Тема 5. Общая характеристика курса «Основы философии» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 5. Общая характеристика курса «Основы философии»

2023-01-16 30
Тема 5. Общая характеристика курса «Основы философии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемные вопросы:

1. Функции философии в культуре, ее роль в жизни человека и общества. Значение формирования философской культуры личности.

2.  Философское и научное мышление.

3. Человек и мир сквозная проблема курса: содержание и персоналии.

4.  Основные задачи курса «Основы философии».

 

1) Философия (др.-греч. φιλοσοφία дословно - любовь к мудрости) - наука о наиболее общих принципах развития природы, общества и мышления, наука о всеобщем в отношении человека и мира.

Философия лежит в основе почти всех существующих гуманитарных наук, но не только их. Например, философия лежит в основе математики, логики и других естественных наук, определяя их смысл в целом.

 

Основными пробелами философии являются:познаваемость мира, вопросы об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

Цель философии - заинтересовать человека ценностями мира, позволить ему выйти из его же «зоны комфорта», придать его жизни смысл.

Задача философии - развитие мировоззрения.

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

К функциям философии относятся:

1. Мировоззренческая - способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

3. Мыслительно-теоретическая - выражается в том, что философия учит мыслить и теоретизировать;

4. Гносеологическая - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;

5. Критическая - критиковать окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия;

6. Аксиологическая - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др;

7. Социальная – помогает понять общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы;

8. Воспитательно-гуманитарная - состоит в том, чтобы привить каждому человеку и обществу в целом гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

9. Прогностическая – позволяет спрогнозировать тенденции развития, человека, природы и общества;

10. Человеко-творческая функция заключается в том, что философия осознает культурный смысл данной эпохи (категории культуры), осмысливает его, доводит до общества и тем способствует образованию и воспитанию людей. Философия развивает критическое мышление и вырабатывает определенное искусство жить. 11. Гедонистическая - философия и процесс философствования доставляет человеку удовольствие, радость.

Роль философии в обществе состоит в том, что философия необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Также она философия способствуют закреплению у человека норм марали и этики, характерных для общества ценностей, что в свою очередь позволяет людям жить в мире и гармонии друг с другом.

Структура современной философии:

1. Учение о бытие (онтология) — включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его главных принципах.

2. Учение о познании (гносеология) или теория познания — философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.

3. Учение о человеке (философская антропология) и учение о ценностях (аксиология) — это анализ проблем человека, его природы и сущности, образа его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.

4. Учение об обществе — социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом, она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.

5. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Логика учит правильно рассуждать.

6. Этика — философская дисциплина, предметом исследования

которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо» и др.

7. Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

 

2) Нау́ка — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение,уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Филосо́фия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Отличия философии от науки: 1) философия – целостное знание, наука – отдельные дисциплины; 2) философия – ценностное знание, в науке главное – истина. Остальное – общее. Если так ставить вопрос, то надо определить, что такое наука → критерии науки: 1) доказательность; 2) логическая непротиворечивость; 3) эмпирическая подтверждаемость; 4) системность; 5) простота; 6) воспроизводимость; 7) в результате получается новое знание.

(Лекция Л.Е. Яковлевой) Наука и философия (зависит от определения предмета философии).

Общее: стремление к познанию истины, открытость для критики всех полученных результатов.

Различия: 1) наука влияет на мировоззрение, но это не цель науки, а побочный эффект, нет вопроса об исходных основаниях культуры, может изучать человека, не обращает внимания на способность человека к самопознанию. Философия: ценно ли знание, если оно вредно для человека? Если нет, то что делать с ценностью истины? Все ли средства хороши? Если нет, то наука – не абсолютность. Философия определяет цели человеческой деятельности, для философии цель – культура, если в науке что-то вредит, оно вредит культуре;

2) подход к объекту исследования. В науке детализация, конкретный объект; в философии главное, какое место занимает исследуемый объект в общей картине мира, жизненный смысл явлений, изучаемых науками.

3) философия начинает исследовать раньше, чем наука (идея атомов и пустоты у Демокрита).

4) в философии – рефлексия над культурой.

Концепции взаимоотношений философии и науки.

а) Метафизическая. Философия – наука наук (Древняя Греция), знание ради истины, а не практики.

б) Позитивизм (Конт) – наука – сама себе философия, философия – методология науки. Э. Мах: научная философия – психология научного творчества.

в) Экзистенциализм: разводят философию и науку, они не зависят друг от друга.

г) Диалектическая концепция: логическая преемственность, философия – рефлексивная, общая часть науки, наука – конкретика и применение; постоянный взаимообмен.

Сейчас падает вера в связь прогресса общества и прогресса в науке. Опасно: люди усваивают технические достижения и безразличны к культурным ценностям, научная активность считается выше культурной, снижение культурной значимости научных представлений о мире. Несмотря на развитие науки, многих катастроф избежать не удается, наука на практике не очень помогает (или далеко не всем людям). Нужен этический контроль над наукой.

Э.Мах «Философское и естественно-научное мышление»Метафизика физики. Век ХХ-й Обращение к взглядам и научному наследию Эрнста Маха (1838-1916), великого естествоиспытателя, физика и философа рубежа XIX и XX веков, чрезвычайно важно и знаменательно на грани XX и XXI веков, поскольку и в эпоху Маха, и в настоящее время вхождение в новое столетие сопровождалось пересмотром

ключевых понятий и принципов фундаментальной теоретической физики. В своих трудах Эрнст Мах критически проанализировал основные положения классической физики Галилея-Ньютона, лежащие в основе господствовавших тогда метафизических представлений. Проделанный им анализ не потерял своей актуальности и в наши дни, когда происходит пересмотр парадигм, составлявших фундамент физической картины мира XX века. Заметим, что многие понятия классической физики XIX века остаются до сих пор незыблемыми, а некоторые высказанные Э. Махом идеи еще не нашли своего воплощения в науке. Напомним, в классической физике XIX века, основанной на трудах Галилея и Ньютона, ключевыми категориями были абсолютное классическое пространство (и время), погруженная в пространство материя и силы, описываемые в терминах полей переносчиков взаимодействий. Названные категории имеют метафизический характер, поскольку отражают редукционистский подход к физическому мирозданию, когда этим категориям придается первичный, онтологический смысл, а физическая реальность мыслится как составленная из этих сущностей. Такую метафизическую парадигму следует назвать триалистической - по числу ключевых категорий. Альтернативой редукционистскому подходу является холистский подход, в котором, напротив, единое целое (мир) имеет первичный (онтологический) статус, а выделяемые из него части имеют вспомогательный, вторичный характер. Холистский подход составляет суть монистической метафизической парадигмы. Первая треть XX века была отмечена в науке пересмотром статуса названных категорий, отрицанием их абсолютного неизменного характера и независимости друг от друга. В итоге на смену ньютоновой классической механике пришли общая теория относительности и квантовая теория, положенные в основу физической картины мира XX века. Суть эйнштейновской общей теории относительности состоит в отказе от категории гравитационного поля как самостоятельной сущности и в описании гравитационного взаимодействия посредством перехода к новой обобщенной категории искривленного пространства-времени. В общей теории относительности нет пространства-времени и гравитационного поля как отдельных сущностей, а есть искривленное (риманово) пространство-время. Этот переход имеет метафизический характер - две метафизические категории заменены на одну обобщенную. Заметим, что третья - ньютоновская категория материи (частиц) - осталась незатронутой: она включается в виде тензора энергии-импульса в правую часть уравнений Эйнштейна. Таким образом, общая теория относительности положила начало переходу от триалистической метафизической парадигмы к дуалистической - (к геометрическому миропониманию). Этот процесс был продолжен в XX веке созданием многомерных геометрических моделей физических взаимодействий типа теории Калуцы - Клейна, где геометризуются также электромагнитное и другие поля переносчиков взаимодействий. Другая дуалистическая парадигма проявилась при открытии квантовой механики, где вместо категории полей и частиц была введена обобщенная категория поля амплитуды вероятности пребывания материи в различных состояниях, в частности, в различных местах классического пространства-времени. Последнее представляет собой вторую категорию новой дуалистической парадигмы квантовой теории (физического миропонимания). Таким образом, фактически была использована другая комбинация перехода от трех классических категорий к двум новым, обобщенным.

Э.Гуссерль. Философия как строгая наука

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии - феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы Предметов и событий.

По Э. Гуссерлю, феноменология - это 'строго научная философия' о феноменах сознания как о чистых 'сущностях, образующих мир идеального бытия', о 'самоочевидных логических принципах', дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода 'феноменологической редукции'. В результате из рассмотрения исключаются (или 'заключаются в скобки') весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся 'к самим вещам' в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием обоснования, идеализации.

Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта - предельно обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е. описательной, наукой.

Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом томе своих 'Логических исследований' Гуссерль атакует психологизм своей эпохи, критикует попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы не психологичны по своей природе. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непременно нуждаются в определенном философском обосновании.

В 'Логических исследованиях' Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: Ее основной объект - это научное знание и познание, Ее цель - построить науку о науке, т.е. 'наукоучение'. Решающая проблема теории познания - проблема объективности познания. Философу, говорит Гуссерль, недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет привести в ясность, что такое по существу 'вещи', 'события', 'законы природы' и т.п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает возможным теорию и т.п. Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинное теоретическое познание. Гуссерль, повторяем, рассматривал философию как строгую науку - науку о феноменах сознания.

Вслед за рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился отыскать последние самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е. сведения высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех догматических принципов, которые вырастают на почве обычной 'естественной установки' сознания в своем отношении к миру. С его точки зрения, философия призвана стать борцом и за необходимое человечеству самосознание: как раз это и было основанием всего логического здания его системы. Гуссерль призывал к свершению 'эпохе' - воздержанию от какого-либо утверждения. В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания - интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет (заметим, что со времен древних мыслителей так и понимали отношение сознания к объекту). Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов.

Таким своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одно-цременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как 'значения', не обладающие собственным, самодостаточным статусом существования. В последний период жизни он обратился к идее 'жизненного мира', что вело его к философии жизни. Он [выступал против господства сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенционализма и герменевтики.

3) Центральная проблема философии – это вопрос о соотношении мышления и бытия, исходя из его разрешения выводятся представления о познаваемости мира, месте человека в объективной реальности, его соотношении с другими элементами бытия и другими людьми и т.д. Вопрос взаимоотношения человека и мира таким образом является частью или одной из интерпретаций основного вопроса и в той или иной форме затрагивается во всех философских концепциях и учениях.

Философию в целом можно назвать наукой о человеке, так как определяя мир, познавая его, занимаясь поиском его первоначал и законов существования, человек в первую очередь стремится познать себя, используя мир как пространство для проекции своих представлений и переживаний.

При этом на протяжении веков система взаимоотношений человек и мир существенно менялось, что находит свое отражение в становлении трех фаз развития философии:

космоцентрической,

теоцентрической,

антропоцентрической.

Космоцентрическая фаза

Космоцентрические установки доминировали в мышлении древних, они получили свое наибольшее развитие как в философии древней Греции, так Индии и Китая. Человек в данный период рассматривался как органическая часть единой вселенной – космоса. В философии все еще было сильно влияние мифологического мировоззрения согласно которому все живое и неживое находилось в родственной взаимосвязи между собой, а человек представлялся лишь одним из рядоположных явлений, качественно не отличаясь ни от животных, ни от духов, ни от самих богов, а находясь с ними в единой и органической связи. При решении социально-этических проблем древнегреческие философы – киники и гедонисты – видели высшее благо для человека в познании природы, так как через природу человек способен познать самого себя и обрести высшее удовольствие от жизни.

 

В философии Китая символом единой вселенной стал принцип дао – вне мировой сущности, закона, существовавшего еще до возникновения мира и самого времени, и направляющего естественное течение жизни, как богов, так животных, растений и камней. Человек также был частью этой системы, частью единой природы, и смысл его существования сводился к возвращению к дао, следование его принципам естественного хода событий, которые позволяли найти истинную гармонию с миром и благоденствие.

Теоцентризм

По мере развития как философии, так и общества, на место мифологического мировоззрения, пришло религиозное, в котором центральную позицию занимают не природа, и не идея единства всего сущего, а бог, который один является активным началом и создателем всего мира. Философия средних веков – это религиозная философия в центре которой стоит проблема бога, его постижения, движения к нему. Вместе с тем, по сравнению с космоцентрической фазой, положение человека значительно изменилось. Человек перестал быть естественной частью природы, он отделился и возвысился над ней, так как рассматривался уже как прямое отражение бога, его лучшее создание, созданное по образу и подобию высшего существа.

Более пристальное внимание стало уделять и внутреннему миру человека. Душевные переживания перестали интерпретироваться как естественные, они стали соотноситься с социальными нормами и правилами, моралью, высшими требованиями и идеалами. Как итог произошло не только отделения человека от природы, но и разделение самого человека на природную – телесную часть, обуреваемую животными желаниями и страстями, и духовную часть – его душу, сознание, разум, который стремится превозмочь животное начало, обуздать страсти и вести праведную жизнь, способную приблизить человека к божеству, т.е. по своей сути, возвыситься над мирскими тревогами и проникнуть в постижение сути самого человека, смысла его существования и назначения.

Именно в средние века зародилась идея человеческого смысла жизни не как некоего общего направления – достижения гармонии или благ, а в персонифицированном смысле – жизнь каждого человека получала право на свой индивидуальный смысл бытия, который был задуман божеством, а задачей человека становилась его разгадка и достижение.

Антропоцентризм

Период антропоцентризма берет свое начала в эпоху Возрождения и продолжается по настоящее время охватывая огромный промежуток истории развития философии, за время которого сменилось множество концепций и теорий. В период Возрождения произошел сам поворот в философии обозначавший отход от проблемы бога, непосредственно к проблеме человека, без применения каких-либо посредников. Человек сам стал для себя центром мироздания, передовые умы человечества поверили в силы человеческой натуры не только существовать, самостоятельно не нуждаясь в помощи космоса или бога, но активно осуществлять себя в мире, а развиваться, меняя мир к лучшему.

Пафос философии Возрождения отразился в возникновении гуманизма – направления мысли, для которого человек является высшей ценностью, а целью существования человека объявлялось его всестороннее развитие и совершенствования. Предполагалось что человек может быть талантлив во всем и освоить все сферы деятельности сочетая и глубины мысли, и художественное чувствование, и научное понимание, и высокие моральные качества.

В Новое время гуманистический посыл был реализован в философии Просвещения. В ее центр была помещена вера в безграничные возможности человеческого разума. Человек уже без сомнений назывался царем природа, естественной частичкой которой он был когда-то, философы верили, что благодаря развитию наук, человек сможет не только познать окружающий мир, но подчинить его и использоваться к собственному благу.

Социальные и экономические беды человечества обосновывались через невероятную степень невежества и необразованности, в которую было опущено основное населения. Философыпросветители полагали, что приобщение широких масс к светочу знания, к бескрайним возможностям разума, является панацеей способно разрешить любые проблемы и противоречия на пути человечества, отказаться от изжившей себя феодальной системы и построить справедливое общество.

Однако реализация идеалов просвещения на практике показала, что человеческий разум не настолько всемогущ, что даже образованные люди способны творить ужасные вещи, а результаты научного прогресса используются не только во благо, но и во вред человечеству, что привело к развитию новых, постклассических концепций, занятых поиском нового места для человека.

К числу данных направлений можно отнести:

марксизм, где человек рассматривается как продукт общественных отношений;

религиозную философию, для которой человек – это духовное существо;

экзистенциализм, занимающийся проблемами индивидуального бытия, существования человека в отчужденном от него мире.

4) Программа учебного курса «Основы философии» подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Программа предназначена для студентов очной формы обучения специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.

Курс «Основы философии» призван усиливать присущую каждому человеку способность суждения – научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более разнообразном мире.

Цель и задачи курса «Основы философии» определяются спецификой предмета и выполняемыми им функциями, что соответствует общему принципу гуманизации образования.

Цель дисциплины:

- формирование высокого уровня философской культуры и рационального мышления будущего специалиста, правильного понимания сущности современных мировоззренческих проблем, их источников и теоретических вариантов решения, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей;

- формирование общекультурных компетенций, умения применять философские знания для анализа общественных отношений, развитие умений логично формулировать и грамотно излагать мысли, аргументировано отстаивать убеждения;

- формирование научных основ мировоззрения студентов, ориентирование на логический, методологический и философский анализ развития и функционирования различных сфер жизни общества, его социальных институтов, на научное обеспечение деятельности органов управления в системе государственной власти, в общественных организациях и коммерческих структурах, на качество профессиональной деятельности будущих специалистов.

Задачи изучения дисциплины

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

- усвоение философской терминологии;

- понимание структуры философского знания и проблематики;

- освоение богатства историко-философского наследия;

- изучение современных тенденций в развитии философии;

- использование философских знаний в различных областях социальнополитической и профессиональной практики.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.