Виды банков и банковские объединения. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Виды банков и банковские объединения.

2023-01-01 26
Виды банков и банковские объединения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммер. банки, их цель деятельности, активные и пассивные операции.

Банки действуют в сфере обмена, а не производства, хотя воздействуют на производство косвенными способами.

Виды банков по территории д еятельности(международные, национальные, региональные, межрегиональные);

По форме собственности (государственные, акционерные, муниципальные, иностранные, частные);

по отраслевому признаку;

по набору банковских услуг (универсальные, специализированные);

по функциональным признакам (эмиссионный, ипотечный - под залог имущества; инвестицион; депозит; трастов);

по срокам выдаваемых ссуд(долго-и краткосроч);

по организационной структуре (единый, банковская группа, банк.объединения)

 

5 Порядок создания и прекращения деятельности банков Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Национальный банк Республики Беларусь следующие документы:

- заявление о государственной регистрации. В нем должен содержаться перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;
- устав банка;
- выписку из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка с временного счета);
- копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц;
- сведения об учредителях — физических лицах;
- справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;
- документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
- анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Претендент на место руководителя исполнительного органа банка должен предоставить сведения о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка; будущий главный бухгалтер — о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка. Кроме этого кандидаты на обе должности предоставляют сведения об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка каждым инвестором;
- копии платежных документов о перечислении денежных средств в уставный фонд, акт оценочной комиссии о стоимости неденежного вклада, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества;
- бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
- документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций: средств телекоммуникации, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования охранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укрепленного кассового узла и т.д.);
- платежные документы, подтверждающие внесение платы за государственную регистрацию банка и общую лицензию.

Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества дополнительно представляются нотариально удостоверенный учредительный договор банка и список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка. Для регистрации и получения лицензии иностранному банку, а также банку с участием иностранного капитала необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории Республики Беларусь. Иностранному учредителю (юридическому лицу) необходимо представить документы, содержащие доказательство его юридического статуса и платежеспособности. При внесении иностранным инвестором в уставный фонд банка свободно конвертируемой валюты представление деклараций не требуется.

Рассмотрение документов для решения вопроса о регистрации банка должно осуществляться в течение не более чем двух месяцев со дня их подачи. До принятия решения о государственной регистрации банка специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.

Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Национального банка.

При положительном решении вопроса о регистрации банка отдел лицензирования производит соответствующую запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает руководителю банка удостоверение и свидетельство о государственной регистрации. В обязательном порядке данные о государственной регистрации сообщаются:

Министерству финансов Республики Беларусь;
Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;
Инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения банка;
Республиканскому унитарному предприятию "Белорусский межбанковский расчетный центр".

Банковским законодательством определен ряд причин, по которым банку может быть отказано в регистрации. Основаниями для отказа в государственной регистрации банка являются:

не сформированный в объявленном размере уставный фонд;
несоответствие квалификационным требованиям руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
выявление недостоверной информации в представленных для государственной регистрации документах;
несоответствие статуса и финансового состояния учредителей установленным требованиям.

6 Экономическая характеристика ресурсов коммерческого банка, их классификация.

 

 

Собственные средства — это уставный фонд и другие фонды банка, создаваемые для обеспечения финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы. В состав собственных средств входят: фонды - уставный, резервный, специальные, экономического стимулирования; резервы на покрытие кредитных рисков и от обесценения ценных бумаг; средства на производственное и социальное развитие; прибыль текущего года и нe-распределенная прибыль прошлых лет.

Уставный фонд является гарантом экономической устойчивости банка. Собственные средства представляют собой состояние акционеров в коммерческом банке, т.е. чистую стоимость банка. Поэтому их движение является предметом особого отчета в комплексе финансовой отчетности, составленной по международным правилам.

Источниками привлеченных банковских ресурсов служат денежные фонды, которые банк привлекает самостоятельно с целью обеспечения своей ликвидности.

Среди них - кредиты, полученные у других банков; ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе. Они получили название управляемых пассивов. Эти пассивы дают банкам возможность восполнять депозитные потери, быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам (например, к неожиданному оттоку депозитов, к неожиданным заявкам на предоставление кредита).

Получение займа у Национального банка — традиционная пассивная операция коммерческих банков, связанная с оказанием им помощи Национальным Банком при временном недостатке резервов.

Соглашения об обратном выкупе возникли как новые источники ресурсов коммерческих банков. Такое соглашение может быть заключено между банком и фирмой (или дилерами по государственным ценным бумагам). Когда некая фирма желает вложить большую сумму наличных денег на очень короткий срок, она вкладывает их в соглашение об обратном выкупе, поскольку оно обладает высокой ликвидностью. Фирма может вернуть средства на следующий день и получить по ним проценты лишь немного ниже, чем по депозитным сертификатам. Эти соглашения стали важным каналом для размещения временно свободных средств.

 

В белорусской практике к пассивным операциям коммерческих банков относят:

• прием вкладов (депозитов) в белорусской и иностранной валюте;

• открытие и ведение счетов клиентов, в том числе счетов ЛОРО банков корреспондентов в белорусской и иностранной валюте;

• выпуск собственных ценных бумаг (акций и облигаций), а также выпуск ценных бумаг как финансовых инструментов (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов) в белорусской и иностранной валюте;

• получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных.

Не вся совокупность мобилизованных в банке средств свободна для совершения активных операций банка, а только его кредитный потенциал. Кредитный потенциал коммерческого банка — это величина мобилизованных в банке средств за минусом резерва ликвидности.

С учетом принципа ликвидности все средства кредитного потенциала коммерческого банка можно разделить по степени их стабильности: абсолютно стабильные, стабильные и нестабильные средства.

В состав абсолютно стабильных средств включаются: собственные средства банка; средства, депонированные на определенный срок; средства, полученные от других банков. Стабильные средства — это все депонированные средства по предъявлении комитентов банка, чья динамика изучена банком; при этом установлена средняя сумма средств, которыми банк может располагать в любое время для их направления в определенные активы. Нестабильные средства создают депонированные средства, которые появляются периодически и динамику которых трудно предусмотреть.

Данные закономерности необходимо использовать для выработки правильной политики в области распределения средств кредитного потенциала и ликвидности банка. Одна из основных целей банковской политики в распределении средств кредитного потенциала — это обеспечение соответствия структуры источников средств со структурой активов банка.

В том случае, когда банк предоставляет средства в среднем на более длительные сроки, чем срочность средств кредитного потенциала, он может осуществить срочную трансформацию средств. Возможность трансформации связана с тем, что средства депозитов по предъявлении концентрируются в банке от разных депонентов, которые их используют с различной динамикой. Степень трансформации должна соответствовать уровню ликвидности в момент трансформации средств.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что трансформация средств кредитного потенциала является одной из основных причин обострения проблемы банковской ликвидности. Для оценки степени риска срочной трансформации целесообразно регулировать отражение в учете сроков активных и пассивных операций. Качественное и количественное равновесие прилива и отлива средств кредитного потенциала является важным фактором в практике поддержания ликвидности банка.

Анализ объема, структуры и динамики пассивов банка позволяет определить общий рост или снижение соответствующих групп пассивов, и, при условии дополнительного анализа внутренней ситуации в банке и общеэкономической ситуации, установить факторы, влияющие на эту динамику и таким образом разработать меры, позволяющие корректировать сложившуюся динамику. Анализ структуры пассивов по видам привлечения позволит в дальнейшем при условии определения расходов по процентам (уплаченным), выявить стоимость привлекаемых ресурсов по группам и в целом по всем ресурсам банка.

 

Формы реорганизации банка

Слияние и присоединение в банках

 

Процедуры слияния и присоединения банков отличаются от аналогичных процедур в отношении других юридических лиц. Во-первых, они находятся под надзором Банка России и - что является новеллой для этого процесса - внешнего аудитора; во-вторых, сама процедура начинается задолго до проведения общего собрания, на котором участниками банков будет принято решение об их судьбе.

 

Разделение и выделение

Разделение кредитных институтов в зависимости от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т.п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации.

При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Преобразования

 

Реорганизация кредитной организации в форме преобразования. При преобразовании кредитной организации - юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) - к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

8 Порядок прекращения деятельности банка

Ликвидация банка влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда и Национального банка. Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Основными причинами самоликвидации могут быть: истечение срока, на который создавался банк; достижение цели, ради которой он был создан; решение учредителя о дальнейшей нецелесообразности функционирования банка.

Основными причинами принудительной ликвидации по решению Национального банка, как правило, являются: задержка начала деятельности банка более чем на шесть месяцев с момента его регистрации; нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда; нарушение банком законодательства, своего устава и предписаний Национального банка; выявление неточных сведений, на основании которых выдана лицензия; неоднократное в течение отчетного периода представление недостоверной отчетности, скрывающей действительное положение дел; осуществление недобросовестной рекламы и неоднократное нарушение прав потребителей и др.

Руководство банка при получении решения о принудительной ликвидации банка (согласие на самоликвидацию) должно возвратить в Национальный банк все виды лицензий для последующего их аннулирования.

Для осуществления процедуры ликвидации банка органом, принявшим данное решение, создается ликвидационная комиссия, назначается ее председатель, устанавливаются порядок и сроки ликвидации. Сообщение о предстоящей ликвидации банка публикуется в открытой печати. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния ликвидируемого банка, подготавливает отчет и ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Данные документы направляются в Национальный банк для внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. О прекращении деятельности коммерческих банков сообщается в средствах массовой информации.

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.