Целостность личности ребёнка — целостность окружающего мира — такова взаимосвязь двух главных начал, на которых базируется исповедуемая мной и моими единомышленниками концепция школы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Целостность личности ребёнка — целостность окружающего мира — такова взаимосвязь двух главных начал, на которых базируется исповедуемая мной и моими единомышленниками концепция школы.

2023-01-02 31
Целостность личности ребёнка — целостность окружающего мира — такова взаимосвязь двух главных начал, на которых базируется исповедуемая мной и моими единомышленниками концепция школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первым уроком в школе должен быть урок о смысле человеческого бытия. Сейчас весь учебный материал разделён на разрозненные, оторванные друг от друга пласты. Мир познания превращён в изолированные друг от друга «коридоры» так, что ученику порой даже трудно поверить, что это пласты единого целого. Искусство как раз сильно тем, что синтезирует раздробленные явления, даёт целостное образование и воспитание, воспитывает целостное мировоззрение.

Но искусство не может исчерпывающе решить эту проблему, если дети не погружены в атмосферу утверждения подлинных жизненных ценностей, атмосферу совместного труда и поиска, творчества — на всех уроках. Тогда есть о чём думать, тогда — на этой основе дети смогут понять искусство. Ибо если нет опыта проживания и переживания этого высокого, то высокое не будет воспринято и, оставаясь таковым лишь на словах, начнёт компрометировать себя же. Мы опираемся в учебном процессе на гармонию: вижу-анализирую-действую. Музыке, изобразительному искусству наряду с хореографией мы не просто придаём огромное значение, они должны вестись в школе каждый день — и в этом суть дела. Никакая программа, никакая методика сами по себе не могут быть гарантами успеха в деле общего воспитания.

С учителями Кизлярской детской музыкальной школы мы выяснили прямую зависимость успехов в музыке от уровня общего развития человека, а не от каких-либо особых, отдельных музыкальных способностей. Оказалось: способность в одном работает, когда есть способности во многом.

Молодость часто покоряет вершины только потому, что она не успела поверить, будто эти вершины недосягаемы. Мы поверили, что способность к одному виду деятельности слагается из способностей к другим. Талант — это система разных дарований. Значит, задача развития одной способности расширяется при вводе в действие всех. И чтобы воспитать специалиста, надо, следовательно, раскрыть человека вообще, человека в целом.

...Позади годы. Я сохранил убеждение: «Человек может всё!» Именно через осмысление этого девиза шло формирование идеи многоцелевой школы, школы-комплекса, школы-человека. Наша цель — не «знания-умения-навыки», не зубрёжка и муштра, не пичканье информацией, а воспитание человека, который бы гармонично жил, гармонично действовал в обществе и, видя и анализируя явления окружающей жизни, ощущал их связь, воспринимал мир как целое. И кем бы он ни стал — инженером, физиком, химиком, строителем, учителем — будет понимать, вторгаться в мир как нечто целостное! Мы формируем умение человека ввести себя в этот целостный мир с самого раннего возраста.

Человека с детских лет надо растить с его корней, от его сущности. А сущность человека — его человечность. И она состоит в том, чтобы, так или иначе, воссоединить силы живые в борьбе против сил хаоса, распада. Но развитие человеческой сущности, будучи целью воспитания, в то же время и его средство. Ведь почему так привлекательна и плодотворна гармоническая личность? Да потому, что только она может оценить гармонию мира как высшую ценность и беречь эту цельность, эту самую гармонию, которая создавалась миллионы лет эволюции...

В школе мы отмечаем, как от класса к классу уходят от нас внимательные, некогда открытые навстречу глаза учеников, как постепенно учение становится ложью с обеих сторон: младший лжёт, что учится, старший — что учит. Мощная энергия человеческого духа стискивается железобетонностью школьной технологии, замирает, изредка тревожа слабыми, жалкими всплесками мир однообразно нудных и долгих уроков. Но как вскипает энергией движения школа между уроками! Она напоминает в эти долгие минуты отчаяния конвульсии умирающего гиганта. Подавляющее большинство учащихся отмечают, как правило, не более двух, максимум трёх уроков в день, на которых они активны, внимательны, сосредоточенны, выступают как деятели, творцы познавательного процесса. Более двух третей учебного времени отдано безделью. Мозг как бы спит. Но это не сон-отдых. Это опасный для здоровья сон.

Активность обмена информацией — причина активности энергообмена. Сонливое состояние, вялое течение мыслительных процессов выражается в заторможенности психофизических функций, в замедленном течении энергообмена. Тело, его нервная система фактически медленно умирают. Положение «спящего» усугубляется ещё тем, что он находится в состоянии напряжённого беспокойства, в стремлении избежать разочарования своей бездеятельности... Организм, таким образом, большую часть времени находится в угнетённом состоянии. Не оттого ли кривая здоровья падает от класса к классу, одновременно с угасанием умственных сил.

Школа не сообразна природе детей, она не для них, не во имя расцвета их талантов, не во имя укрепления и развития здоровья, духовного, физического, нравственного. Адрес её усилий узкий, как лезвие ножа, — знания, умения, навыки. Не ребёнок, не личность, не развитие всей безмерности задатков, всего универсального Я, а продукты обучения.

 

Небеса горят, Звёзды светятся

В Предстоящее тропа метится.

Утром раневым, росою алою

Пойдут звёздами дети малые.

Им зарёй души тропу вымощу

Святовольный дух светом выращу.

Бездна звёздная — Ладонь к темечку

И светится мысль к звёздам речкою.

Красно солнышко в красно времечко

Вышьет золотом полотенечко.

Обретёт лицо для грядущего

Полечу лучом во всё сущее.

Озарю зарёй коронованный

Солнце Белое — свет дарованный.

 

 

ПИСЬМО МАТЕРИ

Во всех путях твоих познай Его, и Он направит стези твои.

Притчи 3, 6.

 

«Меня зовут Мальчихина Наталья, живу в г. Сургуте Тюменской области. Много сейчас говорится о М.П. Щетинине, о его Школе, высказываются разные мнения, взгляды, суждения. Я хочу поделиться своим взглядом, как мать, у которой сын учился в этой Школе.

О Центре образования М.П. Щетинина мы узнали из книги В. Мегре «Пространство любви». Тогда, в 1998 г., это всё казалось сказкой, фантастикой, и никто не мог предполагать, что придётся реально встретиться, познакомиться и более того — жить и учиться в этом удивительном центре.

Но таким чудесным образом сложились события, что через несколько лет, в 2001 г., с Божьей помощью и ещё одного замечательного человека  Ю. Кольцова мой 20-летний сын оказался именно там,  в Синегорье, в Школе М.П. Щетинина, там, где формируются основы нового типа учебного заведения — Школы народной аристократии России, призванной возродить величие нашей Родины.

Сын рос очень «трудным» подростком. Неблагополучная семья плюс улица сделали своё дело. В вечерней школе кое-как закончил 9 классов, учиться дальше или работать он не хотел. Свободное времяпровождение толкало на пагубные пристрастия — выпивка, затем — и наркотики. Стали пропадать из дома вещи. Сколько было разговоров «по душам», сколько слёз было пролито.

В 16 лет он порезал себе вены и попал в реанимацию. В общем, мне, матери, горя и забот хватало с избытком. Затем на какое-то время удалось переломить ситуацию. Мы вместе стали заниматься духовными практиками, читать литературу, ездить в горы на семинары. И всё-таки праздная жизнь больше устраивала моего сына, не было интереса ни к учёбе, ни к работе, разве что много читал, играл на гитаре. Горько и обидно было видеть сына, молодого человека без цели и смысла жизни, прозябающего в скуке и лени. А мимо идёт жизнь, полная чудес, очарования, непознанных тайн. Видимо, он ожидал чего-то важного и нужного ему. И когда ему предложили поехать к М.П. Щетинину, он, не раздумывая, согласился и понял, что другого выбора у него просто нет, как он выразился: «Моё сознание зашло в тупик».

Преображение началось с первых часов пребывания в Центре, когда его сразу направили в кухню таскать тяжёлые кастрюли, чистить картошку и т.д. Началась новая жизнь. Он ощутил себя нужным, значимым. Ведь там относятся к любому человеку как к личности, с любовью и уважением.

В одном из первых писем домой сын писал: «Всё здесь затягивает, завораживает, возгорается страсть к постижению и познанию нового и неизведанного ранее. Всё открыто для духа, если этот дух готов к восприятию чистой вселенской информации... Я как-то влился в общий поток, в общее информационное поле и всё получилось, потому что всё это было заложено внутри, задано при рождении и здесь просто помогают всему раскрыться. Здесь всё непросто, приходится вкладывать все свои силы во благо Родины....Нарабатываются умения, меняется мышление, меняется жизнь, будущее. Всё легко, всё свято! Впервые в жизни я почувствовал себя настоящим мужчиной в праведном смысле слова. И я очень благодарен всем, кто шёл со мной до этого момента моего Рождения, всем, кто верил, надеялся, ждал. А это ты, моя дорогая мама, и ты, моя дорогая сестра, и ты, мой отец... Нет предела моей благодарности».

Способный от природы, он за семь месяцев закончил курс средней школы, получил аттестат с тремя «четверками» из 20-ти предметов и поступил в Ростовскую Академию Архитектуры и ДПИ, с которой Центр заключил договор на обучение своих выпускников. Вместе с учёбой активно участвовал в жизни Центра, стал командиром взвода, директором математического лицея, членом совета управления. Почему, чего не сумели сделать семья и школа, легко и быстро происходит там?

Летом 2002 года мне довелось побывать в Центре образования, познакомиться с М.П. Щетининым. Общались мы совсем недолго, но и этого было достаточно, чтобы понять: вот место, где воспитывается сильный дух нации..

О Центре уже много написано, и можно ещё много и много писать: о системе обучения методом погружения, о системе самообеспечения — всё, от проектирования и строительства теремов-храмов до питания всех живущих там — произведено, создано, заработано самим сплочённым, творческим коллективом. Каждый «щетининец» прекрасно развит физически, поёт, танцует, рисует, строит, мастерит... Конечно, физические и психологические нагрузки там огромные, ведь цели и задачи М.П. Щетинин ставит высокие — возрождение России. О внутренних процессах, о самоуправлении, о силе духа основателя Центра и его сподвижников и учеников, о той невидимой для постороннего глаза работе могут рассказать только те, кто там живёт и учится.

Летом 2003 г. В Центре М.П. Щетинина произошли события в некотором роде трагические для учащихся и студентов. Сняли с государственного финансирования обучение студентов, и нарушилась гармоничная цепочка образования: школа-университет-аспирантура. Все студенты были вынуждены покинуть стены центра, расстаться с друзьями, с Учителем и той атмосферой взаимопонимания, дружбы которая наполнила всю их жизнь. Ребята разъехались кто куда: в Ростов, Воронеж, Армавир, но сохранили самое главное и ценное, что приобрели в Школе, это смысл жизни. И мой сын теперь живёт в Ростове, учится на 2-ом курсе очного отделения РААИ.

И мне, матери, приходится трудно в материальном плане содержать его: 30 тыс. за год обучения, оплата жилья, т.к. у академии нет общежития, расходы на питание и т.д. Ведь стоимость жизни в больших городах высокая.

Это только один пример. А остальные дети, как они?

Я писала письмо президенту В.В. Путину, пришёл ответ из администрации Президента, что моё письмо направлено в министерство образования, т.е. наши письма не доходят до президента, и он просто не знает о существовании этого уникального учебного заведения.

Прошло три года, как мой сын отправился в интересное, увлекательное путешествие в новый мир.

Осенью 2004 г., находясь в отпуске, я заехала в Ростов проведать сына. Между нами состоялся долгий, откровенный разговор. Трудно выразить словами то, что накопилось в душе у моего сына, т.к. я пыталась понять его сердцем, а не умом.

Два года пребывания в школе М.П. Щетинина оставили яркий след и повлияли на его будущую жизнь. Он изменился, окреп физически и вырос духовно. Жизнь сегодня не страшит его как раньше, когда он хотел покинуть её, она повернулась к нему своей доброй, прекрасной стороной. Замечательные друзья, в основном это ребята из Школы, хорошая девушка, учёба в академии, всё это наполняет его жизнь радостью, юношеским задором и энергией.

Сын осознал, что прежде был отброшен в своём развитии на несколько лет, потерял эти годы, и теперь он может сравнить две грани своей жизни — до Школы Щетинина и после. Я счастлива видеть, как изменился мой сын за это время, как поменялось его мировосприятие. Из гадкого утёнка он постепенно превращается в прекрасного лебедя, и мне, матери, радостно наблюдать это перевоплощение.

«Мама, как мне хорошо жить!» — эти слова пролились бальзамом на материнское сердце. Не устаю благодарить Бога, Михаила Петровича Щетинина, Юрия Кольцова за такой поворот судьбы. И моя душа вторит душе сына: «Я люблю тебя, жизнь!»

Давайте все вместе поддержим и благословим рождение нового, нравственно здорового поколения россиян. Пусть будет светел и чист их путь!»

 

Я хорошо знаю этого парня. Помню, каким он был в 16 лет. Впервые увидев его, я подумал, что ему лет 35-40, человек, прошедший суровую школу жизни — потухший взгляд, шрамы, наколки, какой-то серый цвет лица. Но маленький огонёк жизни в нём теплился. В какие-то моменты этот огонёк разгорался, парень отходил от наркотиков, мы с ним вместе радовались маленьким победам. Но были моменты, когда «улица» затягивала парня, требовала денег, времени, жизненных сил, он чувствовал себя никому не нужным. В такие моменты он старался не встречаться со мной.

Однажды я привёз в Сургут фильм о Школе в Текосе. Собралось человек 30-40, сын Натальи сел за последний стол, старался быть незаметным. После просмотра подошёл ко мне, было видно, что он явно ждал, когда я освобожусь.

— Если бы случилось чудо, ты хотел бы оказаться в этой Школе? — спросил я.

— Да!

В этом «Да!» было и желание, и надежда, и просьба.

— Я организую тебе встречу с Михаилом Петровичем, дальше всё будет зависеть от тебя. Тебе уже 20, сам понимаешь, это не 11-12 лет. Но при мне приехал в Школу парень после службы в армии — и его взяли. Постарайся открыться и довериться Щетинину как самому близкому человеку, а все прошлые привычки и наклонности придётся забыть. «У нас, как на подводной лодке, свои законы и свой распорядок дня», — говорит Михаил Петрович. Тебе необходимо будет принять этот мир полностью.

На свой «страх и риск» поехали с ним в Школу.

Так случилось, что встреча произошла утром, она длилась часа полтора с глазу на глаз. О чём они говорили, я не знаю, но этой беседы хватило, чтоб парень изменился на глазах. В обед он уже был в «наряде» по кухне, я удивился — он весь светился, куда делись его «35-40 лет». Человек вздохнул полной грудью, расправился.

Через четыре дня мне предстояло уезжать, и заканчивался испытательный срок у сына Натальи.

— Что будем делать с парнем? — спросил я у Михаила Петровича при расставании.

— Сейчас узнаем у командира взвода. Пригласите Кузовкина Виталия Николаевича.

Он чудесным образом оказался рядом.

— Как Мальчихин?

— Оставляем, хороший парень!

Рядом с Михаилом Петровичем стояла девочка 7-8 лет.

Как поступим с Алексеем Мальчихиным, как ты считаешь, Екатерина?

— Давайте оставим! — уверенно сказала девочка.

— Решение принято, оставляем!

«Дети в раннем возрасте как бы похожи на гадких утят, но это наше взрослое видение их лебединой сущности. У каждого ребёнка искреннее, большое, огромное, космическое, беспредельное, которое предстаёт перед нами под именем «долг». Исполнить свой долг — это, фактически, тот образ необходимого для совершения в этой жизни.                                                                 Не надо изучать ребёнка. Признайте его. Посмотрите ему в глаза, увидьте, что вам нужно сделать для того, чтобы они светились, и делайте, и делайте. Если не светятся, задумайтесь, что вы должны были сделать.                                                                                                                                  Мне кажется, что школа не может закрывать глаза на то, что происходит. Она должна не только смотреть на то, что происходит, но и предвосхищать будущее и работать на него.

Дети — это космическая реакция на происходящие процессы. Они заставляют меня думать, работать, искать и вспоминать себя в детстве, искать свои Синие горы. Дети — это большие люди, а взрослый — это человек, который уменьшился до социальной функции. Как бы минимизированный человек, который с щемящей тоской, вспоминает свою огромность, утраченную в детстве у подножия оставленных Синих гор. Сейчас говорю, а у самого комок в горле. Может, я и не стал бы учителем, если бы однажды это не понял. Никогда меня не предавали именно они. Чувство ответственности перед тем, что я не сделал для них ещё. Нередко мучает совесть, что не успеваю. Дети — это очень серьёзно!»

 

Государство борется с наркоманией, есть множество центров лечения от наркозависимости, какие только методики ни существуют, но, к сожалению, это всё борьба со следствием. Я знаком с теми, кто прошёл такое лечение, заплатив 5 тыс. долларов, а результата не было, т.к. человек возвращался в прежнюю среду обитания. В клиниках лечат тело, но не душу, не прививают навыков жизни.

М.П. Щетинин не применяет лекарств, кодирования, аффирмаций, гипноза, суперстрессшока и т.п., никаких клинических методик. Но человек, погружаясь в эту атмосферу, исцеляется от самого страшного недуга. Школа исцеляет душу человека, учит жить красиво и ярко, и, как следствие, исцеляются и тело, и психика. Человек, выходя в мир, твёрдо стоит на ногах.

Ведь это самый эффективный метод исцеления нации и опять же — бесплатно. Но это кому-то невыгодно.

Также, наверное, кому-то невыгодно, чтобы человек к своему совершеннолетию бесплатно овладел знаниями, имел несколько высших образований, был здоровым телом и душой, мог сотворить желанный мир и творить во благо Родины. Это невыгодно чиновникам, а не государству. Государство — это мы с вами, нам выгодно, чтоб наши дети были здоровыми, грамотными, сильными, мудрыми людьми, патриотами своей Родины, умеющими построить свой дом, вырастить и воспитать детей, а не отправлять их за границу учиться.

В живом организме, когда одна клеточка заболеет, то её лечит весь организм, он перестраивается и помогает ей одной. Так и мы с вами, должны делать всё возможное, чтоб эта Школа окрепла, выросла, стала «плодиться и размножаться».

В старину, таким же образом всем миром строили храмы, всем миром защищались от врага, было Соборное Отечество. Никто не спрашивал паспорта и прописки, рады были любому гостю. А если хозяев не было дома, то щеколда на двери указывала на это. Кстати, всех гостей, родителей, приезжающих в Школу, обязательно накормят, всё покажут и расскажут.

А сейчас мы видим, как нас пытаются научить жить как за границей — бронированные двери, глазок, домофон, кирпичный забор, «мой дом — моя крепость», и меня не волнует, что происходит за моей территорией. «Это твои проблемы».

При таком мироустройстве наш организм давно бы разрушился.

В горах встретишь чабана - кыргыза, он тебя пригласит к костру, в юрту, чаем угостит, кумысом, поговорит «за жизнь». Ни тебе гражданства, паспорта, ему это неинтересно, ему интересны общечеловеческие ценности.

А сейчас что происходит?

Мы разучились жить по Совести!

 

Однажды я общался с хантами, живущими в глухой тайге, километрах в 250 от Сургута. Мы про них анекдоты сочиняем, а они живут действительно в единстве с природой. Им не нужны компас и наука выживания в тайге, они не убьют лишнюю птичку — лишь столько, сколько нужно для пропитания. А если уж суждено убить медведя, а он для ханта является священным животным, то охота становится ритуалом.

Охотники на заимке оставляют сухари, соль, спички. Им же никто таких законов не издавал. Автомобилисты на дорогах помогают друг другу. А самый яркий пример жизни по Совести был в суровые годы войны. Люди разных национальностей спасали друг друга от верной гибели на поле боя и в тылу. Не издавалось приказов и указов казахскому или кыргызcкому народу помогать тысячам эвакуированных и репрессированных...

Получается, чем суровее условия жизни, тем человечнее становятся отношения. Мы интуитивно начинаем жить по Совести.

Я на всю жизнь запомнил эти встречи в горах Тянь-Шаня и в глухой сибирской тайге, как напоминание об истинных человеческих отношениях между людьми.

 

11 апреля 2006 года я снова встретился с Алексеем и его мамой. Пришли наши общие друзья и знакомые.

Два года, проведённые в Школе, для парня не прошли даром. Человек кардинально изменился. Те, кто его знал раньше, просто не верили своим глазам. Его рассказы о жизни в Школе удивляли и изумляли многих. Мысли, речь, взгляд на жизнь, — всё поменялось. Человек внутри себя обрёл опору, стержень, которые уже никто не сломает.

Алексей твёрдо и уверенно пошёл по жизни.

Мне было приятно и радостно смотреть на счастливые глаза матери.

 

Как сложен шаг земной дороги...

Как тяжек день без слов: «Прости!»

Отче! Прости. Но кто-то строгий

Во мне, в глубинах: «Ты расти

На светлом, чистом деле правды,

На тропах горных держи путь...»

И с болью яростной кричу я,

Себя в предсмертии врачуя,

Как среди лжи, тумана,

Крови и слёз, хулы, обмана

На тропах горных держать путь?

Скажите внятно кто-нибудь.

Сухой в воде пребудет мокрым,

Вода на льду не закипит,

Средь злых с добром не будешь добрым,

Орёл в оковах не взлетит.

Скажите, как ручей мечтаний

С рекою вечной съединить,

Притом ни боли, ни страданий

Чтоб никому не причинить?

Здоров, силён ты лишь тогда,

Когда ты миру служишь честно.

Мир хочет породить себя: ты —

Воля его смысла.

И ты тогда по праву званье человека носишь,

Когда себя ему приносишь.

В ответ ты получаешь мир.

Учись у семени травы...

Земля зимою замирает...

Поёт и слышит песню тишины,

И песню ту январь встречает.

Январь... Загадка старины,

Светозерно, начало

В январь о вечном светомысль.

Январь... и сердце застучало

Ох! В январе корней держись,

Он всем живущим Гора час.

Он холм, откуда жизни всех дороги

Открыты сердцу, скрытые для глаз.

К земле в январь зерно прижмётся,

Под кровом снега чуть живёт,

С землёю связь не оборвётся,

Одну с ним песнь, одну поёт...

 

Око травное — зерно малое.

Хоть и малое, да удалое.

Сила в нём — послушание.

Во степи, в лучах, в зиму лютую

Очи травные, да цветочные

Во любви на мир воззаряются,

Светом истины наполняются.

Малый путь к Бесконечному примеряется.

А сойдут снега речкой бурною,

Всё, что видели очи-зёрнушки,

Трава-сёмушка нам поведает.

Языком листа, стеблем зеленым.

Как у дерева, леса вольного,

Семя есть у природы всей.

 

А природа вся — древо долгое, бесконечное.

Мира зёрнышко — семя истины.

Слово вечное, слово Божие,

Само Бог оно — дух творения...

Разговор ведёт, песнь слушает о житье веков.

Так любовь в закон образуется,

Так малое большим согласуется.

В эти дни в степях, в осиян-лучах

Очи травные да цветочные

Сквозь снега на мир воззаряются,

Силой звёздною, словом Божиим наполняются...

С мира, космоса в зиму снежную

Вече — звёздное совещание —

В январе, к Крещению, завершается.

И с Крещением незаметная

Глазу строгому весна новая начинается.

 

Вести космоса, света точечка,

Семя дерева, жизни полное,

Уж лучит, звучит в мироздании.

 

Зима... время горницы...

Во безбрежие сердце смотрится тихим вечером

                               у огня печи...

Слово бабушки, песнь народная, танец дедовский,

Мысли главные, вековечные зовут царствовать...

Всё суетное разбегается, вьюгой стужною

                               разлетается.

И откуда-то, из далёкого бесконечия

К нам является очень важная,

Неслучайная — сердцем бережным согревается,

Духом огненным принимается,

Душой праведной во поля, леса,

К небу звёздному, солнцу красному посылается,

Жизнью вечною называется,

Волей пращуров направляется.

Миросвет, ладозорь, Россиюшка...

Река Свет, в Небосинь Добрынюшка...

Бога Земь, Воли глас, Раздолюшка...

Прави путь, Дедослава полюшко.

Родомысль сыновей любимушка...

Колокол, Световзлёт, Ра-силушка...

Света путь, Бога свет, Родимушка...

Вечно быть, вечно будь, Россиюшка!

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.