Малые и средние предприятия (МСП): проблемы, стратегии, поддержка — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Малые и средние предприятия (МСП): проблемы, стратегии, поддержка

2023-01-16 55
Малые и средние предприятия (МСП): проблемы, стратегии, поддержка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

До сих пор мы говорили о крупных предприятиях, формирующих образ японских компаний за рубежом. В то же время внутри страны наряду с крупными и крупнейшими фирмами действуют множество малых и средних предприятий (МСП). В японской статистике для их идентификации используются три критерия: количество занятых, объем оплаченного капитала и сфера деятельности. Малые предприятия в торговле и сфере услуг имеют до 5, а в промышленности – до 20 занятых. Средними предприятиями в промышленности, строительстве и на транспорте считаются компании, имеющие до 300 занятых и капитал до 300 млн иен (около 3 млн долларов), в оптовой торговле – до 100 занятых и до 100 млн иен, в сфере услуг – до 100 занятых и до 50 млн иен, в розничной торговле – до 50 занятых и до 50 млн иен. Малые и средние предприятия объединяются в одну статистическую категорию. Те компании, значения параметров которых превосходят приведенные выше пределы, относятся к числу крупных [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

Между крупными и малыми предприятиями Японии существуют серьезные различия во многих областях деятельности: менеджменте, занятости, финансировании, применяемых технологиях и производительности труда. Это позволяет считать их представителями двух различных типов корпоративных культур, существующих в одной стране (табл. 4.7).

Приведем несколько статистических характеристик, подтверждающих данные таблицы 4.7. Прежде всего количество малых и средних компаний намного превышает число крупных. Достаточно сказать, что МСП составляют 98,1 % всех зарегистрированных компаний Японии. На них занято около 72,6 % всех работников и производится примерно 51 % добавленной стоимости в промышленности и 56 % ВВП страны [Statistics Bureau, 2015].

 

Таблица 4.7

Особенности крупных и малых предприятий Японии

 

Составлено автором на основе [Sugimoto, 2010, p. 90]

 

Всё это позволяет понять, почему Японию называют «страной малых предприятий» и что скрывается за этой характеристикой. Многие известные японские фирмы, такие как Honda, Sony, Panasonic и др., начинали свою деятельность в качестве малых предприятий. Большинство изделий крупных компаний состоят из компонентов, произведенных на МСП. Экономика провинциальных районов Японии в значительной степени поддерживается работой МСП, которых особенно много в отраслях сервиса, торговли, строительства и т. п. Малые и средние предприятия играют важную роль в развитии новых технологий и видов бизнеса. Это говорит о том, что МСП представляют собой одновременно и важную особенность, и основу, и источник динамизма в экономике Японии и многих других стран [Боброва, Цыбуков, Бобров, 2016].

Международные сравнения указывают на исключительно высокую роль МСП в занятости Японии (табл. 4.8).

 

Таблица 4.8

Занятость на малых предприятиях (2000–2004)

 

Источник: [World Development Indicators, The World Bank, 2006]

 

Заметно, что японские показатели намного опережают не только среднемировые уровни, но и индикаторы многих развивающихся стран, например Китая. Среди развитых стран по вкладу МСП в занятость населения Японию опережают только Греция, Испания, Португалия и Кипр. Следовательно, приведенная выше характеристика Японии как страны малых предприятий имеет также и международное звучание.

Средний уровень заработной платы на японских МСП значительно ниже показателей крупных предприятий (рис. 4.3).

При этом для мужчин в возрасте 50–54 лет разрывы достигают 40–45 %. Получается, что более 70 % занятых в экономике Японии довольствуются значительно более низкой зарплатой, чем они могли бы получать в крупных фирмах. В определенном смысле занятость на МСП выбирают, для того чтобы не оказаться в числе безработных, ждущих места в крупной компании. Следовательно, МСП выполняют функцию резервуара трудовых ресурсов. Большое количество МСП дает возможность уменьшить число лиц, не имеющих работы, и объясняет сравнительно низкий уровень безработицы – важную особенность японского рынка труда.

Разрывы в уровне зарплат имеют под собой определенную экономическую основу. Дело в том, что производительность труда в МСП и крупных фирмах существенно различается. Если принять добавленную стоимость на одного занятого в малых предприятиях за 1, то в средних фирмах производственного сектора этот показатель составляет 1,7, а в крупных – 2,5. Близкие соотношения характерны также и для индустрии услуг [Small and Medium Enterprise Agency, 2013]. К тому же на протяжении длительного времени выработка на одного занятого в МСП практически не растет, а в обрабатывающей промышленности и вообще сокращается. Это говорит о медленном изменении технологий, организации труда и менеджмента в большинстве МСП. Одной из причин закрепления разрывов является государственное регулирование ряда секторов, которое защищает МСП и препятствует возникновению крупных и эффективных предприятий. Следовательно, большое число МСП можно считать свидетельством отставания реформ в отраслях с множеством действующих ограничений (сельское хозяйство, торговля, туризм, медицинское и социальное обслуживание и т. д.). Очевидно, что государственная политика в области МСП должна балансировать между требованиями эффективности и занятости, а каждая страна – выбирать свой вариант политики, исходя из внутренних условий.

 

Рисунок 4.3

Помесячная оплата труда в денежном выражении в зависимости от размера предприятия (2014)

Источник: [Statistics Bureau, 2015]

 

Хороший пример этого дает Закон о крупных предприятиях розничной торговли (Large Scale Retail Store Law), введенный в действие в 1974 г. На протяжении четверти века этот закон устанавливал требование, по которому для открытия супермаркета или молла площадью более 500 м2 требовалось получить согласие расположенных в данном районе владельцев мелких магазинов. Разумеется, такого согласия они не давали, и крупные, а значит, и эффективные предприятия розничной торговли в Японии появлялись с большим трудом. В 1980 г. в Японии насчитывалось 1,6 млн магазинов, а в США – 1,5 млн при вдвое большем населении. Вплоть до ослабления ограничений (отмены правила обязательного согласия, увеличения числа рабочих дней и продолжительности часов работы) в розничной сфере Японии преобладали небольшие семейные магазины (mom and pop’s store) с отсталыми технологиями и высокой торговой наценкой. В 2000 г. на смену указанному закону пришел другой – Закон о размещении крупных предприятий розничной торговли (Large Scale Retail Store Location Law). В нем были отменены ограничения на строительство и деятельность крупных торговых предприятии в пригородных районах и сделан упор на минимизацию экологических последствий. Только после этого в Японии начались быстрое развитие новых торговых центров и проникновение иностранных розничных сетей. За 10–15 лет это привело к изменению облика всей розничной торговли страны.

 

Таблица 4.9

Типы малых и средних предприятий

 

Источник: [Sugimoto, 2010, p. 91]

 

Малые и средние предприятия исключительно разнообразны по своему составу и выполняют различные экономические функции. Неудивительно, что среди японских экономистов распространены две точки зрения на экономическую роль МСП. Первая делает акцент на их подчиненном положении в системе связей с крупными фирмами, что дает последним возможность переложить на малых партнеров часть издержек и получить за их счет определенные конкурентные преимущества. Вторая точка зрения подчеркивает гибкость, динамизм и предприимчивость малого бизнеса, выделяя его как важный фактор экономического развития [Sugimoto, 2010, p. 90].

В действительности малым предприятиям свойственны обе названные черты, просто в первом случае речь идет об участниках группировок кэйрэцу, а во втором – об относительно независимых компаниях (табл. 4.9).

Естественно, что МСП различных типов свойственны разные стратегии. Компании типа А, как правило, следуют за лидером, т. е. головным предприятием в группировке кэйрэцу. Наиболее типичным примером является перенос производства комплектующих деталей за рубеж, когда головная фирма принимает решение открыть иностранный сборочный завод. Компании типа В пытаются найти новых потребителей своих изделий и диверсифицировать производство. Компании типа С чаще всего делают упор на создание уникального продукта и поиск ниши на насыщенном рынке. Компании типа D ориентируются на тесную связь с местным сообществом, а потому занимаются подробным исследованием локального спроса и поддерживают тесные связи с потенциальными клиентами.

Правительство Японии оказывает МСП разнообразную поддержку. Формирование государственной политики в этой области началось сразу

после войны и прошло через несколько стадий. В первое послевоенное десятилетие (1945–1955) усилия направлялись на развитие МСП с целью не допустить концентрации экономического потенциала в руках небольшого числа семей и компаний. В годы быстрого экономического роста и структурных перестроек (1955–1989) главной целью стало снижение различий между МСП и крупными компаниями в области производительности, технологичности и оплаты труда. Начиная с 1990 г. правительство последовательно решает задачу поддержки жизнеспособных и активных МСП.

Перечислим основные этапы государственной деятельности, направленной на содействие МСП:

1945–1954 гг. (послевоенное восстановление экономики) – формирование базовых механизмов государственной поддержки, основание Агентства по МСП (1948), начало систематического анализа направлений и особенностей деятельности МСП;

1955–1962 гг. (1‑й этап быстрого роста) – деятельность правительства, направленная на сокращение разрывов в производительности, технической оснащенности, условиях труда между крупными фирмами и МСП;

1963–1972 гг. (2‑й этап быстрого роста) – принятие Закона о МСП (1963);

1973–1984 гг. (период шоков и структурной перестройки) – расширение организационной базы государственной поддержки, меры по информационному обеспечению МСП;

1985–1999 гг. (переход к новому типу экономического роста, 1‑я стадия) – длительный период восстановления экономики после спекулятивного бума, структурная перестройка, концентрация промышленности в мегаполисах, поддержка формирования новых МСП;

2000 г. – настоящее время (переход к новому типу экономического роста, 2‑я стадия) – поправки к Закону о МСП (расширенное определение МСП; перенос центра тяжести государственной политики с сокращения разрывов с крупными предприятиями на развитие многообразных, конкурентоспособных, инновационных МСП; меры по снижению барьеров для входа и выхода на рынок);

2014 г. – введение Закона о содействии малым предприятиям и принятие соответствующего правительственного плана действий (расширение спроса, развитие людских ресурсов, увеличение вклада в дела местных сообществ и поддержки на местном уровне).

 

На протяжении каждого из этих этапов применялись разнообразные инструменты и методы государственной поддержки. Тем не менее, как показывает анализ, основными элементами данной политики были следующие:

кредитование и финансовое стимулирование МСП (ниже будет рассмотрено подробно);

поддержка МСП в отношениях с субконтрактными предприятиями для недопущения дискриминации более сильным партнером. Существует практика задержки или произвольного снижения оплаты поставленных изделий и услуг со стороны крупного и влиятельного партнера, как правило, в рамках вертикальной группировки кэйрэцу. Для борьбы с этим в 2012 г. принят специальный закон, а в префектурах созданы службы помощи субконтрактным предприятиям;

налоговые льготы, которые касаются в основном ставки налога на доходы предприятий. К крупным компаниям (с уставным капиталом более 100 млн иен) применяется ставка 30 %, тогда как к МСП (капитал менее 100 млн иен) на доходы до 8 млн иен – 15 %, а свыше 8 млн иен – 18 %. Имеются также льготы по налогообложению инвестиций в основной капитал (30 % подлежат ускоренной амортизации), расходов на НИОКР (налоговый кредит), а также в случае передачи бизнеса преемнику (отсрочка выплаты налога на наследство или дарение акций при сохранении числа работников МСП);

предоставление информационных и консультационных услуг в адрес МСП посредством специального интернет‑портала Mirasapo Support Portal Site, работающего по принципу «одного окна»;

осуществление подготовки кадров на базе 9 специальных общественных университетов для работников и менеджеров МСП, основанных в 1962 г. Количество обучающихся в них достигает 16 тыс. человек в год (580 тыс. со времени основания до 2014 г.);

помощь МСП в преодолении возникающих проблем (кризис 2009 г., серия природных катастроф 2011 г., резкое удорожание иены в 2011–2012 гг., повышение потребительского налога в 2014 г. и т. д.). Стандартным методом является создание специальных офисов в префектурах, консультации и помощь в составлении планов развития компаний;

содействие в передаче бизнеса преемнику (средний возраст менеджеров МСП приближается к 60 годам). Проблема состоит в том, что передача бизнеса с точки зрения налогообложения рассматривается как наследство или подарок. Это предполагает необходимость заплатить соответствующие налоги (10–50 % в зависимости от суммы). Деятельность правительства направлена в основном на введение разнообразных льгот и условий выплаты налоговых платежей.

 

Принимается также и множество других мер в дополнение к перечисленным выше. В частности, оказывается содействие формированию новых предприятий и развитию венчурного предпринимательства, поддержка технологического развития МСП, осуществляются стимулирование инновационной деятельности, содействие зарубежной активности, расширение доступа МСП к бюджетным торгам, поддержка в области найма молодых работников, реализация проектов экономического возрождения торговых кварталов или традиционных производств и т. д. [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

Среди перечисленных мер трудно выделить главные и второстепенные. Тем не менее, по нашему мнению, наибольшее значение имеют те инструменты, которые связаны с предоставлением кредитов и финансовой поддержкой. Необходимость такой деятельности состоит в том, что МСП малопривлекательны для коммерческих банков как заемщики. Предоставление займов МСП сопровождается высоким риском, но при этом прибыльность таких операций низка, а отсутствие залогов исключает возможность полноценного страхования. С учетом этого в Японии создано несколько государственных и смешанных организаций по финансированию МСП, а именно: «Японская финансовая корпорация для малых и средних предприятий» (Japan Finance Corporation for Small and Medium Enterprise, JASME); «Национальная финансовая корпорация» (National Life Finance Corporation, NLFC); государственно‑частный банк «Сёко‑Тюкин» (Shoko Chukin Bank, SCB). Кроме того, существуют 52 независимые корпорации гарантирования займов МСП (Credit Guarantee Corporations, CGC), действующие в форме общественных организаций.

В целом в 2014 г. перечисленные организации за счет предоставления государственных и общественных кредитов обеспечили всего лишь 8,8 % всех заемных средств, полученных МСП. Остальные 91,2 % поступили из частных банков и других частных источников. Правда, 11,3 % частных займов были гарантированы упомянутыми выше независимыми гарантийными корпорациями. Условия займов существенно различались. Так, например, в начале 2010‑х годов обычными считались следующие требования: процент не более 1,05 % годовых, сумма не более 80 % от общей стоимости проекта, срок не более 20 лет, срок до начала погашения основной суммы долга не более 3 лет [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

В финансовой поддержке МСП важную роль играют не только государственные, но и региональные власти. В каждом из 13 крупных регионов и 47 блоков административного деления Японии созданы центры поддержки МСП. Участие префектуральных органов в обеспечении займов МСП выражается преимущественно не в прямом предоставлении кредитов, а в выдаче гарантий для займов в частных финансовых организациях. Как правило, это сопровождается внимательным рассмотрением заявок и строгим отбором проектов. В некоторых префектурах дело доходит до контроля каждого случая со стороны губернатора. Кроме того, на региональном уровне разрабатываются четкие критерии оценки проектов и жесткая схема принятия решений о поддержке того или иного малого предприятия. В бюджете на 2015 финансовый год меры поддержки МСП определены в размере 186 млрд иен при общей сумме расходов, равной 96,3 трлн иен, и инвестиционной программе в объеме 5,9 трлн иен [Statistics Bureau, 2015].

Отметим некоторые современные тенденции в деятельности МСП, характерные для периода 2010–2015 гг. Начать необходимо с особенностей экономического развития, важных для МСП. Отрицательное влияние на него оказывают медленное восстановление после кризиса 2009 г. и природных катаклизмов 2011 г., неравномерность отраслевого и территориального развития, сложная ситуация на рынке труда, повышение налога с продаж в 2014 г. В то же время снижение закупочных цен на энергоносители, сырье и материалы в 2015 г. можно считать позитивным явлением.

В целом негативные факторы преобладают, и сохраняется тенденция сокращения числа МСП, которая проявилась двумя десятилетиями ранее. В 2009–2012 гг. количество МСП уменьшилось на 6,4 %, а число занятых в них работников – на 3,6 %. Наибольшие трудности испытывают МСП в пострадавших от катастроф северо‑восточных районах Японии, где темпы сокращения превышают средние по стране в 2–3 раза. Основными причинами закрытия бизнеса являются сильная конкуренция, проблемы со сбытом, сложности поиска преемника и передачи бизнеса новому владельцу. В то же время у целого ряда МСП есть неплохие перспективы расширения в условиях диверсификации спроса и развития сферы услуг. Об этом говорит, в частности, усиление дифференциации МСП по уровню прибыльности, наблюдающееся в последние годы [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

Начиная с 1990‑х годов в Японии происходит перестройка системы финансирования предприятий. В самом общем виде текущие изменения можно описать следующими словами: в деятельности крупных фирм осуществляется переход от распространенной ранее практики головного банка к отношениям не с одним, а с многочисленными кредитными учреждениями. А вот малые и средние предприятия по‑прежнему ориентированы на одного главного кредитора. В структуре источников начального капитала МСП ведущая роль (80–90 %) традиционно принадлежит региональным банкам и местным финансовым организациям. Соответственно, текущее положение региональных банков определяет и возможности кредитования. В 2014–2015 гг. в этой сфере наметились положительные тенденции, однако статистические данные пока не позволяют говорить об устойчивом росте предоставленных займов.

В последние два десятилетия существенно изменяются связи малых и крупных компаний. Суть перемен состоит в постепенной модификации вертикальных группировок кэйрэцу, переходе к преимущественно сетевой структуре отношений заказчиков и подрядчиков, расширении горизонтальных взаимодействий между ними, увеличении числа партнерских предприятий. Признаки традиционных кэйрэцу в настоящее время сохраняются лишь в области электротехнической и автомобильной промышленности.

В большинстве других отраслей идет создание сетевых структур. С точки зрения МСП это означает необходимость самостоятельных действий на внутреннем и внешнем рынке, поиска рыночных ниш, формирования собственных рыночных стратегий.

Серьезные ограничения на деятельность МСП накладывает недостаток квалифицированного персонала. Ряд характерных черт современного рынка труда (низкая безработица, нестабильная динамика оплаты и сокращение занятости на МСП) негативно сказываются на малых фирмах. В то же время работники крупных предприятий тоже переживают не лучшие времена, поскольку традиционные системы пожизненной занятости и оплаты в зависимости от возраста и стажа замещаются трудом на временной и контрактной основе. Одновременно возрастает нагрузка на постоянных работников, т. е. происходит интенсификация их труда. Перечисленные факторы действуют в различных направлениях. Поэтому, с одной стороны, на протяжении нескольких лет в Японии сокращается соотношение вакансий на МСП и числа университетских выпускников, желающих получить там работу. Если в 2010 г. количество вакансий превышало число желающих в 4,4 раза, то в 2013 г. этот показатель снизился до 3,3 раз. С другой стороны, в 2014 г., по данным проведенных опросов, только 43,8 % МСП заявляли, что обеспечили свои потребности в персонале, а 56,2 % испытывали недостаток кадров. В течение трех лет с момента поступления оттуда увольнялись 44,2 % молодых работников. В целом в 2010‑х годах проблема кадров продолжала обостряться, а недостаток трудовых ресурсов наиболее часто назывался представителями МСП в числе причин их низкой прибыльности и сложностей в освоении новых рынков [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

В современной экономике процесс образования предприятий считается необходимым для обновления производства, использования креативного потенциала предпринимателей и создания рабочих мест. Соответственно, поддержка создания стартапов (startups) во всем мире становится важным направлением деятельности по развитию МСП. Исследования показывают, что в Японии возникает в два раза меньше стартапов, чем, например, в США и в Великобритании. Кроме того, руководители уже действующих японских фирм явно предпочитают не быстрый рост и постоянное обновление, а стабильную и устойчивую деятельность без крутых подъемов и спадов. Согласно результатам опросов (2012) цель расширения бизнеса ставят перед собой только 28 % основателей стартапов, 69 % заявляют о предпочтении стабильных продаж перспективам роста, а 3 % хотят сократить или ликвидировать свой бизнес [Small and Medium Enterprise Agency, 2013]. Большинство предпринимателей нацелены на местный или региональный рынок, и лишь 10 % из них намерены расширять зарубежные операции. Главные трудности подстерегают основателей стартапов в периоды регистрации, поиска финансирования, начала реальной деятельности (когда сказывается недостаток опыта и знаний в области менеджмента), а также во время привлечения квалифицированного персонала.

Кроме перечисленных выше факторов, на деятельность МСП влияют состояние экономики регионов, государственное регулирование, налоговая система и многое другое. Правительство Японии ищет пути для улучшения ситуации в каждой из этих сфер. В целом можно заключить, что малые и средние предприятия, так же как и крупные, находятся на переходном этапе развития. Потребительский рынок страны вступает в стадию зрелости и насыщения, происходят серьезные изменения внутренней и внешней деловой среды. Модифицируются механизм финансирования, связи с партнерами, трудовые отношения. Бизнес принимает глобальный характер. Вслед за коррекцией деловой среды постепенно формируется новая национальная модель деятельности МСП.

 

4.7. Бизнес‑ассоциации: виды и функции

 

Среди важнейших особенностей японской экономики обязательно следует назвать традиционно сильные и разнообразные связи общества и бизнеса. Эти связи имеют под собой прочную основу. Во‑первых, на протяжении всех послевоенных лет государство и правительство играли здесь активную роль в формировании гражданского общества и частного сектора. В стране сложилась сеть государственных институтов и организаций, оказывающих серьезное влияние на состояние экономики. В качестве примера можно назвать два японских министерства (Министерство финансов и Министерство экономики, торговли и промышленности), которые в течение нескольких десятилетий формулируют и осуществляют государственную экономическую политику.

Во‑вторых, в сфере бизнеса возникло множество ассоциаций и союзов, которые позволяют японским компаниям вырабатывать коллективное мнение по главным трудовым, политическим и социальным вопросам, оказывать воздействие на правительство и отстаивать интересы деловых кругов. Три важнейшие организации (Федерация экономических организаций, Ассоциация руководителей предприятий и Торгово‑промышленная палата) будут подробно рассмотрены ниже. Отметим лишь, что широта охвата предприятий, организационная мощь и общественное влияние бизнес‑ассоциаций делают их влиятельной силой общественного развития.

В‑третьих, между правительственными, деловыми и общественными кругами сформировалась система обмена мнениями и выработки коллективных решений, приемлемых для всех заинтересованных сторон. Примером этого служит регулярное обсуждение представителями деловых кругов и профсоюзов ежегодных трудовых контрактов, в ходе которого оговариваются условия труда, оплаты и взаимные обязательства предпринимателей и рабочих.

Все три перечисленных элемента в Японии распространены шире, организованы лучше и влияют на экономику сильнее, чем в большинстве других стран. Именно поэтому в начале 1980‑х годов представители американских СМИ начали использовать для характеристики японской системы отношений деловых, государственных и общественных институтов термин «корпорация Япония» (Japan Incorporated, Japan Inc.).

Это понятие, собственно говоря, не имеет точного определения и применяется для описания всех присущих Японии национальных особенностей взаимодействия бизнеса и общества. Прежде всего оно охватывает тесноту и силу связей труда, капитала и государства, а также координацию их деятельности и ориентацию на общенациональные интересы. В конце 1980‑х годов «корпорация Япония» была синонимом ограничения свободы рынка и государственного вмешательства. Однако по мере либерализации экономической деятельности в 1990‑2000‑х годах этот аспект в значительной степени утратил свое значение. В настоящее время термин «корпорация Япония» применяется преимущественно для обозначения развитой системы согласования мнений и отстаивания интересов бизнеса.

В данном разделе мы остановимся лишь на одном аспекте рассматриваемого явления, а именно проанализируем организационные формы взаимодействия деловых организаций.

Прочная и развитая система бизнес‑ассоциаций, получившая название «дзайкай» (zaikai), сложилась в Японии к концу 1970‑х годов. Термин «дзай‑кай» обозначает тесно взаимодействующие организации представителей всех уровней и отраслей экономики. На протяжении 1970‑2000‑х годов система дзайкай продемонстрировала большой потенциал обновления и приспособления к новым условиям. В частности, в 2002 г. произошла консолидация, т. е. слияние двух главных действующих ассоциаций. Организация Никкэйрэн, выполнявшая функции головного коллективного представительства работодателей в отношениях с профсоюзами, была ликвидирована и соединена с Федерацией экономических организаций (Кэйданрэн). Последняя расширила свое влияние и превратилась в ведущую ассоциацию японского бизнеса.

На протяжении 1990–2000 гг. наблюдалась модификация механизмов политического влияния деловых ассоциаций. Это иллюстрируют следующие события: дифференциация политических связей в период кризиса либерально‑демократической партии (1993–2001); временный отказ от политического финансирования (одна из причин поражения ЛДП на выборах 1993 г.); восстановление системы децентрализованных взносов на политические цели (2003); резкое сокращение политической поддержки со стороны членов ассоциаций в период правления социал‑демократической партии (2009–2012), а также постепенное восстановление взносов на политические цели начиная с 2013 г.

Бизнес‑ассоциации активно сотрудничали с общественностью и правительством в разработке направлений политических, экономических и социальных реформ в 1990–2000 гг. Несмотря на падение влияния по сравнению с 1980‑ми годами, Федерация экономических организаций (Кэйданрэн), несомненно, оставалась важной силой, подталкивавшей правительство к экономическим и политическим реформам и антикризисным мероприятиям. После серии природных катаклизмов 2011 г. в Кэйданрэн развернулась острая дискуссия по вопросам ядерной энергетики. Ряд представителей крупного бизнеса, таких как Х. Микитани (H. Mikitani, президент ведущего интернет‑ритейлера Rakuten), выступили с проектами реформы энергетической отрасли, но столкнулись с оппозицией и в знак протеста покинули ассоциацию. Тем не менее Кэйданрэн сумел выработать единую позицию и выступил за повышение потребительского налога, участие в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и активно поддержал три элемента экономической политики кабинета С. Абэ (увеличение денежного предложения, расширение бюджетных расходов, стимулирование экономического роста). Всё это еще раз доказало, что в формировании экономической политики со стороны бизнеса Кэйданрэн по‑прежнему играет одну из ведущих ролей.

В настоящее время в деятельности ассоциаций японского бизнеса наблюдаются следующие явления: 1) децентрализация (ограничение полномочий центральной организации, укрепление связей с региональными и местными ассоциациями, «прямое членство» и т. д.); 2) «менеджеризация» (сближение принципов функционирования аппарата ассоциации с частными компаниями); 3) дифференциация (способность улавливать запросы и откликаться на потребности членов). По‑видимому, в целом происходит двойственный процесс. С одной стороны, японская система постепенно приближается к американской модели, основанной на плюрализме, существовании альтернативных посредников в представительстве интересов, значительной роли крупных компаний. С другой стороны, сохраняется институциональное своеобразие японских бизнес‑ассоциаций, которое выражается в следующем: головные ассоциации существуют и на национальном, и на отраслевом уровне; продолжает действовать коллективное представительство работодателей в отношениях с профсоюзами; налажены тесные связи с государственными и общественными структурами.

Рассмотрим подробнее организационную структуру трех крупнейших бизнес‑ассоциаций в Японии, к которым относятся Федерация экономических организаций (Кэйданрэн), Ассоциация руководителей компаний (Кэйдзай доюкай) и Торгово‑промышленная палата (Ниссё). Кэйданрэн представляет крупные компании, в основном из сферы промышленности. Кэйдзай доюкай включает руководителей крупных компаний всех отраслей экономики. В Ниссё представлен малый и средний бизнес, организованный по территориальному принципу. В целом три названные ассоциации объединяют большинство ведущих компаний, отраслей и слоев бизнеса Японии.

 

Федерация экономических организаций Японии (Кэйданрэн, или Кэйдзай дантай рэнгокай, Japan Business Federation) – это крупнейшая бизнес‑ассоциация Японии, занимающаяся широким спектром экономических, трудовых, бюджетных, административных и международных проблем. Приведем ее основные характеристики.

Состав: 1329 крупных компаний, 109 промышленных отраслевых ассоциаций, 47 региональных экономических организаций (2015).

Создана в 1948 г. на основе Совета экономический федераций (существовал с 1922 г.), в 2002 г. объединена с Никкэйрэн (Нихон кэйэйся дантай рэммэй) – Федерацией предпринимательских организаций Японии, занимавшейся связями с профсоюзным движением и трудовыми вопросами со стороны работодателей.

Миссия: «…укрепление корпораций, частных лиц и местных сообществ, а также поддержка деятельности компаний, вносящих вклад в устойчивое развитие экономики Японии и повышение качества жизни японцев» [Официальный сайт Кэйданрэн].

Задачи: «Япония находится на поворотном участке развития и должна предпринять усилия для преодоления дефляции и заметного оздоровления экономики. Другими приоритетами являются бюджетная консолидация и достижение первичного профицита к 2020 г., обеспечение стабильного энергоснабжения, ревитализация экономики регионов. борьба с сокращением населения и вовлечение женщин в экономическую деятельность, активное участие в экономической дипломатии с целью развития международных связей во всем мире» (из послания председателя Кэйданрэн С. Сакакибары (S. Sakakibara), 2016 г.).

Управление: общее собрание, председатель и 14 вице‑председателей, 64 комитета по внутренним и внешним экономическим проблемам, Совет директоров, Совет исполнительных директоров, Секретариат в составе 5 управляющих, 16 бюро, 49 рабочих комитетов (2016).

Финансирование: взносы, различающиеся в зависимости от объема продаж компании. Уровень взносов не разглашается, но СМИ сообщают, что для крупных фирм ежегодные суммы могут достигать десятков миллионов иен. Общая сумма доходов в 2014 г. составила 6,4 млрд иен (около 60 млн долларов).

Подробная информация на английском языке: интернет‑сайт Кэйданрэн (www.keidanren.or.jp).

 

Ассоциация руководителей компаний Японии (Кэйдзай доюкай, Japan Association of Corporate Executives) – это крупнейшее добровольное объединение руководителей компаний (независимо от их размера), включающее представителей некоторых иностранных фирм.

Состав: около 1400 руководителей 950 корпораций (2016). Создано в 1946 г. по личной инициативе 83 ведущих бизнесменов, желавших внести вклад в послевоенное восстановление экономики Японии. Особенность: в отличие от других ассоциаций бизнеса, Кэйдзай доюкай создана на принципах не корпоративного, а индивидуального членства.

Миссия: развитие японской экономической системы, содействие решению важнейших задач, стоящих перед страной в сфере повышения благосостояния японского общества.

Задачи и методы работы: независимые исследования и формирование предложений правительственным органам и деловому сообществу по таким направлениям, как реформы в управлении корпорациями, административные реформы для построения «малого правительства», среднесрочное прогнозирование экономики, международные экономические связи.

Управление: общее собрание, председатель, 40 комитетов по выработке направлений политики, исполнительный совет, ряд рабочих групп и т. д.

Подробная информация на английском языке: интернет‑сайт Кэйдзай доюкай (www.doyukai.or.jp).

 

Торгово‑промышленная палата Японии (Ниппон сёко кайгисё, Ниссё, Japan Chamber of Commerce and Industry) – старейшая и самая массовая общенациональная организация деловых кругов, объединяющая в основном мелкие и средние предприятия.

Состав: 514 региональных ТПП, включающих примерно 1,27 млн компаний‑членов (2016).

История: Первые ТПП появились в 1878 г. в Токио, Осаке и Кобэ. В 1892 г. образована первая Всеяпонская федерация ТПП, объединившая 15 палат различных городов и префектур. В 1922 г. создана общенациональная ТПП Японии, серьезно изменившаяся с тех пор, но существующая до настоящего времени.

Особенности: действует на основе специального закона, согласно которому все ТПП имеют региональный характер (не более одной палаты в одном городе), создаются на добровольной основе по межотраслевому принципу, не занимаются политической деятельностью, а также работают как общественные организации, не стремящиеся к извлечению прибыли.

Миссия: «…содействовать торговле и промышленности в Японии путем координации и объединения всех торгово‑промышленных палат страны, представлять их точку зрения и сотрудничать с другими экономическими организациями в Японии и за рубежом» (из Устава ТПП Японии).

Задачи и методы работы: обобщение и анализ предложений местных палат; защита интересов членов палаты в парламенте, правительстве и других организациях; консультирование членов палаты; координация региональной деятельности в области территориального размещения производства; помощь в организации ярмарок и выстав<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.