Эколого-биологической направленности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эколого-биологической направленности

2023-01-16 29
Эколого-биологической направленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фатеева Ирина Юрьевна,

заведующий учебно-методическим отделом МУДО «Центр детского и юношеского творчества № 2 города Макеевки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Эколого-биологической направленности

«ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ»

Возраст обучающихся – 6-12 лет

(срок реализации – 3 года)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной системе образования большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе практической и исследовательской деятельности, направленной на изучение и защиту окружающей среды, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края.

Дополнительное образование детей является одним из эффективных средств в решении данных задач.

Образовательная программа дополнительного образования детей (далее Программа) «Зеленый патруль» отвечает потребностям и запросам не только самих обучающихся, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей.

Программа составлена на основе требований следующих нормативных документов:

- Конвенции о правах ребёнка;

- Конституции Донецкой Народной Республики (статья № 36 «О праве на образование»);

- Закону «Об образовании» (статья № 72 «Дополнительное образование детей и взрослых») Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС);

- Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. №8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2016 г. №793 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. №392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. №322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. №94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. №815 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. №379 «Об утверждении Типового порядка проведения Республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. №310 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. №832 «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»;

- Требованиям к программам дополнительного образования детей, утверждённым приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. №392;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 05.02.2015 г. № 26 «Об организации и проведении экскурсий и путешествий с учащейся и студенческой молодежью»;

- Уставу МУДО «ЦДЮТ № 2» от 07.12.2017 г.;

- Государственному образовательному стандарту дошкольного образования Донецкой Народной Республики, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287;

- Программе развития учреждения дополнительного образования детей.

Направленность Программы – эколого-биологическая.

Программа «Зеленый патруль» направлена на:

- решение задач формирования общей культуры личности;

- адаптацию личности к жизни в обществе;

- формирование системного подхода в восприятии мира;

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию окружающего мира, исследованию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Новизна

Программа предполагает вариативность занятий в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений ребенка.

В данной Программе предусмотрена исследовательская и практическая деятельность обучающихся в области растительного и животного мира, участие в природоохранных мероприятиях своего региона; внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, которое сохраняет неповторимость и уникальность каждого ребенка.

Программа предполагает использование современных педагогических технологий, форм и методов обучения (Программой предусмотрена возможность применения методов дистанционного обучения, интерактивных методов, участие в конкурсах).

Отличительные особенности

При разработке программы «Зелёный патруль» изучались труды (программы, методические рекомендации) многих педагогов, методистов, кандидатов биологических наук. Основной акцент сделан на собственное видение проблемы и путей её решения.

Данная Программа отличается разнообразием практической и исследовательской деятельности; в неё включено обязательное участие в мероприятиях эколого-биологического направления.

Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей обучающихся дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

В Программе используется широкий ряд игровой деятельности, ситуаций, проектов и мини-проектов (Приложения).

Программа предполагает использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации Программы: 6-12 лет.

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, в соответствии с Уставом учреждения дополнительного образования детей наполняемость групп составляет:

- 1 год обучения – не менее 12 человек;

- 2 и 3 годы обучения – не менее 10 человек;

- для обучающихся дошкольного возраста – не более 8 человек.

Состав групп желательно комплектовать, набирая детей одного или близкого возраста.

На второй или третий год обучения могут быть приняты дети в коллектив на вакантные места на основании результатов тестирования, собеседования.

Документы, необходимые для приёма в кружок:

- заявление от родителей (законных представителей),

- копия документа, удостоверяющего личность ребёнка (свидетельство о рождении).

Срок реализации Программы – 3 года.

Этапы реализации:

    - начальный – 1-й год обучения,

              - средний – 2-й год обучения,

              - совершенствования – 3-й год обучения.

Режим занятий:

1 год обучения:

- 2 часа в неделю (2 раза по 1 часу или 1 раз 2 часа), 72 часа в год;

2 год обучения:

- 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа или 1+1+2), 144 часа в год;

3 год обучения:

- 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа или 1+1+2), 144 часа в год.

Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения в зависимости от особенностей календарного года (варьирование количества часов в год в пределах 1-3 занятий).

Продолжительность учебного часа для детей определена с учётом психофизиологического развития и допустимой нагрузки и составляет:
- для детей дошкольного возраста – 30 минут,

- для детей школьного возраста – 45 минут.

Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 31 мая следующего года.

С 1 по 14 сентября проводится набор и комплектование групп первого года обучения, доукомплектование групп второго и последующих годов обучения.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

- теоретические и практические занятия;

- групповые и индивидуальные занятия;

- дистанционное обучение

Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. Формы организации деятельности обучающихся - индивидуально-групповые. Индивидуальная деятельность обучающихся проводится при постановке и проведении практических занятий (опытов по выбранной теме). В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстрационным материалом: фотографиями, рисунками, таблицами. В занятия включены интересные сведения из жизни растений и животных, мифы, легенды, сказки. Дети рисуют, готовят небольшие сообщения по каждой теме, проводят простые, несложные опыты.

Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).

В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, защиты проектов, практических работ на местности, встречи с интересными людьми-специалистами в сфере биологии и экологии (по возможности).

Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- определение разнообразия и особенностей природного мира и основных экологических понятий (факторы среды и др.);

- характеристику видов растений и животных;

- типы взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- рациональное использование и охрану окружающей природной среды;

- вредные для здоровья факторы;

- способы охраны территорий и объектов своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- объяснить влияние среды на состояние растений и животных при различных сезонных условиях;

- проводить простые опыты по исследованию изучаемых растений и животных и уметь объяснять их результаты.

Содержание

Комплектование группы первого года обучения (4 часа)

Рекламно-агитационная деятельность по набору детей в группы (1-14 сентября).

Итоговое занятие (1 час)

Подведение итогов за год. Мониторинг успеваемости обучающихся по итогам 1-го года обучения. Выставка лучших работ и поделок детей.

 

К концу 1 года обучения:

обучающиеся должны знать:

- определение разнообразия и особенностей природного мира и основных экологических понятий;

- название планет Солнечной системы;

- характеристику видов растений и животных;

- типы взаимодействия организмов;

- рациональное использование и охрану окружающей природной среды;

- вредные для здоровья факторы;

обучающиеся должны уметь:

- объяснить влияние среды на состояние растений и животных при различных сезонных условиях;

- вырастить растение в домашних условиях и проводить необходимые наблюдения (для школьного возраста);

- проводить простые опыты по исследованию изучаемых растений и животных и уметь объяснять их результаты.

 

Учебно-тематический план 2-года обучения

 (144 часа)

№ п/п Название разделов, тем Теория Практика Всего часов
1. Вводное занятие. 1 1 2
2. Окружающая среда и окружающая природа. 3 5 8
3. Экология и мы. 4 6 10
4. Жизнь на Земле 4 4 8
5. Защита и забота о братьях наших меньших. 6 16 22
6. Водный мир планеты. 6 14 20
7. Природные зоны планеты. 6 12 18
8. Природа – наш дом. 4 12 16
9. «Чистота - залог здоровья. Порядок - прежде всего». 6 12 18
10. Забота о природе. 6 14 20
11. Итоговое занятие. 1 1 2
  47 97 144

Допускается вариативность общего количества часов в учебном плане в зависимости от особенностей календарного года (варьирование количества часов в год в пределах 1-3 занятий). Всего должно быть не менее 144 часов в учебном плане 2 года обучения. «Лишние» (резервные) часы того или иного календарного года педагог оставляет для повторения в конце учебного года (перед итоговым занятием).

 

Содержание

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с содержанием программы 2-го года обучения. Мониторинг знаний обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 1 год.

Тема 2. Окружающая среда и окружающая природа (8 часов)

Теория: Что такое окружающая среда и живые организмы. Место человека в мире природы. Что природа дает человеку? Как человек влияет на природу?

Практика: Конкурс рисунков и поделок «Человек и природа».

Тема 3. Экология и мы (10 часов)

Теория: Кто такой эколог. Задачи экологии. Учимся любить природу. Практика: Составление экологического календаря.

Прогулка по осеннему лесу.

Тема 4. Жизнь на Земле (8 часов)

Теория: Что входит в понятие живая природа. Где обитают (растут) различные животные и растения. Почему нужно охранять природу?

Практика: Конкурс - викторина про живую природу нашего края.

Тема 5. Защита и забота о братьях наших меньших (22 часа)

Теория: Что такое Красная книга. Красная книга нашего края.

Самые известные вымершие животные. Для чего нужны: заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки, зоопарки.

Практика: Поездка в ботанический сад, зоопарк (по возможности). Сообщения обучающихся о животных Красной книги.

Тема 6. Водный мир планеты (20 часов)

Теория: Что такое Мировой океан. Моря и океаны. Морские обитатели. Загрязнение Мирового океана. Забота о редких видах морских животных. Острова.

Практика: Практическая работа с картой и глобусом.

Тема 7. Природные зоны планеты (18 часов)

Теория: Что такое природные зоны? В какой природной зоне мы живем?

Что такое пустыни. Опустынивание земель. Влажные тропические леса. Арктика и Антарктида. Роль человека в изменении климата. Изменение климата. Таяние ледников.

Практика: Работа с глобусом, картами.

Тема 8. Природа – наш дом (16 часов)

Теория: Леса, их роль в жизни людей. Реки и озёра.

Что такое полезные ископаемые. Сбережение природных ресурсов Земли.

Практика: Практическая работа с картой и глобусом.

Тема 9. «Чистота - залог здоровья. Порядок - прежде всего» (18 часов)

Теория: Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Как правильно чистить зубы. Закаливание. Водные процедуры. Солнечные ванны. Правила загара. Прогулки на свежем воздухе. Проветривание помещений.

Правильное питание. Вредные продукты.

Практика: составление режима дня, недельного меню (здоровое питание).

Тема 10. Забота о природе (20 часов)

Теория: Птицы – наши друзья. Правила поведения в природе.

Практика: Викторина «Пернатые друзья». Подготовка ко Дню птиц.

Акция «Встреча перелётных птиц». Акция «Чистый город» (участие в акциях по возможности). Викторина «Знатоки природы» (Приложение 4).

Экскурсия «Весна идёт!». Конкурс «Расскажи мне о весне». Поход в парковую зону.

Тема 11. Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов за год. Мониторинг успеваемости обучающихся по итогам 2-го года обучения.

К концу 2 года обучения:

 обучающиеся должны знать:

- определение разнообразия и особенностей природного мира и основных экологических понятий (факторы среды и др.);

- характеристику видов растений и животных;

- типы взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- природные зоны планеты;

- вредные для здоровья факторы;

- способы охраны территорий и объектов своей местности;

обучающиеся должны уметь:

- называть экологические проблемы нашей планеты и способы их решения;

- объяснять влияние среды на состояние растений и животных при различных сезонных условиях;

- проводить простые опыты по исследованию изучаемых растений и животных и уметь объяснять их результаты;

- называть представителей «Красной книги».

 

Учебно-тематический план 3-года обучения

 (144 часа)

№ п/п Название разделов, тем Теория Практика Всего часов
1. Вводное занятие. 1 1 2
2. Окружающая среда и окружающая природа. 3 5 8
3. Экология и мы. 4 6 10
4. Жизнь на Земле 4 4 8
5. Животные и мы. 6 16 22
6. Мировой океан. 6 14 20
7. Природные зоны планеты. 6 12 18
8. Природа – наш дом. 4 12 16
9. «Здоровым быть здорово». 6 14 20
10. Сохраним планету. 6 12 18
11. Итоговое занятие. 1 1 2
  47 97 144

Допускается вариативность общего количества часов в учебном плане в зависимости от особенностей календарного года (варьирование количества часов в год в пределах 1-3 занятий). Всего должно быть не менее 144 часов в учебном плане 3 года обучения. «Лишние» (резервные) часы того или иного календарного года педагог оставляет для повторения в конце учебного года.

Содержание

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с содержанием программы 3-го года обучения. Мониторинг знаний обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 2-й год обучения по Программе.

Тема 2. Окружающая среда и окружающая природа (8 часов)

Теория: Окружающая среда и живые организмы. Место человека в мире природы. Микромир.

Практика: Конкурс рисунков и поделок «Человек и природа». Знакомство с микроскопом. Опыты: дыхание растений (Приложение 2).

Участие в акции «Своё сердце отдаю Донбассу».

Тема 3. Экология и мы (10 часов)

Теория: Профессия – эколог. Задачи экологии.

Практика: Прогулка по осеннему лесу. Поездка в ботанический сад (по возможности – как вид внеурочной деятельности). Сотрудничество с кружком СЮН (Станция юных натуралистов) – знакомство, обмен опытом, планирование совместной деятельности (по желанию). Конструируем многофункциональную погодную станцию с флюгером для наблюдений за погодой (по инструкции).

Тема 4. Жизнь на Земле (8 часов)

Теория: Живая природа. Почему нужно охранять природу?

Практика: Конкурс – викторина: живая природа нашего края. Просмотр тематических фильмов.

Тема 5. Животные и мы (22 часа)

Теория: Красная книга нашего края. Заповедники, заказники ботанические сады, национальные парки, зоопарки.

Практика: Поездка в зоопарк (по возможности – как вид внеурочной деятельности). Рефераты, сообщения по теме.

Тема 6. Мировой океан (20 часов)

Теория: Моря и океаны. Морские обитатели. Просмотр фильмов. Острова. Загрязнение мирового океана. Забота о редких видах морских животных.

Практика: Практическая работа с картой и глобусом. Проектные работы.

Тема 7. Природные зоны планеты (18 часов)

Теория: Природные зоны. Роль человека в изменении климата. Глобальное потепление, таяние ледников. Экологические проблемы, способы их решения.

Практика: Разработка проектов по теме.

Тема 8. Природа – наш дом (16 часов)

Теория: Леса, их роль в жизни людей. Реки и озёра. Сбережение природных ресурсов Земли. Недра Донецкого края.

Практика: Практическая работа с картой и глобусом.

Опыт: как часто нужно поливать растения (Приложение 2). Организация конкурса «Зелёная планета» (на уровне кружка/ учреждения).

Тема 9. «Здоровым быть здорово» (20 часов)

Теория: Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Закаливание. Водные процедуры. Солнечные ванны. Правила загара.

Прогулки на свежем воздухе. Правильное питание. Вредные продукты.

Практика: Проектная работа по теме. (Приложение 5)

Тема 10. Сохраним планету (18 часов)

Теория: Наши младшие друзья. Правила поведения в мире природы.

Практика: Акция «Встреча перелётных птиц». Акция «Чистый город» (тематика, формы организации и проведения акций подбираются с учётом пожеланий и возможностей педагога и обучающихся).

Конкурс «Расскажи мне о весне».

Тема 11. Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов за год. Мониторинг успеваемости обучающихся по итогам курса обучения. Защита творческих проектов. Зачёт (экзамен).

Литература

Использованные источники:

1. Образовательная программа дополнительного образования детей «Этот удивительный мир растений» (автор: Кирилленко Светлана Константиновна, кандидат биологических наук, заведующая отделом сельского хозяйства УДО «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр», 2018 года).

2. Интернет источники: http://unisait.blogspot.com/2013/03/blog-post.html

Список литературы, рекомендованный педагогам:

1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: М. Просвещение, 1989 -384 с.

2. Биологический эксперимент в школе (текст): Кн. Для учителя / А.В.Бинас и др. – М.: Просвещение, 1990 – 123 с.

3. Большая энциклопедия природы. Изд. Шантеклер, Бельгия, 1991г.

4. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев. Серия: Охрана дикой природы. В.2: К. Киевский экол.культ.центр, 1996. – 80 с.;

5. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М. Просвещение, 2008. – 238 с.

6. Девочкина З., Климович И. Растения вокруг нашего дома. М.: «Московский рабочий»,1979г., - 152с.

7. Жизнь растений в 6-ти томах под редакцией А.А. Федорова, М.: «Просвещение», 1974г.-240с.

8. Загадки дикой природы, перевод с английского Покидаевой Т.Ю., М.: «Росмен», 1999г.

 9. Имшенецкая Л.И. Мир растений. М.: изд. «Просвещение», 1964г.,- 291с.

10. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы, М.: изд. «Просвещение», 1993г.

11.Литинецкий И. Барометры природы. М.: изд. «Детская литература», 1982г., -143с.

 

Список литературы, рекомендованный для обучающихся:

1. Биггс Т. Овощные культуры. М.: «Мир», 2006, -392

2. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Л.: изд. «Детская литература», 1970г., -366с.

3. Верзилин Н. М. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1994. 

4. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992.

5. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: «Просвещение, 1984, - 306 с.

6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002.

7. Козлова Т. А. Растения леса /Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 63 с.: ил. - (Твой первый атлас - определитель).

8. Мазуренко М. Т. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Удивительные растения. М.: АСТ Астрель, 2001.

9. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991.

10. Петров В. В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975. – 157 с.: ил.

11. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.

12. Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1996 – 227 с.

 

Приложение 1

Входной мониторинг:

Опыты с растениями

Может ли растение дышать?

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Обучающиеся определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Много — мало

Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
Оборудование: три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки.
Ход опыта: Педагог предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа — много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики на листья, закрепляют, наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Делают вывод (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать).

Другие опыты: в процессе реализации программы, для повышения мотивации и интереса обучающихся можно проводить опыты по созданию искусственного снега, выращиванию кристаллов; сравнивать свойства глины и песка; исследовать воду на изменение формы и прозрачности, изготовить или приобрести экологическую игрушку «Травяничку», из которой растёт трава; создавать тематические лэпбуки (удобное средство структурирования материала).

 

Приложение 3

Проектная деятельность

Одним из видов интерактивной деятельности является проектная работа.

Проект в учебной деятельности – это специально организованный педагогом и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проектная работа – это интересный, но, в то же время, сложный вид работы. Чтобы заинтересовать обучающихся, нужно чётко поставить перед ними цели работы, рассказать о результатах проекта, спрогнозировать успех мероприятия. Работа над проектом происходит и в рабочем кабинете, и дома. Дети занимаются самостоятельной, поисковой работой.

Работа над осуществлением какого-либо проекта объединяет различные формы деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная), различные технологии и приёмы (беседа, игра, опрос, дебаты, дискуссия).

Важно отметить, что в течение всего проекта педагог и дети работают единой сплочённой командой. И тогда поставленные цели будут достигнуты, а ребята получат удовольствие от проделанной работы. Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать следующие задачи:

– развитие творческих возможностей обучающихся,

– развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач,

- ориентироваться в информационном пространстве,

- анализировать полученную информацию.

Выделяют следующие этапы осуществления проекта :

1. Предъявление проблемы.

2. Обсуждение вариантов решения проблемы и выбор направления решения.

3. Реализация проекта.

4. Представление результатов. Защита проекта.

5. Анализ результатов.

Принципиальное отличие проектного метода в среде дошкольников и школьников заключается в том, что в первом случае преподаватель занимает позицию руководителя проекта, тогда как во втором случае он лишь направляющий.

Проекты бывают простые (рассчитанные на одно занятие) и глобальные. Для дошкольников характерны мини - проекты.

Проектной работой является совместное создание тематических стенгазет, изготовление лэпбуков (как средства структурирования материала), исследовательская работа, работа по выращиванию растений с наблюдениями и описанием процесса и т.д. (Приложение 5)

 

 

Приложение 4

 

Викторина "Знатоки природы"

(2 год обучения)


1 задание: «Доскажи словечко»

1.Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки-подростки
Белоствольные ....

2.К речке дерево склонилось,
А склонившись, удивилось.
- Как же я красива!
Я – речная....

3.Как зовут меня скажи?
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый ....

4.На зеленом шнурочке-
Белые звоночки.
Знают даже малыши
То лесные ….

5.Он решил, что он жираф
И ходит, голову задрав.
Говорят, из разных блюд
Лишь колючки ест….

6.Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног
Вот и весь я - .....

7.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
А зовется птица….

2 задание: «Вопрос – ответ»


-Самая маленькая птичка
-Какую птицу называют пернатой кошкой?
-У каких птиц крылья покрыты чешуёй?
-У какой рыбы хвост обезьяний?
-Какое животное носит своих детёнышей в сумке?
-Зайчата, рождённые зимой?
-зайчата, рождённые летом
-Какое животное дольше всех обходится без еды?
-Животное – полоскун
-Самое высокое животное
-Самое быстрое животное
-У кого язык длиннее тела?
-Санитар леса
-Зверь – строитель
-Самая большая в мире змея
-Самое большое животное, живущее на земле
-Древнейшее насекомое планеты
-Домашнее насекомое
-Эти грибы растут дружной семейкой на пне
- Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов?

3 задание: «Перелетные птицы»
Определите: зимующие эти птицы или перелетные
Воробей-
Ворона-
Зяблик-
Ласточка-
Дрозд-
Сова-
Жаворонок-
Зорянка-
Синица-
Черный стриж-
Сапсан-
Дятел-


4 задание: «Назови одним словом»

- волк, лиса, олень, белка – это
- клубника, черника, морошка, малина – это
- ель, сосна, береза, ива – это
- воробей, соловей, дрозд, клест – это

5 задание: «Загадки- задачки»

- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего?

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев?

- кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?»

- про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?»

6 задание: «КАРкающие слова»
Между прочим, каркают не только вороны. Есть слова, в которых спрятался слог КАР.

1.Отгадайте, у каких рыб есть слог КАР?
2.Назовите героев из сказки «Приключение Буратино», где спрятался слог КАР
3.В каком овоще со съедобными клубнями тоже есть слог КАР

 

Приложение 5

Проектная работа на тему: «Здоровым быть здорово!»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек; развитие творческих способностей, коммуникативных навыков обучающихся, умения работать в команде.

Задачи:

- изучить основные правила здорового образа жизни;

- провести профилактику вредных привычек;

- развивать память, внимание, творческие способности, коммуникативные навыки обучающихся;

- формировать умение работать в команде;

- воспитывать уважение друг к другу, бережное отношение к своему и чужому здоровью и жизни, другие положительные качества человека.

Этапы реализации проекта:

1. Беседа с элементами игры с обучающимися по выбранной теме (в ходе беседы дети учатся принимать правильные решения и давать полезные советы другим).

2. Распределение обязанностей по созданию тематического плаката.

3. Сбор материалов.

4. Совместное изготовление плаката на тему: «Здоровым быть здорово!»

5. Посещение кружков с целью пропаганды здорового образа жизни.

Возраст детей: 10 – 12 лет

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Работа над проектом происходит как в учреждении дополнительного образования, так и в домашних условиях. Дети занимаются самостоятельной, поисковой работой.

Этап 1

Беседа с элементами игры

Ход беседы:

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о самом ценном для каждого из нас – о ЗДОРОВЬЕ. Понятие «ЗДОРОВЬЕ» имеет свои составляющие: физическое здоровье, психическое, эмоциональное и социальное. Здоровый человек не болеет, у него хорошее настроение, ощущение счастья, радости. Он ставит перед собой цели и стремится реализовать их, он радуется своим достижениям.

Мы часто слышим фразу: «Нужно вести здоровый образ жизни». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что значит, вести здоровый образ жизни?»

(Звучат ответы и рассуждения детей, например:

-соблюдать режим дня;

-отказаться от вредных привычек;

-высыпаться;

-употреблять здоровую пищу;

-заниматься спортом и т.д.)

Ведущий: Молодцы! Правила здорового образа жизни вы знаете. А соблюдаете ли вы их? Предлагаю каждому из вас поделиться 3-4 правилами здорового образа жизни, которые вы постоянно соблюдаете.

 (ответы обучающихся)

Ведущий: Ребята, как вы понимаете выражение: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»?

(мнения обучающихся)

Ведущий: Я согласна с вашим мнением. Да, пища важна для каждого человека, но необходимо следить за её качеством и количеством. Переедать – очень вредно.

Внимание! Предлагаю вам:

Задание №1.

Сейчас, ребята, возьмите картинки с изображением различных продуктов питания. (Приложение 1). В одну сторону отложите картинки с полезной, здоровой пищей, а в другую – картинки с продуктами, наносящими вред здоровью.

(Все участники команды выполняют задание. После того, как работа выполнена, педагог проверяет и комментирует выбор детей.)

Ребята! Я хочу вас познакомить с памяткой: «Самые вредные и опасные продукты». (Приложение 2)

(Педагог раздаёт памятки)

Ведущий: К сожалению, современная статистика говорит о том, что сейчас очень мало совершенно здоровых детей. Медики бьют тревогу. Одним из факторов, оказывающим негативное влияние на здоровье, являются вредные привычки. Вы можете назва


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.26 с.