Ведийский религия и источники буддизма — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Ведийский религия и источники буддизма

2023-01-01 26
Ведийский религия и источники буддизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все системы, разработанные философами и религиозными мыслителями делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Первые основываются на авторитете Вед, а второе противопоставляют себя Ведам. Первые: веданта, меманса; вторые: джайнизм, буддизм.

Вся духовная жизнь древнеиндийского общества основывалась на ведийских канонах, они служили идеологическим фундаментом социальной структуры, поэтому буддизм не мог сформироваться вне идеологии Вед.

Веды создавались в течение тысячелетия, с середины II тыс. до н. э. до середины I тыс. до н. э.В узком смысле под Ведами имеются в виду 4 памятника (самхиты): Ригведа, Самаведа,Яджурведа и Атхарваведа; основная Веда — первая, т. е. Ригведа, книга гимнов (со- держит 1028 гимнов, более 1,5 тыс. стихов). В широком смысле к Ведам относят так- же, помимо четырех самхит, брахманы, араньяки и упанишады.

Мифология — основное содержание Ригведы. Ее мифологическая система чрез- вычайно сложна и запутанна.В самой «Ригведе» индийская традиция выделяет главным образом три группы божеств, которые соответствуют трем сферам Вселен- ной: небу, воздуху (воздушному пространству) и земле.(Индра (Молния и, шире, разрушительные стихии) является центральным персонажем пантеона для древнейшего состояния ведийской религии.)

В ведийской религии не было единой космогонической теории. Можно выделить три основные версии. Первая — это создание мира из некоторого «первозародыша»; Вторая — это создание мира из первочеловека Пуруши, космического великана, которого жрецы принесли в жертву, в результате чего из разных частей Пуруши возникли солнце, звезды, люди, а также боги.Третья версия- мир появляется из некоего безличного первоначала: в этом исходном состоянии отсутствует даже противопоставление бытия небытию.

Наиболее ранняя концепция ведический космологии заключается в том, что существует некая высшая закономерность, высший закон,принцип упорядочения мира- рита.

Идея связи морали и космического порядка имеет продолжение в теории кармы, которая позднее возникает в брахманизме и оттуда — с немаложажными модификациями — переходит в буддизм. Идея риты со временем стала отождествляться с понятием дхармы.

Важнейшей категорией ведийской религии является карма, которая позднее превращается в реинкарнацию (у древних индийцев это было связано с кастовыми/ варновыми представлениями.В брахманизме, поздней стадии ведийской религии (а впоследствии и в индуизме) карма — это совокупность праведных и неправедных деяний, совершенных индивидуумом.

Брахман — некая вселенская (мировая) душа, мировой разум. Брахман в этом смысле олицетворяет единство мира, он не исчезает, послужив исходной точкой возникновения последнего, а продолжает существовать.

Брахман — общее, Атман — особенное (именно поэтому в дальнейшем развитии Атман стал пониматься как душа)

 

Буддизм и роль Будды.

Будда- Гаутама, Шакьямуни

будды- были до него и будут после, появляются во время перерождения мира, они показывают путь к нирване. Каждый будда учит одному и тому же. Мир разрушается, погибает именно из-за того, что достигает «критической массы» неблагоприятная карма, накопленная живыми существами. Будда же призван наставить живые существа, прежде всего, естественно, людей, таким образом, чтобы улучшить их карму и, как окончательная цель, привести к нирване. Согласно наиболее ортодоксальным воззрениям, Будда не столько ведет к нирване, сколько показывает путь к ней.

Буддизм - единственная высокоразвитая мировая религия, которая не включает в свои представления акт творения мира и последовательно проводит мысль о вечности мироздания - вернее о периодическом саморазрушении и самовосстановлении миров.

 

Путь буддиста и путь Будды

Для достижения нирваны, высшей цели любого буддиста, необходимо преодолеть десять привязанностей, в которых реализуется тришна.

К нирване, как сказано, ведет Благородный Восьмеричный Путь, он же Срединный Путь, равно избегающий крайностей ублаготворения и умерщвления плоти: праведные воззрение, устремление, речь, поведение, образ жизни, усердие, самоуглубление.

Формула Восьмиричного Пути:(стадии, что способствует достижению нирваны)

-должная нравственность;

-правильная медитация;

-праведная мудрость.

Буддизм подчеркивает важность не самого деяния, а намерения, результатом которого стало деяние.т е ценит не внешнюю социальную сторону нравственности, а внутреннюю. Буддизм подразумевает очищение духовного мира человека от греховных мыслей(клеша, килеса)главные грехи: страсть(лобха),злость(доса) и неведение(моха)(всего их 10+ гордыня, нетвёрдость в вере, сомнение, леность, высокомерие,бесстыдство и жестокосердие).Человек, избавившийся от клеша, достигает состояния брахмачария, которое, в свою очередь, проходит 4 стадии — стадии бесконечного развития (апрамана) определенных нравственно-эмоциональных качеств: метта, каруна, мудита и упеккха

 

Классическая буддийская медитация включает две стадии. Первая — это достижение спокойствия, умиротворенности. Задача — добиться обуздания своевольного течения процессов сознания и подсознания, достичь полного контроля за своей психической деятельностью. Эта цель достигается путем концентрации внимания на одном (или, реже, более) из 38 объектов, которые обычно группируются в 5 классов(...скучная хрень...)Результат первой стадии — саматтхабхавана — достижение состояния, которое именуется джхана. Все разновидности джхана очень условно можно определить как своего рода транс, экстаз.

Вторая стадия медитации называется випассанабхавана. Эта стадия предполагает интуитивное проникновение в суть вещей. медитирующий интуитивно постигает: нет ничего в моем опыте, что можно было бы обозначить как Я (анатта), нет ничего по- стоянного (аничча), всё — страдание (дуккха)

Постижение этих истин и есть достижение мудрости

-буддизм предполагает, что человек должен самостоятельно, «изнутри» овладеть важнейшими истинами — каждый повторяет самостоятельно тот путь к просветлению, который прошел Учитель, Будда. При этом постижение истины — отнюдь не интеллектуальный акт, это акт интуитивного озарения, к которому и подводит напряженная, достаточно жестко регламентированная психологическая подготовка, тренировка.

Итак, Путь буддиста принимает следующий вид: поскольку человек освобождается от клеша, устраняется источник ухудшения кармы; поскольку человек достигает состояния упеккха, устраняется источник улучшения кармы; поскольку, далее, человек проникается осознанием (ощущением) того, что Я иллюзорно, что все непостоянно, что все есть страдание, устраняется источник привязанности к такому существованию, в таком мире — т. е. уходит тришна. Тем самым ликвидируются все основания для дальнейшего перерождения, а, значит, ликвидируется страдание. Человек достигает нирваны.

Достичь нирваны еще не означает стать буддой

Среди 10 совершенств традиция выделяет совершенство в бескорыстии (даянии), т. е. постоянная готовность «отдавать себя людям» (живым существам), совершенство в принципах, т. е. абсолютное следование всем моральным предписаниям, совершенство в отречении, т. е. строгое следование установлениям монашеской жизни, порывание уз, связывающих с семьей, и др.

 

Категория кармы и нирваны

Буддизм признает имманентность зла. Не считает его непреодолимым и источник- карма человека.

Карма объясняет явления социальной жизни(бедность и т п)

 

Буддийская церковь

Представители буддисткой церкви- исключительно монахи

Функции монаха:

- не посредник между мирянином и Буддой

- Он передает законы общественной, семейной и тп жизни от Будды- правила морали, нравственности.

 

1. Монах — это социальный, нравственный и духовный идеал для каждого верующего, поскольку это человек, который уже в данном своем существовании отринул все мирское, избавился от уз (привязанностей) и потому служит постоянным духовно-нравственным ориентиром.

2. Монах — средство улучшения кармы посредством обращенной к нему дана.даяние

3. Монашеское состояние, если верующий изберет его в качестве постоянного, ставит человека на путь достижения нирваны.

Монах — член общины (сангхи). Он должен пройти через специальный обряд по- священия и принять правила сангхи. Чтобы стать монахом, нужно не быть больным какой-либо из заразных болезней (в частности, проказой), не иметь долгов, не быть незаконнорожденным или рабом (требование сохраняется по традиции), получить согласие родителей и/или жены, достичь 20-летнего возраста. (В послушники обычно принимают в 8 лет.) Член сангхи, монах должен соблюдать 227 правил (послушник — 105). Самые главные из них — 4 (их нарушение влечет безусловное изгнание из общины, экскоммуникацию): не вступать в интимную связь; не присваивать имущества, кроме получаемого в качестве пожертвования; не лишать жизни живые существа; не претендовать на обладание сверхъестественными силами и свойствами.

 

Махаянисткий буддизм

идеал, который ставит перед собой буддист-махаянист, — это состояние бодисатвы. Махаянист упрекает хинаяниста, чей идеал — архатство, в отступничестве, в забвении одного из центральных принципов буддизма: уже сам факт стремления к индивидуальному спасению выдает, с точки зрения маха- яны, отказ от положения об анатта, т. е. от отрицания самости. Бодисатва, в отличие от архата, достигнув просветления, преисполнен решимости вести к нирване все живые существа. Его функции тем самым сближаются с функциями будды.

Высшее Знание буддиста-махаяниста заключается именно в усвоении того, что все есть Пустота (Пустота может осознаваться и как универсальный источник всех (иллюзорно) непустых сущностей, аналогична Универсальному Вакууму, или Хаосу). Поэтому и достижение нирваны есть одновременно ее недостижение, сама нирвана утрачивает свою противопоставленность сансаре. Реальна лишь то- тальная нейтрализация всех мыслимых оппозиций.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.