Тема 2. Компетентностная модель обучения философии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 2. Компетентностная модель обучения философии

2023-01-16 25
Тема 2. Компетентностная модель обучения философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемные вопросы:

1. В чем специфика компетентностной модели преподавания философии?

2. Что Вы вкладываете в понятие «овладение культурой философского мышления?

3. Почему философия имеет первостепенное значение в развитии культуры мышления современного человека?

4. Надо ли учить студентов философствовать?

 

1) Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации.

В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательной деятельности на определенном этапе, уровне, в течение конкретного периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами планирования учебно-воспитательной работы, составления образовательных программ.

Компетентностный подход ориентирует образовательный процесс школы на профессиональную ориентацию учащихся т.е. выбору будущей профессии и подготовку к обучению в высшей школе для ее получения. Что касается обучения в высшем учебном заведении, то компетентностный подход ориентирован на формирование навыков будущего специалиста, а также развитие профессиональных качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности разного рода.

Сущностными характеристиками образовательной деятельности, основанной на компетентностном подходе, являются:

1. Применение избыточной информации в содержании образовательных программ. Это ориентировано на формирование навыков работы в разных условиях и обстоятельствах, умений опираться на опыт своей предыдущей деятельности, применять знания в новых обстоятельствах;

2. Преобладание самостоятельной познавательной работы в учебном процессе;

3. Отбор содержания образовательных программ в соответствии с субъектным опытом учащихся;

4. Опора на практические задания в обучении. Они преобладают над теоретическими данными и ориентируют учащихся на использование знаний в разных ситуациях;

5. Сочетание разных форм обучения и разных методов в зависимости от целей и задач образования и познавательного потенциала учащихся;

6. Обязательная рефлексия образовательной деятельности. У учащихся формируются навыки адекватной оценки своей познавательной деятельности, а также деятельности других учащихся, оценивания коллективной или групповой работы, а также эмоционального состояния, испытываемого в ее ходе;

7. Опора на субъектную оценку образовательных результатов каждого учащегося

Знания и навыки формируются в комплексе. Это требует применения иных методов и технологий обучения.

Компетентностный подход отличается от традиционного иными целевыми ориентирами. Он предполагает не просто передачу знаний учащимся и их накопление. Он учит применять эти знания в практической деятельности для решения разнообразных задач. Иными словами, он ориентирован на формирование основ самостоятельного познания и использование своих знаний разными способами и в разных ситуациях. Поставленные цели образования отражают объективные потребности учащихся.

Принципы компетентностного подхода в образовании

Принципами организации образовательной деятельности, согласно компетентностному подходу, являются следующие:

1. Принцип всеобщей образованности. Он означает, что образование ориентировано не только на профессиональное развитие личности, но и на ее социальное становление, общее развитие, освоение основ жизнедеятельности.

2. Принцип самоанализа и самооценки. Он предполагает самостоятельный выбор своего образовательного пути и оценку своих достижений учащимися, внесение коррекции и совершенствование своих знаний и навыков.

3. Принцип вариативности образовательной деятельности. Предполагается разнообразие форм самостоятельного познания и развития.

4. Принцип матричной структуры управления. Образовательное заведение контролируется внешними организациями, проводящими аудит его деятельности и, оценивающих его итоги. Также, к взаимодействию и управлению привлекаются родители и учащиеся.

5. Принцип опоры на собственный опыт учащихся. Обучение опирается на развитие навыков самостоятельного познания и получения опыта путем совершения проб и ошибок, испытания своих сил и возможностей.

6. Принцип дидактической структуры содержания образовательной деятельности. социальный опыт преобразуется в дидактический материал, передаваемый учащимся и ориентированный на формирование у них основ мировоззрения, выработку нравственных ориентиров деятельности, развитие познавательной сферы и расширение кругозора во всех областях знания.

7. Принцип уровневой оценки итогов образовательной деятельности. Происходит оценка результатов освоения образовательной программы на основе их сопоставления с конкретными критериями, отражающими тот или иной уровень образованности учащихся на конкретной стадии обучения.

Условия реализации компетентностного подхода в образовании

Компетентностный подход в образовании может быть реализован на основании соблюдения ряда условий:

1. Отражение личностного роста и потенциальных возможностей учащихся в целевом назначении образования

2. Знания не даются в готовом виде. Формируются навыки их самостоятельного поиска и применения в разных обстоятельствах.

3. Использование адекватного объема содержания образовательного материала. Знания должны иметь конкретную направленность и ценность. Их количество не обуславливает качество.

4. Включение в образовательный процесс заданий различного характера: с известным решением и неизвестным, с применением шаблонных методов решения и творческих подходов.

5. Включение большого объема самостоятельной работы учащихся в образовательный процесс.

6. Связь учебной дисциплины с другими компонентами образовательной деятельности.

7. Построение обучения на основании мотивации учащихся к познанию. Обучение должно быть реализовано на основании увлечения учащимися, проявления ими интереса к познанию.

8. Создание условий для овладения личностью значимыми для нее знаниями и навыками.

2) Все люди и особенно специалисты нуждаются в философии, относящейся к истинным знаниям и моральным ценностям как к факторам, развивающим культуру мышления. Именно такое пони­мание дает людям необходимые и достаточно точные знания для того, чтобы жить и действовать по объективным законам природы и общества. «Знание — сила», — заявлял Ф. Бэкон (1561—1626). Или: «Искусство — зеркало общественного строя» — провозглашал Р. Вагнер (1813—1883). Оба утверждения свидетельствуют о жиз­ненной пользе знаний. Более того, даже цели и задачи религии всем известны и понятны: учить подчинять себя (свою судьбу) бо­жьим законам справедливости и смирения: «Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (библейское изречение).

Культура философского мышления состоит в том, что в нем живуче творческое начало, где господствует критическая мысль по отношению к устаревшим знаниям, где рождается стремление по­нять смысл и назначение человека, где уважение к философии ес­тественно. По Бердяеву, «философия всегда была прорывом из бес­смысленного, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла». Смысложизненная нацеленность философии в фундаментальных науках, духовной куль­туре вызывает заинтересованное отношение к ней специалистов, прежде всего «конструкторов искусственного интеллекта» (ИВТ), в целях критического осмысления бытия жизни, стиля интеллектуального познания и практического преоб­разования окружающего мира и человека в нем.

Каждый человек не только осмысливает знание о мире, но и оценивает сам характер познания. Это субъективное поле бытия мысли и является той интеллектуальной данностью, которая на­страивает мышление на критическое осознание всех уже имеющихся знаний и мнений, полученных наукой, искусством, медициной, религией. Философствовать — значит проницательно-критичным умом настраивать творческую мысль на ценностное осмысление и отношение к любому знанию. С философии, собственно, и начи­нается ценностный подход к интеллектуальной культуре, когда об­ласть познания естественного мира и творчества нового оказывает­ся поглощенной критическим осознанием. Мыслители, как правило, не довольствовались тем, что осваивали философские работы сво­их предшественников, а всегда предлагали и свое оценочное виде­ние мира, общества и роли человека в них. «Философия есть функция жизни, самосознание и просветление жизни, она совершает свое дело в жизни и для жизни и всегда зависела от того, что-совер­шалось в глубине жизни» (Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М, 1994. - С. 23).

Философский разум анализирует и синтезирует то, что познано наукой, но оценочно ею не осмыслено с позиции интересов и по­требностей человеческого бытия. В жизнедеятельности людей все­гда есть нечто такое, что побуждает философствовать не только философов-профессионалов и даже не только по-особому мысля­щих людей — ученых, инженеров, но практически каждого человека. А поэтому необходимо не только изучать философские учения про­шлого с целью свести их в общую мировоззренческую картину, но и самостоятельно осуществлять ценностное осмысление научных и иных достижений.

Специалистам в области ИВТ надо стремиться искать ответы на ключе­вые вопросы бытия, которые определяют содержание философии, обогащающей смыслом все науки, в том числе кибернетические.

Во-первых, что составляет ее главное «философское пространство», скажем, в инженерном творчестве и каково соотношение в нем общефилософского, технического, технологического и научного знания?

Во-вторых, надо ли создавать единую учебную дисциплину по фунда­ментальной философской системе, сравнимой, например, с кантовской, гегелевской, марксистской, или она настолько многозначна, плюралистична, что к таковой и не надо стремиться?

В-третьих, есть ли научные основания у философии, т.е. из каких начал она исходит, на что опирается в объяснении (экспликации) возникно­вения и эволюции знаний о Вселенной, о развитии общества и человеческого разума?

Это все коренные вопросы, нацеливающие людей на повыше­ние философской культуры. Поиск ответов на эти вопросы позво­лит им лучше понимать единство мира вещей и идей, критично определять их качественные признаки, опираясь на ценностные параметры философии. Кстати, ключ к разрешению первых двух вопросов — в ответе на третий, определяющий назначение филосо­фии в системе высшего образования. А поскольку этот вопрос яв­ляется метафизическим, т.е. не физическим (природным), а фунда­ментально-теоретическим, поиск ответа на него лежит в концепте философской культуры людей вообще и специалистов-инженеров в особенности. Назрела необходимость в концептуальном переосмыс­лении философской картины Вселенной на основе новых научных представлений о ней. Ее поставил и философски обосновал еще В.И. Вернадский, заявив, что наука, вскрывая новое, ломает ста­рые философские представления.

Философия, представляя собой интеллектуальную дисциплину, стремится переосмыслить все знания и на этой основе всеобъем­люще объяснить бытие. Этим она принципиально отличается от науки, искусства, медицины, религии. «Поэтому «философия», — считает русский философ-филолог М.М. Бахтин (1895—1975), — начинается там, где кончается научность и начинается инонаучность. Ее можно определить, как метаязык всех наук (у всех видов познания и сознания)» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 384). А.Н. Бердяев убеждал, что «философия — первород-нее, исконнее науки, она ближе к Софии; она была уже, когда науки еще не было, она из себя выделила науку» (Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. — М., 1994. — С. 49). В.И. Вернадский оценивал философию не иначе как жиз-невоззрение, мирочувствование и мироощущение, связанные с рационалистическим осознанием целостного мира.

Сегодня очевидно, что философия — это особый способ оце­ночной самоориентации ученых, медиков, художников в проблем­ном поле познания мира. В своем генезисе и последующем разви­тии философская мысль выступала исходной (изначальной) формой теоретического мышления. Она, кстати, долгое время по существу сама была единственной системой теоретического познания и в качестве таковой в значительной мере выработала процедуры и способы, в которых добывалось и развивалось теоретическое зна­ние, и его разные формы, в которых оно откладывалось. Характер­ным для современного сциентистского этапа развития познания мира является процесс заимствования философией методов из сферы внефилософского познания (науки, медицины, религии, искусства и т.д.).

Наука, медицина, искусство, религия действительно открывают перед мыслящими специалистами невиданные горизонты позна­ния действительности. Правда, их не следует переоценивать, нельзя абсолютизировать познавательные возможности науки и искусст­ва, биологии и медицины (обстоятельный разговор об этом впере­ди). Сегодня ясно одно: при неверном истолковании результатов научного или художественного постижения мира, общества можно легко запутаться самому и запутать других, при правильном же — открыть путь к истине, прекрасному, добру и т.д. Философия, что бы о ней ни говорили, не будучи сама наукой, порой больше, чем наука. Это, можно сказать, метапознание, т.е. мудрствование. Ведь современная философия вплотную подошла к выработке парадиг­мы космического мировосприятия, мирооценки и человекоразмерности самого мира, что непосредственно связано с потребностями и интересами людей в новом «мыслящем мировоззрении» как стер­жне универсалий культуры.

3) Латинское слово «cultura» означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. Философия – важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении.

По мере своего развития философия становится особой формой самосознания людей как субъектов истории, формой рефлексии (критический анализ) над культурой, над ее предельными смысловыми и ценностными основаниями.

В отличие от таких феноменов культуры как мифология, наука, религия и искусство, философия берет на себя задачи рационального анализа и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху.

По отношению к культуре в целом это означает, что философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и культурно-творческую функцию. Культурная роль философии заключается в том, что она улавливает умонастроения и жизненные ориентации людей, теоретически осмысливает их, выражает в виде «культурного проекта».

Можно выделить два основания духовной культуры: знания, отраженные в понятиях, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами - философия рефлексирует над основаниями культуры. При всем разнообразии подходов к пониманию философии, никто не оспаривает тот факт, что философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Именно благодаря этой особенности философия была определена великим немецким философом Гегелем как «квинтэссенция самосознания исторической эпохи» или «эпоха, схваченная в мыслях». Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.

В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, т. е. того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку реализовать свою личность. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

Актуальность философии имеет следующие предпосылки:

1) социальные, обусловленные становлением информационно-технологического производства, изменением характера общественных отношений и социальной структуры, ростом численности во всем мире слоев населения, относящихся к среднему классу.

2) научные, связанные с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук (синергетика, теория вакуума, антропный принцип, микроэлектроника и др.), определивших разработку современной научной картины мира;

3) теоретические, определяемые новыми разработками в области самой философии, ее расширяющимися связями с практикой.

Важнейшими достижениями современной философии являются:

а) цивилизационный подход к анализу общественных явлений, основанный на признании многообразных путей исторического развития самобытных культур.

б) принцип антропоцентризма в его обновленном содержании, которое превращает человека из природного в социально-историческое существо.

в) мир рассматривается философией как сложная многоуровневая саморазвивающаяся система с многовариантными возможностями взаимодействия своих фрагментов.

Вывод: Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире. Что очередной раз доказывает статус и важную роль философии в современной культуре.

4) К современному специалисту с высшим образованием предъявляются повышенные требования, он должен сочетать в себе множество различных качеств. Одним из них является наличие философской культуры (или культуры критического разума). В современных условиях (научно-технической революции, информационного «взрыва» и информационных технологий, глобализации, экологизации и других вызовов современности, увеличивающейся социальной нестабильности и взаимозависимости в мире и т.п.) освоение будущим специалистом определённой суммы философских знаний является средством овладения методами приобретения новых знаний и разрешения быстро меняющихся многообразных научных, технологических и социальных задач. Как определено в Национальной доктрине образования в РФ и Концепции модернизации Российского образования высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Требования, которые предъявляются сегодня к молодому специалисту, ставят перед вами совершенно определённые задачи – вы должны во время учёбы в вузе не только заложить прочный фундамент научных и профессиональных знаний, но и научиться применять полученные знания на практике, воспитать в себе навыки самостоятельной активной, творческой деятельности, без которых невозможно послевузовское непрерывное образование. Развитие творческих способностей, развитие теоретического, логического мышления, стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию необходимы специалисту в любой области. Каким специалистом вы будете, – во многом зависит от того, какие навыки самостоятельной работы Вы приобретёте в вузе.

Изучение философии во многом способствует решению указанных задач. Философия в силу специфики своего предмета и места в системе обучения выполняет свою мировоззренческую и методологическую функции – способствует формированию у вас идейной зрелости, убеждённости, умению творчески осмысливать философские положения и самостоятельно применять их при анализе глобальных, цивилизационных, культурных, общественно-политических, личностных, идеологических, научных, моральных и духовных проблем. Сам процесс овладения философией, в силу её внутренней логики, непосредственно способствует развитию абстрактного, теоретического, логического мышления - того, что называется формированием культуры мышления.

Однако, все эти «умения» не приходят сами собой, им нужно учиться, воспитывать в себе навыки самостоятельной, творческой работы. Такая работа оказывается трудной и сложной. Во-первых, потому, что вы от себя должны потребовать одновременно многих усилий: напряжения ума, памяти, воли, самокритики; иногда приходится заставлять себя активно и целенаправленно работать. Во-вторых, изучение философии, и в частности, её самой объёмной и полифонической части – истории философии, имеет свои культурные и интеллектуальные трудности, свою специфику. Поэтому проблема самостоятельной работы студентов по изучению философии является актуальной проблемой методики обучения философии.

Необходимо обратить ваше внимание на одну из специфических сторон философского знания. Его основные принципы и законы носят обобщающий, всеобщий, и в этом смысле, абстрактный характер. Поэтому основная трудность в изучении философии состоит, во-первых, в углублении вашего мышления, в выходе за рамки привычного, обыденного или узко специализированного мышления, на уровень научного философского знания. Во-вторых, в умении выделить и осмыслить методологическое значение философского знания, его принципов и законов для науки, культуры и практической деятельности, т.е. применять абстрактные философские положения к конкретному материалу науки, культуры, искусства или практического действия.

Чтобы жить в исторически определённом обществе и действовать в сфере материального производства, науки, искусства, управления и т.п., человек должен овладеть наличными условиями общественной жизнедеятельности. Мера овладения этими условиями и характеризует уровень развития человека, его культуру, и в частности философскую культуру.

Формирование философской культуры предполагает, в первую очередь, формирование культуры мышления, овладение научными принципами мышления, современным стилем мышления. Культура мышления современного человека – это умение правильно и глубоко мыслить, самостоятельно анализировать явления и процессы, вскрывать в них главное и существенное, это умение подойти к известному с новой стороны, отказаться от штампов и инерции мышления.

Ставя вопрос о философской культуре, надо исходить из необходимости различения таких понятий, как философия, философские знания личности и философская культура личности. В контексте изучаемой проблемы философия выступает в виде науки, являющейся объектом освоения.

Философские знания личности – это результат изучения философии: они могут быть разной степени полноты, быть более или менее глубокими и даже усвоенными формально, для экзамена или для моды. Философские знания личности выступают как начальный этап освоения философии.

Философская культура личности – это высший этап освоения человеком философии. Философская культура имеется только у тех людей, у которых философские знания стали элементом их взглядов и убеждений, которые владеют философскими знаниями и сознательно их используют в профессиональной, общественной и личной жизни. Философскую культуру личности можно определить, как действующие философские знания, это сплав философских знаний, убеждений и практического действия личности.

Философия как наука непрерывно развивается, находится в вечном поиске, а философия как учебная дисциплина тяготеет к устоявшемуся, к незыблемым основоположениям. Существующие учебники и программы по философии рассматривают развитие этой науки преимущественно ретроспективно. За пределами учебника идут научный поиск, дискуссии и обсуждения. Но этот живой импульс науки отражается в учебниках с временным отставанием, только в окончательных итогах. Между тем наука – это не только результат, но и процесс познавательной деятельности.

Первые же самостоятельное знакомство с учебной литературой по истории философии или философскими текстами обнаруживает ещё ряд конкретных затруднений: требуется достаточно много времени, терпения и усидчивости; вам трудно вникать в содержание философских понятий и грамотно их употреблять, трудно синтезировать, свёртывать, запоминать и воспроизводить прочитанный материал, логично и аргументировано строить свои ответы на семинарах или консультациях. Чтобы преодолеть эти трудности, кафедра философии предлагает вам методическое пособие в помощь при самостоятельном изучении философских произведений различных философов в курсе философии.

Основное назначение указаний – помощь вам правильно направлять самостоятельную работу, показать вам объём и глубину изучаемого материала, конкретизировать его; дать возможность продумать, проанализировать заданный материал, проконтролировать себя, – в результате чего вы должны приобрести уверенность в своих знаниях и успешно сдать экзамен.

Ещё в XVIII веке мыслитель и педагог И.Г. Песталоцци высказал мысль о том, что знание нельзя передать, можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик – не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь. Важно, чтобы у вас, в борьбе со своими личностными стереотипами и узкопрофессиональной инерционностью, стал развиваться познавательный интерес к предмету и проблемам философии, который бы стал одним из главных стимулов интеллектуальной активности в процессе изучения философии.

Под интеллектуальным интересом следует понимать выработанную у человека потребность в приобретении философских знаний, испытываемое им духовное удовлетворение как их содержанием, так и собственной интеллектуальной деятельностью, направленной на получение и усвоение этих знаний.

Необходимо обратить внимание на следующий факт. К сожалению, у определённой части студентов (да и у некоторых преподавателей технических дисциплин в вузе) не редкость обыденное представление о философии как об отвлечённых рассуждениях, когда философствующий считает возможным решать интеллектуальные задачи любой степени сложности обыденными средствами, своими лишь усилиями, без специальной подготовки, изучения опыта предшествующих поколений (без соответствующих методов и методик, правил).

Поэтому уже с первых шагов изучения основ философии студенту необходимо понимать, что философия - это специфический, универсально-синтетический способ духовно-теоретического освоения действительности, это высший тип мировоззрения (качественно отличный от мифологического, религиозного, обыденного, опытного, художественного и т.д.), существенными особенностями которого являются рациональность, концептуальность, системность и доказательность.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.