Методология управленческого консультирования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методология управленческого консультирования

2023-01-16 68
Методология управленческого консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подходов, методов, методик, приемов и стилей консультирования существует чрезвычайно много. Это разнообразие позволяет клиентам с очень необычными проблемами в конечном итоге находить консультанта, который отвечает особенностям их организации и личным чертам [5].

Однако консультированию свойственно не только разнообразие, но и определенное единство принципов и методов. Некоторые из них являются фундаментальными, ими пользуется подавляющее большинство консультантов[5].

Например, такой специальный метод быстрого обнаружения фактов, как психологическое тестирование, применяется только при определенных заданиях по отбору персонала. Некоторые консультанты даже выступают против этого метода [5].

Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий [5].

Целесообразно ввести понятия методики, методического инструментария (методической базы) консультирования, методологии и технологии консультирования [5].

Методика представляет собой совокупность корректных в методическом отношении директив, указывающих методы, способы и приемы действий и достижения поставленных целей [5].

Методический инструментарий (методическая база) представляет собой совокупность методик, которыми располагает исследователь, в нашем случае – консультационная фирма (консультант) [5].

Методология рассматривается еще более широко и представляет собой системное, целостное представление о подходах, принципах, методах действия в определенной сфере деятельности человека, например методология науки, обучения, консультирования и проч. [5].

Методология консультирования практически воплощается:

1) в интеллектуальной исследовательско-аналитической и проектной деятельности анализа проблем и разработки решений;

2) во взаимодействии с сотрудниками компании-клиента с целью внедрения знаний и разработок [5].

В консультировании широко применяются методы, разработанные в социологии, психологии, статистике, математике и других науках. Эта группа методов (среди них — интервью, опросы, тестирования, синтез, прогнозирование, наблюдения, групповая работа, деловые игры, экспертные оценки, мозговая атака, дерево целей, граф проблем и др.) наиболее полно освещена в специальной литературе [9].

Классификация методов консультирования дает возможность осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование тех методов, которые в наибольшей мере соответствуют характеру проблем организации-клиента, модели консультирования и складывающейся ситуации [5].

Один из самых распространенных подходов к классификации – выделение групп методов по этапам консультационного процесса (методы диагностики; методы выработки решений; методы внедрения разработок и рекомендаций) [5].

С развитием процессного консультирования стали разрабатываться методы вовлечения клиента в работу над проектом. В связи с этим ниже приведена группировка методов по другим критериям: технические (методы решения содержательной части проблемы) и человеческие (методы создания взаимоотношений, благоприятных для проведения изменений) [5].

Источниками информации для анализа консультантом являются:

1) записи, отчеты, публикации – это данные, хранимые в форме, пригодной для считывания или преобразования;

2) события и условия – это поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им обстоятельства, в которых возможно зафиксировать и формализовать характерную для них информацию;

3) память – вся информация, хранящаяся в памяти сотрудников организации-клиента, или тех, кто как-то связан с ней и могут дать информацию, полезную для консультанта (факты, опыт, мнения, убеждения, впечатления, предубеждения, догадки);

4) интернет-сети с организованными в них хранилищами и базами данных, конференциями и форумами [5].

В консалтинге применяют также методы организационного развития. Они направлены на изменения в поведении работников через воздействие на систему ценностных ориентации, межличностное и межгрупповое взаимодействие, индивидуальные навыки; создание условий для более интенсивного использования человеческих ресурсов [11].

Для того чтобы учесть все направления создания условий для проведения изменений, методы организационного развития целесообразно рассматривать как методы:

– технологические – методы совершенствования производственных процессов (например, ротация, изменение и обогащение содержания работ, исследование с обратной связью);

– структурные – методы создания новых ролей, новых подразделений или новых отношений подчиненности (горизонтальная и вертикальная дифференциация, формализация, централизация, координация);

– управления человеческими ресурсами – методы, направленные на оздоровление организационного климата и межличностных отношений, ценностей, здоровья, функционирования и существования (обучение, тренинг, вмешательство и индивидуальное и групповое развитие), методы вовлечения в управление (системы вознаграждения); методы, ориентированные на улучшение межгрупповых межличностных отношений (Т-группы, методы формирования команд, ролевой анализ, метод конфронтации и др.); методы работы с индивидуумом (индивидуальный тренинг, консультирование, гештальт-тренинг) [11].

Разработанные консультантами методики по условиям применения подразделяются:

1) на специализированные – применяются для особых условий (например, оргструктуры для предпринимательских сетей, виртуальных компаний); определенного типа клиентских организаций (малых или крупных; коммерческих или некоммерческих); отрасли (банки, страховые компании, промышленные предприятия и т. д.);

2) универсальные – применяются практически во всех типах клиентских организаций независимо от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, форм собственности [5].

Примером универсальных методик служат технологии управления конфликтом на предприятиях: снятие послеконфликтных напряжений в коллективе; комплексный анализ конфликтной ситуации на предприятии; защита предприятия от забастовки; действия конфликтолога в предзабастовочный период; организация забастовки на предприятии; социологические методы диагностики и прогнозирования конфликта; тренинги (переговоры, коммуникации в условиях конфликта и его разрешения); деловые игры [4].

Безусловно, клиентов интересует экономичность предлагаемых консультантами методик (продолжительность, объемы задействованных ресурсов, стоимость) [4].


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.