.В. Орлова одобряет подход законодателя, отмечая, что принятые изменения расширяют возможности бизнеса для маневра в отношении определения статуса конфиденциальной информации <1>.

--------------------------------

<1> Орлова В.В., Яхин Ю.А. Правовое регулирование ноу-хау и служебных результатов интеллектуальной деятельности в свете реформы ГК РФ // Закон. 2014. N 5. С. 69 - 77.

 

2. Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (организационные секреты) уже включают в себя "способ", а значит, должны представлять собой идею, которая имеет практическое применение и результат.

Например, к такому виду секрета производства Э. Гаврилов относит "формат телепрограммы" как идею телепрограммы, включающую большое количество конкретных элементов, приемов, "уловок", которые делают программу привлекательной; такой "формат" сохраняется в тайне до продажи телевизионным организациям <1>. До раскрытия такой информации она охраняется как секрет производства.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Гаврилов Э. "Формат" аудиовизуального произведения и некоторые вопросы права интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2016. N 3. С. 64 - 79.

 

В доктрине совершенно справедливо информация, составляющая секрет производства, наделяется дополнительными характеристиками. Во-первых, данные сведения должны представлять собой способ решения определенной задачи, что непосредственно вытекает из перечня сведений, указанных в легальном определении секрета производства, и на что были направлены последние изменения законодательства. Во-вторых, в литературе добавляют еще два признака: информация должна быть идентифицирована и существовать в объективной форме (на материальном носителе) <1>. Указанные признаки выводятся из легального определения, имеют значение для предоставления правовой охраны, и без таких признаков невозможно обеспечить защиту права в случае возникновения спора.

--------------------------------

<1> См., например: Дозорцев В.А. Указ. соч.; Пирогова В.В. Изобретения, ноу-хау, товарные знаки (очерки российского и зарубежного права) // СПС "КонсультантПлюс", 2014; и др.

 

Таким образом, в качестве секрета производства охране подлежит нематериальный объект - сведения, допускающие их непосредственное практическое использование, если соблюдены условия охраны, установленные законодателем.

 

§ 2. Условия предоставления правовой охраны

 

Законодатель называет три условия предоставления охраны секрету производства:

1) сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;

2) к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

1. Первое условие предоставления охраны - необщеизвестность сведений, в связи с чем они могут представлять экономическую ценность.

Необщеизвестность не означает, что эти сведения вообще никому не известны, это предполагает, что они известны ограниченному кругу лиц, каждое из которых могло как прийти к ним самостоятельно, так и получить доступ, например, на основании договора. Но все лица сохраняют секретность этих сведений, а из-за того, что эти сведения известны только ограниченному кругу лиц, они представляют определенную экономическую ценность.

Дискуссия. В литературе оспаривается включение в условия охраны такого правила, как "наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности". Так, Э. Гаврилов пишет, что само требование о ценности ноу-хау еще до заключения договора представляется совершенно бессмысленным и необоснованным, поскольку наличие или, наоборот, отсутствие коммерческой ценности может устанавливаться лишь в тот момент (или на тот момент), когда по поводу объекта возникнут обязательственные права, когда будет заключен договор (трудовой или гражданско-правовой) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э. Указ. соч.

 

Законодатель говорит о наличии действительной или потенциальной ценности, связанной именно с тем, что эти данные неизвестны широкому кругу лиц. На момент принятия решения о применении режима секрета производства к определенным сведениям их коммерческая ценность оценивается участниками гражданского оборота субъективно.

2. Необщедоступность предполагает отсутствие свободного доступа к сведениям на законном основании, а лица, которые допущены к этим сведениям, обязаны их не распространять. Необщедоступность вытекает из первого признака.

3. В отношении третьего условия охраны законодатель изменил требование: "введение режима коммерческой тайны" было заменено на "принятие разумных мер для соблюдения конфиденциальности соответствующих сведений, включая режим коммерческой тайны".

Режим коммерческой тайны урегулирован Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ст. 10). Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Режим предоставления правовой охраны упрощен; в связи с последними изменениями Закона выполнение всех этих требований, включающих в том числе и формальные требования (проставление грифа "Коммерческая тайна"), не является обязательным для защиты секрета производства. Такой подход законодателя нужно признать верным. До указанного изменения Закона имелись судебные решения, в которых суды не защищали права участников гражданского оборота, если не были выполнены формальные требования к режиму коммерческой тайны <1>.

--------------------------------

<1> Решения Арбитражного суда г. Москвы от 11 марта 2013 г. по делу N А40-7539/13.

 

В настоящее время конфиденциальность информации может быть обеспечена:

во-первых, за счет принятия мер, препятствующих несанкционированному доступу третьих лиц к ноу-хау, в частности за счет предотвращения промышленного шпионажа;

во-вторых, путем оповещения должностных лиц о соблюдении режима коммерческой тайны через установление соответствующей обязанности в трудовом договоре или доведения до их сведения решений о придании статуса ноу-хау определенной информации и ответственности за ее разглашение;

в-третьих, путем соблюдения режима коммерческой тайны контрагентами при передаче им секретов производства и установления мер ответственности при разглашении соответствующих сведений <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Дозорцев В.А. Указ. соч.; Пирогова В.В. Изобретения, ноу-хау, товарные знаки (очерки российского и зарубежного права) // СПС "КонсультантПлюс", 2014.

 

Выбор разумных мер для соблюдения конфиденциальности остается за участником гражданского оборота. В случае спора "разумность" таких мер может определяться исходя из сложившейся практики в определенной отрасли производства.

В целом условия предоставления охраны заимствованы из иностранного опыта. Еще В.А. Дозорцев отмечал, что такие условия соответствуют формуле американского закона, содержащейся в § 3426.1 Гражданского кодекса Калифорнии:

"Секрет промысла (trade secret) означает информацию, включающую данные о любых формуле, устройстве, систематизированной информации, программе для ЭВМ, проектных разработках, технологиях и процессах, которые:

1) имеют самостоятельную экономическую ценность, действительную или потенциальную, благодаря необщеизвестности или недоступности другим лицам, которые могут получить экономические выгоды от их раскрытия или использования; и

2) являются предметом разумных по обстоятельствам усилий по сохранению их в секрете" <1>.

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. Понятие секрета промысла ("ноу-хау") // Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М.: Статут, 2003. С. 238 - 276 (СПС "КонсультантПлюс").

 

Таким образом, согласно легальному определению секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

В научной литературе к таким сведениям дополнительно предъявляются следующие требования: сведения должны представлять собой способ решения определенной задачи (не носить чисто информационный характер), должны быть идентифицированы и существовать в объективной форме.

 

§ 3. Исключительное право на секрет производства

 

Правовая природа секрета производства широко обсуждается не только в отечественной науке, для которой данный объект исследования является новым, но и учеными иностранных государств, в которых правовая охрана такого объекта появилась ранее <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009; Потрашкова Е.А. О правовой природе секретов производства (ноу-хау) // Информационное право. 2008. N 2. С. 5 и др.; Ливадный Е.А. Ноу-хау как результат интеллектуальной деятельности и информация (работа подготовлена для СПС "КонсультантПлюс", 2006); Международная передача технологий: правовое регулирование / Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1985; Еременко В.И. Об интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 5; Рузакова О.А. Правовой режим и особенности передачи ноу-хау // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. N 5. С. 26 - 34; Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. М., 1976. С. 33.

 

В ГК РФ за секретом производства закреплен режим исключительного права.

Дискуссия. Такой подход законодателя подвергается критике, поскольку исключительное право предполагает легальную монополию, подтверждаемую выдачей государственного документа, а за обладателем права на секрет производства закрепляется только фактическая монополия, которая "весьма уязвима и подвержена многочисленным опасностям (возможность разглашения, промышленный шпионаж и т.д.)" <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009.

 

В литературе в отношении секрета производства говорят как об "объектах, примыкающих к объектам исключительных прав", ведь исключительность предполагает персонализацию обладателя такого права, а в отношении одного секрета производства может быть несколько самостоятельных обладателей, что уже исключает исключительность. Поэтому в ряде иностранных правопорядков охрана секретов производства осуществляется с использованием механизмов антимонопольного регулирования или на основании законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, в законодательных положениях о коммерческой тайне, что и предлагается в юридической литературе как альтернативный способ охраны секрета производства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Указ. соч.; Еременко В.И. Конкурентное право Российской Федерации. М.: ИНИЦ Роспатента, 2001 (СПС "КонсультантПлюс").

 

Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений (п. 1 ст. 1466 ГК РФ).

Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.

Таким образом, в отношении секрета производства закреплено легально "только одно интеллектуальное право - имущественное исключительное право использования секрета" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016 (СПС "КонсультантПлюс").

 

Указанная норма закрепляет только позитивную функцию исключительного права: возможность использовать и возможность распоряжаться.

Негативная функция исключительного права на секрет производства - право запрета другим лицам использовать сведения законодателем не упоминается в отличие от абз. 2 п. 1 ст. 1229 ГК РФ. Как справедливо отмечает Э.П. Гаврилов, это и невозможно сделать по той простой причине, что нельзя запретить использовать то, что объективно не существует для третьих лиц <1>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Указ. соч.

 

Субъектом исключительного права на секрет производства выступает обладатель сведений, составляющих секрет производства.

Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ).

Поэтому по поводу одного и того же (или аналогичного) секрета производства могут существовать несколько самостоятельных исключительных прав, правообладателями которых будут разные субъекты, которые добросовестно и независимо друг от друга "пришли" к сведениям, составляющим содержание секрета производства, и приняли меры для его охраны. В.А. Дозорцев справедливо отмечал, что "каждому из них принадлежит вполне самостоятельное право использовать секрет промысла, право распорядиться использованием секрета промысла (произвести отчуждение принадлежащего ему права или выдать на него лицензию) и даже разгласить данные, составляющие секрет промысла, прекратив тем самым право не только для себя, но и для всех других обладателей права на тот же самый объект" <1>.

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. Указ. соч.

 

Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей (ст. 1467 ГК РФ). При этом не имеет значения характер действий, в результате которых происходит утрата конфиденциальности, было ли это намерение правообладателя, или это результат случайных либо противоправных действий третьих лиц.

Срок действия исключительного права на секрет производства зависит от срока существования совокупности всех признаков секрета производства, установленных в ст. 1465 ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009; Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Н.Г. Валеева, К.В. Всеволожский, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.

 

В связи с этим важен вопрос об ответственности лица, чьими противоправными действиями было прекращено исключительное право на секрет производства.

Согласно п. 1 ст. 1472 ГК РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468 (правообладатель в договоре об отчуждении исключительного права), п. 3 ст. 1469 (лицензиар и лицензиат в лицензионном договоре) или п. 2 ст. 1470 (гражданин, которому в рамках трудовых правоотношений стал известен секрет производства) ГК РФ, обязан возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Указанная норма определяет субъектов ответственности. Это и лица, неправомерно получившие сведения, составляющие секрет производства, и лица, которые имеют доступ к таким сведениям на правовом основании (гражданско-правовой или трудовой договор), но нарушившие условия конфиденциальности.

Кроме названных лиц указанную ответственность согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума N 5/29, будет нести и публично-правовое образование в случае разглашения информации органом, получившим доступ к такой информации. В указанном Постановлении разъясняется, что правообладатель вправе предъявлять требование о возмещении убытков к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию с учетом того, какой орган или должностное лицо информацию разгласили (п. 57 абз. 3 Постановления).

Санкцией за нарушение исключительного права на секрет производства является воз<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.